Нравственно этический конфликт в сказках а с пушкина о рыбаке и о золотом петушке

Анализ конфликта на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

I. Краткое изложение конфликтной ситуации

конфликт конструктивный деструктивный

Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно. Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем. Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто. Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание. Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи. Рыбка исполняет это пожелание. Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей. Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации. Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание — стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.

II. Анализ конфликтной ситуации

. Тип конфликта:

а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт;

б) по содержанию: ресурсно-материальный конфликт по мере развития конфликтной ситуации дополнительно приобретает черты конфликта доминирования;

в) по коммуникативной направленности конфликт носит «горизонтальный» характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает «вертикальный» характер (дворянка/царица — рыбак).

. Структура конфликта:

а) стороны конфликта: Старуха, Старик;

б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса «Золотая Рыбка»;

в) предмет конфликта: исполнения требований Старухи;

г) условия протекания конфликта: конфликт приобретает затяжной характер;

д) образы конфликтной ситуации у участников:

Для Старухи — Старик («дурачина, простофиля») не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.

Для Старика — неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, неспособность Старухи удовлетвориться достигнутым. Старик, по крайней мере, со 2 фазы развития конфликта, осознаёт деструктивность «революции притязаний» Старухи («сварливая баба», «вздурилась», «бунтует», «белены объелась»):

е) возможные альтернативы действий участников конфликта:

А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).

Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, «революция притязаний» становится преодолимой только вмешательством извне.

. Динамика конфликта:

а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;

б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:

фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;

фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с «чёрной крестьянки» до «столбовой дворянки»;

фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;

фаза развития конфликта: добившаяся статуса «вольной царицы» Старуха требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.

в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решён вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой), устранением предмета и объекта конфликта (лишение Старухи полученных преимуществ с возвращением к фазе «обладательница разбитого корыта»).

г) особенности поведения сторон конфликта:

Поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивно-антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения на 4 фазе конфликта стремится смягчить, сгладить конфликтную ситуацию путём приспособления, уступчивости, исполнения требований противоположной стороны («не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить»).

. Функции конфликта:

а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи «третьей стороны» имело воспитательные функции;

б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.

. Возможности предотвращения конфликта:

В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве «третьей силы».

Приложение

А.С. Пушкин

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянко

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Какие можно привести примеры конфликтов из сказок Пушкина?

Конфликты из сказок А.С. Пушкина, примеры.

Какими способами разрешались конфликты в сказках Пушкина?

2 ответа:



2



0

Примеры разрешения конфликтов можно увидеть на «Сказке о рыбаке и рыбке», когда злая и жадная старуха всегда устраивает конфликтные сцены старику, который старается не отвечать и исполнять ее капризы. Самый острый момент сказки, когда старик обращается к рыбке с последней просьбой, вернее, приказом старухи к рыбке и конфликт разрешается наказанием за жадность- старуха оказалась у разбитого корыта. Порок-жадность наказывается и в «Сказке о попе и работнике его Балде». Конфликт назревает из-за того, что поп боится расплаты щелчками за работу от Балды. Разрешается конфликт словами Балды, дающего крепкие щелчки попу : «Не гонялся бы ты, поп за дешевизной».



0



0

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Царица-мачеха невзлюбила царевну-падчерицу, потому что та была по мнению зеркала краше. Конфликт тянулся долго, сопровождаемый усиливающимися попытками сжить со свету юную красавицу: попытка осуществить заказное убийство посредством третьего лица — Чернавки, увенчался бы успехом, но вмешательство сказочных высших сил вернуло царевну к жизни. Конфликт разрешился сам собой: царица не вынесла воскрешения царевны, её счастливого замужества и скончалась.

Читайте также

Так и остались старик со старухой со своим ветхим домишком.Но не ругалась более старуха, присмирела. Дед справил ей новое корыто и зажили они так, как жили все те

t8wqRyPAdaCOftt8cU98OI7eCEEatH0.png

Прошло лето, потом ещё одно прошло…

6zuB94EvZUsLGAzKQZcsqmHy15MsPkJc.png

И вот однажды закинул старик в море невод и увидел в нём ту самую Золотую Рыбку.

Посмотрел на неё старик, подумал, и, не сказав ни слова, выпустил в синее море.

И говорит тогда ему рыбка:

DbxgA9DbH1ocZ59UIhAyfaorUTLT0l.png

-Плыви в своё Синее море, государыня рыбка! Мне твоего откупа не надо.

-Тогда я сама награжу тебя, — сказала рыбка.-С этого дня ты никогда не будешь знать голода.

Плеснула рыбка хвостом по воде , брызнула морская водица и каждая капелька из тех брызг превратилась в азовского бычка. И так тем бычкам понравилось Синее море, что они за год размножились по всему морю.

С тех пор дед никогда не приходил домой без улова, даже и на продажу хватало. Старики подлатали свой домишко, прикупили пару козочек и стали жить-поживать, да молоко попивать.

А бычку тому, что Золотая рыбка в Синее море запустила, люди позднее памятник поставили.

Вот он:

Русский язык такой многообразный, имеет множество фольклеров.

Интересными и незатейливыми являются докучные сказки.

Бытует мнение, что они появились тогда, когда рассказчику попросту надоело рассказывать, придумывая новые сказки, вот и появились сказки в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Таких сказок существует огромное множество.

Приведу примеры докучных сказок.

2BlYB5Q0jq0qJajmWhDDZnqAtnleZS.png

<hr />

HgHFgjImjA10GvhPLNx8E9qhKLUKISF.png

Синквейны к произведению А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

принц

маленький, любознательный

интересуется, рассказывает, объясняет

Маленький принц подружился с Летчиком.

Взаимопонимание.

<hr />

Летчик

взрослый, умный

летает, вспоминает, понимает

Встреча с Принцем изменила жизнь летчика.

Мыслитель.

<hr />

Планета

небольшая, чистая

крутится, оберегает, притягивает

Маленький Принц ухаживает за своей планетой.

Дом

<hr />

Роза

гордая, красивая

растет, цветет, благоухает

Принцу не нравится своенравная роза

Бессердечность

<hr />

Любовь

вечна, крепкая

сближает, вдохновляет, согревает

Любовь — самое светлое чувство во вселенной.

Чувство.

Кто из нас не помнит сказку П. Ершова «Конёк-горбунок». И фильм полнометражный по сказке создан и мультфильм есть.

В сказке три главных героя.

Иван, царь и конек.

Вот к этим трем персонажам нам предстоит написать синквейны.

Иван

Добрый, наивный.

Слушается, доверяет, стережет.

Честно выполняет наказ отца.

Храбрец.

Царь

Богатый, безжалостный.

Требует, повелевает, отталкивает.

Пытается добиться руки красавицы.

Злодей.

Конек-горбунок

Смешной, маленький.

Скачет, спасает, колдует.

Выручает Ивана во всех испытаниях.

Помощник.

Я бы составила синквейны и к братьям Ивана.

Данило

Старший, подлый.

Промышляет, хитрит, подстрекает.

Подговаривает брата украсть лошадей.

Вор.

Гаврило

Средний, недалекий.

Боится, завидует, обманывает.

Всю ночь трясется от страха.

Трус.

Синквейны к сказке Ш. Перро «Золушка»:

Золушка

добрая, работящая

моет, убирает, помогает

Потеряла туфельку на бале.

Бедняжка.

Сестры

ленивые, завистливые

обижают, попрекают, издеваются

Хотят понравиться принцу.

вредины

<hr />

Мачеха

сварливая, несносная

приказывает, наказывает, кричит

Хочет выдать дочек замуж.

Злюка

<hr />

Принц

богатый, красивый

грустит, ищет, выбирает

Принц влюбился в Золушку.

Жених

<hr />

Фея

добрая, любящая

превращает, дарит, удивляет

Может сделать волшебство.

крестная

Нравственные уроки в сказках Пушкина

Сказки А. С. Пушкина – уникальное явление русской литературы.

Оригинальное и гениальное переосмысление фольклорных источников позволило поэту превратить их в произведения истинно современные.

Они транслируют традиционные для русской культуры ценности (добро, любовь, сострадание, уважение к старшим, верность своему слову), но делают это так, что каждый из сказочных характеров индивидуализируется.

Вечная тема борьбы доброго и злого начал воплощена автором через столкновение образов и конфликтов.

В сказках Пушкина у персонажей всегда есть возможность нравственного выбора.

Например, Дадон в «Сказке о золотом петушке» мог отдать Шамаханскую царицу звездочёту и тем избежать гибели.

Интересно, что звездочёт у Пушкина – скопец (в отличие от подобного персонажа у В. Ирвинга, записавшего подобную сказку до Пушкина).

Это означает, что обольстительная красавица ему не нужна, он лишь пытается спасти душу Дадона от морока её страстей, которые и воплощает собой девица. Но царь отказывается от покаяния (расставания с девицей) и погибает.

Герои пушкинских сказок мужественны и великодушны. Многое в сюжете зависит от особого склада их характеров.

Так Наташа, героиня сказки «Жених», разоблачает разбойника, не побоявшись упрекнуть его в воровстве перед собравшимися на свадьбу гостями.

Старик из «Золотой рыбки», 30 лет и 3 года проживший со своей старухой, — это пример смирения и любви. Старуха была для него «своею», пока наполеоновский размах её желаний ни превратил его в раба.

Эта сказка – не столько о жадности, сколько о двух типах людей, один из которых воплощает собой любовь, а другой – гордыню.

Любовь, как в Евангелии, не превозносится, не ищет своего, всё сносит терпеливо, а гордыня тешит одну себя, разрушая очарование любого чуда.

Интересно, что тема гордости становится центральным сюжетом пушкинского творчества. Звучит она в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник», повести «Капитанская дочка», в «маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина».

Всепобеждающая сила любви противостоит самой смерти. В мире поэтической фантазии её синонимом выступает сон.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», а также в сказочной по сюжету поэме «Руслан и Людмила» Елисей и Руслан забирают возлюбленных из объятий смертного сна, беря в союзники силы неба и земли.

Такие традиционные для народа доблести, как ум, смекалка, ловкость, окружают образ пушкинского Балды, противопоставленного жадному заносчивому попу.

Простодушный, но верящий в справедливость князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» добивается воссоединения семьи, получая в придачу Царевну-Лебедь и собственное царство. Героям этой сказки свойственно умение прощать и верить в добро.

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Нравственно философская проблематика рассказа чистый понедельник сочинение 11 класс
  • Носов телефон вопросы к рассказу с ответами
  • Нравственная сущность обломовщины сочинение
  • Носов рассказы распечатать текст
  • Нравственная сказка для детей пример

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии