Страх и Страсть.
О камне на распутье или почему Ивану повезло больше,чем Гераклу.
Друзья, продолжаю публиковать отрывки из своей книги «Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках». Сегодня — юнгианское толкование образавитязя на распутье.
Говоря о направлении развития, и преодолении страха, невозможно пройти мимо такой сказочной метафоры, как камень на распутье в славянских сказках. Нужно сказать, еще древние греки использовали развилку дорог в качестве символа сложного жизнеопределяющего выбора. Совсем еще юный Геракл, оказавшись на распутье, повстречал двух женщин, одна из них оказалась Изнеженностью, другая – Добродетелью. Первая соблазняла его жизнью, полной удовольствий, вторая призывала встать на путь служения людям, полный испытаний, зато ведущий к бессмертию и славе. Юный Герой сознательно отверг легкий путь, выбрав лавры.
Однако славянский миф во многом превзошел греческий. Во-первых, в наших сказках Герой встречает на пути не просто развилку дорог, а камень с надписью. На архаических этапах культа сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощаются души предков, отсюда возникает обычай ставить возле усыпальниц камни. Они вечны, как и вечна мудрость предков. Поэтому надпись, что видит Герой на камне, является прямым посланием из иного мира. А, во-вторых и в-главных, русская сказка предлагает Герою, не два, а целых три пути!
В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится: «Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть» .
Давайте рассмотрим все три пути-дороженьки.
«Направо поедешь — богату быть, коня потерять». В данном случае под богатством понимается всего лишь то самое «не хуже, чем у всех», обладание общепринятыми благами, одобренными ближайшим окружением. За эту общественно одобренную жизнь «среднестатистического Ивана», как справедливо предупреждает надпись на камне, придется заплатить конем. Конь же, как мы выяснили в предыдущей главе, является символом инстинктивной жизненной энергии, причем, что наиболее ценно, энергией управляемой и направленной на достижение подлинных желаний, исходящих из Самости. В сказках этот путь обычно выбирают ложные герои ̶ старшие братья Героя настоящего, которым в конце концов не достается ни царства, ни царевны.
«Налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну». Это предупреждение о социальной изоляции, о возможном провале в новом начинании. Это те, голоса, что говорят нам: «Ты что, дурочка?! Ты успешный юрист, с ума сошла? Кому нужны эти стилисты?! Даже не вздумай!»; «Развод? Спятила?! На что ты будешь жить с детьми? Ты ж ничего сама не умеешь!»; «Замуж? За этого?!! Да вы же с голоду помрете!» В реальности такое, и правда, может произойти. Но, как правило, в тех случаях, когда идея собственной индивидуации становится сверхидеей, манией. Когда новые начинания исходят не из интереса и настоящей страсти, а из принципа «Сделаю назло бабушке, отморожу уши», не из собственных стремлений, а из желания «всем доказать», «показать, на что способен» и т.д.
Также «второй дорогой» можно считать одержимость героическим архетипом, самоотречением во имя идеи.
Итак, Гераклу, в отличие от Ивана, было предложено всего два пути. Число два традиционно является символом противостояния духовного и материального миров, борьбы противоположностей. До появления культа Юпитера в Риме богом неба был двуликий Янус, который утром отпирал небесную дверь и выпускал Солнце, а на ночь запирал его. Считалось, что одна голова Януса смотрит в прошлое, а вторая — в будущее. Не правда ли, отличный символ того самого невротического «нигде и никогда», отсутствия в настоящем, отсутствия в реальности?
Таким образом, двойка наиболее ярко отражает поляризацию. А как мы помним, наличие двух крайних полюсов в психике, двух оппозиционных, равно значимых установок – это признак невротического комплекса.
Однако русскому Герою, в отличие от Геракла, повезло больше. Третий путь, именно тот, что ведет прямо, как раз и являет собой трансцендентную область, где могут объединиться несовместимые, как казалось бы Сознанию, противоположности, где возможно все сразу: и процветание, и слава. Однако этот путь, на первый взгляд, самый неприемлемый и ужасный:
«Прямо пойдешь – убиту быть». Во внутрипсихическом пространстве эта дорога означает всего лишь смерть существующей Эго-установки, определяющей текущее положение вещей, настоящую (для конкретного человека) картину мира. Именно эта установка сужает поле зрения всего лишь до двух вариантов из бесконечного разнообразия мира: «Можно быть либо богатым, либо честным», «либо молчать в тряпочку, либо развод и одиночество», «либо стабильность, либо интересная жизнь» и т.д. и т.п. И лишь со смертью привычной картины мира сам мир расширяется, становятся доступны новые ресурсы, возможности, которые носителю предыдущей установке даже и во сне привидеться не могли.
Нужно сказать, что процесс инициации , термин, который прочно перекочевал в дискурс аналитической психологии, обязательно содержит в себе обряд «смерти – погребения – воскрешения в новом качестве». «Инициация подразумевает отмирание менее адекватных, неактуальных условий жизни и возрождение обновленных, более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи» .
Прежде чем мы сможем двинуться дальше по дороге к Тридесятому царству, Вам, Читатель, необходимо убедиться, что тропа выбрана правильно. Задержитесь у придорожного камня, ответьте на следующие вопросы (нелишне будет взять в руки ручку и бумагу, чтобы ответы приобрели материальную форму, тогда пугливое Эго уже более не сможет прятать их от Сознания):
• Какая тропа Вашей жизни на сегодня преграждена камнем?
• Что написано на нем, куда ведут правая и левая дороженьки?
• С решением какого жизненно важного вопроса Вы тянете время?
• Как звучит Ваша неразрешимая дилемма?
Приведу несколько примеров:
«Либо материнство, либо карьера»;
«Либо стабильность и семья, либо любимая женщина»;
«Либо я остаюсь хорошей дочерью для мамы, либо переезжаю в город своей мечты»;
«Либо остаюсь честным человеком с чистой совестью, либо беру «откат» и покупаю квартиру».
Воскресите в памяти подобные сказочные сюжеты, а также иллюстрации к книгам и васнецовского «Витязя на распутье». Помните, у придорожного камня всегда лежат черепа и кости? Немало богатырей полегло, так и не сделав выбор. Если слишком долго оставаться в нерешительности у развилки дорог, тот самый камень может стать собственной могильной плитой. А Вы, читатель, заслуживаете лучшей участи, не так ли?
Продолжение следует…
С верой в Вас и Ваше лучшее настоящее,
Александра Сергеева.
Сегодня можно видеть невооруженным взглядом, как современная
литература… если вообще можно так назвать современное книгопечатание… полностью
вытесняет старинную культуру, наш всеми забытый народный фольклор. Более того,
если что-то еще и издается… жалкие крохи… то оно всеми мыслимыми способами
искажается, подгоняется под современное восприятие… Ну конечно… Далекие
предки ведь априори были глупее нас сегодняшних… Таково бытует мнение…
В старинных русских сказках, былинах и песнях русы не только
повествовали о каких либо событиях, но и сообщали слушателям множество
житейских мудростей, простых истин. Эти истины были органично интегрированы в
контекст повествования, выражаясь современным языком.
Сегодня вместо этого в повести и рассказы интегрируют рекламу или
пропаганду. То есть весь вал современного бульварного чтива заряжен лишь на то,
чтобы вбивать в головы обывателей какие-то ложные понятия. И соответственно,
кто платит, тот и заказывает музыку…
Взять хотя бы тот самый былинный камень, стоящий на распутье и
указывающий на то, что ждет странника в каждом из направлений.
На сегодняшний день в книгах и в интернете существует множество
различных вариаций чтения надписей на камне и их интерпретаций… Кто во что
горазд… На эту тему напридумано множество анекдотов, что еще дальше уводит
нас от понимания простой житейской истины. Еще больше усугубляют ситуацию угнездившиеся
в нашем сознании те самые ложные понятия, которые так упорно вбивают в наши
головы из поколения в поколение.
К примеру, всем известно выражение: «Пути господни
неисповедимы».
Казалось бы, все ясно и понятно… И никто особо не задумывается… Вот
Вы… Ответьте честно самому себе, пытались ли вы когда либо всерьез осмыслить
сие выражение? Быть может по каждому слову?…
В большинстве своем, люди просто повторяют друг за другом заезженные
фразы, даже не вникая в суть. Так давайте же попробуем разобраться.
Почему «пути господни неисповедимы»?…
Что современный человек понимает под словом «путь»?
Когда человека спрашивают: «Куда путь держишь?», он в ответ
машет рукой, указывая определенное направление: «Туда». То есть
современный человек под словом «путь» понимает какое-то расстояние,
как правило, в прямом направлении, которое ему предстоит пройти. Но дело в том,
что на самом деле, понятие «путь» является совершенным, законченным.
Если обратиться к языкознанию и словообразованию, то можно обнаружить в
древнеславянской азбуке буквицу «Ь» — ерь, которая содержит в себе
образ законченного творения. «ПутЬ» не предстоит, он уже пройден, он
остался позади. А если еще учесть, что слово «путь» непосредственно
связано корнями с такими словами, как «путаница», «путать»,
то становится очевидно, что «путь» был извилист и длинен.
Что значит «неисповедимы»?
Понятие «неисповедимы» непосредственно связано со словом
«исповедоваться». Когда человек приходит к священослужителю
«исповедоваться», он испытывает острое желание «поведать» о
том, что у него на душе. Понятие «поведать», в свою очередь, можно
понимать, как «сообщить» о чем либо, кому либо. Например:
«поведать свою историю». Но для того, чтобы что-то кому-то
«поведать» (сообщить), необходимо это что-то познать, то есть
«ведать» .
Из этих нехитрых рассуждений проистекает ответ на поставленный вопрос.
«Неисповедимы» означает то, о чем никто не знает, не
«ведает». Если человек не «ведает» о чем либо, то и «поведать»
он об этом никому не может.
Таким образом, суть фразы «пути господни неисповедимы» заключается
в том, что извилистые и запутанные «пути господни» непознаваемы. И
поскольку «путь» является уже совершенным, законченным, то человек,
пройдя этот извилистый «путь», ничего для себя не извлекает — никакого
урока, никакого познания. Коль уж он не может ничего «поведать», значит
он ничего и не «изведал». Вроде было что-то, а что… непонятно…
Что может знать овца о том, куда ведет ее пастух? Она знает лишь о том,
что по пути попадается пища… А куда ее ведут? То ли домой, то ли на
заклание…
А если «путь» пройден, то что же тогда предстоит?
Предстоит «дорога».
Недаром на Руси испокон веков желали на прощанье — «скатертью
дорога!».
Сегодня многие думают, что это пожелание равносильно тому, что послать
подальше… Но на самом деле, раньше это было именно доброе пожелание.
«Скатертью дорога!» — говорили, чтобы дорога стелилась ровным
полотном без каких либо препятствий, без сучка и задоринки.
Опять же, обратимся к языкознанию и словообразованию. Слово
«дорога» складывается из двух частей, из двух самостоятельных образов:
Дор — о — Га.
«Дор» — в соответствии со словарем Даля, имеет основное
значение — роспашь, росчисть, расчистка. То есть, по сути, расчищенная
территория.
«Га» — изначально обозначало движение. Точно также, как в
словах «телеГа», «драГа», «мотыГа»,
«ВолГа». Позднее, данная часть речи в отдельности стала обозначать
расстояние, площадь — гектар (Га).
Так вот «дорога» — это и есть то самое, что предстоит каждому
человеку. Дорога расчищена и стелится полотном, дабы не плутать извилистыми «путями»,
а идти прямо к своей цели.
И вот… Оказывается человек на распутье… А перед ним стоит камень…
Этот былинный камень не указывает направление, куда следует или не следует
идти. Этот камень ставит человека перед важным выбором на том или ином отрезке
жизни. Данный выбор определяет его будущее, судьбу, если хотите. Он определяет
всю дальнейшую жизнь человека.
Повезет тому, кто окажется у этого камня вновь, чтобы иметь возможность
исправить свои ошибки… Но кому-то такой шанс выпадает лишь раз в жизни…
Так о чем же нам говорят эти странные надписи на камне?
Как я уже упоминал, на сегодняшний день понапридумывали множество
всевозможных вариаций, что не разберешься в этой свалке. Однако, художник Виктор
Васнецов, работая над картиной «Витязь на распутье», углубленно
изучал русский фольклор, что может нам помочь в этом вопросе.
Так, в своем письме Владимиру Стасову В. Васнецов указывал, что на камне
написано:
Как пряму ехати — живу не бывати,
Направу ехати — женату быти,
Налеву ехати — богату быти…
Чтобы понять смысл надписей, необходимо попытаться мыслить как древние
предки. Современное восприятие здесь неуместно, так как мы сегодняшние мыслим
другими категориями и далеко не факт, что наше восприятие является правильным.
Не стоит забывать, что многие понятия, дошедшие до нас, искажены до
неузнаваемости. При этом, как я полагаю, первоисточник всегда правдивее, чем
все последующие интерпретации.
Зачем вообще многократно «интерпретировать» то, что и так ясно,
как белый день? Необходимо лишь опираться на те образы, которые были совершенно
естественны для людей, которые непосредственно выводили эти простые житейские
истины.
Древние предки полагали, что конечная цель земной жизни человека, это
переход на иной уровень бытия. И не столь
важно, вознесение это или же просто переход в иное качество. Важно то, что это
следующая ступень в эволюции. А эволюция, в свою очередь, предполагает
постепенность и последовательность. Иначе говоря, если ученика первого класса
перевести сразу в десятый класс, то он будет не в состоянии усваивать учебный
материал и его придется возвращать обратно в первый класс. Именно
последовательность и постепенность обеспечивают постоянный духовный и
интеллектуальный рост человека над собой.
Так вот, выбор — «ехати пряму», напролом, прямо к конечной цели,
как раз и предполагает конец жизненного пути — «живу не бывати». Да,
человек перейдет на иной уровень. Возможно даже очень быстро. Но справится ли
он с этим, большой-большой вопрос. Возможно он, как и школьник, будет неминуемо
возвращен на предыдущую ступень для накопления и усвоения необходимого опыта и
знаний.
Выбор — «ехати налеву» предполагает упор на материальную сторону
жизни — «богату быти». Данный выбор противопоставляет духовному росту
накопление материальных благ и преобразование окружающей среды, с целью
обеспечения для себя максимального комфорта проживания.
Ведь недаром разных умельцев на Руси называли «левша». Левая
сторона всегда ассоциировалась с материальной стороной жизни. И зачастую эта
сторона имела довольно таки темный характер. Существовало поверье, что лукавый
располагается именно на левой стороне. Поэтому сохранилась примета переплюнуть
через левое плечо. Поэтому до нас дошли такие выражения, как «сходить
налево» или «срубить левака»…
Данная дорога… а может даже путь… в контексте, который мы уже
рассмотрели… сопряжен с бесконечной тревогой, с бесконечной борьбой за
сохранение и приумножение материального богатства. Здесь на каждом шагу
подстерегает обман и предательство…
Выбор — «ехати направу» предполагает дорогу, проторенную для
потомков предками. Ведь «ПРАво» имеет непосредственное отношение к
предкам. Как мы говорим — «ПРАдедушка», «ПРАбабушка», так и
«ПРедки» неразрывно связаны с «ПРАвом».
Все мы наделены неотъемлемым «ПРАвом» на жизнь, на
самореализацию, на проявление своего творческого начала постольку, поскольку мы
появились на свет, благодаря нашим «ПРедкам», благодаря «ПРАдедушкам»
и «ПРАбабушкам». Наши предки утвердили свое волеизъявление тем, что
родили потомство, явили на свет детей, которые в последствии стали нашими
родителями.
От предков из поколения в поколение передавались накопленные знания,
опыт, обычаи и традиции. Предки, любящие родители стремятся к тому, чтобы их
детям осталось лучшее из того, что у них есть. Они стараются окружить своих
детей, своих потомков любовью и заботой.
Соответственно, выбор — «ехати направу» предполагает
следование обычаям и традициям предков — «женату быти». Обретение
жены означает наполненность жизни любовью, что подталкивает человека к
духовному росту. Духовный союз мужа и жены рождает полноценную семью, дает
здоровое потомство. Наши дети становятся продолжением нас самих. Семьи
складываются в роды, а крепкие роды образуют народ. Чем крепче семейные и
родственные связи, чем прочнее обычаи и традиции, тем могущественнее народ в
целом.
Все эти дороги и пути, так или иначе, ведут к конечной цели нашей земной
жизни — переходу в иное качество. Каждый вправе делать свой собственный выбор.
Вопрос лишь в том, будет ли этот путь бесконечно долог и труден или же дорога жизни
будет наполнена любовью и красотой… И не придется ли раз за разом
возвращаться в первый класс за недостающим опытом?
Одна из вариаций надписей на камне, что часто встречается в некоторых
изданиях, тоже хорошо показывает суть:
Налево пойдешь — коня сохранишь, себя потеряешь.
Направо пойдешь — себя сохранишь, коня потеряешь.
Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь.
Если образ «коня» в данном случае понимать, как собственность,
то все становится очевидным. Что ты сможешь взять с собой, проходя через последний
рубеж? Лишь то, что в душе твоей скопилось…
Ну и… как бы… «право», «правый» и
«правильный» слова однокоренные…
«Витязь на распутье» знаменитая картина не просто открывает нам очередную историю, поведанную ценителем русского фольклора Виктором Васнецовым, но и становится своего рода итогом многолетних трудов художника, демонстрацией его высочайшего мастерства.
Виктора Михайловича Васнецова я бы назвала не просто великим русским живописцем, но и поистине “сказочным” художником. Его кисти принадлежит множество картин, открывающих нам сюжеты народных сказок и былин, например картина «Богатыри». Они настолько реалистичны и притягательны, что зритель буквально погружается в атмосферу шедевра. Что же можно увидеть в «Витязе на распутье»? Какие символы и скрытые образы использует живописец?
Создание картины «Витязь на распутье»
Для Виктора Михайловича Васнецова 70-е годы XIX века стали знаковым, даже переломным моментом в творчестве. Если прежде он использовал для своих картин реалистические сюжеты и образы, то в этот период решает перейти к совершенно новому направлению. Живописец стремился отразить в своих работах русских фольклор, знаменитые былины и сказки, известных всем героев и сюжеты.
В это время художник начинает работу над эскизами к «Витязю на распутье». Первые наброски появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Натурщиком для образа воина послужил младший брат живописца. В этот же период был закончен первый вариант картины.
Варианты картины
В 1878 году «Витязь на распутье» уже появляется на передвижной выставке. Но, как истинный творец, Васнецов видел в своей работе не только особенности, но и немало недостатков. Он постоянно добавлял некоторые детали, совершенствуя полотно, а окончательный вариант «Витязя на распутье» появился в 1882 году.
Русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов дал высокую оценку творению Васнецова. Художник в письме к нему отмечал, что использовал классическую былинную надпись на камне.
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Правда, она видна не полностью, однако живописец в своём послании раскрывает всю её суть:
“На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии”.
Меня заинтересовало преображение самой картины по мере создания новых её вариантов. В первоначальных версиях витязь повёрнут лицом к зрителю. Последующие варианты демонстрируют нам упрощение композиции. Сама фигура воина приобретает некую монументальность, становится более значимой. Элементом, который показался Васнецову лишним, стала дорога, что появляется лишь в первых версиях творения.
Описание картины Васнецова
Глядя на картину «Витязь на распутье», сразу же обращаешь внимания на фигуру воина. Перед нами – богатырь, восседающий на чудесном белом коне, что, несомненно, является его верным товарищем в странствиях и сражениях.
Вся фигура всадника выражает задумчивость. Это неудивительно, ведь он остановился перед камнем-указателем, на котором написан старинный фольклорный текст.
Видно, что камень этот старый, уже очень давно стоит в этих местах. На нём ясно сказано, что тот, кто будет и далее придерживаться прямого направления, живым не останется.
“Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”, – гласит надпись на камне.
Без сомнения, витязь прекрасно понимает всю серьёзность такого предупреждения, однако вынужден продолжит свой путь. Кажется, что через мгновение белоснежный конь тряхнёт гривой, а всадник выпрямится в седле. Тем не менее, поза богатыря говорит о его усталости. Вероятно, именно поэтому он задумался и несколько медлит, собираясь с силами.
Впрочем, это же заметно и его коню. Его грива и хвост не развеваются, а само животное выглядит не менее уставшим, чем его хозяин. Но, несмотря на это, в их измученных силуэтах чувствуется некая внутренняя решимость – их дух не знает усталости и упадка.
Я же хочу отметить некое душевное единство коня и всадника. Прекрасное животное при необходимости домчит воина в любое место, но сейчас конь полностью разделяет настроение своего хозяина.
Детали картины
Можно отметить, что витязь прекрасно подготовлен – он в полном боевом облачении За его спиной висит щит, к поясу прикреплён колчан, украшенный декоративными элементами. Видно, что он полон стрел, а значит, воин знает, что предстоит нелёгкий и долгий бой.
Сбоку висит крупная булава, а в правой руке богатыря – длинное острое копьё. Рука витязя легко и без напряжения сжимает его – он уверенно держит оружие, что очень скоро пригодится в сражении.
Виктор Васнецов – мастер “картин настроения”, и в «Витязе на распутье» это особенно чувствуется. Вокруг главного героя полотна виднеются человеческие останки, над которыми кружат вороны. Над ним – грозное закатное небо, что тоже не предвещает радостных событий.
Без сомнения, витязь направляется в крайне опасный путь. Художник мастерски создаёт мрачную гнетущую атмосферу того места, где находится его персонаж.
«Витязь на распутье» – картина Виктора Васнецова, что по праву приобрела известность. В ней отображён один из типичных былинных и сказочных сюжетов, однако это – не просто эпизод из славянского фольклора.
Живописец в своём творении воспевает силу и доблесть русских богатырей, готовых идти на бой с неизвестным и смертельно опасным противником. Его витязь не стремится к войне, однако для защиты родной земли он готов идти вперёд, невзирая на гибельные препятствия и предупреждения.
«Витязь на распутье» — картина знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (Viktor Mikhaylovich Vasnetsov). Произведение — своеобразная интерпретация былины об Илье Муромце. Однажды на пути богатыря оказался камень с любопытной надписью. Согласно предсказанию, если Илья свернет в одну сторону — будет убит, в другую — женится, в третью — обретет богатство. Мужчина решил испытать судьбу и поехал по дороге, которая должна была принести ему смерть. Он повстречал сорок разбойников, но сумел с ними справиться. Тогда он вернулся к камню и написал, что предсказание не сбылось. Так же получилось и с другими дорожками. Казалось, что богатырю удалось обмануть саму судьбу…
Тем не менее на картине запечатлен момент обреченности. В тот миг витязь еще не знает, чем закончится его путешествие, сбудется ли то, что предсказывает надпись на камне. Всадник склонил голову вниз, им завладели печальные мысли. Приглушенные тона, черные птицы, разбросанные кости подчеркивают мрачную атмосферу. При внимательном изучении картины можно заметить неточность. В руках у витязя копье, которое предназначалось для пеших воинов. Автор допустил ошибку? Скорее всего, нет. Вероятно, это намек на то, что богатырь готов к сражению, даже если лишится коня.
- Название картины: «Витязь на распутье».
- Автор: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
- Год написания: 1878 г.
- Размер: 79 х 147 см.
- Стиль: Романтизм, символизм.
- Жанр: Мифологический, сказочно-былинный.
- Техника: Масляная живопись.
- Материал: Холст.
- Местонахождение: Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов.
Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец XIX-XX веков, основатель сказочно-былинного жанра. Мастер создал несколько вариантов «Витязя на распутье». Работа над первой версией была закончена в 1877 году. Уже в следующем году произведение было представлено публике на шестой выставке передвижников. Этот вариант значительно отличался от последующих. Первое, что бросается в глаза — всадник повернут лицом к зрителю. Последняя версия произведения была создана в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Сейчас данная картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Судьба определяет участь человека? Или каждый сам несет полную ответственность за свою жизнь? Былина об Илье Муромце говорит о том, что судьбу можно обмануть. А вот автор «Витязя на распутье» явно считает иначе. Если в первых версиях картины автор изображал дорогу, то позже убрал ее, словно намекая, что из ситуации нет выхода, от судьбы не уйдешь.