Научно популярный рассказ это

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Obschee_dokumentovedenie.doc

Скачиваний:

368

Добавлен:

23.02.2016

Размер:

2.87 Mб

Скачать

Научно-популярная
литература выполняет социальную функцию
популяризации
достижений науки, техники, производства,
их истории среди читателей-неспециалистов
по соответствующей отрасли знания.
Научно-популярная
литература — это литература «для
всех», но в действительности каждое
произведение научно-популярной литературы
рассчитывается на конкретно определенный
круг потребителей информации, которые
имеют одинаковую общеобразовательную
подготовку, определенные интересы,
психологические особенности. Жанры
научно-популярной литературы пока еще
недостаточно изучены и неполно описаны,
но общие представления о них отражены
в предлагаемой таблице, построенной
также по материалам исследования С.Г.
Кулешова (табл. 12.5).

12.13. Жанры учебной литературы

К учебной литературе
относятся документы, содержащие научную
информацию, изложенную в форме, удобной
для изучения, и рассчитанные на учащихся
или студентов разных ступеней образования
и работников системы образования
(учителей, преподавателей, воспитателей)
(табл. 12.6).

12.14. Жанры производственной литературы

Производственная
литература выполняет функцию обеспечения
общества научно-технической информацией,
приспособленной для потребностей
производства и особенностей потребителей
информации — специалистов-практиков.
К производственной литературе относятся

375

документы, содержащие
сведения по технологии, технике и
организации производства и других
отраслей общественной практики,
рассчитанные на специалистов
соответствующих отраслей. Как правило,
информация в произведениях производственной
литературы отличается соответствием
современному уровню развития научного
знания и практической направленностью:
помощь специалистам в исполнении их
производственных

обязанностей
(табл. 12.7).

Таблица
12.5.
Характеристика жанров научно-популярной
литературы

Жанр

Предмет
изложения материала

Цель
как авторский мотив
созда-

ния
документа

Конкретная
социальная функция документа

Заметка(науч
но-популярное
сообщение)

Короткое
сообщение о
научно-техническом достижении

Оперативное
информирование читателей-неспециалистов
о достижении науки

Популяризация
достижений науки, техники, производства,
их истории

Научно-попу­лярная
статья

Сжатое описание
научно-популярным
языком
новейших достижений в отраслях науки,
техники и производства

Популяризация
современных научно-технических
достиже­ний
для ознакомления с ними
неспециалистов

Популяризация
современных научно-технических
достижений
для ознакомления
с ними неспециалистов

Научно-художе­ственный
рассказ

Сжатое описание
научно-популярным
и
художественным языком
известных фактов
из истории и современного
состояния науки

Популяризация
научных знаний, ознакомление
с ними малоподготовленных читателей,
детей

Популяризация
научных

знаний,ознакомле
ние с
ними широкого круга читателей

Научно-популярная
монография

Всестороннее
изложение научно-популярным
языком результатов
исследования

Популяризация
современных научно-технических
достиже­ний
для ознакомления с ними
неспециалистов

Популяризация
достижений науки, техники, производства,
их истории

376

научной проблемы

Научно-популярный
справочник

Сжатое
изложение в порядке,
удобном для поиска и ориентирования,
сведений
о развитии науки
и ее достижениях

Популяризация
среди неспециалистов сведений по
истории науки, техники, производства,
искусства и
о современных научно-технических
достижениях

Популяризация
достижений
науки, техники,
производства, искусства, их истории

Научно-популярный
очерк

Описание

научно-популярным
языком
отдельных периодов истории науки,
техники, производства, культуры или
информации о современных достижениях
в отраслях науки, техники, производства,
культуры и т. п.; описание
отдельных исследований
или деятельности научных учреждений,
предприятий, заведений
культуры и
т. д.

Популяризация
среди неспециалистов сведений из
истории науки, техники, производства,
культуры и
т. д.

Популяризация
достижений
науки, техники,
производства, культуры, их истории

Научно-популярная
энциклопе­дия

Популярное
изложение в систематизированн
ом виде
основных сведений по одной или всем
отраслям знания и практической
деятельности, рассчитанное на

Ориентация
неспециалистов в достижениях
науки и культуры

Ориентация
неспециалистов в достижениях науки
и культуры

377

читателей-неспециалистов

Научно-популярный
энциклопе­дический
словарь

Научно-популярная
энцик лопедия,

содержащая
статьи небольшого
объема, изложенные в сжатой форме и
расположенные по алфавиту
их названий

Ориентация
неспециалистов в достижениях
науки и культуры

Ориентация
неспециалистов
в достижениях
науки
и культуры

Научно-популярное
(рекоменда­тельное)
библио­графическое
пособие

Рекомендация
читателю-неспециалисту лучших,
доступных по
изложению материала произведений по
определенной теме или
отрасли знания

Ориентация
неспециалистов в достижениях
науки и культуры

Ориентация
неспециалистов
в достижениях
науки
и культуры

Практически
е (полезные)
советы
для неспециалис тов

См. «Жанры

производственной

литературы

Памятка

См. «Жанры

производственной

литературы

Таблица
12.6.
Характеристика
жанров учебной литерату
ры

Жанр

Предмет изложения

Цель как авторский

Конкретная

материала

мотив
создания

социальная

документа

функция документа

378

Учебный план

Перечень
дисциплин, обеспечивающих
определенный
уровень образования

Определение
содержания образования и организации
учебного
процесса

Обеспечение

процесса

общеобразовательн

ой или

профессиональной

подготовки

Программа курса

Перечень
разделов и тем,
которые изучаются
в учебной дисциплине

Определение
содержания дисциплины и организации
учебного
процесса

Обеспечение
процесса

общеобразовательн
ой или

профессиональной
подготов-

Учебное пособие

Систематизация
теоретического материала по отдельным
разделам учебной
дисциплины

Документальное
обеспечение
учебного
процесса теоретическими
материалами

Обеспечение
процесса

общеобразовательн
ой или

профессиональной
подготовки;
систематизация знаний с целью учебы

Учебник

Систематизация
теоретического материала по учебной
дисциплине в
полном объеме учебной
программы

Документальное
обеспечение
учебного
процесса теоретическими
материалами

Обеспечение
процесса общеоб­разовательной
или профессиональной подготовки;
систематизация знаний с целью учебы

Практикум

Изложение
совокупности практических заданий
или упражнений, способствую-щих
усвоению пройденного материала
учебной дисцип-лины

Документальное
обеспечение
практической
части курса

Обеспечение

процесса

общеобразовательн

ой или

профессиональной

подготовки

379

Учебно-методи­ческие
рекоменда­ции

Советы
по изучению определенной
дисциплины или ее раздела, по выполнению
определенных учебных работ

Помощь учащимся,
студентам (учителям, преподавателям)
в организации
учебного
процесса и
выполнении определенных учебных
заданий

Обеспечение

процесса

общеобразовательн

ой или

профессиональной

подготовки

Учебно-методическое
пособие

Учебное пособие,

полностью

обеспечивающее

дисциплину

программными и

методическими

материалами

Помощь учащимся,
студентам (учителям, преподавателям)
в организации
учебного
процесса и
выполнении определенных учебных
заданий

Обеспечение

процесса

общеобразовательн

ой или

профессиональной

подготовки

Хрестоматия

Учебное пособие,
содержащее тексты, предназначенные
для ознакомления
во время учебы

Обеспечение
учебного
процесса вспомогательны­ми
материалами

Обеспечение

процесса

общеобразовательн

ой или

профессиональной

подготовки

Учебный справочник

Изложение
справочных
данных по отрасли знания в соответствии
с содержанием учебной
программы дисциплины

Обеспечение
справочными данными
учебного процесса
по дисциплине

Обеспечение

процесса

общеобразовательн

ой или

профессиональной

подготовки

Печатная лекция
(текст лекции)

Систематизированно
е изложение
содержания лекции по определенной
теме учебной дисциплины

Документальное
обеспечение
учебного
процесса теоретическими
материалами

Обеспечение

процесса

общеобразовательн

ой или

профессиональной

подготовки

380

Конспект

Конспективное

Документальное

Обеспечение

лекций

изложение
курса

обеспечение

процесса

лекций по учебной

учебного процесса

общеобразовательн

дисциплине или
ее

теоретическими

ой
или

части

материалами

профессиональной
подготовки

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются.[источник не указан 25 дней]

Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах.

Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.

Содержание

  • 1 Научно-популярные книги
    • 1.1 Известные научно-популярные книги
  • 2 Научно-популярные журналы
    • 2.1 Научно-популярные журналы и бюллетени России
  • 3 Научно-популярная литература в мире
  • 4 Научно-популярная литература в России
  • 5 Литература

Научно-популярные книги

В научно-популярных книгах обычно приводятся общие сведения по какому-либо тематическому вопросу. Нацеленные на широкого читателя, эти издания пишутся простым языком, иногда с юмором, обычно содержат минимальное число формул и исчислений и большое количество иллюстраций.

Известные научно-популярные книги

  • международный ежегодник «Наука и человечество»
  • «Занимательная физика» Якова Перельмана
  • «Краткая история времени» Стивена Хокинга
  • «Путеводитель по науке» Айзека Азимова

Научно-популярные журналы

Основная статья: Научно-популярный журнал

Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи.

В таких журналах содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле.

Научно-популярные журналы и бюллетени России

Основная статья: Научно-популярные журналы России

  • В защиту науки
  • В мире науки
  • Вокруг света
  • Древо познания
  • Земля и Вселенная
  • Знание — сила
  • Квант
  • Математическое просвещение
  • Моделист-конструктор
  • Наука и жизнь
  • Наука и техника
  • Новости космонавтики
  • Педиатрия
  • Популярная механика
  • Провизор
  • Радио
  • Соросовский Образовательный Журнал
  • Техника — молодёжи
  • Учёные — школьнику
  • Химия и жизнь — XXI век
  • Юный натуралист
  • Юный техник
  • Экология и жизнь

Научно-популярная литература в мире

Американский популяризатор математики Мартин Гарднер вёл рубрику в журнале Scientific American.

Научно-популярная литература в России

В начале XX века Яков Исидорович Перельман писал научно-популярные книги по физике и математике. Виталий Бианки описывал жизнь животных. Петр Кошель выпустил в 2000 г. книги для подростков: «На заре человечества» и о биологии — «В стране вечных загадок».

Литература

  • Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. — 2-е, перераб. и доп.. — Москва: Наука, 1978. — 224 с. — 7 000 экз.
  • Разгон Л. Э. Живой голос науки, «Детская литература», Москва, 1970
 Просмотр этого шаблона Популяризация науки
Главные статьи Популяризация науки · Научный миф · Научно-популярный стиль
Популяризаторы

Российские: Игорь Акимушкин · Владимир Арсеньев · Андрей Бекетов · Наум Виленкин · Ярослав Голованов · Николай Дроздов · Иван Ефремов · Сергей Капица · Татьяна Кладо · Павел Клушанцев · Виктор Комаров · Алексей Крылов · Владимир Лёвшин · Михаил Ломоносов · Борис Ляпунов · Пётр Маковецкий · Александр Марков · Илья Маршак · Борис Медников · Владимир Мезенцев · Лев Николаев · Александр Никольский · Александр Никонов · Владимир Обручев · Яков Перельман · Константин Платонов · Анатолий Протопопов · Никита Разговоров · Владимир Рюмин · Дмитрий Сахаров · Даниил Святский · Александр Столетов · Владимир Сурдин · Лев Успенский · Александр Ферсман · Константин Флёров · Александр Цингер · Константин Циолковский

Другие страны: Айзек Азимов · Альфред Брем · Жюль Верн · Мартин Гарднер · Стивен Гулд · Ричард Докинз · Грант Имахара · Митио Каку · Артур Кларк · Брайан Кокс · Карл Саган · Адам Сэвидж · Нил Тайсон · Ричард Фейнман · Камиль Фламмарион · Бернар Фонтенель · Джейми Хайнеман · Стивен Хокинг

Средства

Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм · Математические головоломки и досуг · EuroPhysicsFun
Праздничные дни: День моля · День числа пи · Притяжство (Grav-mass) · День науки

Музеи: Политехнический музей · Экспериментарий · Экспериментариум

Сообщества Премия Калинги

Научная литература — это разновидность литературных трудов, которые созданы в результате исследовательской деятельности или теоретических обобщений в рамках научного метода, предназначены для специалистов. Научно-популярная литература – рассказ о науке, явлениях и ученых в простой и доступной форме для обычного читателя, в том числе и детей.

Содержание

  1. Особенности научных трудов
  2. Особенности научно-популярных произведений
  3. Научно-популярные книги и журналы
  4. Научно-популярная литература в России и мире

Особенности научных трудов

Научная литература представляет собой письменные работы, созданные в результате практических исследований или теоретических обобщений в рамках научной методики. Данные тексты предназначена для информирования исследователей, ученых и узких специалистов о новейших достижениях и открытиях науки.

Внимание! Научная работа не считается завершенной, если она не опубликована.

Первые научные сочинения были написаны в разнообразных жанрах: рассуждения, трактаты, рассуждения, поучения, жизнеописания, путешествия, диалоги и даже стихотворения. Сегодня структура научной литературы строго стандартизирована и состоит из докладов, монографий, тезисов, обзоров, статей, рецензий, рефератов и авторефератов.

Научная и научно-популярная литература

В некоторых странах существуют механизмы аттестации научных текстов, которые устанавливаются правительством или общественными научными организациями. Так, в Российской Федерации, к примеру, аттестацию осуществляет ВАК (Высшая аттестационная комиссия). Основное и обязательное требование к публикации научной литературы — рецензирование текстов.

В рамках данного процесса редакция или издательство научной литературы перед публикацией новой работы направляет ее двум-трем рецензентам, которые являются специалистами в данной области. В процессе рецензирования материалы, содержащие прямые фальсификации или грубые методологические ошибки, не допускаются к публикации в рамках научной литературы.

С начала XX века объем публикации научной литературы резко возрастают и постоянно увеличиваются. Главными носителями научных статей являются периодические издания, как правило, рецензируемые научные журналы. С конца XX века в эпоху всемирной глобализации осуществляется переход данных журналов с бумажных носителей на электронные, то есть, в Интернет пространство.

Самые известные российские научные журналы в современном мире: «Альманах клинической медицины», «Адвокатская практика», «Бизнес. Образование. Право», «Вестник Академии военных наук», «Психологический журнал», «Радиотехника».

Читайте также интересную статью — Основные разновидности литературы, которые принято разделять как по содержанию, так и по предназначению текстов, поэтому соблюсти единый принцип классификации разновидностей литературы проблематично. Подобная классификация нередко вводит в заблуждение, объединяя в одну группу абсолютно разные явления.

Особенности научно-популярных произведений

Это литература, дающая знания популярно «sen­su stric­to». Научно-популярной литературой считаются труды о науке, ученых и научных достижениях, предназначенные для массового читателя, а не для специалистов.

Научно-популярные произведения способные понять, как специалисты из других областей, так и малоподготовленные читатели, в том числе подростки и дети. От научных текстов они отличаются простотой и доступностью, а также отсутствием необходимости обязательного рецензирования и аттестации. Поэтому их нельзя считать вводной наукой.

Характерной чертой популярного изложения научных знаний является отсутствие деталей и, прежде всего, спорных мнений, вследствие чего эти знания предстают искусственно упрощенными. Форма этого изложения обладает художественной привлекательностью, живостью и доступностью.

В поэтической форме написаны: популярное произведение о науке «О природе вещей» Лукреция Кара, «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. В научно-популярном стиле выдержаны «Диалоги о двух главнейших системах мира» Галилео Галилея и шутливый трактат «О шестиугольных снежинках» Иоганна Кеплера.

Из бесед появились «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные произведения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.

К научно-популярной литературе относятся также сочинения о биографии деятелей науки, основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, описание путешествий, запечатленные в разных жанрах. Лучшие из этих работ популяризируют достижения передовой науки в доступной для читателей форме.

Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах.

Научно-популярные книги и журналы

В научно-популярных книгах, как правило, приведены обобщенные сведения по какому-либо тематическому вопросу. Данные собрания нацелены на широкую читательскую аудиторию, пишутся простым языком, иногда с юмором, содержат минимум формул и максимум иллюстраций, облегчающий понимание.

Известные научно-популярные книги:

  • международный ежегодник «Наука и человечество»;
  • «Жизнь животных» А. Брема;
  • «Популярная астрономия» К. Фламмариона
  • серия книг Я. Перельмана: «Занимательная физика», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия»;
  • «История атомной энергии» Ф. Содди;
  • «Краткая история времени» С. Хокинга;
  • «Путеводитель по науке» А. Азимова;
  • «Магия реальности» Р. Докинза.

В научно-популярных журналах, как правило, публикуются новости науки, разнообразные статьи, фоторепортажи, ведется колонка интересных фактов.

Научная и научно-популярная литература

Известные научно-популярные журналы и бюллетени:

  • Sci­en­tif­ic American;
  • Вокруг света;
  • В защиту науки;
  • Dis­cov­er;
  • В мире науки;
  • Древо познания;
  • Pop­u­lar Mechanics;
  • Машины и Механизмы;
  • Земля и Вселенная;
  • Pop­u­lar Science;
  • Знание — сила;
  • Квант;
  • Наука и жизнь;
  • Nation­al Geographic;
  • Наука и техника;
  • Новости космонавтики;
  • Sci­ence & Vie;
  • Педиатрия;
  • Популярная механика;
  • Радио;
  • Les Grands Dossiers des Sci­ences Humaines;
  • Химия и жизнь — XXI век;
  • Юный натуралист;
  • Physics Today;
  • Юный техник;
  • Экология и жизнь;
  • Молодой учёный.

В журнальных изданиях подобной направленности содержится большое количество иллюстраций, таблиц, интересных фактов в статьях.

Научно-популярная литература в России и мире

Самым первым известным популяризатором науки стал французский писатель Жюль Верн. Кроме научных исследований, которые описаны в его художественных работах, он написал несколько научно-популярных книг — «Иллюстрированная география Франции и её колоний», «Научное и экономическое завоевание Земли» и «История великих путешествий и великих путешественников».

В начале XX века Я. Перельман писал научно-популярные книги по физике и математике. Основоположником научно-художественной литературы в Советском Союзе является М. Ильин, который написал книги для детей «Сто тысяч почему», «Рассказы о вещах» и «Как человек стал великаном».

В. Бианки открыл для детей мир природы, описывал жизнь животных на страницах книг «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Первая охота», «Сова» и пр. П. Кошель выпустил в 2000 г. книги для подростков «На заре человечества» и о биологии «В стране вечных загадок». Множество научно-популярных книг по самым разным отраслям знаний было издано в сериях «Эврика» и «Жизнь замечательных идей».

Американский физик и популяризатор науки Джордж Гамов выпустил серию книг, в которых ему ассистирует воображаемый мистер Томпкинс: «Мистер Томпкинс в Стране Чудес» и др. Несколько изданий выдержала и до сих пор переиздается книга микробиолога Поля де Крюи «Охотники за микробами», написанная в далеком написанная в 1926 году.

Американский популяризатор математики Мартин Гарднер являлся автором рубрики в журнале Sci­en­tif­ic American.Американский писатель-фантаст Айзек Азимов — автор научно-популярных статей в журнале Mag­a­zine of Fan­ta­sy and Sci­ence Fic­tion, он написал множество книг, касающихся разных областей науки, от истории до астрономии, в том числе «Путеводитель по науке».

Научной и научно-популярной литературой интересуются многие читатели. Данные произведения пользуются спросом, наравне с художественной и жанровой (женский роман, детективы) литературой.

Научно-познавательный рассказ – что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире — необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

научно познавательный рассказ что такое

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли — и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» — художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

что такое научно познавательный рассказ

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание — определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

научно познавательный рассказ

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

Познавательная литература и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста – вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

научно познавательный рассказ это

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация – а это черта художественной литературы — все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

научно познавательная литература

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ – это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

научно познавательный рассказ про человека

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ — это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества – все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения – проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры – всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

Справочник /

Термины /

Литература /

Литература научно– популярная

Термин и определение

Литература научно– популярная

Опубликовано:
KenelWildha

Предмет:
Литература

👍 Проверено Автор24

специфическая область искусства слова, отразившая те или иные факты науки и культуры в форме, сочетающей образность повествования с научной достоверностью; это словари, энциклопедии, справочники, научно– популярные произведения.

Научные статьи на тему «Литература научно– популярная»

1.

Зарубежная научная литература

Однако существует «подвид» научной литературы, доступный практически каждому — научнопопулярная литература
Научнопопулярная литература

Определение 3

Научнопопулярная литература — литературные произведения…
Как правило, в научнопопулярной литературе рассматриваются основы или отдельные проблемы различных наук…
Сам де Крюи был одним из создателей жанра научнопопулярной литературы….
научнопопулярной литературы являются произведения, посвящённые психологии.

Статья от экспертов

Автор24

2.

Научно-популярная литература: вчера, сегодня, завтра

Статья посвящена обзору истории и современногосостояния различных жанров научно-популярной литературы.

3.

Особенности работы редактора научно-популярного журнала

научнопопулярной литературы выступает наука….
Тексты научнопопулярной литературы в этом плане очень специфичны….
Научнопопулярная литература имеет несколько разновидностей:

Научно-художественная литература
Научно-фантастическая…
Научнопопулярная литература отличается от научно-художественной литературы в присущей ее автору активной…
Научнопопулярное издание, таким образом, в отличие от произведений научнопопулярной литературы является

Статья от экспертов

Автор24

4.

Научно-популярная литература и престиж науки в обществе

Констатируя падение престижа науки в целом и престижа ученого в частности, резкого сокращения рынка научно-популярной литературы в России, автор задается вопросом: почему современное российское общество не интересуется достижениями науки? Синхронизация показателей интереса к науке (причем позитивного интереса) на определенных временных отрезках в странах с различным политическим строем (США, ЕС и СССР) позволяет предположить, что продаваемость (или покупаемость?) научпопа это величина, инвари…

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  • 📝 Напиши термин
  • ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  • 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных
    карточек

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Научно популярный как пишется правильно
  • Научно познавательный рассказ содержит в себе
  • Научно познавательный рассказ пример
  • Научно познавательные рассказы бианки
  • Научно подтвержденный как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии