Со смертью Ивана Грозного в России наступили смутные времена. Все слои населения были вовлечены в гражданскую войну, позже переросшую в освободительную. Поляки — извечные враги Российской империи, пользуясь тем, что из-за отсутствия на престоле законного правителя в стране бушевала гражданская война, решили отхватить себе часть земель. Русский народ поднялся против иноземного захватчика, а на престол земским собором было решено венчать Федора Романова.
Иван Сусанин (1568-1613гг.). К сожалению, документальных подтверждений героического подвига этой легендарной личности практически нет. Единственное письменное доказательство — грамота, врученная зятю Сусанина от царя, в которой рассказывается о том, что костромской крестьянин пожертвовал своей жизнью во благо Родины и во спасении царя. В благодарность его семье жаловалась часть деревни Деревищ и освобождение от податей.
Народная память. Несмотря на то, что в летописях того времени о подвиге Ивана Сусанина ничего не найти, народная молва помнила и передавала из уст в уста сведения о героизме простого крестьянина. Когда поляки были изгнаны из Москвы, их король передал распоряжение найти будущего царя и убить его до того, как тот взойдет на престол. Приблизительное место, где может находиться будущий царь, поляки знали, однако пройти через болота без проводника не могли.
В то время Иван Сусанин был старостой деревни, где поляки искали того, кто мог провести их через топи без потерь. Он отправил своего зятя к Федору Романову, чтобы предупредить того о возможной опасности, сам же Сусанин вызвался проводить польское войско в Домнино. Долго водил Сусанин по болотам поляков, когда же стало понятно, что враги не смогут выбраться из болот самостоятельно и организовать погоню, Иван признался, что специально завел тех в непроходимые топи. Из строк грамоты, врученной зятю Сусанина известно, что солдаты пытали старосту, но тот отказывался вывести их из болот и тогда Ивана жестоко убили.
Иван Сусанин стал героем, чей пример вдохновлял на подвиг еще много поколений. О нем была написана опера «Жизнь за царя», которая позже была переименована в «Иван Сусанин». Во многом благодаря произведению Глинки память о подвиге обычного крестьянина жива до сих пор. Кто знает, что бы ожидало Россию в будущем, если бы в свое время простой крестьянин не решился пожертвовать отдать свою жизнь за Родину и государя.
Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Официальная версия
Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.
В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Читайте также — «За веру православную стою…» Козьма Минин
Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…
Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.
Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
История символическая, притчевая, таинственная.
Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?
Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.
Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.
Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…
Михаил Федорович Романов
В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.
Читайте также — Шипка, Плевна и Белый Генерал – 7 фактов о русско-турецкой войне
Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже
Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.
Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —«Злодей !», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила :
Она для России спасла Михаила!
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.
Читайте также:
- О смутном времени. «Разрешительная грамота» двух святых патриархов
- Уроки Смуты, или 400 лет спустя (Опрос экспертов)
- Смута. Была или будет?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Иван Сусанин — биография
Иван Сусанин – национальный герой России, простой крестьянин деревни Домнино. Прославился тем, что спас царя Михаила Романова от смерти, увел в сторону польско-литовский отряд, имевший целью уничтожить российского царя.
Всему миру известен подвиг Ивана Сусанина, совершенный им более четырех сотен лет назад. В те смутные времена, когда русский народ находился под угрозой порабощения, обычный костромской крестьянин не пожалел своей жизни и отдал ее за независимость родины. Личность Ивана Сусанина вызывает искреннее уважение народа, вне зависимости от того, как относилась к его памяти история. Нужно сказать, что официальное отношение к герою менялось неоднократно. Несмотря на это, его образ стал неотъемлемой частью искусства, культуры и фольклёра, он стал плотью и кровью русского народа. Он стал привычным до такой степени, что стерлась трагичность самой личности Сусанина. А образ его трагичен, и не только от того, что умер мученической смертью, а тем отношением, которое сложилось к нему после гибели. Главная роль в этом вопросе отводится политике, потому что ни один исторический персонаж после смерти не был в роли жертвы политических спекуляций так, как Сусанин, ни в дореволюционное время, ни после него.
Смутные времена
Прежде чем рассматривать личность и подвиг Сусанина, необходимо освежить в памяти тот исторический период, когда жил национальный герой. Шла первая половина 16-го столетия, Россия охвачена многочисленными природными, классовыми и религиозными катаклизмами. Это было время голодомора 1601-1603-го годов, престол захватил самозванец Василий Шуйский, в 1609 году на русские земли вторглись поляки, в 1611-м поднялось ополчение, и еще много других факторов, повлиявших на ход событий.
Костромская область, где проживал Сусанин, тоже сильно пострадала в те времена. В 1608-1609-м годах Лжедмитрий II практически полностью разрушил Кострому, Ипатьевский монастырь подвергся атакам, польские войска разгромили Кинешму.
Неизвестно, как эти события отразились на самом Сусанине и его родных и близких. Однако это был тот исторический отрезок времени, когда жил национальный герой. Война подобралась к его дому тогда, когда все решили, что она уже на исходе.
Личность Ивана Сусанина
До наших дней биография Ивана Сусанина не дошла, да и кто тогда записывал исторические факты рождения и личной жизни простых крестьян. Никаких сведений о его родных и близких не сохранились. Известно только, что у него была дочь, которая носила имя Антонида, непривычное для уха современного человека. Она стала женой крестьянина Богдана Сабинина, и в этом браке родила двух сыновей – Константина и Даниила. Точная дата рождения мальчиков тоже не установлена.
Ни одной записи касающейся жены Сусанина найти не удалось. Историки предполагают, что в то время, когда Иван совершал свой подвиг, она умерла. На тот момент дочери Антониде было шестнадцать лет. Поэтому когда возникает вопрос о возрасте самого Сусанина, то ученые говорят, что он уже подошел к зрелому возрасту, и было ему от 32 до 40 лет.
Время и место подвига
В наши дни почти всем известно, что совершил Сусанин, а вот на вопрос, когда это происходило, ответят единицы. История сохранила несколько версий развития событий. По одной из них, все случилось поздней осенью 1612-го. Эту версию подтверждают предания, которые говорят, что герой спрятал царя в яме, где недавно сожгли овин, и накрыл эту яму обгоревшими на пожаре досками. Но эта история поддавалась критике многих исследователей. Если ее все же отнести к разряду достоверных, то это может быть правдой по той причине, что овины жгли именно осенью, а не в другое время года.
Но вторая версия напрочь отвергает первую, потому что во всех литературных произведениях и на художественных полотнах видно, что Сусанин водил поляков по лесу через снежные сугробы. Поэтому реально рассматривать вариант, что действие приходится на конец февраля – начало марта 1613 года, а не на осень 1612-го. Именно в это время поляки шли с целью лишить жизни царя Михаила, разрушить стабильность России и впоследствии завоевать российский престол.
У каждой из версий есть свои поклонники и противники, точную дату узнать уже не сможет никто, потому что важные детали так и остались скрыты под толщей времени. А те, что дошли до потомков, неправильно расшифрованы. Главное, что подвиг Сусанин совершил, а все остальное можно воспринимать как миф.
Село Деревнище
Некоторые исторические хроники придерживаются версии, что никакого похода по заснеженным лесам не было. Сусанин спрятал царя в селе Деремнище и там же был схвачен поляками. Они долго пытали его, а потом убили, так и не получив ответа на интересующий их вопрос. Однако исторического подтверждения эта версия не имеет.
Версия гибели Сусанина
Эта версия развития событий записана во всех учебниках истории, к ней больше всего склоняются историки. Эта версия гласит, что местом смерти Сусанина стало Исуповское болото. Говорят, что на месте его гибели выросла сосна красного цвета, напитавшись кровью героя. Иногда болото называют «Чистым», потому, что его омыла страдальческая кровь национального героя. Однако все эти домыслы стоит отнести к фольклорному наследию. Но, тем не менее, именно на болоте происходили все исторические события. Сусанин долго водил поляков по трясине, пытаясь завести их как можно глубже в лес, в противоположную сторону от нужного им села.
Однако эти события тоже сопровождаются многочисленными вопросами. Когда Сусанина убили на болоте, куда делись все польские вояки, все ли они умерли или кому-то удалось выбраться? Откуда тогда сведения о смерти Сусанина, кто мог рассказать о том, что он погиб. Смерть польских воинов не зафиксирована ни в одном из исторических документов, много раз перелопаченных учеными. Однако есть мнение, что местом гибели Сусанина стало не болото.
Смерть в деревне Исупнова
И таким местом некоторые историки называют деревню Исупова. Доказательством этой версии служит документ, где правнук Ивана обращается к императрице Анне Иоанновне с просьбой о подтверждении льгот, которыми пользуются потомки Сусанина. На основании этого прошения можно сделать вывод, что смерть настигла национального героя именно в Исупова, и свидетелями его казни были жители этого населенного пункта. Именно они сообщили печальную новость родным героя, и доставили его тело в село Домнино.
Это предположение единственное, которое подтверждается документально, и считается самым реальным. Тем более его правнуку – Собинину И.Л., было доподлинно известно место гибели своего знаменитого предка. Историки больше склоняются к этой версии развития событий.
Могила Сусанина
Естественно, у всех возникает вопрос о месте захоронения национального героя. Если придерживаться версии, что местом гибели была деревня Исупово, а не болото, то его обязательно должны были похоронить. Есть предположение, что останки Сусанина покоятся на кладбище близ Воскресенской церкви, служившей приходом селянам Домнино и Деревнища. Однако весомые доказательства этого факта отсутствуют.
Некоторые источники утверждают, что впоследствии тело героя перезахоронили на территории Ипатьевского монастыря. Однако эту версию тоже нечем подтвердить, и она не прижилась среди исследователей биографии Сусанина.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Краткая история подвига
Иван Сусанин появился на свет в 1568 году. Он был сельским старостой. Протоиерей Домнинский рассказывал, что национальный герой не числился в списках обычных крестьян. Ссылался он на предания, которые рассказывали, чем знаменит Иван Сусанин. Считалось, что он жил при дворе Шестовых, которые поселились в селе Домнино. О его супруге неизвестно совсем ничего, потому что ее имени нет ни в рассказах, ни в легендах. Точно известно, что у него была дочь Антонида, которая вышла замуж и родила детей.
Как гласит царский документ, изданный в ноябре 1619, за шесть лет до этого Михаил Романов с матерью инокиней Марфой «гостевал на Костроме». В то время царь уже был наречен Земским собором. Воины Речи Посполитой услышали об этом мероприятии и решили захватить юного правителя. Однако они не знали, как точно пробраться к деревне. Неподалеку от села Домнино навстречу им шел местный староста.
Польско-литовские войска схватили его и решили узнать местоположение Романова. Его жестоко пытали, но он не рассказал им ничего и был убит. Существует версия, якобы он стал сопровождать врага и завел его глубоко в болото. План сработал, и противники потеряли много времени и сил. Нападения не произошло.
О том, что староста совершил подвиг, доказывает грамота от царя Михаила Романова. В ней он дарит зятю Сусанина Собинину полдеревни и освобождает его от податей и повинностей. В последующие годы выходили грамоты и указы на имена родственников Сусанина:
- В 1633 и 1644 годах — «Вдове Собинина».
- В 1691 г. — «Потомкам героя».
- В 1723 и 1724 гг. — «Родственникам Собинина».
- В 1741 и 1767 годах — «Всем потомкам Ивана Сусанина».
В словаре Брокгауза и Ефрона была статья о патриоте, в которой говорилось, что о подвиге нет информации в письменных источниках, но предания передаются из поколения в поколение. Однако историк того времени Н. Н. Виноградов утверждал об обратном содержании.
О подобном подвиге рассказывается в мемуарах литовца Самуила Маскевича. Он рассказывал о русском, которого отряд встретил в марте 1613 года недалеко от Можайска. В одной из деревень они поймали старика, которого взяли проводником, чтобы не попасть в руки врага в Волоке. Сперва он вел отряд в миле от Волока, а с наступлением темноты повернул на него. Войско было в версте от поселения. Однако им повезло встретить Руцкого, который и рассказал, что старик предатель, а они идут прямо на Волок. Проводнику решено было отсечь голову.
Российская империя
Посещение Екатериной II Костромы в 1767 году положило начало официальной традиции: Сусанин был объявлен спасителем рода Романовых. В работе Афанасия Михайловича Щекатова его представили как спасителя царя, а Михаил Иванович Глинка олицетворял его образ с народным мужеством и героизмом. Стоит отметить, что русский композитор не использовал никакие исторические данные, чем воспользовался Н. И. Костомаров, обозвав историю о старосте «анекдотом», который стал фактом. В книгах по истории староста представляется как спаситель родины.
Наибольший интерес к подвигу был проявлен во времена правления Николая I. Образ Сусанина в это время стал символом всей проводимой политики. Ему посвящали литературные работы. Его героический поступок идеально соответствовал государственной идеологии Российской империи. Помимо этого, образ Сусанина был необходим для поднятия боевого духа в период, когда Царство Польское восстало против империи.
Гоголь писал о том, что правление рода Романовых началось идеально — с подвига любви. В 1831 году центральная площадь Костромы была названа в честь старосты. Указ был подписан лично Николаем I. Там же был воздвигнут памятник.
Конечно, сусанинский культ имел и неприятелей, причем неприязнь выражалась в крайних формах. Во время правления Александра II пересмотрены были многие положения и ценности эпохи Николая I, это касалось и культа Сусанина. Общепринятую версию подвига впервые критиковали и осмеивали публично.
Первым открыто высказался Н. И. Костомаров, написав статью «Иван Сусанин». Работа была опубликована весной 1862 года в «Отечественных записках». Сомнения касались не столько личности и характеристик Ивана Сусанина, сколько его подвига. Профессор писал, что старик был действительно жертвой, но не поляков и литовцев, а обыкновенных разбойников, которые бродили по деревням и мучили людей. То, что он погиб за Михаила Романова, очень сомнительно. Также профессор писал, что зять старосты решил воспользоваться моментом и выпросил себе обельную грамоту.
Сходное с Костомаровым мнение имели российские историки С. М. Соловьев и М. П. Погодин. Первый считал, что Сусанина могли замучить и убить либо казаки, либо русские разбойники. Он долго изучал архивы и доказал, что близ Костромы в то время не было никаких иностранных войск.
Советский период
После свержения императора Сусанин был зачислен в список «слуг царей». Пропаганда в то время предусматривала уничтожение памятников в честь старых правителей и их слуг. В 1918 году был ликвидирован костромской памятник. В последующее десятилетие пропаганда втолковывала, что сусанинский подвиг — это миф. Однако ближе к концу 30-х годов ему начали давать другое значение. В итоге Сусанина реабилитировали, а вместе с ним и других известных личностей:
- Кузьму Минина;
- Дмитрия Пожарского;
- Александра Невского;
- Ивана Грозного и др.
Сусанин вновь стал народным героем, лишившимся жизни за родину. В конце 30-х годов в Большом театре состоялась постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Без одобрения высшего руководства это мероприятие попросту бы не состоялось. Помимо этого, в честь старосты были названы район и районный центр, где он проживал и умер.
Советские историки разделились на два фронта: одни были согласны с дореволюционными коллегами в том, что Сусанин спас царя, другие признавали его героем, но не считали спасителем правителя.
Украинская литература утверждает, что прообразом русского героя был казак Никита Галаган, дезинформировавший шляхтичей в 1648 году. Во время Корсунской битвы он привел врага в засаду.
Памятники патриоту
В 1835 году главная площадь Костромы, носившая название Екатеринославская, была переименована в Сусанинскую. В марте 1851 года на ней был построен памятник, спроектированный В. И. Демут-Малиновским. Строение представляло собой гранитную колонну, где на четырехугольном пьедестале стоял бюст царя, на груди которого красовался золотой крест. У основания расположилась фигура Сусанина, а возле него — пара грамот.
На колонне были изображены двуглавый орел и герб Костромы, а также сцена гибели героя и текст. Вокруг памятника стояли фонари. В таком виде он просуществовал до 1918 года, после чего частично был разрушен. Площадь была переименована в честь революции. Полностью памятник уничтожили в 1934 году. В 1992 г. площади вернули старое название.
В 60-х годах прошлого столетия решено было создать новый памятник Сусанину. В 1967 году его поставили, автором был скульптор Н. А Лавинский. Символов монархии и религии на нем нет. Композиция незамысловатая: мужчина стоит в длинной одежде на большом постаменте. Памятник часто критикуют из-за того, что он не соответствует образу исторического центра.
Сусанин присутствует на памятнике Михаила Микешина, расположенном в Великом Новгороде. Помимо этого, на холме возле Чистого болота, где раньше была деревня Анферово, стоит огромный камень. На нем написано имя старосты.
В честь патриота Руси слагали героические поэмы, писали портреты, делали постановки в театрах и снимали фильмы. Существует популярное стихотворение, которое описывает подвиг Ивана Сусанина кратко и красочно, оно называется «Давайте отрежем Сусанину ногу!». Самой популярной постановкой в театре является «Жизнь за царя», первую партию в которой сыграл Осип Афанасьевич Петров.
Интересные факты
В 2003 году пресса сообщала, что возле села Исупова были найдены останки, которые предположительно принадлежали старосте. Минкульт сделал запрос в Российскую академию наук, но анализы информацию не подтвердили. Представленных фактов оказалось недостаточно для идентификации.
СМИ также сообщали, что недалеко от того же Исупова археологи исследовали небольшой участок, который раньше был болотом в окружении леса. Предполагалось, что это то место, где Сусанин водил поляков. Здесь они нашли большое количество католических крестиков и один православный, который был перерублен.
Бытует мнение, что Сусанин имел отчество Осипович, однако это не так. В старых источниках такой информации нет, поскольку крестьянам не положено было иметь отчеств. Фамилия в то время давалась по имени отца, так что Иван должен был быть Осиповым. Сусанин происходит от женского имени Сусанна.
С поступком Сусанина нередко сравнивают подвиг Осипа Комиссарова, который прославился тем, что спас Александра II от покушения в 1866 году. Интересно, что Комиссаров родился всего в 13 км от родного села Ивана Сусанина.
Существует музей героя, в котором есть экспозиция «Они повторили подвиг». В ней описываются более 50 последователей Ивана. Самый известный из них — Матвей Кузьмин, получивший высшую степень награды, — звание Героя Советского Союза.
История об Иване Сусание и его подвиге – популярный сюжет в отечественной историографии. Так кто он такой и в чем конкретно заключается его подвиг?
Согласно официальной версии, И. Сусанин – крестьянин из поселения Деревнищи Костромского уезда, ценой собственной жизни спасший будущего первого царя из династии Романовых, Михаила, от поляков и литовцев во время Смуты в условиях польско-литовской интервенции.
Интересно. Ни в летописях, ни в хрониках XVII века нет упоминаний об Иване Сусанине и данных его биографии. Историки опираются лишь на царские жалованные грамоты, выданные его родственникам и потомкам: зятю Богдану Собинину, дочери Антониде с детьми, потомкам Андрею Семенову с братом, Ивану Лукоянову Сабинину и другим.
По Жалованной грамоте 1619 года, выданной Михаилом Романовым сразу после посещения Костромского уезда, зять и дочь И. Сусанина получили за его подвиг, «за службу к нам и за кровь, и за терпение» половину деревни Деревнищи, которая «обелялась», то есть освобождалась от податей, и закреплялась за родом «во веки неподвижно».
Кто такой Иван Сусанин
Иван Сусанин
Историкам почти ничего неизвестно о жизни Ивана Сусанина. Если кратко, то, скорее всего, он был не просто крестьянином, а вотчинным старостой или приказчиком в поместье Домнино, которое принадлежало дворянскому роду Шестовых. К этому роду принадлежала мать Михаила Федоровича Романова Ксения Ивановна (после пострига – великая инокиня Марфа). А. Д. Домнинский и Н. П. Павлов-Сильванский пишут про это так: Сусанин был «приказчиком инокини Марфы», то есть домоправителем.
Данных о рождении, крещении, свадьбе или смерти Ивана Сусанина в приходских книгах не сохранилось, но точно известно, что у него была взрослая замужняя дочь Антонида, которая жила отдельно в Деревнищах, и уже имела двоих детей – Даниила и Константина. Вероятно, Сусанин был вдовцом (в некоторых источниках упоминается имя его жены – Даяна), и на момент гибели ему было больше сорока лет.
Интересно. Некоторые историки называют отчество Сусанина – Осипович (есть еще вариант – Иванович). Но говорить о достоверности этого факта очень сложно. Ни в одном официальном источнике отчество героя не упоминается. Кроме того, в XVI-XVII веках отчества у крестьян не было – были прозвища, образованные либо от имени отца, либо от имени матери, либо от какой-то внешней приметы или рода деятельности. Прозвище Ивана могло быть образовано от имени матери, Сусанна, и указывало на отсутствие у мальчика отца или на то, что отец умер, когда ребенок был еще младенцем.
Подвиг Ивана Сусанина
О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, написаны целые монографии, основанные на официальном источнике – Жалованной грамоте Михаила Романова за 1619 год. В них описывается краткая официальная версия событий. Есть и альтернативные версии, которые также опираются на разного рода источники, только более позднего времени.
Официальная версия
В чем заключается суть подвига легенды земли русской? Согласно основному источнику, Иван Сусанин в конце зимы 1613 года был схвачен польско-литовским отрядом, для того чтобы провести его к селу Домнину, где по данным разведчиков скрывался Михаил Романов, уже избранный на царство Земским собором.
Интересно. По некоторым данным, именно в родовое поместье Домнино Ксения Ивановна увезла сына из Москвы после освобождения ее от поляков войсками Второго ополчения. Также есть сведения, что Михаил вместе с матерью и сестрой Татьяной с осени 1612 года скрывался в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, так как именно туда прибыло посольство от Земского собора и в Троицкой церкви монастыря произошел обряд «венчания на царство» шестнадцатилетнего Михаила Федоровича (14 марта 1613 года). Так или иначе, семья скрывалась где-то в том районе, так как в Жалованной грамоте прямо указано, что «Михаил с матерью были в то время на Костроме».
Иван Сусанин, успев послать своего зятя Богдана Сабинина с предупреждением к Романовым, целые сутки водил поляков по лесу, надеясь завести их в болота (в настоящее время места, куда он завел интервентов, называют Сусанинскими болотами). Когда же замысел был раскрыт вожаками шляхтичей, его подвергли пыткам. Староста, даже испытывая муки, не выдал место нахождения царя и был казнен. Отряд же польский сгинул где-то в костромских лесах.
Интересно. В грамоте за 1619 год информации о причинах и месте гибели И. Сусанина нет. Впервые о пытках и казни было написано в льготном указе времен императрицы Анны Иоанновны. В нем сказано, что староста «отвел» польско-литовский отряд от села Домнино в болота и за это его «посадя на столб, изрубили в мелкие части» в селе Исупове. По неподтвержденным данным, в XX веке археологами недалеко от села были обнаружены нательные католические кресты и крест православный, перерубленный пополам.
Другие версии
Еще в XIX веке исследователи, такие, как С.Ф. Платонов, Р.Г. Скрынников, стали указывать на излишнюю мифологизацию и героизацию исторических событий 1613 года, не отрицая, впрочем, самого факта спасения Михаила Романова Иваном Сусаниным.
Им были неясны такие моменты:
- кто искал Михаила Романова и почему;
- как староста догадался о цели пришедших;
- как староста предупредил Романовых об опасности;
- в каком конкретно году был убит И. Сусанин;
Они считали, что
- староста спасал не царя, а, в его понимании, хозяина, «барчука», сына Федора Никитича Романова, которому и принадлежало Домнино;
- спасал он его не от поляков, которые не успели бы просто собрать отряд за такое короткое время (21 февраля Земский собор избрал Михаила, а 13 марта его уже «венчали на царство» в Ипатьевском монастыре; до этого же он был самым неочевидным и непопулярным кандидатом), а от «лихих людей», шайки разбойников;
- события происходили не зимой 1613 года, а в ноябре-декабре 1612, когда Михаил с матерью только прибыли в Домнино из Москвы.
Интересно. Альтернативную версию событий еще в 1800 году выдвинул Н. Н. Селифонтов, чиновник из Костромской губернии. Он считал, что И. Сусанин действительно спас Михаила Романова от поляков ценой собственной жизни, но не в 1613 году, а в 1612-ом, и поляки приходили за юношей не как за вновь избранным царем, а как за знатным аристократом, за которого можно было бы получить хороший выкуп (отец Михаила Федор-Филарет был в польском плену до 1619 года).
Мифы и факты об Иване Сусанине
Некоторые исследователи, такие, как Н. Костомаров, С. Мазуркевич, считали, что история подвига вотчинного старосты Ивана Сусанина – выдумка от начала и до конца, ставшая популярной в конце XVIII – начале XIX века после публикации ряда произведений за авторством И. Васькова, А. Щекатова, К. Рылеева.
По мнению исследователей, авторы этих произведений взяли за основу совершенно другие события:
- поступок некого можайского крестьянина, который вывел польско-литовский отряд на русскою сторожевую заставу в 1612 году, описанный в мемуарах участника польско-русской войны литовца Самуила Москевича;
- поступок казака Никиты Галагина, который добровольно сдался полякам накануне Корсунской битвы 1648 года, чтобы под пытками «выдать» врагу дезинформацию и дать войскам Б. Хмельницкого преимущество.
Н. Костомаров в своей работе «Иван Сусанин (Историческое исследование)» за 1862 год указывал и на другие факты, говорящие в пользу «выдуманности» истории. Например, на то, что Жалованная грамота была выдана Б. Сабинину лишь в 1619 году, хотя все причастные к событиям Смуты и спасению Романовых были награждены еще в 1614-ом.
Например, священник Ермолай Герасимов, тайно передававший новопостриженной монахине Марфе сведения о муже в период царствования Бориса Годунова, был пожалован вотчиной и освобождением от налогов. Историк считал, что вышеупомянутый Б. Сабинин, добиваясь снижения податей, сумел каким-то образом рассказать придуманную им историю гибели своего тестя инокине Марфе, матери царя; та растрогалась и попросила сына позаботиться о семье «героя». Именно поэтому в грамоте было написано о даровании милости «по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы инокини Марфы Ивановны».
Память об Иване Сусанине
Во время правления Романовых интерес к подвигу Ивана Сусанина не угасал, а в царствование Николая I история о нем стала частью государственной идеологии.
Интересно. О героическом поступке костромича И. Сусанина вспоминали в апреле 1866 года, когда некий Осип Комиссаров, выходец из деревни Молвитино Костромской области, спас Александра II от народовольца Дмитрия Каракозова. Император увидел в этом некий знак, пожаловал своему спасителю дворянство, а Молвитино переименовал в Сусанино. В 1913 году, в предверии трехсотлетия Дома Романовых, император Николай II с семьей побывал в Костроме и встречался с потомками И. Сусанина.
С 1917 по 1939 год о костромском крестьянине не вспоминали, считая, что человек, спасший династию узурпаторов не достоин почитания. Все изменилось с началом Великой Отечественной войны, когда идеологи стали трактовать поступок и личность И. Сусанина по-новому: вотчинный староста совершил подвиг и пожертвовал собой не ради царя, а ради Отечества, вот почему он герой, достойный уважения. В 1941-1945 годах у И. Сусанина было много последователей, некоторые из них удостоились звания Героя Советского Союза.
Образ Ивана Сусанина в искусстве
История русского национального героя отображена в литературе, музыке, живописи. Самыми известными произведениями искусства являются:
- дума «Иван Сусанин»;
- опера «Жизнь за царя»;
- картина «Подвиг Ивана Сусанина».
История подвига костромского крестьянина также нашла воплощение в ряде памятников, поставленных в городе Костроме и Новгороде Великом.
Историография.
- Скрынников Р. Г. Хроника Смутного времени, 1981 год.
- Зонтиков Н. А. Иван Сусанин: легенды и действительность, 1994 год.
- Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII века, 2008 год.
- Лавренченко М.10 мифов об Иване Сусанине 2016 год.
В этой статье вы найдете несколько сочинений о подвиге Ивана Сусанина.
Содержание
- Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева: сочинение
- Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина: сочинение, эссе
- Когда родился костромской крестьянин Иван Сусанин: дата, сколько лет было Ивану Сусанину
- Чем знаменит Иван Сусанин: подвиг Ивана Сусанина кратко
- Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение
- Кем был Иван Сусанин: биография
- Иван Сусанин: интересные факты из жизни
- В каком году был написан «Иван Сусанин»: дата
- Иван Сусанин — русский национальный герой: сочинение
- Отклик о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина: кратко
- Значение подвига Ивана Сусанина: важное
- Видео: Фильм «Иван Сусанин»
Дети любят писать школьные сочинения про Ивана Сусанина. Ведь это национальный герой, который в свое время был благородным воином, справедливым и верным своей идеологии. Ниже вы найдете несколько сочинений по этой теме.
Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева: сочинение
Любые высказывания тех или иных людей нашего времени или прошлого про Ивана Сусанина, всегда положительные. Ведь это настоящий национальный герой. Вот сочинение про образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева:
В творении Сусанин представляется работящим и сильным, выносливым крестьянином, верным, смелым и стойким сыном своей страны. Можно сказать, что именно эти патриотизм и убежденность и подкупают читателя.
Кстати, сам Александр Сергеевич Пушкин относился к жанру дум несерьезно и критично, полагал, что это не серьезное творчество, а лишь описание исторических событий. Однако великий русский поэт был уверен, что каждая строчка Рылеева, дышит национальным сознанием, а образ Сусанина удалось воссоздать максимально реалистично.
Внешне Сусанин представляется мужиком крепким, но не молодым. Ему не чужды такие черты характера, как прямолинейность, решительность, честность, любовь к Родине, жажда справедливости. Обладает герой и жертвенностью, которая так присуща русскому народу. Иван настолько любит Родину, что готов положить на алтарь свою жизнь ради того, чтобы заманить польский отряд в непроходимые, топкие болота.
Можно сказать, что герой символизирует последний оплот самодержавной идеологии. Он справедлив, благороден (несмотря на крестьянское происхождение), привык смотреть страху в лицо и никогда не отступает на полпути.
Сусанин искренне верит в достойного царя, презирает захватчиков. Однако все же существует некая недосказанность насчет того, кем оказался Иван – народным героем либо жертвой обстоятельств.
Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина: сочинение, эссе
Любой человек у нас ассоциируется с чем-то хорошим или плохим. Все зависит от его поступков или образа. Образ Ивана Сусанина не может вызывать негатив, так как он был готов на геройский поступок и верил в свои идеалы. Вот сочинение, эссе на тему: «Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина?»:
Подвиг Сусанина вызывает чувство гордости за русский народ, заставляет восхищаться его решительностью, находчивостью, смелостью. Нельзя сказать, что у читателя также появляется ненависть к полякам. Однако будоражит тот факт, что человек не пожалел своего живота ради того, чтобы расправиться с врагами. Ведь заводя неприятелей туда, откуда нет возврата, Сусанин понимал, что сгинет вместе с ними.
Но иного варианта не было – либо погибнуть, но устранить врага, либо же позволить захватчикам распоряжаться родными землями. Конечно, этого Сусанин не мог допустить. Он прекрасно знал, чем закончится его поступок. Но чувство долга не позволяло ему преступить через свои принципы. Именно это сделало его народным героем. Однако присутствует и некая двойственность – сложно сказать, расценивал ли вообще крестьянин какую-либо иную возможность? Вполне возможно, что он до конца не осознавал факт своей гибели, действовал интуитивно, подчиняясь некоему душевному порыву.
Так или иначе, о том, чтобы намеренно совершить геройский поступок, он точно не думал. Слепая вера Ивана в царя и правильность его доктрины, безусловно, может считаться как плюсом, так и минусом. Поскольку крестьяне в большинстве своем, были людьми малограмотными и внушаемыми. Следовательно, не такими уж верными могли быть призрачные идеалы, как они казались герою произведения. Так или иначе, его самоотверженности и патриотизму можно только позавидовать. Но, на подобное деяние способен не всякий.
Когда родился костромской крестьянин Иван Сусанин: дата, сколько лет было Ивану Сусанину
Родился Иван Сусанин в Костромской области в деревне Деревеньки. Однако есть и иная версия, якобы место его рождения — это деревня Домнино, вотчина дворян Шестовых. Насчет того, кем на самом деле был Иван, существует несколько мнений:
- Самое распространенное – Сусанин был простым крестьянином.
- Альтернативное – национальный герой был деревенским старостой.
- Слабо распространенное – был приказчиком, жил при дворе бояр Шестовых.
Возраст точно не указан, но учитывая произведение, можно увидеть, что упоминается зять Собинин. Поэтому Сусанину было не менее 35-ти лет. А скорее всего, больше. Средним считается показатель — 40 лет. Тем не менее, градацию можно расширить. Скорее всего, возраст Ивана Сусанина от 40 до 60 лет. Безусловно, все зависит от источника. Ведь некоторые характеризуют Сусанина как зрелого мужа, а некоторые – как мудрого старца.
Чем знаменит Иван Сусанин: подвиг Ивана Сусанина кратко
Благодаря чему прославился Иван Сусанин, чем он знаменит? Вот краткая информация о его подвиге:
Известно, что отряды недругов, литовцев и поляков, двигались в родную деревню Ивана. Неожиданно чужеземцы встретили двух русских мужчин – Сусанина и его зятя, Богдана Собинина. Они приказали Ивану показать им дорогу ко двору, хотели увидеться с молодым царем.
Скрепя сердце, Сусанин согласился. Однако впоследствии ему в голову пришла идея, что просто так сдаваться рано, можно обвести врагов вокруг пальца. Тем более, что дорогу в этих краях они не знают. Иван повел неприятеля не к царю, а в противоположную сторону, на топкие болота. Вокруг были непроходимые дебри. Поэтому, даже узнав о лукавстве проводника, враги уже не могли самостоятельно найти дорогу.
Конечно же, они раскрыли обман, пытали крестьянина, уговаривали сказать им правду. Но русский оказался стойким. В конце концов, они разрубили тело Сусанина на мелкие куски. Однако выбраться из дебрей так и не смогли. Там и сгинули.
Эта история еще раз наглядно показывает решительность, выносливость и патриотизм русского народа. Ведь, если бы Иван был слабее телом и духом, он вполне мог бы сдаться во время пыток, показать правильную дорогу, и, возможно, остался бы жив. Но даже умирая, Сусанин не изменил своего решения и не пожалел о нем.
Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение
Как говорилось выше, у каждого человека хорошее отношение к Ивану Сусанину. Ведь он был героем — бесстрашным и ничего не боявшимся. Сочинение на тему «Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина»:
Вне зависимости от различия эпох, каждая из которых диктует свои политические, национальные и моральные идеалы, Иван Сусанин восхищает меня своей стойкостью и силой духа. Уверен, что немногие на его месте вытерпели бы все те мучения и боль, которые причиняли ему чужеземцы в процессе пыток, и так бы и унесли с собой в могилу тайну верного пути.
Ведь за какое «правое» дело бы не выступал человек, порой складываются обстоятельства, когда любой понимает, что своя жизнь дороже. Но Иван не пошел на попятную, не совершил предательства и не испортил своей репутации. Он предпочел умереть за свои убеждения (не важно, истинными они были или нет), что уже говорит о его сильной воле, несгибаемом характере, которым невозможно не восхищаться.
Говорить, что «каждый на месте Сусанина поступил бы так же» очень глупо. Поскольку это не является правдой. Зачастую даже сильные духом и телом, взрослые мужчины могут сломаться под напором внешних обстоятельств. Поэтому сложно сказать, смог бы я на его месте с достоинством вынести все те пытки, посредством которых поляки и литовцы пытались выпытать у Сусанина верную дорогу.
На мой взгляд, Ивана называют народным героем не напрасно. Даже если легенда о нем – вымысел, то его образ вполне можно расценивать как собирательный, как воплощение великого, непобедимого, отважного, отчаянного и решительно русского человека, который в борьбе с врагом не сдается до последнего.
Кем был Иван Сусанин: биография
Школьник должен знать биографии многих известных людей и тем более, национальных героев. Вот биография и описание, кем был Иван Сусанин для сочинения:
Родился народный герой во второй половине XVI века в дер. Деревеньки. Кончина его приходится на 1613-й год. Его можно назвать спасителем Михаила Романова от вражеских отрядов. Считается, что Иван Сусанин принадлежал к крепостным Шестовых, семьи дворянского рода.
Кстати, район Костромской области, в котором (предположительно) родился Иван, ныне именуется Сусанинским. Детство, отрочество, юность Ивана Сусанина не имеют никаких исторических отображений. Они мало чем отличались от вех жизни представителей данного сословия.
Однако некоторые источники говорят, что Иван был не просто крестьянином, а приказчиком либо вотчинным старостой. Эти версии имеют право на существование, ведь отчего-то вести отряд поручили именно ему, а не другому человеку. Это подтверждает задатки лидера.
Иные ресурсы говорят, что Иван был управляющим при боярском дворе. Возраст героя не менее 35-40 лет. Хотя, большинство источников утверждают, что Ивану было далеко за 40, поскольку у него имелась взрослая, замужняя дочь и зять. Скорее всего, 55-60 лет.
О личной жизни Сусанина мало известно. Он рано потерял жену. Второй раз, скорее всего не женился. В те века это было не принято. Дочь звали Антонидой, она была замужем, у нее были дети.
Иван Сусанин: интересные факты из жизни
Давность произошедших событий заставляет выдвигать все новые и новые версии событий и потенциально возможные факты относительно народного героя. Вот интересные факты из жизни Ивана Сусанина для сочинения:
Факт 1. Секрет имени
- Имя «Иван» известно точно. Но действительно ли он был Сусаниным?
- Загвоздка в том, что в те века крестьяне не имели официальных фамилий.
- Зачастую использовались отчества. Допустим Мишка Петров – сын Петра, Степка Дмитриев — сын Дмитрия.
- Впрочем, именно по такому принципу формировались русские фамилии.
- Кстати, некоторые источники говорят, что Сусаниным, Иван запомнился по тому, что его мать звали Сусанной.
- Получается, Иван — Сунаннин сын. Ребенок Сусанны.
- Достаточно реалистичная версия. Несмотря на то, что подобные идентификационные прозвища давали не по матери, а по отцу, возможен факт, что крестьянин рос без отца, потому прозвище ему дали в связи с материнским именем.
Факт 2. Потомки героя
- У Сусанина была дочь Антонида.
- В те годы она уже состояла в браке с Богдном Собининым. Судя по некоторым источникам, у героя уже было 2 внука – Константин и Даниил.
- К слову, на 1631 год Собинин уже числится покойным, а хозяевами – его сыновья, которые по многим источникам, имели семьи.
Факт 3. Благодарность
- Спустя 100 лет после погибели героя, династия Романовых отплатила за спасение Михаила.
- Андрея Семенова и Ивана Собинина освободили от крестьянских повинностей и выразили благодарность.
Факт 4. Участвовал ли зять?
- Участвовал. Да, он не пошел на болота, но именно Собинина, Иван отправил к Михаилу Романову с вестью о наступающей опасности.
- По крайней мере, об этом говорили потомки.
Факт 5. Место захоронения
- Существует версия, что царь приказал найти тело героя.
- Сусанина отыскали. Якобы, захоронен он в Ипатьевском монастыре.
- Однако эту версию подвергают сомнениям. Некоторые исследователи склонны полагать, что похоронен он на родине, в Домнино.
Факт 6. Кто убил Сусанина?
- Считается, что поляки во время пыток.
- Однако это могли сделать либо разбойники, либо бунтовщики, которые шастали по лесу.
- Соответственно, из рук врага крестьянин мог вырваться.
Эти интересные факты уже доказаны. Хотя некоторые из них еще находятся под сомнение, однако, это все равно считается правдой.
В каком году был написан «Иван Сусанин»: дата
Для написания сочинения обязательно понадобится дата, в каком году был написан «Иван Сусанин». Вот эта информация:
Кондратий Федорович Рылеев воспел подвиг Ивана Сусанина в 1822 году. Что же касается одноименной оперы М. Глинки, она была создана несколько позже – в 1836. Однако мало кто знает, что это не первые попытки оживить исторические события того времени. На самом деле, существует еще более древний источник — опера Катерино Кавоса – «Иван Сусанин». Ее премьера состоялась в 1815 году. Следует отметить, что выдержано творение было в стиле французской комик оперы, в которой диалоги занимали с музыкой приблизительно равное количество места.
Иван Сусанин — русский национальный герой: сочинение
«Иван Сусанин — русский национальный герой» — такая тема часто задается в школе по русскому языку и литературе для написания творений. Вот вариант, как можно написать такое сочинение:
Наверное, не найдется человека, что не помнил бы имени героя, который не пожалел живота своего за царя и свободу родного края. Память о нем переходит из поколения в поколение. Патриотизму Сусанина можно только позавидовать. Не напрасно его светлый образ нашел отражение в музыке и литературе. Мало того, существуют даже памятники этому человеку.
В то время было много насилия и грабежей. Бушевало народное возмущение. Именно поэтому царь был выбран народом. На престол взошел Михаил Федорович Романов. Прознали об этом поляки и решили молодого царя убить. Пришли они на земли русские, и потребовали крестьянина провести их в село. Однако Иван перехитрил супостатов. Он отправил зятя к Романову с предупреждением, а сам завел врагов в дебри, которые окружали топкие болота. Чтобы они уже не смогли оттуда выбраться.
К слову, в обмане Сусанин признался сам и пытки принял с достоинством. Его мужеством невозможно не восхищаться. Потомки героя были щедро вознаграждены царской семьей. Немудрено, ведь Романовы обязаны ему жизнью Михаила. Сусанина в своей думе воспевал не только Рылеев, но и множество иных деятелей искусства. Это образ бесстрашного народного защитника.
Отклик о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина: кратко
К сочинению может понадобится написать отклик. Вот небольшая выдержка о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина:
Будучи преданным царю, Иван не позволил себе привести к нему врагов самолично, а пожертвовал собственной жизнью ради того, чтобы устранить отряды и оградить правителя от нападения. Он поступил не только как преданный гражданин своей страны, но и как мужчина – сильный, смелый, самоотверженный и благородный.
Значение подвига Ивана Сусанина: важное
Значимость того события для семьи Романовых и России в целом, огромная. Об этом знают все. Вот как можно описать значение подвига Ивана Сусанина:
Со стороны кажется, что просто повести врага «не в ту сторону» — не такое уж сложное дело. Тем более, что чужеземец не знает местности, доверяет проводнику. Но, несмотря на то, что Сусанин не бросался на врага с оружием наперевес, а действовал иными методами, его подвиг имеет огромное значение. Ведь итогом послужило спасение самого царя.
Кстати, поступок Ивана Сусанина доказывает, что, иногда, для того, чтобы защитить Отечество и свои идеалы, не обязательно ввязываться в открытую драку. Можно устранить неприятеля смекалкой, используя иные преимущества. По сути, крестьянин лишил правителя прямой угрозы его жизни, а значит, сделал многое и для страны в целом.
Видео: Фильм «Иван Сусанин»
Прочитайте статьи по теме:
- Сочинение на тему «Внутренние и нравственные качества человека»
- Сочинение на тему «Внешность человека»
- Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека»
- Сочинение «Почему человечество не может отказаться от жестокости?»
- Сочинение на тему «Что такое доброта»