- Сочинения
- По картинам
- Венецианов
- На пашне. Весна
Сочинение по картине Венецианова На пашне. Весна
А.Г. Венецианов в своей картине «На пашне. Весна» изобразил типичную сцену из крестьянской жизни, — вспахивание поля. Художник мастерски передал черты характера русской женщины: трудолюбие, терпеливость и способность дарить любовь.
На картине изображена юная девушка в поблекшем от солнца алом сарафане. Аккуратный маленький кокошник, расшитый золотым кружевом, украшает ее волосы. Над головой крестьянки высится чистое голубое небо. Легкие пушистые облака медленно плывут, гонимые ветерком.
Пришла весна, а значит, настала пора вспахивать поле. Земля для русского человека — кормилица, поэтому работать необходимо босиком. Такова дань уважения природе. Работа в поле очень трудоемкая и изнурительная. Несмотря на это, крестьянка безропотно возделывает землю. Девица ведет за поводья двух сильных кобылиц. Лошади, давно привыкшие к тяжелой работе, покорно тянут за собой борону. И даже железным зубьям бороны порой не под силу разрыхлить огромные комья земли.
Неподалеку на только что выросшей травке находится ее дитя. Земля уже прогрелась под солнечными лучами, поэтому на нем надета одна лишь рубашонка. Рядом с ним лежит наполовину сплетенный венок из васильков. Наверное, в свободную от пахоты минуту, любящая мать плела его для своей дочери. В руках ребенок теребит еще теплый шелковый материнский платок. Нежным взглядом и еле заметной улыбкой мать выражает свои сильные чувства к девочке. Если бы не работа, она тотчас прижала бы ее к своей груди.
Образ нарядной, пышущей здоровьем девушки является в картине А.Г. Венецианова олицетворением наступившей весны. Своим трудом крестьянка преображает и природу вокруг себя. Вскоре и вспаханную землю покроют молодые хлебные колосья, а на нетронутом плугом поле вырастут душистые цветы. На заднем плане изображена еще одна девушка, держащая под уздцы пару лошадей. Это означает, что весна наступает повсюду, в каждой частичке окружающего мира.
Пришла весна и видно, что приходит начало многих дел.
Описание настроения картины На пашне. Весна
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии
Это очень интересная картина. Сейчас такая штука, как «купальня», смотрится странно. Такое было в прошлом, а сейчас, наверное, осталось только в мусульманских странах, где люди и так купаются одетыми.
- Сочинение по картине Портрет сестёр Шишмарёвых Брюллова 8 класс
На картине четыре главных действующих лица, — две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, — это другой конь и конюх
- Сочинение по картине Васнецова Богатырский скок 4 класс
Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря
- Сочинение по картине Рылова Домик с красной крышей 8 класс
У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.
- Сочинение по картине Стрекоза Репина 6 класс
Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей
Главная>Сочинения по картинам
«На пашне. Весна», Венецианов
Год написания: 1820-е
Размер: 52,3 × 66,7 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Быстрый переход:
Вариант 1 — Кратко
Вариант 2 — Подробно
Вариант 1 — Кратко
12 предложений/ 127 слов
Картина Алексея Венецианова «На пашне. Весна» стала одним из признанных шедевров художника. Полотно сочетает в себе черты реализма и романтизма.
На холсте изображена статная молодая крестьянка, босиком шагающая по полю и ведущая за собой двух лошадей, боронящих его. Образ девушки созвучен с образом плодородной матери-земли. Героиня одета в нарядный алый сарафан, белую рубаху и высокий кокошник. Взгляд светлых глаз девушки направлен вправо — туда, где на траве играет её ребёнок.
За спиной красавицы простирается бескрайнее поле, заканчивающееся узкой полосой леса. На поле можно заметить и других работниц. А в вышине по светлому весеннему небу неспешно плывут облака.
На центральном плане справа изображены молодые деревья, растущие рядом с сухим пнём, оставшимся от сломленного ветром могучего ствола. Впереди, там где сидит малыш, у самой кромки поля растут голубые цветы.
Вариант 2 — Подробно
16 предложений/ 205 слов
Картина «На пашне. Весна» — это одна из самых известных работ художника Алексея Венецианова. Данное полотно искусно сочетает в себе черты реализма и романтического вымысла.
Центральным образом картины стала молодая светловолосая крестьянка, статно шагающая по полю и ведущая за собой двух боронящих землю скакунов. Девушка одета в нарядный алый сарафан с изображением весенних цветов и высокий кокошник. Она идёт по полю босиком. Взгляд героини обращён вправо — туда, где на траве играет её маленький ребёнок.
Фигура девушки несколько увеличена по сравнению с масштабом лошадей, а наряд её слишком яркий и праздничный для простой крестьянки. Это, безусловно, придаёт образу героини романтические черты, позволяя зрителю воспринимать его аллегорично. Крестьянка-мать кажется похожей на древнеримскую богиню природы Флору и словно олицетворяет собой всю русскую плодородную землю, пробуждающуюся с приходом весны.
Пейзаж на картине Венецианова не менее живописен, чем образ главной героини. Низкая линия горизонта позволяет художнику продемонстрировать широту и простор бескрайнего поля, на котором работают крестьяне.
Над полем возвышается светлое весеннее небо с плавно плывущими по нему облаками. На дальнем плане слева виднеется фигура ещё одной девушки, также боронящей землю. Справа впереди можно заметить тонкие молодые деревца, растущие рядом с засохшим пнём старого сломленного ветром дерева. Впереди, где играет малыш, на зелёной траве у кромки поля растут голубые цветы.
см. также:
Все сочинения-описания картин
Краткая биография Алексея Венецианова
- Сочинения
- По картинам
- Венецианов
/
/
Сочинение по картине На пашне. Весна Венецианова
Русский народ издавна считался выносливым и трудолюбивым. Восхищались чужеземцы и нашими землячками, которые «и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут». Подтверждением этому служит и картина Венецианова «На пашне. Весна».
Что же зритель может увидеть на холсте? При первом же просмотре взор привлекает образ, расположенный в центре – это крестьянка, держащая под уздцы двух коней. Женщина неспешно ведет животных в нужном направлении. Они же, в свою очередь, тащат плуг, вспахивая поле.
В правом нижнем углу картины изображен еще довольно маленький, играющий ребенок. Нетрудно догадаться, что является сыном главной героини.
Такое довольно часто встречалось в деревнях – в то время, когда крестьяне целыми днями работали в поле, их детей не с кем было оставить. Потому, многие родители брали малышню с собой, и во время тяжкого труда «присматривали» за ними. Таким образом, чада невольно впитывали любовь к работе на земле – ведь даже будучи в несознательном возрасте, они наблюдали за родителями, что способствовало неосознанному возникновению в сознании определенных образов и убеждений.
Когда же дети становились постарше, они начинали трудиться вместе с папами и мамами.
Вдалеке изображена также женщина с лошадьми. Ее силуэт размыт. Очевидно, это еще одна работница. Хотя, если мыслить шире и дать волю воображению, можно предположить, что изображенный силуэт – это все та же единственная главная героиня «в перспективе». То есть, та же самая женщина, просто спустя энное количество времени, когда она уже переместилась на другой отрезок поля.
Вполне возможно, что именно так художник решил передать движение персонажа.
Девушка на переднем плане словно «пышет» здоровьем. Такое впечатление, что сил у энергии у нее столько, что она способна не только поле вспахать, но и горы свернуть! Она достаточно твердо стоит на босых ногах. Но несмотря на довольно крепкое телосложение, движется по пашне грациозно, словно в танце.
Цвета и оттенки реалистичные и приятные. С первого взгляда видно, что даже с помощью изображения простого сюжета художник сумел создать настоящий шедевр, который останется в искусстве на все времена.
2 сочинение
На картине Венецианова мы видим наступление весны. Уже кое-где зеленеет травка.
А какие чудесные облака плывут над землей. Они, как бы несут спокойствие: легкие, нежные, пушистые, по-весеннему добрые. Кажется, что вся природа просыпается от зимнего сна.
Возле старого пня растут молоденькие деревья. Их светлозеленая листва говорит о возрождении всего сущего. Этим художник еще раз подчеркивает , что на смену старому приходит новое. Весна приносит и зарождает новую жизнь. Эти деревца легко обдувает ветерок. Жизнь продолжается!
Вот уже на пашню вышли люди в надежде вспахать землю и взрастить новый урожай. Они виднеются вдалеке. Ну а сама весна изображена автором с любовью во всей красе, на переднем крае.
Смотришь на картину, и сразу понимаешь, что возле двух лошадей не простая крестьянка, ведь простые люди так не одевались. Женщина одета празднично, не для пахоты. Это и есть сама Весна – нарядная, радостная. Она так легко и смело ступает по земле и несет спокойствие и умиротворение. Ее красивое платье развевается на ветру, она босая, что подчеркивает легкость ее ходьбы по земле. Она так легко и непринужденно ведет лошадей.
А лошади изображены сильными и красивыми. Они легко тянут за собой борону. Что же этим художник хотел сказать? Думаю то, что весна самим своим приходом придаст людям силы и здоровья вспахать землю, на которой будет посажен новый урожай.
Центральный образ весны делает ее величественной и монументальной. Глядя на картину, мы сразу видим этот образ, а потом уже остальные.
На картине мы также видим ребенка, который спокойно играет на травке. Он очень легко одет, босой, видимо весна его обогревает своим теплом, да и земля уже прогрелась, иначе мать не оставила бы его играть почти раздетым.
Пашня изображена автором на картине в светло-коричневых тонах, что в сочетании с голубизной неба подчеркивает любовь к земле.
Трудности крестьянской работы на поле автор сопоставил с радостными моментами в их жизни. Крестьяне любят работать на земле, ибо она им дает пропитание. Как бы ни было тяжело работать, но они рады приходу весны, которая приносит радость и тепло на смену зимним суровым дням.
Художник использовал по-весеннему теплые тона красок, которые подчеркивают красоту природы и изображенных на пашне людей. Они гармонично дополняют друг друга и дают понять смотрящим на картину, что весна – это настоящая радость бытия!
`
На пашне. Весна
Популярные сочинения
- Сочинение Профессия учитель
Путь учителя и его профессия в истории чрезвычайно интересны. Это профессия, как и все остальные и связана с предоставлением высококвалифицированной, систематической и особо сложной работы
- Сочинение по картинам Врубеля
Описание картин Врубеля
- Сочинение-описание по картине Цветистый луг Рылова (6 класс)
Любование картиной «Цветистый луг» — это упоение уголком природы родного края, где имеет место бескрайние степные просторы, лазурные небеса и неповторимые заросли растительности.
История создания картины
«На пашне. Весна» — картина, признанная одной из лучших работ живописца. Несмотря на простой бытовой сюжет, полотно воспринимается как единое целое. Оно дает возможность проникнуться временем и укладом крестьянской жизни. Автор вложил большую любовь в работу над пейзажем. Картина «На пашне. Весна» стала первой зарисовкой русской природы. До Венецианова русские живописцы изображали только заграничные виды, поскольку считали, что русская природа не может дать интересного сюжета и недостойна кисти и красок.
Для своей картины художник выбрал простой сюжет из крестьянской жизни. В нем отсутствует движение. Для автора важен не быт, а жизнь. Труд крестьян он воспринимает, как нечто повторяющееся. Неслучайно произведение задумывалось как часть цикла, посвященного крестьянскому труду в разные времена года. В него вошли работы: «На жатве. Лето» и «Сенокос».
Венецианов писал картину, находясь в родовом имении, где сама обстановка и природа способствовала творчеству. Он начал работу над полотном, будучи классиком и романтиком одновременно.
Несколько раз художник менял название работы. До настоящего времени дошло несколько вариантов:
- «Женщина, боронящая поле»;
- «Крестьянка в поле, ведущая лошадей»;
- «Деревенская женщина с лошадьми».
Последнее название автор сохранил после того, как создал картины цикла «Времена года».
Описание полотна
«На пашне. Весна» Венецианова — самая знаменитая и загадочная работа великого мастера.
В центральной части полотна расположена статная фигура крестьянки, которая ведет по полю двух лошадей и наблюдает за сидящим неподалеку ребенком. Ее движения плавны и изящны, создается впечатление. что она едва касается земли ногами. На лице женщины светится улыбка. Она наслаждается своей работой.
На ней надет нарядный сарафан и кокошник. Одежда крестьянки напоминает греческую тунику. В ее образе живописец увидел не проходящую античную красоту и гармонию.
Современники часто упрекали Венецианова за очень нарядную одежду, в которой он изобразил молодую женщину. Но это не было фантазией автора. Первый день пахоты считался праздником, и люди старались надеть на себя самые лучшие наряды.
На переднем плане живописец изобразил играющего малыша. Занятая тяжелым трудом в поле женщина — это мать. Ребенок одет в легкую одежду. Он спокоен и весел.
Женщина на поле находится не одна. Вдалеке в глубине пространства медленно скрывается еще одна пара лошадей, которых ведет другая крестьянка. Около линии горизонта можно рассмотреть еще одну женщину с упряжкой лошадей. По замыслу художника, крестьянки на поле движутся по кругу.
Картина раскрывает красоту весенней природы. Пейзаж написан правдиво и реалистично. Зритель ощущает наступление весны. Автор точно описывает высокое прозрачное небо, широкие открытые просторы и влажную землю. Под теплыми лучами солнца пробивается первая зеленая травка, на деревьях распускаются молодые листочки. Природа полностью вживается в уклад крестьянской жизни. Она едина и гармонична с человеком.
Описание картины можно использовать для сообщения о творчестве художника или читательского дневника.
Выразительные средства
Современники с восторгом приняли работу и оценили мастерство художника. По их мнению, он первым обратил внимание на изображение русского быта, который более понятен и ближе для восприятия простого зрителя.
Развивая романтическое направление, Венецианов сравнивает русскую крестьянку с древнегреческой богиней Флорой, которая в тишине обходит свое царство, полное зелени, цветов и покоя.
Ребенок, сидящей на краю пашни, напоминает Амура, который является началом жизни. Символично изображение растущих неподалеку тонких молодых деревьев, впитывающих силу земли. Это аллегория начинающейся жизни и начала чего-то нового.
Особое внимание художник уделил изображению плывущих по небу облаков. Их меняющийся силуэт помог подчеркнуть широту простора полей и бесконечность земли.
Для сюжета живописец выбирает простую бытовую сценку, но на картине она выглядит необыкновенно празднично и по-весеннему ярко. Для этого художник использует приемы:
- Крестьянка изображена крупнее лошадей. Венецианов умышленно нарушает пропорции, поскольку пишет не простую женщину, а создает аллегорический образ Весны. Для него важно подчеркнуть ее мощь и стать. Античный женский образ дополняют фигуры лошадей, которые напоминают Пегасов, а не крестьянских лошадок.
- Использование «зеркального эффекта». На дальнем плане изображена удаляющаяся женская фигура. Она движется по параболе. Это еще одна женщина, которая обрабатывает землю, но у зрителя создается впечатление, что это главная героиня полотна совершила круг и возвращается обратно. Такой прием позволяет автору подчеркнуть цикличность происходящего в природе.
- Заниженная линия горизонта. Этот прием использовали мастера-иконописцы. До Венецианова его никто не применял в светской живописи. Благодаря низкому горизонту фигура крестьянки выглядит гораздо крупнее и приобретает торжественность и монументальность. Также она помогает создать на полотне замкнутое пространство, символизирующее смену времен года.
В русской живописи Алексея Гавриловича Венецианова часто называют «крестьянским художником. Его работы показывают жизнь простого человека, отдающего все силы работе на земле. На его картинах зритель не увидит тяжелой жизни, нищеты и убожества. Они полны радости, красоты и праздника. Несколько позже это настроение разовьет в своих работах Васнецов и другие русские живописцы.
Основная идея
Алексей Гаврилович писал пейзаж «На пашне. Весна» с особенным обожанием. В истории русской живописи картина стала символизировать первый пейзаж природы, ведь раньше русские земли не считали достойными любви и демонстрации, а художники изображали только заграничные виды. Но Венецианов сумел показать всю красоту и очарование русских земель. Большинство художников того времени выражали недовольство излишней простотой и жизненностью картины, ведь пашня не была предметом восхищения. Другие же, наоборот, ругали мастера за идеализацию пейзажа, ведь девушка в поле изображена в праздничном одеянии.
Описание картины «На пашне. Весна»
Центр притяжения полотна — фигура красивой нарядно одетой крестьянки. Она царит на земле и в небе. Специально для создания парящей воздушной фигуры мастер занизил горизонт и выписал героиню на фоне белёсого неспокойного небесного свода, по которому плывут перистые и кучевые облака. На крестьянке красивый кокошник и лёгкий просвечивающий сарафан. Она опирается только на одну ногу и всем корпусом подаётся вперёд. Этот порыв, движение придают полотну символический оттенок.
По пашне ступает босыми ногами не простая деревенская жительница, а Весна, пришедшая на поле, чтобы пробудить землю и открыть кладовую плодородия. Женщина ведёт за собой двух лошадей, которые тянут борону. Работа не кажется тяжкой. Начало пахоты — праздник для всей округи, народ вышел в поле. Вдалеке, на линии горизонта, движется крестьянка с парой лошадей, а перед ними виднеется ещё одна борона. Картина передаёт романтическое сообщение, что, наконец, пожаловала весна.
Слева у края полотна автор изобразил маленького ребёнка, сидящего на подстилке и играющего камешками и сучками. Мать повернула голову и смотрит всё ли в порядке. Пол младенца определить трудно, но похоже, что это мальчик.
Деревенские жители всегда брали детей в поле. Дома оставлять было не с кем. Все, от мала до велика, работали в страду от зари до зари.
Особенности написания
Венецианов стремился показать, какую важную роль играет весна в произведении. Пейзаж навевает лирическое настроение и грусть благодаря лазурному небу, мягкой зелени и приглушенным краскам земли. Природа выглядит гармонично и легко, во всем этом чувствуется весна! Крестьянка в праздничном одеянии создает позитивное настроение, подчеркивает свое сходство с богиней античного времени. При этом легкость, с которой она ведет лошадей к пашне, только усиливает эффект. Все выглядит максимально реалистично и соответствует пейзажу. Художник демонстрирует в своем произведении вечный жизненный круговорот, где постоянно меняются времена года, но природа остается вечной. Алексей Гаврилович умело сочетал на картине деревенский быт, а бытие и есть крестьянский труд. Ну а ребенок, изображенный чуть в стороне от происходящего, показывает начало жизненного пути. Венецианов стремился показать не быт, а жизненное бытие. Он не видел в пашне повседневности, он демонстрировал деревенскую красоту природы и вечный круговорот, без которого невозможно существовать, смену времен, зарождение и угасание. Именно за это он и обрел уважение и почитание у художников знаменитых картин и Александра I.
Выразительные средства
Современники с восторгом приняли работу и оценили мастерство художника. По их мнению, он первым обратил внимание на изображение русского быта, который более понятен и ближе для восприятия простого зрителя.
Развивая романтическое направление, Венецианов сравнивает русскую крестьянку с древнегреческой богиней Флорой, которая в тишине обходит свое царство, полное зелени, цветов и покоя.
Ребенок, сидящей на краю пашни, напоминает Амура, который является началом жизни. Символично изображение растущих неподалеку тонких молодых деревьев, впитывающих силу земли. Это аллегория начинающейся жизни и начала чего-то нового.
Особое внимание художник уделил изображению плывущих по небу облаков. Их меняющийся силуэт помог подчеркнуть широту простора полей и бесконечность земли.
Для сюжета живописец выбирает простую бытовую сценку, но на картине она выглядит необыкновенно празднично и по-весеннему ярко. Для этого художник использует приемы:
- Крестьянка изображена крупнее лошадей. Венецианов умышленно нарушает пропорции, поскольку пишет не простую женщину, а создает аллегорический образ Весны. Для него важно подчеркнуть ее мощь и стать. Античный женский образ дополняют фигуры лошадей, которые напоминают Пегасов, а не крестьянских лошадок.
- Использование «зеркального эффекта». На дальнем плане изображена удаляющаяся женская фигура. Она движется по параболе. Это еще одна женщина, которая обрабатывает землю, но у зрителя создается впечатление, что это главная героиня полотна совершила круг и возвращается обратно. Такой прием позволяет автору подчеркнуть цикличность происходящего в природе.
- Заниженная линия горизонта. Этот прием использовали мастера-иконописцы. До Венецианова его никто не применял в светской живописи. Благодаря низкому горизонту фигура крестьянки выглядит гораздо крупнее и приобретает торжественность и монументальность. Также она помогает создать на полотне замкнутое пространство, символизирующее смену времен года.
В русской живописи Алексея Гавриловича Венецианова часто называют «крестьянским художником. Его работы показывают жизнь простого человека, отдающего все силы работе на земле. На его картинах зритель не увидит тяжелой жизни, нищеты и убожества. Они полны радости, красоты и праздника. Несколько позже это настроение разовьет в своих работах Васнецов и другие русские живописцы.
Нюансы работы
Картина на пашне далось Венецианову нелегко, он массу времени потратил на выписывание неба, ведь оно занимает огромную часть от полотна, а облака постоянно меняют рисунок и завораживают взгляд. Художник хотел показать бесконечность и необъятность Вселенной, ее необычайную широту. Алексей Гаврилович практически никогда не ставил подпись на своих произведениях, поэтому невозможно назвать точную дату написания картины. Искусствоведы только могут сообщить, что завершена она была примерно между 1810 и 1830 годами. Художник редко пытался показать психологию персонажей на картинах. «На пашне. Весна» демонстрирует крестьянский труд, после этого он написал несколько полотен об остальных временах года. Все работы известного художника показывают образы русского народа и земель. Эти произведения положительно влияют на эмоциональное состояние зрителей и показывают неразрывность природы и человека.
Ранние годы
Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции. Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами. Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.
Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился. Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником. Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.
«На жатве. Лето»
Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.
Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.
На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.
«Гумно»
Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора – коллективный труд группы крестьян.
Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины – рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.
Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» — полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.
«Пастушок с дудкой»
В Тверской областной картинной галерее находится работа, написанная на дереве, — «Пастушок с рожком». Набегавшийся за день мальчуган в задумчивости лежит и отдыхает.
«Сенокос»
Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена. Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает. В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.
Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» — картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.
Общественная деятельность
Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.
Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.
«Захарка»
Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое. Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.
Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника. Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян. Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.
Портреты живописца
Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.
Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.
«Спящий пастушок»
Это новаторское полотно, наполненное разными тонами и потому живое. Сюжет прост. Заснувший сидя подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идет девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. И перед нами раскрыли свои просторы луга и поля. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж слит с людьми. Они, и люди, и природа, естественны, как сама жизнь, потому что художник работал на пленэре, что тогда принято не было.
Начало карьеры
В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.
Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.
Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.
Передо мной картина Венецианова «На пашне. Весна». Когда смотрю на неё, я понимаю, почему многие исследователи творчества этого художника неоднозначно отзывались о ней. Мне кажется, что живописец не хотел передать тяжесть крестьянского труда, он хотел изобразить торжество ранней весны, радость крестьян от начала полевых работ.
В центре картины изображена босоногая русская женщина. Она облачена в нарядный сарафан и кокошник. Светло-розовый цвет сарафана будто символизирует начало дня — розовую зорьку. Неосведомлённые люди могут выразить недоумение по поводу торжественного наряда вышедшей работать женщины. Однако историки утверждают, что для славян первый день пахоты всегда был праздничным. Статная женщина будто плывёт по полю, словно не касаясь земли. Мне кажется, что она символизирует весну, а может быть, даже Лель — славянскую богиню плодородия. Под уздцы работница ведёт двух рыжих лошадок — верных помощниц русского крестьянина. Лошади за собой тянут борону. Хотя пахота была тяжёлом трудом, художник изобразил движения молодой женщины лёгкими, умиротворёнными и плавными, не видно, что она сильно напряжена. Голова её повёрнута вправо: она следит за своим малышом, сидящим на краю поля. Ребёнок увлечённо играет с васильками, он сидит прямо на сырой земле: это ещё раз подчёркивает единство людей с природой.
На заднем плане мы видим ещё одну работницу в бирюзовом наряде, тоже ведущую двух лошадей. Она удаляется в противоположную сторону. Большую часть картины занимает бездонное небо. На нём изображены еле видные белые облака, неторопливо спешащие куда-то. Небо очень светлое, без солнца. Наверное, работники вышли в поле, когда едва занялся день, чтобы успеть до полуденной жары. С правой стороны изображены молодые деревца, трухлявый пень и большой валун. Это сочетание только что родившихся деревьев и уже умершего дерева тоже показалось мне весьма символичным. Страшное голодное время уже позади! Молоденькая травка только-только начала вырастать после долгой зимы.
Пахота не даётся легко женщине, ведь поле сплошь усыпано засохшими глыбами земли и камнями. Но всё равно, глядя на это полотно, хочется вдохнуть свежий весенний воздух. Рассмотрев это произведение, начинаешь понимать, почему крестьяне праздновали первый день полевых работ. Ведь без хорошего настроения, без надежды на отличный урожай, без любви к родной земле русскому человеку довольно сложно было бы жить!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сочинение: описание картины А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»
Картина Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна» на первый взгляд кажется немного странной и содержит много вопросов. Однако без нее немыслимо представить себе русскую живопись. Давайте вместе посмотрим на эту картину, зададим все возникающие вопросы и попробуем на них ответить.
Мы видим на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. У правой кромки зеленеет несколько тоненьких деревьев возле странного скошенного пня. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка.
На переднем плане картины справа сидит младенец, спокойно забавляясь какими-то своими игрушками. Слова «красивый», «красивая» можно применять почти ко всему, изображенному на картине: красивый пейзаж, красивая женщина, красивые кони, красивый наряд, красивое голубое небо с белыми облаками.
Что же в этой картине странного и удивительного? Мы все знаем, что крестьянский труд — тяжелый и изнурительный, боронить поле на лошадях — нелегкая грязная работа и для человека, и для лошадей. Почему же женщина оделась так празднично, почему работа дается ей с легкостью, а не с напряжением? Почему не видно напряжения и в лошадях? Почему, несмотря на то, что весна ранняя, а, значит, еще холодно, героиня картины идет по земле босиком — ведь, судя по одежде, она не из самых бедных крестьян и обувь у нее должна быть? Почему ребенок в одной лишь рубашонке сидит в такое время года на голой земле и не мерзнет, не плачет? И, наконец, почему женщина намного больше лошадей, ведь эти рабочие лошади — не пони?
Разгадка простая: художник изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.
Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.
Портретист и пейзажист Алексей Гаврилович Венецианов входит в число мастеров бытового жанра. В его копилке правдивые крестьянские портреты с долей сентиментальности. Одной из самых сентиментальных, но при этом загадочных картин художника считается работа «На пашне. Весна». Этот шедевр вызывает много вопросов. Предлагаем вам описание картины Венецианова «На пашне. Весна». Возможно, после этого вы по-новому посмотрите на знакомое полотно, увидите в нем эффекты и элементы.
Венецианов «На пашне. Весна»: год создания и предпосылки
Алексей Гаврилович был выходцем из купеческой семьи. Сам он некоторое время работал землемером в лесном хозяйстве. Хитрости живописи изучал самостоятельно, а потом брал уроки у известного портретиста Владимира Боровиковского. В 40 лет он закончил карьеру чиновника и переехал из Петербурга в Тверскую губернию. С 1819 года художник с семьей обитал в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он и стал развивать свой «крестьянский» стиль в живописи.
Венецианов был очень зажиточным помещиком и старался всячески облегчить жизнь крестьян. Для них он построил школу, давал возможность держать лошадей и рогатый скот. Как раз в 20-е годы XIX века и была написана картина Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна». Вместе с ней вышел целый цикл полотен художника, связанных с трудом крестьян. В статье вы увидите фото картин: «На жатве. Лето», «Сенокос», «Гумно». Все эти шедевры находятся сегодня в Третьяковской галерее, а одна из деревень в Тверской области переименована в Венецианово. Там и похоронен знаменитый художник.
«На пашне. Весна» (1820-е)
Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина — часть цикла, посвященного временам года.
Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки – всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.
Описание картины Венецианова «На пашне. Весна»
Невозможно представить себе русскую живопись без шедевра Венецианова. На заднем плане картины виднеется распаханное весной поле. Зеленеет трава, потому что края художник оставил нетронутыми. Справа мы видим тоненькие деревья и странный скошенный пень.
На переднем плане полотна перед нами встает очень нарядная молодая крестьянка. На ней розовый сарафан и красивый кокошник. Женщина легкой и плавной походкой ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Крестьянка легко ступает босыми ногами, словно танцует и слегка улыбается.
Справа на переднем плане мы видим младенца. Он спокойно забавляется своими игрушками. Все, что изображено на полотне, очень красиво: пейзаж, женщина, лошади. А также наряд крестьянки, голубое небо и облака.
Сочинение: описание картины А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»
Картина Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна» на первый взгляд кажется немного странной и содержит много вопросов. Однако без нее немыслимо представить себе русскую живопись. Давайте вместе посмотрим на эту картину, зададим все возникающие вопросы и попробуем на них ответить.
Мы видим на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. У правой кромки зеленеет несколько тоненьких деревьев возле странного скошенного пня. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка.
На переднем плане картины справа сидит младенец, спокойно забавляясь какими-то своими игрушками. Слова «красивый», «красивая» можно применять почти ко всему, изображенному на картине: красивый пейзаж, красивая женщина, красивые кони, красивый наряд, красивое голубое небо с белыми облаками.
Что же в этой картине странного и удивительного? Мы все знаем, что крестьянский труд — тяжелый и изнурительный, боронить поле на лошадях — нелегкая грязная работа и для человека, и для лошадей. Почему же женщина оделась так празднично, почему работа дается ей с легкостью, а не с напряжением? Почему не видно напряжения и в лошадях? Почему, несмотря на то, что весна ранняя, а, значит, еще холодно, героиня картины идет по земле босиком — ведь, судя по одежде, она не из самых бедных крестьян и обувь у нее должна быть? Почему ребенок в одной лишь рубашонке сидит в такое время года на голой земле и не мерзнет, не плачет? И, наконец, почему женщина намного больше лошадей, ведь эти рабочие лошади — не пони?
Разгадка простая: художник изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.
Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.
Значение этнографии в картине
Мы представляем себе крестьянский труд тяжелым и изнурительным. А на картине Венецианова женщина в праздничном наряде с легкостью справляется с запряженными в бороны лошадьми. Почему же женщина, занимаясь «черным трудом», идет в праздничной одежде. Где же настоящая правда жизни? Дело в том, что у крестьян первую пахоту приравнивали к празднику. Еще во времена языческих верований, чтобы задобрить богов плодородия, в деревнях устраивались гулянья.
Венецианов в этой картине не столько погрузился в этнографию и крестьянский быт, как запечатлел проявление вечного бытия. В образе крестьянки, которая гораздо выше лошадей, художник показал прекрасную, легкую, молодую весну, ступающую по земле, обновляющую природу, успокаивающую детей.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Ясный осенний вечер Грабаря
Картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Ясный осенний вечер» была написана им в 1923 году. На картине изображена осень, октябрь. Ведь картина была написана как раз после Октябрьской революции. - Сочинение на тему Лирический герой Маяковского
Будучи родоначальником направления в поэзии футуризм, глашатаем революционного движения большевиков, искренним, но жестким человеком по воспоминаниям современников - Сочинение Мечта и цель
Мечта – это движущая сила в нашей жизни. Каждый человек прекрасно понимает, что желание самостоятельно не исполниться, и чтобы его реализовать нужно приложить немало усилий и пройти нелегкий путь.
Пропорции в картине Венецианова
На картине «На пашне. Весна» Алексей Гаврилович Венецианов первым среди русских художников показал труд землепашца в виде таинства, чего-то сакрального. Большие размеры женщины на картине говорят о том, что она несет аллегорический смысл самой весны. Изображение статного и мощного тела крестьянки похоже на искусство высокой античности. Если внимательно всмотреться в полотно, то и лошади напоминают крылатых Пегасов.
Если смотреть на фото картины, то кажется, что это полотно должно быть больших размеров. На самом деле, картина не такая уж большая и особо не выделяется в коллекции Третьяковской галереи. В сравнении с ее мощным и масштабным посылом ее габариты совсем маленькие — 51 на 65 см.
Нюансы работы
Картина на пашне далось Венецианову нелегко, он массу времени потратил на выписывание неба, ведь оно занимает огромную часть от полотна, а облака постоянно меняют рисунок и завораживают взгляд. Художник хотел показать бесконечность и необъятность Вселенной, ее необычайную широту. Алексей Гаврилович практически никогда не ставил подпись на своих произведениях, поэтому невозможно назвать точную дату написания картины. Искусствоведы только могут сообщить, что завершена она была примерно между 1810 и 1830 годами. Художник редко пытался показать психологию персонажей на картинах. «На пашне. Весна» демонстрирует крестьянский труд, после этого он написал несколько полотен об остальных временах года. Все работы известного художника показывают образы русского народа и земель. Эти произведения положительно влияют на эмоциональное состояние зрителей и показывают неразрывность природы и человека.
Визуальные эффекты
Рассматривая картину, мы можем заметить очень интересные визуальные эффекты. Во-первых, Алексеем Гавриловичем специально занижена линия горизонта. Такой прием используют иконописцы, но Венецианов применил его и для светской живописи. Использование низкого горизонта придает монументальность и торжественность главной героине картины.
Еще одной хитростью художника является то, что на заднем плане он изобразил другую крестьянку, то есть использовал метод «зеркальности». Зрительно кажется, что это не другая женщина, а та же сделала круг и удаляется от нас далеко в будущее, подобно весне. Возможно, художник использовал такой прием для подчеркивания всего цикличного, происходящего в природе.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).
С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.
Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.
В 1829 году получил звание придворного живописца.
Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.
Связь со «Временами года»
Картину «На пашне. Весна» можно отнести к целому циклу полотен Венецианова «Времена года». На четырех из своих картин Алексей Гаврилович изобразил разные времена года, от ранней весны до поздней осени и даже зимы. Осенняя картина «Сенокос» очень долго скрывалась от публики, а зимнее время года изображалось на полотне «Пейзаж», которое бесследно исчезло. Таким образом, крестьянский труд художник воспринимает чем-то исконным, вечным, повторяющимся, похожим на смену времен года.
Важно отметить, что изначально картина «На пашне. Весна» называлась «Женщина, боронящая поле». Потом ее переименовали в «Деревенскую женщину с лошадьми». Только после создания цикла «Времена года» она окончательно обрела теперешнее название. Сегодня, глядя на полотно мастера, мы с удовольствием любуемся гармонией русских полей, весенним небом с редкими облаками, летящими за горизонт. Нас поражают изящные движения крестьянки, парящей над землей, ее красивый сарафан в виде греческой туники. Через простую крестьянскую сцену мастер передал древнюю идиллию.
Самые известные картины Алексея Венецианова
Многие, услышав о Венецианове, сразу вспоминают образ молодой крестьянки, идущей с лошадьми по полю. Это картина «На пашне. Весна», входящая в цикл о временах года. Несмотря на реалистичный контекст, она выглядит как вневременное изображение вечности, а крестьянский труд здесь приобретает сакральное значение. За эту работу Венецианова сравнивают с французским живописцем Жаном-Франсуа Милле (Jean-François Millet). Известны еще две картины из этого цикла, а зимняя сцена считается утерянной.
Еще один шедевр Венецианова — картина «Гумно». Именно с нее начинается самобытный этап в творчестве мастера. Чтобы изобразить этот интерьер с искусно выстроенной перспективой и наполнить его светом, художник приказал выпилить переднюю стенку гумна. Изнурительная работа над шедевром стала причиной болезни, зато его приобрел сам император.
Картина «Жнецы» изображает мать и сына, которые любуются севшими на руку женщины бабочками. Венецианов подсмотрел эту сцену в жизни, после чего попросил работников позировать ему. Произведение воспевает красоту этого мира, которую чувствуют даже неграмотные крестьяне. Был написан и отдельный портрет мальчика — «Захарка».
Живопись старых мастеров дает нам возможность заглянуть в давно ушедшую эпоху и понять, чем ее представители были похожими на нас, а чем отличались. Если вы хотите приобрести старинную картину, выбирайте ее на сайте Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно купить произведения искусства отечественных и зарубежных художников.