Е. Ковалева,
19 сентября 2020
При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем.
Содержание:
- Научный стиль и его характеристика
- Подтипы научного стиля
- Признаки научного стиля
- Основные способы построения научного текста
- Описание
- Рассуждение
- Повествование
- Структура научного текста
- Примеры текстов в научном стиле
Научный стиль и его характеристика
Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.
Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:
- предварительное обдумывание высказываний;
- монологический характер;
- строгий отбор языковых средств;
- тяготение к нормированной речи.
Научный стиль обслуживает сферу общения, которая требует точного, логичного, однозначного выражения мысли. В нем широко применяются следующие языковые средства:
- специализированные слова (в том числе термины);
- специфическая фразеология;
- сложные синтаксические конструкции, между которыми выстраивается упорядоченная связь (для этого часто используются, к примеру, вводные слова);
- конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.
Такому стилю повествования свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов, при котором слова употребляются преимущественно в прямом значении. Преобладающая функция данной разновидности литературного стиля – информативная, ключевая форма речи – письменная, типичный вид речи – монолог.
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля:
- Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа – академическое изложение, особенности – точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
- Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
- Научно-популярный. Употребляется для создания лекций, статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля – сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком.
- Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов, лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстрированного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
- Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
- Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Каждому подстилю и жанру свойственны индивидуальные стилевые особенности, которые не нарушают единство научного стиля, соблюдая его общие признаки и специфику.
Признаки научного стиля
Научный стиль отражает серьезность владения предметом и общий уровень знаний автора проекта. Специфика данного стиля повествования прослеживается в следующих особенностях:
- Точность. Достигается путем тщательного подбора слов, использования их в прямом значении, многократного применения терминов и специальной лексики.
- Логичность. Подразумевает составление логической цепочки, в которой каждый довод, высказывание, утверждение возникают из предыдущего написанного абзаца, главы и т.д.
- Последовательность. Информация передается четко, доступно, достоверно и по пунктам. Не используются философские отступления, многократные повторения, а также фразы и предложения, несущие нулевую смысловую нагрузку.
- Абстрактность. Предполагает применение абстрактных понятий, прежде всего терминологических, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Например, точка, тело, молекула, вектор.
- Ясность. Предусматривает доступное, понятное и читабельное повествование.
- Объективность. В тексте излагаются научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты.
Научному стилю не свойственно употребление восклицательных высказываний, а также изложение собственного субъективного мнения.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы:
Описание
Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель – раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).
Пример:
Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации… Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием… («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, – прочитал комендант. – Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
Рассуждение
Ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.
Пример:
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами…Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
Повествование
Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача – выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.
Пример:
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг». Экономическая теория.
Структура научного текста
Тексты научной направленности имеют четкую структуру построения, независимо от жанра и подтипа.
- В основе текста находится главный тезис, включающий в себя предмет, явление или процесс, о котором говорится в научном труде, а также ключевые особенности того, о чем пойдет речь.
- В качестве обоснования главного тезиса используются аргументы, доводы, основания и прочие доказательства, полученные в ходе исследований. Их количество напрямую зависит от жанра и размера научной работы.
- Для сложной аргументации тезиса применяются иллюстрации – примеры, которые доказывают выдвинутые автором теоретические предположения.
В заключительной части научного текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку проведенного исследования.
Примеры текстов в научном стиле
Из учебника химии по теме «Агрегатные состояния вещества»:
Вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. При нагревании твердые вещества плавятся, а жидкие закипают, превращаясь в пар. Понижение температуры приводит к обратным превращениям. Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.
Из учебника биологии по теме «Амеба протей»:
Тело амебы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Ее форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки. Эти выросты называются ложноножками. Когда на пути амебы возникает скопление бактерий или остатки других организмов, ложноножки окружают их и замыкают в себе. Так начинается процесс пищеварения у амебы протей.
Из учебника географии по теме «Климатические пояса»:
Климатические пояса – это широтные полосы земного шара с относительно однородным климатом. Выделяют 7 основных климатических поясов: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных. Между основными климатическими поясами есть 6 переходных: два субэкваториальных, два субтропический, субарктический, субантарктический (префикс «суб» обозначает «между»).
Из учебника о животных:
На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами.
Из медицинского пособия:
Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.
Научный стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая применяется в сфере науки с использованием терминов, абстрактных слов и сложных синтаксических конструкций.
Узнаем, что такое научный стиль в русском языке, определим его задачу, стилевые черты, жанры и языковые средства. Приведем примеры текстов научного стиля речи.
Что такое научный стиль?
Определение
Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Научный стиль является одной из разновидностей книжных стилей русского языка. Он принадлежит сфере научных исследований и формулированию их результатов. Эта разновидность литературного языка используется в трудах учёных и исследователей в какой-либо области знаний.
Задача научного стиля
Основная задача научного стиля — сообщить точные сведения, проанализировать их, объяснить причинно-следственные связи, обобщить результаты исследований.
Обычная форма реализации исследуемого стиля — это монолог.
Языку науки характерны следующие стилевые черты:
- объективность изложения;
- подчёркнутая логичность;
- точность формулировок;
- доказательность.
Пример научного стиля речи
Процесс формирования языковых семей тесно связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие между собой языки обычно встречаются у соседних народов, связанных общностью происхождения. В некоторых случаях имеется сходство языков и у народов, расположенных далеко друг от друга (например, у малайцев и мальгашей, венгров и манси, якутов и турок и т. д. ). Однако в далеком прошлом народы, говорящие на этих языках, также жили в близком соседстве и разобщились лишь после переселения одного из них в новый район обитания. (Справочник. Население земного шара. М., «Наука», 1965)
Основные признаки научного стиля речи
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.
Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.
На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.
Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.
В научной литературе широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Жанры научного стиля
Научный стиль реализуется в следующих жанрах:
- диссертация
- научный доклад, статья;
- монография
- аннотация
- тезисы
- лекция
- курсовые и дипломные работы студентов;
- энциклопедия, учебник, справочник и пр.
Языковые средства научного стиля
Для этого книжного стиля характерно предварительное обдумывание излагаемого материала, строгий отбор языковых средств, соблюдение лексических, морфологических и синтаксических норм русского языка. С этой точки зрения научный стиль — это нормативный язык науки.
Языковые особенности научного стиля
Языковые средства | Примеры |
Уровень языка: лексика | |
Термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. (однословные и словосочетания).
Общенаучная лексика, а также книжная (но не высокая) лексика абстрактного значения. |
Медицина: диагноз, наркоз, отоларингология, рецепт.
Философия: агностицизм, базис, диалектика, материя. Число, система, функция, процесс, элемент, представлять, рассматривать, являться, заключаться. |
Уровень языка: морфология |
|
Преобладание имени существительного над другими частями речи. | Основу проблематики социальной лингвистики составляет исследование влияния общества на язык и языка на общество. |
Частотность существительных в И. п. и Р. п. | Социальная лингвистика – наука об общественном характере возникновения, развития и функционирования языка. |
Широкое использование абстрактных сущ. ср. рода | Движение, количество, явление, отношение, образование, изменение. |
Преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени. | Среди стилистически окрашенных средств выделяются такие, которые довольно регулярно используются в определенных функциональных стилях. |
Отсутствие форм глагола 2-го л. ед. и мн. ч.; использование формы 1-го л. мн. ч. при указании на автора. Соответственно использование местоимения мы вместо местоимения я. | Мы получаем эту формулу с помощью теоремы о разложении определителя по элементам какого-нибудь столбца. |
Употребление указательных местоимений. | В данном случае, этот процесс |
Употребление причастий и деепричастий. | Варианты – разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Сгруппировав слова со сходными значениями, мы полнее почувствуем своеобразие стилистических категорий. |
Уровень языка: синтаксис |
|
Грамматически полные предложения, повествовательные невосклицательные предложения с прямым порядком слов. | Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему. |
Пассивные конструкции (с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями) и безличные предложения. | К деловым текстам предъявляются те же требования, что и к текстам других функциональных стилей. Все названные средства сконцентрированы в начале абзаца. Можно обозначить эту функцию также через ХУ. |
Языковые средства | Примеры |
Предложения, осложненные однородными, обособленными членами, вводными словами и конструкциями; сложные предложения. | В социальной лингвистике изучаются дифференциация языка, вызванная социальной неоднородностью общества, формы существования языка, сферы и среды его использования, социально-исторические типы языков (язык-диалект племени, язык народности, национальный язык), языковая ситуация, разные виды двуязычия и диглоссии (использование двух форм существования одного и того же языка), социальный характер речевого акта. |
Вводные и вставные конструкции. | По мнению автора; как отмечает автор; во-первых; во-вторых; с одной стороны; с другой стороны; например; напротив; итак; таким образом. |
Разнообразные средства связи отдельных абзацев в одно композиционное единство. | Вначале попытаемся…; сказанное, разумеется, не означает…; как мы уже знаем…; как было подчеркнуто… |
Рассмотрим подробнее особенности средств научного стиля на разных уровнях языка.
Особенности средств научного стиля
Научный стиль требует точности в изложении материала, поэтому слова употребляются в прямом значении. Для научного стиля речи характерно использование множества терминов и однозначных слов.
В текстах преобладают абстрактные имена существительные. В соответствии с областью применения (математика, медицина, психология, лингвистика и пр.) отметим существенные отличия в терминологии текстов научного стиля, но основные стилевые черты остаются неизменными.
Разговорная лексика отсутствует. Эмоционально окрашенные и экспрессивные слова употребляются редко.
Уже доказано, что лекарственные свойства золотого уса обусловлены содержанием в нем витаминов, флавоноидов, стероидов и ряда микроэлементов (железа, хрома, меди). Эти вещества оказывают антибактериальное и общеукрепляющее действие, поэтому препараты из золотого уса полезно принимать не только для лечения, но и для профилактики заболеваний. Например, прием отвара каллизии в осенне-зимний период помогает уберечься от простудных заболеваний и гриппа.
В области морфологии научного стиля речи отметим следующие характерные черты:
- использование единственного числа имен существительных в значении множественного при обозначении целого класса предметов с указанием их характерных признаков.
Ель европейская — это вечнозеленое хвойное дерево из семейства сосновых. В благоприятных условиях ель вырастает в высоту до 50 м. Продолжительность жизни ели составляет триста-четыреста лет.
- вещественные имена существительные приобретают форму множественного числа (высокопрочные стали, смазочные масла);
- употребление глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (считается, полагают, утверждают);
- причастия и деепричастия;
- составные предлоги и союзы (в связи с, из-за того что, ввиду того что, благодаря тому что).
Отметим такую немаловажную особенность, что в научной литературе предпочтителен выбор большого количества имен существительных и прилагательных, уточняющих и расширяющих их значение, чем глаголов.
Для синтаксиса научного стиля характерны признаки:
- прямой порядок слов в предложении;
- преобладание сложных предложений;
- использование вводных слов и конструкций.
В зависимости от задач текста различают следующие разновидности научного стиля:
- научно-популярный
- научно-деловой
- научно-технический
- научно-публицистический
- учебно-научный.
Видео «Научный стиль (10 класс)»
Научно-популярный стиль
Эта разновидность научного стиля используется для популяризации научных открытий и достижений. Авторы научно-популярного стиля в увлекательной и занимательной форме повествуют о космосе и загадочных планетах, о жизни животных и растений, о тайнах морей и океанов, то есть обо всём, что интересует любознательных читателей.
Научно-популярный стиль сохраняет основные особенности научного стиля. В нем используются термины, отвлеченные существительные. У глаголов преобладают формы третьего лица единственного числа. Но в отличие от других видов научного стиля в тексте употребляется разговорная и эмоционально-экспрессивная лексика. Для оживления повествования используются образные средства (эпитеты, сравнения, различные виды повторов), а монолог иногда приобретает черты диалога.
Пример научно-популярного стиля
Понаблюдаем, как в популярном изложении объясняется, что все растет из корня, в «Занимательной грамматике» Н. Ф. Александрович:
«Зри в корень!» — гласит известный афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого-либо явления, то особенно важно помнить, когда нам нужно разобрать слово по его составу. Тут уж действительно надо «зреть», то есть смотреть, остальные части слова, понять его и написать без ошибок. Недаром среди учащихся ходит поговорка:
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Как ствол и ветки дерева растут из корня, так и родственные слова появились из одного корня. Это родство иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз основательно «покопаться», чтобы обнаружить такой притаившийся корень.
«Копаясь» среди корней, можно узнать много интересного. Мы узнаем, что медведь не простое слово, а сложное, и составлено оно из двух корней: мёд и ведать. Так назвали зверя потому, что он любит лакомиться мёдом (отведывать мёд).
Образцы
обучающих сочинений-рецензий
Текст
публицистического стиля.
1.“Всё,
о Люцилий, не наше, а чужое, только время
наше собственность. 2. Природа предоставила
в наше владение только эту вечно текущую
и непостоянную вещь, которую, вдобавок,
может отнять у нас всякий, кто этого
захочет… 3. Люди решительно ни во что
не ценят чужого времени, хотя оно
единственная вещь, которую нельзя
возвратить обратно при всём желании “.
4. Так писал Сенека в самом начале нашей
эры, в 50 году от Р. Х.
5.
Древние философы первыми поняли ценность
времени – они наверняка ещё до Сенеки
пробовали как-то обуздать время,
приручить, понять его природу, ибо и
тогда оно угнетало своей быстротечностью.
6. Однако мы по своему самомнению уверены,
что у древних времени девать было некуда.
7. Что они, со своими солнечными, водяными
и песочными часам, измерять его как
следует, не умели, а значит, не берегли.
8. Прогресс – он ведь к тому сводится,
по мнению делового человека, чтобы
сэкономить этому деловому человеку
время. 9. Для этого деловой человек из
кареты пересел в поезд, оттуда в самолёт.
10. Вместо писем придумали телеграммы и
телефоны, вместо театров – телевизоры,
вместо гусиного пера – шариковую ручку.
11. Эскалаторы, компьютеры, универмаги,
телетайпы, электробритвы – всё
изобретается для того, чтобы сберечь
человеку время. 12. Однако почему-то
нехватка этого времени у человека
возрастает. 13. Деловой человек
наращивает скорости, внедряет ЭВМ,
переделывает универмаги в универсамы,
печатает газеты фотоспособом, а дефицит
времени увеличивается. 14. Не только у
него – цейтнот становится всеобщим.
15. Недостаёт времени на друзей, на детей
нет времени на то, чтобы думать, чтобы,
не думая, постоять в осеннем лесу, слушая
черенковый хруст облетающих листьев.
16. Времени нет ни у школьников, ни у
студентов, ни у стариков.17. Время куда-то
исчезает, его становится всё меньше.
(По
Д.Гранину)
Сочинение-рецензия.
Начало.
Всегда
ли мы ценим чужое, да и своё, время? И
почему надо беречь время? Что мы делаем,
чтобы экономить его? Над этим вопросами
задумаемся мы вместе с автором текста
Д. Граниным.
Другой
вариант.
Как
древние относились по времени? Как люди
пытались обуздать время? Разрешил ли
проблему цейтнота современный человек?
Об этом говорится в тексте Д. Гранина.
Ведущая
тема данного текста – размышление о
дефиците времени. Ей подчинены три
микротемы: Сенека о времени; попытка
древних обуздать время; стремление
разрешить проблему нехватки времени.
Д. Гранина волнует вопрос дефицита
времени. Он утверждает, что нужно ценить
время, своё и чужое, потому что его
“нельзя возвратить обратно”. Автор
приводит нас к мысли о том, что при
огромной занятости современного человека
неумение организовать время может
лишить его возможности соприкасаться
с миром прекрасного, обогатить свой
внутренний мир.
Анализируемый
текст принадлежит публицистическому
стилю. Что же говорит об этом? Текст
привлекает внимание к общественно
значимой проблеме нехватки времени.
Ему присущи логичность, образность,
эмоциональность, оценочность. Тип речи
этого текста – рассуждение. Почему я
так считаю? Тезис заключён в предложении
№3: “Время единственная вещь, которую
нельзя возвратить обратно при всём
желании“. Доказательством служат
предложения под №5-13. Вывод содержится
в предложениях под №14-17.Предложения в
тексте соединены цепной и параллельной
связью. Что на это указывает? Так,
предложения под №6-7 связаны заменой
существительного “у древних” местоимением
“они”; местоимение “для этого” в
предложении №9 заменяет часть высказывания
в предложении №7: ”чтобы сэкономить
этому человеку деловому человеку время”;
предложения под №13 и 14 – заменой
словосочетания “Дефицит времени”
словом “цейтоном” и существительного
“деловой человек “ местоимением “у
него”. Предложение под №15-17 – связаны
по смыслу. В предложенном для анализа
в тексте есть языковые средства,
характерные публицистическому стилю.
Какую же роль они выполняют? Цитирование
помогает Д.Гранину убедить читателя в
значимости затронутого вопроса, вводные
слова (“а значит”, “по мнению делового
человека“) выражают отношение говорящего
к высказываемому; ради однородных членов
(“обуздать, приручить, понять”,
“наращивает, внедряет, переделывает”)
создают выразительною смысловую
соотнесённость; градация (“ни у
школьников, ни у студентов, ни у стариков”)
“усиливает” впечатление.
Действительно,
цейтнот в наше время становится всеобщим.
Особенно нехватка времени заметна в
большом городе. Людям некогда любоваться
красотой природы, сходить в музей,
театр, пообщаться с друзьями, почитать
интересную книгу. Человек превращается
в робота, забывает о духовном развитии.
Текст научно-популярного стиля.
1.
Тайну кровообращения раскрыли лишь в
веке после многочисленных опытов на
животных и изучения анатомии на трупах
людей. 2. Оказалось, что кровь не расходуется
в органах, а лишь переходит в них из
артерий в вены по мельчайшим сосудам –
капиллярам — и возвращается к сердцу.
3. Так был установлен замкнутый характер
её движения по организму. 4. Если говорить
о человеке, то в среднем за его жизнь
лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и
выдохов, а сердце – три миллиарда ударов.
5. Вот уж мотор так мотор! 6. Трудно даже
сравнить эту биологическую машину с
чем-то, созданным людьми.
7.
Вот почему, оказалось, непросто создать
искусственное сердце. 8. К сожалению,
эта задача очень важна, так как сердце
человека часто выходит из строя, не
исчерпав отпущенного ему природой
ресурсы. 9. Сейчас мы не касаемся проблемы
пересадки сердца от доктора. 10. Разговор
идёт лишь об искусственных аппаратах.
11. Здесь есть определенные успехи, немало
больных живут с искусственными клапанами
сердца. 12. Но эти операции ещё очень
дороги, к тому же существует проблема
отторжения чужеродных нашему организму
веществ. 13. Поиски в этой области идут
очень интенсивно, работы здесь хватит
и бионикам (Детская энциклопедия «Я
познаю мир»).
Сочинение – рецензия.
Как
был установлен характер движения крови
по организму? Почему не просто создать
искусственное сердце? В чём недостаток
искусственного сердца? Об этом говорится
в тексте из энциклопедии.
Ведущая
тема данного текста – рассказ о работе
сердца. Ей подчинены 3 микротемы: открытие
тайны кровообращения; сложность создания
искусственного сердца; «плюсы» и «минусы»
в применении искусственных клапанов
сердца. В этом тексте поднимается научная
проблема исследования работы сердца и
применения искусственного аппарата.
Текст
относится к научному стилю, это один из
его подстилей – научно-популярный.
Почему я так считаю? Здесь есть типичные
признаки научного стиля: логичность
изложения, точность, обобщенность,
объективность. Научные суждения написаны
доступным, ясным, понятным языком,
раскрыты подробно, иллюстрированы
примерами.
Анализируемый
текст принадлежит рассуждению. Что же
об этом говорит? В нём содержится
размышление над теми вопросами, которые
затронуты в тексте, имеются предложения,
являющиеся своеобразным выводом,
вытекающим из фактов (предложение под
№№3, 7). Предложения в тексте из энциклопедии
преимущественно соединены цепной
связью. Что же на это указывает? Так
предложения под №№1 и 2 связаны с помощью
однокоренных слов «кровообращение» —
«кровь»; предложения под №№2 и 3 –
заменой существительного «кровь»
местоимением «её» и использованием в
предложении №3 наречия «так», заменяющего
высказывание в предыдущем, слово «мотор»
в предложении под №5 является контекстным
синонимом слова «сердце» в предложении
под №4. В тексте имеются средства языка,
характерные научному стилю,
научно-популярному подстилю. Какова же
их роль? Использование терминов
(«кровообращение», «артерий», «вена»,
«искусственное сердце», «бионика»),
словосочетаний «сущ. + сущ. в род. п.»
(«изучение анатомии», «проблемы пересадки
сердца», «проблема вторжения веществ»,
абстрактных отглагольных существительных
(«движения», «пересадки», «поиски»)
подчёркивает строгую последовательность,
смысловую точность, достоверность.
Применение восклицательного предложения,
перифразы («мотор», «биологическая
машина»), вводного слова («к сожалению»),
модальных частиц («лишь», «даже») упрощает
язык науки, привлекает внимание к
поднятой научной проблеме и делает
текст доступным для широкого круга
читателей.
Данный
текст привлекает меня интересными
фактами из области медицины. Он рождает
во мне гордость за человека, далеко
шагнувшего в исследовании работы сердца,
вселяет веру в то, что в далёком будущем
продолжительность жизни человека
увеличится.
Тексты
художественного стиля
Песня.
1)
Посередине
комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный
человек лет двадцати трех, одетый в
долгополый нанковый кафтан голубого
цвета.
2)
Его
впалые щеки, большие, беспокойные серые
глаза, прямой нос с тонкими, подвижными
ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми
назад светло-русыми кудрями, крупные,
но красивые, выразительные губы – все
его лицо изобличало человека
впечатлительного и страстного. 3) Он был
в большом волненье: мигал глазами, нервно
дышал, руки его дрожали, как в лихорадке
…
4)
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся
рукой. 5) Он глубоко вздохнул и запел …
6) Первый звук его голоса был слаб и
неровен и, казалось, не выходил из его
груди, но принесся откуда-то издалека,
словно залетел случайно в комнату.
7)
За этим звуком последовал другой, более
твердый и протяжный, но все еще, видимо,
дрожащий, как струна; за вторым – третий,
и, понемногу разгорячаясь и расширяясь,
полилась унывная песня.
Я, признаюсь, редко слыхивал подобный
голос: в нем была неподдельная глубокая
страсть, и молодость, и сила, и сладость,
и какая-то увлекательно-беспечная,
грустная скорбь.
9)
Русская,
правдивая, горячая душа дышала и звучала
в нем, и так и хватала вас за сердце,
хватала прямо за его русские струны.
10)
Он пел, и от каждого звука его голоса
веяло чем-то родным и необозримо широким,
словно знакомая степь раскрывалась
перед вами, уходя в бесконечную даль.
(И. С. Тургенев)
Весна.
1)
Между тем пришла весна, прекрасная,
дружная, без ожидания и обманов весны,
одна из тех редких весен, которым вместе
радуются растения, животные и люди…
2)
Весна долго не открывалась. 3) Последние
недели стояла ясная, морозная погода.
4) Днем таяло на солнце, а ночью доходило
до семи градусов; наст был такой, что на
возах ездили без дороги.
5)
Потом вдруг… понесло теплым ветром,
надвинулись тучи, и три дня и три ночи
лил бурный и теплый дождь. 6) В четверг
ветер затих, и надвинулся густой серый
туман, как бы скрывая тайны совершавшихся
в природе перемен. 7) В тумане полились
воды, затрещали и сдвинулись льдины,
быстрее двинулись мутные, вспенившиеся
потоки, и на самую Красную Горку, с
вечера, разорвался туман, тучи разбежались
барашками, прояснело, и открылась
настоящая весна.
Наутро поднявшееся яркое солнце быстро
съело тонкий ледок, подернувший воды,
и весь теплый воздух задрожал от
наполнивших его испарений ожившей
земли.
9)
Зазеленела старая и вылезающая иглами
молодая трава, надулись почки калины,
смородины и липкой спиртовой березы, и
на обсыпанной золотым цветом лозине
загудела выставленная облетавшаяся
пчела.10) Залились невидимые жаворонки
над бархатом зеленей и обледеневшим
жнивьем, заплакали чибисы над налившимся
бурою, не убравшеюся водой, низами и
болотами, и высоко пролетели с весенним
гоготанием журавли и гуси.
11)
Заревела на выгонах облезшая, только
местами еще не перелинявшая скотина,
заиграли кривоногие ягнята вокруг
теряющих волну блеющих матерей, побежали
быстроногие ребята по просыхающим, с
отпечатками босых ног тропинкам,
затрещали на пруду веселые голоса баб
с холстами, и застучали по дворам топоры
мужиков, налаживающих сохи и бороны.12)
Пришла настоящая весна. (Л.Н.Толстой)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Научный стиль речи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1375.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1375.
Среди всего многообразия стилей русского языка обычно выделяют несколько функциональных стилей. Наша статья посвящена одному из них – научному.
Стили речи
В зависимости от коммуникативной цели ученые выделяют несколько стилей, которые различаются лексикой, синтаксисом, а также своими задачами и адресатами, которым предназначается текст.
Обычно выделяют пять стилей:
- научный;
- официально-деловой;
- разговорный;
- публицистический;
- художественный (стиль художественной литературы).
- У каждого из них свои цели, свой жанровый состав, свои особенности.
Научный стиль
Научный стиль речи, в первую очередь, обслуживает нужды науки. Его основная цель – передача точной научной информации, подтвержденных фактов. Поэтому различные утверждения в научном тексте обычно сопровождаются ссылками на источники, на результаты исследований, подтверждаются цитатами. Часто материал преподносится в виде цифр, схем, графиков. Научному стилю свойственно использование терминов, сложного синтаксиса; личность автора скрыта; изложение фактов сухое и безэмоциональное.
Неязыковые элементы (графики, формулы и т.п.) в текстах по ряду наук могут занимать очень важное место, почти дублируя собственно слова; известны случаи, когда из-за отсутствия переводчика на научных конференциях ученые знакомились с докладами специалистов из других стран только по неязыковым элементам и получали внятное представление о сути доклада.
К жанрам научного стиля можно отнести научную статью, монографию, энциклопедическую статью, отчет об исследовании или эксперименте, параграф в учебнике и т.д.
Адресатом текста в научном стиле чаще всего является ученый или студент, но нередки и тексты, адресованные школьникам, учащимся каких-либо курсов или просто людям с различным уровнем образования, интересующимся той или иной наукой. В зависимости от адресата выделяют несколько подстилей научного стиля.
Подстили научного стиля
Адресатом научного текста очень часто является ученый. Но не всегда. Ведь есть и студенты, которые пока только изучают науки, и школьники, знакомящиеся с основами наук, и просто люди любой специальности, которые по работе или из любознательности интересуются научной информацией. Но ведь невозможно для них всех писать одинаково! Как бы ни была интересна докторская диссертация, едва ли ее поймет пятиклассник!
Поэтому стиль изложения научной информации меняется в зависимости от того, кто адресат данного текста: в учебнике для школьника и для студента одна и та же информация может быть изложена по-разному.
Если адресат текста – учащийся, то автор стремится избегать слишком большого количества терминов, приводить различные примеры, соответствующие уровню подготовленности или жизненному опыту школьников, подбирать лишь наиболее важные факты, объяснять материал подробно. Это черты учебно-научного стиля. Его жанры – это лекция, учебная энциклопедия (например, «Словарь юного физика»), учебник и т.п.
Если же текст рассчитан на взрослого читателя, но не специалиста в данной области, а просто интересующегося, то там будет не так уж много терминов, из фактов будут отобраны наиболее интересные (а не только важные), могут даже присутствовать некоторые черты публицистического стиля (например, апелляция к читателю). Это научно-популярный стиль, а его жанры – очерк, научно-популярная статья, книга (типа «Психология для всех» и т.п.)
Есть и другие разновидности. Например, научно-информационный стиль – это стиль отчета о лабораторном исследовании, каком-либо эксперименте, автореферат и т.п. В научно-справочном стиле создаются словарные статьи, каталоги и так далее.
Что мы узнали?
Примеры научного стиля речи можно найти в изобилии: это и учебники, и научные исследования, и словари или энциклопедии, и популярные книги, знакомящие со сведениями из разных областей знания и многое другое. При всем разнообразии жанров у таких текстов есть и общие черты. В научных текстах обязательно присутствует строгое, безэмоциональное перечисление фактов и их интерпретация; на лексическом уровне заметно большое количество терминов, отсутствие разговорных и экспрессивно окрашенных слов.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Arman Abdrahmanov
7/10
-
Ксения Масюк
9/10
-
Rita Yarotska
10/10
-
Анжелика Шахматова
10/10
-
Сергей Ефремов
9/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1375.
А какая ваша оценка?