Не разгибая спины
- Не разгибая спины
- Разг. Экспрес. Без отдыха, без перерыва, долго и напряжённо (работать). Моноплан был в отвратительном состоянии. Пять дней сидел Тентенников в сарае, не разгибая спины… Отрегулировав аэроплан, поехал в город (В. Саянов. Небо и земля). Месяцев пять он был отвлечён от занятий и запустил много работы — потому месяца полтора приходилось ему сидеть над нею, не разгибая спины (Чернышевский. Что делать?). Она работала, не разгибая спины, счастливая одной вскользь брошенной похвалой (Г. Николаева. Жатва).
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.
Смотреть что такое «Не разгибая спины» в других словарях:
-
не разгибая спины — нареч, кол во синонимов: 4 • без передышки (26) • без разгибу (2) • прилежно (18) … Словарь синонимов
-
работавший не разгибая спины — прил., кол во синонимов: 62 • везший воз (17) • вкалывавший (75) • вламывавший (43) … Словарь синонимов
-
Не разгибая спину работать — (иноск.) безъ отдыха. Ср. День и ночь не разгибая спины, я зубрилъ, разорялся на книги…. А. П. Чеховъ. Въ сумеркахъ. На пути … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
не разгибая спину работать — (иноск.) без отдыха Ср. День и ночь не разгибая спины, я зубрил, разорялся на книги… А.П. Чехов. В сумерках. На пути … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
спина — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? спины, чему? спине, (вижу) что? спину, чем? спиной, о чём? о спине; мн. что? спины, (нет) чего? спин, чему? спинам, (вижу) что? спины, чем? спинами, о чём? о спинах 1. Спиной называют заднюю… … Толковый словарь Дмитриева
-
работать — Делать, трудиться, заниматься, подвизаться; сидеть, корпеть, коптеть, мучиться, потеть над чем. Нести труды и заботы. Работать до поту лица, не покладая (не покладаючи) рук; работать, как вол; гнуть горб, горбить спину. Мы всю ночь возились с… … Словарь синонимов
-
СПИНА — СПИНА, ы, вин. спину, мн. спины, спин, спинам, жен. 1. Часть туловища от шеи до крестца. Широкая с. Лежать на спине. Заложить руки за спину (скрестить их сзади). Работать не разгибая спины (перен.: много и тяжело; разг.). Распрямить спину (также… … Толковый словарь Ожегова
-
спина́ — ы, вин. спину, мн. спины, ж. Задняя (у животных верхняя) часть туловища от шеи до крестца. Согнуть спину. Стать спиной к свету. Плавать на спине. □ Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Тургенев, Касьян с Красивой… … Малый академический словарь
-
вкалывать — ▲ работать ↑ с, большой, усилие труженник. трудяга. прост: трубить. пахать. ишачить. работать: как ишак. как ломовая лошадь. как вол. как негр. везти воз. тянуть лямку. | как зверь. как одержимый. как заведенный. как заведенная машина. как… … Идеографический словарь русского языка
-
зубри́ть — 1) рю, ришь и зубрить, рю, ришь; несов., перех. (сов. зазубрить1). 1. (сов. также назубрить). спец. Насекать зубья на чем л., делать насечку. Зубрить пилу. Зубрить серпы. 2. Делать на чем л. зазубрины, зазубривать неаккуратным обращением. Зубрить … Малый академический словарь
Деепричастия
– это неизменяемая самостоятельная часть речи (по некоторым учебникам – форма глагола), обозначающая добавочное действие. В русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ
с деепричастиями.
Как правило, НЕ
с деепричастиями пишется раздельно
.
Слитное написание НЕ деепричастиями возможно в двух случаях:
(недомогая, негодуя, недоумевая)
;
и имеет значение неполноты, недостаточности (недослышав, недоплатив, недосчитавшись)
.
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
Самые активные участники недели:
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Слитно «не» с деепричастиями. Примеры предложений
Ряд деепричастий пишутся с «не»
слитно. Рассмотрим их и приведем примеры предложений, в которых употреблены деепричастия, пишущиеся с «не»
слитно.
Общеизвестно, что отрицательная частица «не»
с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, например:
Но все же в русской орфографии существует слитное написание деепричастий с не-
, когда эта глагольная форма образована от слова, в котором начальное не-
является частью корня. Без не-
глагол не употребляется. Образуем от таких глаголов деепричастия:
Начальное не-
пишется слитно в составе деепричастий, образованных от глаголов с приставкой недо-
, которая придает значение незавершенности или неполноты действия, например:
;
Примеры предложений, в которых «не» с деепричастиями пишется слитно
Нежившись на солнце, белый пушистый котенок привлекал всеобщее внимание.
Неистовствуя и размахивая руками, толпа болельщиков громко выкрикивала слова одобрения любимой футбольной команде.
Негодуя по поводу отказа в решении вопроса, мужчина вышел из учреждения.
Невзлюбив шумного соседа, старик старался не общаться с ним.
Недомогая с самого утра, женщина чувствовала слабость во всем теле и головокружение.
Он побежал прочь невзвидев белого света от ярости.
Ненавидя рутинную и скучную работу, она занялась творчеством.
Недослышав вопрос, старик ответил мне невпопад.
Накануне недоспав, студент был рассеян и невнимателен на лекции.
Недополучая внимание и заботу родственников, старик чувствовал себя одиноким.
Недолюбливая шум и суету городских улиц, он часто гулял по тихим аллеям старого парка.
Недосчитавшись цыплят, хозяйка пошла искать их на луг.
14. Написание не с деепричастиями. Правила
Частица не с деепричастиями обычно пишется раздельно:
не отдохнув, не пообедав, не замечая.
Не с деепричастиями пишется слитно, если деепричастия образованы:
1. от глаголов, без не не употребляющихся:
недоумевая, негодуя, ненавидя;
2. от глаголов с приставкой недо- :
Задачи на тему «Написание не с деепричастиями»
1. (Не)двигаясь.
2. Постоянно (не)доедая.
3. (Не)дооценив способности.
4. (Не)скрываясь.
5. (Не)думая.
1. (Не)веря.
2. (Не)досчитавшись нескольких экземпляров.
3. (Не)притронувшись.
4. (Не)помня.
5. (Не)навидя.
Выберите деепричастия, которые пишутся раздельно с частицей не.
1. Тянется усталая ночь, и, ни на минуту (не)прерывая шумящего, не утихающего движения, льётся чёрный человеческий поток.
2. Сразу (не)взлюбив свою новую машину, Рогов никак не мог к ней привыкнуть.
3. Колоски ржи засохли ещё до цветения, так и (не)налившись зерном.
4. (Не)замечая человека, природа ожила, всё кругом зашумело и зашуршало свободно, (не)скрываясь.
1. Всё ещё (не)доумевая и несколько смущаясь от торжественной встречи, я соскочил с лошади и подошёл к хозяину усадьбы.
2. (Не)дочитав книгу, я пошёл гулять.
3. Василиса первая подала ему руку, Василий пожал её и, (не)договорив, ушёл.
4. Австрийские войска, (не)дооценив силы противника, теперь в беспорядке отступали.
5. Грей стоял у штурвала, (не)доверяя руля матросу.
Выберите деепричастия, которые пишутся слитно с частицей не.
1. (Не)страшась меня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички.
2. Лукавое время играет в минутки, (не)требуя крупных монет.
3. Возмущаясь и (не)годуя, они так и не пришли к согласию.
4. Павел захлопнул дверь, (не)досмотрев заката, (не)додышав сырого, синего вечернего воздуха.
5. Изредка, (не)разжимая зубов, он произносил краткое горловое слово.
Написание НЕ с деепричастиями
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Изучая части речи, мы обязательно говорим о правописании с ними частицы НЕ. На уроке вы узнаете, как пишется НЕ с деепричастиями. Также рассмотрите случаи субстантивации, когда деепричастие переходит в разряд предлога.
Урок: Написание НЕ с деепричастиями
Как и глаголы, деепричастия пишутся с отрицательной частицей НЕ раздельно
Например: Он смотрел, не мигая
. Она вошла, не улыбнувшись
.
Если деепричастие не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно:
Например: недоумевая, негодуя, ненавидя
.
3. Недо- / не + до- ответвление
Различение приставки НЕДО- и сочетания частицы НЕ и приставки ДО-
Как и при написании глаголов, при написании деепричастий следует различать слова с приставкой недо- и слова с отрицательной частицей не и приставкой до-.
Приставка недо- придает глаголам и деепричастиям значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: Они ринулись в бой, н
е
дооценив
силы противника.
Глаголы и деепричастия с частицей не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: Не
доев суп
, мальчик побежал гулять.
Упражнение № 172, 173.
Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник.
34-е изд. — М.:
Просвещение,
2012.
Задание №1.
С
пишите, распределив в 2 колонки: слитно/ раздельно. Определите и надпишите часть речи (глагол/деепричастие).
(Не)знал ничего; (не)мог (не)знать; (не)чувствовать опасности; (не)чувствовать боли; (не)навидеть недруга; ничего (не)жалея; (не)навидя ложь; (не)думая ни о чем; (не)думал о ближнем; (не)жалеть о случившемся; (не)годуя на кого-то; страшно (не)годовать.
Дидактические материалы. Раздел «Морфология. Деепричастие»
НЕ с деепричастиями.
Правила орфографии. Правописание НЕ с деепричастиями.
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
НЕ с причастиями
Слитно пишется не с причастиями, если причастия образованы от глаголов, не употребляющихся без не: не
годующий, не
домогающий, не
навидевший (не
годовать, не
домогать, не
навидеть) .
Слитно пишется не с причастиями, образованными от глаголов с приставкой недо- : не
долюбленный, не
допонятый, не
досчитавшийся (не
долюбить, не
допонять, не
досчитаться) : Направо и налево виднелись недожатые
поля (Пауст.).
Слитно пишется не с действительными и полными страдательными причастиями, если при них нет зависимых слов: не
выполненная работа, не
вычитанная рукопись, не
двигающийся объект, не
прочитанная книга — в этих случаях причастия с не можно заменить синонимичным словом без не (как и у прилагательных): Непросохшую
(сырую) одежду спешно пялит на себя (Тв.); А главное — Булгаков улавливал непредсказуемые
(возможные, но скрытые), и в этом смысле «мистические», черты исторического процесса (Лакш.); Ходить по неосвещенным
(темным) улицам опасно. Иногда такая замена имеется в самом предложении: Вронский тоже поднялся и в нагнутом, невыпрямленном
состоянии исподлобья глянул на него (Л. Т.).
Раздельно пишется не с причастиями, имеющими при себе зависимые слова: не
разобранные хозяином вещи, не
возвращенная другу книга, не
напечатанная в срок статья; Глубокая, не тронутая даже шелестом единственного сухого листа
тишина простиралась в лугах (Пауст.); Не искушенные в борьбе
и не изведавшие всех хитросплетений
вражеской тактики, они сразу оказались в плену соглашательских иллюзий (Сим.).
Примечание 1. Различаются в написании причастия с частицей не, имеющие зависимые слова, и прилагательные с приставкой не- , возникшие на базе этих причастий; ср.: не
приспособленные для эксплуатации в зимнее время
установки (‘никто не приспособил к зимним условиям’) — неприспособленный
к жизни человек (‘не умеющий приспособиться, непрактичный’); не
организованные вовремя
занятия (‘никто не организовал’) — неорганизованные
дети (‘разболтанные, недисциплинированные’); не
выдержанный необходимое время
заварной чай (‘не выдержали нужное время’) — невыдержанный
в спорах человек (‘вспыльчивый, горячий’). Прилагательные имеют отличное от причастий значение (менее связанное с мотивирующим глаголом) и свободно могут заменяться в предложении синонимичными прилагательными, что невозможно для причастий, имеющих зависимые слова. Кроме того, эти образования различаются и грамматически: после страдательных причастий, например, всегда можно поставить вопрос кем?, так как эти причастия управляют дополнением в творительном падеже (творительный субъекта, деятеля): не
приспособленные (кем?) для эксплуатации в зимнее время установки; не
организованные (кем?) вовремя занятия. В случаях же с прилагательными постановка такого вопроса невозможна.
Это же различие наблюдается и в кратких формах; ср.: чай не
выдержан — человек не
выдержан.
Примечание 2. При наличии наречий меры и степени в качестве зависимых слов не с причастиями пишется слитно, т. е. так же, как и с прилагательными: совершенно не
подготовленное решение, абсолютно не
продуманный ответ. Однако если, кроме наречий меры и степени в качестве зависимых слов, имеются еще и другие, то не с причастием пишется по общему правилу, т. е. раздельно: совершенно не
подготовленный по физике ученик (ср.: не
подготовленный по физике ученик — совершенно не
подготовленный ученик).
Примечание 3. Правило о раздельном написании не с причастиями, которые имеют зависимые слова, не распространяется на субстантивированные (перешедшие в разряд существительных) причастия; ср.: В классе были учащиеся, не успевающие
по русскому языку (причастие). — Количество неуспевающих
по русскому языку в классе было невелико (причастие, перешедшее в разряд существительных).
Раздельно пишется не с причастиями, если при них имеется или подразумевается противопоставление: не
напечатанная, но
написанная статья; не
выдуманная, а
действительная история; не
продуманный, а
опрометчивый поступок; Вдали видны высокие горы, но не
обожженные, а
все заросшие лесом (Гонч.).
Раздельно пишется не с краткими причастиями: урок не
выучен, работа не
сдана, статья не
отредактирована.
Правописание частицы не с причастиями
1. Пишется слитно не
с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.
2. Пишется раздельно не
с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.
Примечание 1.
Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.
Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.
Примечание 2.
При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не
с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не
пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.
Примечание 3.
Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не
пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) – доклад не подготовлен (причастие).
3. Пишется раздельно не
с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.
4. Пишется раздельно не
с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.
НЕ с деепричастиями: правило, исключения и трудные случаи
Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:
- Не научившись
различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная
основ морфологии, невозможно. - Кириллов, ненавидя
чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив
угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя
на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека. - Отец, недосыпая
, ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев
за детьми, случайно пролившими реактивы на стол. - Мария, всегда, не доедая
(не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу. - Во время войны, люди жили, недоедая
(ели мало, плохо питались) месяцами. - Не смотря
(деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне. - Несмотря на
(производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно. - Не медля
(деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву. - Выходите из комнаты немедля
(наречие)! - Невзирая
на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием. - Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя
начали расходиться. - Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?
Отправить на почту
Узнать транспортный налог по ИНН без регистрации с использованием интернета не составляет труда. Для этого нужно знать ИНН плательщика налога и иметь доступ к […] - Налоговые ставки НДПИ в 2017 году
Отправить на почту
НДПИ — ставка 2017 года по этому налогу может быть представлена широким перечнем разновидностей, поскольку устанавливается дифференцированно для каждого типа полезного ископаемого. При […] - Сайт пожарных | Пожарная безопасность
Последние публикации:
Оказания первой помощи пострадавшим при пожаре
В нашей современной жизни зачастую происходят такие ситуации, где собственная жизнь и здоровье, а так же жизнь и здоровье наших […] - Росгосстрах выплаты по ОСАГО
Следующая статья: КАСКО Согаз
Компания «Росгосстрах» на сегодняшний день является одной из самых крупных. Страховые выплаты по ОСАГО во многих городах достигают нескольких сотен миллионов рублей. Это говорит […] - Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?
Отправить на почту
Штраф по налогу на прибыль взимается за допущение нарушений, предусмотренных НК РФ. Рассмотрим, за какие налоговые проступки и в каком размере могут быть […]
Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:
Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:
Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.
Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.
Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи – самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».
Примеры трудных случаев правописания:
Чтобы не допустить ошибку, нужно знать грамматические признаки этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы («что делая?» и «что сделав?»).
Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.
Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:
Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.
Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». Это наречие, утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком – деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:
К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в современном русском языке не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».
Заявление на выплаты декретных Пособия по беременности и родам в 2018 году (декретные выплаты)
Право на пособие имеют следующие категории женщин:
работающие, застрахованные по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с […]
Цели:
- познакомить учащихся с правилом правописания
НЕ с деепричастиями; - формировать навык написания НЕ с
деепричастиями в сопоставлении с причастиями и
глаголами; - вооружить школьников нормами литературного
языка, развитие связной речи; - воздействовать на чувства учащихся,
формирование любви к природе, развитие
логического мышления.
Оборудование:
доска, технические
средства обучения (проектор).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(учитель
контролирует готовность учащихся к уроку,
консультанты сообщают о выполнении домашнего
задания).
II. Повторение правописания НЕ с глаголами и
причастиями
Составление опорной схемы по правописанию НЕ с
глаголами и причастиями, на каждое правило
школьники записывают свой пример, схема
проецируется на доске. (Приложение
,
слайд 1).
Графический диктант с самопроверкой и
самооценкой
- не развеял сомнения
- неубранное поле
- необдуманный поступок
- невзлюбил соседа
- неотправленное письмо
- еще не проснувшийся город
- не написанный, а напечатанный текст
- далеко не решенный вопрос
- никого не заметил
- собрание не закончено
- не вызубренные, а осознанные правила
- нетронутый завтрак
(правильный вариант графического диктанта –
слайд 2).
III. Объяснение нового материала
(на
доске проецируются слова, записанные в два
столбика – слайд 3).
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь
нен
авидя
не_думая
нег
одуя
не_прочитав
нед
оумевая
не_двигаясь
нев
злюбив
Вопросы и задание:
– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом
столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного
написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с
деепричастиями.
Вывод учащихся:
НЕ с деепричастиями
пишется раздельно,
кроме тех случаев,
когда без НЕ деепричастие не употребляется
(отметить, что таких случаев немного, поэтому
ведется речь в основном о раздельном написании
НЕ с деепричастиями).
Вывод проецируется на доске.
(Cлайд 3)
Учитель предлагает сравнить самостоятельно
сделанный вывод с правилом учебника, затем
обращает их внимание на графическое обозначение
данной орфограммы. В целях запоминания правила
школьники один раз читают правило про себя, затем
рассказываю соседу по парте.
– Не напоминает ли вам это правило некое
другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с
глаголами)
Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)
IV. Закрепление нового материала
Тренировочное упражнение с обозначением
данной орфограммы.
Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному
написанию НЕ с деепричастиями (к первому примеру
учитель дает алгоритм рассуждения сам, к
остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный,
потом слабый):
Не_зная (дееприч.) , нед
оумевая (без НЕ не
употр.), не_сократив(дееприч.), нев
злюбив(без
НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),нен
авидя(без
НЕ не употр.).
Упражнение №170
.
Упражнение №171 устно
(обсуждаются лишь
слова с орфограммой, изучаемой на уроке).
Упражнение-игра «Четвертый лишний»
(задание проецируется на доске, варианты ответов
заносятся в контрольный лист, проводится
взаимопроверка по готовым ответам на доске,
ставится оценка, только потом обсуждаются
варианты ответов слайд №5).
V. Домашнее задание:
параграф №28,
упражнение №173.
VI. Физкультурная минутка
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!
(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные
деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».
VII. Работа с текстом и подготовленный
диктант
1. На доске проецируется текст и читается
учителе
(Слайд 6)
Вопросы учителя:
– Докажите, что перед нами
текст(предложения связаны по смыслу и
грамматически).
– Озаглавьте текст (на доске появляется один
из вариантов)
– Определите стиль текста (художественный, т.к.
рисует словами картину, воздействует на чувства
читателя, вызывая сочувствие к волкам,
характерны выразительные средства речи).
– Определите тип речи (повествование, т.к.
описывает последовательность действий, много
глаголов, деепричастий, которые делают речь
лаконичной, точной, позволяют избегать
однообразия синтаксических конструкций).
2. Словарная орфоэпическая работа (запись в
словари).
Постановка ударения в деепричастиях: подняв
(поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).
Постановка ударения в глаголе: поднялись
(довольно часто в возвратных глаголах ударение в
форме прошедшего времени переходит на окончание:
начались, принялись).
Постановка ударения в существительных в
косвенных падежах множественного числа:
когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в
существительном на основе, то в косвенных
падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк,
волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).
Прочитаем выразительно текст.
– Найдите орфографические ошибки, допущенные
автором в тексте.
(Учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые
в тексте написаны с НЕ слитно, и графически
обозначат орфограмму).
– А нет ли в тексте пунктуационных ошибок? (В
тексте пропущены 5 запятых, объяснить их
постановку).
(Текст убирается с доски, школьники пишут
подготовленный диктант)
.
VIII. Подведение итогов урока
– От какого условия зависит выбор слитного или
раздельного написания НЕ с деепричастием?
– Приведите примеры.
Тема урока
: Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Цели урока:
1. Образовательные
: познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями, повторить правописания НЕ с глаголами.
2.
Развивающие
:
формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
3. Воспитывающие
: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Оборудование
: компьютер, экран, таблица, карточки с заданием.
Приемы работы
:
Работа с карточками, с таблицей, с текстом, с учебником.
Ход урока.
1. Организационный момент
.
2. Проверка домашнего задания
.
Рассказ о деепричастии с самостоятельно подобранными примерами. Учащиеся по цепочке читают свои примеры с деепричастиями.
Взаимопроверка упр. 139.
3. Работа по карточкам
(у доски работают 2 ученика).
Произвести синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания и вставить орфограммы.
№ 1
. Поб..жали по деревенеск.м улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро в..ртя щепки и гуси..й пух. (А. Куприн.)
№ 2
. Подсели к костру всё ещё перег..вариваясь и отл..жив спор прин..лись за еду.
- 4. Письмо под диктовку
. Запись в 1-й столбик таблицы глаголов с объяснением их правописания с НЕ.
—
Не спешить, не заметить, не торопиться, не сдержать, не сделать, не расставить, не раскрыть, не расспрашивать, ненавидеть, негодовать, неистовствовать.
5. Сообщение и запись на доске темы урока. Объяснение нового материала.
(на доске проецируются слова, записанные в два столбика).
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь н
ен
авидя
не_думая н
ег
одуя
не_прочитав н
ед
оумевая
не_двигаясь н
ев
злюбив
Вопросы и задание:
Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
— Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
— Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
Вывод учащихся:
НЕ с деепричастиями пишется
раздельно,
кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).
Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.
Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами).
Образовать от данных выше глаголов (см. п.4) деепричастия и записать их во 2-й столбик таблицы.
Какой вывод можно сделать?
Вывод:
НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ не употребляются (как и глаголы).
6. Тренировочные упражнения
.
Упр. 144.
Учащиеся обозначают орфограммы, выделяют деепричастия и деепричастные обороты запятыми.
Упр. 146
7. Запись текста
с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов. Текст проецируется на экран.
Лось об..рая осинку с высоты своей спокойно гл..дит на ползающую
девочку, как на всякую ползающую тварь. Ничего (не)видя кроме своей клюквы, п..лзет она и ползет к большому ч..рному пню. Лось ее и за человека (не)считает.
Девочка ползла по болоту (не)поднимая вверх головы. И так она пр..ползла к г..релому пню… (М. Пришвин.)
8
.
«Чужой» среди «своих»?
Найдите его (задание проецируется на экран)
:
А) (Не) дождавшись.
Б) (Не) догорев
В) (Не) довольствуясь
Г) (Не) дооценив.
Д) (Не) добросив
А) (Не) здороваясь
Б) (Не) завлекая
В) (Не) навидя
Г) (Не) ответив
Д) (Не) чувствуя.
9. Подведение итогов урока.
От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием? Приведите примеры.
Домашнее задание
: упр. 145.
Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:
- Не научившись
различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная
основ морфологии, невозможно.
Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:
- Кириллов, ненавидя
чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив
угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя
на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.
Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:
- Отец, недосыпая
, ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев
за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.
Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.
Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.
- Мария, всегда, не доедая
(не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу. - Во время войны, люди жили, недоедая
(ели мало, плохо питались) месяцами.
Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи — самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».
Примеры трудных случаев правописания:
- Не смотря
(деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне. - Несмотря на
(производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно. - Не медля
(деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву. - Выходите из комнаты немедля
(наречие)!
Чтобы не допустить ошибку, нужно знать этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы («что делая?» и «что сделав?»).
Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.
Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:
- Невзирая
на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.
Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.
Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком — деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:
- Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя
начали расходиться.
К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».
Значение словосочетания «не разгибая спины»
Значение словосочетания не найдено.
Значение слова «разогнуть»
-
РАЗОГНУ́ТЬ, —гну́, —гнёшь; прич. страд. прош. разо́гнутый, —гнут, -а, -о; сов., перех. (несов. разгибать). Выпрямить, распрямить кого-, что-л. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РАЗОГНУТЬ
Значение слова «спина»
-
СПИНА́, -ы́, вин. спи́ну, мн. спи́ны, ж. Задняя (у животных — верхняя) часть туловища от шеи до крестца. Согнуть спину. Стать спиной к свету. Плавать на спине. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СПИНА
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: либерал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «разгибать»
Ассоциации к слову «спина»
Синонимы к словосочетанию «не разгибая спины»
Предложения со словосочетанием «не разгибая спины»
- Изрядно устав и проголодавшись, словно весь день укладывала шпалы или стояла за операционным столом, не разгибая спины, я села на ступеньку лестницы, ведущий на второй этаж, и отдышалась.
- – Ты отдохни, детка, а я сначала закончу грядку, – отозвалась прабабушка, не разгибая спину.
- – Нет-нет, не такие!.. Мы две недели без отдыха… не разгибая спин… без бражки и баб… вот хозяин отпустил…
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «не разгибая спины»
- Жить стало, конечно, труднее, и Агния Петровна, из желания побаловать дочку на праздниках сладким кусочком и обновкой, работала не только в мастерской, но и дома, не разгибая спины.
- У нас есть, прежде всего, целая армия чиновников, которые с утра до вечера скребут перьями, посылают в пространство всякого рода отношения и донесения и вообще не разгибают спины, — очевидно, им отдых нужен, хотя бы для того, чтобы очнуться от тех «милостивых государей», с которыми они девять месяцев сряду без устали ведут отписку и переписку.
- Воpобновление частых посещений Кирсанова объяснялось очень натурально: месяцев пять он был отвлечен от занятий и запустил много работы, — потому месяца полтора приходилось ему сидеть над нею, не разгибая спины. Теперь он справился с запущенною работою и может свободнее располагать своим временем. Это было так ясно, что почти не приходилось и объяснять.
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «спина»
- прямая спина
за чужими спинами
широкая спина - за спиной руки
на спину лошади
на спине дракона - мышцы спины
часть спины
до середины спины - спина болела
спина выпрямилась
спина напряглась - лежать на спине
стоять спиной
повернуться спиной - (полная таблица сочетаемости)
Афоризмы русских писателей со словом «спина»
- Человеку одинокому, не имеющему за спиной поддержки, трудно рисковать собой даже ради самых высоких идеалов.
- Всякий дурной поступок носит в себе кнут для спины своего виновника.
- После России счастливым быть невозможно: действительно, спина сломана. Мы и там и тут в тупике.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
Не разгибая спины ( работать, трудиться и т. п.) — усердно, прилежно. См. также спина.
Все значения словосочетания «не разгибая спины (работать, трудиться и т. п.)»
РАЗОГНУ́ТЬ, —гну́, —гнёшь; прич. страд. прош. разо́гнутый, —гнут, -а, -о; сов., перех. (несов. разгибать). Выпрямить, распрямить кого-, что-л.
Все значения слова «разогнуть»
СПИНА́, -ы́, вин. спи́ну, мн. спи́ны, ж. Задняя (у животных — верхняя) часть туловища от шеи до крестца. Согнуть спину. Стать спиной к свету. Плавать на спине.
Все значения слова «спина»
-
Изрядно устав и проголодавшись, словно весь день укладывала шпалы или стояла за операционным столом, не разгибая спины, я села на ступеньку лестницы, ведущий на второй этаж, и отдышалась.
-
– Ты отдохни, детка, а я сначала закончу грядку, – отозвалась прабабушка, не разгибая спину.
-
– Нет-нет, не такие!.. Мы две недели без отдыха… не разгибая спин… без бражки и баб… вот хозяин отпустил…
- (все предложения)
- не разгибать спины
- гнуть спину
- разгибая спину
- от рассвета до заката
- не знать отдыха
- (ещё синонимы…)
- сгибать
- (ещё ассоциации…)
- ревматизм
- позвоночник
- гнуться
- пазуха
- горчичник
- (ещё ассоциации…)
- не разгибать спины
- разогнуть спину
- разгибать пальцы
- (полная таблица сочетаемости…)
- прямая спина
- за спиной руки
- мышцы спины
- спина болела
- лежать на спине
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «разогнуть»
- Разбор по составу слова «спина»
- Как правильно пишется слово «разогнуть»
- Как правильно пишется слово «спина»