- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Как муравьишка домой спешил Бианки
Анализ сказки Как муравьишка домой спешил Бианки
Среди огромного количества поучительных, увлекательных произведений Виталия Бианки сказка «Как муравьишка домой спешил» пользуется большой популярностью среди детей. Это связано с тем, что сюжет ее прост и легко запоминается. Автор описывает путь возвращения муравьишки домой. Писатель знакомит читателя с рядом насекомых, у каждого из которых есть свой способ перемещения, защиты, существования в целом. Это своего рода ознакомительные эпизоды для подрастающего поколения, связанные с познанием окружающего мира.
Главный герой, оказавшись вдали от дома, пытается вернуться до темноты обратно. Гусеница-землемер, паук сенокосец, длинноногая жужжелица, жучок-Блошачок, кузнечик, водомерка, майский Хрущ, гусеница Листовертка – ряд персонажей, которые сделали свой вклад в его возвращение. Автор детально описывает действия насекомых, которые участвуют в спасении сородича. Он указывает на их строение, особенности передвижения (например, в реальной жизни жужжелица также как и в сказке способна быть проворной лишь на ровной поверхности, а гусеница листовертка помогла муравью тем, что спустила его в дом на нити, выпущенной из брюшка). Параллельно с этим Виталий Валентинович выстраивает сюжет по звеньям, когда муравей переходит от одного спасителя к другому. Роль их в сказке ясна. Они проявляют взаимовыручку незнакомцу, что является показательным примером для людей.
Чтение этого произведения оказывает положительное влияние на сознание ребенка, участвуя в созревании его мировоззрения под воздействием доброго начала.
Таким образом, действия многочисленных героев сказки стали примером для подражания, так как каждый из них проявил отзывчивость, доброжелательность. Они дружелюбны, видят, что муравей оказался беспомощным и спешили поддержать его в трудную минуту. Финал сказки благополучный, несмотря на череду испытания, выпавших на долю муравья.
Так, Виталий Бианки показал себя тонким ценителем красоты мира животных и растений, наблюдающим и неравнодушным человеком, способным любить и передавать окружающим это чувство.
Собственные наблюдения автора в произведении вылились в научный материал для детей, который стал помощником в освоении знаний о мире насекомых, а высокий художественный уровень сказки не оставляет равнодушным читателя.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Как муравьишка домой спешил Бианки
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Айвазовского Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами
Одна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника
- Отзыв о повести Олеся Куприна
Повесть А.И. Куприна «Олеся» захватывает читателя с первых страниц. Этому способствует искренность повествователя и главного героя повести Ивана Тимофеевича, его простой, безыскусный, с лёгким юмором, рассказ о жизни
- Сочинение на тему Друзья
Каждому человеку в этом мире нужны друзья. Ведь они всегда помогут в трудную минуту, поддержат, составят компанию. Для меня друг – это человек, на которого я могу положиться, доверить все свои секреты
- Вранье Хлестакова Анализ сцены в комедии Гоголя Ревизор сочинение
В этой комедии один из самых интересных моментов это сцена вранья, Хлестакова.
- Сочинение на тему Как я хочу провести лето 3, 5 класс
Каждый ребенок весь учебный год живет лишь ожиданием лета. 3 месяца свободного времени, игр, веселья, друзей и новых приключений. Многие в этот период выезжают на море
- Главная
- Форум 2013
- Педагогические науки
- Филологическое и методическое сопровождение уроков литературы и русского языка в начальной школе
- АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. В. БИАНКИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУРАВЬИШКИ». ЧИГРОВА А. А МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСК, РОССИЯ
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. В. БИАНКИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУРАВЬИШКИ». ЧИГРОВА А. А МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСК, РОССИЯ
- Авторы
- Файлы работы
- Сертификаты
Чигрова А.А. 1
1Магнитогорский Государственный Университет Магнитогорск Россия
Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Анализ произведения В. В. Бианки «Приключения муравьишки».
Тема данного произведения – муравей неожиданно для себя оказался далеко от дома, и ему нужно было успеть домой до захода солнца. Автор своим произведением затрагивает несколько проблем: во-первых – не отчаиваться, оказавшись в, казалось бы, безвыходной ситуации, во-вторых – всегда искать выход, принимать нестандартные решения, как это сделал муравей, чтобы добраться домой до захода солнца. Я думаю, что идея этого произведения заключается в том, что не стоит опускать руки, даже тогда, когда, кажется, что нет выхода из создавшейся ситуации. По моему мнению этот рассказ имеет драматический пафос, так как герой произведения противостоит обстоятельствам. В этом рассказе внешний конфликт. Конфликт заключается в том, что в рассказе происходит столкновение создавшихся обстоятельств с личной необходимостью главного персонажа: муравей, волей случая оказался далеко от дома с отшибленными ногами и ему необходимо успеть домой до захода солнца. Сюжет произведения развивается последовательно и четко соотносится с композиционной структурой произведения. Экспозиция рассказа заключается в том, что муравей залез на березу, долез до вершины, хотел отдохнуть и сел на листок, который оказался желтым и сухим. Завязкой рассказа является то, что ветер дунул и унес листок с муравьем далеко от дома, упал на камень, муравей-то ноги и отшиб. Далее следует самая большая часть – развитие действия, которая включает путешествие Муравьишки обратно домой, встречи с различными животными, которые помогали нашему герою добраться до муравейника. На мой взгляд, кульминацией является тот момент, когда Муравьишка уже добравшись до родной березы, не мог спуститься в муравейник самостоятельно. Тогда ему на глаза попадается гусеница-листовертка, которая не соглашается выполнить его просьбу – помочь спуститься в муравейник. Тогда он набрасывается на гусеницу, и они летят вниз на нитке, нитка распутывается, и спускает муравья домой. Развязка наступает тогда, когда муравей с последним солнечным лучом попадает в оставшийся открытым вход в муравейнике.
Определить предметную изобразительность помогает нам пейзаж, который описывает автор. Автор описывает, как листок летел через лес, через реку, через деревню, что помогает нам понять, насколько далеко Муравьишка улетел от дома. Экспозиционного портрета персонажа автор не дает, но в процессе повествования можно понять, что характер у муравья целеустремленный, смелый. Это видно потому как муравей преодолевает сложности, которые встречаются на его пути домой. Он ищет выход из всех ситуаций. Основная форма характеристики персонажа в данном рассказе – это речь персонажей (т.е. диалог между муравьем и другими персонажами, встречающимися на его пути). Речь в диалогах выразительная, помогает понять отношение автора к главному герою. Автор сочувствует ему, хочет, что бы он успел добраться до дома. Действие в рассказе происходит в течение одного деня, поэтому художественное время в рассказе сжатое, так как муравей днем улетел далеко от дома, а вечером он уже попал домой. Художественное пространство объемное, т.к. включает в себя описание и леса, и поля, и реки, и родной березы.
Автор показывает, что в жизни можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации и найдутся хорошие люди, которые помогут в этом.
Просмотров работы: 34223
Код для цитирования:
Цели урока:
- учить понимать сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице
художника слова и ученого-знатока природы; - находить общее в авторском и народном творчестве;
- развивать творческие способности учащихся, умение наблюдать, сравнивать,
делать выводы; - воспитывать бережному отношению к природе.
Оборудование: мел, доска, карточки, мультимедийная установка,
презентация.
I. Актуализация знаний.
Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением С. Погореловского.
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим работу над произведением В. Бианки “Как Муравьишка домой
спешил”. Будем учиться понимать сложную структуру дара писателя: совмещение в
одном лице художника слова и ученого – знатока природы.
III. Слово об авторе.
Я прошу вас вспомнить и коротко рассказать о В. Бианки.
(Ответы детей.)
В. Бианки родился 11 февраля 1894 года в Петербурге, в семье ученого –
орнитолога. Окончив естественное отделение Петербургского университета, Бианки
побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения. За 35 лет
литературной деятельности Бианки издал более 100 книг о природе и животных.
– Каким должен быть писатель-натуралист?
(Быть наблюдательным, хорошо знать повадки насекомых.)
– Может ли писатель (художник слова) быть ученым?
IV. Попробуем разобраться, в чем заключается сложный авторский взгляд на
мир.
– Подумайте, чем отличается писатель от ученого?
Повторим, кто такой писатель (художник слова), какова его задача, и кто такой
ученый, в чем заключается задача ученого?
Писатель Создает художественный образ в красках, звуках. Использует литературные приемы. Воздействует на чувства читателей. Выражает свое отношение (авторскую позицию) |
Ученый Соблюдает законы жанра литературы Дает точные научные факты. Расширяет знания о мире. Сообщает факты. |
Ученый пишет научные тексты, писатель – художественные.
– Где встречаем научные сведения? (В энциклопедиях, словарях, учебниках.)
– А художественные? (В художественной литературе.)
V. Работа с текстом.
– Выясним, Виталий Бианки – писатель или ученый?
Работаем в группах с карточками. <Приложение 1>
– Сравните описание насекомых из произведения В. Бианки и тексты из
энциклопедии, напечатанные на карточке.
– Найдите одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании
насекомых.
Жужелица.
Кузнечик.
Водомерка.
Паук-сенокосец.
Гусеница-землемер.
Гусеница-листовертка.
Вывод: автор использует в произведении точные научные слова и выражения.
Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
– А знаете ли вы, что ученых, которые изучают насекомых, называют
ЭНТОМОЛОГАМИ.
У В. Бианки был многогранный талант ученого – биолога и писателя
одновременно. Автор подробно описал внешний вид насекомых, способы их
передвижений. Значит, он долго изучал насекомых, наблюдал за ними.
– Что же получается, это произведение научная статья?
(Нет, это сказка, это художественное произведение.)
– Выясним, соблюдает ли автор законы сказочного жанра? Докажите, что это
сказка.
(Насекомые разговаривают, повторы, счастливый конец.)
Сравним сказку “Как Муравьишка домой спешил” с русской народной сказкой
“Колобок”.
Сказка “Как Муравьишка домой спешил” Животные разговаривают. Повторы: “Снеси меня домой!” “У меня ножки болят”. Муравьишка встречал разных насекомых. Добро побеждает зло. |
Русская народная сказка “Колобок” Насекомые разговаривают. Повторы (поет одну песенку) Колобок встречал разных зверей Добро побеждает зло. |
Вывод: автор соблюдает законы сказочного жанра.
– Какие литературные приемы использует Виталий Бианки?
(Прием сравнения.)
– Приведите примеры из текста.
- картофельная ботва – как густой лес,
- ножки как ходули,
- жужелица как шестиногий конь.
– Каким представили Муравьишку? Опишите.
- Маленький (автор называет Муравьишкой).
- Любопытный (забрался на березу).
- Вежливый (просит так, что не отказывают).
- Смелый.
Автор помогает увидеть и представить героев сказки и предстает перед нами как
художник слова.
– Найдите эпизод сказки (с. 102), когда Муравьишка возвращается домой.
Прочитаем конец сказки по ролям. (Чтение сказки по ролям.)
– Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
– Чему нас учит эта сказка? Прочитайте начало пословиц и закончите их.
- Как аукнется,… так и откликнется.
- Свет не без добрых …людей.
- Доброе братство лучше…… богатства.
– Какие из них наиболее подойдут к сказке? Объясните их смысл.
VI. Подведем итог.
– В чем необычность этой сказки?
(Автор использует элементы научных сведений о насекомых.)
– Чем закончилась сказка?
(“Солнышко зашло”.)
У вас на столах есть маленькие солнышки. Если вам понравился урок нарисуйте
веселое солнышко, если было грустно – печальное солнышко.
Спасибо за работу!
Список литературы:
- Свиридова В. Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение 2-й класс:
Учебник в 2-х частях – Самара: ИД «Федоров», 2008. - Захарова В.В., Серова Н.В. Поурочные разработки по литературному
чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой. 2-й класс. – М.: Вако,2008.
Урок литературного чтения во 2 классе
по теме:
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
«Может ли писатель быть ученым?
Провела: Севастьянова Ольга Владимировна
Цели:
1. Помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-знатока природы, (т. е. знание законов сказки, использование художественных приёмов — дар писателя и употребление выражений, точное описание, требующее научных знаний — дар учёного), помочь детям эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя.
2. Развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение), коммуникативные умения работы в группах.
3. Расширить представления об окружающем мире; прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: портрет В. Бианки, схемы с основными понятиями, индивидуальные листы, учебник «Литературное чтение» 2 класс В.Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой.
Ход урока
- Организация начала урока.
Добрый день, Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
— Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Лучше настроится на урок, нам поможет упражнение:
Расслабьтесь, наклоните голову назад. Подбородок вытяните вперед так, чтобы кожа на шее натянулась. Дышите свободно, дышите медленнее, еще медленнее, затаите дыхание, напрягите плечи, руки, резко расслабьтесь.
Дети сидят по группам, показывают готовность к работе.
- Постановка цели урока урока.
Сегодня на уроке мы будем работать в группе. А какие нужно выполнять правила при работе в группе?
Упражнение «Найди слова».
У вас на столах карточки. Найдите карточку №1.
— В данных рядах букв найдите “спрятавшиеся слова”:
атвкакчев
меньмуравьишкавгр
асбдомойшвалчс
варсипрспешилаорн
-Назовите слова, которые вы отыскали. (Как Муравьишка домой спешил). –А как связаны эти слова с нашим уроком? Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
-Но перед тем, как начать работать по теме нашего урока, потренируемся в совершенствовании навыков чтения.
III. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Совершенствование навыков чтения.
Упражнение «Угадай»
(развитие правильности восприятия, понимание текста, расширение знаний об окружающем мире)
У вас на столе карточка №2.
-Договоритесь в группе, кто будет читать.Прочитайте текст, сравните его с произведением Бианки.
Муравьи.
Муравьи передвигаются на несколько десятков метровпо окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.
-Что можете сказать? (Этот текст научный, а у В. Бианки – художественный).
— Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?
-Действительно, тема нашего урока: «Может ли писатель быть ученым?
-Вернемся к этому тексту.
— Что узнали о жизни муравьев из текста? А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?
( Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества — ФЕРОМОНЫ.)
—Посмотрите на доску, прочитайте запись. Что можете о ней сказать? (Это фразеологизмы).
-Про какого человека можно так сказать?
ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ
Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного веса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки 1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.
V. Физминутка .
—Давайте представим, что мы с вами все муравьишки. Встанем все и выполним физминутку.
Муравей на перемену
В школу шумную зашел.
И застыл от изумленья
Переменой поражен.
-Муравей, скажи хоть слово!
Муравей воскликнул: «-Да-а!»
Муравейника такого
Я не видел никогда.
-Почему муравей назвал школу муравейником?
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовительная работа. Слово об авторе.
-Мы много узнали о муравьях, но я знаю, что вы в группах потрудились и нашли интересные факты из жизни Виталия Бианки.
1 группа
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894 году. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Его отец был учёным-орнитологом — исследовал жизнь птиц. Отец работал в Зоологическом музее Российской академии наук.
2 группа
Квартира отца Бианки — хранителя коллекций- находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей!
3 группа
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
4 группа
Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет Бианки преобразовал их в увлекательные рассказы и сказки.
— Так кто же был Виталий Бианки –писатель или ученый?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, выполним следующие задания. Но сначала выполним физминутку для глаз.(Ищем муравья).
Выполнить следующее задание нам помогут утверждения, которые записаны на доске. Прочитаем их.
УЧЁНЫЙ |
Даёт точные научные знания |
Сообщает факты |
-Согласны вы с этими утверждениями?Подходят они к произведению Бианки?
— А это мы сейчас с вами можем выяснить. Вы сейчас поработаете в группах. Возьмите карточку №3. Там напечатан текст из детской энциклопедии. Сравним этот текст с отрывками из произведения В. Бианки.Убедимся, что его наблюдения ,знания совпадают с научным описанием.
1 группа
-Зачитайте научный текст. Прочитайте отрывок из сказки.
Тексты
Жужелица.
У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.
Сравни в учебнике: с 26, 4й абзац (Жужелица:«Ноги у нее ровные, как у коня; шестиногая».)
-Что можете сказать об этих текстах?(Они похожи).
-Прочитаем это текст очень быстро.
2 группа
-Зачитайте научный текст. Прочитайте отрывок из сказки.
Кузнечик.
У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошопрыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.
Сравни в учебнике: с 27, второй абзац снизу (Кузнечик: «…сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух.С треском развернулись у него за спиной крылья и перенесли Кузнечика через забор».)
-Что скажите об этих текстах?
-Давайте прочитаем текст хором.
3 группа
Водомерка.
На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаются на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых
Сравни в учебнике: с 28 (Водомерка-Клоп: «…подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху.Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду»)
—Выберите научные слова из текста энциклопедии, зачитайте.
4 группа
Гусеница-землемер
Гусеница изгибает среднюю (безногую) часть тела петлеобразно вверх и придвигает брюшные ноги к грудным. Затем она вытягивает тело вперёд. Снова укрепляется грудными ногами и т. д. Таким образом ползущая гусеница как бы измеряет проходимое ею пространство. Откуда и произошло название этого семейства.
Сравни в учебнике: с 24, 4й абзац (Гусеница-Землемер: «Червяк червяком, только спереди – ножки и сзади – ножки. Изогнулся дугой… скрючился».)
-Прочитаем по цепочке научный текст.
Обобщение:
— Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном? Как хорошо он знает жизнь природы?
Вывод: Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки «Как Муравьишка домой спешил», можно отметить сходство в описании разных насекомых, В. Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, обладает даром УЧЁНОГО.
Использование приёма «эмпатии», т. е. примеривания на себя характера главного героя и его взгляда на мир, умение “вжиться” в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя.
— А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка, наконец-то, попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, и о своих впечатлениях рассказал своим друзьям. Представьте, что Муравьишка — это вы, а точнее, что вы — это Муравьишка. Выберите самого интересного “извозчика”, т. е. того, кто помогал ему в пути. Как можно точнее расскажите о своих впечатлениях наездника. (подготовительная работа с текстом и рассказы уч-ся по 1 чел от группы).
— А как вы думаете, что чувствовал В. Бианки, когда рассказывал нам эту историю о Муравьишке? (он переживает, называет его ласково Муравьишкой, чтобы показать хрупкость и незащищённость, как бы помогает своему герою: во время пути к дому постоянно сверяется с солнышком, оно зашло только тогда, когда Муравьишка был дома)
Обобщение: Только писатель даёт возможность вжиться в образ героя, встать на его место, представить себя им, наука не даёт нам такой возможности. Что вы можете сказать о В. Бианки как о писателе?
Вывод: В Бианки обладает ярким даром ПИСАТЕЛЯ.
— Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал — особые, в них присутствует научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.
Тесты?
V. Подведение итогов и результатов урока.
— В этом году В. Бианки исполнилось бы 116 лет. А каким вы представляете В. Бианки ? (умным, добрым, с чувством юмора, наблюдательным. . .) Посмотрите на его пытливые глаза, запомните этот добрый взгляд. А для чего В. Бианки писал такие произведения? (чтобы мы тоже знали и понимали природу, любили и берегли её, осознавая, как сложен и хрупок мир)
Наш урок – это дань памяти замечательному писателю и биологу, который хорошо знал и любил русскую природу.
VI. Использование приёма «Рефлексии». «Письмо к учителю»
-А сейчас каждая группа напишет письмо учителю.
-Каким для вас был сегодняшний урок?
Письмо к учителю
1. Я прочитал(а) сказку…
2. Больше всего запомнилось..
3. Понравилось…
4. Не понравилось…
5. Эту сказку написал…
6. Я узнал(а) о Бианки…
VII. Дом.задание (по выбору):
— Нарисовать картинку к сказке, можно слепить из пластилина Муравьишку или любое другое насекомое;
Выбрать отрывок из сказки и подготовиться к чтению по ролям (вместе со словами -описанием насекомых)
-Ну, а чтобы снять напряжение, и приготовиться к следующему уроку проведем упражнение:
Сложите перед грудью ладони, пальцы вверх. Сдавите со всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы выглядываете из окна. (3 раза)
ПИСАТЕЛЬ |
УЧЁНЫЙ |
Соблюдает законы жанра |
Даёт точные научные знания |
Создаёт художественный образ мира в красках, звуках |
Даёт точные научные знания |
Использует художественные приёмы |
Сообщает факты |
Воздействует на чувства читателей |
Пишет научные тексты |
Выражает своё отношение |
|
Пишет художественные тексты |
ПИСАТЕЛЬ |
УЧЁНЫЙ |
Соблюдает законы жанра |
Даёт точные научные знания |
Создаёт художественный образ мира в красках, звуках |
Даёт точные научные знания |
Использует художественные приёмы |
Сообщает факты |
Воздействует на чувства читателей |
Пишет научные тексты |
Выражает своё отношение |
|
Пишет художественные тексты |
ПИСАТЕЛЬ |
УЧЁНЫЙ |
Соблюдает законы жанра |
Даёт точные научные знания |
Создаёт художественный образ мира в красках, звуках |
Даёт точные научные знания |
Использует художественные приёмы |
Сообщает факты |
Воздействует на чувства читателей |
Пишет научные тексты |
Выражает своё отношение |
|
Пишет художественные тексты |
ПИСАТЕЛЬ |
УЧЁНЫЙ |
Соблюдает законы жанра |
Даёт точные научные знания |
Создаёт художественный образ мира в красках, звуках |
Даёт точные научные знания |
Использует художественные приёмы |
Сообщает факты |
Воздействует на чувства читателей |
Пишет научные тексты |
Выражает своё отношение |
|
Пишет художественные тексты |
Муравьи.
Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.
Муравьи.
Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.
Муравьи.
Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.
Муравьи.
Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_хпищ_, чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище_. Но бегают не все.Умур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щаямур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртыеуходятдал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.
гллатвкакчеварр
еньмуравьишкавгр
рщдасбдомойшвал
ипрспешилпарлшд
гллатвкакчеварр
еньмуравьишкавгр
рщдасбдомойшвал
ипрспешилпарлшд
гллатвкакчеварр
еньмуравьишкавгр
рщдасбдомойшвал
ипрспешилпарлшд
гллатвкакчеварр
еньмуравьишкавгр
рщдасбдомойшвал
ипрспешилпарлшд
1 группа
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894 году. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Его отец был учёным-орнитологом — исследовал жизнь птиц. Отец работал в Зоологическом музее Российской академии наук.
2 группа
Квартира отца Бианки — хранителя коллекций- находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей! Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
3 группа
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
4 группа
Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет Бианки преобразовал их в увлекательные рассказы и сказки
Жужелица.
У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.
Сравни в учебнике: с 26, 4й абзац
Кузнечик.
У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошопрыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.
Сравни в учебнике: с 27, второй абзац снизу
Водомерка.
На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаются на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых
Сравни в учебнике: с 28
Гусеница-землемер
Гусеница изгибает среднюю (безногую) часть тела петлеобразно вверх и придвигает брюшные ноги к грудным; затем она вытягивает тело вперёд, снова укрепляется грудными ногами и т. д. Таким образом ползущая гусеница измеряет проходимое ею пространство как бы землемерной цепью, откуда и произошло название этого семейства.
Сравни в учебнике: с 24, 4й абзац
«Колобок» |
«Как муравьишка домой спешил» |
Животные разговаривают. |
|
Повторы (пел одну и ту же песенку) |
|
Встречал разных зверей. |
«Колобок» |
«Как муравьишка домой спешил» |
Животные разговаривают. |
|
Повторы (пел одну и ту же песенку) |
|
Встречал разных зверей. |
«Колобок» |
«Как муравьишка домой спешил» |
Животные разговаривают. |
|
Повторы (пел одну и ту же песенку) |
|
Встречал разных зверей. |
«Колобок» |
«Как муравьишка домой спешил» |
Животные разговаривают. |
|
Повторы (пел одну и ту же песенку) |
|
Встречал разных зверей. |
Письмо к учителю
1. Я прочитал(а) сказку………………………………………………………………………………………………………
2. Больше всего запомнилось………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3.Понравилось…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. Не понравилось………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Эту сказку написал……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
6. Я узнал(а) о Бианки……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Письмо к учителю
1. Я прочитал(а) сказку………………………………………………………………………………………………………
2. Больше всего запомнилось………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3.Понравилось…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. Не понравилось………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Эту сказку написал……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
6. Я узнал(а) о Бианки……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Среди огромного количества поучительных, увлекательных произведений Виталия Бианки сказка «Как муравьишка домой спешил» пользуется большой популярностью среди детей. Это связано с тем, что сюжет ее прост и легко запоминается. Автор описывает путь возвращения муравьишки домой. Писатель знакомит читателя с рядом насекомых, у каждого из которых есть свой способ перемещения, защиты, существования в целом. Это своего рода ознакомительные эпизоды для подрастающего поколения, связанные с познанием окружающего мира.
Главный герой, оказавшись вдали от дома, пытается вернуться до темноты обратно. Гусеница-землемер, паук сенокосец, длинноногая жужжелица, жучок-Блошачок, кузнечик, водомерка, майский Хрущ, гусеница Листовертка – ряд персонажей, которые сделали свой вклад в его возвращение. Автор детально описывает действия насекомых, которые участвуют в спасении сородича. Он указывает на их строение, особенности передвижения (например, в реальной жизни жужжелица также как и в сказке способна быть проворной лишь на ровной поверхности, а гусеница листовертка помогла муравью тем, что спустила его в дом на нити, выпущенной из брюшка). Параллельно с этим Виталий Валентинович выстраивает сюжет по звеньям, когда муравей переходит от одного спасителя к другому. Роль их в сказке ясна. Они проявляют взаимовыручку незнакомцу, что является показательным примером для людей.
Чтение этого произведения оказывает положительное влияние на сознание ребенка, участвуя в созревании его мировоззрения под воздействием доброго начала.
Таким образом, действия многочисленных героев сказки стали примером для подражания, так как каждый из них проявил отзывчивость, доброжелательность. Они дружелюбны, видят, что муравей оказался беспомощным и спешили поддержать его в трудную минуту. Финал сказки благополучный, несмотря на череду испытания, выпавших на долю муравья.
Так, Виталий Бианки показал себя тонким ценителем красоты мира животных и растений, наблюдающим и неравнодушным человеком, способным любить и передавать окружающим это чувство.
Собственные наблюдения автора в произведении вылились в научный материал для детей, который стал помощником в освоении знаний о мире насекомых, а высокий художественный уровень сказки не оставляет равнодушным читателя.
Дата публикации: 12 июля 2022 в 16:20