Ни в сказке сказать ни пером описать источник появления

Ни в сказке сказать ни пером описать

Ни в сказке сказать ни пером описать
Нар.-поэт. Нельзя выразить словами. О ком-либо или о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычайном и т. п. [Няня] нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где… гуляют молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать ни пером описать (Гончаров. Обломов). Поехали они в казначейство и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать ни пером описать! (Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «Ни в сказке сказать ни пером описать» в других словарях:

  • Ни в сказке сказать, ни пером описать — СКАЗКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ни в сказке сказать, ни пером описать — прил., кол во синонимов: 17 • бесподобный (43) • божественный (39) • великолепный …   Словарь синонимов

  • Ни в сказке сказать ни пером написать — Нар. поэт. То же, что Ни в сказке сказать ни пером описать. Стоял здесь замок по имени Эйзен, то есть железный. И по всей правде, он был так крепок, что ни в сказке сказать ни пером написать (А. Марлинский. Замок Эйзен). Находил он в садах… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ни в сказке сказать ни пером описать — ни в ск азке сказ ать ни пер ом опис ать …   Русский орфографический словарь

  • ни в сказке сказать, ни пером описать — нар. поэт. О высшей степени какого л. качества, свойства …   Словарь многих выражений

  • описать — ОПИСАТЬ, опишу, опишешь, совер. (к описывать), кого что. 1. Подробно рассказать о ком чем нибудь, изобразить кого что нибудь в письменной или устной форме. «Его вседневные занятья я вам подробно опишу.» Пушкин. « О чем писать? Восток и юг давно… …   Толковый словарь Ушакова

  • сказать — глаг., св., употр. наиб. часто Морфология: я скажу, ты скажешь, он/она/оно скажет, мы скажем, вы скажете, они скажут, скажи, скажите, сказал, сказала, сказало, сказали, сказавший, сказанный, сказав 2. см. нсв. говорить …   Толковый словарь Дмитриева

  • сказать — скажу, скажешь; сказанный; зан, а, о; св. 1. (нсв. говорить). (что). Выразить словесно мысли, мнения, сообщать (устно или письменно); произнести. С. своё мнение. С. правду. С. глупость, очередную банальность. Мне больше нечего с. С. речь; (разг.) …   Энциклопедический словарь

  • сказать — скажу/, ска/жешь; ска/занный; зан, а, о; св. см. тж. скажи, скажешь!, сказал!, скажет!, скажем 1) а) (нсв. говори/ть …   Словарь многих выражений

  • изумительный — См …   Словарь синонимов

Значение словосочетания «ни в сказке сказать, ни пером описать»

  • Ни в сказке сказать, ни пером описать (
    народно-поэт.) — о высшей степени какого-л. качества, свойства.

    См. также сказка.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обставленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «сказка»

Ассоциации к слову «сказать»

Ассоциации к слову «перо»

Ассоциации к слову «описать»

Синонимы к словосочетанию «ни в сказке сказать, ни пером описать»

Предложения со словом «сказка»

  • – Мне кажется, что я могу уже рассказать сказку, ну, или прочитать, на худой конец.
  • В длинной серой кофте, надетой поверх чёрного платья, с всклокоченными седыми волосами, рассыпавшимися по плечам, она напоминала настоящую ведьму из страшной детской сказки.
  • В детстве я очень любил читать волшебные сказки разных народов.
  • (все предложения)

Предложения со словом «сказать»

  • Я просто хочу сказать ещё пару слов, пока ваше внимание сконцентрировано на мне и вы видите меня в очень уязвимом положении.
  • – Письменное заключение будет готово завтра, но главное могу сказать уже сейчас. В общем, ни в каком лобовом столкновении эта машина не участвовала.
  • Они все пытаются выразить словами то, о чём нельзя сказать словами, в надежде, что у вас появится желание узнать это.
  • (все предложения)

Предложения со словом «перо»

  • Я вернулся в свой кабинет и снова открыл тетрадь в бархатном переплёте, в которую так до сих пор и не удосужился внести ни одной строки, взял гусиное перо из стеклянного стакана и обмакнул его в чернила.
  • Чёрные перья крыльев легонько колыхались, словно обдуваемые ветром.
  • Ты изображён там коленопреклонённым перед сидящей на руках у императора девочкой, которая протягивает тебе украшенный павлиньими перьями золотой шлем.
  • (все предложения)

Предложения со словом «описать»

  • После того как они убежали, кто может описать словами, сколько человек было убито там, какую лютую смерть они нашли, сколько было бед и горя?
  • К сожалению, в этой книге мы не сможем подробно описать подобные параллели, но любопытный читатель всегда может обратиться к работам, посвящённым сравнительному исследованию религий и символизма.
  • Вне того, что можно описать словами людей, хрюками мутантов и инфошарами ангелов.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «ни в сказке сказать, ни пером описать»

  • Подняли у коляски фордек, и лошади побежали рысью. Мы миновали несколько деревень, и матушка неоднократно покушалась остановиться, чтоб переждать грозу. Но всякий раз надежда: авось пройдет! — ободряла ее. Сколько брани вылилось тут на голову тетеньки Анфисы Порфирьевны — этого ни в сказках сказать, ни пером описать.
  • Наина осталась одна, и сколько она делает всяких пакостей своему отечеству — этого ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • А сколько сверх того было уплачено крепостных пошлин при переходах имения из рук в руки? сколько было рассорено денег на сводчиков и маклеров, сколько употреблено суеты и беготни при отыскивании покупщика? Этого, наверное, ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «сказка»

  • волшебная сказка
    страшные сказки
    детские сказки
  • сказки сказками
    сказки народов мира
    сказки детства
  • герои сказок
    мир сказки
    книга сказок
  • сказка закончилась
    сказка кончилась
    сказка продолжалась
  • рассказывать сказки
    верить в сказки
    читать сказки
  • (полная таблица сочетаемости)

Афоризмы русских писателей со словом «сказка»

  • Сказка станет правдой.
    Так радость никогда не переведется на земле.
  • Сказка — прах, сказка — пыль!
    Лучше сказки будет быль!
    Жизнь взаправду хороша…
  • Я убежден, что знакомство со сказками и вообще с неисчерпаемыми сокровищами устного народного творчества крайне полезно для молодых начинающих писателей.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

  • – Мне кажется, что я могу уже рассказать сказку, ну, или прочитать, на худой конец.

  • В длинной серой кофте, надетой поверх чёрного платья, с всклокоченными седыми волосами, рассыпавшимися по плечам, она напоминала настоящую ведьму из страшной детской сказки.

  • В детстве я очень любил читать волшебные сказки разных народов.

  • (все предложения)
  • Я просто хочу сказать ещё пару слов, пока ваше внимание сконцентрировано на мне и вы видите меня в очень уязвимом положении.

  • – Письменное заключение будет готово завтра, но главное могу сказать уже сейчас. В общем, ни в каком лобовом столкновении эта машина не участвовала.

  • Они все пытаются выразить словами то, о чём нельзя сказать словами, в надежде, что у вас появится желание узнать это.

  • (все предложения)
  • Я вернулся в свой кабинет и снова открыл тетрадь в бархатном переплёте, в которую так до сих пор и не удосужился внести ни одной строки, взял гусиное перо из стеклянного стакана и обмакнул его в чернила.

  • Чёрные перья крыльев легонько колыхались, словно обдуваемые ветром.

  • Ты изображён там коленопреклонённым перед сидящей на руках у императора девочкой, которая протягивает тебе украшенный павлиньими перьями золотой шлем.

  • (все предложения)
  • После того как они убежали, кто может описать словами, сколько человек было убито там, какую лютую смерть они нашли, сколько было бед и горя?

  • К сожалению, в этой книге мы не сможем подробно описать подобные параллели, но любопытный читатель всегда может обратиться к работам, посвящённым сравнительному исследованию религий и символизма.

  • Вне того, что можно описать словами людей, хрюками мутантов и инфошарами ангелов.

  • (все предложения)
  • говориться в сказках
  • скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
  • помнить сказку
  • просто сказки
  • добрый молодец
  • (ещё синонимы…)
  • гном
  • репа
  • эльф
  • книга
  • эльфы
  • (ещё ассоциации…)
  • слово
  • подсказка
  • нет
  • говорить
  • оговорка
  • (ещё ассоциации…)
  • птица
  • лёгкий
  • лёгкая
  • летопись
  • рукопись
  • (ещё ассоциации…)
  • характеристика
  • штанишки
  • подробность
  • (ещё ассоциации…)
  • волшебная сказка
  • сказки сказками
  • герои сказок
  • сказка закончилась
  • рассказывать сказки
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • врач сказал
  • мама сказала
  • сказать правду
  • сказать слово
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • гусиное перо
  • перья птиц
  • кончик пера
  • перья летят
  • взять перо
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • автор описывает
  • очевидец описывает
  • описывать дугу
  • описывать круг
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «сказка»
  • Разбор по составу слова «сказать»
  • Разбор по составу слова «перо»
  • Разбор по составу слова «описать»
  • Как правильно пишется словосочетание «ни в сказке сказать ни пером описать»

«Ни в сказке сказать, ни пером описать»-нельзя
выразить словами, насколько фразеологизмы являются одним из лучших украшений
речи. У этих устойчивых речевых выражений нет автора.  В своей речи каждый из
нас применяет их часто, хотя и не замечает.  Без фразеологизмов наш язык был бы
беден и невыразителен. Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить
напряженную обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть
сказанного. В наш век компьютерных технологий — мы стали меньше читать, а если
и читаем, то в основном развлекательные журналы, приключенческие рассказы. К
сказкам, интерес угасает даже у детей после дошкольного возраста. А ведь,
сколько мудрости в них! Сколько фразеологических оборотов, которые точно
отражают состояние человека, ситуацию, в которую он попал, его настроение и характер.

К сожалению,  сложно дается детям
объяснение значение фразеологизмов. И как следствие, всё меньше ребят
употребляют их в своей речи. А ведь благодаря фразеологизмам увеличивается
словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной. Речь,
богатая народными присловьями, интересна и самобытна. Недаром сказочники
употребляли и  до сих пор продолжают пользоваться этим кладезем векового
наследия.

 Из сказок пришли фразеологизмы в нашу
речь. Во лбу звезда горит — так могут сказать про синяк, прыщик на лбу. У
разбитого корыта — говорят о том, кто много хлопотал, да без толку. Ну, теперь
твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека. Сказка
ложь, да в ней намек — указание на рациональное зерно рассказа. Не мышонок, не лягушка,
а неведома зверушка, — так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида. Кабы
я была царица — посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ. Ты
прекрасна, спору нет — заслуженный комплимент.

Как возникли фразеологизмы? Как правило,
история каждого фразеологизма может быть довольно проста, а может, наоборот,
иметь ряд гипотез. Рассмотрим несколько выражений и историю их происхождения.

  «В тридевятом царстве, в тридесятом
государстве» — в большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти слова
использовались как обычная и привычная присказка. Но, вообще, это определение
расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое
количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель
– это ни что иное, как число двадцать семь(три помножить на девять равняется
двадцати семи). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился
лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот
тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать
больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место
находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально.

 Белены объесться. В пушкинской «Сказке о
рыбаке и рыбке» старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей старухи, гневно
говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?»Значение. Вести себя вздорно,
злобно, как сумасшедший.

Происхождение. В деревне на задворках и
свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках
цветками и неприятным запахом. Это и есть белена — очень ядовитое растение. Ее
семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится похож на безумного:
бредит, буйствует, а нередко и умирает.

Выражение уйти не солоно хлебавши, уходит
корнями во времена, когда соль на Руси была очень дорогой. Желанному гостю
давали за столом еду с солью, а гость нежеланный мог вообще не получить соли и
уходил « не солоно (. без соли) хлебавши».

Хлеб – соль — из словаря: радушное,
гостеприимное приветствие.

Итак, хлеб-соль — это и угощение, и
забота, попечение. Старинный русский обряд подносить при торжественной встрече
хлеб и соль тому, кого принимают с почестями, живет и по сей день.

Долго ли, коротко ли, старалась рассказать
, о том что педагог не должен пренебрегать этимологическим анализом. Ведь,
обращаясь к прошлому слова, мы открываем для себя его место в современном
языке; точнее и вернее понимая его семантику, полнее представляя смысл слова,
сознательно усваиваем его орфографическое обличье, лучше чувствуем его
художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении
слов и выражений- одно из действенных средств сделать обучение русскому языку
не только по-настоящему обучающим и воспитывающим, но и интересным,
занимательным в самом хорошем смысле этого слова.

Занимательная стилистика — Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1988

Ни в сказке сказать, ни пером описать (Сравнение)

В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдетесравнения— образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов:Снег,словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол(С. Есенин);Лед неокрепший на речке студеной,Словно как тающий сахарлежит(Н.А. Некрасов);Нарядней модного паркетаблистает речка, льдом одета(А.С. Пушкин). Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Помните «Мойдодыра» К.И. Чуковского, гдеподушка,как лягушка, ускакалаот грязнули? Или «Федорино горе»? Там,как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга. Какую наглядность речи придают эти тропы! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например:золото листьев — листья желтые,как золото;дремлет камыш — камыш недвижим,как будто он дремлет, и т. д. Однако в отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества, действия. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи. Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли. Ученый ответил на этот вопрос сравнением: «Представьте себе исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля».

Сравнения нередко выполняют в речи разъяснительную функцию, что значительно расширяет рамки их применения. Этот троп может быть использован в различных стилях речи. К сравнениям обращаются не только художники слова, но и ученые. Вот, например, как с помощью сравнения описывается устройство кристалла в одной из научно-популярных книг: «Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка… Кристалл — символ идеального порядка, так же, как газ — символ хаоса». Самое широкое применение получает сравнение в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство речи.

В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в пушкинском описанииПод голубыми небесамивеликолепными коврами, блестя на солнце, снег лежитпредмет сравнения — снежный покров, образ сравнения — ковер, признак сходства — закрывает землю. На этих трех элементах построено сравнение:снег ковром лежит на земле.

Сравнение может помогать образному изображению самых различных признаков предметов, качеств, действий. Очень часто сравнение дает точное описание цвета, например:густое,как синька, море; запаха:запах рассола, острый,как нашатырь; формы:ветла, усыпанная серебряными барашками — мягкими на ощупь и теплыми,похожими на птенцов крошечной птицы.Сравнения могут уточнять характер действия:Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч… Он не звенит, а шепчет чтото свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах,будто трогает мягкой лапкойто один лист, то другой.Все эти сравнения создал большой мастер художественного слова К. Паустовский, горячо любивший русскую природу.

Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов,как, точно, словно, будто, как будто. Например у В. Маяковского:…Берет,как бомбу, берет,как ежа, какбритву обоюдоострую

Эти же подчинительные союзы могут присоединять и придаточные сравнительные предложения:Мы открывали Маркса каждый том,как в доме собственном мы открываем ставни. Но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане(В. Маяковский). Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже. Например:Яволкомбы выгрыз бюрократизм(В. Маяковский). Еще пример:Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко.Змейкоймчится по земле белая поземка(С. Маршак). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий:Из мрака куст ползет,мохнатей медвежонка(В. Луговской). Есть сравнения, которые вводятся словамипохож, напоминает: Кленовый листнапоминает нам янтарь(Н. Заболоцкий);…Я уснул в горах …в громадном за глохшем саду,похожем на девственный лес(К. Паустовский). Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения. Например, А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» обращается к Петру I:О мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?Известны отрицательные сравнения, в которых один предмет противопоставляется другому:Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои(Н.А. Некрасов). А когда писатель не находит слов, чтобы выразить свой восторг, восхищение, похвалу, он может употребить и неопределенное сравнение, в котором дается высшая оценка описываемого, не получающая, однако, конкретного образного выражения. Вот тогда и пишут:ни в сказке сказать, ни пером описать…Например, у А. Твардовского:Не расскажешь, не опишешь, Что за жизнь, когда в бою За чужим огнем услышишь Артиллерию свою.

Художественная сила сравнений как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны. Так, наше воображение не поразит сравнение румянца с розой, глаз с голубым небом, седых волос со снегом. Но яркий образ создают такие, например, сравнения:Был он рыжий,как из рыжиков рагу, Рыжий,словно апельсины на снегу… Стали волосысмертельной белизны(Р. Рождественский). В таких сравнениях особенно ярко отражается присущее только автору восприятие действительности, поэтому сравнения в значительной мере определяют особенности слога писателя.

Однако не следует думать, что сравнения всегда делают речь выразительной и употребление их неизменно является достоинством стиля. Нужно уметь использовать сравнения, чтобы не оказаться в таком смешном положении, как злополучный автор, о котором А.П. Чехов писал: «У плохого поэта был стих:как саранчалетел он на свиданье». Сам А.П. Чехов пародировал подобные неудачные сравнения в своих письмах и записных книжках, например:Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас.

М. Горький критиковал одного из молодых писателей, который, не вникая в смысл сравнения, «украсил» им фразу: «Мечта о перевороте безжалостно смята царизмом,как бывает сорван порывом бури нежный пух одуванчика». По поводу этого «образа» М. Горький заметил: «Революционное движение 1905—1906 годов нельзя и смешно сравнивать с «одуванчиком«. Тут уж Вы обнаруживаете малограмотность социальную. А для того, чтобы разнести семена одуванчика, — не требуется «порыва бури«, а достаточно дуновения ребенка».

Плохо, если автор придумывает сравнения, чтобы «украсить» свой слог. Засорение речи такими «красивыми» сравнениями в свое время осмеял еще Н.В. Гоголь, заставив Чичикова в беседе с Маниловым использовать такой риторический образ:Да, действительно, чего не потерпел я?Как барка какая-нибудь среди волн, каких гонений!

А как вы, друзья, пользуетесь сравнениями в своих сочинениях? Надеюсь, вы не уподобляетесь авторам, написавшим: «Вчера мы смотрели этот замечательный фильм, он звучалкак первая ласточкав новом сериале на военно-патриотическую тему, и она сделала весну»; «Катерина в «темном царстве«как безгрешная жертва, задавленная палачом Кабанихой…»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ни в сказке сказать ни пером описать значение фразеологизма одним словом
  • Ни в сказке сказать ни пером описать значение выражения
  • Ни в сказке сказать ни пером написать значение фразеологизма
  • Ни в одном глазу как пишется
  • Неясная речь как пишется слитно или раздельно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии