Анализ конфликта на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
I. Краткое изложение конфликтной ситуации
конфликт конструктивный деструктивный
Старик-рыбак поймал в море Золотую рыбку, которая в обмен на сохранение жизни и свободы предлагает ему исполнение любых желаний. Старик отпускает Рыбку бескорыстно. Вернувшись домой в землянку, Старик рассказывает Старухе о произошедшем. Недовольная такой непрактичностью Старуха требует от Старика вернуться и попросить у Рыбки новое корыто. Старик уступает требованию Старухи. Рыбка по просьбе Старика исполняет названное желание. Вернувшись, Старик сталкивается с недовольством Старухи, пожелавшей уже не новое корыто, а новую избу взамен землянки. Старик уступает и этому требованию Старухи. Рыбка исполняет это пожелание. Приобретательские аппетиты Старухи растут. Старуха желает стать из крестьянки дворянкой, а затем и царицей. Последнее требование вызывает у Старика слабые попытки контраргументации. Старик пытается образумить Старуху. Но Старуха принуждает Старика обратиться к Рыбке, которая исполняет новые старухины желания. Формат отношений между Стариком и Старухой меняется, теперь это уже не отношения супругов, а отношения госпожи и слуги. Наконец, Старуха-царица, вызвав к себе Старика, высказывает своё новое пожелание — стать морской владычицей, распоряжающейся и самой Золотой Рыбкой. После того как Старик изложил Рыбке последнее пожелание Старухи, Рыбка впервые не исполняет высказанной просьбы. Вернувшийся назад Старик застаёт Старуху в землянке у разбитого корыта. Рыбка лишила Старуху всех материально-статусных новоприобретений.
II. Анализ конфликтной ситуации
. Тип конфликта:
а) по источникам и причинам возникновения: подлинный, субъективный, межличностный, эмоциональный, реалистический, предметный, семейно-бытовой конфликт;
б) по содержанию: ресурсно-материальный конфликт по мере развития конфликтной ситуации дополнительно приобретает черты конфликта доминирования;
в) по коммуникативной направленности конфликт носит «горизонтальный» характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает «вертикальный» характер (дворянка/царица — рыбак).
. Структура конфликта:
а) стороны конфликта: Старуха, Старик;
б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса «Золотая Рыбка»;
в) предмет конфликта: исполнения требований Старухи;
г) условия протекания конфликта: конфликт приобретает затяжной характер;
д) образы конфликтной ситуации у участников:
Для Старухи — Старик («дурачина, простофиля») не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.
Для Старика — неадекватный рост имущественно-статусных притязаний со стороны Старухи, неспособность Старухи удовлетвориться достигнутым. Старик, по крайней мере, со 2 фазы развития конфликта, осознаёт деструктивность «революции притязаний» Старухи («сварливая баба», «вздурилась», «бунтует», «белены объелась»):
е) возможные альтернативы действий участников конфликта:
А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).
Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, «революция притязаний» становится преодолимой только вмешательством извне.
. Динамика конфликта:
а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;
б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:
фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;
фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;
фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с «чёрной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
фаза развития конфликта: добившаяся статуса «вольной царицы» Старуха требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
в) разрешение конфликта: в силу конформистского поведения Старика конфликт был решён вмешательством третьей силы (Золотой Рыбкой), устранением предмета и объекта конфликта (лишение Старухи полученных преимуществ с возвращением к фазе «обладательница разбитого корыта»).
г) особенности поведения сторон конфликта:
Поведение Старухи носит эмоционально-неуступчивый, агрессивно-антагонистический характер. Старик, за исключением слабых попыток неповиновения на 4 фазе конфликта стремится смягчить, сгладить конфликтную ситуацию путём приспособления, уступчивости, исполнения требований противоположной стороны («не осмелился перечить, не дерзнул поперек слова молвить»).
. Функции конфликта:
а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи «третьей стороны» имело воспитательные функции;
б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.
. Возможности предотвращения конфликта:
В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве «третьей силы».
Приложение
А.С. Пушкин
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянко
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Какие можно привести примеры конфликтов из сказок Пушкина?
Конфликты из сказок А.С. Пушкина, примеры.
Какими способами разрешались конфликты в сказках Пушкина?
2 ответа:
2
0
Примеры разрешения конфликтов можно увидеть на «Сказке о рыбаке и рыбке», когда злая и жадная старуха всегда устраивает конфликтные сцены старику, который старается не отвечать и исполнять ее капризы. Самый острый момент сказки, когда старик обращается к рыбке с последней просьбой, вернее, приказом старухи к рыбке и конфликт разрешается наказанием за жадность- старуха оказалась у разбитого корыта. Порок-жадность наказывается и в «Сказке о попе и работнике его Балде». Конфликт назревает из-за того, что поп боится расплаты щелчками за работу от Балды. Разрешается конфликт словами Балды, дающего крепкие щелчки попу : «Не гонялся бы ты, поп за дешевизной».
0
0
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Царица-мачеха невзлюбила царевну-падчерицу, потому что та была по мнению зеркала краше. Конфликт тянулся долго, сопровождаемый усиливающимися попытками сжить со свету юную красавицу: попытка осуществить заказное убийство посредством третьего лица — Чернавки, увенчался бы успехом, но вмешательство сказочных высших сил вернуло царевну к жизни. Конфликт разрешился сам собой: царица не вынесла воскрешения царевны, её счастливого замужества и скончалась.
Читайте также
Так и остались старик со старухой со своим ветхим домишком.Но не ругалась более старуха, присмирела. Дед справил ей новое корыто и зажили они так, как жили все те
Прошло лето, потом ещё одно прошло…
И вот однажды закинул старик в море невод и увидел в нём ту самую Золотую Рыбку.
Посмотрел на неё старик, подумал, и, не сказав ни слова, выпустил в синее море.
И говорит тогда ему рыбка:
-Плыви в своё Синее море, государыня рыбка! Мне твоего откупа не надо.
-Тогда я сама награжу тебя, — сказала рыбка.-С этого дня ты никогда не будешь знать голода.
Плеснула рыбка хвостом по воде , брызнула морская водица и каждая капелька из тех брызг превратилась в азовского бычка. И так тем бычкам понравилось Синее море, что они за год размножились по всему морю.
С тех пор дед никогда не приходил домой без улова, даже и на продажу хватало. Старики подлатали свой домишко, прикупили пару козочек и стали жить-поживать, да молоко попивать.
А бычку тому, что Золотая рыбка в Синее море запустила, люди позднее памятник поставили.
Вот он:
Русский язык такой многообразный, имеет множество фольклеров.
Интересными и незатейливыми являются докучные сказки.
Бытует мнение, что они появились тогда, когда рассказчику попросту надоело рассказывать, придумывая новые сказки, вот и появились сказки в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Таких сказок существует огромное множество.
Приведу примеры докучных сказок.
<hr />
Синквейны к произведению А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
принц
маленький, любознательный
интересуется, рассказывает, объясняет
Маленький принц подружился с Летчиком.
Взаимопонимание.
<hr />
Летчик
взрослый, умный
летает, вспоминает, понимает
Встреча с Принцем изменила жизнь летчика.
Мыслитель.
<hr />
Планета
небольшая, чистая
крутится, оберегает, притягивает
Маленький Принц ухаживает за своей планетой.
Дом
<hr />
Роза
гордая, красивая
растет, цветет, благоухает
Принцу не нравится своенравная роза
Бессердечность
<hr />
Любовь
вечна, крепкая
сближает, вдохновляет, согревает
Любовь — самое светлое чувство во вселенной.
Чувство.
Кто из нас не помнит сказку П. Ершова «Конёк-горбунок». И фильм полнометражный по сказке создан и мультфильм есть.
В сказке три главных героя.
Иван, царь и конек.
Вот к этим трем персонажам нам предстоит написать синквейны.
Иван
Добрый, наивный.
Слушается, доверяет, стережет.
Честно выполняет наказ отца.
Храбрец.
Царь
Богатый, безжалостный.
Требует, повелевает, отталкивает.
Пытается добиться руки красавицы.
Злодей.
Конек-горбунок
Смешной, маленький.
Скачет, спасает, колдует.
Выручает Ивана во всех испытаниях.
Помощник.
Я бы составила синквейны и к братьям Ивана.
Данило
Старший, подлый.
Промышляет, хитрит, подстрекает.
Подговаривает брата украсть лошадей.
Вор.
Гаврило
Средний, недалекий.
Боится, завидует, обманывает.
Всю ночь трясется от страха.
Трус.
Синквейны к сказке Ш. Перро «Золушка»:
Золушка
добрая, работящая
моет, убирает, помогает
Потеряла туфельку на бале.
Бедняжка.
Сестры
ленивые, завистливые
обижают, попрекают, издеваются
Хотят понравиться принцу.
вредины
<hr />
Мачеха
сварливая, несносная
приказывает, наказывает, кричит
Хочет выдать дочек замуж.
Злюка
<hr />
Принц
богатый, красивый
грустит, ищет, выбирает
Принц влюбился в Золушку.
Жених
<hr />
Фея
добрая, любящая
превращает, дарит, удивляет
Может сделать волшебство.
крестная
Нравственные уроки в сказках Пушкина
Сказки А. С. Пушкина – уникальное явление русской литературы.
Оригинальное и гениальное переосмысление фольклорных источников позволило поэту превратить их в произведения истинно современные.
Они транслируют традиционные для русской культуры ценности (добро, любовь, сострадание, уважение к старшим, верность своему слову), но делают это так, что каждый из сказочных характеров индивидуализируется.
Вечная тема борьбы доброго и злого начал воплощена автором через столкновение образов и конфликтов.
В сказках Пушкина у персонажей всегда есть возможность нравственного выбора.
Например, Дадон в «Сказке о золотом петушке» мог отдать Шамаханскую царицу звездочёту и тем избежать гибели.
Интересно, что звездочёт у Пушкина – скопец (в отличие от подобного персонажа у В. Ирвинга, записавшего подобную сказку до Пушкина).
Это означает, что обольстительная красавица ему не нужна, он лишь пытается спасти душу Дадона от морока её страстей, которые и воплощает собой девица. Но царь отказывается от покаяния (расставания с девицей) и погибает.
Герои пушкинских сказок мужественны и великодушны. Многое в сюжете зависит от особого склада их характеров.
Так Наташа, героиня сказки «Жених», разоблачает разбойника, не побоявшись упрекнуть его в воровстве перед собравшимися на свадьбу гостями.
Старик из «Золотой рыбки», 30 лет и 3 года проживший со своей старухой, — это пример смирения и любви. Старуха была для него «своею», пока наполеоновский размах её желаний ни превратил его в раба.
Эта сказка – не столько о жадности, сколько о двух типах людей, один из которых воплощает собой любовь, а другой – гордыню.
Любовь, как в Евангелии, не превозносится, не ищет своего, всё сносит терпеливо, а гордыня тешит одну себя, разрушая очарование любого чуда.
Интересно, что тема гордости становится центральным сюжетом пушкинского творчества. Звучит она в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник», повести «Капитанская дочка», в «маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина».
Всепобеждающая сила любви противостоит самой смерти. В мире поэтической фантазии её синонимом выступает сон.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», а также в сказочной по сюжету поэме «Руслан и Людмила» Елисей и Руслан забирают возлюбленных из объятий смертного сна, беря в союзники силы неба и земли.
Такие традиционные для народа доблести, как ум, смекалка, ловкость, окружают образ пушкинского Балды, противопоставленного жадному заносчивому попу.
Простодушный, но верящий в справедливость князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» добивается воссоединения семьи, получая в придачу Царевну-Лебедь и собственное царство. Героям этой сказки свойственно умение прощать и верить в добро.
Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.