Обновлено: 09.01.2023
Наверное каждый человек любит разные вещи. Это зависит от его внутреннего мира, характера, взгляда на жизнь. Кому- то нравятся компьютерные игры, ухаживать за своими домашними питомцами, кататься на коньках и лыжах. Конечно же у меня тоже есть много вещей, людей, занятий и людей которых я люблю.
Во- первых я очень сильно люблю свою семью. Мне кажется что я не могу представить себя без нее. Особенно мне нравится помогать маме готовить, а с папой кататься на машине и ходить на рыбалку. Я обожаю выходные за то что мы собираемся всей семьей за столом. Обычно зимой ходим на горку, и каток.
Мой самый любимый праздник это Новый год, ведь это праздник когда дома царит уютная атмосфера и любовь.Зимними вечерами я люблю погреться пол теплым одеялом, и выпить ароматный кофе с книгой в руке. Я люблю день своего рождения, только мне не очень нравится дата 30 декабря. Мне дарят много подарков, мама и я готовим много еды. Собираются все родственники, мои друзья. У нас есть семейная традиция. На мой день рождения всегда запускают воздушного змея.
Также я очень люблю своих лучших друзей. Мы видимся каждый день, потому что дорожим друг другом. Возле нашего дома есть огромная площадка , футбольное поле, волейбольная сетка где мы играем в игры.
У меня есть хобби: чтение книг, рисование, плавание. Что касается книг то я обожаю читать фантастику и ужастики, в рисовании мне нравится больше всего рисовать животных и живописные пейзажи.
Еще я очень люблю домашних животных , мою кошек зовут Багира, Алиса, Белка, они очень преданные, красивые, и пушистые. Каждый наш попугай Кеша будет всю семью, он живет в нашем доме почти 12 лет. Все члены нашей семьи дорожат им. Кеша дарит положительные эмоции всей семье.
Еще мне нравится гулять по улицам города в полном одиночестве. Особенно ехать на велосипеде, или кататься на роликах. Ветер развивает волосы, а теплое солнышко светит в лицо, любимая музыка играет в ушах. Я ужасный киноман, и часто люблю посмотреть фильмы или сериалы
Основные виды
Различают три основных направления данного типа творческих работ.
- Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
- обзоры;
- отзывы;
- сочинение на свободную тему;
- эссе.
- Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным. Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
- описание пейзажа, героев;
- сочинение по картине;
- описание интерьера.
- Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.
Варианты написания
Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?
- Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
- Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
- Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
- Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса. Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства. Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.
Требования
Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?
- Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
- Умение выделять важную информацию из большого потока.
- Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
- Способность писать план и понимание необходимости его составления.
- Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
- Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
- Навык письма без ошибок.
Сочинение 2
Все мы разные, и у каждого из нас есть свои люди, явления и вещи, которые мы любим. В моей жизни любимого немало, можно сказать, что вся моя жизнь – это сплошная любовь.
Я очень люблю свою семью: ни дня своей жизни не могу представить себе без дорогих и близких мне людей. Ради них я готова на многое. Они тоже меня очень любят. Все встречающиеся на моём пути люди платят мне взаимностью. Говорят, что правильно любить других способен только тот человек, который любит себя. Я люблю себя – самого главного человека в моей жизни, потому что я у себя – одна. Я делаю себе много приятного, радую подарками – и себя любимую, и моих близких, забочусь о нас.
Я люблю свой дом: мне в нём уютно и радостно, это наша семейная крепость, защита от бед, обид и печалей. Внутри нашей квартиры живёт любовь, её нельзя не почувствовать: она в красивой домашней обстановке, в приветливых лицах домочадцев, в семейных посиделках и вкусном ужине, приготовленном любимой мамой. Сюда всегда радостно возвращаться, в каких бы сказочных местах ты ни побывал.
Я люблю своего кота Мотьку, потому что он очень славный. Мы подобрали его на улице, и он стал всеобщим любимцем. Любить значит заботиться, и я забочусь о своём четвероногом друге: кормлю его вкусняшками, чешу за ушком, играю с ним. За это он меня любит. Но не только за это, а просто так, ведь любят не за что-то, а просто любят! В общем, у нас с ним взаимная любовь с первого взгляда.
Я люблю свою страну: она большая и необъятная. Конечно, у нас немало сложностей, но я верю, что скоро всё наладится, и все жители будут жить ещё лучше. Хочется, чтобы у моей страны не было врагов, её уважали и любили во всём мире, так же, как её люблю я.
Я люблю ходить в школу: там у меня много друзей, с которыми мне всегда очень весело. Они всегда готовы мне прийти на помощь, я им тоже. Наш классный руководитель – наш главный затейник, её я люблю за доброту, внимание, умение заглянуть в душу каждому ученику. Мы все её любим!
Есть ещё немало вещей в окружающем мире, которые я люблю, и я всё чаще замечаю, что чем больше я люблю мир, тем больше он любит меня!
Возрастные особенности
- Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
- Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
- С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту. Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
- Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
- Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
- Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
- Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.
Польза плана
Дети с недовольством садятся писать сочинение, а тут еще и какой-то план от них требуют. Мой сын также не очень этому радовался. Проблема в том, что дети не понимают, в чем необходимость данного этапа в работе над сочинением.
Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано. Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.
На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.
5-6 класс
Для девочек
. Не знаю, можно назвать это увлечением или нет, но я очень люблю готовить. Это занятие меня очень вдохновляет. Я всегда стараюсь находить интересные рецепты: в интернете, старых кулинарных книгах, расспрашиваю у мамы, бабушки и их подруг. Мама даже подарила мне большую записную книжку, куда бы я могла записывать полюбившиеся рецепты. Я всегда помогала маме на кухне. Поначалу, когда была совсем маленькой, я вырезала формочками печенье из теста, помогала лепить вареники и пельмени. Конечно, далеко не всегда они получались идеальными, но ведь с чего-то надо было начинать! Затем мама стала доверять мне нарезку овощей для салатов, супов. Постепенно я научилась варить каши, горячие блюда, запоминала, как готовить мясо в духовке. Но самой большой страстью стало приготовление всевозможных десертов. Это настоящее искусство, которое требует от кулинара сноровки, терпения и большой фантазии. Теперь на каждый праздник или семейное торжество я пеку большой торт, который все считают моим фирменным блюдом. Я еще не раздумывала всерьез над тем, кем бы хотела стать в будущем, но не исключаю, что стану кондитером.
Для мальчиков
Правила написания
Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.
- Описание по картине:
- рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет;
- выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло;
- составить план написания сочинения;
- запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре;
- заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
- Работа по произведению:
- внимательно читайте текст;
- определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику;
- выбирайте цитаты, которые имеют особое значение;
- ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту;
- стройте план работы;
- вкратце пишите наброски;
- заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.
Действуем последовательно
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
- Строго следовать теме.
- Выделять ее границы.
- Выбирать идею.
- Составлять план работы.
- Подбирать материалы к сочинению.
- Соблюдать структуру плана.
- Писать вступление и заключение.
- Работать с черновиком.
Развивать навык письменного изложения своих мыслей нужно уже с первого класса. Ведь сочинения учителя просят писать уже во втором. А как научиться сочинительству, если ребенку не нравится писать? Дать ему на выбор интересные темы для этого! Мы собрали идеи, с которыми можно натренировать эту способность — умение писать сочинения, причем нескольких видов: сочинение-повествование, описание и рассуждение.
ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-ПОВЕСТВОВАНИЙ
Что по сути повествование? Это рассказ, сказка, история. Дайте им возможность почувствовать себя писателем и сочинить свою историю, рассказать свою сказку. Неважно, выдуманные это будут события или реальные, главное — придерживаться цели такого сочинения, а именно: сообщать о развивающихся событиях в хронологической последовательности. Есть пять вопросов подсказок, на которые автор должен ответить в повествовании: что или кто, что делал/сделал, где, когда, зачем? Разворачивать сюжет и двигать его вперед помогают глаголы и все его формы (в 1-2 классе глаголы пока еще называют словами, обозначающими действие). Повествование может идти от первого лица (то есть, от имени ребенка (я) или имени нескольких человек, например, друзей (мы)) или от третьего лица, когда образ рассказчика отсутствует. После того, как ребенок определится с темой своего рассказа или сказки, помогите ему с составлением плана:
- вступление (время и место действия),
- начало действия (завязка),
- кульминация,
- развязка и заключительная часть.
Если бы у меня были крылья… Ребенок может представить, что он птица или бабочка, но только на один день. Как бы он провел этот день? Куда бы полетел и что бы сделал, используя такую возможность?
Если бы я жил под водой. Похоже на предыдущее, только в другой среде обитания. Необязательно описывать именно себя, можно просто представить себя в образе рыбы или другого обитателя подводного мира. Для этого понадобится немного получше узнать жизнь тех, кто живет в океане, реке или хотя бы в аквариуме.
История, которая началась с печали. Каждый ребенок переживал какой-то печальный момент, грустил. Наверняка, он помнит об одном из них. Но ведь грусти и печали заканчиваются, и этот грустный день тоже закончился. Что смогло его развеселить, что помогло вернуть хорошее настроение. Или кто?
Самая страшная история. Можно описать и историю, которая напугала ребенка. Что случилось? Что пришлось сделать, чтобы все закончилось хорошо? Почему было страшно? Где были взрослые? Историю можно и придумать, и не обязательно про себя, не забывайте.
Переезд. Если ребенку приходилось переезжать вместе с семьей, то он может на основе своего опыта придумать историю про какого-нибудь мальчика или девочку, или даже домашнего питомца, который переехал с одного места на другое. Что он испытывает? Как привыкает к новому месту? Как находит друзей?
Волшебное платье. Вот такое условие для завязки: у нашего героя есть волшебное платье, которое может превратить его в любого человека, когда он его наденет. Но только один раз и только до тех пор, пока он носит это платье. В кого захочет превратиться наш персонаж, и как проведет волшебное время в образе другого человека?
Школьный дракон. Давайте представим, что директор школы купил в живой уголок ящерку, а он превратился в дракона! Вот это история! Что будет со школой? С учителями? Удастся ли приручить его и научить хорошо себя вести?
ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ
- вступление
- тезис, или основная мысль, которая будет рассматриваться и доказываться
- приведение аргументов (фактов, примеров, случаев, цифр, мнений, цитат)
- заключительные выводы
Во-первых, это весело… Что тебе нравится в школе? Если не в школе, то, например, на кружке мультипликации или робототехники? Зачем ты сюда ходишь?
Книга, которую нужно прочитать всем. Наверняка у ребенка есть рекомендация такой книги, которую он хотел бы посоветовать прочитать всем людям на свете. Почему именно ее, что читатель узнает, как книга может повлиять на его внутренний мир?
Дикий зверь. Какое дикое животное самое привлекательное в глазах ребенка? Почему? Чем оно ему нравится? Трудно ли им быть и почему?
Как найти лучшего друга? Все мы ищем друзей, и со временем находим. Но каким должен быть лучший друг именно для нас? Какие черты характера мы ищем в людях, чтобы считать их лучшими друзьями? Кто он — лучший друг?
Нелюбимая погода. Нелюбимый тип погоды есть у каждого. Кто-то не любит ветреные дни, кто-то — дождливые. А какую погоду не любишь ты? Почему?
История игрушки. Любимая игрушка есть у каждого ребенка. Какая любимая игрушка у тебя и что делает ее любимой? Как думаешь, когда ты перестанешь с ней играть? И что случится с ней после этого?
Праздник. Твой любимый праздник и почему он любимый?
Рыба или лягушка. Вот такой неожиданный выбор: кем бы ты хотел быть — рыбой или лягушкой? И почему?
Мое здоровье. Расскажи, почему важно чистить зубы и заботиться о своей гигиене? Или почему нужно придерживаться правильного питания, даже если очень хочется неправильной еды? Что произойдет с человеком, если неправильное питание или неправильный образ жизни перевесит правильный выбор?
Собака — друг человека. Что позволяет нам, людям, так считать?
Страшно ли жить рядом с вулканом? Рассуждай, почему люди живут рядом с вулканами? Ведь это объективно страшно. И может быть опасно.
Почему динозавры вымерли? Что ты знаешь об этом? Почему так произошло?
ИДЕИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-ОПИСАНИЙ
Как приготовить мое любимое блюдо. Представь, что у тебя появился домовенок-помощник и хочет тебя порадовать. Просит рассказать, как приготовить твое любимое блюдо. Или мамино. Опиши от начала и до конца, что нужно взять и что нужно сделать, но постарайтесь не превратить сочинение в обычный рецепт из поваренной книги.
Как играть в мою любимую настольную игру. Друг по переписке просит тебя рассказать о каких-нибудь интересных настольных играх. Опиши, как играть в твою любимую настольную игру.
Что делать, если ребенок потерялся. Напиши инструкцию всем детям на случай, если они потеряются, оторвутся от родителей в развлекательном или торговом центре.
Как ухаживать за питомцем. Представь, что ты уезжаешь из города и на время отдаешь своего питомца другу. Опиши подробно и понятно, как ухаживать за питомцем, чем кормить, что он любит.
Автопортрет. Если бы у тебя появился друг, который не видит, как бы ты ему себя описал?
Моя комната. Попробуй описать свою комнату. Если кажется, что это скучно, тогда опиши комнату своей мечты, что бы в ней ты хотел изменить или добавить, в том числе волшебные вещи.
Мой город. Опишите город, в котором живете. Где он находится? Как появился? Что в нем самого красивого и интересного, на ваш взгляд.
Что такое вулкан? Где они находятся? Какие бывают?
Мой любимый динозавр. Все дети любят динозавров, наверняка у тебя есть любимый вид. Опиши его, как он выглядел, что он ел, какой образ жизни вел?
Среда обитания. Выбери какую-нибудь среду обитания — океан, пустыню, саванну или что-то еще, и опиши, как она выглядит, какие животные там живут, кому приходится особенно тяжело?
Любимый герой. Это может быть как персонаж книги или мультфильма, так и реальный человек — современный или исторический. Опиши, как он выглядит, чем известен, какими чертами характера обладает.
Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.
Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать». Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.
Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.
Предлагаем алгоритм работы.
Алгоритм работы над сочинением
1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?
Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).
2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.
Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.
Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.
3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.
Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
- Вступление
- Основная часть
- Заключение.
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.
Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.
4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.
Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?
Виды сочинений
Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:
- Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
- Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
- Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.
Действуем последовательно
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
- Строго следовать теме.
- Выделять ее границы.
- Выбирать идею.
- Составлять план работы.
- Подбирать материалы к сочинению.
- Соблюдать структуру плана.
- Писать вступление и заключение.
- Работать с черновиком.
Следуем теме
Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.
Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.
Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:
Выбираем идею
Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.
Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.
Как составить план и подобрать материалы?
Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.
Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.
Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.
Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.
Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.
Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.
Что может служить источником материалов?
- Литературные произведения.
- Другие книги.
- Личный опыт.
- Критические статьи.
- Статьи, отзывы в интернете.
Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:
Черновик – основа дела
Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!
Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.
Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.
Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.
А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.
Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:
- Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
- Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
- Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
- Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
- Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
- Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.
После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.
Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.
Читайте также:
- Сочинение про музей деревянного зодчества
- С тех пор как он поверил что ежедневно тренируясь сочинение рассуждение
- Что я принимаю и с чем спорю в произведениях м горького итоговое сочинение
- Сочинение мир вокруг нас природа
- Сочинение my living room
-
Помогите сочинить на пол страницы сочинение на тему чему бы я хотел научиться и мой любимый предмет! Спасибо всем кто мне поможет!
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
valentinakennedy263
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык1 секунда назад
напишите пожалуйста небольшой диктант на корни с чередованием (25 слов). дам много баллов и лучший ответ
-
Українська мова1 секунда назад
Сенкан про Солоху у творі ‘Ніч перед різдвом’
-
Математика1 секунда назад
5) Логическая задача: В одном классе вместе учатся две пары близнецов. Однажды на Школьный праздник вместе с детьми пришли все мамы и папы (все семьи полные). Вместе их получилось 83 человека. Сколько учеников в классе?
-
Литература1 секунда назад
Раскройте содержание понятия «художественный образ»
СРОООООООООООООЧНОООООООООООО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! -
История1 секунда назад
ПОМОГИТЕ СРОЧНО !40 БАЛЛОВ
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Вопросы без ответа
-
Литература4 минуты назад
- СРОЧНО, МИНИ — СОЧИНЕНИЕ О ПРОГУЛЬЩИКЕ, НЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА
-
Математика13 минут назад
Помогите пожалуйста сделать английский языак, срочно.!
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Каждому из нас важно научиться рассказывать о своих увлечениях. Особенно это необходимо именно в школьные годы, когда мы заводим друзей на всю оставшуюся жизнь. Поэтому если сомневаетесь, что напишите сочинение на тему «Мое увлечение», лучше посмотреть образцы и вдохновиться на написание собственной истории, интересующей именно вас. Под каждым заголовком вас ждут два варианта сочинений: для девочки и для мальчика.
1 класс
Для девочки (114 слов). Мое увлечение – это рисование. Я с радостью изображаю то, что вижу. Я люблю рисовать фломастерами и красками. Мне хочется стать талантливой художницей. Для этого я упражняюсь каждый день.
Больше всего мне нравится рисовать природу и цветы. На уроках я не всегда успеваю сделать то, что хочется. Но дома я всегда сажусь и заканчиваю рисунок. У меня красивый вид из окна, и я могу его постоянно разглядывать. Но я все равно люблю уроки ИЗО. Там нам показывают картины известных художников и учат рисовать правильно.
Я хочу пойти в художественную школу, чтобы рисовать все лучше и лучше. Когда-нибудь мне бы хотелось стать известной художницей. Мои картины могли бы доставлять людям радость. К этому я и стремлюсь.
Для мальчика (103 слова). Мое увлечение – футбол. Я люблю подвижные игры на улице. Особенно мне нравится играть с друзьями, когда тепло. Мы бы гоняли мяч допоздна, нет более веселого занятия.
Приятно, когда игра вызывает интерес. В выходные за нашими играми следят близкие и просто прохожие люди и болеют. Чувствую себя тогда настоящим спортсменом. Только кажется, что футбол – просто. Это не так. Игра требует внимания, силы и ловкости. Слабым и трусливым она не дается. Я стараюсь играть хорошо, чтобы меня уважали на поле. Мне бы хотелось добиться успеха в спорте.
Футбол, как считают родители, закаляет характер. Я с ними согласен. Спорт делает человека лучше и учит его побеждать.
2 класс
Для девочки (132 слова). Настоящее хобби – это то, чем приятно заниматься всегда. Мне, к примеру, нравится петь и танцевать. Я люблю двигаться под музыку и подпевать ей. В такие моменты мне очень весело. Мне тяжело усидеть на месте, когда я слышу мелодию.
Танцы бывают разные. Мне нравится, как танцуют хип-хоп. Это очень быстрый и сложный танец. Он требует ловкости и природного таланта. Каждое движение нужно запомнить и повторить в точности так, как было показано. Когда я вырасту, я точно научусь этому искусству. Пока я только начинаю, но верю в себя.
Еще мне нравятся латино-американские танцы, но они больше для взрослых. В их исполнении выглядит это очень красиво! Наверное, сложно двигаться так одинаково. Это дается с большим трудом и после многих тренировок.
Я бы хотела двигаться также красиво, как профессиональные танцоры. Движения, как они говорят, выражают душу.
Для мальчика (129 слов). Я люблю собирать конструктор Лего. Мне дарят новые детали на каждый праздник. Мне нравится создавать свои собственные изобретения. Это очень интересно. Я стараюсь каждый день что-то делать.
Я собираю конструкторы медленно, чтобы не напутать. Мне жалко испортить детали. Поэтому я их сначала раскладываю, потом все делаю по инструкции. Иногда прошу папу помочь, у него золотые руки. Мне очень нравится разбираться вместе с ним, я много нового узнаю. Он говорит, что когда-нибудь я смогу собирать компьютеры или машины, а, может, и роботов.
Мои каникулы всегда проходят интересно благодаря моему хобби. Папа зовет меня в гараж и показывает детали машины. Я бы хотел и сам уметь в них разбираться, но пока сложно. Хотя конструкторы тоже сначала казались сложными, но потом стало проще.
Я рад, что у меня есть такое интересное увлечение.
3-4 класс
Для девочки (135 слов). Мое увлечение – рукоделие. Я часто что-то мастерю: снежинки и гирлянды на новый год, поделки всем близким в подарок, украшения для кукол. Мне нравится создавать красивые вещи своими руками.
У меня в столе все ящики набиты разными вырезками, лоскутками и бусинками. Я собираю все красивое для поделок. Когда я вижу что-то в магазине, то думаю, как это сделать самой. Я люблю, когда все вокруг украшено и ярко, мне нравится делать праздник каждый день. Недавно я нарисовала и склеила всем своим родственникам открытки. Им было очень приятно.
Мои родители часто делают мне приятные подарки для моего хобби. Недавно бабушка принесла блестки, которыми я украшу много всего. Каждый такой предмет меня вдохновляет. Семья меня в этом поддерживает. Мама мне не раз помогала с моими фантазиями.
Я считаю, что любимое дело должно приносить радость всей семье. Так и получается.
Для мальчиков (137 слов). Настоящий мужчина должен быть сильным. Поэтому я люблю спорт. Я бы тоже хотел отличиться на олимпиаде или еще в каком-нибудь состязании.
Во дворе я часто играю в футбол, баскетбол и волейбол. Мне нравятся подвижные игры типа салок, но это только развлечение. Плавание или хоккей гораздо тяжелее и интереснее, но я пока не могу заниматься этим каждый день. Я бы очень хотел пойти на кружок борьбы. Родители говорят, что скоро я начну заниматься профессионально.
Я уже смотрел боксерские поединки вместе с папой. Я тоже хочу быть таким же выносливым и настойчивым. Спорт развивает эти качества, а они везде пригодятся. Я бы хотел знать, как правильно биться, чтобы уметь постоять за себя.
Я еще не решил, каким именно спортом хочу заниматься всю жизнь. Пока мне нравятся многие. Я выбираю между греко-римской борьбой, плаванием и футболом. Надеюсь, я стану чемпионом!
5-6 класс
Для девочек (155 слов). Мне очень нравится готовить. Когда мама или бабушка готовят, я всегда помогаю и учусь у них. Мое увлечение – это не только делать еду, но и украшать ее. Я всегда люблю есть не только вкусно, но и красиво. Мои блюда отличаются интересным внешним видом.
В будущем мне бы хотелось стать кондитером, потому что сладости мне нравится делать больше всего. Десерты требуют особого искусства: их любителя надо уметь удивлять. Сладкое само по себе вредно, поэтому человек трижды подумает, прежде чем взять его. Но талантливый кулинар всегда заставит его забыть обо всем на свете. Его работа будет выглядеть так, что никто не сможет устоять. Таким же одаренным кондитером хочу стать я.
Пока я только учусь готовить, но у меня уже есть коронные блюда. Например, я делаю очень вкусную шарлотку. Секрет в том, чтобы добавить в тесто измельченные орехи и бренди. Тогда пирог приобретает совершенно иной вкус. Этот рецепт я прочитала в интернете. Теперь это любимое лакомство всей семьи.
Для мальчика (155 слов). Мое увлечение – это видеоигры. Я не просто играю в них, я мечтаю их делать. Для этого необходимо изучить, как и почему работает та или иная игра. Я уже много знаю о них и охотно делюсь познаниями с друзьями по игре. В моей команде мои навыки очень ценят. Думаю, вся моя жизнь будет связана с новыми технологиями.
Многие осуждают это занятие, но зря. Оно ничуть не отличается от других безобидных форм досуга. Оно даже может стать полезным: по играм легко и весело изучать историю. Можно стать Цезарем или Наполеоном, изменять ход истории всего мира или идти по стопам полководцев и императоров. Можно продолжить любимую книгу, ведь немало игр делается на основе литературных сюжетов.
Особенно я люблю исторические игры, но фантастические мне тоже очень нравятся. Все зависит от настроения и цели. Что-то годится для развлечения и общения с ребятами, что-то не на шутку загружает мозг. Однако все эти игры заслуживают внимания, ведь по-своему обогащают внутренний мир человека.
7 класс
Для девочек (158 слов). Мое увлечение – чтение. Мне нравится погружаться в литературные сюжеты и находить там увлекательные описания окружающего мира. С помощью книг можно познать, увидеть и почувствовать гораздо больше, чем человек успевает за одну жизнь.
Я читаю каждый день, чаще всего по вечерам, когда все дела сделаны. Тогда книга дает желаемый отдых для тела, но мозг активно работает, помогая выдумывать образы героев. Литература развивает фантазию, ведь человек представляет то, о чем читает. Мне нравится лежать в тишине и мечтать о том, как происходит то, что написал автор. Так я становлюсь его напарником.
Также мне нравится литературный язык. Он богаче, чем наша речь. С его помощью можно гораздо интереснее выражать свои мысли, стать незаурядным собеседником. Какие-то фразы я даже записываю, чтобы запомнить. В них я нахожу объяснение многим непонятным вещам, происходящим вокруг.
В будущем я хочу выбрать профессию, связанную с литературой. Мне нравится работа со словом, возможно, я напишу свою книгу. Ну а пока я всего лишь читатель, зато вдумчивый и внимательный.
Для мальчика (163 слова). Я – киноман. Мое хобби – не только просмотр фильмов, но и чтение рецензий и отзывов. Мне нравится узнавать о мире кино все больше и больше, ведь эта сфера сейчас очень стремительно развивается. Новинки не перестают радовать меня каждый год.
Кино – это целый мир в искусстве. Успех кинокартины зависит от множества деталей, которые не заметны на первый взгляд. В хорошем фильме каждый кадр – это картина, продуманная и законченная. Иногда от цвета декораций или от смены планов зависит все впечатление зрителя. А сценарий вообще очень сложная вещь, всем не угодишь. Поэтому качественный фильм – это удивительное достижение огромного числа людей.
Когда я смотрю фильм, я погружаюсь в другие жизни. Видео дает мне шанс увидеть мир во всем его многообразии. Я вижу то, что никогда бы не увидел без кино. Я узнаю все больше и больше, хоть и не сижу за учебниками.
Мне бы хотелось сделать данное хобби профессией: стать кинокритиком или даже режиссером. Я бы тоже хотел делать так, чтобы люди узнавали окружающий мир из моих работ.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?
Виды сочинений
Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:
- Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
- Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
- Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.
Начните обучение сочинению-описанию еще до школы: пусть ребенок устно рассказывает о том, что изображено на картинке, что он видит за окном, на прогулке, в своей комнате. Обращайте внимание дошкольника на последовательность изложения мыслей: от одного предмета к другому, не перескакивая. То есть сначала полностью описывается один предмет, только после этого нужно переходить к другому, а не «метаться» между ними туда-сюда по несколько раз.
Действуем последовательно
Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?
- Строго следовать теме.
- Выделять ее границы.
- Выбирать идею.
- Составлять план работы.
- Подбирать материалы к сочинению.
- Соблюдать структуру плана.
- Писать вступление и заключение.
- Работать с черновиком.
Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.
Помощь родителей
Не нужно писать сочинение за ребенка или полностью давать ему переписывать сочинение из интернета, этим вы окажете ему медвежью услугу. Образцы даются для вас, чтобы помочь вам направить мысли ребенка в нужное русло.
- Объясните юному сочинителю, что на уроке нужно внимательно выслушать и запомнить все рекомендации учителя, связанные с выполнением домашнего задания.
- Не критикуйте получившийся результат: помните, ребенок учится, в свое время вам тоже было трудно, поправляйте и советуйте мягко и тактично. Пусть первый вариант будет написан абсолютно самостоятельно в черновик.
- Если возникли сложности, проведите своеобразное интервью, задавая наводящие вопросы. Помогаете ли вы друг другу? Как миритесь, если поссорились? Кто вам в этом помогает? Чем занимаетесь на переменах и в группе продленного дня? Поддерживаете ли товарищей на уроках физкультуры и на соревнованиях?
- Это всего лишь 2-ой класс, не завышайте требования к содержанию и объему.
Следуем теме
Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.
Итак, тема. Первое, что нужно внимательно изучить, – содержание темы: что конкретно нужно раскрыть. То есть если дана тема природы в драме Островского «Гроза», писать нужно именно о природе в этом произведении, а не о природе в творчестве Островского вообще. А вот тема «Любовная лирика в творчестве Пушкина» предполагает, что нужно проследить тему любви в стихах Пушкина на протяжении всей его жизни, анализа одного стихотворения будет явно недостаточно.
Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.
Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:
- После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
- Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
- Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.
Возрастные особенности
- Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
- Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
- С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту. Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
- Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
- Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
- Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
- Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.
Выбираем идею
Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.
Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.
Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.
Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.
Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.
Как составить план и подобрать материалы?
Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.
Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.
Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.
Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.
Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.
Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.
Что может служить источником материалов?
- Литературные произведения.
- Другие книги.
- Личный опыт.
- Критические статьи.
- Статьи, отзывы в интернете.
Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:
- Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
- Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
- Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
- Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!
Правила написания
Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.
- Описание по картине:
- рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет;
- выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло;
- составить план написания сочинения;
- запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре;
- заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
- Работа по произведению:
- внимательно читайте текст;
- определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику;
- выбирайте цитаты, которые имеют особое значение;
- ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту;
- стройте план работы;
- вкратце пишите наброски;
- заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
МБОУ СОШ № 1 Г.ШАГОНАР |
Как научить ребёнка писать сочинение |
Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка! |
Учитель начальных классов Самсонкина Н.В. |
05.12.2019 |
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]
Как научить ребенка писать сочинения?
1. Во-первых, перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».
2. Во-вторых, как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.
3. В-третьих, чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!
Как писать сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»
Памятка
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
Фразы-помощники: |
Словарь: |
«художник изобразил…» |
художник — живописец — мастер кисти — автор |
«детали сюжета позволяют понять…» |
картина — полотно — репродукция |
«колорит картины…» |
изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал |
«краски создают ощущение…» |
тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление |
«создается настроение…» |
Методика работы над сочинением во 2 классе. Слайд 1
За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт.
Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка.
Сочинения во 2-ом классе — это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.
Сочинение по картинам.Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Слайд 2Сочинения по картинам делятся на три основных вида:
— повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;— повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; — описание картины. Слайд 3
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения.
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя,
во-первых, тему картины (что на ней изображено);
во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов;
в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины. Слайд 4
Уже в I классе практикуется устное описание картины (« Расскажи, что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Работа над сочинением по картине.
Вам понадобится
— картина для описания
Инструкция
1Для начала вы должны понять, что любое сочинение – это вид творческой работы, «отрицающий» переписывание.
2
В школьном курсе русского языка в основном предлагаются картины русских художников XIX-XX веков. При этом младшие классы «работают» с художественными полотнами, простыми по композиции и цветовой гамме. Чем старше учащиеся, тем сложнее картина – по жанру, обилию деталей, цветовому решению и творческой манере автора. Поэтому предварительно обязательно познакомьтесь с личностью художника, историей создания картины и, если необходимо, с особенностями жанра: пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта и т.д.
3
Подготовив фактический материал, внимательно рассмотрите картину и приступайте к написанию плана. Для младших школьников достаточно отметить три пункта: вступление, в котором необходимо назвать картину, автора и жанр; основная часть, содержащая детальное описание; вывод, представляющий собой ответы на вопросы, понравилась ли картина и почему.6
Приступая к написанию сочинения по составленному плану, старайтесь не нарушать логику изложения творческого материала. Нельзя начинать сочинение с фразы: «На этой картине я вижу…» При написании основной части определите, что изображено на переднем, заднем плане полотна, что является фоном. Уточните мелкие детали, которые расположены справа и слева от центра картины.
7
Не забудьте подробно описать цветовую гамму, использованную художником, и ее влияние на восприятие и настроение.
8
Постарайтесь написать заключительную часть сочинения так, чтобы тот, кто никогда не видел этой картины, мог представить себе настроение художника, созданную им на холсте атмосферу и обязательно захотел познакомиться с творчеством мастера. Отразите в конце работы собственные эмоции или даже фантазии, и тогда ваше сочинение будет иметь логическое завершение.
В заключении немного из собрания школьных сочинений…Слайд 5-9
Слайд 10 (читать)
Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Желаю Вам доброго времени суток и предлагаю поговорить о творческой составляющей образовательного процесса. А именно о том, как научить детей писать сочинения?
К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Всё плохо? Не дано от природы? Конечно же нет! Не стоит опускать руки и мириться с этой ситуацией. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но и наша с вами задача.
План урока:
- 1 С чего начать?
- 2 Работаем по плану
- 3 Пишем на черновик
- 4 Проверяем результат
- 5 К разному возрасту разный подход
С чего начать?
Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.
Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.
Работаем по плану
Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.
Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.
Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.
Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.
Пишем на черновик
Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.
Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.
Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.
Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.
Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.
Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.
Подведение итогов и формулирование выводов будет заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!
Проверяем результат
На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.
Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?
Давайте будем не только править, но и объяснять, почему мы это делаем. Не исправлять ошибки, а указывать на них, предлагая варианты их устранения.
А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?
К разному возрасту разный подход
С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.
Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.
Сделайте хорошей привычкой во время совместных прогулок с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные слова. Одновременно интересно и полезно!
Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.
В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.
Здесь важно уделить внимание изображениям переднего и заднего плана, фону, деталям. Научите своего школьника «читать» картину. А с описательной функцией ребенок уже умело справляется, не так ли?
В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.
Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.
- Во-первых, для его написания необходимо знать произведение.
- Во-вторых, необходимо составить точный и развернутый план работы.
Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!
К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:
- описание;
- анализ;
- оценку;
- сравнение.
И всё это – заслуга не только педагога, но и ваша личная, уважаемые родители.
Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь. Друзья, посмотрите, каким замечательным и наглядным может быть обыкновенный урок русского языка)
В заключение хочется пожелать вам удачи и творческих успехов. Помните: ваш ребёнок – это индивидуальность с личным мнением. Не навязывайте ему своих мыслей, не оказывайте «медвежьей услуги», выполняя за него работу ради хорошей оценки. Будьте рядом и помогайте, но дайте ему возможность делать ошибки, нарабатывая собственный опыт.
Также позволю себе порекомендовать вам статью о развитии техники чтения, без которой в школе вообще никуда. А еще думаю будет полезно узнать о том, как научиться быстро и интересно учить стихотворения и готовиться к пересказу.
Друзья, оставляйте свои комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, и мы вместе постараемся сделать жизнь наших детей интересней.
Всего вам самого доброго!
Детишкам привет!
Всегда ваша, Евгения Климкович!