Слайд 1Работаем над сочинением
о роли
деепричастий
ОГЭ
Слайд 2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного
лингвиста А.Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Слайд 3Особые формы глагола. Вспоминаем изученное
В прозе А.С.Пушкина особые формы глагола используются
в целях передачи деятельного начала как важнейшей характеристики мира, придания фразе смысловой емкости, лаконичности.
В художественных текстах Н.В.Гоголя причастия и деепричастия употребляются в качестве средства придания фразе мелодичности, гармонии, метафоричности; передачи скорости; описания движения, жеста персонажа, вскрывающего его внутренние переживания.
В прозе М.В.Лермонтова особые формы используются для образной передачи тончайших оттенков движений души человека, изображения его психики, природы как процессуальных явлений.
В пейзажных зарисовках И.С.Тургенева причастия и деепричастия подчеркивают активное, деятельное, одухотворенное, родное людям начало в природе, выступают в качестве одного из средств выражения противоречий и текучести самой жизни.
Слайд 4
Из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском
« ….Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: «Когда шарманка neрестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то,- раздражённо заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая». Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приёмом».
Какие формы глагола употребил в речи Ф.М. Достоевский?
Как вы понимаете выражение «дорисовывает движение»?
Слайд 5Из истории термина «деепричастие»
Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале
ХVII века;
состоит из двух частей дее+причастие, т.е. причастность к действию.
И если глагол обозначает основное действие, которое выполняет предмет, то
деепричастие обозначает добавочное, второстепенное, дополнительное действие.
Слайд 6Деепричастие — неизменяемая форма глагола, совмещающая признаки и свойства глагола и
наречия.
Деепричастие объединяется с глаголом:
а) общностью лексического значения: проверять — проверяя;
б) общностью вида: делать — делая, сделать — сделав;
в) общностью залога: умывать — умывая, умываться — умываясь;
г) общностью управления: читать книгу — читая книгу;
д) возможностью определяться наречием: правильно понимать — правильно понимая.
Деепричастие объединяется с наречием;
а) отсутствием форм словоизменения;
б) одинаковой связью примыкания;
в) выражением обстоятельственных значений.
Деепричастия выражают не абсолютное время, а относительное, т. е. обозначают время не по отношению к моменту речи, а по отношению к моменту совершения другого действия, выраженного глаголом-сказуемым:
одновременное действие (идет вперед, оглядываясь по сторонам),
предшествующее действие (отдохнув, пошли дальше),
последующее действие (вышел из комнаты, резко закрыв за собой дверь).
Деепричастия выполняют синтаксические функции различного вида обстоятельств, сопутствующих основному действию.
Сидеть, прислонясь к спинке стула (обстоятельство образа действия). Проверив работу, передать ее учителю (обстоятельство времени). Задержаться, опоздав на поезд (обстоятельство причины). Имея свободное время, можно многое сделать (обстоятельство условия). Даже сильно отстав от других, он все же решил продолжать состязание (обстоятельство уступки).
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976
Слайд 8Кипя,
Шипя
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая,
взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, —
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
, Р. Саути «Лодорский водопад»
Слайд 9Анализируем текст
Почему это стихотворение Р.Саути необычно?
(В нём
51 деепричастие и один деепричастный оборот)
Назовите в стихотворении глагол, обозначающий основное действие.
Чего в художественном плане помогает достичь такое количество деепричастий при данном глаголе?
Какие дополнительные образы помогают создать деепричастия?
Слайд 14 Умелое употребление деепричастий даёт возможность автору живописно передать
детали действия, усилить образность художественного текста.
Например, в стихотворении Р.Саути «Лодорский водопад» деепричастия «клокоча» и «грохоча» помогают услышать мощный шум падающей воды, а «дорисовала» силу водопада вновь эта же особая форма глагола – «вздымаясь, вздуваясь».
Именно деепричастия помогли воссоздать прекрасное зрелище могучего потока воды, стремительно летящего с высоты.
Эту их особенность – конкретизировать, детально описывать
какой-либо процесс – отметил лингвист
А.Н.Гвоздев, утверждавший, что
«деепричастия…устраняют однообразие
в перечне отдельных действий одного
и того же лица».
Слайд 15Текст для самостоятельного анализа
Слайд 16 (1) В тот день с Тоськой домой мы шли рядом.
(2)Из горьковатой тени раскидистых прибрежных ив мы выскочили на прямую открытую дорогу к мосту, залитую безжалостным отвесным солнцем, и невольно зажмурились. (3)Когда же мы открыли глаза, оба сразу увидели, что впереди нас ждало самое страшное: на перилах и настиле по обеим сторонам моста расселись, как сороки на заборе, мальчишки из компании Семки Душного.
(4) Семка с несомненным актерским мастерством передразнивал любого встречного-поперечного, мстительно подмечая и высмеивая свойственные каждому недостатки. (5)Он был зол и нестерпимо завистлив ко всему здоровому, а его дразнилки были ядовиты и прилипчивы, как репей.
(6)Я понимал, что бить меня они не будут. (7)Сработает неписаный закон мальчишеских отношений: семеро одного не бьют. (8)Но они всей компанией потащатся за нами до самого дома, погромыхивая смешком, словно консервная банка на собачьем хвосте, ни за что не отвяжутся и после не дадут прохода ни мне, ни Тоське, задразнив до смерти.
(9)Мне так и представилось, как они, кривляясь и приплясывая, топают за нами по скрипучим деревянным тротуарам нашего Ельнинска и орут дурными голосами:
(10) — Жених и невеста, настряпали теста! (11)Печь провалилась, невеста подавилась!
(12)И вся наша улица, вся школа, а скоро и весь наш невеликий городок до последнего человека будут знать, что мы с Тоськой Ступиной — жених и невеста. (13)Они будут знать нашу светлую тайну и тыкать в нас пальцами, подмигивая и высовывая языки! (14)Нет, лучше уж погибнуть в честном бою лицом к лицу с противником, чем подобное унижение!
(15) И я, вытащив заветный перочинный нож с двумя лезвиями и треснувшей костяной ручкой, со вздохом раскрыл его и зажал в сразу вспотевшей руке. (16)Вдруг Тоська взглянула на меня потемневшими до густой черноты глазищами, и… случилось невероятное. (17)Она взяла меня двумя ладонями за уши, притянула к себе и звонко чмокнула в щеку плотно сжатыми губами! (18)Я даже покачнулся. (19)В глазах у меня потемнело от неожиданности и гордости. (20)Может быть, поэтому Тоське удалось так легко разжать мой побелевший от напряжения кулак с зажатым в нем ножом.
Слайд 17 (21)Она спокойно взяла ножик, щелкнула лезвием, закрывая
его, сунула мне в карман
…(22)Компания огольцов с безразличным видом терпеливо ожидала потехи. (23)Тоська оглядела их сузившимися, как у кошки, глазами, ласково, но твердо взяла меня за руку своей крепкой шершавой ладошкой и каким-то повзрослевшим голосом тихо сказала:
(24) — Идем… (25)Только руку не вырывай. (26)Увидишь — ничего не случится.
(27)Держа Тоську за руку, я ступил на раскаленные доски моста, как на эшафот. (28)Лицо Семки Душного медленно, но неотвратимо приближалось к нам. (29) Вот он спрыгнул с перил, сделал шутовской поклон, язвительно присвистнув и загоготав:
(30) — Ну что, голубчики, гули-гуленьки? (31)Наворковались?
(32)Но Тоська спокойно и, как мне тогда показалось, даже чуточку лениво скользнула по нему презрительным взглядом и бросила через плечо, крепко стискивая мою руку:
(33) — А тебе что, Семочка? (34)Завидки берут?(35) Ведь на тебя ни одна девчонка в городе не взглянет!
(36)Но всего этого Тоське показалось еще мало! (37)Пользуясь тем, что я был в каком-то сладком полусне и целиком подчинился ее сокрушительной женской воле, она совершенно бесстрашно согнула мою правую руку кренделем и просунула в нее свою. (38)Тоська Ступина медленно и важно проплыла мимо всех, держа меня под руку! (39)Моя рука, как мне показалось, одеревенела, словно перила моста, по которому мы шли. (40)Сзади слышался только вкрадчивый шорох шагов, но компания шла за нами молча, словно завороженная Тоськой, по-прежнему затаив дыхание, и постепенно превращалась в нечто вроде почетного эскорта. (41) Он проследовал за нами до Тоськиной калитки и так же молчаливо выстроился полукругом в некотором от нас отдалении.
(42)- Ну до свидания, Леня! — Тоська высвободила свою руку и снова ткнулась губами мне в щеку. (43)- Спасибо, что проводил! (44) Пойдем завтра за земляникой?(45) Зайдешь за мной?
(46)Я не сразу разлепил губы и, кажется, сказал чрезмерно громким голосом:
(47)- Конечно, зайду! (48)Я теперь всегда здесь ждать буду.
(49)Тоська Ступина коротко тряхнула своей черной челочкой и звякнула щеколдой калитки. (50)Я медленно повернулся к разбойничьей ватаге, с похолодевшим сердцем сделал два-три шага ей навстречу и ждал, что случится. (51)Но ничего не случилось! (52)Ребята как-то машинально раздвинулись и пропустили меня. (53)Головы у некоторых были еще повернуты вслед уходящей Тоське, а в их глазах — я видел это совершенно ясно! — светилось отчетливое мальчишеское восхищение…
(По Куклину Л.)
Слайд 18 Укажите в тексте номера предложений с деепричастиями (деепричастными
оборотами).
Выразительные возможности каких частей речи соединены в деепричастии?
Используя эти знания, прокомментируйте выразительные функции деепричастий в следующих предложениях.
(4) Семка с несомненным актерским мастерством передразнивал любого встречного-поперечного, мстительно подмечая и высмеивая свойственные каждому недостатки. (8)Но они всей компанией потащатся за нами до самого дома, погромыхивая смешком, словно консервная банка на собачьем хвосте, ни за что не отвяжутся и после не дадут прохода ни мне, ни Тоське, задразнив до смерти. (9)Мне так и представилось, как они, кривляясь и приплясывая, топают за нами по скрипучим деревянным тротуарам нашего Ельнинска и орут дурными голосами. (13)Они будут знать нашу светлую тайну и тыкать в нас пальцами, подмигивая и высовывая языки! (15) И я, вытащив заветный перочинный нож с двумя лезвиями и треснувшей костяной ручкой, со вздохом раскрыл его и зажал в сразу вспотевшей руке. (29) Вот он спрыгнул с перил, сделал шутовской поклон, язвительно присвистнув и загоготав…
Деепричастный оборот
Деепричастие
Особая форма глагола. Работаем с текстом
Слайд 19Исследуем текст.
Функция деепричастия
Деепричастия являются средством образного изображения действительности.
Обладая изобразительными качествами
глагола и наречия, их разнообразными смысловыми и экспрессивными оттенками, они более лаконично и точно выражают различные значения.
Деепричастие и деепричастный оборот позволяют дорисовать движение, описать основное действие.
Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сконцентрировав внимание на действии.
Слайд 20Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют
однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Слайд 21Высоких баллов на экзамене!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен», Москва
Слайд 22ЛИТЕРАТУРА
Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. т.2. Синтаксис. М. 1973.
Козинцева Н.А.
Деепричастие // Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990.
Лекант П. А., Маркилова Т.В. и др. Синтаксис. Синтаксическая синонимия. Пособие для учителей старших классов. М. 1999.
Разумовская М.М. и др. Русский язык: учебник для 8 класса. М.: Дрофа. 2001.
Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1999.
Н?РС? УЛ Б?ХЕТ?
Б?хет — УЛ язгы ташу т?гел,
?зе килми юллар ярмыйча.
Аны? ?чен берг?, ?и? сызганып,
К?р?шерг? кир?к армыйча.
•Б?хет ?зе килми, ияреп т? й?рми, аны эзл?п табалар.
•Б?хет – тулы кан?гатьл?н? хал?те ??м хисе
•Б?хет пыяла кебек, сакламаса? уала.
•Акыллы кеше б?хетне к?теп ятлый.
•?з-?зен? ышанган кеше б?хетле була.
•Б?хет ?ирд?н чыкмас, тирд?н чыгар.
• Ызгышкан ?ирд?н б?хет качар.
•
•Б?хет н?рс? ул?
•Б?хетле булу н?рс? ик?н со? ул?
•Тыныч ??м кайгысыз к?нн?рме?
•Тормыш утларында г?рл?п янып
•М?х?бб?тле озын т?нн?рме?
•. С?егез ??м с?елегез, дуслар,
•Шунда гына б?хет д?ньясы,
•?ир ?стенд? г?лл?р ?стерегез,
•Шул буладыр б?хет бакчасы.
•
1.Н?РС? УЛ Б?ХЕТ?
2.Б?ХЕТЛЕ КЕШЕ УЛ НИНДИ КЕШЕ?
3.Б?хетле булыр ?чен нишл?рг? кир?к?
4.Нинди кешел?р б?хетле була ала?
5.?зе? бел?н кешел?р арасында син
кемн?рне б?хетле дип саныйсы??
6. Бер??л?р акча? булса, б?хет ?зе й?гереп
кил?, дил?р. Сез ничек уйлыйсыз?
. ??ркем ?зенч? б?хетле, диг?н с?зл?рне сез ничек а?лыйсыз?
8. Б?хетне? 90 % ы гаил?д?, ди рус халкыны? м?ш??р язучысы Ф. М. Достоевский. Бу фикер б?ген д? искерм?г?н. Ни ?чен?
Халык бит гаил?не,
Ил тер?ге дия,
?ти — ?ни хакы,
О?махка и?дер?!
Коръ?нд? д? гаил?,
Изге с?з санала,
Ш?фкатьле булыгыз.
Кечег?, олыга.
Гаил?л?регезд? татулык яш?сен!
Булмасын ятимлек, яш?сен тигезлек.
Нык булсын бу ?ирд?
??р гаил? нигезе!
Д?ньялыкта тату ??м матур яш??не? сере
кызларны? тыйнаклыгында ??м аларга
булган х?рм?тт?, холкы г?з?л булган кыз
бала б?тен гаил?се ?чен олуг байлык ??м
мондый кызлар б?тен милл?т, в? б?тен
д?нья халкы ?чен мактаныч булыр”.
Р.Ф?хреддин.
Байлыкка яки нинди д? булса
максатка корылган б?хет
тотрыксыз в? б?хетсез була”.
Р.Ф?хреддин.
Кешене? к?з карашына с?зл?р салып ??м аларны укып булса иде. ?йе, ул чагында мин сине? к?зл?ре?? минем ?чен ген? язылган м?х?бб?т китабы итеп карар идем.
Г.Кутуй.
М?х?бб?т гаил? тотырыгын т?эмин ит?. Л?кин м?х?бб?тне саклый белерг? кир?к. М?х?бб?т ул – б?хет. ? б?хетле булу ?чен рухи байлык та, матди байлык та, яраткан эш т?, гомум?н, барысы да кирэк. Кеше шуларны? барысын да булдырыр ?чен омтылырга тиеш. ? омтылыш бир?че – с?йг?н яр.
Л.Д??л?това.
Б?ХЕТК? САЛЫНСЫН МАТУРЛЫК!
С?релм?сен ШАТЛЫК!
Ташламасын САУЛЫК!
Булсын гел ТАТУЛЫК!
Яш?сен ЯХШЫЛЫК !
Егетл?р, Сезг? м?р???гать ит?м.
Гаил?гезне канат астына алып,
барлыкта яш?терд?й ир-егетл?р булыгыз!
? Сез, кызлар, х?легезд?н килг?нч?,
яраткан эшегезд? тырышып эшл?гез,
гаил? учагын с?ндермич?,
аны? кадерен белеп яш?гез!
Гаил? ?хлагыны? иманга корылган булуын онытмагыз!
У?ышлар Сезг? юлдаш булсын!
•Игътибарыгыз ?чен зур р?хм?т!
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Н?рс? ул б?хет?» »
-
20 March 2018 - Автор: Zmeiks
Нәрсә ул бәхет? Үз-үзенә бу сорауны биреп карамаган кеше юктыр. Һәрберебезгә туры килерлек итеп җавап табарга мөмкин дә түгелдер дип, уйлыйм мин. Һәркем бәхет төшенчәсен үзенчә аңлый. Кайберәүләр бәхетне материаль тышлыкта күрәләр, кем өчендер – кешенең ниндидер бер эчке халәте, ә кайберәүләр бәхетне янындагы үзеннән башка берәүдә күрәләр.
Мин дә бу сорау турында еш уйлыйм. Мин – татар авылында укытучылар гаиләсендә үскән гади авыл кызы, мин – балаларым өчен әни, ирем өчен тормыш иптәше, укучыларым каршында – һәр сорауга җавап бирергә тиешле укытучы.
Мин – табигать баласы. Шуңадыр табигать кочагында йөрергә, урман шавын, кошлар сайраганын, чишмәләр җырлаганын, яңгыр яуганын яратам. Җырларда җырланганча “үз илемдә ямьле миңа бәрәңге бакчасы да”. Мин туган ягымның, туган илемнең балачагымдагы төсле матур, тыныч, имин һәм бәхетле булуын телим. Моның өчен дәрес вакытында укучыларымда туган якка мәхәббәт, табигатькә сакчыл караш тәрбияләргә тырышам.
Мин – әни. Янымда ике улым һәм тормыш иптәшем булу минем өчен зур бәхет. Ләкин бәхет күбәләк кебек. Аның артыннан кусаң,ул синнән кача, игътибарыңны башкага юнәлтсәң иңнәреңә килеп куна. Димәк, гел бер нәрсә – бердәнбер бәхетең турында уйланып утырырга ярамый. Шул ук вакытта берни эшләмәү дә дөрес түгел. Бәхет артыннан куарга түгел, алга омтылырга-тулы тормыш белән яшәргә кирәк. Шул вакытта бәхет “күбәләге” гел яныңда булыр дип уйлыйм мин. Ике улымны җәмгыятькә файдалы, тормыш алып барырга сәләтле акыллы, тәртипле татар егетләре итеп тәрбияләү минем изге бурычым. Моның өчен һәрвакыт алга барырга, киләчәк турында уйларга кирәк. Бу омтылыш үзе бәхет.
13
Сочинение в формате ЕГЭ по тексту Б.Д.Суриса
Многие современные дети имеют неправильные представления о войне, которые базируются лишь на кадрах, увиденных в боевиках. Они воспринимают бомбёжки и перестрелки как игру, где легко одержать победу. Однако в реальности всё совсем иначе. Война – это сражение, в котором можно погибнуть в любую минуту. Она всегда имеет разрушительный характер и приносит только страдания.
Интересное: Сочинение на тему: Как война меняет жизнь людей?
Об этом говорит и Б.Д. Сурис, поднимая в тексте проблему деструктивности войны. В чем же она заключается и как влияет на человека? Каковы ощущения того, кто находится в эпицентре кровопролитных событий? Чтобы разобраться, давайте погрузимся в рассуждения. Для этого обратимся непосредственно к тексту.
Смотрите также: Как война влияет на жизнь людей?
Так, уже в начале повествования автор представляет нашему вниманию доктора, своего боевого товарища. Узнав о том, что в их сторону летят немецкие самолёты , он сильно испугался. О его растерянности свидетельствует то , что он сначала «зачем-то застегнул шинель на все пуговицы» , а «потом опять распахнул её». Осознав безвыходность ситуации, герой «заметно побледнел». Понимание того, что противостоять надвигающейся опасности невозможно, привело к появлению неимоверного страха. Становится ясно: человек на войне чувствует себя абсолютно беззащитным.
Теперь рассмотрим фрагмент истории, где автор описывает свои ощущения во время нахождения в «щели». «Человечество и мир» для него «ограничивались четырьмя могильными стенками». Если раньше амбициозный рассказчик мечтал о «покорении Вселенной», то теперь он думает только о возможной скорой гибели. Мы видим, что личность, прежде явно обладающая желанием узнавать мир и самосовершенствоваться, теряет надежды на светлое будущее .
Данные примеры дополняют друг друг. Они заставляют задуматься о том, как прекрасна спокойная жизнь и как ужасна война.
Если же говорить о позиции автора, то она выражена довольно чётко. Б.Д. Сурис считает, что вооруженное столкновение людей – это «светопреставление», то есть конец мира, уничтожение ради уничтожения, которое только рушит и ломает жизнь во всех ее проявлениях.
Я полностью согласна с Борисом Давыдовичем. Действительно, в войне нет ничего прекрасного. Об этом говорили и многие другие писатели. К примеру, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» (краткое содержание) изобразил разочарованного в сражениях Андрея Болконского, который перестал идеализировать их, поняв, что они представляют собой лишь грязь, боль и кровь. К тому же выводу пришел герой произведения «Тихий Дон» М.А. Шолохова, Григорий Мелехов (биография) , который осознал, что в боях можно лишь потерять правду, но никак не найти ее. Всё это доказывает правоту Б.Д. Суриса.
В заключение хочу сказать, что войну нельзя приукрашивать, романтизировать. И как верно заметила В.Друнина : «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».