Крестьянка Надежда является одной из главных героинь рассказа «Темные аллеи» И. А. Бунина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Надежды в рассказе «Темные аллеи» Бунина: описание внешности, характера и судьбы героини в цитатах.
Смотрите:
Образ и характеристика Надежды в рассказе «Темные аллеи» Бунина
Надежда является хозяйкой постоялой горницы (дешевой гостиницы) на почтовой станции. Путники останавливаются здесь для отдыха, могут переночевать, съесть обед, выпить чаю. Станция находится где-то под Тулой:
«…на одной из больших тульских дорог…»
«…к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар…»
«— …Хозяйка тут или служишь?
— Хозяйка, ваше превосходительство.»
Возраст Надежды — 48 лет:
«Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?»
О внешности 48-летней Надежды известно следующее:
«Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.»
«Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях…»
В молодости Надежда была очень красива, так что на нее «все заглядывались»:
«При такой красоте, которую ты имела?» (Николай Алексеевич о былой красоте Надежды)
«Ах, как хороша ты была! — сказал он, качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?»
«…он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!».»
Героиня является бывшей крепостной крестьянкой. Около 30 лет назад хозяева-помещики Надежде вольную, то есть освободили от крепостной зависимости:
«Мне господа вскоре после вас вольную дали.»
Надежда — зажиточная крестьянка. Она хорошо зарабатывает, давая деньги в долг:
«И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.»
«И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя.»
По словам кучера Клима, Надежда является умной женщиной ( у нее «ума палата»):
«Баба — ума палата.»
Надежда любит хозяйствовать и любит чистоту. Она привыкла «держать себя прилично», так как служила, судя по всему, горничной у своих помещиков:
«И хозяйствовать я люблю.»
«И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.»
Героиня содержит свою горницу в чистоте и порядке, так что путникам приятно у нее остановиться:
«В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки…»
«И как чисто, приятно у тебя.» (Николай Алексеевич о станции Надежды)
Надежда — самостоятельная женщина. Она одна ведет свое дело:
«— Сама, значит, держишь?
— Так точно. Сама.»
«— Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?
— Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить.»
Тридцать лет назад у 18-летней Надежды был роман с дворянином Николаем Алексеевичем. После этого мужчина бессердечно бросил девушку. Юная Надежда тяжело переживала это предательство. Теперь, спустя много лет, герои встречаются на почтовой станции, где работает Надежда:
«— Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
— Тридцать, Николай Алексеевич.»
«— Ведь не могла же ты любить меня весь век!
— Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, — сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой.»
Надежда — одинокая женщина, она не была замужем и не имеет детей. Женщина объясняет это тем, что очень любила Николая Алексеевича. Судя по всему, она продолжает его любить:
«— Замужем, говоришь, не была?
— Нет, не была.
— Почему? При такой красоте, которую ты имела?
— Не могла я этого сделать.
— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
— Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.»
«Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.» (Надежда о своей любви)
«Все проходит, да не все забывается.» (Надежда о себе)
Надежда отдала Николаю Алексеевичу свою красоту, страсть, лучшие минуты своей жизни:
«И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку.»
«Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»
«Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!» (Николай о романе с Надеждой)
Женщина до сих пор не может простить Николаю Алексеевичу его предательство:
«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя.»
На прощание Николай Алексеевич говорит Надежде, что та тоже была самым дорогим в его жизни. В ответ женщина целует гостю руку, он отвечает ей тем же:
«Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.» (Николай — Надежде)
«Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.»
После этой встречи Николай Алексеевич приходит к выводу, что верно поступил, бросив Надежду; по его мнению, женитьба на крестьянке была бы «вздором»:
«Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.»
Таков цитатный образ и характеристика Надежды в рассказе «Темные аллеи» И. А. Бунина: описание внешности, характера и судьбы героини в цитатах.
Смотрите:
Любовь крестьянской девушки не раз становилась сюжетом интересных историй художественных текстов. Образ и характеристика Надежды из рассказа «Темные аллеи» стали примером настоящей любви, искренней и постоянной, одной на всю жизнь.
Внешность Надежды
Хозяйка постоялого двора (дешевой гостиницы, горницы) на почтовой казенной станции уже в зрелом возрасте, ей 48 лет. Она сохранила былую красоту и привлекательность. Автор признает, что женщина привлекательна «не по возрасту». Она похожа на красивую яркую цыганку. Темный пушок покрывает лицо по щекам и над верхней губой. Надежда легко передвигается по дому, хотя уже полновата и с большими грудями. Женщина одета в красную кофточку, черную шерстяную юбку, поношенные татарские туфли. Сочетание цвета привлекает внимание. Несколько иронично звучит у автора описание фигуры – треугольный живот, как у гусыни. Николай вспоминает внешность красавицы в молодости:
«…как хороша…»;
«…как прекрасна…»;
«как прелестна…»;
«Волшебно прелестна!».
На Надежду «все заглядывались» в молодости. «При такой красоте, которую … имела» девушка, можно было найти достойную партию или «побывать замужем» несколько раз.
Судьба крепостной красавицы
Горячая прекрасная девушка получила вольную примерно в 18-19 лет. Она стремится стать самостоятельной, и ей это удается. Надежда – зажиточная крестьянка. Она зарабатывает не только гостиницей для постояльцев, а еще и тем, что дает в долг. Девушка, вероятно, была горничной. Она приобретает гостиницу, где становится отличной хозяйкой. Горничная говорит, что привыкла «держать себя прилично», тогда не очень понятным становится роман с богатеньким дворянином. Может, эта фраза звучит как усмешка? Судьбу женщины следует делить на две части: внутренний мир и внешняя оболочка. Самостоятельная уверенная владелица постоялой комнаты, вышедшая с низов, добившаяся значительного успеха – это внешне. Влюбленная всю жизнь в одного мужчину – это душа женщины. Надежда не пережила предательства. Она любит и ждет встречи. Увидев Николая Алексеевича, женщина не стыдится своих чувств. Она признается, что не простила обмана. Она чистосердечна и прямолинейна. Зачем увиливать, если жизнь служит доказательством преданности. Долго смотрит вслед отъезжающему генералу, наверное, надеясь на его возвращение, на счастливый конец своей истории. Для дворянина смелый поступок не возможен. Вариантов много: решится и остаться с любимой, увезти ее с собой или сделать «тайной женой». Ни один не подходит к Николаю. Он трусливо сбегает, даже не задерживаясь на ужин. Страх гонит его от самого себя и от женщины, которая ждет от него ответных чувств.
Темные аллеи
Николенька бессердечно отнесся к горничной. Читал стихи про «темные аллеи» и увел ее от действительности в мир грез. Надежда не смогла изменить своим чувствам, осталась одинокой. У персонажей разные взгляды на жизнь. Николай считает, что все забывается, все проходит. Женщина уверена, что проходит молодость, любовь пройти не может. Это чувство оставляет след, продолжает жить, как бы человек не старался от него отречься. Крестьянка отдала мужчине горячность, красоту и искренность. Роман с Надеждой был поистине волшебным. Отношение к мужчине выше себя по сословию видно в поведении. Надежда на прощание целует руку Николая. Гость отвечает любимой из прошлого тем же.
Характер персонажа
Характеристика Надежды-хозяйки звучит из уст кучера Клима. Мужик говорит, что женщина «крута». Деньги, взятые в долг, нужно возвращать вовремя. Дальше будет плохо:
«…пеняй на себя».
Еще одна яркая черта Надежды – ум. Кучер говорит:
«Баба – ума палата».
Предприимчивость крестьянки вызывает симпатию. Одна, без поддержки сильного мужчины, она пробивается, становится самостоятельной. Девушка после обмана не опускает руки, не впадает в состояние плачущей девицы. Хватка и желание жить ведут ее к цели. Она хочет доказать Николаю, что могла бы быть с ним рядом. Не рассмотрела влюбленная красавица мелкой и ничтожной души молодого дворянина. Для него роман с ней – это «вздор». Назвать Надежду недальновидной и ветреной нельзя. Она просто надеялась на честность и порядочность, а встретила трусость и зависимость от мнения высшего общества.
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Характеристика и образ Надежды в Темных аллеях
Характеристика и образ Надежды в Темных аллеях Бунина
Надежда — хозяйка горницы, которая с рождения была обыкновенной крестьянкой. Вольную получила в возрасте 18-19 лет, после чего начала свой карьерный рост. Она имела большое состояние благодаря тому, что занималась ростовщичеством. С этого видно, что Надежда была настоящей хозяйкой.
Она умела распоряжаться имуществом и заниматься делами по дому. Но увы, даже с такими положительными качествами, она не смогла создать семью, хотя любила. В молодости Надежда обладала превосходной красотой, из-за чего на неё положил глаз дворянин. Между ними разгорелся роман. Но тут, взгляды главных персонажей разошлись. Николай считал что нету нечего вечного и даже любовь проходит, а Надя наоборот доказывала вечность чувств. Но все равно, она всю свою красоту молодости и «половую горячность» отдала дворянину Николаю Андреевичу. Героиня сохранила преданную любовь, с надеждой встретить своего возлюбленного, после долгих расставаний. Когда это произошло, Надежда не скрывала своего душевного порыва, и прямо раскрыла сердце любимому. От искренности девушки, дворянин растерялся и испугался. У него было два варианта: ибо сделать Надю своей тайной женой, ибо не ответить взаимностью. Хотя у Николая были чувства к этой девушке, но из-за непонятного страха он уехал.
Автор показал Надежду преданной женщиной, которая некогда не предала своих чувств. Она имела искренью половую любовь, на против дворянина тянуло только половое влечение и жажда удовлетворить их. Героиня осталась одна, по причине принятых немудрых решений. Надежда не заглянула в сердце Николая, где пряталась трусливость общественного мнения и корыстность. Из-за отсутствия мужа, ей пришлось приспосабливаться и вырабатывать в себе мужские качества, что у неё получалось. Бунин написал о ней как о «крутой» женщине, она могла заставить должников вернуть ей деньги и умело управлять хозяйством. На примере Надежды, автор показал насколько важны молодые года. Они играют ключевую роль на протяжении всей вашей жизни. Поэтому при выборе спутника жизни, стоит быть внимательным и осторожным. Нельзя спешить с решением и присмотреться к качествам и взглядам человека, чтобы не наступить на грабли, от которых пострадала Надежда.
Сочинение 2
Я считаю Надежду из этого рассказа сильной женщиной, с характером. А ещё она одинокая и несчастная. Личная жизнь у нее не сложилась, но ей есть, чем гордиться – своим делом, постоялым двором, аккуратностью, своей красотой.
Автор показывает, что это удивительно красивая женщина – для её возраста. У неё темные глаза и волосы. Она набрала вес, есть и живот, но при этом она ещё грациозно и быстро передвигается. Она и хочет выглядеть красиво, так как на ней красная кофта и даже красная обувь. Они и сама выглядит аккуратно, и её постоялый двор. Николай сразу обращает на это внимание, самостоятельно, а не чтобы сказать хозяйке приятное слово. При том, что он так невнимателен и задумчив. После, узнав её, он вспоминает, как хороша она была в молодости, как все на неё заглядывались… Но это не помешало ему бросить её.
Надежда вспоминает, что выросла при господах, то есть, хоть и крепостная, но жила в их доме, наверное, служанкой. Её могли обучить и чтению, и музыке. Она переняла у господ стиль, речь… И всё-таки для Николая, хотя он и признается, что счастлив был только с ней, не было реальным жениться на ней. Но мог бы хоть слова какие-то хорошие найти… Надежда так его и не простила, как сама признается. Но ещё признается, что всю жизнь любила.
Сильная она не только потому, что без мужчины смогла организовать свой «бизнес», что люди её уважают, а потому, что сохранила свое чувство. Они и замуж не вышла! А это в те времена и с её красотой было непросто. Могла бы согласиться на уговоры, предложения, соблазниться на деньги, вышла бы за кого-нибудь, страдала б, любила б Николая, но была бы замужней. Но она отстояла себя! Ещё сила ее характера в том, что во время этой неожиданной встречи, Надежда сохранила свое достоинство. Она не бросилась бить или целовать Николая. Они смогли спокойно поговорить. И она не оправдывала его, сказала, что он всё же поступил подло… И он согласен с этим, извинился только тем, что жизнь его, типа, наказала ещё сильней: и жена бросила, и сын – подлец.
В общем, Надежда – героиня с сильным характером, с умом и с красотой. Она вызывает уважение не только у персонажей-мужиков в рассказе, но и у читателей. У меня – точно!
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Надежды в Темных аллеях
Популярные сегодня темы
- Сочинение Шенграбенское сражение в произведении Война и мир
Произведение «Война и Мир» написанное Львом Николаевичем Толстым, заняло не просто вершину русской отечественной литературы, но и всего литературного мира.
- Был ли иной путь у Катерины? — сочинение
Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались
- Образ и характеристика учителя Харлампия Диогеновича (Тринадцатый подвиг)
В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» главным ярким персонажем является учитель математики Харлампий Диогенович.
- Анализ сказки Волшебное кольцо Платонова
Добрая сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо» о животных соответствует общей характеристике данного жанра. Ее сюжет напоминает реальность, однако каждое действие героев связано с волшебством.
- Сочинение на тему Природа в лирике Есенина 11 класс
Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Образ и характеристика Надежды в рассказе Темные аллеи
Образ и характеристика Надежды в рассказе Темные аллеи Бунина
Надежда – главная героиня рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи». Женщине 48 лет. Она является хозяйкой постоялого двора на почтовой станции. В молодости Надежда была очень привлекательной девушкой, как отмечает автор, с возрастом женщина также сохранила свою былую красоту и очарование. В прошлом хозяйка гостиницы была крепостной крестьянкой, но лет 30 назад ей дали вольную. Имея сильный и трудолюбивый характер, женщина смогла стать владелицей небольшой гостиницы. Надежда любит порядок, свой постоялый двор она содержит в чистоте.
Надежда никогда не была замужем, детей у героини нет, живет она одна. Характеристика Надежды-хозяйки постоялого двора звучит из уст кучера Клима. Женщина зарабатывает не только гостиничным делом, Надежда дает деньги в долг. Как сообщает Клим, если деньги не вернуть вовремя, то дальше будет плохо. Также кучер говорит о том, что хозяйка гостиницы очень умна: «Баба – ума палата». Сильный, решительный и смелый характер Надежды вызывает уважение и симпатию. Женщина смогла самостоятельно, без поддержки других людей, добиться независимости.
У 18 летней Надежды был роман с молодым дворянином Николаем Алексеевичем. Николай читал героине стихи про «темные аллеи», своими ложными признаниями в любви увел ее от действительности в мир грез. Надежда искренне полюбила молодого человека, он же, не видя в крестьянке свою будущую жену, оставил ее. Надежда сильно переживала предательство любимого, она так и не смогла простить его.
Судьба снова свела вместе двух героев, их встреча произошла на постоялом дворе. Прошло 30 лет, а взгляды главных героев рассказа на их взаимоотношения так и не изменились. Николай Алексеевич, как и раньше, считает женитьбу на крестьянке и любовь к ней «вздором». Он думает, что поступил правильно, оставив Надежду. Женщина же спустя много лет продолжает любить Николая, она не стыдится своих чувств. Однако простить обмана она не смогла. С грустью смотрит Надежда вслед уезжающему генералу. Искренние чувства женщины остаются неизменными, возможно, она надеяться еще раз увидеться с тем, кого любит.
Образ Надежды – это образ сильной женщины, способной на настоящие чувства. Надежда полюбила Николая Алексеевича и пронесла эту любовь через всю жизнь. К сожалению, влюбленная девушка не смогла рассмотреть ничтожность и лживость души молодого дворянина. Надежда надеялась на ответную искренность и честность, а встретила зависимость Николая Алексеевича от мнения окружающих.
Вариант 2
Главной героине рассказа Бунина «Темные аллеи», Надежде, около 48 лет, она никогда не была замужем, детей у неё тоже нет. В более молодом возрасте она была очень привлекательна и мила, да и сейчас ещё оставалась весьма обаятельной и красивой женщиной. Надежда в прошлом была крепостной, около 30 лет назад, получив вольную, она стала владелицей небольшой гостиницы при почтовой станции. Именно благодаря своему трудолюбию и упорству ей удалось стать той, кем она и являлась. Надежда не переносит беспорядка, свой постоялый двор она содержит в идеальной чистоте. Внутри всегда уютно, тепло и аппетитно пахнет вкусным обедом.
Гостиница – не единственный источник дохода хозяйки, ещё она имеет свой приработок, одалживая людям деньги. Со слов Клима, кучера, можно сделать много выводов о характере хозяйки. Например, если не вернуть в срок заёмные деньги, то не поздоровится. Надежда пользуется уважением за свою целеустремленность и практичность, ведь она, не прибегая к чьей-либо помощи очень много добилась в жизни и не от кого никогда не зависела.
Когда Надежда была совсем ещё молоденькой крестьянкой, за ней начал ухаживать такой-же молодой дворянин. Николай Алексеевич, так его звали, задурил девушке голову стихами про «темные аллеи» и прочей болтовней о любви. Надежда влюбилась и потеряла голову, а Николай жениться на крестьянке даже не собирался. Такого предательства девушка простить не смогла, они расстались, но Надежда всё ещё продолжала помнить и любить своего ухажёра.
И вот судьба неожиданно сводит их опять, 30 лет спустя. Николай Алексеевич, узнав в Надежде свою давнюю любовь не находит себе места. Но к сожалению годы совершенно не изменили мировоззрения ни того, ни другого. Николай Алексеевич всё также не приемлет неравный брак и нисколько не раскаивается в том, что расстался с возлюбленной, хотя в глубине души считает, что те далёкие дни были самыми лучшими в его жизни. Но для него важнее мнение окружающих, ведь именно из-за возможных пересудов он отказался от девушки. Надежда всё ещё безнадежно влюблена в своего давнего поклонника. Она не скрывает своих чувств, но старую обиду простить всё равно не в силах. С печалью и тоской во взгляде она провожает уезжающую карету Николая, возможно втайне надеясь когда-нибудь встретится с ним ещё.
Вот в этом и заключается, по мнению автора, вся сила духа русской женщины. Самодостаточная, сильная, уверенная в себе Надежда, сама построившая свое будущее. И в то же время ранимая, чувствительная натура, на протяжении стольких лет любившая только одного человека. И несомненно гордая, не простившая предательство, несмотря на свою искреннюю любовь.
Харарктеристика 3
Рассказ «Темные аллеи» входит в одноименный цикл произведений о любви, написанный Буниным в 1930-е – 1940-е годы. Как и многие другие произведения этого цикла, он представляет собой короткое повествование об одном эпизоде, одной встрече героев.
В непогоду в постоялую горницу в Тульской губернии приезжает немолодой военный, который узнает в хозяйке ту женщину, в которую когда-то в молодости был страстно влюблён. Всё содержание рассказа – это короткий диалог между двумя героями, их воспоминания.
Первоначальное впечатление о главное героине рассказа, Надежде, у читателя складывается, когда он вместе с приезжим входит в дом. Автор акцентирует внимание на уюте и чистоте жилища, порядке, вкусном запахе пищи. Затем появляется хозяйка и читатель отмечает, что Бунин изображает женщину с большой симпатией: она немолода, но годы не испортили ее привлекательности: «красивая», «легкая на ходу» — говорит о ней автор. Бунин сравнивает ее с цыганкой, и это тоже добавляет ей притягательности, загадочности. Надежда привычно приветлива с проезжающими, предлагает обед или чай, искренна в общении, отвечает на вопросы вошедшего в горницу военного.
Она первая узнает в проезжающем военном любимого ею когда-то Николая Алексеевича и называет его по имени. У мужчины воспоминания о ней и их любви будят в душе такую бурю чувств, что он в волнении встает, начинает нервно ходить из стороны в сторону, краснеет, прячет взгляд. Возможно, он испытывает вину перед нею. Так о многом хочет он спросить ее, узнать, как сложилась ее жизнь, но Надежда отвечает ему кратко, не говоря о тех трудностях, которые были в ее жизни. Когда-то она была крепостной в имении родителей Николая Алексеевича и славилась удивительной красотой, на которую обращали внимание многие. Читатель узнает, что Надежда получила вольную, никогда не была замужем, долго и тяжело переживала разрыв отношений с молодым барином. Любовь и обида за растоптанное чувство живут в ее душе долгие годы. Она и теперь говорит, что не простила Николая Алексеевича. И герой признается себе, что эти отношения были, пожалуй, лучшими моментами в его жизни, он хранит память о них как о самых счастливых днях.
Дополняет образ Надежды та характеристика, которую дает ей кучер Клим, увозящий героя дальше. Он говорит о хозяйке постоялой горницы как об очень умной и справедливой женщине, которая разумно ведет свое дело, приносящее постоянный доход.
В рассказе «Темные аллеи» Бунин нарисовал образ женщины из народа, способной горячо и верно любить, хранить в душе память о любимом человеке. Умная, сдержанная, красивая героиня рассказа вызывает симпатию и сочувствие читателя, ее история заставляет задуматься о несправедливости судьбы и трагизме любви.
Образ и характеристика Надежды в рассказе Темные аллеи
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Ивана Васильевича из рассказа После бала
Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.
- Перро
Сочинения по произведениям Перро
- Традиции и новаторство в поэзии Маяковского (в лирике, творчестве) сочинение
Владимир Владимирович Маяковский участвовал в таком литературном движении как футуризм. Маяковского считают чуть ли не единственным, кто добился успеха в этой стези.
- Образ и характеристика Семена Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Федору Михайловичу Достоевскому всегда удавалось наделить второстепенных персонажей своим характером и значимостью.
- Сочинение описание по фотографии (картине) Гиппенрейтера Бурый медведь (описание)
Вадим Гиппенрайтер — это один из тех людей, которые подтверждают, что талантливый человек талантлив во всем. С юного возраста он постоянно сменял свою область деятельности, и в каждой из них достигал успеха
В рассказе Бунина «Тёмные аллеи» герои случайно встречаются после тридцатилетней разлуки. Николай Алексеевич в молодости любил крепостную девушку Надю, которая была изумительно красива. Надежда пронесла своё чувство через всю жизнь, несмотря на то, что Алексей её бросил.
Жизнь и судьба главного героя не сложилась, несмотря на высокое звание, он несчастен. Характеристика героев произведения подаётся через их диалог, описание поведения при встрече, внутренние монологи.
Содержание
- Краткая характеристика Надежды
- Образ и характеристика Надежды
- Сочинение про Надю из Тёмных аллей
Краткая характеристика Надежды
Надежда – простая, искренняя, работящая, хозяйственная, умная. Ей 48 лет. Кучер отзывается о Надежде, как о справедливой, честной, предприимчивой женщине. Она не вышла замуж, любовь юности стала для неё смыслом жизни.
Сильная, волевая натура: она не смогла простить Николая. Этот образ вызывает у читателя симпатию, в отличие от пожилого генерала. В беседе она прямолинейна, откровенна, не увиливает и не стыдится своей жизни.
Провожая старую любовь, Надежда долго смотрит в окно вслед его тарантаса. Возможно, она надеется, что хотя бы сейчас он решится на поступок.
Образ и характеристика Надежды
Надежда – хозяйка горницы, которая с рождения была обыкновенной крестьянкой. Вольную получила в возрасте 18–19 лет, после чего начала свой карьерный рост. Она имела большое состояние благодаря тому, что занималась ростовщичеством. С этого видно, что Надежда была настоящей хозяйкой.
Она умела распоряжаться имуществом и заниматься делами по дому. Но увы, даже с такими положительными качествами, она не смогла создать семью, хотя любила. В молодости Надежда обладала превосходной красотой, из-за чего на неё положил глаз дворянин. Между ними разгорелся роман. Но тут, взгляды главных персонажей разошлись.
Николай считал что нету нечего вечного и даже любовь проходит, а Надя наоборот доказывала вечность чувств. Но все равно, она всю свою красоту молодости и «половую горячность» отдала дворянину Николаю Андреевичу.
Героиня сохранила преданную любовь, с надеждой встретить своего возлюбленного, после долгих расставаний. Когда это произошло, Надежда не скрывала своего душевного порыва, и прямо раскрыла сердце любимому.
От искренности девушки, дворянин растерялся и испугался. У него было два варианта: ибо сделать Надю своей тайной женой, ибо не ответить взаимностью. Хотя у Николая были чувства к этой девушке, но из-за непонятного страха он уехал.
Автор показал Надежду преданной женщиной, которая некогда не предала своих чувств. Она имела искренью половую любовь, на против дворянина тянуло только половое влечение и жажда удовлетворить их. Героиня осталась одна, по причине принятых немудрых решений. Надежда не заглянула в сердце Николая, где пряталась трусливость общественного мнения и корыстность.
Из-за отсутствия мужа, ей пришлось приспосабливаться и вырабатывать в себе мужские качества, что у неё получалось. Бунин написал о ней как о «крутой» женщине, она могла заставить должников вернуть ей деньги и умело управлять хозяйством.
На примере Надежды, автор показал насколько важны молодые года. Они играют ключевую роль на протяжении всей вашей жизни. Поэтому при выборе спутника жизни, стоит быть внимательным и осторожным. Нельзя спешить с решением и присмотреться к качествам и взглядам человека, чтобы не наступить на грабли, от которых пострадала Надежда.
Сочинение про Надю из Тёмных аллей
Я считаю Надежду из этого рассказа сильной женщиной, с характером. А ещё она одинокая и несчастная. Личная жизнь у нее не сложилась, но ей есть, чем гордиться – своим делом, постоялым двором, аккуратностью, своей красотой.
Автор показывает, что это удивительно красивая женщина – для её возраста. У неё темные глаза и волосы. Она набрала вес, есть и живот, но при этом она ещё грациозно и быстро передвигается. Она и хочет выглядеть красиво, так как на ней красная кофта и даже красная обувь. Они и сама выглядит аккуратно, и её постоялый двор.
Николай сразу обращает на это внимание, самостоятельно, а не чтобы сказать хозяйке приятное слово. При том, что он так невнимателен и задумчив. После, узнав её, он вспоминает, как хороша она была в молодости, как все на неё заглядывались… Но это не помешало ему бросить её.
Надежда вспоминает, что выросла при господах, то есть, хоть и крепостная, но жила в их доме, наверное, служанкой. Её могли обучить и чтению, и музыке. Она переняла у господ стиль, речь… И всё-таки для Николая, хотя он и признается, что счастлив был только с ней, не было реальным жениться на ней. Но мог бы хоть слова какие-то хорошие найти… Надежда так его и не простила, как сама признается. Но ещё признается, что всю жизнь любила.
Сильная она не только потому, что без мужчины смогла организовать свой «бизнес», что люди её уважают, а потому, что сохранила свое чувство. Они и замуж не вышла! А это в те времена и с её красотой было непросто. Могла бы согласиться на уговоры, предложения, соблазниться на деньги, вышла бы за кого-нибудь, страдала б, любила б Николая, но была бы замужней. Но она отстояла себя!
Ещё сила ее характера в том, что во время этой неожиданной встречи, Надежда сохранила свое достоинство. Она не бросилась бить или целовать Николая. Они смогли спокойно поговорить. И она не оправдывала его, сказала, что он всё же поступил подло… И он согласен с этим, извинился только тем, что жизнь его, типа, наказала ещё сильней: и жена бросила, и сын – подлец.
В общем, Надежда – героиня с сильным характером, с умом и с красотой. Она вызывает уважение не только у персонажей-мужиков в рассказе, но и у читателей. У меня – точно!
Читайте также: Манилов – характеристика героя поэмы Мертвые души Гоголя.
Иван Бунин – чуткий знаток человеческих душ, мастер художественного слова в сфере чувств, отношений, эмоций. Рассказ был написан автором в период эмиграции, оттого он так пронзителен, трогателен, красив.
Главные герои “Тёмные аллеи” не смогли построить свою жизнь из-за принятых в обществе норм и устоев, нарушить которые у Николая Алексеевича не хватило духу. В этом состоит весь трагизм ситуации: свободный, постаревший возлюбленный Надежды, сбежав от неё, бежит от себя всю жизнь.
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Герои рассказа Темные аллеи
Рассказ Бунина «Темные аллеи» повествует нам о встрече людей, которые не виделись много лет. Об их судьбе и несчастьях. Когда-то главный герой любил одну девушку Надежду, которая в молодости была безумно красива. Но по стечению обстоятельств она была вынуждена жить с болью разлуки. Ведь главный герой бросил ее. А сам главный герой вел несчастную жизнь, несмотря на то, что занимал очень высокий чин в обществе. В данной статье рассмотрим характеристики всех героев произведения. Начнем с главных героев.
Смысл названия рассказа «Темные аллеи»
Когда Иван Алексеевич прочел стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть», ему очень понравились следующие строки: «Кругом шиповник алый цвел Стояла темных лип аллея
». Вдохновившись ими, он решил написать цикл рассказов, объединенных общей тематикой любви. Бунин имел славу писателя, умеющего как нельзя более точно передать любовные переживания героев. В своих произведениях писатель демонстрировал это чувство под разными углами, высвечивал самые потаенные его грани. Не стал исключением и рассказ «Темные аллеи».
Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание
Рассказ «Темные аллеи» вошел в одноименный сборник И. А. Бунина и стал главным его произведением. Впервые он был опубликован в октябре 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля».
Главный герой – представительного вида мужчина, с благородным лицом и военной выправкой – остановился на постоялом двору, чтобы подкрепиться и продолжить свой путь. Хозяйкой оказалась черноволосая, темноглазая женщина со следами былой красоты на лице. Николай Алексеевич принялся расспрашивать ее о том, как она живет, как ведет хозяйство. Неожиданно женщина назвала гостя по имени, и тот вздрогнул, узнав в ней свою первую любовь, Надежду.
Когда Николай Алексеевич был юн и беспечен, он страстно влюбился в красавицу-крестьянку Надежду. Девушка полюбила юношу всем сердцем, и очень тяжело переживала разлуку: Николай бросил ее самым жестоким образом, навсегда разбив ей сердце. После этого Надежда замкнулась в себе, отвергала предложения выйти замуж от других парней, и вела одинокую жизнь. Несмотря на предательство, она продолжала любить Николая, который когда-то читал ей стихи про «темные аллеи».
С тех пор прошло тридцать лет. Взволнованный Николай Алексеевич пожаловался Надежде, что жизнь его не сложилась, как следует: любимая жена бросила его так же подло, как он когда то-то Надежду, единственный сын вырос порядочным подлецом. Перед тем, как попрощаться навек, Николай Алексеевич попросил прощения у своей бывшей возлюбленной и поцеловал ей руки. Уже сидя в тарантасе, он размышлял о том, какую сильную любовь он пропустил. Однако даже в мыслях Николай Алексеевич не мог предположить, чтобы Надежда стала его женой, матерью его детей: общественные условности, сковавшие душу и мысли героя, были сильнее его настоящих чувств…
Основные персонажи
Перед тем как представить краткое содержание новеллы «Темные аллеи», необходимо познакомиться с главными и второстепенными героями. К главным персонажам относятся Николай Алексеевич и хозяйка избы Надежда.
- Николай Алексеевич – дворянин, военный в отставке. Судя по внешнему виду, ему около 60 лет. Несмотря на свои годы, это статный и все еще привлекательный мужчина.
- Надежда – ведет хозяйство в небольшой частной горнице вблизи почтовой станции в Тульской области, где часто останавливались путники. В момент повествования ей около 48 лет. Она чрезвычайно аккуратна и хозяйственна.
В кратком содержании рассказа будут упоминаться и второстепенные персонажи: пожилой кучер по имени Клим, жена и сын Николая.
- Клим – кучер при почтовой станции. Бунин очень интересно описывает его: «…крепкий мужик, серьезный и темноликий… похожий на старинного разбойника». Прямой в своих мыслях и словах.
- Жена Николая – как и сын, присутствуют лишь в его воспоминаниях. Из рассказа известно, что брак не сложился, жена ему изменила и бросила. Уже взрослый сын, на которого возлагались огромные надежды, превратился в мота и наглеца без совести и чести.
Образ и характеристика главного героя (Николай)
В самом начале произведения Николай Алексеевич предстает импозантным, видным мужчиной, прожившим насыщенную, интересную жизнь. Но вскоре становится известно, что за красивой картинкой скрывается иная правда. В молодости он жестоко предал влюбленную в него девушку только потому, что та была крестьянкой, и не могла стать женой именитого дворянина. Впоследствии Николай Алексеевич женился по большой любви на девушке из своего круга, но она изменила ему с другим. Единственный сын, в котором Николай Алексеевич души не чаял, вырос негодяем. Сама жизнь наказала героя за его жестокость, но не смогла изменить его. Николай Алексеевич, несмотря на солидный возраст, так и остался слабым, безвольным человеком, зависимым от общественного мнения и царивших в обществе условностей.
Характер героя
Николай Алексеевич неприязненно относится к людям низшего класса. Он нервно кричит в ожидании на кучера, прислугу. Мужчина внимателен к окружающим, подмечает мелочи. В горнице Надежды он признает чистоту и приятную обстановку. Николай Алексеевич усталый и рассеянный. Эти качества пропадают, когда он узнает в женщине бывшую возлюбленную — Надежду. Нельзя сказать, что жизнь сделала мужчину бесчувственным, озлобленным человеком. Он краснеет «до слез», бормочет от стыда, болезненно усмехается. Автор подсказывает, мужчина умен. Николай признается горничной в несчастье, но бежит от искреннего разговора. Трусливость и нерешительность – основные черты его характера. Даже в преклонном возрасте мужчина остается в плену общественных рамок. Он боится задержаться, не доверяя самому себе. К чему вспоминать то, что прошло. «Все проходит, все забывается.» — пытается сам себя уговорить Николай, но то, как быстро он вспомнил Надежду, говорит об обратном. Мало событий было в жизни дворянина. Ярким пятном осталась юношеская любовь, которой пожертвовали ради положения в обществе.
Образ и характеристика главной героини (Надежды)
Сильной, цельной личностью предстает перед читателем Надежда. В молодости она была очень красивой девушкой, чем-то напоминавшей цыганку. Всей страстью своей сердца она полюбила молодого барина Николая, однако их связь была недолгой. Понимая, что никакого будущего с простой крестьянкой у него нет, Николай жестоко бросил свою возлюбленную. После предательства Надежда хотела покончить жизнь самоубийством, но нашла в себе силы жить дальше. Она отвергала многочисленных ухажеров, оставаясь верной своему чувству к Николаю. Благодаря своему уму и решительности Надежда научилась зарабатывать на жизнь самостоятельно, без мужа. Она держала постоялый двор, давала деньги в рост, и все отмечали ее справедливость и честность. Несмотря на свое низкое социальное положение, надежда оказалась гораздо более благородной и возвышенной, нежели ее возлюбленный. Женщина пронесла любовь через много лет, никого не обманула и не предала, смогла искренне простить своего обидчика. В этом и заключалась ее удивительная сила и стойкость.
Тёмные аллеи
При сквозном чтении «Тёмных аллей» бросается в глаза «избыток рассматривания женских прельстительностей», как выразился Фёдор Степун
Фёдор Августович Степун (1884–1965) — философ и мемуарист. До эмиграции издавал философский журнал «Логос», воевал в Первой мировой — этот опыт он отразил в книге «Из писем прапорщика-артиллериста», занимал должность во Временном правительстве. В 1922 году Степуна высылают из страны в рамках борьбы с инакомыслием. После эмиграции философ пережил ещё и немецкий нацизм — в Германии он преподаёт в университете, редактирует философские журналы, пока нацисты не лишают его права преподавать; в это время Степун работает над своими воспоминаниями о России «Бывшее и несбывшееся». . Чего стоят многочисленные описания щиколоток, бёдер, коленей, лодыжек и ступней, как будто заключающие в себе всю историю русского литературного фут-фетишизма, от пушкинских «ножек Терпсихоры» до Олейникова («Верный раб твоих велений, / Я влюблён в твои колени / И в другие части ног — / От бедра и до сапог»).
Избыток этот имеет накопительный эффект: отдельные женские портреты исполнены тонкого лиризма, но в совокупности составляют настоящий реестр женских фигур разной степени полноты, оттенков волос, глаз и кожи, грудей, животов и коленей всех форм, родинок и усиков. Этот эротически-анатомический атлас производит леденящее впечатление, приводя на ум тургеневского Базарова, говорившего о красивой женщине: «Этакое богатое тело! <…> Хоть сейчас в анатомический театр».
«Анатомический» подход Бунина к себе подобным, в «Тёмных аллеях» окрашенный любованием, был свойственен ему и в совершенно неэротических контекстах. Так, в автобиографической «Жизни Арсеньева» герой сожалел, что его возлюбленная Лика не сочувствует его главному интересу: «Я страстно желал делиться с ней наслаждением своей наблюдательности, изощрением в этой наблюдательности, хотел заразить её своим беспощадным отношением к окружающему». У Лики его наблюдения, например над икрами толстого полицейского пристава в «блестящих крепко выпуклых голенищах», вызывают брезгливое сожаление. Арсеньев смотрит на живых людей с чувством физиологического превосходства, прямо выводя душевные и умственные свойства из их анатомии: «Какое количество мерзких лиц и тел! Ведь это даже апостол Павел сказал «Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть у человеков, иная у скотов…» Некоторые просто страшны! На ходу так кладут ступни, так держат тело в наклон, точно они только вчера поднялись с четверенек».
Дети так же внимательны и любопытны к новым лицам, как собаки к незнакомым собакам
Иван Бунин
Подобной наблюдательностью Бунин шокировал современников и в быту, особенно любовно описывая в мемуарах коллег по цеху — «тщедушного, дохлого от болезней Арцыбашева», «педераста Кузмина с его полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки» или «извилистые, жабьи губы» Маяковского.
Нужно заметить, что для его времени такие взгляды не были чем-то необычным — в начале XX века считалось, например, что преступнику присущи атавистические черты, как будто он стоит на иной ступени эволюции, чем его современники. В своём труде «Преступления, причины, средства борьбы» (1899) основатель биокриминалистики итальянский психиатр Чезаре Ломброзо выделял физиологические признаки прирождённых преступников: например, «низкий и наклонный лоб, отсутствие чёткой границы роста волос»; «большие глазницы с глубоко посаженными глазами»; «кривой или плоский нос». Сравните с портретом героя бунинской «Барышни Клары», грузинского купчика, в порыве звериной похоти убившего проститутку: «Чуть не до бровей заросший по низкому лбу красноватыми жёсткими волосами, лицом брит и смугл; нос имел ятаганом, глаза карие, запавшие».
Чуть позже русский психиатр (и сторонник расовой теории) Иван Сикорский предлагал использование «поэтических изображений душевных состояний» и «художественных произведений для целей научных и физиогномических»
18 Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев: Типография С. В. Кульженко, 1904. . Как будто ответом на заказ Сикорского выглядит ранний рассказ Бунина «Петлистые уши» (1916): «У выродков, у гениев, у бродяг и убийц уши петлистые, то есть похожие на петлю, вот на ту самую, которой и давят их». «Большие, выступающие уши» отмечал Ломброзо, здесь же можно вспомнить уши Алексея Каренина, хрящами подпиравшие шляпу: через физический признак Толстой проявляет жестокость и лицемерие в «правдивом, добром и замечательном в своей сфере» человеке.
Однако никто, наверное, до Бунина не применял такой безжалостно-анатомический взгляд, любуясь женским телом. И в отличие от Лики, списанной с реальной женщины с её реальными, можно предположить, реакциями, вымышленные героини «Тёмных аллей» в полной мере готовы стать «соучастницами его чувств и мыслей» и блещут не менее изощрённой наблюдательностью.
В «Натали» Соня так описывает герою свою будущую соперницу:
Представь себе: прелестная головка, так называемые золотые волосы и чёрные глаза. И даже не глаза, а чёрные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже чёрные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего.
«Так называемые золотые», «конечно, огромные»: Соня описывает подругу как хорошо изученный вид, которому свойственна та или иная окраска и густота волосяного покрова. Не отстаёт и Натали: «Ваш кузен, этот, простите, упитанный, весь заросший чёрными блестящими волосами, картавящий великан с красным сочным ртом…»
А вот герой «Руси» описывает жене свою первую любовь: «Длинная чёрная коса на спине, смуглое лицо с маленькими тёмными родинками, узкий правильный нос, чёрные глаза, чёрные брови… Волосы сухие и жёсткие слегка курчавились. <…> Лодыжки и начало ступни в чуньках — всё сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями». Жена подхватывает: «Я знаю этот тип. <…> Истеричка, должно быть». «А у Ли… груди, конечно, острые, маленькие, торчащие в разные стороны? Верный признак истеричек», — эхом отзывается заглавная героиня новеллы «Генрих», подобными разговорами просто переполненной:
Что ж тут описывать, не видала ты, что ли, цыганок? Очень худа и даже не хороша — плоские дегтярные волосы, довольно грубое кофейное лицо, бессмысленные синеватые белки, лошадиные ключицы в каком-то жёлтом крупном ожерелье, плоский живот…
Женщина у Бунина готова исследовать тело другой женщины с той же безжалостной и расчеловечивающей наблюдательностью, что и герой. Такая нелояльность собственному гендеру находит у Бунина сюжетную мотивацию — Генрих и безымянная молодая жена в «Русе» разбирают чужие стати с позиции превосходства, уже одержав победу; менее уверенная в себе Соня, предчувствуя поражение, как будто «идентифицируется с агрессором»: они с «Витиком» оказываются заговорщиками, объективирующими соперницу совместно. Однако складывается впечатление, что сюжетная мотивация тут второстепенна: героиня просто становится ещё одним эхом автора, для удобства и занимательности раскладывающего на реплики свои наблюдения равно над женским телом, природой и погодой. Ту же роль выполняют в «Тёмных аллеях» случайные персонажи — в «Гале Ганской» художник и бывший моряк вспоминают, например, весну в Одессе и «всю её совершенно особенную прелесть — это смешение уже горячего солнца и морской ещё зимней свежести, яркого неба и весенних морских облаков». Кто это говорит, художник? Нет, моряк.
Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»
В рассказе «Темные аллеи» И. А. Бунин продемонстрировал роковое чувство, которое оказало большое влияние на судьбы главных героев. Однако от этого оно не стало менее прекрасным и волнительным. Любовь, которая некогда соединила Николая и Надежду, навсегда осталась в их памяти. Это было самое прекрасное, самое светлое чувство, что довелось им испытать в жизни. К сожалению, оно ушло безвозвратно, но оставило после себя глубокий след. Такая сильная любовь, которую довелось испытать Надежде, является настоящим подарком судьбы. Жизнь без столь яркого, вдохновляющего чувства проходит серо, пусто, безрадостно. Но именно такая любовь является своеобразным испытанием для личности человека: кто-то проходит его достойно, как Надежда, а кто-то — пугается и бежит от него без оглядки, как это сделал Николай. В этом и заключается идея произведения – не все способны принимать этот дар небес, и бережно хранить его.
Ушедшая любовь служит в произведении и некоей аллегорией того чувства, которое испытывал Иван Алексеевич во время эмиграции. Он очень тосковал о родине, продолжал ее любить, однако не мог смириться с переменами, которые в ней произошли, и был вынужден жить вдали от отчизны.
Пошлая история
Любовь к крестьянской девушке нашла в речи дворянина эпитет – пошлая. Такие истории были не редкостью на Руси, множество из них стали сюжетами рассказов. С другой стороны, этот же эпитет характеризует и семейную жизнь Николая. Обидно осознавать, что мужчина любил не ту, которая могла бы сделать его счастливым. Власть сословных границ сильнее. Найти себе достойную жену Николай мог только среди равных себе по положению в обществе, опуститься до красавицы крестьянского происхождения он не может. Такая женитьба – это глупость, вздор. Чувство любви у дворянина скрылось в темных аллеях, растворилось в воздухе и растаяло в прошлом.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Женские образы в творчестве Тургенева и Бунина
В русской литературной классике женские образы неоднократно становились олицетворением разнообразных черт национального характера. На страницах своих произведений писатели старались показать то многообразие женских качеств и характеров, которыми обладали женщины на Руси в любое время и любых сословий.
Одними из таких писателей, которым это наглядно удалось отразить в своих романах, считаются Бунин Иван Алексеевич и Тургенев Иван Сергеевич.
Невзирая на абсолютные отличия в жизненных ситуациях, в которых оказываются героини обоих писателей, всех женщин объединяет одна закономерная черта – необыкновенная и самозабвенная любовь.
Тургеневские женщины являются олицетворением высокой нравственности, самопожертвовании ради любви и готовой ко всему на любой подвиг ради любимых. Проявлением их характера всегда выступает честность и искренность. Его героини, по натуре своей могут быть и слабы внешне, но стойки и сильны по духу. У тургеневских девушек сильно развито чувство долга, нежели у героев, в которых они влюблены. На их долю зачастую выпадает принятие непростых и сложных решений влияющих на их судьбу и судьбу окружающих их людей.
Они любят единожды, и не возвращаются к ней, будучи отвергнутой. Они очень нравственны и религиозно верующие. Гордость еще одна из черт, которая отличает их от бунинских представительниц.
Такими героинями стали: Ася, Елена Стахова, Лиза Калитина, Фенечка, Анна Сергевна Одинцова и другие.
Женские образы в лирических произведениях Бунина необычайно милы и нежны, но в тоже время смелы и решительны на любой подвиг. Они отличаются страстностью и в тоже время драматизмом. К примеру, они не станут калечить жизнь другому человеку, не желая его обманывать. Они философски подходят к жизни, заставляют задуматься о смысле жизни, Они способны преодолеть любые тяготы.
В своих произведениях Бунин воспевает материнскую любовь, они очень женственны и милы.
Героини произведений Бунина создали целую галерею, женских образов: Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Руся, Галя Ганская, Таня из одноименного романа.
Отличием обоих писателей стали такие черты русских женщин как:
- Бунинская чувствительность и страсть,
- Гордость и своенравие Тургенева.
Но в любом случае оба писателя отразили в своих образах такую сложную и непростую судьбу русских женщин, которая отражает и судьбу России каждая в свою эпоху.
Женские образы в рассказах Бунина
Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи”. Женщины играют здесь главную роль.
Мужчины, как правило, – лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.
Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. “Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю” – такую
фразу выписывает он из дневника Флобера.
Вот перед нами Надежда из рассказа “Темные аллеи”: “…в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой”. С удивительным мастерством Бунин находит нужные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму.
Несколько точных и красочных штрихов – и перед нами портрет женщины. Однако Надежда хороша не только
внешне. Она обладает богатым и глубоким внутренним миром. Более тридцати лет хранит она в душе любовь к барину, некогда соблазнившему ее.
Они встретились случайно в “постоялой горнице” у дороги, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – проезжий. Он не в состоянии подняться до высоты ее Чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж “при такой красоте, которую… имела”, как можно всю жизнь любить одного человека.
В книге “Темные аллеи” много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, “простая душа”, преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы ; высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной ; простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию и так далее.
Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой, расстается с любимым Руся, умирает от родов Натали.
Печален финал еще одной новеллы этого цикла – “Галя Ганская”. Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была “мила, резва, грациозна… на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела”. Но время шло, Галя повзрослела: “…уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка…
Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза”. Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой.
Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.
Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии : “…она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами”. Героиня маленького рассказа “Камарг”, несмотря на бедность своей одежды и простоту манер, просто мучит мужчин своей красотой. Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы “Сто рупий”. Особенно хороши ее ресницы: “…наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах”.
Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, “мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек”, помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: “Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты”. И каковы же оказываются изумление и разочарование рассказчика, а вместе с ним и наши, когда выясняется, что обладать этой неземной прелестью может каждый, у кого в кармане найдется сто рупий!
Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа “Легкое дыхание”. Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: “В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей”.
Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, “живым” человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: “А она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена”.
Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако “чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает”. Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает.
Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К. Г. Паустовский: “О, если бы я знал! И если бы я мог!
Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы.
Я… наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская – это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке”.
Паустовский же назвал рассказ “Легкое дыхание” печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.
На страницах бунинской прозы есть немало строк, посвященных сексу, описанию обнаженного женского тела. Видимо, современники писателя не раз упрекали его в “бесстыдстве” и низменных чувствах. Вот какую отповедь дает писатель своим недоброжелателям: “…как люблю я… вас, “жены человеческие, сеть прельщения человеком”!
Эта “сеть” нечто поистине неизъяснимое, божественное и дьявольское, и когда я пишу об этом, пытаюсь выразить его, меня упрекают в бесстыдстве, в низких побуждениях… Хорошо сказано в одной старинной книге: “Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена предоставлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое даже в прекрасном…”
Бунин умеет очень откровенно говорить о самом интимном, но никогда не переступает ту границу, где уже нет места искусству. Читая его новеллы, не находишь даже намека на пошлость или вульгарный натурализм. Писатель тонко и нежно описывает любовные отношения, “Любовь земную”. “И как жену обнял и он ее, все ее прохладное тело, целуя еще влажную грудь, пахнущую туалетным мылом, глаза и губы, с которых она уже вытерла краску”. .
А как трогательно звучат слова Руси, обращенные к любимому: “Нет, погоди, вчера мы целовались как-то бестолково, теперь я сначала поцелую тебя, только тихо, тихо. А ты обними меня… везде…” .
Чудо бунинской прозы достигнуто ценой великих творческих усилий писателя. Без этого немыслимо большое искусство. Вот как пишет об этом сам Иван Алексеевич: “…то дивное, несказанно прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Надо найти какие-то другие слова”.
И он нашел их. Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел Красоту, воплотившуюся в женщине.
Вряд ли кто-то будет спорить, что одни из лучших страниц бунинской прозы посвящены Женщине. Перед читателем предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Это особенно характерно для книги «Темные аллеи». Женщины играют здесь главную роль. Мужчины, как правило, — лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь.
И. Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. Чем более изучаю их, тем менее понимаю», — такую фразу выписывает он из дневника Флобера.
Героинь поздней прозы И. Бунина отличают прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть. Незабываем образ Надежды из рассказа «Темные аллеи». Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик.
Встретившись через 30 лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело… Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство. И. Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего оценить, понять ее прекрасную душу. Но поздно о чем-либо сожалеть. Безвозвратно прошли лучшие годы.
Но нет несчастной любви, как утверждают герои другого замечательного рассказа — «Натали». Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Однако жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить. Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено. Кажется, судьба повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима. Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах».
Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек, И. Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. Находясь в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от родины. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его.
В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид»), и т. д.
Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).
Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Но, говоря о женской красоте, запечатленной на страницах его произведений, нельзя не упомянуть об Оле Мещерской, героине рассказа «Легкое дыхание». Какая это была удивительная девушка! Вот как описывает ее автор: «В четырнадцать лет у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей». Но главная суть очарования Оли Мещерской была не в этом. Всем, наверное, приходилось видеть очень красивые лица, на которые надоедает смотреть уже через минуту. Оля была прежде всего веселым, «живым» человеком. В ней нет ни капли чопорности, жеманства или самодовольного любования своей красотой: «А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». Девушка словно излучает энергию, радость жизни. Однако «чем прекраснее роза, тем быстрее она отцветает». Финал этого рассказа, как и других бунинских новелл, трагичен: Оля погибает. Однако обаяние ее образа так велико, что и сейчас в него продолжают влюбляться романтики. Вот как пишет об этом К. Г. Паустовский: «О, если бы я знал! И если бы я мог! Я бы усыпал эту могилу всеми цветами, какие только цветут на земле. Я уже любил эту девушку. Я содрогался от непоправимости ее судьбы. Я… наивно успокаивал себя тем, что Оля Мещерская — это бунинский вымысел, что только склонность к романтическому восприятию мира заставляет меня страдать из-за внезапной любви к погибшей девушке». К. Г. Паустовский же назвал рассказ «Легкое дыхание» печальным и спокойным размышлением, эпитафией девичьей красоте.
Словно художник и ваятель, Бунин воссоздал гармонию красок, линий и форм прекрасного женского тела, воспел красоту, воплотившуюся в женщине.
Содержание
- Надежда
- Николай Алексеевич
- Жена Николая Алексеевича
- Кучер Клим
- Сын генерала
«Тёмные аллеи» — рассказ А.И. Бунина, написанный им в 1938 году. Во время работы над произведением автор находился в эмиграции и сильно тосковал по родине.
Сюжет произведения. Одним днём к горнице, находившейся неподалёку от почтовой станции, подъехал мужчина. На входе его встретила женщина. Было видно, что в молодости она была красавицей. Во время разговора с мужчиной она неожиданно называет его по имени и отчеству — Николаем Алексеевичем. Шокированный мужчина узнаёт в ней девушку, в которую был влюблён тридцать лет тому назад, но с которой расстался из-за неравенства в социальном статусе — она была крестьянкой, а он — дворянином знатного происхождения. Оказалось, что женщина не смогла забыть мужчину и простить его предательство. Жизнь Николая Алексеевича тоже не сложилась. С тяжестью в сердце герои прощаются.
Несмотря на небольшой объём и незамысловатый сюжет, произведение достаточно сложно для осмысления и анализа. В нём автор размышляет о любви, потерянной и забытой, о выборе и его последствиях.
Рассмотрим образы героев рассказа.
Надежда
Надежде сорок восемь лет, она — достаточно успешная владелица горницы, живёт одна. О её внешности говорится следующее: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Ей свойственны чистоплотность, аккуратность, хозяйственность.
Надежда, без сомнений, при желании могла бы устроить свою жизнь, но все тридцать лет она не могла забыть своего возлюбленного. «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело», — говорит женщина. Она до сих пор помнит, как влюблённый Николенька читал ей стихи.
Даже спустя десятилетия Надежда не смогла простить то, как поступил с ней любимый человек: «скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». Бросается в глаза то, что она обращается к Николаю Алексеевичу исключительно на «вы».
Николай Алексеевич
Внешность героя описана так: «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II». Возраст героя — около шестидесяти лет. Он изображён как человек уставший, несчастливый, слегка раздражительный.
В молодости он любил Надежду, но затем его любовь прошла, он завёл семью и любил свою жену («кажу откровенно, — жену я без памяти любил»). Но жена изменила ему и бросила даже более некрасиво, чем сам Николай бросил Надежду, а сын вырос негодяем и наглецом. Как мы видим, его жизнь сложилась не лучшим образом.
Николай Алексеевич явно жалеет о том, что предал Надежду, и испытывает перед ней чувство стыда: «Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит», — пытается он оправдаться перед ней и перед самим собой. Его рассказ о своей неудачной семейной жизни также кажется своеобразной попыткой слегка смягчить обиду, нанесённую бывшей возлюбленной.
«Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?», — размышляет Николай Алексеевич, простившись с Надеждой. Видно, что он испытывает не только стыд за оскорбление чувств женщины, но и осознаёт (пускай и не хочет признавать), что с ней его жизнь сложилась бы более удачно, с ней он, возможно, был бы счастлив.
Таким образом, один поступок Николая Алексеевича повлиял на всю последующую жизнь героев. Судьба обоих персонажей вызывает сопереживание у читателя.
Бунин рассказывает нам трогательную историю о любви, пронесённой сквозь года, показывает, как это чувство меняет судьбы людей, и как важно сделать правильный выбор, чтобы не жалеть о нём всю оставшуюся жизнь.
Жена Николая Алексеевича
Известно, что супруг очень ее любил, несмотря на это, она ему изменяла, предала, уничтожила.
Кучер Клим
Местный рабочий ведет генерала к поезду, рассказывая о трактирщице. Он, как и любой сельский крестьянин, восхищается Надеждой, ее умом, характером, хваткой. Она говорит, что «до боли крутится» с нечестными, обманывающими.
Сын генерала
О нём сам отец отзывается, как о подлеце, транжире, бестолковом сыне. Не получилось воспитать в нём ни совести, ни чести, ни уважения к старшим.