Как придумать название для книги: способы и советы
Как назвать книгу, чтобы привлечь читателя
«Как придумать название книги? Да ничуть не легче, чем выбрать имя ребенку!» Так, помнится автору статьи, заявил некий труженик самиздата на сетевых просторах. Так вот: не верьте ему. Книга никогда не возникнет у вашей кровати в 4 утра воскресенья, и, размазывая слезы по лицу, не выплюнет обвинение: «Вы назвали меня идиотским именем и испортили мне всю жизнь». Озаглавить книгу куда проще, чем придумать имя для дитяти. Особенно если под рукой наше краткое практическое руководство с полезными советами и наглядными примерами.
Определяем целевую аудиторию
Да, это первый шаг, и сделать его нужно еще до написания книги. Не волноваться о целевой аудитории автор может только в одном случае — если пишет исключительно в стол. Тогда его главный читатель и почитатель — он сам.
Название должно быть таким, чтобы читатели оказались заинтригованы. И тут ребус: а что вообще сегодня считается интересным. Да и какие они — люди, решившие скоротать вечерок с вашей книгой?
С определением целевой аудиторией все, как в сказке о Красной Шапочке: есть короткая и длинная дорога. Выбираете длинную — отвечаете на вопросы:
- какого пола и возраста ваши гипотетические читатели;
- есть ли у них особые запросы:
- где они живут;
- что у них с образованием, достатком, а иногда и идеологическими пристрастиями.
По данным ВЦИОМ книги читает только 55% россиян. Так что забудьте о термине «для широкого круга читателей». Среди читающей публики 59% — женщины, 61% — молодежь от 25 до 34 лет, 68% — люди с высшим образованием.
Выбрав короткую дорогу, достаточно понять, к какому из четырех условных типов — динамиков, статиков, физиков или лириков — относятся ваши потенциальные читатели.
-
Динамики требуют быстрой смены действий и закрученного сюжета (не удивительно, что их еще называют сюжетниками).
-
Статики ищут в книгах развернутых описаний и плавного течения повествования.
-
Физики (второе название — логики) не простят, если не найдут в книге обоснований, построенных на законах науки и причинно-следственных отношениях, даже если речь идет о сказке.
-
Лирикам (или же мистикам) только и подавай тайны, раскрашенные в полную палитру эмоций.
Первые два типа могут пересекаться с третьим и четвертым, давая на выходе комбо, например: динамик-лирик, который будет благодарен за лихой сюжет, полный мистических тайн и романтических переживаний.
Прелесть в том, что какую бы дорогу вы ни выбрали, длинную или короткую, все равно придете к своей цели: найдете свою аудиторию, как некогда Красная Шапочка нашла свою бабушку (жаль, что волк пострадал). А следом поймете, какой именно заголовок для своего произведения стоит придумать.
Шаг второй — идеи. Аудитория уже определена и стоит пред вашим внутренним взором. Гипотетического читателя вы видите столь ясно, словно только что встретил его в очереди на кассу с вашим новеньким романом в руках.
Генерировать идеи можно в одиночестве или собрав большую компанию помощников: редактора, бета-ридеров (это те, кто уже читал книгу в черновиках) или просто друзей, кратко рассказав им содержание книги.
Какой бы способ вы ни выбрали, главное на этой стадии записывать абсолютно все, что пришло в голову даже «в порядке бреда»: цитаты, словосочетания, придуманные слова, заголовки любимых книг других авторов и даже цифры — все может пригодиться. Некоторые, на первый взгляд, неочевидные названия, стали вполне успешными. Пример — сенсационный роман «11/22/63» Стивена Кинга.
Шаг третий — сделать выбор. Здесь никто не запретит вам использовать прием, решивший судьбу Остапа Бендера. Писатели Илья Ильф и Евгений Петров «умертвили» великого комбинатора, кинув жребий: опустили в пустую сахарницу две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп. Остапу пришел конец.
Приемы работы с персонажами иногда работают и для названий книги: можно собрать все сгенерированные названия и ткнуть наугад. И все же лучше в этом вопросе довериться не судьбе, а логике, расчету и опыту.
Что нужно вашей целевой аудитории: эмоции, информация, или все сразу? Ведь все заголовки в целом можно разделить на 4 типа:
-
Информативные и неэмоциональные.
-
Информативные и эмоциональные.
-
Неинформативные и неэмоциональные.
-
Неинформативные и эмоциональные.
Распределите все рожденные мозговым штурмом названия по этим 4 группам, отберите те, что будут близки аудитории и стилю книги, а после вычеркните все, которые покажутся:
-
не имеющими отношения к содержанию;
Если и после этого вариантов осталось много, обсудите их с редактором, а также протестируйте на знакомых или подписчиках в соцсетях, чтобы оставить то самое, единственное и на все времена.
Не отчаивайтесь, если процесс займет больше времени, чем вы думали. Этот путь — как золотодобыча, когда искатель просеивает тонны руды, чтобы найти крупинки драгоценного металла. У великих писателей тоже случались муки поиска. К примеру, свой ставшим культовым роман «451′ по Фаренгейту» Рэй Бредбери собирался назвать «Пожарный», что едва ли можно считать удачной идеей.
Способы придумать название для книги
Взглянем на заголовки книг популярных писателей. Кстати, в этом списке использованы разные способы наименования произведений, что наверняка пригодится на стадии генерирования идей.
Итак, вот что может быть в названии:
-
- «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк
- «Гарри Поттер и Принц Полукровка» Джоан Роулинг
-
- «Овод» Этель Войнич
- «Солярис» Станислава Лема
-
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Салтыкова-Щедрина
- «Географ глобус пропил» Алексея Иванова
-
Действие, намек на место и время действия
- «Стальная крыса поет блюз» Гарри Гаррисона
- «Метро 2033» Дмитрия Глуховского
-
Вызывающее название, восклицания и призывы
- «К оружию! К оружию!» Терри Пратчетта
- «Давайте все убьем Констанцию» Рэя Брэдбери
-
- «Ночь нежна» Френсиса Скотта Фицджеральда, где название — строка из «Оды соловью» Джона Китса
- «Короли и капуста» О. Генри — строчка из стихотворения, сочиненного Льюисом Кэрроллом для сказки «Алиса в Зазеркалье»
-
Дата
- «1984» Джорджа Оруэлла
- «31 июня» Джона Пристли
-
Новые и непонятные слова
- «Лангольеры» Стивена Кинга
- «Никогде» Нила Геймана
-
Цитата из другого произведения или намек на другое произведение
- «1Q84» роман Харуки Мураками, который в русскоязычном издании имеет подзаголовок «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре» — отсылка к антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»
- «Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэма-Смита, где название, да и сам сюжет — обширные цитаты из книги «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Кстати, сама Остин использовала это словосочетание как намек на главу романа «Цецилия» Фанни Берни
-
Фразы-парадоксы
- «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры
- «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Белы Кауфман
-
Загадочное название
- «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута
- «Уловка-22» Джозефа Хеллера
-
Указание на жанр
- «Убийство по алфавиту» Агаты Кристи
- «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса
-
Странное сочетание
- «Элегантность ежика» Мюриель Барбери
- «Приглашение на казнь» Владимира Набокова
Как выбрать название книги по жанру
Хорошее название не обязательно должно сбивать интригой с ног. Иногда в нем стоит всего лишь подчеркнуть жанр произведения. Например:
Роман
- «Мемуары гейши» Артура Голдена
- «P.S. Я люблю тебя» Сесилии Ахерн
Фэнтези
- «Ведьмак» Анджея Сапковского
- «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака
Фантастика
- «Я, робот» Айзека Азимова
- «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа Дика
Итак, вы практически готовы дать имя своей книге. Напоследок всего лишь несколько полезных советов нашего блиц-курса о том, как назвать книгу:
- Для мозгового штурма можно использовать различные онлайн генераторы названий книг: пусть они иногда выдают нелепые варианты, но порой вполне способны натолкнуть на стоящий заголовок или хотя бы его идею.
- Произнесите заголовок вслух несколько раз. Если будет заплетаться язык, не хватать дыхания или возникнут иные сложности, так же будет и с читателем. И вряд ли вызовет у него положительные эмоции.
- И главное — доверяйте себе. Да, в поисках названия книги, стоит советоваться с опытными коллегами, редакторам или издателям. И все же не их имя будет стоять рядом с заголовком. Ну и не переживайте, заголовок — все-таки не имя ребенка: книга не придет жаловаться.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Как назвать сказку
Яркое интригующее название для детской сказки — это шанс, что ее захочет прочитать как сам ребенок, так и его друзья. Но самые лучшие названия придумывают, как ни странно, дети, интуитивно улавливая законы, по которым существует этот удивительный жанр.
Инструкция
Есть сказки литературные и фольклорные, сказки для самых маленьких и самых взрослых. Под сказкой мы можем понимать и сатиру, и анекдот, и волшебное повествование. Все разновидности этих текстов давно описаны учеными. Ими же составлена классификация названий, типология сюжетных ходов.
Название, в первую очередь, отвечает на вопрос, о чем эта сказка? Если сюжет — очередная вариация на тему отношений привычных детям героев (лисы, волка, зайчика, ежика), то названием сказки может стать ее фабула, краткое описание сюжета. «Как лиса пирог делила», «Как ежик и медвежонок учились летать». Народные сказки зачастую называются по главным героям. Например, «Лиса и волк», «Храбрый охотник и заяц». У Пушкина, как мы помним, произведение так и называлось «Сказка о попе и его работнике Балде».
В название сказки можно вынести ее мораль. Если сказка о том, как персонаж избавился от жадности или обрел новых друзей, то в название можно вынести вопрос: «Как счастье найти?» или «Где добрые люди живут?» Иногда названием сказки становится пословица или поговорка. Например, «За дурной головой — ногам работа».
Спросить ребенка. Пока взрослый плутает в заумных дебрях, пытаясь сделать название более весомым и замысловатым, детский ум моментально выдаст парадокс, озорную шутку или меткое словечко, которое он придумал только что. Если это сказка, которую сочиняют для детского литературного кружка или школьного театра, то стоит провести мозговой штурм на тему: «Ищем название для сказки». Творческая групповая игра — хороший тренинг для маленьких сказочников.
Видео по теме
Источники:
- Сборник русских народных сказок
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Мы изучили классическую литературу и список современных бестселлеров и вывели 26 проверенных способов назвать книгу.
1. Одно слово, передающее суть произведения
Пример: Кормак МакКарти “Дорога”
В некоторых случаях это слово имеет несколько значений. Пример: Лев Толстой «Воскресенье»
2. Прямая речь
Пример: Коэн Тьерри «Я знаю, ты где-то есть», Одри Райт “Я буду тебя защищать”
3. Имя, звание, профессия, должность или прозвище героя
Пример: Сергей Михалков «Дядя Степа», Уильям Шекспир “Король Лир”, Кэтрин Стокетт “Прислуга”
4. Намек на место действия
Пример: Эльвира Барякина «Белый Шанхай», Делия Оэунс “Где поют раки”, Кэролин Браун “Отель “Магнолия”
5. Намек на время действия
Пример: И.Г. Вейгельт «Осада Севастополя. 1854-1856»
6. Нечто неожиданное
Пример: Януш Вишневский «Зачем нужны мужчины?», Алексей Иванов «Географ глобус пропил»
7. Цитата из другого произведения или намек на другое произведение
Пример: Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», Халед Хоссейни “Тысяча сияющих солнц”, Николь Сноу “Нечаянный Ромео”
8. Действие
Пример: Харпер Ли «Убить пересмешника», Кристал Касвэл “Теряя это”
9. Основной образ
Пример: Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»
10. Непонятное слово
Пример: Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»
11. Основной сюжет
Пример: Хейзел Линкольн «Как медвежонок солнце искал»
12. “Обучалка”
Пример: Крессида Коуэлл «Как приручить дракона»
13. Список
Примеры: Н. Н. Непомнящий «100 великих загадок природы», Вениамин Каверин “Два капитана”, Юрий Олеша “Три толстяка”
14. Странное сочетание
Пример: Амели Нотомб «Гигиена убийцы», Эли Фрей «Мой лучший враг», Энтони Дорр “Весь невидимый нам свет”
15. Обещание пользы
Пример: Тимофей Мартынов «Механизм трейдинга»
16. Руководство к действию
Пример: Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро»
17. Пары или перечисления
Примеры: Аркадий Гайдар “Чук и Гек”, Джоан Роуллинг “Фантастические твари и где они обитают”, Эльвира Барякина “Джентльмен и его варвары”
18. Обозначение проблемы
Пример: Кэролайн Браун “Слухи маленького городка”
19. Свойства героя или предмета
Пример: Илья Ильф и Евгений Петров “Золотой теленок”, Эльвира Барякина “Князь советский”, Люсинда Бэрри “Идеальный ребенок”, Тара Вестовер “Образованные”
20. Указание на жанр
Пример: Ярослав Гашек “Похождения бравого солдата Швейка”, Агата Кристи “Убийство в “Восточном экспрессе”, Алекса Райли “Запертая любовь”
21. Пародия
Пример: Эльвира Барякина “Ж. замечательных людей”
22. Поэтическая фраза
Пример: Эми Хэрмон “То, что знает ветер”, Марк Салливан “Под алым небом”
23. Принадлежность к чему-то
Пример: Седжал Бадани “Секрет рассказчика”, Кейт Мортон “Дочь часовщика”
24. Дата
Пример: Джордж Оруэлл “1984”
25. Декларация
Пример: Виктория Селман “Кровь за кровь”
26. Состояние, процесс или обстоятельства
Пример: Эва Харрисон “Намерение”, Джон Гришам “Воспоминание”,
Как придумать название книги – запоминающееся, яркое, красивое
Написав книгу, автор может вздохнуть с облегчением. Работа выполнена, и теперь только остается договориться о ее публикации. Но прежде чем посылать рукопись в издательство, писателю еще нужно выбрать для своего шедевра название. Креативный, броский, цепляющий заголовок привлечет издателей, редакторов и литагентов к вашему творению. А когда произведение появится на книжных прилавках, мимо него не пройдут и читатели. О том, как придумать название книги, чтобы на нее обратили внимание, в материале KnigaStudio.ru.
Сначала – книга, потом – название
Определиться с черновым названием романа, повести, сборника рассказов или стихов можно еще на начальных этапах их создания. Но подобрать итоговый вариант лучше после того, как будет поставлена финальная точка. Текст нужно перечитать и выбрать такой заголовок, который лучше всего охарактеризует написанное.
Титульные герои
Самый очевидный вариант – назвать произведение в честь главного персонажа или группы основных действующих лиц. «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Великий Гэтсби», «Оливер Твист», «Приключения Тома Сойера», «Дети капитана Гранта», «Три мушкетера» стали классикой мировой литературы.
Однако сейчас не так много литераторов озаглавливает свои работы подобным образом. Роман с именем незнакомого героя на обложке может легко затеряться среди соседей по полке. Но если вы надеетесь создать целый книжный сериал, именное название будет только плюсом. Достаточно вспомнить «Гарри Поттера» или «Мефодия Буслаева».
Поэтичное название
Красивая (и, может быть, немного туманная) фраза станет отличным заглавием для вашего творения. Кому не захочется прочитать роман под названием «Сердце тьмы», «Сто лет одиночества», «Жутко громко и запредельно близко», «Весь невидимый нам свет»?!
Для поэтичного заголовка можно использовать цитату из стихотворения или прозаического произведения. Так появились названия литературных шедевров «По ком звонит колокол», «Унесенные ветром», «Ночевала тучка золотая». Главное – убедиться, что на выбранную фразу не распространяется закон об авторском праве.
В книге должна быть загадка
Какое придумать название книги, если вы пишите детектив, фэнтези, сай-фай или историю о попаданцах? Для такой литературы отлично подойдут загадочные заголовки, обещающие грандиозные тайны, приключения и путешествия в удивительные миры. Также их можно использовать при написании интеллектуального романа или поэтического сборника.
«Зло под солнцем», «Ходячий замок», «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», «Загадочное ночное убийство собаки», «Воспоминания воображаемого друга»… От этих заглавий захватывает дух! И хочется поскорее узнать, так ли замечательны книги, которые столь интригующе озаглавлены.
Странные названия привлекают внимание
Внимание аудитории гарантированно привлечет издание с необычным, непонятным, дерзким или даже вызывающим заголовком. Самые яркие примеры последнего времени – «Зверочеловекоморок», «Шантарам», «Пи*ец, сказал отец», «Географ глобус пропил», «Чапаев и Пустота» (да и другие романы Пелевина).
Если же вы никак не можете придумать название книги собственного сочинения, обратитесь за помощью к друзьям, членам семьи, редактору или даже интернет-сообществу. И не забудьте проверить заголовок на уникальность, набрав его в интернет-поисковике. Иначе есть риск, что ваше творение будут путать с книжками, названными схожим образом.
Признайся, прямо сейчас ты сидишь и думаешь, как придумать название книги, которую ты пишешь или хочешь написать. Я прекрасно понимаю, насколько это может быть тяжело. Иногда придумать название сложнее, чем целый сюжет (читай, Как написать середину книги), поэтому я подготовила шпаргалку, которая может помочь. В результате перебора ассоциаций ты найдешь как минимум пару хороших идей. Скачивай файл, а ниже читай, как с ним работать.
Идеи для названия книги: метод ассоциаций
Если ты не знаешь, как придумать название для книги, я советую взять мою шпаргалку и ответить на следующие вопросы:
Главный персонаж, его характерные черты — иногда для названия используют имя главного героя (привет, «Гарри Поттер»!) или же особенности его внешности (например, «Уродина»).
Цель главного героя — то, к чему он стремится, может стать неплохим и интригующим названием. Например, «Вероника решает умереть».
Суть конфликта в книге — в названии истории можно показать противоборствующие стороны или же основную сюжетную интригу. Примеры: «Мы против вас», «Украденная память».
Завязка истории — попробуй кратко сформулировать завязку своей книги, не раскрывая подробностей. Реальный пример: «Загадочное ночное убийство собаки».
Место и время действия — распространенный прием в названиях книги. Наверняка тебе встречались истории в стиле «Однажды в Париже», «Отель». Если действие происходит в каком-то необычном или вымышленном месте со странным названием, то это может стать основной фишкой названия (вспоминается «Зерцалия»).
Ассоциации с историей — любые образы, символы, события, персонажи, которые у тебя ассоциируются с историей. В них не обязательно должен быть какой-то смысл, главное — собрать слова и словосочетания, которые связаны для тебя с книгой.
Названия других книг в этом жанре — обычно они похожи или хотя бы близки. К примеру, в любовных романах любят ставить в названия слова типа любовь, свидание, поцелуй, а в детективах — убийство, преступление, тайна. Открой любой книжный сайт и поищи книги в твоем жанре. Самые интересные названия выпиши в шпаргалку.
Ассоциации с жанром — похожи на то, о чем я писала в прошлом пункте, но должны быть уже твоими. Какие слова приходят тебе в голову, когда ты думаешь о конкретном жанре? Попытайся придумать что-то нестандартное и редко использующееся.
Мои любимые названия — могут подсказать в каком направлении двигаться. К примеру, все мои любимые названия книг состоят минимум из трех слов («Сто лет одиночества», «По ком звонит колокол», «Вероника решает умереть»). И, как ни странно, все мои истории тоже состоят минимум из трех слов («10 правил популярности», «Когда исчезает солнце»). Не обязательно писать только прочитанные книги — суть в том, чтобы понять, какие названия привлекают именно тебя.
Главная тема истории — обычно ее можно свести до одного слова, но даже оно может вызывать какие-то ассоциации. Запиши их.
В колонке Идеи для названия напиши то, что пришло тебе в голову во время работы со шпаргалкой. Кто знает, может быть в этом списке будет именно то, что ты ищешь?
Генератор названий книг
Если вдруг вопрос о том, как придумать название книги, остался открытым, не отчаивайся. Надежда еще есть. В сети можно найти генераторы названий для книг, которые иногда бывают полезны. К сожалению, на русском их немного, я нашла только один — RandomAll. На этом сайте целая куча генераторов: сюжета, персонажей, профессии и даже неловких моментов 🙂
Если английский для тебя не проблема, то лови подборку зарубежных генераторов названий:
- Adazing — удобный настраиваемый рандомизатор: художественная литература в целом, фэнтези, вестерн, романтика, фантастика, нон-фикшн;
- Serendipity — для тех, кто пишет фэнтези;
- Fantasy Title Generator — тоже фэнтези, выдает за раз 6 вариантов;
- Half Title Generator — выбираешь первую половину названия из предложенных, потом вторую, а затем оцениваешь полученные варианты. На этом сайте есть также генераторы конфликтов и идей.
Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂
Чтобы книгу заметили и прочитали, нужно придумать привлекательное название. Иногда имя книги рождается само собой, а иногда приходится попотеть. Попробуем рассмотреть принципы создания заголовков известных произведений.
1. Одно слово или словосочетание, отражающее содержание, обстановку или место действия
Слово, вынесенное в заголовок, должно максимально охватить и отразить содержание книги.
Дж. Баллард «Высотка», Ф. Кафка «Процесс», Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
2. Имя главного героя
Иногда писатели решают озаглавить книгу именем главного героя – это привлекает внимание и немного раскрывает сюжет.
Л. Н. Толстой «Анна Каренина», И. С. Тургенев «Рудин», Д. Лондон «Мартин Иден»
3. Указание на персонажей без имён
Такое название даёт общее представление о сюжете, но сохраняет интригу.
Дж. К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки», Дж. Толкин «Хоббит», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
4. Место действия
В названии можно упомянуть город или конкретное место действия, если оно важно для сюжета.
О. Хаксли «Жёлтый Кром», А. Кристи «Отель Бертрам», А. и Б. Стругацкие «Отель “У погибшего альпиниста”», Дж. Дос-Пассос «Манхэттен»
5. Пары и перечисления
Название частично раскрывает сюжет или персонажей, рассказывая короткую историю.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Дж. Харрис «Кошка, шляпа и кусок верёвки», Слава Сэ «Сантехник, его кот, жена и другие подробности»
6. Дата или время действия
Упоминание даты или конкретного времени хорошо смотрится в названии, если играет важную роль в сюжете.
Дж. Оруэлл «1984», Г. Бёлль «Бильярд в половине десятого»
7. Абстрактное указание на время
В название выносится обстоятельство, которое произойдёт или уже произошло. Это формирует точку направления для интереса читателя.
Г. Уэллс «Когда Спящий проснётся»
8. Цитаты из известных произведений
Заимствованная цитата тоже может стать названием, однако нужно помнить об авторских правах и взаимосвязи между высказыванием и сутью книги.
А. Кристи «Щёлкни пальцем только раз» (это цитата из пьесы «Макбет» Шекспира), Ф. К. Дик «Распалась связь времён» (тоже Шекспир, «Гамлет»), Стейнбек «Зима тревоги нашей» (и это Шекспир, «Ричард III»)
9. Побуждение к действию
Такие названия привлекают внимание, потому что даже случайный прохожий, зацепив взглядом книгу, почувствует обращение лично к нему, а это уже взаимодействие с читателем.
К. Исигуро «Не отпускай меня», Ч. Паланик «Сочини что-нибудь», М. Ильяхов, Л. Сарычева «Пиши, сокращай»
10. Описание сюжета
Работает на целевую аудиторию, раскрывая канву сюжета, интересного определённым читателям. Здесь важно помнить, что такое название формирует ожидания. Если они не будут оправданы, писатель может получить шквал критики.
А. Кристи «Убийство в доме викария», Э. А. По «Падение дома Ашеров»
11. Герой и проблема
Принцип подходит для серий книг с центральным главным героем.
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень», Б. Акунин «Пелагия и белый бульдог»
12. Артефакт
В название выносится один из артефактов, упомянутых в книге. Желательно, чтобы сюжет строился вокруг него.
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», О. Уайлд «Портрет Дориана Грея», Г. Уэллс «Машина времени»
13. Принадлежность
Название состоит из двух частей – герой (предмет) и связь с другими героями или обстоятельствами, то есть раскрываются сразу два аспекта сюжета.
Дж. Фаулз «Любовница французского лейтенанта», Т. Гарди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей», Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
14. Считалка, поговорка
Такие названия часто давала своим романам Агата Кристи: «Пять поросят», «Миссис МакГинти с жизнью рассталась», «Хикори-Дикори» – всё это строчки из английских считалок.
А. Н. Островский «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди – сочтёмся»
15. Состояние
Главное обстоятельство или состояние, канвой опоясывающее произведение.
Г. Грасс «Под местным наркозом», А. Пляка «Взаперти»
16. Прощание
Подобные названия несут эмоциональный заряд, ещё до начала чтения создавая настроение. Подходят для произведений, в которых прощание является одним из центральных направлений сюжета.
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие», Р. Брэдбери «Лето, прощай»
17. Образы
Сложные и яркие заголовки, метафорически отражающие суть произведения.
Б. Виан «Пена дней», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
18. Неологизмы
Подобные заголовки привлекают внимание яркостью и новизной – необычным сочетанием знакомых слов.
У. Гибсон «Нейромант», О. С. Кард «Ксеноцид», Н. Щерба «Часодеи»
19. Глаголы
Глаголы действия энергичны и создают яркие образы.
Х. Ли «Убить пересмешника»
20. Хроники, легенды, записки
Подходят для сборников рассказов, объединённых местом действия или сквозными героями.
Р. Брэдбери «Марсианские хроники», М. Веллер «Легенды Невского проспекта», Ф. М. Достоевский «Записки из мёртвого дома»
21. Антагонист, отрицательный персонаж
Антагонист – это второй центральный персонаж, хотя читатель, впервые взяв книгу в руки, ещё не знает, о ком идёт речь. Поэтому, вынося в название указание на антагониста, нужно сделать это броско.
Дж. Спейн «Кто убил Оливию Коллинз», С. Кинг «Оно», А. Моденская «Перетворцы»
22. Вопрос
Вопрос в названии задаёт тон повествования, создавая интригу.
Н. Г. Чернышевский «Что делать?», А. И. Герцен «Кто виноват?», А. Кристи «Почему не Эванс?»
23. Цифры
Конкретные числа помогают сделать текст убедительным, люди охотнее доверяют информации, подкреплённой цифрами. В заголовке числа работают и на убедительность, и на привлечение внимания, и немного раскрывают сюжет, создавая направление интереса.
Ж. Верн «2000 лье под водой», Дж. Харрис «Пять четвертинок апельсина», А. Кристи «Десять негритят»