Ненецкая сказка песец и олень

1. /паспорт проекта Ямал мой край родной.rtf
2. /проект ЯМАЛ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ.rtf
Паспорт мини-музея «Ямал – мой край родной!»
Творческий, познавательный, проект: «Ямал – мой край родной!»

Тема: Заучивание стихотворения И.Истомина «На полярном круге…»

Цель: Обогатить знания детей о коренных жителях Севера, — ненцах, о суровом климате, природе Севера.

Задачи:

1.Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Учить детей интонационно выразительно читать стихотворение наизусть.

2.Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, коренные жители Севера, обелиск, хлебосольный Салехард, стойбище, оленевод). Развивать память, внимание, мышление.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края.

Материал: глобус, иллюстрации с изображением животного и растительного мира Севера – стойбище ненцев, национальная кукла Вако, тапочки оленей.

Ход занятия:

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) Верно. Россия очень большая страна. (Показываю на глобусе). В нижней части глобуса – юг России, там почти всегда тепло и светит солнце. В верхней части глобуса –северная территория, здесь холодный суровый климат, в течение многих месяцев земля покрыта снегом, дуют ледяные ветры.

-А где живем мы — на юге или на севере России? (На Севере)

-Наш Север — особый край. Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (Показывает иллюстрацию) Посмотрите, как оно переливается разными красками! На Севере есть районы, где на много – много километров тянется тундра. Вспомните, какие деревья растут в лесу? (Ответ детей). Правильно, в лесу растут высокие ели, сосны, березы. А лишь карликовые березы, да изредка попадаються лиственницы и ивы. Почему карликовые березы так называются? (Они маленькие, низкорослые). Вся тундра покрыта лишайниками и мохами, в том числе ягелем, которым питаются северные олени. (Показывает иллюстрации с изображением лишайников, мхов, карликовых берез). Какие ягоды растут у нас на Севере? (Морошка, голубика, брусника, черника).( Показывает иллюстрации). Каких животных Севера Вы знаете? (Ответ детей). Да, это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж, и песец, и белая куропатка. (Показывает иллюстрации). Но больше всего у нас северных оленей. Их разводят люди, которые с давних пор живут в тундре. Назовите коренных жителей Севера, которых Вы знаете. (Ответы детей).

— Сегодня к нам в гости приехал ненцкий мальчик Вако. (Выставляет куклу): «Я живу на Ямале, в столице нашего края г. Салехард и привез Вам стихотворение поэта И. Истомина о главном городе нашего края:

1.«На полярном самом круге,

Где следы оленьих нарт,

Ты известен всей округе,

Хлебосольный Салехард.

2.Главный город на Ямале,

Ты судьбе, конечно, рад

Обелиск стоит, чтоб знали:

Непростой ты, Салехард!

-Где же находится главный город нашего края? (На полярном круге)

-Какие добрые слова , обращенные к городу, употребил автор? (Хлебосольный Салехард).

-Почему автор называет Салехард хлебосольным? (Ответы детей).

-Подберите другие слова, которыми можно заменить это слово (Дружелюбный, отзывчивый).

-Что такое Обелиск? (Памятник)

-Понравилось Вам стихотворение? А вы хотель бы его выучить?

-Тогда послушайте, я еще раз прочту его. (Читает повторно стихотворение , затем уточняет, с какой интонацией должно читаться стихотворение (Гордости, уважения) Читает стихотворение с установкой на запомининие, Чтение стихотворения наизусть детьми).

Вако: — Молодцы! Ребята, а теперь я хочу с вами поиграть. Основное занятие ненцев –оленеводство. Оленеводы очень смелые, ловкие, сильные люди. Место, где они живут, называется стойбищем. (Показывает иллюстрации).

Подвижная игра: «Загони оленей»

Дети делятся на две группы –оленей и оленеводов. Олени бегают по комнате, едят ягель. По сигналу «Зажать оленей» — оленеводы загоняют оленей в загон- на стулья.

Спасибо тебе, Вако, за замечательное стихотворение, за игру.

Вако: Теперь мне пора прощаться, до свидания!

Итог занятия.

Литературный материал

Как ворон лису перехитрил (ненецкая сказка)

Не удалась однажды у лисы охота, возвращалась в свою нору голодная. Вдруг услышала писк, скосив глаза, увидела: синичка на дереве своих птенцов кормит. Крикнула:

— Дай одного, самой легче станет.

— Тебе? С какой стати?

— Не дашь – срублю дерево.

И махнула туда сюда хвостом.

Испугалась синичка заплакала:

— Не руби, лиса, дерева, одного – дам… — и выбросила самого вялого, слабого. На лету поймала, проглотила его лисица, а синичка расплакалась: жаль ей своего птенчика. Пролетал мимо ворон, спросил:

— Почему плачешь? Кто обидел?

Поделилась с ним горем синичка.

— Как лиса твоего птенца могла съесть? – удивился ворон. – Ведь гнездо высоко на дереве.

Рассказала синичка об угрозе лисы.

— Глупышка ты, глупышка! – рассмеялся старый мудрый ворон. – Еще придет пускай рубит… Хоть хвостом, хоть языком.

И верно, на другой день лиса пришла снова, но синичка резко отказала ей и даже посоветовала дерзко:

— Руби!

— И срублю! – уж не голод, а заносчивость и упрямство перевесили в ней здравый смысл. И принялась бить по дереву хвостом. Била – била, втайне все еще надеялась на глупость и испуг синички, все волосы с хвоста повыдрола, а дерево и не шевельнулось. Присела лиса, спросила устало, но зло:

— Кто это тебя вразумил? Не ворон ли? – вспомнила, что прилетал он тут вчера.

— Сама догадалась! – гордо сказала синичка.

— Врешь ведь, — скосила на нее глаз хитрунья. – Твой век короткий, а уму – разуму учиться долго. Ворон живет триста лет и то всех моих уловок не знает. Это он тебя надоумил.

«Ну, ворон, погоди!» — подумала. И побежала его искать. Увидела, легла вверх брюхом и язык высунула. Лежит – глазом прищуренным не моргнет. Издалека увидел ворон красный язык.

— Эге, — обрадовался. – Вот и чудный ужин!

Подлетел, но не успел и разу клюнуть, как лиса схватила его и рассмеялась:

— Ты синицу уму – разуму учил, теперь я тебя поучу.

— Ты же умница, весь лес это знает, — тоже улыбнулся ворон. – Но если так вот, обманом, убьешь меня, никто не одобрит. Поглупела, скажут лиса совсем. Вон скала, подними на нее и брось на глазах у всех. Какая слава о тебе пойдет!

« И верно, — подумала лиса, — надо так проучить его, чтоб и птицы, и звери видели, как она ему все косточки переломает!»

Затащила лиса ворона на скалу, положила на самый край и разбежалась чуть – его столкнуть. А тот расправил крылья и – вниз. Лишь потом взмыл в небо. Лиса же с разбегу не удержалась, упала со скалы и разбилась.

Ворон и сам плотно поужинал, и другому зверью оставил…

Два оленя (ненецкая сказка)

Говорят, в тундре это было. Отбился домашний олень от стада. Долго ли, коротко ли бежал – встретился ему дикий олень и говорит:

— Что за жизнь у тебя! Человека на себе возишь. Тяжелую кладь тащишь. От упряжки весь загривок у тебя облез, а я сам по себе живу, где хочу, там и хожу. Моя жизнь лучше.

В ответ на это домашний олень сказал:

— Нет, моя лучше. Присмотрись, сам увидишь.

Сказав это, он побежал обратно к стаду. А дикий олень – за ним. Над домашним оленем смеется:

— Ты, — говорит, — как на привязи ходишь. От человека на три шага отойти боишься.

Домашний олень ничего не отвечает. Подошел к стаду, вместе со всеми ягель из-под снега выкапывает и ест. Дикий олень остановился в сторонке.

Тут темнеть стало, ночь наступила. Задул ветер, поземка поднялась. Все сильнее и сильнее дует ветер. Тогда человек отогнал оленье стадо в ложбину, в подветренную сторону. Прижались олени друг к другу, тепло им , ни о чем они не беспокоятся

А дикий олень один на открытом месте. Как ни станет, ветер ему шерсть ерошит, снегом бока сечет. Еле дотерпел, пока поземка улеглась.

Всю долгую ночь человек сторожил стадо, никуда от него не уходил. Наутро перегнал стадо на новое, хорошее место. Дождался себе смены, потом запряг четырех оленей в нарты, к чуму поехал. Олени за ночь хорошо отдохнули, быстро бегут. А дикий олень поодаль за ними бежит, смотрит, что дальше будет.

Вот и чум показался. Выбежали из чума мальчик и девочка. Мальчик оленей распрягает, девочка по спине их гладит, из рук хлебом кормит.

Дикий олень издали на это смотрит. Увидел вкусную еду – самому захотелось. Стал снег копытами разгребать – ничего не нашел.

Убежал он далеко в тундру. Начал ягель искать. Только нашел – смотрит: прямо на него бежит волк, зубами с голоду щелкает. Так дикий олень ягеля и не пожевал: пришлось ему от волка спасаться.

Бросился он бежать – волк за ним. Долго бежал олень, из сил выбился. Волк все не отстает, вот – вот нагонит и в горло вцепится.

Тут чум показался. Возле него домашние олени спокойно ходят. Дикий олень прямо к чуму подбежал. Выскочил из чума человек с ружьем, одним выстрелом убил волка.

Увидел это домашний олень и спрашивает дикого оленя:

— Ну, чья жизнь лучше? Я на человека работаю, а он обо мне заботится. Я человеку друг, и он мне друг.

Человек и собака (ненецкая сказка)

Жила в лесу собака. Скучно ей стало одной жить. Пошла она себе товарища искать.

Идет раз собака по лесу, а навстречу ей бежит заяц. Собак и говорит:

— Зайчик, давай вместе жить!

— Что ж, — отвечает зайчик, — давай!

Стали они жить вместе.

Настал вечер. Легли спать. Вот ночью собака залаяла. Заяц проснулся, испугался и говорит:

— Зачем ты лаешь? Придет волк и съест нас.

Как услышала это собака, подумала: «Плохого нашла я себе товарища. Трусливое у зайца сердце. Волк, наверное, никого не боится».

И пошла собака по лесу волка искать.

Долго ли, коротко ли шла, навстречу ей бежит волк.

Собака волку и говорит:

— Волк, давай вместе жить!

— Что же, — отвечает волк, — давай!

Наступил вечер, легли они спать. Заснул волк. В самую ночь залаяла собака.

Проснулся волк, испугался. Стал собаку бранить:

— Зачем ты лаешь? Придет медведь и съест нас.

Как услышала это собака, подумала: « И волк не очень-то силен, если медведя боится. Медведь, наверное, всех сильнее».

И пошла собака по лесу медведя искать.

Долго ли, коротко ли шла, навстречу ей медведь.

Собака и говорит:

— Медведь давай жить вместе!

— Что же, — отвечает медведь — давай!

Как завечерело, легли спать. Заснул медведь. В самую полночь залаяла собака. Проснулся медведь, испугался. Стал собаку бранить:

— Зачем ты лаешь? Придет человек с ружьем и убьет нас. У человека ружье есть.

Как услышала это собака, подумала: «И этот трус. Не годится он мне в товарищи. Вот человек, наверное, никого не боится».

И побежала собака человека искать.

Долго ли, коротко ли шла, встретила человека. Он в лесу на охоте был.

Собака и говорит:

— Человек, давай вместе жить!

— Давай, — ответил человек.

И повел человек собаку к себе в чум.

Настал вечер. Лег человек спать. В самую полночь залаяла собака. Проснулся человек, не испугался. Закричал:

— Если хочешь, есть, собачка, поешь. Только мне спать не мешай.

Видит собака, что человек никого не боится, и стала жить вместе с ним. Так до сих пор и живет.

Айога (ненецкая сказка).

В роду Самаров жил один нанаец – Ла.

Была у него дочка Айога. Красивая девочка.

Все ее очень любили. И сказал кто – то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит – не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде любуется.

Совсем стала Айога ленивая.

Все любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Пойди, принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит мать.

— Куст оборвется! – отвечает Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Мать говорит ей тогда:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая она красивая.

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается!

— Возьми толстую иголку, говорит отец.

— Палец уколю! – отвечает дочка.

— Наперсток надень из крепкой кожи – ровдуги.

— Наперсток прорвется!

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла.

Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.

— Я рукавицы надену, — говорит Айога

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. – Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стало Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась – длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости – так замахала, что руки у не в крылья превратились.

— Не надо мне ничего –го –го! Кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся.

Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го – го –го! Ах, какая я красивая!…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай – ога –га –га! Ай – ога –га –га!

Как медведь хвост потерял (ненецкая сказка).

У медведя хвост пушистей и длинней был, чем у лисы. Той завидно стало. И однажды она сказала медведю:

— Пойду рыбку половлю. Хочется свеженькой.

— Как же…из – подо льда – то? – удивился медведь.

— Да просто: суну хвост в прорубь, и сижу. Как нацепляется побольше – выдерну.

И побежала. Чтоб не рассмеяться над простофилей ненароком. Давно заметила плутовка: сильные звери доверчивы. Не зря же ее отец лис сказал о медведе: сила есть – ума не надо. И хитрить незачем: хрясь лапой – и пожалуйста, кушай на здоровье. А не подвернулось мясо – черемшой, своим персональным «медвежьим луком», диким медом или ягодой лакомится. Не жизнь – малина. Любимая ягода.

С утра приметила лиса: неподалеку мужики рыбу ловили. Сейчас поняла: собираются домой. Легла у дороги как мертвая. Увидели ее мужики и на мешки с рыбой бросили. Снова сели на переднюю, незагруженную нарту, едут, о лисе не вспоминают. Отравилась чем то , так ей и надо! А она мешок с рыбой прогрызла, рыбу выкидала и убежала.

Часть спрятала, а с самой крупной побежала в лес; на виду у медведя стала есть. Повизгивает от удовольствия. Медведю и то завидно стало. — Хвостом – то и я могу наловить! – решился.

Пошел на реку, засунул хвост в прорубь, оставленную рыбаками, и сидит. Долго сидел.

— Все же я не лиса, мне много надо, — думал. А ночью уже, мороз потрескивает. Как ни шуба, а мерзнуть стал. Попытался привстать, потянул хвост – не идет.

— Ррр! – обрадовался. – Понацеплялось! – рванул изо всех сил, да и оторвал хвост. Оттого и нет его у медведя.

Сказка «Песец и олень».

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

— Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

— Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

— А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

— Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

— А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

— Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

— Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

— Это верно, — согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

— А как вы, олени, грибы ищете?

— Их легко искать, — объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

— Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

— Правильно, — согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

— Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, — перебил Песец.

— Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

— Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

— Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

— Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее, и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

— Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

— Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

— Прощай, друг! – крикнул Олень м побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

«Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Мир природы»

Конспект познавательной деятельности.

Образовательная область «Познание»

Интеграция образовательных областей: ОО «Коммуникация», ОО «Социализация», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Музыка», ОО «Физическая культура».

Занятие-путешествие Тема: «Чум».

Программное содержание: познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Материал: Фотоснимки с изображением чума (внешний вид и вид внутри). Макет Жилища-чума.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий. Рекомендовать родителям посетить музей, знакомящий с бытом северных народов.

Ход занятия-путешествия:

Ведущий. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие. Посетим жилище коренных народов Ямала

Беседа

1. Кто живет на Ямале?

2. Чем занимаются местные жители?

Ведущий. Ребята, слышите скрип полозьев. Это за нами едут олени в упряжках. Садитесь, поедем в гости.

Ведущий. Как и в стародавние времена, местные жители живут в традиционном жилище-чуме. Посмотрите внимательно на него.

Слышится из чума голос:

Что нам стоит чум построить

В лесотундре из жердей.

Приподнять его за ушки

Подержать чуть-чуть хорей

Закрепить брезент веревкой,

Взять местами бечевой.

Дом мы строим со сноровкой

По привычке кочевой

Чум готов!

Пора и печку

По-хозяйски растопить

И на наше новоселье

Всех соседей пригласить.

Выходит девочка в национальном костюме.

Девочка. Здравствуйте. Зовут меня Нарка.

Ведущий. Чум по-ненецки МЯ – центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир. В отверстие наверху можно увидеть солнце днем и месяц ночью.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Не страшны ему ветры, метели, морозы. Он легкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место.

Коренной житель Ямала умеет его установить в течение часа. Место установки определяет мужчина, а устанавливает его женщина.

Вначале расчищается место на него кладут очажный лист. Очажный лист –это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть чума.

Каждый предмет и каждое место внутри чума с древности имеет свое назначение.

Шест в центре считается священным и называется симзы. За симзы размещается священное место СИ – место старшего мужчины. Напротив СИ у входа, находится НЁ. Это – место женщины. Здесь она занимается домашними делами. Между СИ и НЁ находится спальное место.

Как видите, ребята, чум – не просто удобное жилье в тундре и в тайге. Это дом со своим укладом и традициями. Малочисленные народы Ямала почти в неприкосновенности сберегли свой быт, обычаи.

Ведущий. (читает отрывок из стихотворения «Кочевье»)

Люди, знающие тундру,

Люди северных широт

И живут в просторных чумах:

Где их теплые постели,

Где вскипает чай горячий,

Где, как брата, гостя ждут…

Ведущий. Нарка, спасибо тебе за гостеприимство. А нам пора спешить домой.

Нарка. Приезжайте к нам еще. До скорой встречи.

Итог занятия.

Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:

Конспект образовательной ситуации

с детьми старшего дошкольного возраста

НА ТЕМУ: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Цель:расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Образовательные задачи:

-закрепить знания детей о животных севера, климатических особенностей среды их обитания;

-учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы полными предложениями;

-активизировать и расширять словарь детей;

-учить понимать образный смысл загадок;

-учить детей сочетать движения и речь;

-закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Развивающие задачи:

-развивать речь детей;

— развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;

— развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия мира природы;

— развивать творческое воображение и способности детей, расширять их кругозор;

— развивать мелкую моторику рук, глазомер;

— развивать любознательность, внимание, фантазию, мышление, память;

— развивать умение анализировать свою работу в процессе выполнения и по окончании продуктивной деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к природе, животным;

воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим ;

воспитывать сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам.

Материал: картинки с изображением животных севера; контурные изображения животных севера; фигурка снежинки; письмо в конверте;фонограмма музыки: песня «Мы поедем, мы помчимся. »; крупа; клей; кисти;листы голубого цвета с нарисованными контурами животных севера;текст ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень»; проектор; ноутбук; экран.

Ход образовательной ситуации :

Воспитатель: Добрый день, друзья! Я сегодня в почтовом ящике группы обнаружила письмо. Интересно, оно по адресу или это ошибка?

Воспитатель зачитывает адрес.

Воспитатель: Итак, письмо именно для нас. Интересно, от кого оно и о чём в нём говорится?

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, детишки!

Пишут Вам тюлени,

Милые олени,

Котики, моржи!

Снежная королева друзей заколдовала.

Помогите! От Снежной королевы нас спасите!

Воспитатель: Ребята, нас просят о помощи! Где же живут эти животные?

Дети: На Севере.

Воспитатель: Нам срочно нужно попасть на Северный полюс! Кто из животных поможет нам добраться до Северного полюса, отгадайте.

Воспитатель читает загадку.

Стройный, быстрый.

Мех пушистый,

Рога ветвисты,

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все кому не лень – Это (Северный олень.)

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Дыхательная гимнастика.

— Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. (Дети дуют на снежинку, вдыхая воздух через нос и медленно выдыхая через рот, несколько раз.)

-Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати (Дети повернулись вокруг себя.)

Под музыку «Мы поедем, мы помчимся. «, дети имитируя движения скачущих оленей, бегут по кругу.

Воспитатель:Нам нужно сделать привал и немного отдохнуть. (Дети садятся в круг у «костра».

– Прослушайте сказку «Песец и Олень».

Чтение ненецкой народной сказки:

Отправился раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

— Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

— Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

— А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

— Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

— А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

— Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

— Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

— Это верно, — согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

— А как вы, олени, грибы ищете?

— Их легко искать, — объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

— Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

— Правильно, — согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

— Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, — перебил Песец.

— Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

— Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

— Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

— Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

— Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

— Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Беседа по содержанию сказки:

– Кого повстречал Песец в тундре?

– Зачем Олень разрывал снег?

– Чем питаются Олени? Почему их называют травоядными животными?

– Чем питаются Песцы?

– Понравился ли Песцу Олений мох? Почему?

– Куда Песец посоветовал Оленю отправиться?

– Почему на юге тундры снег мягче и добывать пищу Оленям там легче?

– Куда побежал Песец?

Воспитатель:Нам пора в путь, животные ждут нашей помощи.

Физкульт минутка.

Как олени резво скачем

(Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик.

(Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились,

(Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились.

(Остановиться)

Мы немного отдохнём

(Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём.

(Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись.

(Присесть на импровизированные льдинки)

Воспитатель: Вот мы и на месте. Смотрите, какие интересные ледяные фигуры на стене. Кто это?

На ватмане расположены контурные изображения животных.

Дети: олень, писец, белый медведь.

Воспитатель: Верно. Ребята посмотрите внимательно и скажите, мы на правильном пути? Где мы?

Дети: На Северном полюсе.

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: На Севере льды, снега, Северное Сияние, малая растительность.

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и ответили правильно. Животные

заколдованы, надо им помочь .

Украшение контурных изображений животных различной крупой. Звучит музыка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Животные расколдованы.

На экране появляются картинки с изображением животных Севера.

Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться домой, в наш детский сад.

Все на ножки становитесь

И немного покружитесь.

Автор: Ефремова Людмила Викторовна

Ненцы, юраки,
самодийцы (41 тыс. чел) живут по евразийскому побережью Северного Ледовитого
океана от Кольского полуострова до Таймыра.


Традиционное занятие
— крупностадное оленеводство.

Помимо выпаса оленей
зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя.
Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушекvпастей и железных
капканов. Из птиц добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей.
Рыбу ловили, в основном, летом.

Выделкой шкур оленей
и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины.

Для ненецкого
фольклора характерна персонификация, когда наряду с героями действующим лицом
является и сам сказ. Этот прием широко распространен в сказках, где
одушевленное существо именуется лаханако — словечко.

Среди ненецких сказок
есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами
выступают божества, духи — хозяева местностей. Они же являются главными
действующими лицами и в других жанрах фольклора — преданиях, молитвах-заговорах,
шаманских песнях.

Религиозные верования
ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым
верховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром при помощи других
божеств и духов. Его жена «Я Небя» («Мать Земля») — старуха-покровительница,
рождающая и хранящая все живое — оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума
выступает Нга — воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество,
посылающее болезни и смерть. 

Каждое озеро, промысловое урочище имело своих
духов. Им приносили в жертву оленей, делали подношения, чтобы духи даровали
здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли
быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным
деревом ненцы считали лиственницу.

По народным
представлениям ненцев душа человека проявляется в виде крови, дыхания, тени.
Смерть — потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело
человека вредоносных духов (нгылека). Шаманство тесно связано с древними
религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине
или женщине по наследству. 

Для ненецкого фольклора характерна персонификация,
когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот
прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется
лаханако — словечко. Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о
животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают
божества, духи. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах
фольклора — преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.

+++++++++++++++++++++

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Непромокаемая обувь как пишется
  • Ненецкая сказка айога читать
  • Ненецкая сказка айога текст
  • Непромокаемая накидка как пишется
  • Ненецкая народная сказка белый медведь и бурый медведь текст распечатать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии