На основе рассказа б п екимова фетисыч письменно раскройте тему маленького хозяина земли

Цели:

  • Воспитание ответственного отношения к жизни,
    гражданской позиции.
  • Формирование умения видеть современные
    проблемы общества в современной литературе,
    анализировать их и находить пути решения.
  • Знакомство с творчеством современного русского
    писателя Б. Екимова

Оборудование:

  • Портрет Б. Екимова
  • Презентация

Ход урока

1) Рассказ о писателе
(Интернет-информация). Сообщение ученика.

Слайд №1-3

Борис Екимов родился в городе Игарка
Красноярского края в семье служащих. Работал
токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером
на заводе, строителем в Тюменской области и в
Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был
принят в Союз писателей России, а в 1979 году
окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность
Борис Екимов создал более 200 произведений.
Печатается в самых популярных литературных
изданиях: “Наш современник”, “Знамя”, “Новый
мир”, “Нива Царицынская”, “Россия”. Наиболее
заметный интересу читательской аудитории
вызвали публикации Б. Екимова в “перестроечные”
годы на пике тиражности “толстых изданий”:
сборники рассказов “За теплым хлебом”, “Ночь
исцеления”, романы “Родительский дом”,
“Пастушья звезда”.

Бориса Екимова нередко называют “проводником
литературных традиций Донского края”. Лейтмотив
его произведений — реальные жизненные будни
простого человека. Это близко и понятно многим,
поэтому книги пользуются в России огромной
популярностью.

Произведения Бориса Екимова переводились на
английский, испанский, итальянский, немецкий,
французский и другие языки. Его повесть
“Пастушья звезда” включена в президентскую
библиотеку — серию книг выдающихся произведений
российских авторов.

Борис Екимов — член правлений Союза Писателей
РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза Писателей России (с
1994 года). Был членом редколлегии еженедельника
“Литературная Россия” (с 1987 года). Член
редколлегий журналов “Отчий край”,
“Роман-газета” (с 1998 года). Член комиссии по
Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997
года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).

Борис Екимов живет, как сам часто говорит, “на
два дома”: в Волгограде и Калаче-на-Дону.

Лауреат премии журнала “Наш Современник” (1976).
Лауреат премии “Литературной Газеты” (1987).
Лауреат премии им. И.А.Бунина (1994). Лауреат премии
журнала “Новый Мир” (1996). Лауреат
Государственной премии РФ (1998). Лауреат премии
“Сталинград” (1999).

2) Анализ рассказа (Фронтальная беседа).

— Где происходят события в рассказе? (В
небольшом селе на Дону)

— Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?
(Мальчик Яков, 9 лет, вдумчивый, серьёзный,
ответственный, мудрый.“Фетисычем его звали за
разговорчивость, за стариковскую
рассудительность…”)

Слайд №4-5

— Какие отношения сложились в семье мальчика?
(Отчим пьет, не работает, не интересуется жизнью
детей, не ласков.Мать работает на ферме, вся в
делах, устает, старается угодить мужу, нет
времени на детей)

Слайд №6

— Какие проблемы деревни изображает автор?
(Колхоз развалился. Нет работы, нет зарплаты. Нет
техники. Все разрушается. Люди тащат шифер, доски,
имущество из пустующих заброшенных зданий. Пьют.
Уезжают из села. Клуб, медпункт, детский сад не
работают.)

Слайд №7-11

— Какое настроение создает пейзаж в рассказе?
Выборочное чтение. (Тягостное, беспросветное,
грустное настроение.Сумерки в природе, сумерки в
жизни…)

Слайд №12-15

— Опишите школу и её учеников. Выборочное
чтение. (Фетисыч, Башелукова Маринка, трое
Капустиных.Школа уютная, домашняя обстановка.)

Слайд №16-19

— Почему ребята с охотой спешат в школу? (От
скуки, в школе интереснее, чем дома. В школе
комфортно. Все дружны, так как ребят мало.)

— Что делают ребята в перемену? (Обедают, играют,
общаются)

— Как чувствует себя Фетисыч в школе? (Как
хозяин, следит за порядком, организует занятия)

— Кто учит ребят? Что случилось с учительницей?
(Мария Петровна умерла)

Слайд №20-21

— Что чувствует Яков, узнав о смерти
учительницы? Почему не сразу говорит другим
детям о её смерти? ( Мальчик не может поверить в
смерть Марии Петровны.Не говорит ребятам
страшной новости, чтобы их не напугать, чтобы
учеба не прервалась.)

— Зачем Яков отправляется в Алешкин хутор? Как
это его характеризует? (Он идет к Галине
Федоровне за 10 км с просьбой о новом
учителе.Беспокоится, что школу закроют, что
ребята отстанут от программы, чувствует свою
ответственность за друзей.)

— Почему школьную проблему трудно решить? (Школа
есть на центральной усадьбе в Ендовке. Но возить
ребят туда некому, дороги нет-трактор едва
проехал. Постоянно жить нет возможности:
интернат закрывают, на квартире жить дорого,
родители не хотят расставаться с маленькими
детьми.)

— Как предлагает Галина Федоровна решить эту
проблему? Что предлагает самому Якову и почему?
(Она обещает найти нового педагога. А Якову
предлагает перебраться в село Алешкино, учиться
в большой школе и жить у неё. Мальчик и ей, и мужу,
и бабушке нравится. Он добрый, пока ждал Галину
Федоровну из школы, помог её матери по хозяйству.
Свои дети у неё уже выросли, разъехались.)

Слайд №22-23

— Что почувствовал мальчик после такого
предложения? Почему? Чем отличается обстановка в
доме Галины Федоровны от домашней? (Фетисыч очень
обрадовался, ему интересно учиться, а в большой
школе есть библиотека, спортзал, здесь можно
найти много друзей.В доме Галины Федоровны его не
ругают, относятся к нему ласково, выслушивают
его, хвалят, интересуются его мнением.)

— Почему “радость гасла”, когда он вернулся в
родную школу? (Он беспокоится, как без него будут
учиться ребята, что будет со школой.)

— Что чувствует бригадир Каледин, зайдя в школу?
Что он предлагает ребятам? (Он вспоминает о том,
как он и его дети учились в школе, сожалеет, что
времена изменились.Из экономии дров, света
предлагает школу сделать в избе Башелуковых)

Слайд №24-25

— Как на это отреагировал Фетисыч? Чего боится
мальчик? (Яков возмущён, боится, что все
разграбят, что школу закроют совсем.)

— Как изменился бригадир во время общения с
ребятами? (“Он как-то оттаивал, теплело на
сердце”.Он увидел будущее в этих ребятах.)

— Почему мучается мальчик? Какое решение он
примет, по вашему мнению? (Ему хочется в
Алешкинскую школу, но ответственность за свою
школу, за ребят заставляет его принять непростое
решение — остаться в родном хуторе.)

— Почему финал не оставляет чувство пессимизма?
Выборочное чтение. (“Аза окном менялась погода…
К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя,
розовая… Хутор был живой…”)

Слайд №26-36

— Как вы думаете, как можно решить проблему
вымирающих сел? (Социальная программа поддержки
села, увеличение финансирования сельских
объектов.Сами люди должны любить деревню и
делать все, чтобы она не вымирала.)

— Какой человек, по- вашему, вырастит из
Фетисыча? (Ответственный, не равнодушный,
настоящий.)

— Как проблемы рассказа перекликаются с
проблемами нашей деревни? (Колхоз развалился,
клуб не работает, поля пустуют, люди вынуждены
уезжать на заработки в Москву, многие здания
разрушаются.)

Слайд №37-41

3) Вывод урока.

“Всякий, кто читал хоть один рассказ Акимова,
наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои
— жители задонских хуторов, каждый скажет: это про
нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую
на осколки. Силой таланта и любви писатель
бережно собирает эти осколки в повествование,
которое, думаю, надолго останется в русской
литературе как честное свидетельство обо всем,
что мы испытали в последние 20 лет”. Д.Шеваров,
обозреватель газеты “Труд”.

Слайд №42-44

Вступительное слово

Тема современной деревни стала ведущей в творчестве Б. Екимова. Писать начал с 1965 года (рассказ «Товарищи красноармейцы»), автора интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В. Астафьева, проза писателя «серьезная, вдумчивая», герои — екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Произведения Б. Екимова были отмечены Бунинской премией (1994 год), премией России (1998 год).

Самый великий дар, данный человеку, — чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. В ёмких по форме и глубоких по содержанию рассказах Б. Екимова предстаёт мир человеческой души.

 — Вся настоящая литература о жизни человеческой.  Других тем в литературе нет, — считает автор.

По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным в большинстве своих рассказов.

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»

  1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Я подумала: а что бы  сделала я на месте Фетисыча?  Продолжила бы ходить в сельскую школу или всё-таки переехала бы жить в город? Эти и другие вопросы у меня возникли после прочтения  данного рассказа.

     2. В чём отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж?

За окнами школы тянется поздняя ненастная осень, долгие утренние и вечерние сумерки, «сеется мелкий дождь на серые хуторские дома, на раскисшую землю», на серые нахохленные дома. Все сидят по домам. «Тихо на хуторе и пустынно». Так же пустынно и в домах, «чернеющих пустыми глазницами». Состояние природы подчеркивают эту «пустоту и серость» жизни хутора, неслучайно эти эпитеты постоянно повторяются на протяжении всего рассказа. Даже зелень сосняка «угрюмая«».

В рассказе дан пейзаж — символ: сумерки в природе — сумерки в жизни хутора, но в конце рассказа «за окном менялась погода: к рассвету прояснилось, заря вставала»

     3. Какой исторический период отражён в рассказе? Найдите приметы времени, подтвердив свой ответ.

Борис Екимов обращается к эпохе исторического «разлома» в жизни деревни, выпавшего на постсоветское время, 90-е годы. Автор раскрывает драму смены исторических эпох: одни люди оказались на вершине процветания, а другие — в пропасти бесправия, нищеты.

Приметы времени: портрет Шварценеггера на стене;  заборов на главной улице не осталось;  дома «казенные, брошенные»;  «двери да окна в домах брошенных — настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами»; нет клуба уже, разворовали медпункт.

    4. Можно ли отнести рассказ Екимова к явлению «деревенской прозы» и почему?

Творчество Б. Екимова неразрывно связано с течением «деревенской прозы».
Стремление постичь правду истории и через нее исследовать современность; раздумья о судьбе деревни и о людях, попавших в нелегкие условия «выживания» — эти черты составляют пафос произведения писателя.
Б. Екимова волнуют «извечные» проблемы русской деревни, психология крестьянина, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями «деревенщиков» 1960-70-х годов (В. Белов, В. Распутин, В.Астафьев и др.).

     5. Как жители относятся  ко всему происходящему в хуторе? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. 

Деревенские жители смирились с безвыходностью своего положения. Как следствие этого – повальное пьянство, нищета и разруха. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека – нет деревни, нет жизни…

Разговор Анны и Федора о том, что пропиты рамы медпункта.
Анна: «Все на пропой и на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишку поставить, как у кумы Таисы: Люди во двор тянут, для дела , а ты..».
Федор: «Пузырь. И все будет!» .
И авторская ремарка «укоры были те же, что и вчера, и позавчера, и всю долгую осень».
Мы видим, что с течением времени ничего не меняется.

      6. Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?

Мальчик Яков, 9 лет, ответственный, мудрый, серьёзный.
«Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность…».

      7. Почему Б. Екимов даёт Фетисычу имя Яков? (для ответа на данный вопрос обратитесь к словарю Н.А. Петровского «Словарь русских личных имён»).

В этимологической справке «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского сказано, что это имя происходит от древнееврейского имени со значением «он следует за кем-либо». Мальчик подражает во всем своей учительнице Марии Петровне, которой удалось создать добрые отношения в школе, где есть место требовательности и заботе. Яков заменил ее в классе, всё сделал так, как это сделала бы она:

«Он решил, что о смерти учительницы в классе говорить сейчас не станет. «Про уроки забудут, – подумалось ему. – День пропал, его не вернешь», – повторил он слова учительницы».

     8. Какова роль школы в жизни хутора? Как вы думаете, почему для Якова важно было «сохранить» школу, не дать её разрушить местным жителям?

Школа играет важную роль в жизни села. Она является своеобразным центром его культурной жизни. И пока существует школа, существует село.

Мальчик считал, что без него школа пропадёт:
«…Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно — школу разгромят». 

Кроме того, происходящее в 90-е г. разрушение сельской инфраструктуры привело к запустению и исчезновению станиц и хуторов, и во многих случаях этот процесс начался с закрытия школ.

       9. Как вы считаете, кто развалил производство в хуторе, запустил землю? 

“…В Дубовке колхоз распускают. Районное начальство приехало, говорят, всё, забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте. Спасайтесь своими средствами…”.

Деревня умирает, как и “умирают” все те, кто в ней живёт. Нищета и безвыходность бытия, вот что сопровождает деревенских жителей. Как следствие этого — повальное пьянство и воровство. О возрождении деревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, магазинами, школами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека — нет деревни, нет жизни…

Ответить однозначно на поставленный вопрос нельзя, но, мне думается, что часть вины всё-таки лежит на плечах самого народа. Да, колхозной зарплаты нет, но есть подворье, усадьба, сад, огород… Вместо того, чтобы «курочить всё подряд» в селе,  люди могли бы потратить силы на обустройство собственного хозяйства.

      10. Но почему же в конце рассказа автор пишет: «хутор был живой»? Ведь мы выяснили, что жители села разрушили его.

Финал обнадеживает: как в природе день сменяется ночью, а ненастье – ясной погодой, так и в жизни людей на смену беспорядку и хаосу должны прийти порядок и созидание. И залог этой уверенности автора – в идее рассказа: девятилетний Фетисыч, переживший разруху, противостоит ей и берет на себя ответственность за сохранение «лада» в жизни.

Жизнь хутора продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть Фетисыч – ответственный мальчишка с живой душой. И пока в селе будут такие люди, хутор будет «жить».

       11. Можно ли найти ответ на вопрос: как обустроить Россию? Кто должен отвечать за обустройство хуторов?

В настоящее время трудно ответить на этот вопрос однозначно, однако, если мы обратимся к публицистическому эссе А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», то сможем сделать следующее предположение: «Перед миллионами людей встанет тяжелый вопрос: оставаться, где они живут, или уезжать? – а это связано с разорением всей их жизни, быта и нуждою в значительной помощи. Как дожить до новой работы? Это должно стать не личной бедой, а заботой комиссий экспертов и государственных компенсаций. И каждое государство должно дать четкие гарантии прав меньшинств». За обустройство хуторов должна отвечать «сильная центральная власть», которая начнёт расширять права местной жизни.

«Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей – зависит не от Москвы, Киева, Петрограда, — а от провинции». Россия сможет соразмерно развиваться только в том случаем, если «окружное население будет получать полноценное культурное питание, и окружная молодежь для своего обучения и роста – все не ниже качеством, чем в столицах».

 Список литературы:

  1. Екимов Б.П. Фетисыч // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=58569&p=1 (дата обращения: 21.12.2019).
  2. Биография Бориса Екимова // Международный культурный портал «Эксперимент» [Электронный ресурс] URL: http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-borisa-ekimova (дата обращения: 22.12.19).
  3. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: посильные соображения // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL:  https://www.litmir.me/br/?b=70172&p=1  (дата обращение 20.01.20).


1


{ Социальные проблемы села в рассказе Б.Екимова «Фетисыч»


2


Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края. Работал на заводе, на стройке в Тюменской области и Казахстане, учителем труда в сельской школе. С 1945 года поселился в г. Калач-на-Дону Волгоградской области. Как прозаик дебютировал в 1965 году.


3


За свою многолетнюю писательскую деятельность Б.Екимов создал более 200 произведений. Наиболее популярны у читателей сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда». Писатель является лауреатом многочисленных литературных премий.


4


«Девятилетний мальчонка Яков, с серьёзным прозвищем Фетисыч, обычно уроки готовил в дальней комнате…»


5


«Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность…»


6


«Пришла с работы, с коровника, мать Фетисыча-Анна, женщина молодая, но полная, с одышкой… -Сидите? Дремлете? А мамка ваша- вся в мыле. Опять на себе тягали солому и силос. Вся техника стоит».


7


«И курник стоит раскрытый… Да уж всё растянули. Свинарник какой расхороший был, сколько шиферу, сколько досок. А в клубе, говорят, и полов уже нет».


8


«Тут ещё плотницкую да кузницу на зиму закрыли».


9


«Курочат всё подряд. Всё на пропой, на пропой».


10


«Дома казённые, брошенные, заборам ли уцелеть».


11


«Всякий день на пути в школу Фетисыч наведывался в эти руины прошлого. Добро, что двери да окна в домах брошенных – настежь, а чаще – чернеют пустыми глазницами».


12


«Время- к полудню, а на дворе- ни свет, ни тьма. В окна глядит сиза наволочь поздней ненастной осени. Целый день светят в домах по хутору электрические огни, разгоняя долгие утренние да вечерние сумерки».


13


«Уже пошёл декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам».


14


«Низкие набухшие тучи, морося, ползли и ползли, а то и висели над хутором, цепляясь сизым провисшим брюхом за маковки старых груш». «Низкие набухшие тучи, морося, ползли и ползли, а то и висели над хутором, цепляясь сизым провисшим брюхом за маковки старых груш».


15


«И тихо было на хуторе, пустынно: ни людей, ни машин. Одно дело- зябкая слякотная осень; другое- работы нет».


16


«Ныне старая учительница Мария Петровна пестала, кроме главного своего ученика Якова, трёх Капустиных да Маринку Башелукову».


17


«Две комнаты с общей печкой были хорошо натоплены, в классе зеленели горшки с цветами, пестрели на стенах рисунки, аппликации да вышивки – детское рукоделье».


18


«…первоклассница Маринка Башелукова- махонькая девчушка с большим красным ранцем за плечами.


19


По тёплому времени старые люди выходили глядеть на неё, когда она горделиво несла через хутор белые пышные банты на аккуратной головке».


20


«Старая учительница порой хворала, порой уезжала к дочери в райцентр, оставляя надёжного помощника – Фетисыча. Он старался».


21


« А жила учительница недалеко, в старом домишке, в каком жизнь провела».


22


«Школа в Алёшкине стояла посреди хутора, на речном берегу».


23


«У Якова сердчишко колыхнулось от неожиданной радости. Поселиться в доме директорши, учиться в настоящей школе со спортзалом…Алёшкинская школа- дворец».


24


«Бригадир и в прежние годы не больно разговорчивым слыл, а ныне, когда всё вокруг прахом шло, он и вовсе стал молчуном. На людей не смотрел, ходил — «роги в землю».


25


«А бригадир вначале обошёл школу… Каледин когда-то учился здесь, и дети его через эти стены прошли, а с фотографии глядели лица знакомые».


26


«А потом пошёл густой снег. К утру насыпало его по колено».


27



28



29


«К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая».


30



31


«Хутор лежал вовсе тихий, в снегу, как в плену».


32


«Несмелые печные дымы поднимались к небу».


33


«Хутор был живой».


34



35



36


«Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей и полей».


37


Колхоз «Большевик» возглавлял А.В.Горшков, дважды Герой Социалистического труда.


38


Колхоз знали и в России, и за её пределами.


39


Сегодня многие жители уехали из деревни, так как колхоз развалился, работы нет.


40


Заброшены поля и фермы. Всё пришло в упадок.


41


Не работают клуб, столовая, медпункт. Почта, библиотека, сберкасса функционируют неполную рабочую неделю. Школа из средней стала основной.


42


«Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои- жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь- тревожную, разбитую на осколки». Д.Шеваров, обозреватель газеты «Труд»


43


« Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всём, что мы испытали в последние двадцать лет». Д.Шеваров, обозреватель газеты «Труд»


44


«Всякую хорошую литературу ведёт тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше». Б. Екимов

Слайд 1

Описание слайда:

Борис Екимов
«Фетисыч»



Слайд 2

Описание слайда:

Слово о писателе

Лауреат премии журнала «Наш Современник» (1976)
Лауреат премии «Литературной Газеты» (1987)
Лауреат премии им. И.А.Бунина (1994)
Лауреат премии журнала «Новый Мир» (1996)
Лауреат первой премии «Москва-Пенне» (1997)
Лауреат Государственной премии РФ (1998)
Лауреат премии «Сталинград» (1999)
Лауреат премии Солженицына (2008)


Слайд 3

Описание слайда:

Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный, трогательный.
В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.
Некоторые исследователи творчества Екимова считают, что он, наследуя традицию Белова, Распутина и других писателей — “деревенщиков”, в “дитяти” видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.
Попытаемся выяснить, правы ли они.


Слайд 4

Описание слайда:

Что мы знаем о жизни нашего героя?


Слайд 5

Описание слайда:

Что вы чувствуете по отношению к мальчику?
Пришла с работы, с коровника, мать Фетисыча — Анна, женщина молодая, но полная, с одышкой. Через порог шагнув, она присела на табурет, укорила:
— Сидите? Дремлете? А мамка ваша — вся в мыле. Опять на себе тягали солому и силос. Вся техника стоит.
— А бригадир чего же? — живея, спросил Федор.
— От него проку… Ходит — роги в землю, ни на кого не глядит.
— А Мишки Холомина «Беларусь»? Он — гожий.
Мишкин трактор теперь один на весь хутор. За ним, как за стельной коровой, глядят. Говорят, на случай. Кто заболеет… Или за хлебом. Тетка Маня правду гутарит: надо быков заводить. Бык — скотина беспогрешная. Ни солярки ему не надо, ни запчастей. На соломке попрет…
… Фетисыч, не дожидаясь, пока погонят его, резво подался в сарай, за углем…
…Но Фетисыч еще не все рассказал. Он вынул из кармана телогрейки четыре куриных яйца и сказал матери:
— Ты меня не ругай, ты прости меня. Я одно яйцо разбил нечаянно.
— Это уж как положено. Хорошо, хоть не все кокнул.
— Зато я сделал доброе дело: тетку Шуру обрадовал. Я из гнезда забрал яйца, там их десять было. Пять темных и пять белых. Я сообразил: у нас все куры красные, они темные яйца несут, а у тетки Шуры — белые, значит, ее куры у нас снеслись. Правильно я сообразил? А тетка Шура как раз во дворе была. Я ее и обрадовал, отдал пять яиц и сказал, что всегда буду белые яйца ей отдавать. Правильно я сделал? Федор ухмыльнулся.
— Тебя кто за язык тянул? — досадуя, спросила у Фетисыча мать. — Тебе кто велел лезть в эти гнезда? Темные, белые… Грамотей. Либо тебе куры докладывают, какие они яйца несут? Знахарь… Она своих кур сроду не кормит. А мы вволю сыплем. Вот они и бегут на чужбинку. А ты ей — яйца. И она взяла, бесстыжая. А ты вечно суешь свой нос куда не просят.
Фетисыч все понял и молча убрался из кухни.


Слайд 6

Описание слайда:

Что же остаётся маленькому герою? Есть ли в его жизни то, что может его радовать?
Что ему интересно? Вы за него переживаете?

Школа. В его жизни есть школа.
У Фетисыча уроки были сделаны, можно и в школу отправляться. Хоть и рановато, но веселее там.
Через кухонную толкотню, где суматошилась мать, понемногу наливался похмельною злостью отчим, и лишь кудрявая Светланка жила своей детской счастливой жизнью. Через все это Фетисыч пробился быстро и выбрался на волю.
Какая она, сельская школа? Какой была школа Фетисыча?
Хуторская школа — длинное дощатое здание на высоком кирпичном фундаменте — когда-то была восьмилеткой. Директор, завуч, завхоз, учителя… Школьники с трех хуторов сходились. Ныне старая учительница Мари Петровна пестала, кроме главного своего ученика Якова, трех Капустиных да Маринку От дома Фетисыча видна была и школа. Она лежала на въезде, в начале длинной, через весь хутор, улицы, по которой стояли бывшие клуб, медпункт, детсад, почта, баня да магазины. Напрямую, дворами да проулками, до школы можно было добраться в два счета.
За долгие годы улицу выездили, посередке тянулась глубокая лужа. Старый брехун Архип божился, что в разлив в эту лужу из озера карась заходит и можно его ловить. Лужа и летом не высыхала, зеленея. А уж теперь словно море была, топя заборы. Правда, заборов на главной улице почти не осталось. Дома казенные, брошенные, заборам ли уцелеть.
Всякий день на пути в школу Фетисыч наведывался в эти руины прошлого.
Добро, что двери да окна в домах брошенных — настежь,
а чаще — чернеют пустыми глазницами. В бывшем медпункте,
где и теперь пахло лекарствами, Фетисыч садился в высокое
блестящее кресло. Оно вращалось. Крутнешься раз-другой — и дальше пошел.
Клуб еще год назад стоял на запоре. Нынче — все раскрыто. Сцену разобрали, выдрали полы. Дед Архип ободрал дерматин с кресел и шил из него чирики. Красный цвет, он приметный. Полхутора в этих чириках щеголяли. В бывшем магазине можно было залезть в большой холодильник, прикрыть дверцу — и вроде тюрьма. Там же лежал на боку тяжелый запертый сейф. Его курочили, но так и не открыли.


Слайд 7

Описание слайда:

Очевидно, представление о дороге к школе складывается не очень приятное.
Но это была всё-таки дорога к его школе. И он спешил. Школа была для Фетисыча…

В просторной школе топили одну печку на две комнаты: класс и еще одну рядом, под названием «спортзал», со шведской стенкой, трапецией да перекладиной. Уроки начинали по-своему, к полудню. Некуда было спешить.
Первым приходил Яков. Забирая ключ у технички, молоденькой тети Вари, которая напротив школы жила, он первым делом спрашивал:
— Натопила?
— Натопила, натопила… Иди проверяй, завхоз.
У школьного крыльца стояли корыто с водой и большой сибирьковый веник, чтобы сапоги отмывать. Хотя потом в школе и разувались, меняя обувь, но на крыльцо грязь не тягали. За этим Яков следил. Он был официально назначен старостой и помощником старой учительницы и в школе чувствовал себя свободней, чем дома.
Пустое длинное здание с длинным коридором встречало тишиной и гулким эхом шагов. Две комнаты с общей печкой были хорошо натоплены, в классе зеленели горшки с цветами, пестрели на стенах рисунки, аппликации да вышивки — детское рукоделье. Три светлых окна глядели на хуторскую улицу. Шумно прибывали Капустины.
Школа оживала


Слайд 8

Описание слайда:

Ваше впечатление от сопоставления картин?

Как будто два мира, две планеты…Возникает ощущение
страха, несправедливости, ненормальности, холода –
так быть не должно.
Время — к полудню, а на дворе — ни свет, ни тьма.
В окна глядит сизая наволочь поздней ненастной осени.
Целый день светят в домах по хутору электрические огни, разгоняя долгие утренние да вечерние сумерки.
  Уже пошел декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам. Низкие набухшие тучи, морося, ползли и ползли, а то и висели над хутором, цепляясь сизым провисшим брюхом за маковки старых груш. По теплу, по лету, хутор тонул в садах. Теперь же через голые ветви все насквозь было видать: от далекого Заольховского кута, который упирался в лесистое займище, до самого озера, с белым песком на берегу, с желтыми камышами. Весь хутор словно на ладони: серые нахохленные дома, сараи, базы, высокие сенники, просторные огороды. И тихо было на хуторе, пустынно: ни людей, ни машин. Одно дело — зябкая слякотная осень; другое — работы нет. Свиней давно на мясокомбинат сдали, овец раньше продали, коров один гурт неполный остался. Тут еще плотницкую да кузницу на зиму закрыли. А дороги развезло, и хлеб печеный не возят. То хоть возле кузни да плотницкой с утра народ толокся, на бригадный наряд в контору ходили, потом у магазина
собирались бабы да старики, ожидая хлеб. Нынче все по домам сидят.


Слайд 9


Слайд 10

Описание слайда:

Перед нами картины, которые и комментировать не хочется. И всё же они помогают лучше понять героев и события. Какова роль пейзажа в рассказе?
Это фон, на котором происходят события или… А что же происходит с людьми?

Пейзаж – символ; время года, месяц не случайны. Неуютный , промозглыйдекабрь – время Рождественского поста. В прежние времена постились, до Рождества не пили. Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни (в безверии, в безделии) оскудели душой, безобразничают, воруют. Холодная осень в душах людей, равнодушие, пустота…

Вернёмся к нашему герою – Фетисычу. Какие ещё испытания его ждут?
Яков проверил печку и, усевшись за учительский стол, стал ждать. Голоса Капустиных, как только вываливала орава из дома, звенели без умолку, приближаясь. Школьников у Капустиных было трое, но обычно прихватывали довеска — шестилетнего Вовика, который ревмя ревел, в школу просясь. А коли не брали его, то убегал из дому и приходил самостоятельно.
Шумно прибывали Капустины. Школа оживала. Вслед за ними, опаздывая, медленно поспешала первоклассница Маринка Башелукова — махонькая девчушка с большим красным ранцем за плечами. По теплому времени старые люди выходили глядеть на нее, когда она горделиво несла через хутор белые пышные банты на аккуратной головке. Глядели и вздыхали, вспоминая былое.
Так было и нынче.
Удивительный маленький большой человек. Он ещё не знал, что случилась беда.
Большая беда, непоправимая. Мальчик ещё не знал, что так, как было (так было и нынче), —
уже не будет.


Слайд 11

Описание слайда:

Как вы думаете, что могло произойти ?
Жила учительница недалеко, в старом домишке, в каком жизнь провела. Яков отворил калитку и сразу почуял неладное: настежь были открыты все двери — коридорная, кухонная, сарая.
— Мари Петровна! — заглядывая в дом, позвал Яков.
В доме горел свет. Но никто не ответил.
— Мари Петровна! — окликнул он во дворе.
Старая учительница была в сарае. Она стояла навалившись на угольный ящик. В полутьме Яков не сразу ее заметил, а потом бросился к ней:
— Мария Петровна…
Учительница была мертва и стала валиться на мальчика, как только он тронул ее. Яков с трудом, но не дал ей упасть. Ледяная рука, окостеневшее тело все сказали ему. Он прислонил мертвое тело к стене сарая и бросился вон.
Потом, когда к учительнице поспешили взрослые, он издали глядел, как ее заносят в дом. Он поглядел и пошел к школе. Он чувствовал, что озяб. Пробирала дрожь. У крыльца, отмывая в корыте грязные сапоги, он решил, что о смерти учительницы в классе говорить сейчас не станет. «Про уроки забудут, — подумалось ему. –
  И еще что-то, более важное, останавливало его: он не до конца поверил в смерть, какая-то последняя надежда теплилась — может, еще оживет.
Как события будут разворачиваться дальше? Что будет с его школой, с ребятами?
Хоть и умерла Мария Петровна, но каждый день в школу сходились. Выбирался Яков из дома, свистел возле Капустиных и Башелуковых. Техничка тетя Варя топила печь. И уроки шли, как и раньше: по расписанию, с переменами. «Чем по домам сидеть, лучше в школе, — так Яков решил. — А то пропустим, нам же и догонять». Все было как прежде, лишь без Марии Петровны. И нужно было искать ей замену.


Слайд 12

Описание слайда:

Проблемы, которые обозначены в прочитанном отрывке, – это проблемы далеко не детские. Но за решение их берётся маленький человек – Фетисыч.
Какие качества характера проявляются мальчиком в принятом им решении (?) –
решении взрослого человека?

Школа в Алешкине стояла посреди хутора, на речном берегу. Поднялся на бугор — и вот она: кирпичная, с высоким строением спортзала. При входе — раздевалка, а возле нее сидит уборщица и платок пуховый вяжет.
Галина Федоровна, услыхав о смерти учительницы, даже всплакнула:
— Господи… Как мы ее любили… Так вас и пестала до последнего. А схоронили где?
— В райцентре, дочка забрала, — сказал Яков и повернул на свое, ради чего и шел: — Она померла, а мы остались ни с чем. Пятеро учеников: трое Капустиных, Башелукова, я. А учить нас некому. Может, вы нам поможете, найдете учительницу?
Найдите в отрывке слова со значением оценки.
Всплакнула, пестала (устар.) – нянчить, заботливо, любовно выращивать, воспитывать (высок.)
Завтракали и слушали Якова.
— Как она померла, сообщили в сельсовет, оттуда в районо. Там велели перевести нас в Ендовку, на центральную усадьбу. Мы и поехали туда с дядей Витей Капустиным. У него трое в школу ходят, и Вовке на тот год идти. Поехали. Трактором едва добрались. Думали в интернат устроиться. Там большой интернат, двухэтажный. А его закрыли.
— Сейчас их везде закрывают, — вздохнула Галина Федоровна.
— Закрыли и там. В школу нас берут, пожалуйста. А как добираться? Колхоз не будет возить. Горючего нет, и вся техника поломана. Говорят, становитесь по квартирам. А квартиры в Ендовке — с ума сойти. Сдурели хозяйки. По сто тысяч требуют. Капустин как услыхал, за голову схватился. Он где такие деньги возьмет? Тем более за троих. Опупеть можно. У него зарплата — сто тысяч не выходит. И тех не дают с лета. Плюнул. Пусть, говорит, дома сидят. А Маринка Башелукова, та и вовсе — кроха. Куда ее отпустят родители? Она у них одна при двух бабках. Те сразу с ума сойдут. Вот и все… И как хочешь… Учительницу бы нам найти, — попросил он.


Слайд 13

Описание слайда:

Ситуация непростая. Маленький «мужичок с ноготок» просит учительницу. Взяв «руководство» классом в свои руки, он пытается спасти уютный дом для хуторских ребятишек – школу. К сожалению, больше некому…
— Мария Петровна умерла, — сказала мужу хозяйка. — Школу у них закрывают. Нет учителя. А у нас в Филоновской никого нет? — задумчиво спросила она не столько мужа, сколько себя. — Татьяна Петровна на пенсии, она не пойдет. Надо из молодых. Тамара Максимова в Михайловке в педучилище, на каком курсе? Ее мать как-то спрашивала меня про место. Надо поговорить с ней. У них отца нет, сестренка младшая. На заочное можно перейти и работать.
— Не могла наша Петровна чуток потерпеть, — со вздохом попенял Яков. — Конечно, старая. Но хоть бы до зимних каникул доучила. Неделя прошла. Так и месяц пройдет, и зима. На второй год оставаться?
Так искренне было это мальчишечье, детское огорчение, что баба Ганя пожалела:
— А ты живи у нас. Школа — рядом. И мне будет с кем погутарить.
Предложение было неожиданным. Яков вскинулся и поглядел на Галину Федоровну и мужа ее.
— Живи, — подтвердил приглашение хозяин. — Лампочку красную в курятник ввернем, куры усиленно занесутся, харчей хватит. — Ему понравился этот мальчишка. Свои сыновья этой осенью в город уехали: старший — в институт, младший — в техникум. Стало в доме непривычно пусто. — Живи, — повторил он.
Мальчик не мог ничего ответить, лишь глядел на Галину Федоровну, понимая, что последнее слово за ней. Она поняла его, сказала мягко:
— Живи. Комната свободная есть. С матерью я поговорю.
У Якова сердчишко колыхнулось от неожиданной радости. Поселиться в доме директорши, учиться в настоящей школе со спортзалом, где и зимой в футбол играют. А уж народу там… Школа своя вдруг увиделась в настоящем свете: пустой дряхлый дом со ржавою крышею, один-разъединый класс, Капустины да Кроха. Алешкинская школа — дворец. А дом Галины Федоровны… Это не пьяный да похмельный отчим да мать с ругней: «Замолчи… Прикуси длинный язык…» Здесь — книг полная комната, все стены в полках.
 


Слайд 14

Описание слайда:

Нелегко сейчас Фетисычу. Почему?
Он на хутор спешил, где ждали его.
Через дом родной он промчался, не успев похвалиться. Мать с отчимом на базах управлялись со скотиной. Ухватив сумку, Яков подался в школу, гадая: как там без него? И если в долгом пути на хутор ничто не омрачало нежданно свалившегося на него счастья, то теперь пришло на ум иное: он уйдет, а Капустины с Крохой останутся. Что будет с ними? И что со школой? Радость гасла. А уж о том, чтобы в школе похвалиться, и вовсе не стоило думать. Молчать надо было до поры. Но до какой? В классе все были на месте и, будто за делом, ждали, что скажет он.
  — С Галиной Федоровной повидался, — доложил Яков. — Обещала найти учительницу. Есть у нее на примете. — И разом перешел к учебным делам: — Кто должен заполнять настенный календарь природы? Капустины, ваша обязанность? Почему не заполнили? И разом давайте тетрадки по природоведению. Задано было: живая и неживая природа зимой. Жизнь домашних животных, жизнь диких животных, труд людей… Все вопросы страницы пятидесятой и пятьдесят первой. У Маринки погляжу домашнее — и вас буду проверять и спрашивать. Надо учиться, а не сидеть зря. Придет новая учительница, а все отстали. А цветы не политы, — попенял он старшей Маринке. — Совсем свяли. Вон в алешкинской школе сколько цветов… Они не забывают.
Ворчливым упрекам своего старшего ребята даже обрадовались. Без Якова было пусто.
А теперь по-прежнему все пошло: класс, уроки, строгий Фетисыч,
словно смерть учительницы ничего не изменила в их жизни.
— А что отмечать? — забурчали братья.
— Дождь да дождь.
 


Слайд 15

Описание слайда:

Писатель ставит своего героя в ситуацию нравственного выбора…
У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по-человечески жить подальше от пьяницы-отчима. Только не таков этот мальчик. Требует он учительницу , думая о ребятах, о школе. Ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село. А пока он за Мари Петровну…Ни Марина Капустина, ни братья ее, ни тем более Кроха без Якова ничего не смогут. Лишь он знает, как тетради проверять, ставить отметки. Его Мария Петровна учила.
Действительно, многому научила Фетисыча Мария Петровна. Чему?
Достойно выдерживать удары судьбы, достойно проходить жизненные испытания, испытания ситуацией выбора. Она научила его жить сердцем, привила мальчику чувство долга, чувство хозяина – я в ответе за всё… Именно в духовной связи поколений видит писатель силу жизни, что изменит ситуацию в России к лучшему.
И в очередной раз мы видим маленького взрослого человека. Его  мысли (внутренний монолог) убеждают в этом. Удивительная способность человеческая – думать обо всех! А перед нами всего лишь ребёнок…
“Не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик. — А через неделю… школу разгромят. Сначала вынут стёкла. Говорят, они дорогие. Потом снимут двери, окна выдерут. И пойдут курочить…” — с этими горькими мыслями проснулся ночью
Фетисыч, и представил он, что “к Новому году от школы останется
лишь пустая коробка с чёрными проёмами.
Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт.
Так будет и со школой. Без него всё пойдет прахом”.


Слайд 16

Описание слайда:

Следующая сцена наполнена глубоким психологизмом: «То, что прежде было
гордостью мальчика, стала вдруг горем».
О каком горе идёт речь?
Потому что нельзя было уйти в Алешкин, к Галине Федоровне.
И от бессилья что-либо изменить Яков заплакал.
Он плакал редко. «Бычок упористый…» — говорила мать.
А теперь хлынули слезы, и казалось, не будет им конца.
Горячие, волна за волной, они накатывались из груди.
И мальчик плакал и плакал, пока не уснул.
Почему плачет Фетисыч? Что значат эти слёзы?
Снова снилась ему школа, теперь своя, но такая похожая на алешкинскую: с просторными светлыми коридорами, с плетучей зеленью по стенам и потолку, со стеклянной оранжереей. И будто он, Яков, вел по школе и показывал ее своей старой учительнице, Марии Петровне. Учительница ахала, удивлялась и хвалила Якова: «Молодец…» А вокруг шумела детвора. Много ребят. И за стенами школы, на хуторской улице, было людно. Просто кипел народ, как на базаре. Голова от людей кружилась. А Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила: «Молодец, молодец…» — и гладила его по голове горячей ладонью. Было сладко на душе от этих похвал, слезы подступали. И Яков не сдержался, заплакал.
Это были слёзы прозрения, очищения, чистые слёзы. А кто ещё услышал слёзы мальчика? .
А горячая ладонь гладила голову мальчика и лицо, вытирала слезы, и добрый голос шептал и шептал: «Ну чего ты, сынок… Ну чего ты плачешь… Ну проснись, не плачь…» И горячие слезы сушили слезную влагу.
Это мать, сердцем почуяв тревогу и боль, услышала и пришла, сидела на краю постели сына и не хотела резко будить его, боясь испугать, и шептала:
— Я здесь, мой сынок… Не плачь… Ну не плачь…


Слайд 17

Описание слайда:

Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу. Но он принял решение, и оно вселяет в нас надежду.
Как автор помогает нам эту надежду увидеть?
А за окном менялась погода. С вечера прежде обычного смерклось. Дождь пошел сильнее, гулко барабаня по крышам. Но с вечера же явственно потянул холодный северный ветер. И вдруг в ночи застучала по окнам ледяная крупа. Не та снежная, белая, словно пшено. А ледяная склянь. Это шел дождь и замерзал на лету. Секло и секло по окнам, словно шрапнелью. А потом пошел густой снег. К утру насыпало его по колено.
К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу, как в плену. Несмелые печные дымы поднимались к небу. Один, другой… За ними — третий. Хутор был живой. Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей .
Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча.
Обратите внимание на пейзаж-символ. На краски. Найдите эпитеты и объясните их роль в данном отрывке текста.
Менялась погода, смерклось, дождь сильнее, гулко, холодный северный ветер, ледяная крупа, ледяная склянь*, густой снег
(снег пугает, ощущение холода).
РАССВЕТ, ПРОЯСНИЛОСЬ,
ЗАРЯ ВСТАВАЛА РОЗОВАЯ,
ХУТОР В СНЕГУ…ХУТОР БЫЛ ЖИВОЙ.


Слайд 18

Описание слайда:

Возможные вопросы.
Сила детства. (в «дитяти» видит надежду на возрождение России…). Это возможно? Так бывает?
Фетисыча звали Яков. Случайно ли совпадение с именем святого?
Яков (Иаков) в буквальном смысле – пятка. А в переносном – второй по рождению из двух близнецов, появившийся по пятам; он следует за кем-либо, следующий. Святой Иаков во все времена исцелял людей. Доброта, чуткость, милосердие.
« Дети – наше будущее». Как вы понимаете эти слова в контекств данного рассказа?
Особенности композиции (кольцевая композиция, открытый лирический финал, параллелизм: время – природа – люди). Символика. Психологизм. Сюжетная линия – духовное испытание.
Тема. Проблемы. Тема детства. Тема духовной памяти, связи поколений. Образ дома – нравственная постоянная (константа) духовной жизни человека. Тема милосердия и сострадания. Вера в конкретные добрые поступки, в живую душу народа.
С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?
Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча. Открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой: “К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу…” Цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором Рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении душ тех, кто погряз в грехах человеческих.
«Так и будет: на родной земле Придонья растёт хозяин, уже умеющий отвечать за всё» (Б.Екимов)
Один из рассказов Б.Екимова называется «Ночь исцеления». Доброта, чуткость, внимательность, мальчика,героя рассказа, исцеляет бабушку. Имеет ли место исцеление в этом рассказе?
Исцеление добротой. Помните природу в конце рассказа. Заря. Белый снег. И хутор — живой.
Екимов и его герой Фетисыч заставляют нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию: научившись помогать другим, сам становишься лучше, чище, сердечнее. Главное, вовремя успеть.


Слайд 19

Описание слайда:

Домашнее задание.
Составьте словарик трудных слов.
Творческая работа «В чём сила детства?», «Размышляя над прочитанным».
Прочитайте рассказы Б.Екимова «Холюшино подворье», «За тёплым хлебом».
Сделайте иллюстрации к рассказу «Фетисыч».


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • На основе прочитанного текста напишите сочинение рассуждение ответив на вопрос почему поход с внуком
  • На основе прочитанного текста напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала
  • На основе прочитанного текста напишите сочинение рассуждение на тему почему горечь
  • На основе наскальных рисунков составьте рассказ о жизни древних людей
  • На основе наблюдений расскажите о явлениях погоды составьте общий план рассказа о погодных явлениях

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии