Что такое истинный шедевр? По Константину Паустовскому «Наедине с осенью» (ЕГЭ по русскому)
Что такое истинный шедевр? Над данной проблемой в своём произведении размышляет Константин Георгиевич Паустовский.
Не случайно он обращает внимание читателя на природу, показывая всю её красоту: крик журавлей, летящих на юг; желтый осенний лист, пахнущий осенью; журчанье холодной воды в ручье. По сути, писатель показывает, что природа — это и есть нерукотворный шедевр, который существовал всегда.
С другой стороны, Константин Георгиевич Паустовский говорит о гениях человеческого творения: например, произведение Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», наполненное «жаром его души» и актуальное в своем содержании во все времена. Автор показывает, что помимо шедевров, существующих в природе, люди тоже способны создавать великие творения.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясное понимание, что Константин Паустовский в своём произведении противопоставляет шедевры, существующие в природе и созданные руками человека.
Автор подводит читателя к выводу о том, что истинный шедевр — это совершенные произведения природы и гениальные творения человека.
Я полностью согласен с мнением автора.
Нужно уникальное сочинение?
Напишем в течение 3 часов.
Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру — учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Иногда я тоже задумываюсь над данной проблемой, но всегда прихожу к выводу, о том, что все, нас окружающее, по-своему шедеврально. Например: закаты и рассветы, реки и туманы, поэмы и музыкальные произведения — всё то, что гениально и красиво.
В заключение хочется выразить надежу на то, что читатель, познакомившись с данным произведением, осознает всю ценность окружающего его мира: от природной красоты и до произведений искусства, созданных руками человека.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду
/id119561
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Наедине с осенью паустовский главная мысль
23 марта 2020 г. 17:30
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.
Замечательное произведение Паустовского о том, почему шедевры не теряют своего блеска с течением времени и проходят через постоянное обновление. Иначе говоря, снова и снова возрождаются и распускают новые бутоны, стоит мазнуть по ним очередному взгляду. Подлинное искусство — оно ведь как зеркало; и изображая конкретный сюжет, мысль, которая взволновала творящего в момент его озарения, настоящие шедевры умудряются ухватывать не только внутренний мир одного, но рассказывать обо всём человечестве, эпохе, фундаментальных основаниях самой жизни. Шедевры не подвластны времени, потому что они — о вечном, находящем отклик в сердце каждого.
Люблю Паустовского. У немногих авторов я чувствовала такое нежное отношение к природе и людям. Каждый раз после чтения его рассказов смотришь вокруг с какой-то жадной любовью и думаешь: да, правдивы были те строки. Настолько, что даже не верится.
У Заболоцкого есть великолепные стихи о грозе: «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница». Это тоже, конечно, шедевр. В этих стихах есть одна строка, властно побуждающая к творчеству: «Я люблю этот сумрак восторга, эту краткою ночь вдохновенья». Заболоцкий говорит о грозовой ночи, когда слышится «приближенье первых дальних громов – первых слов на родном языке».
Трудно сказать почему, но слова Заболоцкого о краткой ночи вдохновения вызывают жажду творчества, зовут к созданию таких трепещущих жизнью вещей, которые стоят на самой грани бессмертия. Они легко могут переступить эту грань и остаться навек в нашей памяти – сверкающими, крылатыми, покоряющими самые сухие сердца.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Писатели и книги (835)
- 19 век (98)
- Бунин (57)
- Чехов (29)
- Достоевский (28)
- Лев Толстой (23)
- Пришвин (20)
- Шекспир (15)
- Куприн (14)
- Лесков (12)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Поэты и поэзия (637)
- Поэты XIX века (146)
- Лермонтов (32)
- Заболоцкий (26)
- Рубцов (25)
- Анненский (18)
- Фет (17)
- Серебряный век (612)
- Цветаева (138)
- Блок (78)
- Ахматова (55)
- Гумилёв (50)
- Мандельштам (37)
- Бальмонт (22)
- Есенин (21)
- Хлебников (19)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Волошин (2)
- композиторы и дирижёры (454)
- Бетховен (49)
- Вагнер (27)
- Шопен (26)
- Шостакович (24)
- Моцарт (18)
- Шуман (14)
- Шуберт (13)
- Бах (11)
- Дебюсси (10)
- Сибелиус (7)
- Лист (2)
- живопись (438)
- Голландия (38)
- Ван Гог (29)
- Ренуар (16)
- Босх (9)
- Марк Шагал (8)
- Кандинский (4)
- Русские художники (389)
- Врубель (23)
- Валентин Серов (17)
- Коровин (16)
- Левитан (13)
- Крамской (9)
- Кустодиев (9)
- Борисов-Мусатов (8)
- Васнецовы (7)
- Иван Шишкин (7)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (375)
- Ростропович (12)
- Художники и картины (341)
- Альбрехт Дюрер, (11)
- Гейнсборо (6)
- Искусство (305)
- Волошин (15)
- Мыслители (280)
- Леонардо да Винчи (27)
- Герман Гессе (19)
- Флоренский (11)
- Видео и фильмы (267)
- Тарковские (64)
- Артисты (249)
- Русские композиторы (225)
- Римский-Корсаков (22)
- Скрябин (18)
- Чайковский (17)
- Мусоргский (15)
- Свиридов (15)
- Глинка (11)
- Танеев (10)
- Даргомыжский (4)
- Балет (224)
- Есть женщины . (215)
- Ольга Берггольц (14)
- Вне разделов (214)
- Иван Толстой (30)
- опера (198)
- История России (192)
- Цветы и поздравления (191)
- Май (22)
- Учёные и открытия (186)
- Наши . (182)
- Шукшин (24)
- Шаламов (17)
- Платонов (16)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (12)
- На здоровье (180)
- Наша Земля (175)
- Научно-популярное (174)
- танцовщики (151)
- нуриев (22)
- Цискаридзе (20)
- Барышников (20)
- Васильев (16)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (7)
- Лавровский (1)
- Святые . (148)
- Замечательные люди (130)
- Города и памятники (130)
- 1812, 1945 (129)
- Герои 1812 (16)
- Пушкин (129)
- Cкульптура (127)
- Микеланджело (21)
- Великие балерины (126)
- Максимова (24)
- Анна Павлова (13)
- Уланова (10)
- Замечательные места и промыслы (122)
- Песни и мелодии (103)
- Театр и актёры (103)
- Обучающие материалы (103)
- Природа. Животные (102)
- Авангард (100)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (13)
- Ларионов и Гончарова (10)
- Филонов (3)
- Русские не в России (99)
- Борис Зайцев (8)
- Еда (92)
- Фотографии (91)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (80)
- Наука (80)
- Славянская культура (75)
- Пастернак (71)
- О Японии (69)
- Рахманинов (65)
- ДаКар (61)
- Балетмейстеры (53)
- Баланчин (8)
- Минкус (6)
- Эйфман (5)
- Материаловедение (52)
- Архитектура (42)
- Гауди (11)
- Бродский (42)
- Геометрия и символы (39)
- Эшер (6)
- Экопроблемы (39)
- Романовы (36)
- Моря и океаны (35)
- Реки и озёра (15)
- Непознанное (31)
- Шестидесятники (17)
- Аксёнов (8)
- справочники (13)
- Мудрые . (12)
- Возрождение (8)
- Леонардо да Винчи (2)
- северное возрождение (2)
- Рюриковичи (8)
—Цитатник
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021
✨Истории знаменитого Когда вспоминают о наших оперных талантах, .
Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Константин Георгиевич Паустовский. Наедине с осенью. О Лермонтове
Воскресенье, 16 Октября 2016 г. 19:12 + в цитатник
Наедине с осенью
Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.
«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.
Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.
Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
– Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.
За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.
Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.
Я пустил лодку по течению. Лодка медленно проплывала мимо старого парка. Там белел среди лип небольшой дом отдыха. Его еще не закрыли на зиму. Оттуда доносились неясные голоса. Потом кто-то включил в доме магнитофон, и я услышал знакомые томительные слова:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей –
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.
«Вот, – подумал я, – еще один шедевр, печальный и старинный».
Должно быть, Баратынский, когда писал эти стихи, не думал, что они останутся навеки в памяти людей.
Кто он, Баратынский, измученный жестокой судьбой? Волшебник? Чудотворец? Колдун? Откуда пришли к нему эти слова, наполненные горечью минувшего счастья, былой нежности, всегда прекрасной в своем отдалении?
В стихах Баратынского заключен один из верных признаков шедевра – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днем сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой. Подобно тому как расцветает вокруг небывалый сентябрь.
Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
Я сказал, что считаю шедевром лермонтовское «Завещание». Это, конечно, так. Но ведь почти все стихи Лермонтова – шедевры. И «Выхожу один я на дорогу…», и «Последнее новоселье», и «Кинжал», и «Не смейся над моей пророческой тоскою…», и «Воздушный корабль». Нет надобности их перечислять.
Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические – такие, как «Тамань». Они наполнены, как и стихи, жаром его души. Он сетовал, что безнадежно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
Так он думал. Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою и в поэзии, некрасивого и насмешливого офицера. Наша любовь к нему – как возврат нежности.
Со стороны дома отдыха все лились знакомые слова:
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больною
В его дремоте не тревожь.
Вскоре пение стихло, и на реку возвратилась тишина. Только слабо гудел за поворотом водоструйный катер и, как всегда к любой перемене погоды – все равно к дождю или к солнцу, – орали за рекой во все горло беспокойные петухи. «Звездочеты ночей», как их называл Заболоцкий. Заболоцкий жил здесь незадолго до смерти и часто приходил на Оку к парому. Там весь день шастал и толкался речной народ. Там можно было узнать все новости и наслушаться каких угодно историй.
– Прямо «Жизнь на Миссисипи!» – говорил Заболоцкий. – Как у Марка Твена. Стоит посидеть на берегу часа два – и уже можно писать книгу.
У Заболоцкого есть великолепные стихи о грозе: «Содрогаясь от мух, пробежала над миром зарница». Это тоже, конечно, шедевр. В этих стихах есть одна строка, властно побуждающая к творчеству: «Я люблю этот сумрак восторга, эту краткою ночь вдохновенья». Заболоцкий говорит о грозовой ночи, когда слышится «приближенье первых дальних громов – первых слов на родном языке».
Трудно сказать почему, но слова Заболоцкого о краткой ночи вдохновения вызывают жажду творчества, зовут к созданию таких трепещущих жизнью вещей, которые стоят на самой грани бессмертия. Они легко могут переступить эту грань и остаться навек в нашей памяти – сверкающими, крылатыми, покоряющими самые сухие сердца.
В своих стихах Заболоцкий часто становится в уровень с Лермонтовым, с Тютчевым – по ясности мысли, по удивительной их свободе и зрелости, по их могучему очарованию.
Но вернемся к Лермонтову и к «Завещанию».
Недавно я читал воспоминания о Бунине. О том, как жадно он следил в конце своей жизни за работой советских писателей. Он был тяжело болен, лежал не вставая, но все время просил и даже требовал, чтобы ему приносили все книжные новинки, полученные из Москвы.
Однажды ему принесли поэму Твардовского «Василий Теркин». Бунин начал ее читать, и вдруг близкие услышали из его комнаты заразительный смех. Близкие встревожились. В последнее время Бунин редко смеялся. Вошли в его комнату и увидели Бунина, сидящего на постели. Глаза его были полны слез. В руках он держал поэму Твардовского.
– Как великолепно! – сказал он. – Как хорошо! Лермонтов ввел в поэзию превосходный разговорный язык. А Твардовский смело ввел в стихи и язык солдатский, совершенно народный.
Бунин смеялся от радости. Так бывает, когда мы встречаемся с чем-нибудь подлинно прекрасным.
Тайной сообщать обыденному, житейскому языку черты поэзии владели многие наши поэты – Пушкин, Некрасов, Блок (в «Двенадцати»), но у Лермонтова этот язык сохраняет все мельчайшие разговорные интонации и в «Бородине» и в «Завещании».
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
Распространено мнение, что шедевров немного. Наоборот, мы окружены шедеврами. Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение – из века в век – исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. Она вызывает изумление и радость.
Не так давно в легкое, чуть морозное утро я встретился в Лувре со статуей Ники Самофракийской. От нее нельзя было оторвать глаз. Она заставляла смотреть на себя.
Это была вестница победы. Она стояла на тяжелом носу греческого корабля – вся во встречном ветре, в шуме волн и в стремительном движении. Она несла на крыльях весть о великой победе. Это было ясно по каждой ликующей линии ее тела и развевающихся одежд.
За окнами Лувра в сизом, белесоватом тумане серела парижская зима – странная зима с морским запахом устриц, наваленных горами на уличных лотках, с запахом жареных каштанов, кофе, вина, бензина и цветов.
Лувр отапливается калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решеток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решетках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.
Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делакруа, не может не броситься в глаза. Посетители тоже как будто ничего не замечают Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.
Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей черный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме Такие тальмы носила еще моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех ее дочерей – моих тетушек Даже в те далекие времена тальмы вышли из моды.
Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потертой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.
Старушка вытирала этим платком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решетки, чтобы ее тотчас же не занял другой. Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжелый стул к калориферу и строго сказала старушке:
– Мерси, мадам, – пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась – так низко, что издали казалось, будто она касается головой своих колен.
Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.
Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:
Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к ее руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч».
Я шел мимо нищих и думал, что перед этим зрелищем человеческой нищеты и горя должны были померкнуть все мировые шедевры Лувра и что можно было бы отнестись к ним даже с некоторой враждебностью.
Но таково светлое могущество искусства, что ничто не в силах омрачить его. Мраморные богини нежно склоняли головы, смущенные своей сияющей наготой и восхищенными взглядами людей. Слова восторга звучали вокруг на многих языках.
Шедевры! Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! Шедевры поэзии! Среди них лермонтовское «Завещание» кажется скромным, но неоспоримым по своей простоте и законченности шедевром. «Завещание» – всего-навсего разговор умирающего солдата, раненного навылет в грудь, со своим земляком:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть
На свете мало, говорят,
Мне остается жить.
Поедешь скоро ты домой –
Смотри ж. Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен
А дальше идут слова, удивительные по своей суровости, прекрасные по своей печали:
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их,
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали
Эта скупость слов умирающего вдали от родины солдата придает «Завещанию» трагическую силу. Слова «и чтоб меня не ждали» заключают в себе огромное горе, покорность перед смертью. За ними видишь отчаяние людей, невозвратно теряющих любимого человека. Любимые всегда кажутся нам бессмертными. Они не могут превратиться в ничто, в пустоту, в прах, в бледное, тускнеющее воспоминание.
По напряженной скорби, по мужеству, наконец, по блеску и силе языка эти стихи Лермонтова – чистейший неопровержимый шедевр. Когда Лермонтов писал их, он был, по теперешним нашим понятиям, юношей, почти мальчиком. Так же как Чехов, когда он писал свои шедевры – «Степь» и «Скучную историю».
Голос над рекою затих. Но я знал, я был уверен, что услышу его снова. И голос не обманул меня. Я даже вздрогнул – так ожиданно зазвучали первые слова:
На холмах Грузии лежит ночная мгла,
Шумит Арагва предо мною,
Мне грустно и легко, печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою
Я бы мог слушать эти слова и сто и тысячу раз. В них так же, как и в «Завещании», были заключены все признаки шедевра. Прежде всего – неувядаемость слов о неувядающей печали. Слова эти заставляли тяжело биться сердце.
О вечной новизне каждого шедевра сказал другой поэт, и сказал с необыкновенной точностью. Слова его относились к морю:
Приедается все
Лишь тебе не дано примелькаться
Дни проходят,
И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась
В белую пряность акаций,
Может, ты-то их, Море,
И сводишь и сводишь на нет
В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. Жажда достигнуть все более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. И рождает шедевры.
Я пишу все это осенней ночью. Осени за окном не видно, она залита тьмой. Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнет настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных черных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнет перешептываться с последней листвой, облегающей непрерывно и днем и ночью. И блеснет неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.
И все это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
Стынет. Осень на Оке близ Тарусы. Василий Поленов. 1893
Источник
Обновлено: 11.01.2023
Проверенное сочинение ЕГЭ 2020 г. по тексту К.Г. Паустовского: «Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. «
Проблема: Что такое шедевр?
Количество баллов : 11 баллов.
Пример проверенного сочинения ЕГЭ (с выделением ошибок)
Красным выделены орфографические ошибки.
Зеленым выделены пунктуационные ошибки .
Голубым выделены грамматические ошибки.
Желтым выделены речевые ошибки.
Что такое шедевр? Этим вопросом задаётся автор данного текста – писатель Константин Георгиевич Паустовский.
Чтобы подтвердить свою мысль, автор, применяя ряды однородных членов, описывает разные проявления шедевров на земле. Паустовский упоминает рукотворные объекты, проявления мысли, чувств и воображения человека, явления природы. Таким образом автор показывает, что шедев р э то очень широкое понятие, которое применимо к любым объектам и явлениям, происходящим вокруг нас. [А4] Приведённые комментарии объясняют понятие шедевра и подводят к позиции автора.
Паустовский считает, что шедев р э то проявление прекрасных вещей , которые никогда не смогут примелькаться : явления природы, сила человеческого духа, проявление человеческих чувств .[А5]
Я однозначно согласен с позицией автора, ведь многие общепризнанные шедевры демонстрируют именно явления природы, описывают проявления человеческих чувств, ставят в пример силу человеческого духа.[А6]
Подводя итог всему вышесказанному [А7] , хочу сказать, что шедевр — это прекрасные явления природы. Шедевр — это подлинное творение искусства, совершенное проявление человеческого гения.
[А3]По мнению автора, шедевр – это многозначное понятие. Паустовский считает, что шедевром может оказаться любое явление на земле, и утверждает, что мы уже окружены множеством шедевров.
[А4]Шедевр – это очень широкое понятие, которое применимо к любым объектам, а также к явлениям, происходящим вокруг нас.
[А5]Паустовский считает, что шедевр – это проявление прекрасного: явлений природы, силы человеческого духа и человеческих чувств.
*Обратите внимание на то, что в 2021 году добавили 1 балл по критерию К2.
Баллы (оценка) за сочинение ЕГЭ по критериям
Примечание: (объяснение ошибок) и рекомендации
К2. Комментарий.
Отсутствует второй пример и пояснение, следовательно, и связь между примерами.
(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. Читать текст полностью.
Пример сочинения
Что есть истинные шедевры? Чем определяется их подлинность? Над этими вопросами предлагает задуматься К. Г. Паустовский.
Так, в ходе рассуждений К. Г. Паустовский пришёл к следующему выводу: шедевр – это нечто совершенное, безукоризненное и вдохновляющее, созданное человеком или самой природой. Такова его позиция.
Я считаю, что автор полностью прав. Как в искусстве, так и в окружающем нас мире мы можем найти много прекрасного. Например, шелест листьев, пение птиц, шум дождя и мелодии Чайковского, Вивальди, Шопена – одинаково приятны для слуха. Закаты и рассветы, бескрайние моря, рельефы гор — всё, от чего так сложно оторвать взгляд, создано природой, но как точно и естественно гениальный художник может отразить любой пейзаж на холсте!
В заключение мне хочется сказать, что именно красота и совершенство обогащают духовный мир человека, поэтому очень важно учиться видеть истинные шедевры вокруг себя и развивать чувство прекрасного.
Наизусть знаменитое изречение К. Паустовского, касающееся отношения к осени русских поэтов, в школе не учат. Однако с содержимым данного высказывания знакомы практически все, кто наделен способностью к восприятию философской глубины и красоты природы: “Самые…трогательные стихи, книги…картины написаны русскими писателями…об осени”.
Почему именно осень стала любимым временем года одаренных людей? Озадачиться данным вопросом предлагает своему читателю К. Паустовский.
Здесь проводится параллель между самой осенью, как
временем года, и одинокими золотыми березами – ее спутницами, небом, обладающим сходством с тонким льдом, и тем состоянием души, в котором пребывает зрелый человек, рассуждающий по-философски спокойно наедине с собой о неизбежной бренности бытия и временном существовании всего, что является живым на планете.
Писатель не забывает упомянуть о Пушкине и Тютчеве, которые были от природы наделены талантом передавать в стихах свои нежные и трогательные чувства любви к осени. Художникам слова удалось превратиться в великих философов жизни, проявляющих постоянное стремление к осознанию ее сокровенной сути.
Осени свойственно вместе с ее дождями, как никакому другому времени года, способствовать возникновению мыслей в человеческой голове, связанных с ключевыми вопросами бытия человека.
Писателем проводится параллель между человеческой личностью и осенью: именно с наступлением осени летние краски сменяются благородством оттенков. Великие мастера литературы прибегают к смене “нарядности языка” на глубину мысли. По мнению автора, люди осенью обычно любят заниматься осмысливанием собственного жизненного пути.
Автором делается вывод: осень природу и человека делает одинаково тихими, настраивает на философские раздумья, касающиеся вечного и непреходящего. Люди начинает понимать истину, которая состоит в том, что всему живому свойственно стареть и умирать. Однако именно данная закономерность и является секретом возрождения жизни весной.
Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.
Осень — время прощания с теплом и прихода холодов. Дни становятся короче, ночи — длиннее, и это все заметнее с каждым новым днём. Солнце появляется на горизонте всё позже, а заходит раньше, и день за днём греет всё слабее. Температура на термометре за окном медленно опускается вниз, вечерами становится заметно холоднее.
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть.
Осень — самое красивое время года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень была самой любимой порой года. Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осенняя природа. А как красиво осенью в лесу! Иногда просто слов не хватает описать все это великолепие, только художник может передать осенний пейзаж.
Закончилось весёлое лето. Полноправным хозяином в природе стал сентябрь. Утром и ночью становится необычно холодно. Только днем всё ещё пригревает солнышко, пытается напомнить нам о лете. После изнурительного длительного труда отдыхают поля. Золотистый сады уже подарили хозяевам свой урожай. Всюду чувствуется прохладное дуновение осени. На сером небе всё чаще стали появляться низкие тучи. Идёт мелкий дождь.
Осень, скоро осень… Дивная и прекрасная пора. Солнышко уже не жарит немилосердно с утра до вечера, как летом и еще не прячется за плотными серыми тучами, как это будет зимой. Оно щедро и нежно греет, лаская каждую клеточку, оно как бы звенит в небе миллионом звоночков и рассыпает свою нежность и тепло. Идите, люди и зверьки, травинки и цветочки, птички и деревца, ловите его прелестные лучи, купайтесь в них, радуйтесь, улыбайтесь.
1 вариант. Настала осень. На деревьях пожелтели листочки. Скоро они начнут падать на землю.
Вчера мы гуляли с мамой по осеннему парку. Там солнечно и тихо. Птицы уже не поют. Они готовятся улетать в теплые края.
2 вариант. В первый день осени мы пошли в школу. Стоят погожие дни. Каждый день я возвращаюсь из школы и радуюсь осеннему солнышку.
Скоро пойдут осенние дожди. Станет холодно. Сейчас на деревьях листва золотистая. Но скоро она пожухнет и опадет.
Я живу в Одессе. Это очень уютный и милый город. Вот и до нас добралась осень. Деревья постепенно стали одеваться в желтые, оранжевые и красные одежды.
Осень у нас очень теплая, но в этом году еще теплее, чем прежде. В море еще можно купаться. Солнышко светит не так интенсивно, но еще довольно часто. Всегда удивлялась, что у нас осенью можно иногда и не одевать куртки и пальто, в то время как во всех других городах, находящихся севернее, все укутываются, чувствуя приближение зимы. Очень хорошо сейчас гулять среди деревьев, когда все вокруг так красочно и ярко. Люблю свой город, он для меня как целый мир, в котором можно наслаждаться жизнью. Осень придает Одессе> еще большее изящество и красоту. Можно сказать, что осень идет моему городу.
Не нашли что искали? вот еще
Важно знать: Сочинения представлены в ознакомительных целяx. Используйте данный материал в качестве идеи для написании уникальной работы. Всё получится! Успехов и хороших оценок!
Читайте также:
- Один раз был обыкновенный день я пришел сочинение
- Internet and modern life сочинение
- Сочинение на тему его судьба волнует и тревожит есенин
- Сочинение стихов на заказ
- Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста он никогда не ждал
Тема урока: Проникновенный образ природы в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».
Цель урока: создать благоприятные условия для формирования бережного отношения к природе через содержание произведений К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».
Задачи урока:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с содержанием рассказов «Какие бывают дожди» и «Наедине с осенью».
Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию связной речи, умению анализировать.
Воспитательные: формирование нравственного сознания и любви к родине; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание нравственного сознания, бережного отношения и любви к родине; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, умение определять жанровые особенности рассказа.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Организация начала урока.
1) Приветствие
— Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня урок проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
— Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, проверьте порядок на рабочем столе, ненужное уберите.
3) Мотивация к учебной деятельности
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Актуализация умений и знаний.
1) Проверка домашнего задания.
2) Фронтальный опрос
— Что сказал о первом снеге дед Митрий? ( Вот и умылась земля, — снеговой водой из серебряного копыта)
— Куда автор и Рувим ушли в первый зимний день? (На лесное озеро)
— Почему писатель говорит «день будто дремал»? ( В лесах было торжественно, светло и тихо. Изредка падали снежинки, все тихо, безмолвно)
— Какой была вода в Ларином озере? (черная, прозрачная)
— Что радовало Паустовского зимой? (Потому, что в приходе зимы есть своя радость, цветы под снегом, трещит огонь в печи, остались зимовать синицы, зима показалась такой же прекрасный как и лето).
Индивидуальное задание
— В каком городе родился Паустовский?
— Почему трудно было оставаться дома? ( Был первый зимний день)
— Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? (сохранил несколько гроздей схваченной морозом красной рябины) — На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? (цвет напоминал свинец)
- Открытие новой темы. Целеполагание.
— Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского, а с какими мы сейчас узнаем. Я задам вам загадку, а вы попробуйте ее угадать.
Не удержались в сите
Серебряные нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучку к полю (дождь)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
А теперь давайте соединим на доске стрелочками начало предложения и конец, так мы узнаем, с какими произведениями мы познакомимся
Наедине с дожди.
Какие бывают осенью.
Итак, мы сегодня познакомимся с такими произведениями как, «Какие бывают дожди» и «Наедине с осенью».
- Открытие новых умений, знаний.
1) Подготовительная работа
— Перед тем как познакомиться с произведением Константина Георгиевича, мы должны провести небольшую речевую разминку.
I. Упражнения для дыхания:
вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
II. Упражнения для дикции:
Слоги:
он ан ун ын
на ня нё ню
2) Первичное чтение произведения
— Откройте свои хрестоматии на стр.213.
— Прочитайте название рассказа.
— Как вы думаете, о чем идет речь в этом рассказе?
— Сейчас прочитаем и узнаем точно, о чем же рассказ. Начинаем читать цепочкой, по абзацу.
— Слушаем внимательно, после прочтения рассказа, я вам задам вопросы.
— О чем же говорится в рассказе?
— Какое настроение вызывает у Вас этот отрывок?
— Какие приметы дождя описываются в рассказе?
— Какие виды дождя в тексте описываются?
— О каком дожде говорят: «Царевна плачет»?
— Что говорится о грибном дожде?
— А какие вы еще знаете виды дождей? (Дождь: ливень, кратковременный, с градом и др.)
- Физкультминутка
- Открытие новых умений, знаний ( продолжение)
1). Вторичное чтение произведения
— Кто может пересказать?
2) Первичное чтение произведения
— Теперь открываем стр.230.
— Прочитайте название
— Как вы думаете, о чем идет речь в этом рассказе?
— Сейчас прочитаем и узнаем точно, о чем же рассказ. Начинаем читать цепочкой, по одному абзацу.
— Слушаем внимательно, после прочтения рассказа, я вам задам вопросы.
— О чем же говорится в рассказе?
— Какое настроение вызывает у Вас этот отрывок?
— Кто может задать вопрос классу к этому рассказу?
— Какая была осень?
— Что вдруг услышал автор?
— Что он увидел?
— Почему шофер долго не заводил мотор?
3) Вторичное чтение произведения
— Кто может пересказать?
- Подведение итогов урока. Рефлексия
— С творчеством, какого писателя мы познакомились?
— Как называется произведение?
— Почему автор назвал рассказ, «Какие бывают дожди»?
— Почему автор назвал рассказ «Наедине с осенью»?
— К чему нас призывает?
— Молодцы, вы хорошо по работали сегодня.
— Теперь, оцените урок. Кому понравился, поставьте палец вверх, а кому не понравился – скрестите руки на груди.
- Домашнее задание
— Домашнее задание прочитать выразительно произведения, нарисовать к одному из произведений рисунок.
Биография
Русский писатель. Родился в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911, в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни».
Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в армии во время Первой мировой войны и т.д.
Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать т.д. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни. Он писал то, что видел, о тех за кем наблюдал, и конечно же о тех кого искренне любил.
Какие бывают дожди (Из повести «Золотая роза»)
…Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»…
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, жёлтые лисички, боровики́, румяные рыжики, опёнки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесо́вой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.
Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…
Наедине с осенью
Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд.
Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли свое пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.
Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.
Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
– Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.
ФИ ___________________________________
В каком городе родился Паустовский? _______________.
Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.
Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________
____________________________.
На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.
______________________________________________________________________
ФИ ___________________________________
В каком городе родился Паустовский? _______________.
Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.
Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________
____________________________.
На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.
______________________________________________________________________
ФИ ___________________________________
В каком городе родился Паустовский? _______________.
Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.
Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________
____________________________.
На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.
______________________________________________________________________
ФИ ___________________________________
В каком городе родился Паустовский? _______________.
Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.
Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________
____________________________.
На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.
Наедине с Осенью
Цель: прививать детям любовь к чтению.
Задачи:
развивать словарный запас, речь, воображение, память, внимание;
развивать творческие способности, эмоциональную сферу учащихся;
воспитывать уважение к книге;
воспитывать нравственные качества.
Оборудование: класс украшен осенними листьями; выставка рисунков—иллюстраций к
отрывкам из произведений, посвященных осени; детские сказки, рассказы, стихи,
посвященные осени; на доске название урока «Наедине с осенью», эпиграф «Унылая
пора! Очей очарованье!»; ноутбук; костюмы.
Ход урока
I. Организационный момент.
В класс входит учитель в роли Осени.
Осень. Здравствуйте, ребята! Узнали вы меня? Да. Я Осень. Долго я наблюдала за
вами в окошко. Знаю, чему и как вы тут учитесь и как кого зовут. Вот сегодня я
наконец—то договорилась с Натальей Сергеевной. И она мне разрешила придти к вам,
правда только на один урок. Да я смотрю вы сегодня не одни. У вас гости. Давайте
поприветствуем гостей.
Садитесь, ребята. Начнем сегодняшний необычный урок. За ответы я буду давать вам
свои листочки. Чем больше листочков наберете, тем выше у вас будет оценка.
II. Работа с эпиграфом
Осень. (поворачивается к доске, читает) Унылая пора! Очей очарованье! (задумчиво)
Строки великого поэта… А вы, ребята, знаете как зовут этого поэта?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Осень. А кто знает, как называется стихотворение, из которого взяты эти строки?
Дети. Осень.
Осень. А может быть, кто—то прочитает хотя бы отрывок из этого стихотворения.
Стогова Настя. А. С. Пушкин. Осень (отрывок)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы… (А. С. Пушкин)
Осень. Спасибо, Настя. Даже из этого маленького отрывка можно понять какое
чувство испытывает автор. Воспользуйтесь словарем настроений.
Дети. Чувство радости, очарования.
Осень. Но ведь Александр Сергеевич называет меня «Унылой порой». Что же тут
радостного?
Дети. Автор любуется пышным природы увяданьем, золотым лесом, осенней
красотой.
III. И. Бунин. Листопад
Осень. Выходит, не такая я уж и унылая пора. Между прочим, я многих поэтов
вдохновляла на творчество! Вот, например, стихотворение Ивана Алексеевича Бунина
«Листопад», знаете?
Суворкина Даша.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин)
Осень. Спасибо, Даша. Как вы думаете, Иван Алексеевич считает меня унылой
порой? Или всё—таки я очей очарованье?
Ответы детей.
Осень. Какое чувство выразил автор в этом стихотворении?
Дети. Восторг, восхищение, очарование.
Осень. А вы, ребята, как бы назвали мое время года: радостное оно или печальное?
Ответы детей.
Осень. У каждого по этому поводу было всегда своё мнение. Я даже не буду ни с кем
спорить и что—то доказывать. Я знаю, что вы посвящали мне на уроках развития речи
свои произведения. Можно я некоторые из них зачитаю?
IV. Чтение детских рассказов, сказок, стихов
V. К. Бальмонт. Осень
Осень. Спасибо, что разрешили прочитать ваши работы.
Раз уж мы говорим о том, что я могу быть солнечной и ясной, а могу быть грустной и
унылой, давайте вспомним еще одно стихотворение, которое написал Константин
Дмитриевич Бальмонт. Называется оно «Осень».
Тимошкин Артем.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья. (К. Бальмонт)
Осень. Какое чувство выразил автор в этом стихотворении?
Дети. Грусть, печаль.
VI. А. Плещеев. «Осень наступила»
Осень. Да, ребята, бываю я и печальная и грустная. Солнышко прячется за тучками,
начинает моросить дождь. Но, несмотря ни на что, поэты писали и о таком моем
настроении. Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева.
Руппо Настя
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края. (А. Плещеев)
Осень. Вы послушали стихотворение. Какое чувство у вас возникло?
Ответы детей.
Осень. Что—то вы загрустили. Давайте немного отдохнем. Вы, конечно же, знаете
какую—нибудь осеннюю физминутку.
VII. Физкультминутка (проводит Кучеров Владик)
Мы войдем в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки вверх и покачали –
Это дерево в лесу.
Кисти мы сейчас встряхнули –
Это ветер сбил росу.
В стороны руки и плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Руки сложили назад.
VIII. К. Паустовский. Наедине с осенью
Осень. Мы с вами пришли к выводу, что бываю я радостной, бываю и грустной. Но
какой бы я не была, людям очень часто хочется бросить все свои дела и просто
полюбоваться природой. Об этом в своем рассказе «Наедине с осенью» пишет
Константин Георгиевич Паустовский.
Наедине с осенью.
Кучеров Владик
Осень в этом году стояла – вся напролет сухая и теплая. Березовые рощи долго не
желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе
«мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
Цыхановский Данила
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто—то начал осторожно
переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода
булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли всё пространство между
рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.
Дериглазов Сережа
Я поднял голову. Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к
югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло золотом в затонах Оки.
Дрыков Никита
Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге
ехал, покачиваясь, грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал
смотреть на журавлей.
Мельников Владик
— Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор – должно быть,
чтобы не заглушить затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло,
высунулся и всё смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи,
уходящей в туман. И всё слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой
по осени землёй.
Осень. Спасибо, ребята. Какое чувство выразил автор в этом рассказе?
Дети. Спокойствие, безмятежность.
Осень. Поразмышляйте, о чём могли думать автор и шофёр?
Ответы детей.
IX. Этимология слова «осень»
Осень. В итоге размышления автора и шофера могли остановиться на их собственном
внутреннем мире. Значит, я вдохновляю людей не только на творчество, но и на
размышления. А задумывались ли вы: почему? Почему на такие размышления чаще
всего наталкиваю я, Осень, а не Лето, Зима, Весна?
Мне кажется, что ответ на этот вопрос кроется в моем имени. Вы знаете, что означает
слово «осень»?
Ответы детей.
Общеслав. Первоначальное *esenь > осень в восточно—слав. яз. Е > о, как в олень.
Родственно готск. asans «жатва», др.—прус. assanis и др. Возможно, является суф.
производным от той же основы, что ость, лат. ogna «колос», готск. ahs — тж.
Исходное значение — «время жатвы». Общеслав. *esenь < «время колошения,
созревания зерновых».
Осень. Значит, «осень» — это время жатвы, время уборки урожая,
Недаром существует пословица: Что посеешь, то и пожнешь. Как вы понимаете ее
смысл?
Ответы детей.
Осень. Эту пословицу нельзя понимать только в прямом значении. Ведь люди могут
ничего и не сеять, но каждый день они совершают какие—то поступки: может быть
хорошие, а может быть и плохие. Вот и задумываются люди о жатве, т.е. о том, каковы
результаты их поступков, принесли ли они пользу.
X. Н. Некрасов. Несжатая полоса
Время жатвы описывает в своем стихотворении «Несжатая полоса» Николай
Алексеевич Некрасов.
Глинкина Эля
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
Дрыков Никита
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Пиндюрин Саша
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Кузин Алеша
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Дрыков Никита
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели—колосились?
Пиндюрин Саша
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Кузин Алеша
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
Глинкина Эля
Ветер несет им печальный ответ:
Алымов Дима
Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети,
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою».
Осень. Я должна вам сказать, что это стихотворение Николай Алексеевич писал, когда
был тяжело болен, он думал что дни его сочтены. Так почему же в таком тяжелом
состоянии, он пишет о каком—то пахаре, который не смог вовремя собрать урожай?
Можно ли это стихотворение воспринимать только в прямом смысле? Сравните его с
пословицей: Что посеешь, то и пожнешь.
Ответы детей.
Осень. Пахарь – это и есть автор, а несжатые колосья – это еще ненаписанные
произведения. Автор размышляет над своей жизнью. Думает о том, что он еще может
сделать.
XI. С. Есенин «Отговорила роща золотая»
А сейчас давайте обратимся к стихотворению Сергея Александровича Есенина.
Послушайте его и попытайтесь представить героя этого стихотворения, а потом
поделитесь своими впечатлениями.
Могило Аня
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Осень. Каким вы увидели героя?
Ответы детей.
Осень. Герой стихотворения – человек уже не молодой. Как вы думаете, что чувствует
этот герой?
Дети. Грусть, одиночество.
Осень. Можно ли сравнить состояние души этого героя с состоянием природы?
Ответы детей.
Осень. В стихотворении природа увядает, поэтом показано мое время года. А я
прихожу в начале, в середине или в конце года?
Дети. Ближе к концу года.
Осень. И жизнь этого человека близится к концу. Вот герой и рассуждает, как он эту
жизнь прожил.
Как видите, я многих заставляю задумываться над тем, как люди живут.
Скажите, пожалуйста, а зачем нужно анализировать свои поступки?
Ответы детей.
XII. Подведение итогов урока
Осень. А сейчас у вас будет возможность послушать музыкальное произведение
Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года».
Послушайте и подумайте всегда ли вы правильно поступаете? Хотелось бы вам что—то
в себе изменить?
Прослушивание музыки, размышления детей
Осень. Поднимите руки те, кому хотелось бы что—то в себе изменить.
А что вам поможет разобраться в себе и понять, правильно ли вы поступаете в той или
иной ситуации? На правильном ли вы пути?
Ответы детей.
Осень. Конечно, всегда и везде вашими помощниками могут стать хорошие книги.
Чем больше добрых книг вы прочитаете, тем меньше в жизни сделаете неисправимых
ошибок. А мне пора прощаться с вами. Листочки, заработанные на уроке, положите в
дневник. Наталья Сергеевна по ним поставит вам оценки. Желаю всем удачи!
Вопрос 1 (доп.). План рассказа может быть следующим:
1. Дары осенней природы.
2. Пригожие осенние дни.
3. Отлет птиц.
Вопрос 2 (доп.). Красочные определения: «знойное лето», «золотая осень», «прозрачное высокое небо», «липкая паутина», «погожие тихие дни», «быстрокрылые стрижи», «длинноногие журавли». Их желательно выписать на доске.
Вопрос 4 (доп.). Такую паутину называют пряжей Богородицы.
А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»
Дополнительные вопросы и задания
1. Найдите красочные определения.
2. Какие слова и выражения передают настроение грусти? («Бедный сад», «обсыпается сад», «листья по ветру летят», «листья пожелтелые».)
3. Вы представили то, что описал поэт? Нарисуйте эту картину.
Комментарий к вопросам и заданиям
Вопрос 1 (доп.). Эпитеты «бедный сад», «листья пожелтелые», «кисти ярко-красные», «вянущие рябины».
Вопрос 2 (доп.). При чтении нужно передать настроение грусти, вызванное осенним увяданием природы. Но в третьей и четвертой строках надо выделить голосом слова «красуется» и «ярко-красные», чтобы передать прощальную красоту леса.
Урок 2. Тема: «Прощание с журавлями»
(К. Г. Паустовский «Наедине с осенью»)
Образ журавлей, особенно улетающих, – один из поэтических символов в русской литературе. С ним связано много лирических стихотворений, песен. Здесь этот образ дан в прозе, через описание конкретного события и восприятие действующего лица рассказа и автора-рассказчика.
На предыдущем уроке в поле зрения учеников были осенние краски и другие зрительные впечатления от осенней природы. В рассказе К. Г. Паустовского главными становятся звуковые знаки осени, прежде всего, курлыканье улетающих журавлиных стай. Не случайно автор в небольшом тексте трижды обращается к курлыканью, причем первый раз описывает его очень подробно.
Работая с описанием журавлиного крика, нужно постараться показать детям мастерство писателя: он нашел меткое и доходчивое сравнение для передачи этих звуков. Ряд точно выбранных глаголов («булькала», «позванивала», «журчала») внутри сравнения позволяет представить себе эти звуки, как бы услышать их.
Слуховые впечатления соединяются здесь с впечатлениями зрительными. Надо напомнить, что журавли летели клином, что косяков было несколько и тянулись они в сторону юга, к солнцу. Чтобы конкретизировать впечатления детей, можно порекомендовать им нарисовать эту картину.
Задачи:
• учить членить текст на части, составлять простой план;
• развивать представление о сравнении как средстве выразительности;
• учить выявлять информацию, не выраженную в тексте явно;
• учить выявлять образ автора в произведении;
• формировать начальные представления об описании;
• продолжать развитие речевого слуха на основе работы со звукоподражанием (развитие речи).
Виды работы:
• чтение текста;
• выборочное чтение;
• выразительное чтение;
• составление плана;
• пересказ части текста с заменой первого лица на третье;
• характеристика автора произведения с опорой на содержание текста;
• речевая работа (определение значений слов);
• беседа по вопросам;
• творческая работа (иллюстрирование).
Дополнительные вопросы и задания
1. В этом рассказе писатель говорит о журавлином крике несколько раз. Первое подробное описание вы уже прочитали. Найдите в тексте, как еще говорит автор о курлыканье журавлей.
2. «Затихающий небесный звон», «плеск и переливы птичьего крика…». Чем эти выражения похожи на первое описание?
3. Почему автор говорит о журавлином курлыканье несколько раз?
4. «Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к югу…». Как вы представляете себе эту картину? Нарисуйте.
Комментарий к вопросам и заданиям
Вопрос 4. В рассказе передано настроение легкой грусти. Она вызвана осенним увяданием природы, а также тем, что родные края покидают журавли. Настроение выражено в последнем предложении: «…все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей».