Надя рушева иллюстрации к сказкам пушкина


«…Я увидела их ясно-ясно за сокровенной беседой…Мне оставалось лишь обвести фломастером…»
Надя Рушева.

После ее ухода осталось более тысячи рисунков, среди них иллюстрации к «самому родному поэту» -Пушкину – триста рисунков.

Она, как многие гении, была ребенком от межнационального брака — дочерью русского художника и первой тувинской балерины; с детства ей постоянно читали мифы в прекрасных советских переложениях; она росла в дружной и артистической семье, где никогда не работали для заработка, а всегда — для искусства. К ней, с первых ее рисунков, было приковано внимание: старик Гессен, в прошлом кадет -публицист, заказал ей иллюстрации к своим пушкинистским штудиям, и был могучий символ в том, что книги девяностолетнего писателя иллюстрирует двенадцатилетняя девочка. Озорство и романтизм ее работ были удивительно ко времени. И при этом Надя Рушева была просто — тихим очкариком. Тем разительнее было торжество ее Дара: худенькая, темноволосая, ничем не привлекающая внимания в толпе одноклассников. Иное дело, если вглядеться…

Да в ней было абсолютно все, что присуще тонкому, истинному, блестящему художнику и о чем все еще пишут критики и исследователи ее работ и «необычность и оригинальность творческого почерка, и только ей присущая линия рисунка, линия возведённая в абсолют — безошибочно точная, строгая, летящая:».. Об этом никто и не спорит. В Рушевой – художнице была заложена огромная потенциальная возможность творческого роста, это отмечал ее наставник, скульптор – анималист Василий Ватагин.

Но, кроме всего этого, – важного и нужного, безусловно! — был в ней, на самом деле, как подразумевает Дм. Быков, еще и некий Абсолют Судьбы и Характера. Абсолют ухода, если хотите. В ней всегда, даже сквозь флер нежной улыбки присутствовала нотка грусти, трагичности. Светлая печаль истинного художника. Это всегда настораживает. Это – непонятно людям. Обыденности хочется радости, радости всегда, пусть даже она будет примитивной по сути. Почему Надюша рисовала так, а не иначе? – ломали головы искусствоведы. – Зачем эта вечная, щемящая нота грусти?

Почему, почему? Зачем? Где мячики, скакалки, качели, улыбки, куклы, радуги? Почему Пушкин в расстегнутой рубашке, почему лоб его хмурен, а Мастер за спиной Маргариты, упрямо выхватывающей листы рукописи из печки нервно грызет ногти?.. Вопросы терзали не только маститых знатоков графики, но и публику. Люди постоянно шли на выставки Рушевой, книги посещений заполнялись не только восторженными отзывами, но и вопросами к художнице – о смысле и сути ее Дара. В нескольких интервью Надя позволила себе искренность и глубину размышлений.. Это так несвойственно ребенку. Это так уместно для гения. Для одаренного, мыслящего, живого человека Это так пугает обычность и обыденность мертвящей и мертвой серости…

Вскоре после посещения Пушкинского дома – музея на Мойке 12, в Ленинграде, отец девочки, сопровождавший ее, взволнованно записал: «…Главный хранитель музея — квартиры, Нина Ивановна Голлер разрешила Наде сесть на пуфик, чтобы виднее был плотный лист, на котором она (Надя) начала рисовать. Камера запечатлела рождение на наших глазах композиции: Наталья Николаевна собрана на бал, сидит здесь так же на пуфике, у своего туалетного стола с флаконами, а поэт в рубашке, опираясь на подлокотники кресла, грустно смотрит перед собой сквозь пальцы и отговаривает жену:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить… И глядь — как раз — умрём.

Мы все переглянулись, понимая Надину прозорливость… У меня стало тоскливо на сердце, и я спросил:

— Дочка, ты что это… Очень устала?
— Нисколечко! Просто я увидела их ясно-ясно за сокровенной беседой… Мне оставалось лишь обвести фломастером…».

Мать Нади Рушевой, Наталья Дойдаловна живет в одиночестве в маленькой, скромной квартире, в которой от всего былого воспоминанием остались лишь обветшалые афиши выставок, несколько пожелтевшие от времени хрупкие рисунки в папках, планшетах и на стенах, и небольшая коллекция фотографий девочки.

В письменном столе покойного ныне Николая Константиновича Рушева лежит огромная беловая рукопись интереснейшей книги воспоминаний о Наде, в четыреста с лишним страниц. Книга до сих пор не нашла своего издателя.. В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков – около восьмисот — большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка. Выставки больше организовывать некому.

Надя Рушева выполнила какую-то загадочную миссию и только после этого оставила подлунный мир. Ну что же, будем благодарны за это тем, кто исподволь управляет нашими судьбами и решает, когда для каждого из нас должен наступить закономерный конец.


Картины Нади Рушевой

Картины Нади Рушевой

Рисунки Пушкина Нади Рушевой

Рисунки Пушкина Нади Рушевой

Надя Рушева Пушкин

Надя Рушева Пушкин

Надя Рушева (1952-1969)

Надя Рушева (1952-1969)

Пушкиниана Нади Рушевой

Пушкиниана Нади Рушевой

Надя Рушева Евгений Онегин

Надя Рушева Евгений Онегин

Надя Рушева – художница-график

Надя Рушева – художница-график

Графика Нади Рушевой

Графика Нади Рушевой

Рушева Пушкиниана

Рушева Пушкиниана

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Художница Надя Рушева

Художница Надя Рушева

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Иллюстрации Нади Рушевой Пушкиниана

Иллюстрации Нади Рушевой Пушкиниана

Надя Рушева сказка о царе Салтане

Надя Рушева сказка о царе Салтане

Надя Рушева

Надя Рушева

Надя Рушева рисунки мастер и Маргарита

Надя Рушева рисунки мастер и Маргарита

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Найдан Рушева

Найдан Рушева

Надя Рушева сказка о царе Салтане

Надя Рушева сказка о царе Салтане

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Рисунки Нади Рушевой Пушкин

Надя Рушева Евгений Онегин

Надя Рушева Евгений Онегин

Надя Рушева кентавренок

Надя Рушева кентавренок

Графика Нади Рушевой

Графика Нади Рушевой

Графика Нади Рушевой

Графика Нади Рушевой

Надя Рушева Пушкин Гончарова

Надя Рушева Пушкин Гончарова

Иллюстрации Нади Рушевой к «сказке о царе Салтане»

Иллюстрации Нади Рушевой к «сказке о царе Салтане»

Кентавры Нади Рушевой

Кентавры Нади Рушевой

Найдан Рушева рисунки

Найдан Рушева рисунки

Н Гончарова Рушева

Н Гончарова Рушева

Таня Рушева

Таня Рушева

Надя Рушева Татьяна Ларина

Надя Рушева Татьяна Ларина

Надя Рушева портрет Пушкина

Надя Рушева портрет Пушкина

Надя Рушева автопортрет

Надя Рушева автопортрет

Надя Рушева мастер

Надя Рушева мастер

Надежда Рушева

Надежда Рушева

Надя Рушева балерина

Надя Рушева балерина

Надя Рушева балет

Надя Рушева балет

Надя Рушева автопортрет

Надя Рушева автопортрет

Нина Рушева художница

Нина Рушева художница

Рисунки Нади Рушевой маленький принц

Рисунки Нади Рушевой маленький принц

Надя Рушева

Надя Рушева

Художница Надя Рушева

Художница Надя Рушева

Надя Рушева Евгений Онегин

Надя Рушева Евгений Онегин

Надя Рушева Пушкин

Надя Рушева Пушкин

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

У Нади Рушевой был дар — врожденные способности к рисованию. Первая выставка ее работ была организована, когда ей было всего 12 лет. Ее рисунки невесомы, она создавала их в считанные мгновения, несколькими росчерками запечатлевая образы и целые сюжеты. За свою недолгую жизнь Надя нарисовала более 10 тысяч иллюстраций к произведениям мировой классики. ИД Мещерякова выпустил единственный в своем роде сборник стихотворений Александра Сергеевича Пушкина с рисунками Нади Рушевой. Работы юной художницы удивительным образом меняют представление о творчестве великого поэта — взгляните и убедитесь сами.

Екатерина Аксенова, редактор ИД Мещерякова: 

Екатерина АксеноваИдея издания произведений Пушкина с иллюстрациями Нади Рушевой появилась у нас очень давно, и мы долго искали соответствующую форму. Ведь это первое в своем роде издание. И очень хотелось, чтобы книга получилась достойной.
Очень важно знакомить современного читателя с творчеством таких людей, как Надя Рушева. Это возможность прикоснуться к таланту, к настоящему, к вечному. История Нади, ее творчество, ее личность никого не могут оставить равнодушным. Она очень многое успела сделать за свою недолгую жизнь. Так написал о ней академик РАН Дмитрий Лихачев: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха».

Надя Рушева родилась в семье художника Николая Константиновича Рушева и Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой — первой тувинской балерины. До семи лет Надя не умела ни писать, ни читать. Но по вечерам отец часто читал ей вслух, и по ходу повествования она делала зарисовки. Так, однажды, всего за один вечер она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина.

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время. Просто то, что в данный момент чувствую. Свое отношение к этой вещи… А потом, когда сама научилась читать, — рисовала к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», «Евгению Онегину», «Русалке»…

Надя Рушева

Надя никогда не обучалась рисованию. Она жила обычной жизнью советской девочки: ходила в школу, общалась со сверстниками и много читала. С семи лет она рисовала ежедневно, часто только по полчаса в день, после уроков, перед сном. Надя отшучивалась, когда удивлялись обилию ее рисунков, созданных всего за один вечер: «Это не трудно… Когда не надо корпеть над задачками!». Благодаря особому стилю рисования Надя создала более десяти тысяч рисунков: она не делала эскизов и не пользовалась ластиком, а рисовала сразу, «набело». Она говорила, что заранее видит рисунок: «Просто я увидела их ясно-ясно за сокровенной беседой. Мне оставалось лишь обвести фломастером».

Первая выставка Надиных рисунков была организована, когда ей исполнилось всего 12 лет. В течение следующих пяти лет прошли еще пять выставок в разных странах. Выросшая в семье художника, Надя интересовалась искусством. У нее были любимые художники и любимые картины. Она часто ходила с отцом в музеи. По ее собственным словам, Санкт-Петербург, в котором она была четырежды за свою жизнь, для нее — это «Зимний дворец, Эрмитаж, Мойка, 12, и пушкинские все места».

Надю вообще интересовало очень многое. При внешней покладистости у нее был очень живой ум и неиссякаемый интерес к жизни и искусству. Она проиллюстрировала произведения более 50 авторов, интересовалась мифам Древней Греции и балетом. Также она стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Прошло более 160 выставок ее работ по всему миру, ее творческое наследие составляют около 12 тысяч картин. Надя мечтала поступить во ВГИК и стать мультипликатором.
К сожалению, ее жизнь прервалась очень внезапно, когда Наде было всего 17 лет: она потеряла сознание, собираясь утром в школу, из-за разрыва врожденной аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она — это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг.

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова.

31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой сайт «Избранное» решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой советской девочки.

1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе.
Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева

Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — рисовала то, что в данный момент чувствую <…> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», к «Евгению Онегину»…»

Маленькая Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.

Наталья Гончарова, жена Пушкина — пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.

Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок — в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.

Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», — написал
на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков. Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.

Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

Отдыхающая балерина (1967)

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова

Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова — и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной — удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает… Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».

Однажды весной, в час небывало жаркого заката…

Мастер и Маргарита

Первая встреча Мастера и Маргариты

Маргарита выхватывает рукопись из огня

Поэт Бездомный

9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград,
где про неё снимали документальный фильм

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

Надежда Рушева. Автопортрет

10. Она умерла неожиданно

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо — дожить до 17 лет с таким диагнозом.

Никто не знал, что у Нади аневризма — она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки. — из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»

Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, — пишет Шеваров. — Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала.

«Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» — говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков — книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

Посмотрите фильм о Наде Рушевой «Тебя, как первую любовь…»

Уникальные кадры — юная художница Надя Рушева незадолго до своей неожиданной смерти в 17 лет. Кроме рисунков Нади и кадров её работы над ними, в фильме можно увидеть дом-музей А.С.Пушкина на Мойке, 12 — таким, каким он был до реставрации. Иллюстрации Нади Рушевой к произведениям поэта («Евгений Онегин», «Арап Петра Великого», «Пиковая дама» и др.). Рисунки, посвященные различным событиям из его жизни («Лучший поэт лицея», «Пушкин и Анна Керн» и др.), его друзьям и близким («Пушкин у семейного очага»)

Надя Рушева прожила совсем короткую жизнь, но, по-видимому, у неё была какая-то мистическая, пока еще не совсем понятая миссия.

С Днем рождения Надя!

В семнадцать лет окончен путь… Ушла еще одна Надежда.
И после смерти — памяти одежды. Лишь человека не вернуть.
Но счастье, что она была в полёте линий этих звонков,
Что трепетной душой девчонки постигнуть Пушкина смогла.

Что из отпущенного ей судьбой безжалостной и строгой
Она прошла своей дорогой среди надуманных страстей.

Но счастье, что она была, когда, устав от будней мира,
Искали мы себе кумира под окуджавские слова.

И, приникая благодарно к её истокам красоты,
Находим, будто первозданно, свои надежды и мечты.
Находим в росчерках ребёнка, рисунках вечно юных лет
И прозорливый взгляд потомка, и озарений предков след.

В семнадцать лет окончен путь…
Ушла ещё одна Надежда.
И человека не вернуть,
Но в сердце память искрой брезжит.

Стихи: Вячеслав Щепкин, историк и журналист,
кандидат психологических наук (Москва)

Источник: здесь + небольшое дополнение


28.gif


«…Я увидела их ясно-ясно за сокровенной беседой…Мне оставалось лишь обвести фломастером…»
Надя Рушева.

После ее ухода осталось более тысячи рисунков, среди них иллюстрации к «самому родному поэту» -Пушкину – триста рисунков.

Она, как многие гении, была ребенком от межнационального брака — дочерью русского художника и первой тувинской балерины; с детства ей постоянно читали мифы в прекрасных советских переложениях; она росла в дружной и артистической семье, где никогда не работали для заработка, а всегда — для искусства. К ней, с первых ее рисунков, было приковано внимание: старик Гессен, в прошлом кадет -публицист, заказал ей иллюстрации к своим пушкинистским штудиям, и был могучий символ в том, что книги девяностолетнего писателя иллюстрирует двенадцатилетняя девочка. Озорство и романтизм ее работ были удивительно ко времени. И при этом Надя Рушева была просто — тихим очкариком. Тем разительнее было торжество ее Дара: худенькая, темноволосая, ничем не привлекающая внимания в толпе одноклассников. Иное дело, если вглядеться…

Да в ней было абсолютно все, что присуще тонкому, истинному, блестящему художнику и о чем все еще пишут критики и исследователи ее работ и «необычность и оригинальность творческого почерка, и только ей присущая линия рисунка, линия возведённая в абсолют — безошибочно точная, строгая, летящая:».. Об этом никто и не спорит. В Рушевой – художнице была заложена огромная потенциальная возможность творческого роста, это отмечал ее наставник, скульптор – анималист Василий Ватагин.

Но, кроме всего этого, – важного и нужного, безусловно! — был в ней, на самом деле, как подразумевает Дм. Быков, еще и некий Абсолют Судьбы и Характера. Абсолют ухода, если хотите. В ней всегда, даже сквозь флер нежной улыбки присутствовала нотка грусти, трагичности. Светлая печаль истинного художника. Это всегда настораживает. Это – непонятно людям. Обыденности хочется радости, радости всегда, пусть даже она будет примитивной по сути. Почему Надюша рисовала так, а не иначе? – ломали головы искусствоведы. – Зачем эта вечная, щемящая нота грусти?

Почему, почему? Зачем? Где мячики, скакалки, качели, улыбки, куклы, радуги? Почему Пушкин в расстегнутой рубашке, почему лоб его хмурен, а Мастер за спиной Маргариты, упрямо выхватывающей листы рукописи из печки нервно грызет ногти?.. Вопросы терзали не только маститых знатоков графики, но и публику. Люди постоянно шли на выставки Рушевой, книги посещений заполнялись не только восторженными отзывами, но и вопросами к художнице – о смысле и сути ее Дара. В нескольких интервью Надя позволила себе искренность и глубину размышлений.. Это так несвойственно ребенку. Это так уместно для гения. Для одаренного, мыслящего, живого человека Это так пугает обычность и обыденность мертвящей и мертвой серости…

Вскоре после посещения Пушкинского дома – музея на Мойке 12, в Ленинграде, отец девочки, сопровождавший ее, взволнованно записал: «…Главный хранитель музея — квартиры, Нина Ивановна Голлер разрешила Наде сесть на пуфик, чтобы виднее был плотный лист, на котором она (Надя) начала рисовать. Камера запечатлела рождение на наших глазах композиции: Наталья Николаевна собрана на бал, сидит здесь так же на пуфике, у своего туалетного стола с флаконами, а поэт в рубашке, опираясь на подлокотники кресла, грустно смотрит перед собой сквозь пальцы и отговаривает жену:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить… И глядь — как раз — умрём.

Мы все переглянулись, понимая Надину прозорливость… У меня стало тоскливо на сердце, и я спросил:

— Дочка, ты что это… Очень устала?
— Нисколечко! Просто я увидела их ясно-ясно за сокровенной беседой… Мне оставалось лишь обвести фломастером…».

Мать Нади Рушевой, Наталья Дойдаловна живет в одиночестве в маленькой, скромной квартире, в которой от всего былого воспоминанием остались лишь обветшалые афиши выставок, несколько пожелтевшие от времени хрупкие рисунки в папках, планшетах и на стенах, и небольшая коллекция фотографий девочки.

В письменном столе покойного ныне Николая Константиновича Рушева лежит огромная беловая рукопись интереснейшей книги воспоминаний о Наде, в четыреста с лишним страниц. Книга до сих пор не нашла своего издателя.. В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков – около восьмисот — большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка. Выставки больше организовывать некому.

Надя Рушева выполнила какую-то загадочную миссию и только после этого оставила подлунный мир. Ну что же, будем благодарны за это тем, кто исподволь управляет нашими судьбами и решает, когда для каждого из нас должен наступить закономерный конец.


«Самый родной поэт»

Пушкиниана Нади Рушевой

«Самым родным поэтом» называла удивительная, самобытная художница Надежда Рушева Александра Сергеевича Пушкина. В серию ее работ «Пушкиниана» вошло около 300 рисунков.

Пушкин — величайший русский поэт, любимый многими, любимый и юной художницей.

Ее работы очень точно передают пушкинский дух. Самую суть его.

Любовь к Пушкину выросла вместе с художницей. Еще совсем маленькой Наде отец читал Пушкина вслух, а она рисовала. Сначала сказки, потом более серьезные произведения, эпизоды жизни поэта. Всю недолгую жизнь Нади творчество Пушкина сопровождало её.

Надя изображает поэта с младенчества. Можно отметить несколько её рисунков под названием: «Здравствуй, 19 век!», на которых Александр Сергеевич совсем еще малыш.

(на руках у Надежды Осиповны, 1968)

Потом были изображения Пушкина с его старшей сестрой Олей

(Саша Пушкин с сестрой, 1968)

Особенно занимал художницу лицейский период в жизни А.С.Пушкина. Было создано множество портретов Александра Сергеевича: в 13, 14, 15 лет.

(Лицеисты)

Жизнь поэта с Натальей Николаевной — тоже обширно представленный период. Наде Рушевой очень нравилась Натали Гончарова-Пушкина.

Также Надя рисует множество портретов поэта с Гончаровой, сюжетные сцены, где они изображены вдвоем, например, «Первый бал Н. Гончаровой и А. Пушкина»:

Художница очень любит и уважает поэта. Она, несомненно, прониклась духом жизни Пушкина. Во время посещения его квартиры на Мойке, она говорила: «Он присутствует здесь. И его семья. Будто мы зашли и не застали их дома…»

Надя великолепно чувствовала ту эпоху и жизнь самого Пушкина. Это было ей близко и понятно. Возможно, именно поэтому юная художница так хорошо передавала образы пушкинского окружения.

Несколько композиций посвящено смерти поэта. Видно, что это событие очень трогало Надю. Она изображает Наталью Николаевну в трауре, плачущих детей, самого умирающего Пушкина.

В «Пушкиниане» есть и очень красивые рисунки цветом. Их немного — в основном это иллюстрации к сказкам, однако есть и другие. Наиболее интересным представляется рисунок под названием «Татьяна Ларина» к роману «Евгений Онегин» — очень выразительная девушка. Именно такая, какой ее описывал Пушкин.

Надя иллюстрировала множество произведений поэта. Помимо приведённых выше, можно отметить рисунки к «Маленьким трагедиям», «Медному всаднику» и некоторым другим. Думается, что манера рисования Рушевой как нельзя лучше подходит для иллюстрирования произведений великого поэта и точно отражает характеры героев, обстановку и все происходящее. Эти рисунки — самая точная интерпретация пушкинских героев

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, фильм «Тебя, как первую любовь» остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма — те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.

«Рисовать — это потребность такая, — говорила Надя, — рисовать, что хочешь и сколько хочешь!» Наверное, то же самое мог сказать о себе и Пушкин. Он не мог не писать стихи, а Надя не могла не рисовать. Здесь наблюдается близость в самих истоках творческого порыва. И у великого поэта всех времён, и у девочки-художницы XX века творчество рождалось в душе, образы становились частью их существа.

К сожалению, книг о юной художнице почти нет.Тем более, нет серьезных исследований по ее рисункам, посвященным Александру Сергеевичу Пушкину.Поэтому, все, что можно найти на эту тему очень интересно. Мы представляем только три издания:

Надя Рушева (1952-1969)

: [альбом] / авт. текста Н. В. Усенко. — Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2017. — 71 с. : ил. — (Лучшие современные художники. Т. 36.

Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше… Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана», – восхищался необыкновенно глубокими рисунками Нади Рушевой академик Д. С. Лихачев.

Рушева Надежда.

Графика Нади Рушевой

[Текст] : Альбом / Рушева Надежда; авт. текста Г. Н. Панфилов; сост. Н. К. Рушев. — Москва : Изобразительное искусство, 1976. — 119с. : ил.

В альбоме представлено творчество рано ушедшей из жизни талантливой художницы Нади Рушевой. Вступительная статья посвящена особенностям ее рисунка. В альбом включены 84 репродукции, 27 из них — цветные.

А. С. Пушкин в русской и советской иллюстрации

: в 2 т. Т. 1 : Каталог-справочник / сост. И. Врубель, В. Муленкова. — Москва : Книга, 1987. — 199 с. — Указ имен худож.: с. 149-174.- Указ. ил. произведений: с. 175-199. — ISBN в пер. : 250-00.

Каталог-справочник и альбом содержат информацию о создании иллюстраций «…в прижизненных изданиях произведений А.С.Пушкина», «…в изданиях произведений второй половины XIX — начала XX в.», «…в изданиях произведений А.С.Пушкина 1917-1984 гг.», в альманахах и альбомах.

ВЕЛИКИЙ ПУШКИН,
МАЛЕНЬКОЕ ДИТЯ!..

Надя Рушева… Таинственное и родное для нас,
детей 60–70-х годов, имя. Мы будто всегда знали о
Наде, как знали о Пушкине. Нам странно, что наши
дети о Наде не знают. Впрочем, откуда им знать,
если мы не рассказали, если последняя книга о
Наде вышла двадцать лет назад, а редкие выставки
ее рисунков проходят тихо и незаметно…

Надя Рушева внезапно умерла мартовским утром
тридцать лет назад. Сегодня, в канун дня рождения
Пушкина, нам хочется вспомнить о тоненькой,
близорукой девочке и ее рисунках. В этих чудесных
рисунках – чистота, легкость, созвучие Пушкину –
необъяснимые.

Пусть они останутся с нашими детьми как щемящее
напоминание о детстве, о Пушкине, о девочке Наде.

Надя Рушева прожила всего семнадцать лет, но
оставила после себя такой значительный след в
искусстве рисунка, что и сегодня, спустя тридцать
лет после ее трагически внезапной смерти,
существует “загадка Нади Рушевой”. О ней
снимали фильмы, писали книги и статьи. За
несколько дней до смерти, в марте 1969 года,
снимались последние кадры в ее жизни, – это было
в Царском Селе, в Лицее, там, где сочинял и читал
стихи Пушкин, где его слушателями и
собеседниками были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. О
Пушкине художница говорила: “самый родной
поэт”. Пушкин вошел в ее жизнь рано, в детстве,
когда в 1959 году вместе с родителями – мать,
Наталья Дойдаловна, была балериной, отец, Николай
Константинович, – художником – Надя побывала в
Ленинграде, в последней квартире Пушкина на
Мойке, 12. В одном из своих интервью она сказала:
“Сначала были рисунки к сказкам Пушкина… Папа
читал книжки, а я рисовала в это время”. Тогда ей
было всего семь лет, первые пушкинские рисунки –
иллюстрации к “Сказке о царе Салтане”. В
одиннадцать лет первые рисунки художницы
появились в печати, в четырнадцать состоялась
поездка в Варшаву.

Тема Лицея была едва ли не самой любимой. Надя
Рушева – как будто его одноклассница, она, быть
может, одного роста с Пушкиным, Дельвигом… На ее
рисунках Пушкин-лицеист – долговязый, слегка
неуклюжий, худой, с вытянутой шеей. Пушкин будто
еще растет, он пока отрок.

В 1968 году, когда Наде Рушевой было 16 лет и с
успехом прошла ее выставка в музее Пушкина на
Мойке, она по просьбе известного пушкиниста
А.И.Гессена проиллюстрировала первые главы
готовящейся тогда к изданию его книги “Жизнь
поэта”. Книга о Пушкине была задумана с
иллюстрациями самого поэта, но, как известно, в
детские и лицейские годы Пушкин почти не рисовал,
точнее, его лицейские черновые рукописи не
сохранились. Наде Рушевой, московской школьнице,
предложили дорисовать то, что, может быть,
нарисовал бы юный Пушкин.

О “Пушкиниане” Нади Ираклий Андроников
сказал: “То, что это сделала девочка гениальная,
становится ясно с первого рисунка. Они не требуют
доказательств своей первозданности…”

По стилистике рисунки Нади Рушевой напоминают
рисунки самого поэта.

Всматриваясь в ее работы, ощущаешь полет пера в
руке, чем-то похожий на росчерк пера самого
Пушкина, рисовавшего на полях рукописей. Но это
ни в коей мере не подражание Пушкину –
блистательному рисовальщику. Тема балета тоже
близка Наде, так как ее мать, Наталья Дойдаловна
Ажикмаа-Рушева, посвятила себя танцу, была одной
из первых балерин Тувы.

Надя Рушева очень любила бывать на старом
Арбате. Она говорила: “Идешь по старому Арбату…
Вообще когда ходишь по нетронутым уголкам
Москвы, ведь знаешь, что люди когда-то в этом доме
жили, страдали, радовались. Согретые такие дома”.
Без сомнения, Надя проходила мимо дома, где
сейчас находится Музей-квартира Пушкина, что на
Арбате, 53. Здесь жил Пушкин, здесь была его
свадьба, бал, гости, друзья… Сегодня здесь
хранятся рисунки Нади Рушевой.

У нее есть иллюстрации к К.Чуковскому,
В.Шекспиру, Л.Кассилю, Ф.Рабле, Х.К.Андерсену,
Н.Гоголю, Э.Гофману, Ч.Диккенсу, Д.Байрону, А.Грину,
А.Дюма, Р.Киплингу, Д.Родари, Н.Некрасову, Ж.Верну,
А.Блоку, В.Гюго, М.Булгакову, М.Лермонтову,
А.Сент-Экзюпери, Э.Войнич…

Четыреста рисунков к “Войне и миру” .

Сто семьдесят иллюстраций к “Мастеру и
Маргарите”.

К Пушкину – 300 рисунков!

Отец Нади, Николай Константинович Рушев,
говорил, что она не умела рисовать
натуралистически, никогда не копировала натуру.
Ее рисунки во многом были импровизацией. Но
импровизация сочеталась со стремлением детально
ознакомиться с предметами и бытом эпохи, которой
она интересовалась.

А.Гессен писал о Надиной “Пушкиниане”: “Меня
поразили в них удивительное ощущение ушедшей
эпохи, ясновидящее проникновение и настроение
Пушкина и его поэзии”.

Надя не училась в художественной школе. У нее
была прекрасная зрительная память и воображение.
Сама сочиняла сказки и сама их иллюстрировала.

И вот появился Пушкин, которого никто никогда
не видел и не представлял. Пушкин с детьми за
столом. Мы его видели на балах, в опере, на балете,
пишущим стихи, на Невском проспекте, в Гурзуфе, но
никогда – кормящим из ложечки своего ребенка.

Надя как-то сказала: “В любой теме, которую я
берусь иллюстрировать или просто делать рисунки,
я всегда стараюсь рассмотреть детскую тему. На
Мойке, 12, у Пушкина была квартира, а не просто
кабинет, где он сидел и работал. Здесь должна быть
домашняя обстановка, когда он среди детей. И я
рисовала, как он сидит за обеденным столом, даже
держит одного малыша на руках и кормит его из
ложечки. А потом я рисовала просто так, не
придерживалась никаких исторических фактов.
Рисовала, что стало с его детьми, какие они
выросли…”

“Надя в очках” – автопортрет в 15-летнем
возрасте в Манеже. Очки, как у Дельвига…

После смерти Нади осталось десять тысяч
маленьких новелл, выполненных фломастером,
пером, карандашами, как записи в альбом
пушкинского времени: впечатления, грусть,
надежды… Первая часть коллекции поступила в
музей в 1987 году. Тогда в нее вошли “Пушкиниана”,
иллюстрации к Пушкину, Лермонтову (“Герой нашего
времени”, “Маскарад”), Гоголю (“Ревизор”),
автопортреты. В 1996 году поступила основная часть
наследия, образующая ныне единый коллекционный
фонд Нади Рушевой.

А первая выставка, организованная журналом
“Юность”, была в мае 1964 года, когда Надя училась
в 5 классе. За пять последних лет ее жизни
состоялось пятнадцать персональных выставок в
Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Всего на
сегодняшний день прошло более ста выставок в
России и за ее пределами: в Японии, Германии,
Америке, Польше.

В завершение короткого рассказа о Наде мне
хочется вспомнить о ее любимых книжках.

Список любимых книг Нади Рушевой

1. Сказки братьев Гримм.
2. “Сказка о царе Салтане”, Пушкин.
3. “Снежная королева”, Андерсен.
4. “Легенды и мифы Древней Греции”.
5. “Миф о Прометее”.
6. “Рассказы”, Л.Толстой.
7. “Великое противостояние”, Л.Кассиль.
8. “Хаджи Мурат”, Л.Толстой.
9. “Маугли”, Киплинг.
10. “Детство. Отрочество. Юность”, Л.Толстой.
11. “Маскарад”, М.Лермонтов.
12. “Петербургские повести”, Н.Гоголь.
13. “Новеллы”, А.Грин.
14. “Маленький принц”, А.Экзюпери.

Евгения РАПОПОРТ,
старший научный сотрудник
Государственного музея им. А.С.Пушкина

“Великий Пушкин, маленькое дитя! Иди, как
шел, то есть делай, что хочешь, но не сердися…”

Из письма Антона Дельвига А.С.Пушкину 28 сентября
1824 г.

“В нем была смесь излишней смелости с
застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем
самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся,
сам вывернешься, а он никак не сумеет этого
уладить. Главное, ему недоставало того, что
называется тактом… Чтобы полюбить его настоящим
образом, нужно было взглянуть на него всем полным
благорасположением, которое знает и видит все
неровности характера и другие недостатки,
мириться с ними и кончая тем, что полюбит даже и
их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и
незаметно устроилось…”

Иван Пущин

“…Любимым его упражнением сначала было
импровизировать маленькие комедии и самому
разыгрывать их перед сестрою, которая в этом
случае составляла всю публику и произносила свой
суд. Однажды как-то она освистала его пьеску… Он
не обиделся и сам на себя написал эпиграмму…”

Ольга Сергеевна Павлищева

“Молодой Пушкин… был скромный ребенок, он
очень понимал себя; но никогда не вмешивался в
дела больших и почти вечно сиживал как-то в
уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому
стулу, на котором угораздивался какой-нибудь
добрый оратор…”

М.Н.Макаров

“Он вообще любил своих товарищей и с
некоторыми из них, особенно с бароном Дельвигом,
был и остался истинным другом”.

Лев Сергеевич Пушкин

“…Пушкин был очень красив; рот у него был очень
прелестный, с тонко и красиво очерченными губами
и чудные голубые глаза. Волосы у него были
блестящие, густые и кудрявые… Ходил он в черном
сюртуке… Все барышни были от него без ума…”

Е.Е.Синицына

“В детских летах, сколько я помню Пушкина, он
был не из рослых детей и все с теми же
африканскими чертами, физиономией, с какими был и
взрослым, но волосы в малолетстве его были так
кудрявы и так изящно завиты африканскою
природою…”

М.Н.Макаров

“Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его
любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого,
в бессмертных его творениях…”

Иван Пущин

“…Завидев море, мы приказали остановиться,
вышли из кареты и всей гурьбой бросились
любоваться морем. Оно было покрыто волнами; не
подозревая, что поэт шел за нами, я стала
забавляться тем, что бегала за волной, когда она
настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем,
что я промочила ноги. Понятно, я никому ничего об
этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин
нашел, что эта картинка была очень грациозной и,
поэтизируя детскую шалость, написал прелестные
стихи; мне было тогда лишь 15 лет.

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!..”

    М.Н.Волконская

“…Раз, бывши в гостях, Пушкин увидал мой альбом
и принялся его рассматривать; потом начал
приставать к графине, чтобы она тайком от меня
одолжила ему этот альбом на несколько времени,
обещая написать в него стихи и что-нибудь
нарисовать…

Графиня уступила его просьбам. Пушкин сдержал
свое обещание: исписал несколько страниц очень
милыми стихами и что-то нарисовал.

Грустно мне каяться в моем вандализме:
впоследствии я затеряла этот альбом, не придавая
ни стихам, ни рисункам Пушкина никакого
значения!..”

        А.М.Каратыгина

“– …Пожалуйте сюда, пожалуйте, – звал меня
Пушкин, и голос его был до того радушен и до того
симпатичен, что я весь затрепетал от радости и
никогда не забуду этой счастливой для меня
минуты… Кабинет Пушкина состоял из большой
узкой комнаты. Посреди стоял огромный стол
простого дерева… заваленный бумагами,
письменными принадлежностями и книгами, а сам
поэт сидел в уголку в покойном кресле. На Пушкине
был старенький дешевый халат, какими обыкновенно
торгуют бухарцы в разноску. Вся стена была
уставлена полками с книгами, а вокруг кабинета
были расставлены простые плетеные стулья.
Кабинет был просторный, светлый, чистый, но в нем
ничего не было затейливого, замысловатого,
роскошного… и ничего поражающего, кроме самого
хозяина, поражавшего каждого, кому
посчастливилось видеть его оригинальное,
арабского типа лицо, до невероятности подвижное
и всегда оживленное…”

Из воспоминаний Облачкина

“…Пушкин
приехал из Москвы и привез свою жену… Я видела ее
у маменьки – это очень молодая и очень красивая
особа, тонкая, стройная, высокая, – лицо Мадонны,
чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и
меланхолическим выражением, – глаза
зеленовато-карие, светлые и прозрачные, – взгляд
не то чтобы косящий, но неопределенный… Он очень
в нее влюблен…”

Д.Ф.Фикельмон

“…Собираясь ехать к Гончаровой, поэт заметил,
что у него нет фрака.

– Дай мне, пожалуйста, твой фрак, – обратился он
к Павлу Войновичу.

– Я свой не захватил, да, кажется, у меня и нет
его. Друзья были одинакового роста и сложения, а
потому фрак Нащокина как нельзя лучше пришелся
на Пушкина.

Сватовство на этот раз было удачное, что поэт в
значительной мере приписывал “счастливому”
фраку. Нащокин подарил этот фрак другу…”

В.А.Нащокина

“…Выпив стакан лимонаду или воды, Данзас не
помнит, Пушкин вышел с ним из кондитерской; сели в
сани и отправились по направлению к Троицкому
мосту. Бог весть что думал Пушкин. По наружности
он был покоен… На Дворцовой набережной они
встретили в экипаже госпожу Пушкину. Данзас
узнал ее, надежда в нем блеснула, встреча эта
могла поправить все. Но жена Пушкина была
близорука; а Пушкин смотрел в другую сторону.”

Из записей воспоминаний К.К.Данзаса

“…Прощай друг – будь счастлив и здоров… Я
точно с тобой в кабинете – стою и молчу и жду сам
не знаю чего – ты перебираешь листы – Наталья
Николаевна сидит за конвой. – Вот братец, не
портрет – а картина, – найди-ко мне такого
мастера, чтобы он так нарисовал живо как мне
теперь представляется…”

Из письма П.В.Нащокина А.С.Пушкину 9 июня 1831 года.
Из Москвы в Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Надя по английски как пишется имя по английски
  • Надюшка на английском как пишется
  • Надюша по английскому как пишется
  • Надынтегральный как пишется правильно
  • Надындивидуальный как правильно пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии