несметный
многочисленный, бесчисленный, бессчётный, несчётный, неисчислимый; огромный, немереный, несчетный, и не сосчитаешь, бессчетный. Ant. исчислимый
Словарь русских синонимов.
несметный
см. бесчисленный
Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011.
несметный
прил., кол-во синонимов: 11
• бессметный (6)
• бессчетный (11)
• бесчисленный (17)
• и не сосчитаешь (5)
• многочисленный (23)
• неисчислимый (13)
• немереный (8)
• несчетный (13)
• огромный (64)
• огромный по количеству (2)
• тмутемный (5)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
бессметный, бессчетный, бесчисленный, и не сосчитаешь, многочисленный, неисчислимый, немереный, несчетный, огромный, огромный по количеству, тмутемный
1) Орфографическая запись слова: несметный
2) Ударение в слове: несм`етный
3) Деление слова на слоги (перенос слова): несметный
4) Фонетическая транскрипция слова несметный : [н’изм’`эдн]
5) Характеристика всех звуков:
н [н’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
е [и] — гласный, безударный
с [з] — согласный, твердый, звонкий, парный
м [м’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
е [`э] — гласный, ударный
т [д] — согласный, твердый, звонкий, парный
н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
ы ы — гласный, безударный
й й — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
9 букв, 7 звук
,
-ое
;
-тен
,
-тна
,
-тно
.
Огромный по количеству; неисчислимый.
Несметные богатства.
□
К Сенатской площади бегут Несметные толпы. Н. Некрасов, Русские женщины.
Впереди, за поворотом Дона, открылись несметные огни Цимлянского строительства. Паустовский, Героический юго-восток.
Синонимы:
бессметный, бессчетный, бесчисленный, и не сосчитаешь, многочисленный, неисчислимый, немереный, несчетный, огромный, огромный по количеству, тмутемный
несме́тный,
несме́тная,
несме́тное,
несме́тные,
несме́тного,
несме́тной,
несме́тного,
несме́тных,
несме́тному,
несме́тной,
несме́тному,
несме́тным,
несме́тный,
несме́тную,
несме́тное,
несме́тные,
несме́тного,
несме́тную,
несме́тное,
несме́тных,
несме́тным,
несме́тной,
несме́тною,
несме́тным,
несме́тными,
несме́тном,
несме́тной,
несме́тном,
несме́тных,
несме́тен,
несме́тна,
несме́тно,
несме́тны,
несме́тнее,
понесме́тнее,
несме́тней,
понесме́тней
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
бессметный, бессчетный, бесчисленный, и не сосчитаешь, многочисленный, неисчислимый, немереный, несчетный, огромный, огромный по количеству, тмутемный
несме’тный, несме’тная, несме’тное, несме’тные, несме’тного, несме’тной, несме’тного, несме’тных, несме’тному, несме’тной, несме’тному, несме’тным, несме’тный, несме’тную, несме’тное, несме’тные, несме’тного, несме’тную, несме’тное, несме’тных, несме’тным, несме’тной, несме’тною, несме’тным, несме’тными, несме’тном, несме’тной, несме’тном, несме’тных, несме’тен, несме’тна, несме’тно, несме’тны, несме’тнее, понесме’тнее, несме’тней, понесме’тней
Эпитеты в русских сказках — основа поэтики народной литературы
04.10.2017
Эпитеты в сказке могут выполнять совершенно различные функции – добавлять какому-либо предмету дополнительный оттенок, или же усиливать, делать более ярким уже имеющийся признак. «Эпитет как бы дает определенную окраску выраженному предмету, бросает на него определенный свет и делает предмет стилистически значимым».
Постоянные эпитеты
Несомненно, каждая сказка насыщена этими яркими и запоминающимися средствами художественной выразительности речи, многие из которых уже стали не просто постоянными, но справедливо бы было их называть даже фразеологизмами. Это давно знакомый нам «добрый молодец» или неотъемлемая для сказки «красна девица» с ее «золотой косой».
Пожалуй, самое значимое место в сказочной традиции и занимают именно эти народнопоэтические эпитеты, выделяющиеся на фоне других своим постоянством и неотделимостью от слова, которое они сопровождают. Такие эпитеты – основа всей поэтики сказок, определяющее начало «вкуса» жанра.
С помощью эпитетов мы узнаем о внешности героя, о его внутренних качествах, чертах характера, можем отнести того или иного персонажа к разряду положительных героев или же, наоборот, определить его как злодея. Как раз-таки примечательно, что эпитеты, характеризующие отрицательного героя отличаются особым многообразием, к тому же, могут указывать на степень проявления того самого зла, определяя этим значимость победы над страшною силой.
Уточняющие эпитеты
Еще один разряд слов, близкий по значению к эпитетам-описаниям — это такие эпитеты, с помощью которых выражаются различные чувства и состояния, но не самих героев, а их действий: когда беда становится «великой», а неволя «горькой», ненависть «страшной», а месть «жестокой», война же – «лютой» и «беспощадной».
Также, существует еще одна примечательная группа эпитетов, которая, называя признаки каких-либо понятий, преимущественно отвлеченных, выполняет уточняющую функцию в понимании их значения: здесь «грех» уже становится «нечистой думой», а «смерть» есть не просто уничтожение, но нечто «неминучее», «кручинное», то есть невыносимо печальное.
Эпитеты способны не просто обогатить нашу речь разнообразием форм одного и того же слова, но «украсить» ее, усилить смысл высказываемого. Так, «хитрая» баба становится «плутоватой», если ей приписать качества характерного животного, или сообразительность «мудрой» жены становится гораздо более яркой, если ее называть «прозорливою».
Также, хоть и более редки, но от этого не менее примечательны, случаи употребления в сказках эпитетов метафорического характера, когда в «сахарные» уста вкладывается, соответственно, «сладкая» речь, а «простые», ничего не значащие и пустые слова оказываются «ситцевыми».
Употребление имен собственных
Еще одна по-настоящему особенная группа эпитетов – это слова, которые связаны с именами собственными. Идентифицируя их, имена, такие эпитеты способны наделять определенного героя более ярким признаком – это «Елена Прекрасная» или «Василиса Премудрая». В данном случае функцию именования выполняют имена прилагательные. Но, также, подобное «превращение» способны осуществлять, например, и приложения, распространенные или нераспространенные – «Царевна Несмеяна», «Баба-Яга костяная нога» или же «Иван-дурачок».
Еще одна особенность, касающаяся употребления в сказках имен собственных – это возможность разграничения персонажей с одинаковыми именами, что довольно частый случай для сказок, с помощью эпитетов – слов или словосочетаний, — выполняющих различительную функцию. Например, «Иван» может быть и «дурачком», и «Бездольным», а «Богатырь» не только отличаться своей силушкой, но называться теперь даже «Бурей».
Такие отличительные признаки помогают определить не только умственные способности персонажа или же его физические данные, но и указать на его положение в обществе, так называемый социальной статус, возможно, происхождение или принадлежность к той или иной возрастной группе.
Так как в сказке главным героем часто является персонаж обездоленный, то есть выходец из низкого социального класса, то, можно сказать, создается некоторая необходимость в его специфическом выделении среди других героев. Здесь тоже в качестве вспомогательного средства выступают эпитеты, а точнее, особые средства словообразования, или лексические способы придания персонажу яркой индивидуальности.
Например, герою приписывается броское прозвище, указывающее на его внешний вид – здесь вспоминается «Ивашко белая рубашка», что к тому же, создает дополнительную оценку благодаря образовавшейся рифме, а суффикс -к- традиционно указывает на низкий социальный статус.
И если, пожалуй, самое распространенное мужское имя для сказок – это Иван, Ваня, то женское, несомненно, Настасья. Ведь именно имя Настасья, Настя, Настенька, Анастасия отождествляется в русских сказках с началом чего-то нового, находящегося в состоянии расцвета, обладающего исключительно живительными свойствами.
Неудивительно, что имя Настасья дано в сказках преимущественно молодым царевнам, естественно, с золотой косой – необходимым атрибутом их внешнего облика, как признака и символа невинности и чистоты. Здесь эмоционально положительную оценку создает именно цвет волос Насти – золотой.
Невольно ассоциации предлагают нам мысленно вспомнить такие синонимы как «чудо» или «волшебство», а дальше уже фантазия заставляет нас задуматься о том, что в самых трудных сказочных заданиях герой ищет животного обязательно с золотыми рожками или прекрасной золотой гривой, также самые удивительные на свете существа способны своими копытцами источать именно золото. Да и само оно, золото, в самом привычном понимании этого слова, есть несметное богатство и самое желанное приданое.
Интересно и другое, тоже нередкое, сказочное имя – Василиса. У Василисы, в отличие от Насти, коса обычно «неприкрытая». Тут любопытна догадка А.Н. Афанасьева о том, что, скорее всего, словосочетание «неприкрытая коса» у Василисы отождествляется с понятием Солнца в представлении людей, уходящее в Древние времена. Во-первых, само слова «краса» обозначает ничто иное, как «свет», во-вторых, для наших предков не было ничего более удивительного, более будоражащего умы и сердца, чем солнце – «прекрасного дневного светила, дающего всему жизнь и краски». Непокрытая коса – не значит в прямом смысле этого слова «ничем неприкрытая», но чистая, ничем не замутненная и не затуманенная.
Возвращаясь к вопросу употребления в сказках эпитетов-приложений, встречаются случаи, в основном единичные, использования таких дополнительных значений, которые бы участвовали в создании характеристики героя: конь не простой, а «летун», жена, предавшая мужа – «изменщица», а безутешный купец, потерявший супругу – «вдовец». Многие из таких словосочетаний образованы с помощью рифмы, и это, несомненно, придает персонажам, с присущими им подобными качествами, особую выразительность.
Говоря о возможности употребления эпитетов в самых различных формах, стоит отметить, что, также, весьма часто встречаются случаи употребления эпитетов в их усеченной, краткой форме – например, «сине» море да «чисто» поле или та же «красна девица».
Многим эпитетам, в особенности постоянным, характерно употребление их формы в так называемой инверсии – намеренном изменении привычного порядка слов – для создания более сильного эффекта – «лес дремучий», «богатырь могучий» и «славный», а «царь грозный» да «головушка бедная».
Эпитеты в названиях сказок
Некоторые эпитеты оказываются настолько актуальными, что перестают быть простым украшением для сказки, но становятся ключевым аспектом произведения. Это происходит, когда эпитет превращается в целую сему и тем самым выносится в заголовок сказочного текста. А, как известно, заглавие есть важнейший компонент концепции всего произведения, в нем всегда отображается главная идея и основная тема.
Название есть нераскрытое в полной мере содержание текста. Как правило, в такие заглавия выносятся словосочетания в их субстантивированном виде. Называя, например, героя сказки, они сразу позволяют читателю сделать некоторые оценочные выводы, относительно данного персонажа – например, сказка «Мудрая жена», «Жадная старуха» или «Оклеветанная купеческая дочь».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпитет – это особое средство выразительности в сказке, позволяющее нам представить картину как о специфике языка в фольклорном жанре, так и языка в целом.
Автор статьи — Короткова Юлия.
Советую почитать:
Зачин, присказка и концовка в структуре сказок
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 74 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 239 человек из 59 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Составитель Новикова Т.М.
Учитель первой квалификационной категории -
2 слайд
Тебе уже знакомы традиционные русские образы, такие как молодец, девица, сокол, яблоко и др.
В фольклорных и художественных произведениях, чтобы придать образу яркость, художественную выразительность, используют определения – эпитеты, многие из которых стали постоянными: -
3 слайд
Постоянные эпитеты
Добрый молодец, красная девица, ясный сокол, наливное яблочко. -
4 слайд
Такие постоянные эпитеты – основа
народного – поэтического языка.
Эпитеты помогают нам узнать о внешности
героя, его характере, понять добрый это герой
или злой. -
5 слайд
Эпитеты, характеризующие отрицательного
героя, отличаются особым многообразием,
указывают на необычные свойства -
-
7 слайд
Кощей бессмертный
-
8 слайд
Баба – яга костяная нога
-
9 слайд
Змей двенадцатиголовый
-
10 слайд
Постарайтесь вспомнить, какие образы в народных сказках, песнях, былинах сопровождают данные эпитеты.
-
11 слайд
Буйная головушка
Лютый мороз
Тугой лук
Несметные богатства
Богатырская сила
Горючие слёзы
Белокаменные палаты
Чистое золото -
12 слайд
В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом:
Добрый конь
Люди добрые
Добрый товар
Доброе место
Доброе дело
Вспомни сказки и были, в которых
встречались эти словосочетания. -
13 слайд
Добрый конь – постоянный спутник доброго молодца в фольклорных текстах:
Походил он на конюшню белодубову,
Ко своему доброму коню
Слово добрый в данных примерах означает ‘хороший, отличный’, ‘без изъяна’, т.е. отличный конь, хороший парень.
Сели оне на добрых коней
И поехали все ко городу ко Киеву -
14 слайд
Делающий добро другим, отзывчивый, а
также выражающий эти качества
Простите, люди добрые,
Учите уму-разуму,
Как жить самой? -
15 слайд
Составьте предложения с сочетанием слов:
Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя, с добрым утром, доброго пути. -
16 слайд
Прочитай текст. Почему старый охотник желает встречным «доброй тропы»? Когда, по мнению охотника, тропа «оживает», «делается родной»? Подтверди свой ответ примерами из текста.
-
17 слайд
-Почему встречным в лесу ты не говоришь «здравствуй» или «добрый день», а желаешь «доброй тропы»? — спросил я у Андреича.
-Раз человек идёт лесом, значит, здоровье у него и так окрепчает. И без моих слов будет здравствовать, — отвечал старый охотник. — Утро — коротко, день — невелик, вечер — и того меньше. А тропа тянется долго. Иную за неделю не пройти. Вот я и желаю встречным добра на весь лесной путь.
Идти по лесной тропе надо с добрым сердцем. И тогда тропу сделаешь доброй, и у самого сердце потеплеет.И. И. Левитан. Тропинка в лиственном лесу
-
18 слайд
Повалилась на тропу сушина — убери её. Попал в беду зверь или птица — помоги.
Встретишь на тропе человека — выслушай его. Дай совет. И оживёт для тебя тропа, сделается родной. С ней можно и поговорить, поделиться бедой и усталостью.
Насмехаться будешь над ней, так и она посмеётся над тобой. Закружит по тайге и на старое место выведет. Не рад будешь своему смеху…
(В. Бурлак) -
19 слайд
Домашнее задание:
Как можно назвать слова тропа, дорожка, тропинка, стёжка?Подбери к каждому существительному подходящие прилагательные. Запиши словосочетания.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 061 137 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 09.11.2020
- 138
- 1
- 09.11.2020
- 268
- 3
- 09.11.2020
- 901
- 25
- 09.11.2020
- 341
- 3
- 09.11.2020
- 200
- 1
- 09.11.2020
- 781
- 106
- 08.11.2020
- 142
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»