Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / На всех московских есть особый отпечаток
На всех московских есть особый отпечаток
А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство.
«Горе от ума» — это сатира на общество крепостников. В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным.
Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них — лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч — долой». В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что «служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки».
Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамусовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни.
Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что «ученье • вот чума, ученость — пот причина» появления новых, враждебных им взглядов. Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось в порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их «чурбанами» и «ленивыми тетерями». Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба.
Ему важно, что
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал,
Не по летам и чин завидный,
Не нынче, завтра — генерал.
Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой».
Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамусовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
Еще одна особенность дворянского общества Москвы — это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого «Французик из Бордо…».
Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням.
В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете.
Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого. Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, ё их размеренную жизнь.
Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между «веком нынешним» и «веком минувшим».
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / На всех московских есть особый отпечаток
Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Комедия «Горе от ума» была написана в годы острой борьбы между старым реакционным барством и революционной дворянской молодежью, видевшей в крепостном праве позор и бедствие страны. Это борьба между прошлым и будущим и явилась главной темой комедии. В комедии «Горе от ума» получили отражение оба лагеря — крепостническое общество, олицетворяющее все реакционное, что было в тогдашней России, и его горячие противники—Чацкий с немногочисленными сторонниками.
В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Представители московской знати показаны как яростные защитники крепостных порядков. Они не считают своих крепостных людьми, а рассматривают их как свою собственность. Это генерал, который для крепостного балета согнал «от матерей, отцов отторженных детей» и распродал их «поодиночке», чтобы избавиться от долгов. Хлестова просит накормить свою арапку наравне с собачкой. Фамусов грозит сослать своих крепостных неизвестно за что «на поселенье». Они считают главным мерилом достоинств человека его богатство. Так, для Фамусова, у кого наберется душ тысячи две родовых, — тот и жених для его дочери, будь он и «плохонький». Желанным женихом является полковник Скалозуб — «не нынче — завтра генерал», хотя самой Софье «все равно, что за него, что в воду». И таким критерием достоинств человека пользуется не только Фамусов — так поступают все другие представители московской знати. Так, например, как только княгиня Тугоуховская узнает, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, она сейчас же отказывается от знакомства с ним, хотя за несколько минут до этого прочила его в мужья одной из своих дочерей. Поклонение богатству, знатности, чинам пропитывает все московское дворянское общество.
Но чинов можно достичь только на службе. И поэтому для того, чтобы быть принятым в избранное общество, нужно состоять на службе. Служба для представителей фамусовского общества — всего лишь средство достижения чинов. Поэтому служат они, перефразируя слова Чацкого, «лицам, а не делу». Для достижения высокого положения они используют «многие каналы». Представителем таких людей является Молчалин, который считает, что он должен угождать «всем людям без изъятья». Фамусов считает, что если дело «подписано, так с плеч долой». Недаром Чацкий говорит, что эти люди не служат, а «прислуживаются». Из-за формального отношения к службе здесь процветает семейственность. И Чацкий с горечью восклицает, что бесполезно бороться со «знатными негодяями», так как те нашли «защиту от суда» «в родстве».
Всю московскую знать объединяет преклонение перед всем западным, особенно перед французским. Они считают, что «нет в мире лучше края», чем Франция, искренне верят, что им не обойтись без иностранцев. Они механически перенимают культуру и обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо это у них получается. Поэтому на их собраниях господствует «смешенье языков: французского с нижегородским», поэтому «французик из Бордо» не нашел в России «ни звука русского, ни русского лица».
Московское барство смертельно ненавидит просвещение. Фамусов считает, что ученость — «чума», и предлагает «забрать все книги бы да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших оказий».В обществе постоянно сплетничают, и поэтому даже самые богатые «тузы» ничего так не боятся, как мнения света. «В Москве прибавят вечно втрое», — восклицает Фамусов, а Молчалин говорит, что «злые языки страшнее пистолета», и боится больше всего именно этих «злых языков», руководствуясь принципом: «грех не беда, молва нехороша».
Но представители московской знати сами понимают, как непрочна их позиция, как зыбка их власть. Отсюда их боязнь любого вольнолюбивого слова, любой критики существующих порядков. Поэтому Фамусов «строжайше запретил бы» таким господам, как Чацкий, «на выстрел подъезжать к столицам».
Автор стремился к реалистическому созданию образов, и поэтому хотя авторское отношение к персонажам легко определяется, но даже «нелюбимые» им герои наделены симпатичными человеческими качествами: Фамусов — любящий отец, Молчалин — талантлив в делах, Софья — горда и независима.
Московское дворянское общество, преклоняющееся перед богатством и чинами, ставящее превыше всего все западное, упорно защищающее крепостничество, олицетворяет собой всю реакционность, всю отсталость России XIX века. Таким его видит автор комедии «Горе от ума».
Действие комедии разворачивается в доме Фамусова, но на этой площадке представлена вся Москва: и служилые господа со своими чадами и домочадцами, и послушные им чиновники (Молчалин), и военные (Скалозуб), и представители высших кругов общества (князья Тугоуховские и являющиеся в монологах Фамусова Кузьма Петрович и Максим Петрович, а в речах Молчалина — Татьяна Юрьевна и Фома Фомич), и дворянеобыватели (Горичи, графини Хрюмины), и завсегдатаи гостиных и разносчики сплетен (Репетилов, Загорецкий), наконец, крепостные слуги. «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы», — писал И. Гончаров. Да и сам Чацкий, приезжая в дом Фамусова, прежде всего вспоминает и говорит о Москве, забрасывая Софью вопросами о знакомых. И бежит он не только из дома Фамусова, но из Москвы («Вон из Москвы!..»). В обители Фамусова, как и во всей родной ему Москве, царят ложь, фальшь, произвол, чинопочитание, низкопоклонство. Врагом этого оказывается Чацкий. «Образовались два лагеря» или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», — с другой: «один пылкий и отважный боец», «враг исканий», — говорил И. Гончаров. Отметим молодость, пылкость, а иногда и эмоциональную неуравновешенность героя, заставляющую его выходить из себя и произносить монологи, которые перед такими собеседниками в другое время он бы не произнес. По каким вопросам Чацкий дает «бой» своим оппонентам? Он выступает против порабощения людьми себе подобных; против бездушного карьеризма, угодничества и пресмыкательства перед власть имущими («Служить бы рад, — прислуживаться тошно!»); против «забвения своего родного, русского, отечественного», против невежества; против холодного расчета и меркантильности в любви; за свободу человека, разума и чувства. Весь сюжетный путь Чацкого — это история столкновения Чацкого с миром Фамусова: от приезда из дальних странствий, разговоров, встреч и споров с Софьей, Фамусовым, Молчалиным и другими, сцен мнимого сумасшествия Чацкого до его отъезда из Москвы. В литературном типе сливаются воедино обобщение и индивидуализация характера. Комедия «Горе от ума» представила галерею литературных типов, в которых отразилась эпоха и которые вышли далеко за рамки этой эпохи. Грибоедов своей комедией как бы предсказал то, что случилось с Чаадаевым спустя двенадцать лет после создания гениальной комедии: объявление его «сумасшедшим». Объявлять талантливых и ярких людей «сумасшедшими» было распространенным приемом того времени. В одном из писем П.А. Вяземского мы находим рассказ Жуковского, который сообщает, что Николай I, узнав об отъезде Пушкина в Москву и о приезде Вяземского в Петербург, сказал: «Один сумасшедший уехал, другой сумасшедший приехал». Человеку со свежими силами, с кипучей энергией, с жаждой деятельности, — в той Москве делать u1073 было нечего. Чацкому должно было казаться нестерпимым это бездеятельное, глупое самодовольство, в которое оказалась погружена Москва. Такое самодовольство было несомненным признаком отсталости и одряхления. Побежден Чацкий в столкновении с фамусовской Москвой или остался победителем? Вот мнение Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Многие писатели считали комедию Грибоедова бессмертной. Злободневная для первых десятилетий XIX века, она сохранила свое значение и для последующих лет: «Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать, и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать... — до тех пор, конечно, будут мелькать... черты Фамусовых, Молчалиных и других...» Так писал Гончаров. По его мнению, Чацкий победитель, «передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим». Он не состарится никогда, как и вся комедия. В XIX веке Салтыков-Щедрин использовал образ Молчалина в своих сатирах (как издателя газеты «Чего изволите-с?»). О живучести образов грибоедовской комедии в наше время свидетельствуют идущие с неизменным успехом ее постановки на сценах театров. В момент появления комедия Грибоедова была тесно слита со злобой дня. Именно эта открытая публицистичность пьесы принесла ей столь моментальное и массовое признание, сопровождаемое негодующими криками политических оппонентов. Вместе с тем автор «Горя от ума» внимателен к быту. Большая, сложная жизнь постоянно разлагается Грибоедовым на ряды простых, выразительных деталей. Это показывало различные срезы московской жизни: Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! Скользя взглядом от названного персонажа к его ближайшему окружению и далее, писатель снова и снова обращается мыслью к народу, приравненному в «правах» к животным. Так, в каждой образной ячейке «Горя от ума» русская жизнь запечатлена весьма конкретно. Чего стоят, например, два соперника Чацкого — «философ» Скалозуб и не смеющий «свое суждение иметь» Молчалин, представляющие собой два фланга московской аракчеевщины. Все это делает комедию «ключом к пониманию целого исторического периода», по чрезвычайно удачному выражению Писарева. Хотя действие пьесы происходит в московском доме Фамусова в течение одних суток, этот день предстает в произведении мгновением эпохи на скрещении «века нынешнего» и «века минувшего», эпохи реакционных превращений. Избранная драматургом коллизия требовала от него жесткого ограничения сценического пространства и времени. Лишь один день понадобился возвратившемуся в родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться «сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна». В комедии Грибоедова мы впервые обнаруживаем не только необычайное внимание к московским нравам, но и принципиальную их оценку с позиций передовых, по существу, декабристских идеалов. В повседневных, примелькавшихся московских происшествиях взгляд писателя обнаруживал их эпохальную значимость. Разбросанные по всей комедии точные детали слагались в образ огромной обобщающей силы. Первые реплики Чацкого в адрес фамусовского общества обращены к внесценическим лицам, но в заключительном монологе он говорит именно о Москве в обобщенном смысле — о жутком скопище «старух зловещих, стариков» и молодых наследниках их духа. Грибоедов словно поставил под увеличительное стекло московского сановника со всеми ухватками старого барства, военного карьериста и мелкого чиновника, угодничеством и лицемерием пробивающего себе дорогу. Писатель не случайно обращает внимание именно на эти социальные фигуры: они во многом определяют идейно-психологический климат Москвы того времени. Однако не только московское, но и все русское общество получило в пьесе свое отражение. В глазах каждого сколько-нибудь образованного и вдумчивого читателя или зрителя комедия Грибоедова имеет трагический фон, связанный с судьбами Радищева, декабристов, Пушкина, Лермонтова, самого Грибоедова и многих других выдающихся деятелей русской культуры.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума») (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.