Курс занятий с первоклассниками для развития математических способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие № 1
Смешарики в гостях у первоклассников.
Тема: Нумерация чисел в пределах 10.
Задание 1. «Расшифруй слово».
Запиши его и догадайся, каким способом зашифровано слово.
АКНИМЗАР ______________________________
Задание 2. «Числовая викторина».
Запиши ответы на вопросы, связанные с различными числами.
- Сколько букв в русском алфавите?_____________
- Сколько цифр в математике?__________________
- Сколько всего пальцев на руках и ногах?______________
- Самое большое количество голов у Змея Горыныча?___________
- Название какой пьесы-сказки начинается с числа 12?_______________________
- ___________раз примерь,______________отрежь.
Задание 3.
Отгадай старинную русскую загадку.
Четыре четырки, две растопырки.
Седьмой вертун, а сам ворчун.
Догадайся и напиши:
четырки–это____________ вертун – это________________
растопырки – это________ Кто же ворчун?______________
Задание 4.
Отгадайте ребусы
Запишите название сказки, в которой встречаются все эти герои
___________________________________________
Задание 5. «Развиваем логику».
Реши логические задачи.
- Саша родился на 1 год позже, чем Коля.
Кто старше?__________________________
- Через год Кате исполнится 3 года. Сколько лет Кате сейчас?______________
- После того как Маша выполнила одно задание по математике, ей осталось выполнить еще одно. Сколько заданий было задано Маше?_________________
- В гараже стоят 4 машины и 2 мотоцикла. Сколько всего видов транспорта стоит в гараже?___________
Задание 5. «Задачи с геометрическим содержанием».
- Нарисуй квадрат справа от круга, но слева от треугольника___________________________________
- Проведи внутри треугольника одну линию так, чтобы получилось 2 треугольника и 1 четырехугольник
Список используемой литературы:
- «Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе»Дик Николай Францевич
Издательство: Феникс, 2011 г.
Серия: Начальная школа
- «Все виды задач по математике» Автор: Белошистая Анна Витальевна
Издательство: Эксмо, 2012 г.
Серия: В помощь младшему школьнику
- «Логические задания для 1 класса: орешки для ума»Автор: Ефимова Ирина
Издательство: Феникс, 2012 г.
Серия: Здравствуй, школа!
- Интеллектуальный марафон младших школьников: Сборник заданий.-Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2009.-88с.
Предварительный просмотр:
Занятие № 2
Смешарики в гостях у первоклассников.
Тема: Нумерация чисел в пределах 10.
Задание 1. «Расшифруй слово».
Запиши его и догадайся, каким способом зашифровано слово.
акбылу _______________
Задание 2.«Математическая разминка».
Запиши ответы на вопросы.
- С чего начинается дружба?___________________
- Сколько существует времен года?_____________
- Сколько цветов в радуге?______________
- Кто первый тянул репку?___________
- Сколько лап у кошки?______________
- Сколько планет в Солнечной системе?__________
Задание 3.
Отгадай старинную русскую загадку.
Один — махай, четыре – гуляй,
Два – детям страсть, четыре – всем сласть.
Догадайся и напиши:
Один–махай — это_____________
Четыре-гуляй- это____________
Два-детям страсть- это_________
Что всем сласть? _____________ Кто же это? _____________
Задание 4.
Отгадай ребусы и запиши слова
Задание 5.«Развиваем логику».
Реши логические задачи.
- Коле два года назад был один год. Сколько лет Коле сейчас? Коле сейчас _______________
- Индюк весит 12 килограммов. Сколько килограммов он будет весить, если встанет на одну ногу?______________
- Саша и Миша вырезают из бумаги круги. Если Миша вырежет ещё один круг, то у него их будет столько же, сколько у Саши. Сколько кругов вырезал Миша, если Саша вырезал четыре круга? Ответ _________
Для рисунка __________________________________
_____________________________________________
Задание 5.«Задачи с геометрическим содержанием».
- Нарисуй веревку и покажи, сколько разрезов надо сделать, чтобы разделить веревку на 3 части ____________________
- Сколько надо сделать разрезов, чтобы разделить круг на четыре части?__________
Список используемой литературы:
- «Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе «Дик Николай Францевич
Издательство: Феникс, 2011 г.
Серия: Начальная школа
- «Все виды задач по математике» Автор: Белошистая Анна Витальевна
Издательство: Эксмо, 2012 г.
Серия: В помощь младшему школьнику
- «Логические задания для 1 класса: орешки для ума»
Ефимова Ирина
Издательство: Феникс, 2012 г.
Серия: Здравствуй, школа!
- Интеллектуальный марафон младших школьников: Сборник заданий.-Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2009.-88с.
Предварительный просмотр:
Занятие № 3
Смешарики в гостях у первоклассников.
Тема: Нумерация чисел в пределах 10.
Задание 1. «Расшифруй слово».
Запиши его и догадайся, каким способом зашифровано слово.
УКПА_______________
Задание 2.«Математическая разминка».
Запиши ответы на вопросы.
- Паук — насекомое?___________________
- К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 10?_____________
- В каком слове 7 «я»?______________
- Сколько человек тянуло репку?___________
- Лыко дерёт, а лапти не носит?______________
- Сколько звуков в слове «юла»?__________
Задание 3.
Отгадай старинную русскую загадку.
Хозяин спит – овцы на выгоне,
Хозяин выглянет – овец не видно,
Хозяин спрячется – овцы опять обозначатся.
Догадайся и напиши:
Хозяин — это_____________
Овцы — это______________
Задание 4.
Отгадай ребусы и запиши слова
Задание 5.«Развиваем логику».
Реши логические задачи.
- У отца два сына. У каждого сына по 3 сестры. Сколько всего детей в семье? _______________
- У брата и сестры конфет было поровну. Потом брат дал сестре 3 конфеты. На сколько конфет стало больше у сестры?______________
Задание 6.«Задачи с геометрическим содержанием».
Проведи внутри прямоугольника 2 отрезка так, чтобы получилось 4 треугольника и 1 четырёхугольник.
Список используемой литературы:
- «Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе «Дик Николай Францевич
Издательство: Феникс, 2011 г.
Серия: Начальная школа
- «Все виды задач по математике» Автор: Белошистая Анна Витальевна
Издательство: Эксмо, 2012 г.
Серия: В помощь младшему школьнику
- «Логические задания для 1 класса: орешки для ума»
Ефимова Ирина
Издательство: Феникс, 2012 г.
Серия: Здравствуй, школа!
- Интеллектуальный марафон младших школьников: Сборник заданий.-Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2009.-88с.
Предварительный просмотр:
Занятие № 4
Смешарики в гостях у первоклассников.
Тема: Нумерация чисел в пределах 10.
Задание 1. «Расшифруй слово».
Запиши его и догадайся, каким способом зашифровано слово.
ЯМИ_______________
Задание 2.«Математическая разминка».
Запиши ответы на вопросы.
- Тебе дано, а люди пользуются?___________________
- Это число однозначное, и оно больше, чем 2 раза по 4. Запиши это число._____________
- У какого хвойного дерева иголки не колются?______________
- Если цифру перевернуть, то число уменьшится на 3. Запиши эту цифру. ___________
- Я задумала двузначное число, вычла из него 1 и получила однозначное число. Какое число я задумала?__________
Задание 3.
Отгадай загадку.
Когда сухо – клин,
Когда мокро — блин.
Одна нога и та без сапога. Отгадка:_________________
Догадайся и напиши:
Клин — это_____________
Блин — это_____________
Нога – это_____________
Задание 4.
Отгадай ребусы и запиши названия городов.
Задание 5.«Развиваем логику».
Реши логические задачи.
- В магазине очередь. Один и тот же человек оказался пятым от конца и третьим от начала. Сколько всего человек в очереди?
____________________________________________________
- Известно, что на каждой улице нумерация домов с одной стороны улицы – чётная, с другой – нечётная. Ира живёт в доме № 7. Запиши номера домов – соседей слева и справа.
Сделай сначала рисунок, а потом ответь. Ответ:__________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Задание 6.«Задачи с геометрическим содержанием».
Миша нарисовал треугольник левее ромба. Между ними он нарисовал круг, а квадрат справа от ромба. В каком порядке нарисованы фигуры? Изобрази их.
_____________________________________________________
Список используемой литературы:
- «Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе «Дик Николай Францевич
Издательство: Феникс, 2011 г.
Серия: Начальная школа
- «Все виды задач по математике» Автор: Белошистая Анна Витальевна
Издательство: Эксмо, 2012 г.
Серия: В помощь младшему школьнику
- «Логические задания для 1 класса: орешки для ума»
Ефимова Ирина
Издательство: Феникс, 2012 г.
Серия: Здравствуй, школа!
- Интеллектуальный марафон младших школьников: Сборник заданий.-Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2009.-88с.
Предварительный просмотр:
Занятие № 5
Смешарики в гостях у первоклассников.
Тема: Нумерация чисел в пределах 10.
Задание 1. «Расшифруй слово».
Запиши его и догадайся, каким способом зашифровано слово.
КАЛЯПО_______________
Задание 2.«Математическая разминка».
Запиши ответы на вопросы.
- Как зовут водяного воробья?___________________
- Сколько гласных букв в русском алфавите?_____________
- Сумма двух чисел равна десяти, а разность равна двум. Какие это числа?______________
- Вьют или нет наши перелётные птицы гнёзда на юге? ___________
- Как называется дикая роза?____________________
Задание 3.
Отгадай загадку.
Идут четыре братца навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! – говорят.
— Здорово, Васька-указка, Мишка-серёдка, Гришка-сиротка, да крошка Тимошка!
Запиши, кто эти братцы_________________
Запиши названия братцев:
Большак – это ______________
Васька – это________________
Мишка – это________________
Гришка – это_______________
Тимошка – это______________
Задание 4.«Развиваем логику».
Реши логическую задачу.
- Два товарища договорились ехать вместе в пятом вагоне электрички. Электричка состояла из девяти вагонов. Один из друзей сел в пятый вагон с начала, а другой – в пятый вагон с конца. В один ли вагон сели друзья?
Ответ:_____________________
____________________________________________________
Задание 5.«Задачи с геометрическим содержанием».
- Раздели три квадрата на 6 равных треугольников, не отрывая карандаш от бумаги.
Список используемой литературы:
- «Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе «Дик Николай Францевич
Издательство: Феникс, 2011 г.
Серия: Начальная школа
- «Все виды задач по математике» Автор: Белошистая Анна Витальевна
Издательство: Эксмо, 2012 г.
Серия: В помощь младшему школьнику
- «Логические задания для 1 класса: орешки для ума»
Ефимова Ирина
Издательство: Феникс, 2012 г.
Серия: Здравствуй, школа!
- Интеллектуальный марафон младших школьников: Сборник заданий.-Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2009.-88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
angelinaevans158
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия1 минута назад
Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?
А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений.
Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны
-
Математика2 минуты назад
Матеша
Задание 5 -
Математика2 минуты назад
Пж срочно! Задали домашку по математику про дроби
-
Русский язык2 минуты назад
Задачи по астрономии
-
Русский язык2 минуты назад
Помогите составить рассказ на тему: «Мы спасены»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
5
Какие произведения содержат в названии числительное «двенадцать»?
5 ответов:
2
0
Кроме уже упомянутой поэмы Александра Блока «Двенадцать» и сказки
Самуила Маршака «Двенадцать месяцев «, а по этой сказке снятый в 1956 году прекрасный мультфильм И.Ивановым-Вано, кроме отличного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», снятых по этой книге замечательных фильмов, есть ещё фильм, в названии которого присутствует это числительное — фильм Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин«, можно вспомнить и российский фильм Никиты Михалкова «12».
А ещё замечательная комедия У.Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно?«
И не менее замечательный наш фильм, снятый Яном Фридом.
2
0
Вот, к примеру, 15 фильмов (а фильмы — это тоже произведения), в названии которых использовано числительное «двенадцать» или просто число 12:
«12 разгневанных мужчин» — фильм 1957 года, режиссёра Сидни Люмета. Экранизация одноимённой пьесы Реджинальда Роуза.
«12» режиссёра Никиты Михалкова — ремейк «12 разгневанных мужчин»,
«12 месяцев» режиссёра Александра Баршака
«12 стульев» режиссёра Леонида Гайдая — экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова,
«Двенадцать месяцев» режиссёра Анатолия Граника — экранизация одноимённой сказки Самуила Маршака,
«Двенадцать разбойников» режиссёра Альфонсо Балькасара,
«12 обезьян» (англ. «12 Monkeys») американского режиссёра Терри Гиллиама,
«12 часов до смерти» (или «12 часов жизни», англ. «12 Hours to Live») американского режиссёра Джорджа Менделюка,
«Двенадцать часов» режиссёра Геза фон Радваньи,
«В 12 часов придет босс» режиссёра Зигфрида Хартманна,
«12 часов, сверху» («Вертикальный взлёт», англ. «Twelve O’Clock High») американского режиссёра Генри Кинга,
«Двенадцать» американского режиссёра Джоэла Шумахера
«12 лет рабства» (англ. «12 Years a Slave») американского режиссёра Стива МакКуина
«Дорога в 12 миль» (англ. «Twelve Mile Road») американского режиссёра Ричарда Фриденберга,
«Двенадцать тридцать» (англ. «Twelve Thirty») американского режиссёра Джеффа Липски.
1
0
«Двенадцать месяцев» — Маршак Самуил Яковлевич;
«Двенадцать стульев» — Ильф и Петров.
Наверняка есть и другие, но в первую очередь вспоминаются именно эти.
1
0
Помнится, в школе мы изучали поэму «Двенадцать», автором которой является Александр Блок. Поэма очень тяжелая для восприятия. Считается, что поэма сия политическая. Однако, литературоведы, конечно анализируют ее, всегда исследуют в ней образ Христа.
1
0
Число «двенадцать » довольно популярное в произведениях многих представителей искусства,писателей,поэтов,кинематографистов. Сразу вспоминается А.Блок,и его поэма
А также Ильф и Петров с бессмертным произведением
Уже не раз экранизированном.
И детская сказка
Написанная Самуилом Маршаком и тоже экранизированная.
Перу немецкого поэта принадлежат
Дважды снят фильм
Первый раз в 1957 году режиссером Сидни Люметом,а второй раз в 1997 году режиссером Уильямом Фридкиным.
Есть и народная английская песня
Число двенадцать оказывается очень популярно в произведениях искусства.
Читайте также
Жижковская телебашня предназначена для трансляции радио и телепередач и построена в городе Прага( Чехия) в районе Жижков, отсюда и название. Высотой в 216 метров, она строилась в 1985- 1992 годах, время её сооружения совпало с падением коммунистического режима в странах Восточной Европы, вот злые языки и дали ей такое название.
Как правило в отряд ( иногда вместо отряда указывают, что это взвод) входит 24 — 60 человек, которые объединены какой то одной целью или выполняют одно какое нибудь задание.
Обычно отряд — это малое подразделение более крупного формирования. Как правило в отряд входит несколько звеньев, порой из отряда назначают несколько человек в дозор для осмотра закреплённой территории или пикет, а это и есть небольшой сторожевой отряд или полевой караул.
Раз в вопросе следует указать именно небольшой сторожевой отряд, то им может быть как Пикет, так и Дозор, ведь в этих словах как раз по пять букв.
Всё таки мой ответ — Пикет.
Япония славится своими ножами и их названий тьма, правда, если взять классические и именно кухонные ножи, то их всего три, зато они обязательно есть на каждой японской кухне, где готовят национальные блюда. Причём каждый из этих ножей имеет различные разновидности, которые и называются по разному в различных регионах Японии.
1 Янагиба (yanagiba );
2 Дэба ( deba );
3 Усуба ( usuba ).
Для данного вопроса нас интересует нож Усуба, который в основном предназначен для нарезки овощей. Причём этим ножом нарезка происходит очень тонко, толщина практически равна » толщине волоса «.
Мой ответ — Усуба ( 5 букв ), вероятно есть и другие, но мне известно лишь это название.
Причин несколько. Сергей Миронович Киров был любимцем народа. Поэтому собрать подписи о переименовании города будет сложно. Второе, это стоит недешево. Придется во всех администрациях менять штемпели, печати и прочие атрибуты государственной городской власти. А это стоит дорого. Может лучше пенсионерам деньжат подкинуть немного?
Есть и третий вариант. Руки не дошли.
Но все равно поднимать эту тему боязно. У горожан может получится раскол во мнениях и бесцельные
споры… А у города наверняка очень много и других проблем.
В этике есть такое понятие, как ригоризм, само название произошло от латинского слова » rigor «, что означает » твёрдость, строгость «, но само слово французское. Именно так называется строгость проведения какого — либо принципа (нормы) в поведении и мысли.
Поэтому не удивительно, что человека, характеризующегося ригоризмом, то есть того, кто придерживается строгостью принципов (строго следует определённым нравственным принципам, правилам и т. п.) и не признаёт никаких исключений обычно называют Ригористом ( человек строгих правил).
Раз так, то и ответом на данный вопрос следует считать — Ригорист (8 букв).
Как это ни удивительно, но история создания этой сказки началась в совсем «несказочные» времена — в разгар Великой Отечественной войны. В то время Маршак отошёл от детской литературы — он писал военные очерки, стихи и антифашистские эпиграммы. Приведу лишь одно, наиболее запомнившееся мне, четверостишие, написанное перед самым окончанием войны в апреле 1945-го:
«Год восемнадцатый не повторится ныне!» —
Кричат со стен слова фашистских лидеров.
А сверху надпись мелом: «Я в Берлине».
И подпись выразительная: «Сидоров».
Но вернёмся в начало 1943 года, когда в газете «Литература и искусство» Маршак опубликовал обращение «Моему читателю»:
«Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им и в последний год писал только для больших.
…Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях — это значит думать о будущем.
И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».
Тем не менее, эта просьба ребёнка, видимо, произвела на писателя впечатление. Маршак урывками находит время для создания своей пьесы о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь.
С. Маршак:
«Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве — в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети — да, пожалуй, и взрослые — нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…».
Нередко пишут, что в основе пьесы Маршака лежит словацкая сказка Божены Немцовой. Сам Маршак утверждал, что о Немцовой узнал гораздо позже, а «задолго до того слышал чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче».
Кстати, писатель сделал и прозаический пересказ первоисточника с подзаголовком «Славянская сказка». По нему видно, что для своей пьесы Маршак взял лишь завязку сюжета. Концовка же в первоисточнике напоминала эпилог сказки «Морозко» — решив потребовать у месяцев побольше добра, в лес отправляется дочка мачехи, да там и замерзает. Никакой королевы с её указом в народной сказке нет, а значит, по сути, нет основной сюжетной пружины пьесы Маршака.
Что до королевы, то в ней легко узнаётся современница — непосредственная и избалованная школьница, разве что наделённая большой властью.
«КОРОЛЕВА (нетерпеливо). Что же я должна написать?
КАНЦЛЕР. Одно из двух, ваше величество: либо „казнить“, либо „помиловать“.
КОРОЛЕВА (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу „казнить“ — это короче».
Именно поэтому вздорной девчонке взбредает в голову издавать указы против законов природы.
«КОРОЛЕВА. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
ПРОФЕССОР. Это невозможно, ваше величество.
КОРОЛЕВА. Вы — опять?
ПРОФЕССОР (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!
КОРОЛЕВА. Скажите пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?»
И природа, действительно, нарушает свои законы — но не ради королевы, а ради падчерицы. Заметьте, месяцы делают это не просто из жалости, а и потому что уважают девушку. Каждый из них видел её где-нибудь за работой — на грядке, в поле, в лесу.
Да и сами месяцы похожи на рачительных хозяйственников («Что, у тебя на речках да на озерах крепко лед стал?» — «Ничего, держится. А не мешает еще подморозить»).
С. Маршак:
«…Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному.
…Очень нелегко было построить четкий и стройный сюжет пьесы. Основное заключается в том, что в дремучем лесу после разгула стихий королевой оказывается скорей падчерица, чем сама королева, учителем — солдат с его житейским опытом, а не профессор, наделенный книжной премудростью. Все, что обещала королева за подснежники — шубу, наряды, катанье в санях, — она получает в трудную минуту от великодушной падчерицы.
Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой — из сказки в реальную жизнь — с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат.
…Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
В июне 1943 года Маршак уже читает пьесу труппе МХАТ. К сожалению, воплотить «12 месяцев» на сцене удалось только после войны — в 1947 году.
Военное время помешало и ещё одному замыслу. Дело в том, что к Самуилу Яковлевичу обратился сам Уолт Дисней. Каким-то образом знаменитому американцу попалась в руки сказка Маршака, и он захотел снять по ней мультфильм. К сожалению, письмо Диснея из-за военного времени дошло с большим опозданием. Маршак всё же попытался спасти проект и решил обратиться за помощью к министру кинематографии А. Большакову. Большаков встречу назначил, но сам не пришёл. Прождав два часа в приёмной, Маршак плюнул и ушёл, оставив на двери записку:
«У Вас, товарищ Большаков,
Не так уж много Маршаков».
Впрочем, сказку экранизировали и без Диснея. И не раз. В 1956 году вышел рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова. А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы Т. Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в японском прокате сказка шла под несколько мистическим названием «Ва Мори — ва Икэтэйру» («Лес — живой»).
Но, конечно, самой известной экранизацией стал фильм Анатолия Граника, вышедший в 1972 году. Съёмки проходили летом, в павильоне, поэтому и зима, и подснежники были стопроцентно искусственными. Это совершенно не сказалось на популярности фильма, благодаря замечательной игре актёров. Тут и бывший «Старик Хоттабыч» Н. Волков в роли Профессора, и Л. Куравлёв в роли Солдата, и Т. Пельтцер в роли Гофмейстерины. А как позабыть блестящий дуэт Мачехи и шепелявящей дочки (О. Викландт и М. Мальцева)!
Интересно сложилась судьба исполнителей ролей Падчерицы (Н. Попова) и Апреля (А. Быкова). То, что Маршак запретил делать героям в сказке, актёры воплотили в реальной жизни — то есть, взяли и поженились. Что до Королевы (в исполнении Лианы Жвании), то в неё был влюблён (правда, платонически) сын автора пьесы — Иммануэль Самуилович, который всячески опекал съёмки фильма.
Ну и, конечно, главная заслуга в успехе экранизации принадлежит режиссёру — Анатолию Гранику, который, кстати, снимет ещё один замечательный фильм по сказке Маршака «Умные Вещи».
Но его фильмы сам Маршак уже не увидит. Он умрёт 4 июля 1964 года. Текст сказки «12 месяцев» Самуил Яковлевич пытался улучшить вплоть до своей смерти.
Маргарита Алигер:
«Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…».
Война, запрет праздничной ёлки, Уолт Дисней — что ещё стоит за созданием волшебной пьесы Самуила Маршака.
Сказка «Двенадцать месяцев» уже давно стала неотъемлемым новогодним атрибутом для многих семей. Но мало кто знает, в каких тяжёлых условиях во время войны писал эту знаменитую пьесу Самуил Маршак.
Рассказываем, как за год родилась история «Двенадцати месяцев», которая до сих пор не потеряла своей актуальности. Кто попросил писателя сочинить сказку, как после запрета празднования Рождества Маршак создавал новогодние традиции и почему Уолт Дисней так и не экранизировал её.
«Двенадцать месяцев» во время войны
Когда в 1941 году началась война, Самуил Маршак, отправив семью в эвакуацию, явился в военкомат с просьбой направить его в ополчение. На что получил отказ: «У вас есть более мощное оружие — ваши стихи».
С первых же дней поэт сочинял сатирические произведения, военные очерки. Он писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», помогал делать агитационные плакаты «Окна ТАСС», участвовал в сборе средств в Фонд обороны. А по ночам Маршак ещё успевал дежурить на крыше своего дома.
В самые тяжёлые времена в 1942 году к нему обратился шестилетний ребёнок. В письме мальчик спрашивал, почему он, детский писатель, совершенно забыл о своих главных читателях — детях. Такой искренний и прямолинейный вопрос не остался незамеченным, и среди плотного расписания работы для взрослых, Маршак стал искать время на историю для маленьких. Писатель сел за создание сказки «Двенадцать месяцев».
Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях — это значит думать о будущем. […] «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемнённой, военной Москве — в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». […] Мне казалось, что в суровые времена дети — да, пожалуй, и взрослые — нуждаются в весёлом праздничном представлении, в поэтической сказке.
Самуил Маршак
Времени на детскую сказку катастрофически не хватало, поэтому Маршак писал «Двенадцать месяцев» почти год. Черновым вариантом пьесы он поделился со своей подругой, советской поэтессой Маргаритой Алигер, и пригласил её к себе домой на чтение.
В дни войны, особенно в самую трудную её пору, я, как коллекционер, искала и собирала «приметы победы». Это были частные случаи, факты, эпизоды, положения, почти невероятные и почти немыслимые, если учесть обстоятельства и международную обстановку, в которой они свершались. И тем не менее, они свершались, и мы бывали свидетелями и почти соучастниками этих чудесных свершений. «Двенадцать месяцев» были безоговорочно причислены мною к этой коллекции.
То была чудесная, редкая «примета победы»: в 1942 году, в Москве, жившей еще на осадном положении, когда немцы, после зимнего затишья снова начав наступление, пошли к Сталинграду и дошли до него, художник, кровно связанный с современностью, поэт, с первого дня войны великолепно работающий в трудном жанре политической сатиры, находит в своей душе неиссякаемый и неустанно бьющий источник творческих сил, фантазии и выдумки. Этот источник не заглушали ни ежедневная утомляющая газетная работа, ни тяготы жизни и быта, ни тревоги дней отступления.
Маргарита Алигер, советская поэтесса, журналистка
Сказка вышла как никогда кстати, она давала людям надежду на счастливое будущее.
Правда, позже писателя стали критиковать и обвинять в плагиате, ссылаясь на сказку чешской писательницы 19 века Божены Немцовой «О двенадцати месяцах».
Согласно этой славянской истории, мачеха и злая сестра отправляют добрую и трудолюбивую падчерицу в январе в лес за фиалками. А когда той при помощи мужей-месяцев удаётся принести цветы, неуёмные родственницы посылают её опять и опять, то за ягодами, то за яблоками.
На все обвинения Маршак отвечал, что прочёл сказку Немцовой много позже, а свою пьесу сочинял под впечатлением от услышанной богемской легенды, которая заметно отличалась от того, что он впоследствии написал.
В легенде нет ни профессора, ни солдата. Есть только мачеха, дочка, падчерица и 12 месяцев (без чётко очерченных характеров). Сложный сюжет пьесы ещё более отличается от сюжета сказки. Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, её героизм, вторая её встреча с двенадцатью месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т. д.). Финал моей пьесы, скорей, в духе русских народных сказок («Морозко» и других).
Самуил Маршак
Важным дополнением стало введение писателем новых персонажей — избалованной Королевы и её старого Учителя-профессора, который со своим умом и опытом оказался совершенно безоружным перед дремучим поведением капризной, обременённой властью девочки.
Маршак сатирически описывал самодурство неуча, который приказывал продлить декабрь и отложить празднование Нового года, пока не расцветут подснежники. В отличие от сказки Немцовой, именно сюжетная линия с королевским дворцом стала одной из ключевых у Маршака — алчная мачеха посылает падчерицу за весенними цветами, чтобы получить награду от Королевы. С этого и начинается пьеса.
В свою очередь, советская власть положительно восприняла сказку, увидев в ней критику монархии.
Новогодняя ёлка
Ещё одним заметным отличием истории Маршака стало время действия пьесы — канун Нового года, что не было случайностью. Ведь этот праздник в начале 1940-х годов для многих был в новинку: его вообще мало кто отмечал, а уже 1 января почти все выходили на работу.
До определённой поры главным праздником в России считалось Рождество, когда и наряжали традиционную ёлку. Но ещё во время Первой Мировой войны Николай Второй в рамках антинемецкой кампании запретил ставить рождественское дерево. После Революции ёлку на некоторое время реабилитировали, чтобы потом опять убрать, назвав её уже антисоветской традицией.
Чуть позже, когда начался антирелигиозный период, запрет распространился уже на само празднование Рождества. В когда-то праздничные дни стали проводить комсомольские карнавалы, а потом и вовсе сделали их обычными рабочими буднями.
Под запрет попало также Крещение и даже Новый год. Ёлка оказалась нелегальной — её нельзя было больше продавать, а тем, у кого она уже была дома, не разрешалось её ставить и наряжать. Пресса активно клеймила позором праздник и всю его атрибутику.
1930 лет гуляет по белу свету несуразная, нескладная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе, на унижение угнетённых и обездоленных тружеников, на злое издевательство и надругательство над ними.
Газета «Известия»
Только в 1935 году курс партии поменялся и праздничная ёлка была помилована, правда, из рождественской традиции она превратилась в новогоднюю. Исходя из мемуаров Никиты Хрущёва, однажды партийный деятель из Украинской ССР Павел Постышев обратился к Иосифу Сталину с предложением вернуть традицию ставить ёлку и организовать детям праздник на Новый год.
Советский лидер идею одобрил и сказал Постышеву обратиться с этой инициативой к советским людям через прессу, а партия его поддержит. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась вот такая статья.
Советские граждане были растеряны — теперь ёлка была не просто прощена, отныне власть настоятельно рекомендовала ставить её повсюду на радость детям. Уже через несколько дней после публикации первая Новогодняя ёлка была установлена в Харькове.
В 1937 году появилась традиционная Кремлёвская ёлка в Москве. А уже на следующий год Постышев был снят со всех должностей, признан японским шпионом и расстрелян в Бутырской тюрьме. Однако от нововведённой традиции «врага народа» власть отказываться не стала.
В стране потихоньку открывались фабрики по производству ёлочных игрушек. Единственным условием партии было убрать любую религиозную атрибутику: дерево стали украшать звёзды, дирижабли, пионеры, октябрята, медвежата, шары.
Тем не менее достать любые игрушки получалось далеко не у всех и многие делали украшения на ёлку своими руками. Но главное, за годы отсутствия праздника выросло целое поколение детей, которые просто не знали рождественских развлечений, а взрослые под различными запретами и пропагандой уже подзабыли о праздничных традициях. Вернуть старые и создать новые обычаи помогали литераторы, художники, аниматоры.
Поэтому Маршак в начале 1940-х годов, перенеся время действия сказки под Новый год, ставил перед собой ещё одну задачу — создать новогодний миф, отделив его в сознании читателей от рождественского. Так, например, писатель сделал ставку в сказке не на волшебство, а на труд.
А ведь по легенде, внушаемой всеми взрослыми, Дед Мороз приносил подарки только трудолюбивым советским детям за хорошее поведение. Да и расставаться с сюрпризом просто так Дедушка был не намерен, ребёнку нужно было рассказать для него стих или спеть песню. В этом разительное отличие советского волшебника от Санты-Клауса, который незаметно, через каминную трубу, приносит детям подарки.
Месяцы помогают падчерице не только по доброте, а и потому, что они и раньше знали её в лицо, видели её на грядках, в лесу, где она собирала хворост, и т. д. А королевы с её придворными месяцами никогда и в глаза не видали. Да и что значит её королевский титул в лесу, где она бессильна перед стихиями (хоть и обещала издать «Новый закон природы»). В этом-то суть пьесы.
Самуил Маршак
Мысль о пользе труда Маршак ювелирно внедрял в сюжет, пытаясь избежать любого морализаторства. Писатель понимал, в какой назидательной манере пишут многие его коллеги, поэтому в своей сказке он вывел простую мысль: «только простодушным и и честным людям открывается природа, ибо постичь её тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
Маршак создавал свою пьесу в самые сложные месяцы войны — Сталинградскую битву, — тем не менее в сказке нет никаких отголосков ужаса и творившегося тогда мрака. Писатель уходил от реальности в сказку, где торжествовала справедливость, которой так не хватало в жизни.
Очень нелегко было построить чёткий и стройный сюжет пьесы. Основное заключается в том, что в дремучем лесу после разгула стихий королевой оказывается скорей падчерица, чем сама королева, учителем —солдат с его житейским опытом, а не профессор, наделённый книжной премудростью. Всё, что обещала королева за подснежники — шубу, наряды, катанье в санях, — она получает в трудную минуту от великодушной падчерицы.
Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать её замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть её домой — из сказки в реальную жизнь — с тем, чтобы все месяцы гостили у неё по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат (цветы, плоды и т.д.).
Самуил Маршак
Экранизации сказки
Во время войны сказка Маршака случайно попала в руки к Уолту Диснею. Согласно истории, мультипликатор попытался связаться с известным писателем и предложил её экранизировать на своей студии. Из-за военного времени письмо Диснея Маршак получил лишь девять месяцев спустя после отправки.
Тем не менее он не терял надежды возобновить переговоры, но понимал, что принимать такое решение самолично не мог. Маршаку требовалось согласовать свои действия с Комитетом по делам кинематографии, который тогда возглавлял Иван Большаков.
По легенде Маршак записался к нему на приём и пришёл к назначенному часу, однако его попросили подождать. Прождав несколько часов в приёмной, писатель понял, что никто с ним разговаривать не собирается и ушёл. На прощание он оставил чиновнику записку:
«У вас, товарищ Большаков,
Не так уж много Маршаков».
На этом история с Диснеем была закончена. Как вспоминали современники, сам писатель на самом деле был рад интересу со стороны американского мультипликатора и очень хотел сотрудничать с ним. Но не сложилось.
Маршак был раздосадован бесконечно. Его легко было понять — представьте себе, какой мог получиться прелестный фильм.
Маргарита Алигер, советская поэтесса, журналистка
Сейчас уже сложно найти подтверждение или опровержение этой истории со стороны американской прессы, зато достоверно известно, что во время Второй Мировой войны аниматоры студии «Дисней» дважды пытались запустить проект под названием «Пенелопа и двенадцать месяцев». Если первая его версия не имела ничего общего со сказкой Маршака, то сюжет второго был очень похож на советское произведение.
В интерпретации художницы Мэри Блэр, которая работала на студии «Дисней» над этим мультфильмом, соединилось сразу две сказки — «Двенадцать месяцев» и «Принц и нищий».
Бедная кухарка во дворце Пенелопа — точная копия капризной принцессы. Она живёт с мачехой и сводной сестрой, которые её ненавидят и устраивают ей всяческие неприятности.
Единственное сокровище, которое есть у Пенелопы — это волшебное кольцо, исполняющие любые желания. Когда избалованная принцесса требует принести ей подснежники в конце декабря, служанка решает воспользоваться кольцом, чтобы добыть цветы. Но злая мачеха выкрадывает его у падчерицы и Пенелопе приходится идти в лес без какой-либо магии.
Блэр успела создать достаточно рисунков, пока Дисней не приостановил проект и не пригласил её с мужем-художником в тур по Южной Америке в поиске новых сюжетов. Когда сценариста и аниматора Джозефа Гранта спросили, почему работа над мультфильмом так и не была закончена, он ответил:
«Мне кажется, картина не вышла на стадию производства, потому что история крутилась вокруг маленького ребёнка. Аудитория мультфильмов «Дисней» становилась всё более и более взрослой, особенно после войны, поэтому мы постарались избежать детского материала».
Сам Самуил Маршак, когда писал пьесу «Двенадцать месяцев», представлял её себе на театральной сцене. Он признавался, что создавал сказку, думая только о МХАТе, однако в военное время показать её было невозможно. Но даже после войны первым на своей сцене поставил пьесу в 1947 году Московский театр юного зрителя. И уже только на следующий год желаемый писателем МХАТ.
Однако всесоюзную популярность сказке «Двенадцать месяцев» в 1956 году принёс снятый по её сюжету мультфильм.
Сценарий для него написал сам Самуил Маршак в соавторстве с драматургом Николаем Эрдманом, который к тому моменту успел поработать над лентами «Федя Зайцев» и «Золотая антилопа». Режиссёром мультфильма стал прославленный Иван Иванов-Вано.
Постановщик уже был известен своими работами по мотивам народных сказок — «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Двенадцать месяцев» режиссёр выполнил в тех же традициях анимации.
Сейчас сложно сказать, были ли прообразы у персонажей мультфильма, известно только, что мудрый профессор — Учитель Королевы, — был срисован с другого детского писателя, Корнея Чуковского.
Когда в 1972 году студия «Ленфильм» начала готовиться к съёмкам первого художественного фильма по сказке, автора «Двенадцати месяцев» Самуила Маршака уже не было в живых. Консультантом на площадке выступал его сын — Иммануэль. Именно благодаря его поддержке фильм всё-таки был выпущен на экран. Его премьера состоялась 1 января 1973 года.
Когда съёмки уже были закончены, сыну Маршака вместе с режиссёром Анатолием Граником пришлось нелегко: они защищали картину перед чиновниками, которые углядели в ней слишком много лишнего политического подтекста.
Сам Иммануэль Маршак был уверен, что фильм полностью соответствовал написанной его отцом сказке. Больше всего ему импонировала актриса, которую выбрали на роль Королевы — Лиана Жвания.
Для молодой выпускницы Ленинградского театрального училища «Двенадцать месяцев» стала первой и самой яркой киноработой. Когда-то Жванию заметили на выпускных спектаклях в институте и пригласили на пробы.
Юная актриса шла, ещё даже не зная, на какую роль её смотрят. Девушка настолько любила произведение Маршака, что была готова играть в сказке кого угодно.
Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссёр сейчас подойдёт. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста» – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я всё читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву…
Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссёром. «Домой». Пауза… Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актёрская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички».
Лиана Жвания, актриса, исполнительница роли Королевы
Дебютантка отлично исполнила роль, возможно, ещё и потому, что её собственный темперамент соответствовал персонажу — Королеве. Сын Маршака не мог не заметить яркую девушку и влюбился в Лиану Жванию. Но, несмотря на стихи и любовные письма, сердце актрисы оказалось непреклонно.
Впрочем, роман на съёмочной площадке всё же был — отношения закрутились между исполнителями роли Падчерицы Натальей Поповой и артистом балета, сыгравшим Апреля — Андреем Босовым.
Интересно, что когда режиссёр утвердил актрису, он предложил ей на выбор фотографии нескольких претендентов на роль её партнёра — Апреля, — и она указала вовсе не на Босова. Но Гранику было виднее, он лишь махнул рукой на Попову, сказав, что она ничего не понимает.
Симпатия между актёрами зародилась ещё на площадке, но Попова опасалась, что Босову нравилась её героиня, а не она сама. От природы брюнетка с прямым носом появлялась перед кавалером только в светлом парике и вздёрнутым с помощью специального макияжа носиком, как того требовал сценарий. Долгое время актриса боялась показаться на глаза Босову без грима.
Но опасения Поповой оказались напрасны — после окончания съёмок пара поженилась и у них родился сын. Супруги прожили долгую совместную жизнь вплоть до смерти актрисы в 2021 году. Интересно, что Маршак, когда писал «Двенадцать месяцев», рассматривал в качестве финала свадьбу Падчерицы и Апреля. То, что не создал писатель на страницах книги, сделала за него сама жизнь.
В последний день уходящего 1980 года зритель увидел ещё одну версию сказки Маршака. На этот раз японскую — в стиле аниме, которую создала анимационная студия Toei Animation вместе с «Союзмультфильмом».
Картина стала очередной серией в альманахе «Знаменитые сказки мира», наряду с датской «Дюймовочкой» и арабской «Волшебной лампой Алладина».
В 2015 году по мотивам пьесы Маршака вышел фильм «12 месяцев. Новая сказка». На этот раз современная девочка Лиза случайно попадает в волшебный мир, в котором не наступит Новый год, пока кто-то не принесёт принцессе Анне корзину подснежников. Это, пожалуй, единственное, что сохранили авторы из оригинального произведения. В картине множество дополнительных персонажей и линий, но основа заимствована из пьесы Маршака.
С момента написания «Двенадцати месяцев» прошло уже почти восемьдесят лет, а сюжет так и не устарел, всё новые и новые интерпретации находятся постоянно. Как и много лет назад секретом успеха пьесы без преувеличения можно назвать личность создателя — писателя Самуила Маршака, который каким-то необъяснимым образом, в тяжелейшее военное время нашёл в себе вдохновение написать добрую новогоднюю сказку.
Поэт влюбляется в сказочный сюжет и увлечённо и горячо, бесконечно радуясь неожиданным находкам и выдумкам, создаёт пленительную сказку-пьесу, которая вселяет в душу лёгкость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что добро всегда побеждает, что чудеса обязательно случаются в жизни, что только захоти, только будь хорошим, чистым, честным, и зацветут для тебя подснежники в январе, и будешь ты счастлив.
Маргарита Алигер
План — конспект
Урок – игра «С.Я.Маршак. Пьеса- сказка «Двенадцать месяцев»
Цели урока:Образовательные :
-
систематизировать знания о биографии и творчестве писателя С.Я.Маршака;
-
закрепить и обобщить знания о содержании и героях пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»;
— закрепить у обучающихся представление о пьесе – сказке, как литературном жанре. Развивающие:
-
развивать умение делать выводы;
-
развивать интерес к литературе;
-
развивать умение проходить литературную игру;
-
стимулировать познавательную мотивацию обучающихся; Воспитательные :
-
воспитывать умение сопереживать героям;
-
умение достигать цели последовательно;
-
умение работать в коллективе слажено.
Коррекционные:
-
обогащать активный и пассивный словарный запас, корректировать правильность произношения;
-
активизировать зрительные и слуховые анализаторы, процессы запоминания и воспроизведения.
Предварительная подготовка:
чтение пьесы –сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; определение значения понятия «пьеса – сказка».
Оборудование: презентация к уроку, пазлы с изображением эпизодов пьесы -сказки, аудиофрагменты из пьесы-сказки, атрибуты для разыгрывания фрагмента из сказки, карточка для заполнения, ключи – баллы — буквы.
Ход урока:
-
Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
— Дети, прозвенел звонок — вы готовы начать урок? Проверьте, все ли вы подготовили: дневники, тетради, ручки и карандаши есть на партах.
-
Психолого-эмоциональный настрой.
Чтение стихотворения:
— Жизнь без улыбки ошибка,
Да здравствует смех и улыбка!
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
— Давайте встанем в круг. Сегодня мы – команда, и у команды есть девиз.
Наш девиз: Не унывать!
Все пройти и все узнать!
-
Фонетическая зарядка.
-
Артикуляционное упражнение
-
Дыхательное упражнение «Свеча»
-
Упражнение «Распевка»
4. Фонетическая зарядка. Работа с презентацией.
— Друзья, давайте поработаем над произношением. Назовите контрольные звуки этой недели?
— Правильно, это звуки [х]. Сейчас мы проведем фонетическую зарядку и автоматизируем их в речи.
-
Упражнение-подражение со слогами.
-
Упражнение со словами.
-
Составить словосочетания.
-
Составить предложения с изображением.
-
Исправить ошибки и прочитать предложения.
-
Итог фонетической зарядки. Установка на правильное произношение.
-
Этап сообщения темы и задач урока. Мотивация.
— Сегодня у нас необычный урок. Это урок – игра. Урок – квест.
Мы уже с вами не раз проходили квесты. Давайте вспомним, что же такое квест?
Квест – это приключенческая игра, в которой решают головоломки и задачи; узнают отгадку.
— Совершенно верно!
Сегодня мы пройдем литературный квест.
4.1. Словарная работа.
— Вашим домашним заданием было – самостоятельно узнать раскрыть понятие «пьеса-сказка». Пожалуйста, раскройте нам значение этого слова.
Учащиеся зачитывают определение.
-
Пьеса – сказка – это произведение, в основе которого лежит сказочный сюжет, но развивается он по законам драмы.
-
Пьеса – сказка – это сказка, построенная в форме диалогов между героями.
-
Пьеса – сказка – это литературный жанр, который объединил в себе сказку и представление.
-
Пьеса – сказка – Это драматическое произведение с элементами волшебства для постановки в театре.
— Молодцы, вы нашли очень хорошие определения. Пьеса-сказка объединяет в себе элементы драматического произведения и сказочного действия.
— Сегодня во время выполнения одного из заданий квеста, вам необходимо будет составить сюжетную линию пьесы-сказки. Давайте вспомним, что же такое сюжет?
Ответы учащихся.
Сюжет – это события, выстроенные в четкой последовательности в художественном произведении.
— Совершенно верно, и последовательность этих событий менять не в коем случае нельзя.
— Дети, сегодня я предлагаю вам стать участниками квеста.
4.2. Задачи игры:
— узнать второе название цветка — подснежника;
— выстроить сюжет пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»;
— определить отрицательные и положительные качества героев пьесы-сказки;
— контролировать произношение.
Вам необходимо выполнить разные задания, за правильно выполненные получите ключи с баллами и букву к ответу. И в конце игры узнаете разгадку.
-
-
Условия оценивания.
-
За каждое задание, которое будет выполнено правильно, вы получите ключ с 10 баллами.
В конце игры будет творческое задание ( сенкан), выполнив которое вы получите 20 баллов.
Таблица оценивания
— Хочу обратить ваше внимание, что в нашей таблице только положительные оценки. Я уверена – вы справитесь с любыми заданиями. Ведь вместе вы — команда, и все у вас получится! Сколько баллов наберет команда, такую оценку и получит каждый ее участник. Работайте дружно, слажено, активно. Заданий много, поэтому старайтесь работать быстро.
— Итак, вперед!
А теперь послушайте задание.
Этот цветок – первое дыхание весны. Все знают это невысокое красивое растение, оно первым оживает после зимы в садах, в лесах. Сначала показывается пара зеленых листочков, а вскоре это прекрасный поникший белый колокольчик. Этому цветку не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. Что это за цветок? Правильно, подснежник. У этого цветка есть еще одно название, его мы узнаем, пройдя квест.
Ваша задача – собрать все ключи и буквы, из букв составить второе название подснежника.
Для работы вам необходим маршрутный лист, в него вы будете записывать ответы.
-
Основная работа над квестом.
-
-
Задание.
-
На экране портрет Самуила Яковлевича Маршака и буквы в разброс.
Задача – собрать из букв имя, отчество и фамилию писателя, записать в маршрутный лист.
Итак, назовите зашифрованного писателя. Запишите ответ в карточку
10 баллов (Ключ буква Г)
5.2. Задание.
Вспомним устное народное творчество. Что лучшего всего отражает мудрость народа? — Конечно же, пословицы и поговорки.
Вам необходимо поработать в парах. Перед вами пословицы и поговорки, но они разбиты на части. Ваша задача – составить их правильно, и зачитать.
Открытие изображений.
-
Январь – году начало, зиме – середина.
-
Вьюги и метели под февраль полетели.
-
Март – не весна, а предвесенье.
-
Апрель, апрель – на дворе звенит капель.
-
Майский мороз не выдавит слез.
-
В июне каждый кустик ночевать пустит.
-
В июле жарко, а расставаться с ним жалко.
-
В августе серпы греют, а вода холодит.
-
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
-
Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень.
-
В ноябре зима с осенью борются.
-
В декабре светает поздно, а смеркается рано.
— Дети, подумайте – о чем пословицы и поговорки? Что мы с вами назвали?
В какой сказке Самуила Яковлевича Маршака речь идет о подснежниках?
Совершенно верно, это сказка «12 месяцев».
Запишите ответ в маршрутный лист.
-
баллов (Ключ буква А)
-
-
Задание «Назови героев»
-
— Посмотрите на экран и назовите героев пьесы – сказки «12 месяцев»
1. Падчерица.
2. Мачеха.
3. Дочка.
4. Королева.
5. Профессор.
6. Солдат.
7. Братья – месяцы.
10 баллов (Ключ буква Л)
-
-
Задание «Качества героев»
-
— Теперь предлагаю вам объединиться в группы и охарактеризовать героев.
Группа 1. Падчерица, Дочка, Королева, Братья – месяцы…. (подбор имен прилагательных)
Группа 2. Мачеха, Профессор, Солдат, Секретарь….. (подбор имен прилагательных)
— Все вместе давайте назовем положительных героев сказки?
Давайте, вместе составим модель «Хорошего человека» ( Какой он? Добрый, терпеливый, трудолюбивый, мудрый, доверчивый)
-
баллов (Ключ буква А)
5.5. Задание « Сыщики» (Физкультминутка).
В классной комнате расположены различные предметы, всего их девять. Вы должны разыскать предметы, присесть на места, а затем определить кому из героев сказки принадлежит этот предмет. (Используем фразу «Я нашел …., он (она, оно) принадлежит …..»)
Пуховый платок – Падчерице
Корона – Королеве
Лукошко — Падчерице
Посох – Братьям — месяцам
Сундучок – Падчерице
Очки – Профессору
Книга – Профессору
Колечко – Падчерице
Фартук — Падчерице
— Вы замечательные сыщики! 10 баллов (Ключ буква Н)
5.6. Задание «Узнай героя»
— Сейчас, предлагаю вам проверить насколько вы внимательные зрители и слушатели. Мы смотрели мультфильм «Двенадцать месяцев». Сейчас я предлагаю прослушать аудио фрагменты из мультфильма, и отгадать кому из героев принадлежат слова. Перед вами рисунки героев. Вам нужно установить соответствие. Будьте внимательны.
Звучат слова Королевы, Мачехи, Падчерицы, Профессора, Солдата.
— Молодцы, вы не только внимательные читатели, но и внимательные зрители.
10 баллов (Ключ буква Т)
5.7. Задание «Собери пазл»
— А теперь, предлагаю вам создать свои картины. Для этого вы должны собрать пазл. У вас получатся изображения — эпизоды из пьесы-сказки.
— После того, как соберете все пазлы, расположите их последовательно, чтобы получился сюжет пьесы – сказки «Двенадцать месяцев».
1. Королева и профессор во дворце.
2. Мачеха отправляет Падчерицу за подснежниками.
3. Братья – Месяцы поют у костра.
4. Встреча Падчерицы и Братьев- месяцев на поляне.
5. Падчерица собирает подснежники.
6. Братец Апрель дарит волшебное колечко Падчерице.
7. Удивление Королевы смене времен года.
8. Мачеха и Дочка превращаются в злых собак.
9. Королева просит помощи у Падчерицы.
— Зачитайте эпизоды в правильном порядке.
10 баллов (Ключ буква У)
5.8. Задание. Разыграть фрагмент из пьесы — сказки.
Приглашаю желающих попробовать себя в роли героев сказки.
Возьмите атрибуты. Прочтите фрагмент из сказки. И разыграйте его.
Фрагмент из сказки «Двенадцать месяцев». Братья-месяцы помогают Падчерице собрать подснежники…..
— Как вы думаете, хорошо ли было Падчерице в предновогоднюю ночь в зимнем лесу? Почему же она тогда не отказала Мачехе? Что же спасло девушку?
Падчерицу спасло то, что она заметила огонь от костра Братьев – месяцев, что Братья – месяцы решили ей помочь и волшебство!
Ребята, вы молодцы! Отлично сыграли героев сказки! И правильно сделали вывод к эпизоду. 10 баллов
5.8. Задание. «Волшебное и реальное в сказке».
— Остальным ребятам необходимо заполнить таблицу, определив какие предметы и события в пьесе – сказке реальные, а какие волшебные.
Перед вами обозначены предметы и события, определите в какую колонку их отнести.
Элементы волшебства:
1. Волшебное кольцо
2. Существование Братцев месяцев
3. Подснежники зимой
4. Превращение мачехи и её дочери в собак
5. Умение животных говорить
6. Сундучок
Реальное в сказке:
1.Указ
2. Собирать хворост в лесу зимой
3. Сани
4. Вознаграждение Королевы ( Ключ буква С)
5.9. Итог игры.
Вы собрали все ключи, и уже готовы дать мне ответ на главный вопрос игры.
— Составьте из букв второе название цветка подснежник (Галантус). Совершенно верно, именно так еще называется всеми нами любимый цветочек, вестник весны, привычный нам, подснежник. А знаете ли вы, что подснежники занесены в Красную Книгу? Мест, где они растут с каждым годом становится все меньше…. Их ни в коем случае нельзя вырывать! Ими только можно любоваться!
— Ребята, посчитайте баллы. А вы хотите получить пятерки? Тогда я предлагаю выполнить последнее — творческое задание. Выполнив его, мы обобщим всю полученную информацию на уроке.
Составление сенкана на тему «Подснежник»
(Кто?) Тема, имя существительное
(Какой?) два имени прилагательных
(Что делал?) три глагола
(Предложение о главном, связанное с темой)
(Синоним к теме)
-
Оценивание.
Молодцы! Вы успешно прошли квест! Поздравляю!
Результаты оценивания. 100 баллов – Молодцы! Вы хорошо и дружно поработали! Оценки «5».
-
Домашнее задание.
— Составить сенкан на тему
VIII. Рефлексия.
— Ребята, каким был урок?
— Что вы делали на уроке?
(по задачам)
— Хотите еще пройти квест?