метки: Сказка, Салтык, Щедрин, Обличение, Использовать, Мужик, Событие, Прокормить
Особенностью написания произведений Салтыкова-Щедрина является сатирическая направленность. Автор выбрал жанр сатиры, форму сказки, так как это помогает скрыть от цензуры истинный смысл произведения, так же жанр сказка позволяет передавать различные события простым языком, доступным для читателя. Основная тема сказок Щедрина – высмеивание самодержавия, господствующего класса, произвола властей, несовершенства русского общества.
В своих сказках автор отображает фантастику и реальность, но фантастика в основном базируется на реально
прошедших событиях. Часто автор начинает свои сказки словами о том, что рассказ пойдет о давно минувших событиях или использует зачин русских сказок. Сказка “Дикий помещик” начинается словами: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик”.
Автор использует эти приему для того, что бы обмануть цензуру и показать события по-новому.
Как и в народных сказках, автор противопоставляет добро и зло, плохое – хорошему, но грани между ними стерты. Салтыков даже положительным героям присваивает отрицательные качества. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”
, Салтыков показывает нам глупость мужика, который сам сплел веревку и предложил оказавшимся на необитаемом острове генералам связать его на ночь.
Писатель ввел в сказки политическую сатиру, изменил ее предмет, и стал своего рода новатором. В своих произведениях автор часто использует такие приемы как гротеск, гиперболу, антитезы. Салтыков мастер иронии, открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе.
Юмор составляет главную силу произведений данного автора. Писатель считает, что смех вызывает недомогание против социального неравенства и политического деспотизма. Все герои сказок – это люди определенных социальных слоев, представители эпохи, которые лишены человеческих черт.
Использую в сказках гротеск, автор доводит события до абсурдности. Так, помещик из сказки “Дикий помещик”, оставшись один без крестьян, потерял человеческий облик, как нравственный, так и внешний. Он устал от запаха крестьян, и поэтому принял решение выгнать их, но без них в помещике умерло все человеческое.
16 стр., 7644 слов
Сказки салтыкова-щедрина 7, 10 класс
… Сказки Салтыкова‑Щедрина по жанровой природе представляют собой некий сплав двух различных жанров фольклорной и авторской литературы: сказки и басни. При написании сказок автор использовал … один мужик двух генералов прокормил» Сочинение по литературе по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина Справочный материал … картину современного мира. Однако Салтыков‑Щедрин ставит перед собой принципиально …
Генералы из “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”, так же совершенно беспомощны без мужика, готовы уже погибать, но на радость им мужик нашелся и спас их.
Обе сказки показывают нам самодержавие, крепостничество, зависимость от крестьян. Автор высмеивает беззащитность и глупость дворянства, в лице генералов, а так же простого народа. Крестьяне привыкли подчиняться, из поколения в поколение, а дворяне только и умеют, что подчинять, да приказывать.
Салтыков – Щедрин боролся с несправедливостью с помощью смеха, социально – политическая сатира стала его призванием.
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Конспект урока литературы в 7 классе.
Учитель Укинова Алия Бисенгалиевна
ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
ЦЕЛИ УРОКА: образовательные
1.Кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
углубить знания о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
2.На основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.
развивающие
сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся.
воспитательные
воспитать читателя с активной гражданской позицией.
ЭПИГРАФ УРОКА: Я писатель. И в этом моё призванье.
М.Е.Салтыков-Щедрин
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портрет писателя, учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение.
ТЕХНОЛОГИИ УРОКА:
1. Групповая технология.
2. Информационно-коммуникационная технология.
3. Здоровьесберегающая технология – элементы.
4. Игровая – элементы.
5.Личностно-ориентированная.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент
- Опрос. Эвристическая беседа
Итак, на этом уроке мы с вами проанализируем сказку Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».
— Давайте вспомним, используя справочный материал, что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?
(.Сказка –это… Она состоит из зачина,присказки, концовки, в ней встречаются повторы, эпитеты, гиперболы)
— Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки…
(Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.)
— Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.
Презентация (Слайд 1-16)
Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».
А что вы знаете о писателе?
(Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства.
В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которых служило богатство, а еще более — генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом…»
Что же это были за люди? Отец — Евграф Васильевич Салтыков — был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста — пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.
Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам положение Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.
Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. К шести годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро выучивается писать по-русски.
С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными записками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.
После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку на 8 лет. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери, где он активно содействовал продвижению крестьянской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, … Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся местные помещики.
В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим подробнее.
Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоповым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Роднят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Создавались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества. )
- Аналитическая беседа
— Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных, изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А какие произведения Михаила Евграфовича вы читали?
(Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)
— А о чём эти сказки, ребята?
(Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках )
— А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?
(Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)
— Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке. Правильно?
(да)
— Правильно, а в каком веке живем мы с вами?
(в 21 веке)
— А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?
(да)
— Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!
( они отражают идеал настоящего героя
времени-активного, сильного)
-Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник?
(это тот, кто живёт в одно время с кем-то)
— Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…
— Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя. В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий избегать жесткой цензуры.
— Ребята, в ваших листках, найдите это понятие. Прочтем. Что оно значит? Слайд 19-20
— Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.
— Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?
(Она высмеивает какой-либо порок)
— Так вот, сказки Щедрина — это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.
4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
— Ну, а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.
— В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом?
(Зачин – жили да были;
Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;
Музыкальная интонация;
Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;
Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;
Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)
— Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?
(Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни, в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)
— Конечно, делая акцент в названии на слово повесть, Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..
-Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?
(Антитеза — противопоставление явлений и понятий, контрастных образов)
— В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»
(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)
— Молодцы. Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести.
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове…
— Кто герои повести и как их характеризует автор?
(Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)
— А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.
А какие люди состоят в регистратуре на службе?
(Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)
— Верно. Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:
-Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
— Да, — отвечал другой генерал, — признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!
И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание
-Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?
Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее…».
— Какую газету находят генералы на острове?
(Московские ведомости)
— О каких новостях узнают из неё генералы?
(«Вчера, — читал взволнованным голосом один генерал, — у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, — фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника…»)
— какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей?
(Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, под стать генералам. )
-Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой — попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).
Давайте прочтём её.
…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их…
— Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль. Какая?
(найти мужика)
А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
— Как мы можем обозначить момент появления мужика?
(Появление мужика — кульминационный момент.)
-Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?
(Сцена появления работника подчинена авторской идее — показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)
— Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам…
…Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…
…И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.
…Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки…
— Каким представляется вам мужик?
(Смекалистым, находчивым, покорным)
— Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?
(Автор понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающего «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит:
…Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)
— Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.
5. Релаксация
А теперь, прежде чем перейти к самому ответственному этапу урока, немножко отдохнём. Закроем глаза, перенесемся отсюда на необитаемый остров и послушаем шум прибоя и песни дельфинов.
6. Тестирование (закрепление)
-Отдохнули?
— Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 6 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.
Проверка
7. Работа с иллюстрациями к сказке
— Какие эпизоды они иллюстрируют?
-Как изображены герои «Повести»?
-Какое значение для раскрытия образов героев играют детали (фуражки генералов, заплата на рубахе мужика и т.п.)?
— Какой рисунок вам понравился больше и почему?
8. Итог урока.
Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?
(сатирической сказке)
На уроке мы ставили вопрос «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете сегодня?
В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?
( каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать и болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)
Как вы понимаете слова писателя: « Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя»?
Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями и по сей день.
Комментирование оценок.
9. Домашнее задание
1.Выучить определения терминов (ирония, гротеск, антитеза и др.)
2.Подготовить художественный пересказ сказки(Юсубова З., Юсубов И.)
3.Прочитать сказку «Дикий помещик» (Локтева Д., Мухлисов М.)
Тесты (вариант 1)
1.Как генералы оказались на необитаемом острове?
1.В результате кораблекрушения
2.По щучьему велению, по моему хотению
3.С помощью волшебника
4.Прилетели на ковре – самолете.
2.В чем мужик варил суп?
1.В котелке
2.В пригоршне
3.В кокосовой скорлупке
4.В кастрюле.
3.Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
1. «Московскую правду»
2. «Московские ведомости»
3. «Московское обозрение»
4. «Вестник Москвы».
4.Как мужики отыскали на острове мужика?
1.По следам, оставленным на песке
2.По звукам балалайки
3.По запаху мякинного хлеба
4.По его крикам.
5.Кем этот мужик работал в Петербурге?
1.Поваром
2.Кузнецом
3.Маляром
4.Извозчиком.
6.Чем генералы наградили мужика?
1.Бутылкой пива
2.Медалью
3.Плетьми
4.Рюмкой водки и пятаком.
Тест (вариант 2)
1.В каком виде два генерала прибыли на остров?
1.В мундирах
2.В ночных рубашках
3.В шубах и валенках
4.Раздетые.
2.Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
1.Все время спать
2.Научиться работать
3.Найти мужика
4.Поймать зверя.
3.Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
1.Пуговицу
2.Орден
3.Тапочки
4.Платок.
4.Из чего мужик сделал силки для птиц?
1.Из собственных волос
2.Из собственной рубахи
3.Из собственных лаптей
4.Из лески.
5.На какой улице в Петербурге жили два генерала?
1.На Подьяческой
2.На Фонтанке
3.На Литейной
4.На Невском.
6.Как генералы вернулись домой?
1.Заснули и проснулись дома
2.Так же как и попали на остров
3.Их спасли случайно
4.Мужик построил корабль.
Справочный материал
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.
Антитеза — противопоставление явлений и понятий, контрастных образов.
И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание.
Гротеск — предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Гипербола – чрезмерное преувеличение явлений, фактов.
Эзопов язык ( по имени баснописца Эзопа) –тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.
Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа.
Происхождение.
Специфика вымысла. Виды бытовых сказок,
их темы и образы. Поэтика и стиль.
Социальные новеллистические сказки,
их темы, образы, поэтический стиль.
Новеллистические
или, как еще их принято называть,
социально- бытовые сказки, представляют
собой особую жанровую разновидность.
Эти сказки более позднего происхождения,
чем сказки о животных и волшебные, их
больше по количеству. Необычное в этих
сказках заключается в том, что вполне
реальные жизненные конфликты между
вполне реальными персонажами получают
необычную, сюжетную сказочную реализацию.
Бытовые
сказки возникли раньше, во время
разложения родового строя, формирования
семьи и семейного быта, а социальные –
с возникновением классового общества,
в период раннего феодализма, и продолжали
создаваться позже, в период капитализма.
Они предельно приближены к реальной
действительности, к социальным и бытовым
проблемам русской деревни середины XIX
– начала XX
века. Они имеют свой круг сюжетов,
образов, идей, свои художественные
специфические приемы.
В
бытовых сказках выделяются две группы
произведений. В одних высмеиваются
общечеловеческие пороки: глупость,
лень, хитрость, нечестность, обман. В
других изображаются семейные конфликты,
осуждаются супружеская неверность,
несогласие, злые, сварливые, упрямые
жены, ленивые мужья, предельно жадные
или глупые люди. Среди наиболее
распространенных сюжетов можно выделить
сказки о дураках. Наиболее популярный
персонаж такого типа – это Иванушка-дурачок,
очень отличающийся от мнимого дурака
волшебной сказки, доброта и отсутствие
практицизма которого идеализируются.
В бытовой сказке дурак – это «набитый
дурак», который совершает поступки,
резко противоречащие общепринятым
нормам поведения. Положительные качества
в нем пародируются: чрезмерная доброта
и простодушие оборачиваются глупостью,
полнейшей бесхозяйственностью. Всю
купленную на базаре соль он высыпает в
реку, чтобы вкуснее было воду пить
лошадям, горшки надевает на верстовые
столбы, жалея, что они стоят без головных
уборов, домой он возвращается ни с чем,
его за это бьют и ругают.
Среди
персонажей этого типа можно назвать
Фому и Ерему. Они все делали невпопад:
рыбу ловили в дырявой лодке, холсты
меняли на свиные хвосты. А когда «вздумали
землю пахать, посеяли рожь и овес, рожь-то
не выникла, а овес-то не взошел, с того
они соху и борону в огонь, лошадь по
горлу ножом, а сами с пашни бегом».
Известен цикл сказок о пошехонцах,
которые тащили на крышу корову, чтоб
она могла съесть выросшую там траву,
сметану из погреба носили ложкой и т.д.
Если в волшебной сказке действие связано
с положительным героем, то в бытовой
активно действует отрицательный
персонаж. Порой в ней нет положительного
героя, и его функцию берет на себя
резонер-рассказчик, осуждающий нелепые
поступки сказочных персонажей.
Сказки
о семейных конфликтах чаще всего
разрабатывают сюжеты о споре мужа и
жены, об испытании верности жены, о
спрятанном и наказанном любовнике, о
лености и упрямстве жены, об исправлении
строптивых жен. Невежество, жадность,
лень и другие пороки доведены в сказке
до предельной степени – абсурда, в
результате чего сказочные персонажи
представлены в смешном виде. Споря с
мужем из-за пустяков, жена дает себя
похоронить, но не соглашается с ним.
Утонувшую упрямую жену муж идет искать
против течения реки, так как при жизни
она все делала наперекор ему. В отсутствие
мужа, который поехал в город за лекарством
для якобы заболевшей жены, она веселится
с любовником. Муж узнает о проделках
жены и «вылечивает» ее дубинкой.
Особенность сказок о супружеской измене
в том, что в них обо всем рассказывается
в подчеркнуто комическом тоне. В ней
звучит юмор и веселая издевка и над
неверной женой, и над обманутым мужем.
В бытовых сказках не только ярко
проявляется юмор, они нравоучительны,
поучительны.
Социальные
сказки остро сатиричны, разоблачительны.
Чаще всего их темой являются социальная
несправедливость и социальное наказание.
Их персонажи – злой барин, хитрый купец,
богатый жадный мужик, поп. При этом
необходимо отметить, что в сказках о
попах никогда не выражается отрицательное
отношение к церкви, религии или к
священнослужителям вообще, они направлены
против тех, кто не соблюдает норм морали,
диктуемых саном священнослужителя,
нарушает евангельские заповеди и
церковные правила.
Встречаются
сюжеты о том, как мужик одурачил барина,
о богатом хозяине, за гроши нанявшем
работника и наказанном им, о барыне,
обманутой хитрым мужиком, над которым
она вздумала посмеяться. Сказки
вышучивают, обличают, наказывают барина
за его спесь, жадность, безделье и
глупость. Он стережет под шляпой мнимого
сокола, в то время как ловкий мужик
угоняет тройку барских лошадей. Он
высиживает из тыквы жеребеночка, покупает
козу, якобы умеющую ловить волков. Барыня
изображается не менее глупой и спесивой.
Потешаясь над «глупостью» мужика, она
отдает ему самую большую свинью, чтобы
та была у него почетной гостьей на
свадьбе. Мужик дурачит барыню и забирает
свинью вместе с выводком поросят.
Самым
популярным персонажем в сказках такого
типа является бывалый солдат, вольный
человек, который всегда выходит из любой
трудной ситуации. Он беден, у него нет
никакого имущества, зато он весел и
находчив, мастер «шутки шутить», способен
обмануть чертей, барина. Обещая сварить
суп из топора, он заставляет жадную
старуху дать ему все необходимые продукты
для варева. Он помогает всякому, кто
обращается к нему за помощью, да и себя
не забывает, ловко выходит из всякого
затруднительного положения. Ему удается
проучить даже злую царицу, которую он
меняет местами с женой сапожника. Пожила
царица у сапожника – «мяконькая» стала.
Среди
новеллистических сказок особую группу
составляют сказки о ворах, ворожеях,
ловких обманщиках. В сказках о ворах
умный мужик, вор, ловко обворовывает
барина, судью, генерала и даже царя.
Воровство превращается в игру на спор:
украсть у барина лучшего коня, шкатулку,
барыню. Тема воровства смягчается
юмористическим изображением проделок
вора. Он все делает с юмором, весело и
остроумно, играя на глупости, самоуверенности
и невежестве тех, кого он дурачит.
Художественное
пространство новеллистической сказки
не фантастично, хотя и условно. Действие
происходит «в одном городе», на базаре,
в трактире, «в одной деревне», «в одном
лесу» и т.д., то есть в обстановке,
привычной для слушателя и рассказчика.
То же самое можно сказать и о художественном
времени. По сравнению с волшебной сказкой
оно более приближено к реальному и в то
же время условно, т.к. мы не увидим
указаний, в каком году и на протяжении
какого времени происходили события
сказки.
Как
и всякие сказки, новеллистические также
содержат обязательный вымысел, но он
отличается от вымысла сказок о животных
и волшебных. Приключения героев этих
сказок необычные, но не волшебные. Герой
побеждает не с помощью волшебной силы
и чудесных помощников, а с помощью
ловкости, хитрости, остроумия. Сюжеты
сказок строятся на обыгрывании типичных
черт отрицательных персонажей, чрезмерном
их увеличении, что позволяет поставить
их в комичные ситуации, которые предельно
нелепы, совершенно расходятся со здравым
смыслом и невозможны в действительности.
В этом и заключается специфика вымысла
сказок данного типа.
В
построении сюжетного действия можно
выделить некоторые традиционные приемы.
Например, прием подстраивания ситуации,
которая помогает герою разоблачить
противника. В сказке «Жена-доказчица»
мужик, найдя клад и зная о том, что жена
его не умеет держать язык за зубами, так
все подстраивает, что барин, узнав о
находке и желая отнять клад, ничего не
может понять и доказать. Другая характерная
форма построения сюжета – мена положением.
За год тяжелой службы у скупого барина,
который не давал ему ни минуты отдыха
и совсем измучил работой, солдат заработал
сто рублей. Он предлагает барину
отработать у него три дня за ту же сумму,
но жадный барин не выдерживает и одного
дня. Распространено также построение
действия в форме повествования. В сказках
такого типа описываются повседневные
занятия и поступки героев.
В
новеллистических социально-бытовых
сказках нет присказок, почти не встречаются
концовки прибауточного характера,
отсутствуют традиционные формулы.
Сатирическая сказка стремится выделить
наиболее важную черту изображаемого
персонажа, и эта черта доводится до
предела. Для этого в сказке используется
гипербола, что делает образ более ярким,
выпуклым и выразительным. Основная
черта персонажа называется в самом
начале сказки: «У одного мужика была
жена сварлива и упряма». В дальнейшем
эта черта раскрывается в поступках
персонажа. На двор мужика заходят барские
гуси. На вопрос, чьи гуси, мужик отвечает
упрямой жене, что гуси барские. Жена в
гневе валится на пол, охает, стонет,
изображает умирающую, лишь бы услышать
ответ, что гуси ее. К «умирающей» жене
приводят священника, он ее исповедует,
соборует. Упрямая жена снова спрашивает
мужа, чьи гуси. Услышав прежний ответ,
жена дает положить себя в гроб, отпеть
и похоронить, но не хочет согласиться,
что гуси не ее, а барские.
Новеллистическая
сказка имеет особую экспозицию, завязку,
кульминацию, развязку. В зачине-экспозиции
сказка знакомит слушателя с социальной
или бытовой обстановкой: «Жил-был старик
со старухою, имели при себе одного сына,
и то дурака». Характеристика героя
предельно сжата, проста: «Оба были такие
ленивые». Повествование в новеллистической
сказке развивается быстро, иногда с
замысловатыми поворотами и неожиданной
развязкой. Часто используется диалог.
Некоторые сказки целиком построены на
диалоге (см. сказки «Горшок», «Жена-спорщица»,
«Кашица из топора»).
Новеллистическая
сказка скупо пользуется эпитетами. Мы
не найдем традиционных эпитетов типа
«добрый молодец», «поле чистое», «добрый
конь». Эпитеты в этих сказках носят
скорее оценочный характер: богатый
мужик, скупой барин, злая жена.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
01.05.20155.99 Mб21Учебник по истории Фортунатов.docx
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение —
средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Орёл
Обличение
социальных пороков в сказке М. Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»
(урок
– экскурсия, литература, 10 класс).
Извекова
И. Н.,
учитель
русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Тема:
«Обличение социальных пороков в сказке Салтыкова –
Щедрина «Дикий помещик».
Тип
урока: объяснение нового материала.
Цели
урока.
Образовательные:
—
определить роль сказок в творчестве М. Е.
Салтыкова – Щедрина;
—
дать обзор сказок писателя;
—
раскрыть художественное своеобразие сказки
«Дикий помещик».
Развивающие:
—
развивать творческое воображение учащихся,
логическое мышление;
—
развивать языковую интуицию учащихся;
—
совершенствовать навыки анализа
прозаического произведения;
—
развивать устную и письменную речь
учащихся.
Воспитательные:
—
воспитание любви и интереса к
историческому прошлому России, к классической литературе;
—
воспитание нравственных ценностей
учащихся.
Методы:
беседа, сообщения, исследования учащихся, анализ текста, самостоятельная работа
учащихся.
Оборудование:
портрет писателя, Эзопа, иллюстрации
разных художников к сказке «Дикий помещик», раздаточный материал для самостоятельных
работ.
Ход
урока.
1.
Организация
класса на работу.
2.
Сообщение
цели урока – дать обзор сказок, раскрыть художественное своеобразие сказки
«Дикий помещик». Урок сегодня необычный. Это урок – экскурсия, экскурсия
заочная, воображаемая, во времени и пространстве. Я осмелюсь взять на себя
функции экскурсовода, буду присутствовать с вами на протяжении урока, у меня
будут помощники – юные экскурсоводы, чьи сообщения помогут расширить, углубить
имеющиеся знания. Перенесемся в XIX век.
3.
Проверка
домашнего задания. Беседа по биографии писателя.
—
Назовите годы жизни Салтыкова – Щедрина (1826- 1889).
—
В каком « литературно – знаменитом» учебном заведении учился Салтыков? (с 1838
– 1844 в Царскосельском лицее), (с 1844 – Александровском).
На
каждом курсе лицея по традиции объявлялся очередной продолжатель Пушкина.
В
своём классе им стал Салтыков.
—
Почему писатель не любил вспоминать своё детство?
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы,
воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем, –
вспоминал писатель. – Детство и молодые годы мои были свидетелями самого
разгара крепостного права».
1844г.
– служба в канцелярии военного министерства.
—
Как Салтыков стал Н. Щедриным?
Находясь на государственной службе, Михаил Евграфович пишет две повести
«Противоречия» (1847г.) и «Запутанное дело» (1848г.), вышедшая под псевдонимом
Н. Щедрин. В них он резко критикует общественный строй, основанный на
угнетении. Ему намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией.
В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и
одновременно писателя Н. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано
арестовать чиновника за какое–то сочинение, напечатанное без ведома
начальства». Этим чиновником и был М. Е. Салтыков, который по высочайшему
повелению был сослан на Вятку.
—
Как складывается судьба писателя?
В 1855 году, после смерти Николая I, возвращается в Петербург с
огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни простых людей и господствующих
классов.
—
В каких журналах работает?
В 1858 году Салтыков – Щедрин назначен на должность вице – губернатора в
Рязани.
—
Как проявил себя Салтыков на посту вице – губернатора в Рязани?
Вся энергия его была обращена на искоренение взяточничества, дошедшим до того,
что оно считалось как бы делом нормальным, законным, и на преследование
злоупотреблением помещичьей властью. По делам о помещиках открывались вопиющие
деяния. Имения у них отбирались в опеку, сами они изгонялись или предавались
суду.
—
Можно ли считать деятельность Щедрина образцом подражания для чиновников любой
эпохи?
Да, такие люди нужны во все времена. Ведь за короткое время Рязанская губерния
стала иной, не похожей на себя.
1864–1866г.г.
– председатель Пензенской казённой палаты.
1866–1867г.г.–
управляющий Тульской казённой палатой.
Не
успеет где-нибудь прижиться, как опять поссорится с губернатором.
Октябрь
1867г. – управляющий Рязанской казённой палатой. Так и переезжал с места на
место до полной отставки.
В
1868г. ушёл в отставку, т.к. Салтыков «всегда держал себя в оппозиции к
представителям власти в губернии, даже противодействуя их мероприятиям». Но
если бы он не прошёл всех стадий службы, он не знал бы так Руси…
—
Назовите произведения Салтыкова – Щедрина. (Очерк «Помпадур и помпадурши»,
«Господа Головлёвы», «История одного города», «Благонамеренные речи», «Мелочи
жизни», «Современная идиллия», «Пошехонская старина»).
—
В каких жанрах работал писатель?
(романы,
драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии, сказки).
-Какие
еще писатели использовали жанр сказки?
Пушкин «Сказки», Лермонтов «Сказка для детей», Жуковский «Тюльпанное дерево», «Спящая
царевна», 80-ые г.г. XIX века появятся
сказки Л. Толстого, сказка Гаршина («Лягушка – путешественница».
—
Вспомним определение слова сказка!
Древний жанр УНТ, произведение эпическое, волшебного или бытового характера.
Корень –сказ-, т.е. сказка — то, что рассказывают, сказывают.
—
Что всегда присутствует в сказках?
Вымысел, комическое, фантастика, поучение. Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок.
Объяснение нового материала.
Учитель. Вот к этому
древнейшему жанру народного творчества обратился Салтыков – Щедрин. Но его
сказки особенные, они в большой степени сатиры, в которых форма сказки
используется для сатирического иносказания. Открыто писатель не мог говорить,
это было опасно, поэтому он пользуется своеобразной манерой повествования.
Эксперт – литературовед. Эту манеру именуют
эзоповской, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего в VI веке до
н.э. (Слайд 1). Состоит эта манера в изобретении оговорок, недомолвок,
иносказаний и прочих обманных средств. Эзоповская речь – это рабья манера
писать, имеется в виду её вынужденный, связанный с цензурными давлениями
характер.
Чего только ни делали с произведениями Салтыкова: «и вырезывали и урезывали, и
перетолковывали, и целиком запрещали». Но писатель не сдаётся, и
из–под его пера появляются сказки. В сказках сатирик берёт наиболее яркие черты
действительности, сгущает их, показывает как бы под увеличительным стеклом.
Современные литературоведы называют сказки «малой энциклопедией его сатиры».
Темы, герои, художественные приёмы, которые накапливал автор 40 лет, сконцентрировались
на 3 – 5 страничных сказках. Они в миниатюре содержат в себе проблемы и образы
всего творчества сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал,
то и они дали бы ему право на бессмертие. Из 32-х 29 написаны в последнее
десятилетие, и лишь 3 сказки созданы в 1869г. («Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).
Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» и 2 – ой вариант
«Для детей от 7 до 70 лет» (Слайд 2), т.е. для взрослого читателя, но по
уму находящегося в состоянии ребёнка, которому нужно открыть глаза на жизнь.
Цель сказок – пробудить народ, чтобы эти дети возмужали и перестали быть
детьми. Щедрин хотел издать сказки в виде сборников – брошюр ценой по 3
копейки, чтобы любой их мог купить. Цензура запретила это издание, но всё же
сказки дошли до читателя. (Показ иллюстрации нелегального издания). Писатель
выступает как защитник народных интересов. Девиз Салтыкова – Щедрина: «Я не дам
в обиду мужика».
Основные темы сказок (Слайд 3):
1.
Народ
и самодержавие («Медведь на воеводстве», «Орёл – меценат»).
2.
Народ
и господствующие классы («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»).
3.
Народ
и буржуазная интеллигенция («Либерал», «Премудрый пискарь», «Карась – идеалист»).
4.
Идеал
жизни по правде – стремление к справедливому устройству общества («Христова
ночь», «Дурак», «Рождественская сказка»).
Обобщение:
—
Почему Салтыков обратился к жанру сказки?
Обойти цензуру, понятна простому народу!)
Учитель. Итак, сегодня
объектом нашего внимания станет одна из первых сказок, написанная в 1869
г., «Дикий помещик», отражающая сложные пореформенные процессы.
—
Вспомним, что произошло в нашей стране в это время.
Экскурсовод – историк. 1861г. – отмена
крепостного права.
В
пореформенной России помещичьи привилегии, бережно охраняемые царизмом,
приносили колоссальный ущерб экономике. В сущности, после 1861г. сохранялась
«старая крепостная система хозяйства». Политический строй России за это время
был насквозь пропитан крепостничеством. Крестьяне голодали, вымирали,
разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. В
пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших
претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты,
советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде
принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти
земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых
хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана
Салтыковым в сказке «Дикий помещик».
Беседа:
—
Напомните сюжет сказки. О чём она? (краткий пересказ)
Анализ сказки:
—
Как проявляется фольклорная традиция в сказке?
Зачин
(«В
некотором царстве»); присказки («сказано – сделано», «по щучьему
велению», «много ли, мало ли времени прошло»); лексика (глядючи (диал.),
молвит, кишмя – кишит); эпитеты (туча чёрная, тело белое, нежное
рассыпчатое).
Троекратное повторение однородных действий:
«Третий
человек его дураком чествует… посмотрит – посмотрит на него, плюнет и отойдёт.»
Сказочный персонаж– медведь Михайло
Иванович разговаривающий, мышка.
—
Назовите теперь «приметы» реального исторического времени (помещик, газета
«Весть (консервативная газета, призывающая помещиков не делать уступок
крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии), актёр
малого театра Садовский, генералы, капитан – исправник, временнообязанные
мужики, Сенька).
—
Как зовут помещика? Случайно ли дано такое имя?
Князь Урус – Кучум – Кильдибаев (гордится тем, что он потомственный русский
дворянин с нерусским именем, оплот государства).
Экскурсовод – языковед.
В своём творчестве Салтыков – Щедрин продолжал и развивал традиции русских
сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними он использует «говорящие» имена. О
чём нам говорит имя Урус – Кучум – Кильдибаев? Прежде всего, о том, что
носитель этой фамилии не может быть русским, тем более потомственным. Русские
фамилия, имя, отчество никогда не писались через дефис, за исключением тех
случаев, когда рядом идут две фамилии. Казалось бы, в первой части этого имени
есть — рус -, но перед ним стоит словообразовательная приставка у-. Большинство
приставок произошло из предлогов, если предположить, что у- образовалась от
предлога у, (у дома, у русских, со значением «рядом», «около»), то можно
сделать вывод, что Урус – переводиться, как «что – то, нечто стоящее рядом с
русским, имеющее отношение к русскому. Известно, что УРУС – поселение в
Хакасии.
Вторая
часть Кучум имеет корень -куч- (возникает ассоциация со словом куча) и корень -ум-.
Дословно, можно перевести это слово, как «куча ума» — в переносном смысле.
Кильдибаев
– 3–я часть – напоминает фамилию тюркских народов, к которым принадлежат прежде
всего татары, узбеки, казахи, киргизы и др. (Слайд 4)
Анализ текста.
—
Какой используется приём автором? (иносказание).
Эта фамилия напоминает татаро-монгольское иго. Потомок татарских ханов, он
выступает как враг русского народа, чужеземный захватчик, который ненавидит и
презирает порабощенный народ.
—
С каким игом сравнивается татаро-монгольское иго?
С крепостным игом: только врагу может прийти мысль «сократить» и истребить
население, уничтожить крестьянина – кормильца.
—
Каково материальное положение помещика?
(Жил и радовался; всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и
земли, и садов).
—
Как описывает автор внешность помещика?
(Тело нежное, белое, рассыпчатое – легко рассыпающееся, крошащееся).
–
Какой приём?
(Контекстные синонимы).
—
Почему и в какой момент автор меняет эпитет «нежное» на «рыхлое»?
(После исчезновения крестьян. Рыхлое, т.е. тучное, дряблое тело, начинается
физическое «дряхление», дичание помещика, хотя он ещё не осознаёт это).
—
Каким вы себе представляете помещика до того, как он одичал? (словесное
рисование).
(Невысокий, плотный, важный, с медленной походкой, надменный, высокомерный,
пренебрежительное выражение лица, нежное тело).
-Каков
смысл его существования?
(нежить
тело)
-Какую
характеристику помещику даёт сам Салтыков – Щедрин? Назовите черты характера
помещика.
(Глупый, жадный (боится потерять состояние, мужик «добро приест», самоуверенный
(сразу обращается к богу с просьбой), упрямый (пытается отстоять свою
«твёрдость души»), высокомерный (существуя за счёт крестьянства,
пренебрежительно к ним относится ), не выносит холопьего духа. Деспотичен по
отношению к крестьянам (крестьянскую курицу – в суп, дрова, отобранные у
крестьян, — на господский двор, с порубщика – штраф (это приметы реального
пореформенного времени).
—
Как складывается жизнь «освобожденных» крестьян в это время?
(Куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше… Лучины не стало,
прута не стало).
—
Помещик и крестьяне недовольны друг другом, поочерёдно обращаются к Богу с
просьбой.
-Почему
сразу именно к Богу? В чём разница в обращении?
(Помещик уверен, что Бог должен потакать именно его прихотям, чтоб не мешали
нежиться, для крестьян же – Бог – последняя надежда, спаситель от господского
гнёта).
—
Случайно это?
(Нет, человек создан по образу и подобию Божию, для него все равны, независимо
от положения, рассчитывают на Божий суд (справедливый)).
-Чью
же просьбу выполнил Бог? Почему?
(Бог внял «молитве сиротской» мужика, и мужик исчез).
С
этого момента мы становимся свидетелями сказочного, фантастического
эксперимента: («куда же девался мужик – никто того не заметил…»).
-Какие
«благоприятные» для помещика изменения произошли?
(Воздух стал чистый – пречистый, т.к. нет крестьян), помещик на полном
самообеспечении, живёт в своё удовольствие, думает, как душу утешить,
приглашает актёров, генералов).
—
Почему гости долго не задерживались и при этом называли его глупым?
(Ставить театр и занавес поднимать некому, умываться никто не подаёт, печка не
топлена, еда не готовится, генералы голодны).
—
Каково состояние помещика в этот момент?
«Сколько дней немытый хожу», «сырьём кой–каким питаюсь» (теряет круг общения,
продолжается не только физическое «дичание», но и душевное), т.е. деградация
происходит как внешняя, так и внутренняя). Его дважды назвали глупым, пора
призадуматься над правильностью своего поведения.
—
Почему не меняет своё поведение?
(Пытается оправдать свою линию поведения, должен проявить «твёрдость души»,
не меняет прежнего решения жить без крестьян).
—
С какой целью автор показывает мечты, сны помещика? О чём они?
(Снится, что губернатор доволен его твёрдостью, его сделали за это министром;
райское житьё с Евой на берегах великих рек; он добивается процветания
хозяйства: сады, ягоды растут, английские машины заменяют крестьян.
Он силён лишь во снах и мечтах, в реальной жизни, где нет привычного Сеньки, он
не может сделать ничего, он бесполезен).
—
К каким серьёзным последствиям в масштабах губернии привело это поведение?
Драматизация.
—
Сценка – разговор с капитаном исправником.
-В
каком значении употреблено слово пахнет?
(В переносном: пахнет водворением, т.е. ссылкой).
—
Итак, ссылка за что?
(Прекратились поступления налогов, податей; государственная казна пуста; вино
по кабакам пить некому; продукты исчезли, грозит голод; распространились
грабежи, разбой, убийства.)
—
Оправдано поведение помещика с политической, экономической точки зрения?
Нет. «Нежелание поступиться принципами во вред себе, государству определяется
писателем как дикость «политическая, гражданская, интеллектуальная» т.е.
показано не только 1) физическое, но 2) нравственное, 3) политическое дичание
помещика. Более того, он из «оплота государства» превращается в дикаря, а позже
попадает в категорию врагов государства.
¨ Страшно
самодовольное ничтожество, которое ни о чём не хочет слышать, ничего не хочет
знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту… Тогда
действительно становится страшно за все живущее и мыслящее. (Слайд 5) Салтыков
– Щедрин М.Е.
Он дичает окончательно, его не боится даже мышь, медведь на него смотрит и
облизывается. «И вот одичал… оброс волосами, ногти сделались железные, ходит на
четвереньках , рявкает, ест животных даже со шкурой; сделался силён ужасно, что
вошёл даже в дружеские отношения с тем самым медведем…» Т.е. он стал
неуправляемым, опасным.
Здесь уже было, о чём призадуматься властям, которые «покровительствовали
помещикам» (на днях исправника чуть «не задрал» медведь не медведь, человек не
человек…). Иными словами, помещик становится опасен , неблагонадёжен для
властей.
—
Что волнует представителей власти: причина, по которой исчезли мужики, или
следствие – плохие показатели?
(Пустая казна, возможный голод, повышенный уровень грабежей, убийств.)
—
Кто же в этом виновен, по мнению властей? (народ).
—
Какое решение приняли обеспокоенные начальники? В чём абсурд?
(«Мужика изловить и водворить», хотя он ни в чём не виноват, а помещику,
несмотря на то, что он всей смуте зачинщик, «наиделикатнейше внушить», власть у
него не отобрали, он по-прежнему владеет мужиками).
—
Как заканчивается этот сказочный эксперимент? («Летел рой…»)
—
Почему мужики летели роем, не стаей?
(Сравнивается с трудолюбивыми пчёлами).
—
Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.
—
Почему автор называет мужиков благодатью?
(Изобилие земных благ, благодатное место).
-Почему
использует неопределенно-личные предложения?
(Неизвестная сила поймала мужиков, а они и не сопротивлялись).
—
Что же произошло после водворения крестьян?
( Всё стало по – прежнему: запахло мякиной … Податей поступило… (безличные
предложения).
—
Почему используют безличные, неопределённо-личные предложения?
Мужик обезличен, представлен как безликая масса, живущая стадной жизнью.
—
Как относится писатель к народу?
(С одной стороны, восхищается его сноровкой, трудолюбием, работоспособностью,
пишет с любовью («запахло овчинами», с другой стороны, осуждает его за
покорность рабскую, долготерпение, безропотность).
Подведение итогов
—
Какова роль народа в жизни общества?
Народ – создатель и материальных, и духовных ценностей, он поилец и кормилец.
Без него не только мясо исчезает, но наступает упадок культуры, «дичание».
Иными словами, Щедрин, изображая образ народа и помещика, как представителя
господствующего класса, сознаёт широчайшие художественные обобщения.
Так
литературный критик Покусаев Е. И. писал:
«Гротескный намёк был очевиден: мужиком живёт Россия,
его трудом и заботами, подневольный мужичий труд дебелость помещичью
сохраняет.» (Слайд 6) Покусаев Е.И.
—
Как вы понимаете значение слова дебелость?
Работа со словарями Ожегова, Даля, этимологическим.
¡ Словарь Даля (Слайд
7):
¨ Дебéлый –
матёрый, толстый, плотный, здоровый, гладкóй, тучный.
¨ Дебéлый
скотъ. Дебелая стена, арх. капитальная, бревенчатая внутри дома, не
перегородка.
¨ Дебелость ,
качество это, толстота, плотность, тучность.
¨ Дебелеть,
плотнеть, тучнеть, толстеть.
¨ Этимологический
словарь:
¨ Дебелый.
Искон. Суф. Производное от той же основы, что и доба «пора, время», добрый,
удобный. Исконно добелый > дебелый в результате межслоговой ассимиляции
о-е в е-е, ср. ребенок < робенок. Дебелый буквально – «находящийся в поре,
большой».
Дебелость
– дородность, основательность, стабильность.
—
Какие пороки обличает сатирик?
(Глупость, жадность, дебелость, паразитизм господствующего класса, насилие в
адрес народа).
-Чем
отличается образ мужика в сказке Щедрина от образа мужика в русских народных
сказках?
(
В УНТ мужик счастлив, ловок, находчив, с помощью этих качеств побеждает глупого
барина, а щедринский мужик, обладая теми же качествами, остаётся в дураках. Он
мученик, не сопротивляется властям).
Щедрин,
как и Некрасов, задаёт вопрос: «Ты ль проснёшься исполненный сил?»
—
Почему сатирик иначе изображает отношения между барином и мужиком?
(Он вскрывает коренное противоречие современной ему России: между безграничными
возможностями трудолюбивого народа и его рабской покорностью).
—
Какой нравственный урок можно извлечь из этой сказки?
(«Научись мужика уважать», возлюби ближнего, как самого себя, ведь все мы –
дети Божии).
-Мог
ли открыто Щедрин высказать свои мысли?
(Нет, именно поэтому и обратился к жанру сказки, используя большой арсенал
художественных приёмов. Вынужденный прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы
выразить свою крамольную мысль, Салтыков сетовал, что не знает, в «какие
чернила обмакнуть перо, в какие ризы её одеть, чтоб она не вышла уж чересчур доступною
для цензурного ока», и кутает – кутает, обматывает всевозможными околичностями
и аллегориями).
Работа по теории литературы
Заполнение кроссворда. Начертить кроссворд. (Слайды
8-9)
Гипербола — ( греч.
преувеличение) – художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении
свойств изображаемого предмета или явления.
Абсурд–нелепость,
бессмыслица.
Ирония–употребление
слова или выражения в смысле, обратном действительному, с осознанной целью
открытой насмешки.
Эпитет
–
(греч. приложение) — образное определение какого — либо предмета, явления или
лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, иногда и наречием,
существительным, числительным, глаголом.
Аллегория – (греч.
иносказание) – литературный приём, основой которого является иносказание:
изображение отвлечённого понятия, суждения при помощи конкретного образа,
наделённого жизненными реалиями.
Фантастика
–
(греч. искусство воображать) – одна из разновидностей художественной
литературы, в которой идеи и образы строятся на вымышленном автором мире, на
изображении странного и неправдоподобного.
Разговорная
лексика – слова, употребляющиеся в повседневной, обиходной речи, имеют
характер непринужденности.
По
вертикали получилось слово гротеск, определение которого вы дадите сами.
Гротеск — (франц.
grotesque. итал. grottesco –
причудливый от grotta – грот) –
предельное преувеличение основанное на фантастике, на причудливом сочетании
фантастического и реального.
Самостоятельная
работа учащихся по заполнению таблицы.
Работа
с иллюстрациями. Эксперт – искусствовед. (Слайд 10)
Сообщение учащегося о работах Кукрыниксов, Н. Муратова, Е. Рачева к «Дикому
помещику». (Слайды 11-13)
—
Какие из эпизодов сказки изображены художниками?
—
Какой из рисунков кажется наиболее выразительным?
—
Что общего в иллюстрациях? В чём разница?
—
Почему он не одет?
—
Есть ли сейчас люди подобные дикому помещику?
—
Во что может быть одет современный представитель господствующего класса?
Дом.
задание.
Написать
сочинение-рассуждение (не более 150 слов) на тему: «Справился ли Щедрин с
общественной ролью писателя-сатирика?» (аргументируйте ответ)
Конспект урока по теме:
«М.Е. Салтыков-Щедрин.
«Дикий помещик». Обличение социальных пороков»
7 класс
Цель урока: показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приемы: беседа по вопросам, пояснения учителя, чтение по ролям.
Оборудование урока: иллюстрации учеников к сказке «Дикий помещик».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.
2.Художественный пересказ эпизодов сказки.
3.Повторение терминов: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.
II. Слово учителя
Сказка «Дикий помещик» отражает сложнейшие пореформенные процессы. Эти процессы показаны как повседневные проявления жизни.
В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.
III. Беседа по вопросам
—Какую характеристику дает автор помещику в начале сказки?
(«…был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».)
Комментарии учителя:
Чтение газеты «Весть» дается в одном ряду с характеристикой глупого и сытого помещика. Эта консервативная газета стала для героя руководством в жизни. «Весть», как и «Московские ведомости» М.Н. Каткова, упоминавшиеся в «Повести…», призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии.
— Что является завязкой действия?
(Завязка действия сказки — исполнение желания «глупого помещика» и страдающих от его произвола крестьян.)
— Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?
(Помещик уверен, что Бог должен потакать его прихотям: убрать из его поместья крестьян, чтобы не мешали нежиться. Мужики обращаются к Богу как единственному спасителю от гибели: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»).
-Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?
-Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?
-К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии?
-Кто и почему называет помещика дураком?
-Каков основной сатирический прием в изображении помещика?
(Гротеск.)
-Как обыгрывается в сказке вопрос: «Знаете ли вы, чем это пахнет?»
-Почему мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»?
(Понятие «рой» относится к пчелиным семьям. Во-первых, пчела — символ трудолюбия, во-вторых, рой — понятие, обозначающее скопище существ, живущих бессмысленной жизнью, единую массу, каждая составляющая которой живет только роевой жизнью, сама по себе практически не имеет ценности. Уточним понятие «рой» по словарю.)
-Что сближает сказку «Дикий помещик» с повестью о мужике и генералах и в чем вы видите разницу?
(Сближает то, что в обоих произведениях мужик, крестьянин изображен как кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Однако в «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают его работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: «русский помещик», князь Урус-Кучум-Килъдибаев, изгоняет крестьян из имения.)
-Что за прием использует автор, когда говорит о «русском
помещике» Урус-Кучум-Кильдибаеве?
(Приём иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль «сократить» население, уничтожить крестьянина-кормильца.)
-Рассмотрите этапы выявления глупости помещика. (Вначале помещик решил предаться развлечениям, завести у себя театр и пригласил не кого-нибудь, а известнейшего актёра того времени Садовского с «актёрками». Но вид помещичьего дома и самого помещика отпугнули Садовского.
Следующая попытка помещика развлечься — пригласить соседей-генералов в госта и сыграть в карты. Эти генералы напоминают героев «Повести…»: «Генералы были хоть и настоящие, но голодные, а потому очень скоро приехали». Они не могли надивиться свежему воздуху и отсутствию надоевшего мужика, но этой радости пришёл конец, как только генералы проголодались. Рассерженные генералы, назвав помещика глупым, «разбрелись по домам».
Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.
Он решил погадать на картах, но гаданье показало, что поступил он правильно, что «надо не взирать». «Уж если, — говорит, — сама фортуна указывает, стало быть, надо оставаться твёрдым до конца»).
IV. Чтение по ролям
(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-исправником.)
V. Продолжение беседы:
-Чем отличаются мечты помещика от действительности?
(То, что не удается помещику наяву, переходите его сны.)
Ему снится, что губернатор весьма доволен его непреклонностью, больше того, что за эту непреклонность его сделали министром и «ходит он в лентах, и пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!» Ему даже снится райское житье с Евой на берегах Евфрата и Тигра.
Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод.
Итак, помещик, который в своих снах уже видел себя министром за свою «твердость», теперь попадает в категорию врагов государства. Не случайно же исправник ему на прощание сказал: «А знаете ли, чем это пахнет?» И уже чудится помещику ссылка, но вдруг осеняет его здравая мысль, что, может, там и находится его «милый мужик».
— Тут бы и одуматься помещику, а он?
(По совету газеты «Весть» князь «не расслабляется и гнет прежнюю линию»: «Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!»)
— Комментарий учителя:
Именно нежелание поступиться принципами во вред себе, во вред государству определяется сатириком как «дикость», дикость политическая, гражданская, интеллектуальная. Неприятие новых форм жизни, обусловленных временем, — одна из сторон существа помещика, которая позволила сатирику назвать Урус-Кучум-Кильдибаева «диким помещиком». Физическое одичание показано параллельно с одичанием нравственным.
— Как физическое одичание характеризуется автором? (Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с … медведем». Помещик стал по-настоящему «диким», сильным, неуправляемым, опасным. Здесь уже было о чем призадуматься властям, которые «покровительствовали помещикам»).
-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?
(«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд. И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…»
Абсурдность ситуации в том, что решено было ни в чём не повинного мужика, как преступника, «изловить и водворить», а дикому помещику, несмотря на то что он «всей смуте зачинщик», «наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил».)
— Что стало с помещиком?
(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками.)
-Какое определение больше подходит сказке «Дикий помещик»: «юмористическая» или «сатирическая»? Найдите в словаре определения юмора и сатиры.
-В чем смысл названия сказки?
Комментарий учителя:
Эпитет «дикий» метафорически изображает невежество, грубость, отсталость, нравственную неполноценность. В названии сказки Салтыкова-Щедрина эта метафора реализуется, то есть приобретает прямой смысл: помещик действительно одичал, стал подобен дикому зверю.
-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?
VI. Итог урока
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Писательский дар Салтыкова-Щедрина высоко ценил Л.Н. Толстой. В письме сатирику Толстой говорил: «У вас есть все, что нужно, — сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит веселый смех, и по содержанию — любовь и потому знание истинных интересов жизни народа».
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный .патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.
Домашнее задание
1.Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.
2.Составить сценарий диафильма по сказке «Дикий помещик». Написать сатирическую сказку «в духе Щедрина».