(387 слов) Илья Ильич Обломов – уникальный герой русской литературы. Его образ и психологический портрет очень неоднозначны, однако в них можно разобраться посредством деталей, интерьеров и поступков героя. Чтобы ярче показать своего героя на контрасте, автор ввел в повествование его антипода — Андрея Штольца. Их дружба становится одной из особенностей сюжета, за развитием которой интересно наблюдать.
Огромное влияние на воспитание Илью Ильича оказало его детство в Обломовке. Будучи маленьким мальчиком, он наблюдает за образом жизни родителей и чертит узор собственной жизни. Обломов узнает, что праздность и покой – признаки счастья и высшей породы. Обучение в пансионе в Верхлёве могло бы дать герою «трудовое практическое воспитание», по словам Штольца-отца, однако тлетворное влияние Обломовки не позволило Илье Ильичу получить качественное образование в полной мере. В Петербурге Обломов хочет служить, но не предполагает, что служба накладывает обязательства, она ежедневна, а сослуживцы, в отличие от домочадцев, конкурируют друг с другом. Они не обязаны любить Обломова и быть снисходительными к нему. Отставка Обломова — не только следствие лени, но и следствие нежелания участвовать в тех делах, где «так мало человека надо». Ни одна из возможных социальных ролей не соответствует духовным потребностям героя.
Лучшим другом Обломова является герой, противоположный ему по характеру, — Андрей Штольц, один из основных персонажей романа. Образ Штольца был задуман как гармоничное сочетание рационального и эмоционального характера, однако этот образ Гончарову не удался: «Не живой, а просто идея». Штольц очень деятелен, он служит представителем торговой кампании, много путешествует, но повседневная жизнь его остается «за кадром». Уникальность личности Андрея Штольца объясняется его русско-немецким происхождением и воспитанием: отец погружает его в систему практического, тяжелого образования, а мать приобщает сына к музыке, культуре, мечтая вырастить интеллигентного дворянина.
Штольц, контрастируя с Обломовым, утверждает, что труд – основа, содержание, цель и образ жизни, но читатель понимает, что труд не может быть целью. Цели у Штольца достаточно приземленные – благосостояние и общественное признание. Он часто бывает у Ильи Ильича, чтобы отдохнуть на его широком диване, и призывает друга проснуться, но Обломов задает сложные вопросы о конечном смысле жизни, и тогда Штольц называет его философом и поэтом, но ответов у него нет.
Дружбу Обломова и Штольца можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, исходя из жизненного закона о том, что противоположности сближаются и дополняют друг друга. Во-вторых, дружба, возникшая в детстве, в период ученичества, самая крепкая и верная. В-третьих, Штольц привязан и к Обломову, и к Обломовке, где его, осиротевшего, лишенного многих радостей жизни, угощали и утешали.
Автор: Вилия Эйтутис
Дружба Обломова и Штольца в романе «Обломов»
Введение
Центральными героями романа «Обломов» являются Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. В произведении персонажи изображены как личности, обладающие противоположными характеристиками и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих персонажей явлением. Они всегда рады были увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь наиболее близкими людьми на протяжении почти всей жизни.
Причины дружбы между Штольцем и Обломовым
Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.
Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.
Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.
Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы
Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.
Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.
Заключение
Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
-
Елена Ермакова
14/19
-
Ева Шестакова
12/19
-
Аля Бесталанная
19/19
-
Валентина Пожидаева
18/19
Гончаров в романе «Обломов» большое внимание уделяет теме дружбы: она на всю жизнь связала Илью Обломова и Андрея Штольца. Герои являются полной противоположностью, но сохраняют дружеские узы и никогда не подводят друг друга. Взаимоотношения Обломова и Штольца отразили авторский идеал дружбы, в которой каждый находит источник поддержки.
С детских лет оба мальчика были любознательными и открытыми. Они всем интересовались, исследовали мир. Но воспитание друзей сильно отличалось. Илюшеньку ограждали от потрясений и сложностей, ограничивали инициативность и любую активность, берегли даже от плохой погоды. Андрею же предоставляли полную свободу действий, приучали к труду, прививали практические навыки, разрешали ошибаться и исправляться. В подростковом возрасте мальчики учатся на равных, но получают разный жизненный опыт. Илья становится ленивым и изнеженным, а Андрей стойким и приспособленным. Но в Обломове есть и хорошее –честность и нежелание тратить себя на светскую жизнь.
Память о кристально чистом сердце Ильи заставляет Штольца снова и снова приходить ему на помощь. Андрей чувствует: каким бы ленивым и неповоротливым ни был его друг, он всегда остается собой и искренне признает свои ошибки. Обломов тяготится своим неумением жить и прямо просит о помощи, желая измениться, поэтому Штольц идет ему навстречу.
В Обломове есть спящий потенциал, но его способности так и остаются не раскрытыми. Ведь он привык избегать физического и духовного труда, а с годами его отстраненность от реальной жизни только растет. Если бы не помощь Штольца с поместьем и деньгами, Обломов мог потерять все, оказаться обманутым и нищим.
Штольц предпринимает несколько попыток расшевелить Илью и вытащить из болота обломовщины. Он напоминает ему о том, какие стремления были у них в молодости. Ненадолго Обломов поддается новому течению жизни, но потом возвращается к спокойному сытому существованию. Это не отвращает Штольца от друга, и он продолжает помогать Обломову до самой смерти, что показывает силу их дружбы.
На чтение 6 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено 27 апреля, 2021
Команда Литероведа предлагает своим постоянным читателям и гостям интернет-журнала сочинение по творчеству известного писателя И.А. Гончарова на тему «Дружба Обломова и Штольца» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»), в котором расскажем о причинах дружбы между двумя героями и их отношениях.
И.А. Гончаров – выдающийся писатель, подаривший миру интересное и талантливое произведение — роман «Обломов» с его уникальными персонажами, характерами и судьбами. Читатель и сегодня легко угадывает в своих современниках черты героев романа: Ильи Ильича Обломова, Андрея Ивановича Штольца, Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц – старые друзья. Трудно представить двух более разных товарищей, чем были они.
Илья Обломов – молодой тридцатитрехлетний барин. Он живет в Петербурге на Гороховой улице. Все его занятия заключаются в лежании на диване и пустых мечтаниях. Когда-то он приехал в Петербург с желанием служить, быть полезным обществу, мечтал о счастливой семейной жизни, однако первый же день службы его жестоко разочаровал: нужно было заниматься делами постоянно, не оставалось даже минуты на отдых; несмотря ни на что, на работу необходимо было являться ежедневно, кроме выходных дней, а начальники не только не входили в положение своих подчиненных, но и внушали страх, были настоящей грозой. Поэтому, не дослужив и трех лет, Обломов бросил службу и засел дома. С каждым днем лень и апатия брали над ним власть все больше и больше. Никто из его друзей и знакомых не мог «расшевелить» Илью Ильича, заставить его встать с дивана и выйти в свет. Казалось, что Обломов сросся с любимым предметом мебели и уже не может существовать без него. У Ильи Ильича нет настоящей жизненной цели, никакого живого интереса, он вовсе не подготовлен к жизни. Обломов равнодушен к своей персоне, давно забросил себя, не следит за внешним видом, не занимается самообразованием, развитием. Он свято дорожит только своим спокойствием. Уютный диван, удобный халат, мягкие туфли, вкусная еда и желанная тишина – это все, что нужно герою для счастливой жизни.
Андрей Штольц — полная противоположность Ильи Обломова. Он человек деятельный, практичный, образованный. С детских лет Андрей приучен помогать отцу, немцу по национальности: мальчик разбирал счета крестьян, исправлял в них ошибки, изучал произведения немецких писателей и критиков или же корпел над географическими картами с отцом. Он много читал и русских книг, а также узнавал мир, иногда пропадая из дома на сутки или же на несколько дней. В Петербург Штольц уехал из Верхлева со ста рублями ассигнациями. К тридцати годам он нажил и состояние, и дом, успел послужить, а когда вышел в отставку, занялся своим делом. Он постоянно был в движении, казалось, если он перестанет двигаться, то жизнь остановится в нем и герой погибнет. Штольц занимался различными проектами, разрабатывал идеи, по просьбе общества исполнял роль агента то в Бельгию, то в Англию, изъездил вдоль и поперек всю Россию. Смысл жизни он видел только в труде, поэтому необычайно работоспособен и предприимчив. У него был простой, прямой и настоящий взгляд на жизнь, поэтому герой редко предавался мечтам, был трезвым реалистом.
Дружба между этими двумя так не похожими друг на друга людьми зародилась еще в детстве, когда барский сын Илюша был отправлен в частную школу немецкого бюргера Ивана Штольца, сыном которого был Андрей. Детство и школу автор называет двумя сильными пружинами, которые помогли Обломову и Штольцу подружиться. Потом к этим пружинам присоединились «жирные русские ласки», которыми щедро одаривало семейство Обломовых немецкого мальчика, и роль сильного, которую Андрей играл при Илье. Кроме всего этого, маленький Обломов был светлым, добрым, нежным и доверчивым мальчиком, который был исполнен глубочайшей симпатии ко всему, поэтому все, кто когда-то заглядывал в его чистую детскую душу, не могли отказать ему во взаимности. Кроме этого, по мнению писателя, противоположности часто притягиваются друг к другу. Вначале мальчиков объединяли общие интересы: они оба смотрели на мир с огромным любопытством. Им было интересно узнавать что-то новое, открывать для себя неизведанное, что-то исследовать и постигать тайны окружающего мира. Однако со временем жизнь в Обломовке испортила живого, любознательного Илюшу, погрузила его в спячку, убила в нем и любознательность, и живость, поэтому перед читателями он предстает хотя и мягким, простодушным, добрым человеком, однако апатичным и ленивым.
Став взрослыми, герои не разорвали дружескую связь. Лни будто дополняли друг друга теми чертами характера, которых не было в них самих. Только Штольцу Обломов мог рассказать о своих сокровенных мечтах и фантазиях, нисколько не боясь быть осмеянным, не понятым. Андрей Штольц часто, отрываясь из светской толпы, от каких-либо дел или возвращаясь из очередного путешествия, всегда спешил к Обломову, чтобы повидаться со старым другом. Штольцу нравилось посидеть на широком и удобном диване друга, вести с ним ленивую беседу, которая успокаивала его встревоженную или усталую душу. После таких встреч Андрей Штольц чувствовал себя человеком, который возвращается после долгой разлуки под крышу родного дома или в родные места. Андрей с удовольствием занимался делами Обломова, связанными с его имением, так как понимал, что друг в таких вопросах не разбирается и не хочет разбираться. Как человек, не приемлющий спячку, лень, он пытается привлечь к какой-либо деятельности и своего друга, приносит ему книги для чтения, подталкивая Обломова к самообразованию. Но даже он со своей кипучей энергией, внутренней силой и целеустремленностью не может изменить отношение Ильи Ильича к жизни, вырвать из «болота», которое засасывало его с каждым днем все глубже и глубже. Когда Обломов умирает, именно Штольц берет малолетнего сына Ильи Ильича под свою опеку.
Повествование о дружбе двух героев произведения – одна из самых интересных сюжетных линий произведения, поэтому читатель с огромным удовольствием следит за становлением и развитием дружеских отношений между Ильей Обломовым и Андреем Штольцем. У каждого из нас, конечно, складывается свое мнение об этих отношениях, однако, на наш взгляд, сам писатель считал, что дружба может родиться и между двумя совершенно разными по жизненным взглядам и внутренним качествам людьми и с годами становиться все крепче и надежнее.
- Сочинения
- По литературе
- Дружба и отношения Штольца и Обломова в романе Обломов
/
/
Непонятная многим читателям дружба между Обломовым и Штольцем зародилась еще в школьные годы, в то время когда два на тот момент мальчика обучались в школе. На момент своего знакомства два маленьких мальчика были очень похожи, имели общие интересы и увлечения, играли в одинаковые игры, обучались в одной школе, возможно именно это и соединило их.
Илья, один из двух наших героев был представлен в качестве довольно любопытного ребенка, которому интересно всё, и учеба, и различные игры, и другие детские увлечения. Он старался успеть во всех делах. Он с самого детства считал, что должен готовить себя к жизни в высшем обществе, которое безусловно должно его принять и полюбить.
Однако по причине слишком тепличного воспитания, мальчик так и остается жить в родных местах. Не смог он достигнуть и тех желаемых высот, которые он себе представлял в детстве.
Другой герой маленький Андрей был точно таким же ребенком, и имел такие же планы и мечты. Однако ранний уход их жизни его матери как бы это страшно не звучало смог сделать своё дело и помочь ему стать довольно таки волевым человеком.
Они абсолютно разные, но они сохранили свою дружбу на протяжении многих лет, возможно благодаря тому, что в детстве были практически одинаковыми, и смотрели на мир под одним углом.
Сочинение Дружба и отношения Штольца и Обломова в романе Обломов рассуждение
Дружественные отношения двух героев знаменитого произведения одного из великих русских писателей, Штольца и Обломова в более старшие годы остается такой же трепетной, доверительной, по детски наивной и надежной, как в годы их детства, во времена их учебы в школе, в годы их юности.
Несмотря на то, что повзрослев два мужчины, которые были практически одинаковыми в детстве, и имели одни взгляды на жизнь, становятся практически полными противоположностями. Илья Ильич, человек который привык жить в своем выдуманном мире, где все прекрасно и не нужно окунаться в суету повседневности и решительный, везде успевающий, быстрый на подъем, практичный Андрей Иванович продолжают общаться, как бы дополняя друг друга теми чертами, которых нет в их самих.
Их дружба с детства выстроена на взаимопомощи, на полнейшем понимание и доверии, на уважении и заботе друг о друге.
Только друг с другом они могли делиться всем самым сокровенным не боясь быть осмеянными и преданными. Илья рассказывал Андрею о своих сокровенных мечтах, которые часто не имеют воплощения в реальности, но зато полностью воплощаются в его мире фантазии и вымышленности, Андрей в свою очередь имея на плечах холодную голову, мог очень правильно и вовремя решить все проблемы, связанные с поместьем друга. Многие не понимали, что объединяет этих двух совершенно разных людей, но несмотря на это они только лишь в обществе друг друга могли обретать полное душевное спокойствие, которое так необходимо каждому человеку в этой жизни.
Они часами разговаривали обо всём, и не о чем одновременно. Андрей искренне при каждой удобной возможности старается расшевелить своего друга, заставить действовать и выйти наконец из мира иллюзий и бесконечных фантазий. И надо сказать, что только Андрея Обломов слышит, и пытается справиться со своим положением, при этом не обращая внимание на точно такое же мнение других людей.
Но, несмотря на это Обломову удается незаметно для обоих постепенно привить и себе, и близкому другу те самые «обломовские» черты, которых как огня в течении всей своей жизни боится Андрей.
И в итоге Илье удается направить Андрея в русло спокойной, размеренной, тихой и уютной семейной жизни. Дружба между двумя героями становиться одним из ключевых моментов всего произведения, и каждый читатель перечитывая эти строки для себя решает как отреагировать на них. Некоторые понимают смысл этой дружбы и её глубину, а для некоторых она так и остается загадкой.
Важность взаимоотношений
Дружба Обломова и Штольца, зарождающиеся в школьное время, все так же основаны на доверии и полном понимании в годы их взрослой жизни. Эти герои заимствуют друг у друга черты характера и восприятие реальности. Целеустремленность и рационализм Штольца находят отражение в спокойном и прекрасном мире иллюзий Обломова. Илья всегда искал поддержку у Андрея, и знал, что может поделиться своими надеждами с другом. Только Штольц был способен оказать помощь Обломову с нерешенными проблемами поместья.
Крепкая и многолетняя дружба героев основывается на взаимопонимании и искренней поддержке. С виду активный и деятельный, Штольц искал у друга прибежище в духовном плане. Он всегда мог поделиться с Ильей своими переживаниями и проблемами, и точно знал, что его выслушают и поймут.
Штольц старался расшевелить Обломова, вернуть его на путь активной и светской жизни, где его друг мог найти новые знакомства и мотивацию. В то же время Илья прививал товарищу умиротворение и размеренное отношение к семейным ценностям, которые берут свое начало в Обломовке.
Штольц и Обломов дружба и их отношения в романе Обломов
Очень интересная и обыденная тема дружбы в знаменитом романе «Обломов» великого русского писателя Чехова Антона Павловича представлена на ярком примере дружественных отношений двух совершенно разных героев, которые многим кажутся вообще не похожими и совершенно разными по своему укладу жизни.
Однако, стоит отметить один интересный факт, все различия между двумя главными героями этого произведения носят исключительно внешний характер, на самом деле оба они являются представителями людей, которые в течении всей своей жизни постоянно находятся в поиске своего счастья, только вот счастье у каждого своё. Надо заметить, что оба эти героя так и не смогли реализовать себя в этом так как им этого бы хотелось.
Нельзя не отметить тот факт, что два этих героя представлены довольно трагическими персонажами. Один из них Илья постоянно живет в своей придуманной жизни, и не хочет лишний раз пускать туда посторонних, но он не понимает что нужно уметь различать иллюзию и действительность. А второй герой, Андрей является человеком прямолинейным, привыкшим добиваться всех своих поставленных целей и задач.
Находясь в дружественных отношениях между друг другом они дополняют один другого тем, чего им не хватает. Обломов рассказывает Штольцу об это странном мире иллюзий, в котором ему хорошо и спокойно, а Штольц в свою очередь быстро и чётко решает любые проблемы своего друга.
Их трогательная дружба зародилась ещё в детстве, в то время когда два маленьких мальчика были практически одинаковыми и в одном направлении смотрели на эту жизнь, однако судьба складывается так, что их жизни не смотря на общие детские мечты складываются совершенно по разному.
Дружбу двух этих героев можно считать настоящим примером искренней и чистой дружбы, которая только может быть в этой жизни.
Значение детства в формировании характеров героев
Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе «Сон Обломова» автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.
Сочинение Дружба Обломова и Штольца в романе Гончарова Обломов
Центральными героями знаменитого произведения «Обломов» становятся два друга Илья и Андрей. С детства два этих героя росли вместе и были практически одинаковыми мальчиками, которые имели одни и те же взгляды на жизнь. Но, несмотря на это во взрослой жизни два эти героя полностью отличаются друг от друга, и многие вообще не понимают что может быть общего у таких, совершенно разных людей, и что их привлекает в дружбе друг с другом.
Однако, разные жизни не помешали Андрею и Илье сохранить трепетную мужскую дружбу. Они всегда с удовольствием проводили время вместе, считая что только друг с другом могут чувствовать себя абсолютно счастливыми. Каждый из них дополнял друг друга тем, чего им казалось бы не хватало. Андрей с удовольствием окунался в мир фантазий и иллюзий, в котором жил Илья. А Илья в свою очередь доверял другу решать все самые ответственные и важные вопросы, здесь в реальном мире, а не мире его грез.
Нельзя не отметить тот факт, что два этих героя по сюжету произведения влюбятся в одну и ту же девушку. Только вот отношения у Ильи не сложатся и пара расстанется. Андрей всерьез будет переживать по поводу расставания друга с его избранницей, а вскоре сам влюбиться и даже жениться на ней. Однако несмотря на то, что у Андрея и Ольги было гораздо больше общих интересов и планов, и брак тоже не станет счастливым.
Дружба между ними прослеживается с самого раннего детства и до последнего дня. Они искренне берегут её, считая чуть ли не главной ценностью в своей жизни.
Так же надо отметить тот факт, что Андрей во чтобы то не стало старался вытащить друга из его образа жизни и помочь ему вернуться в реальность, которая была по его мнению такой же интересной и разносторонней. В это же самое время, Андрей боится погрязнуть в мире грез, в котором обитает Илья, он очень тщательно следит за каждым своим действием, чтобы не превратиться в своего друга.
Детство Ильи Обломова
Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша — как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили «сливочками», «сухариками», «булочками». Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.
Отношение к труду
Проблемы Обломова в романе «Обломов» затрагивают все сферы жизни человека. Всякая деятельность, если она не отвечала внутренним порывам Ильи Ильича, была ему противна. В самом деле он с гораздо большей охотой посвятил бы день отдыху, чем ехать в гости только потому, что там можно познакомиться с влиятельными людьми и завести полезные связи.
Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.
Непревзойденное чувство
Проблема любви в «Обломове» занимает особое место. С появлением Ольги Ильинской, казалось, жизнь героя должна была измениться. В какой-то момент в нем действительно началось движение к переменам: он стал ездить в гости к Ольге, подолгу там задерживался, и они вместе с девушкой гуляли в саду, слушали «Каста дива». Но потом все прекратилось и замерло: Обломов опять улегся на любимый диван, позволял себе спать после обеда и в любое другое время. Очень запоминается эпизод, когда герою надо было ехать к барышне, а он сказался больным и остался дома. Почему так произошло? Возможно, Обломов счел себя недостойным любви такой девушки, как Ольга, и ему не хватило уверенности в себе.
Должно быть, ему было настолько сложно поверить в то, что его искренне могут полюбить, что подтверждения этой истины он просто не стал дожидаться. А может, дело все в том, что барышня не стремилась принимать героя таким, какой он есть? Насколько Ольга лелеяла свои собственные фантазии, настолько она любила Илью Ильича. Вспомним, девушка мечтала его изменить, даже строила планы, как он преобразится, значит, ее не устраивал прежний образ Обломова. Истинная же любовь далека от подобных стремлений. Именно по этой причине то нежное, возвышенное чувство, столь внезапно вспыхнувшее между ними, овеянное сладостной мелодией «Каста дива», не нашло опоры для развития в реальности.
Быт и образ жизни
Проблемы Обломова в романе «Обломов» видны читателю не сразу, но постепенно открываются сообразно тому, как их начинает осознавать главный герой повествования. Илья Ильич живет, словно в глубоком сне: его не волнует окружение, не хочется вести активную светскую жизнь – он находит ее скучной. Сначала он еще выходил в гости, а потом и вечера надоели. Вскоре он бросил службу в департаменте, так как она наводила на него тоску. В какой-то момент Обломов решил, что ему вполне достаточно того состояния, что он имеет, и работать больше не нужно — он не находил в том необходимости.
Нормальным состоянием героя обозначено лежание. Он отдыхает не от физической или душевной усталости, а просто потому, что не знает другого образа жизни. Это для него норма. Илья Ильич в каждом своем действии ищет смысл и, прежде чем сделать какое-то движение, наперед продумывает его полезность. Он быстро устает, его утомляют светские беседы. Душа жаждет чего-то возвышенного, поэты «задели его за живое». Главного героя можно назвать излишне нежной и впечатлительной натурой. Проблемы произведения «Обломов» пронзительны и глубоки: когда читаешь, возникает чувство сопереживания, но не осуждения.
Поиски смысла жизни
Так уж устроен Илья Ильич, что душа его постоянно искала невидимый источник вдохновения. Хождение на службу он воспринимал как каторгу и вскоре ее оставил. Но и находясь дома, он не нашел ничего для себя важного, ничем не занял свое воображение, которое на самом деле требовало от него напряженной внутренней мысли. Не найдя высокой идеи, которой можно было бы служить годами, ум героя скучал и постепенно начинал сосредоточиваться на сне. Илья Ильич засыпал не только физически, а долгое время также не пробуждался душой. Проблемы в романе «Обломов» действительно насущные, они заставляют о многом задуматься. Роман будет особенно полезно прочесть тем людям, которые в зрелом возрасте до сих пор ищут свой уникальный путь.
Таким образом, проблемы Обломова в романе «Обломов» рассматриваются с чрезвычайным мастерством. Литературный талант, которым обладал И. Гончаров, породил замечательное произведение, не теряющее своей актуальности и в наши дни.
Источник
Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Дружба (таблица)
Во все времена проблема дружбы была в центре внимания писателей. Поэтому для подготовки к ЕГЭ по русскому языку нужны хорошие литературные примеры, раскрывающие эту тему. Их вы можете найти в данной подборке и скачать в конце статьи в виде таблицы.
Содержание:
- 1 Ложная и настоящая дружба
- 2 Дружба противоположностей
- 3 Проблема разрушения дружбы
- 4 Роль дружбы в жизни человека
Ложная и настоящая дружба
- М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». В данном произведении мы можем проследить развитие взаимоотношений главного героя, Григория Печорина, и его сослуживца, юнкера Грушницкого. Их отношения сложно назвать дружескими, герои очень ядовито влияют на жизни друг друга: зависть, злоба, гордыня — определенно не те качества, которые вызывают взаимную симпатию. Печорин с самого знакомства дает понять, что презирает дружеские чувства, все же внешне старается показать расположение, но в действительности, молодые люди не любили друг друга просто за то, кто они есть, что в финале произведения привело к трагичному исходу — убийству Грушницкого. Данный пример показывает, что между двумя эгоистичными и помешанными на своей гордыне людьми не может возникнуть теплых дружеских отношений, они будут снова и снова разрушать друг друга.
- И. С. Тургенев, «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров — главные герои романа, два представителя нового поколения, однако же, не разделяющие общие интересы. В начале романа мы видим, что Аркадий хочет проникнуться стилем мышления приятеля, но со временем и сам понимает, что они слишком разные. Основное различие в их мировоззрении заключается в их представлении о смысле жизни человека, о его месте в мире. К концу произведения герои окончательно разрывают связи, Аркадий даже отказывается помянуть погибшего Евгения, настолько серьёзны были разногласия между героями.
Дружба противоположностей
- И. А. Гончаров, «Обломов». Обломов и Штольц, хоть и разные по своей натуре люди, но их дружба поистине крепка и проверена годами. Будучи еще маленькими мальчиками, герои подружились, обучаясь вместе в пансионе. Несмотря на то, что они являются полными противоположностями. их дружба по-прежнему крепка, ведь они смогли найти истинные достоинства друг друга. Штольц всегда выручает несамостоятельного друга, помогает решать жизненные трудности и делает это совершенно бескорыстно. И даже после смерти друга, продолжает заботиться о его семье.
- Л. Н. Толстой, «Война и мир». Главных героев романа, Андрея Болконского и Пьера Безухова, объединяет стремление к познанию себя, становление духа и мировоззрения, они оба хотят привнести в этот мир что-то хорошее и правильное. Даже несмотря на некоторые различия, как возраст и социальный статус, между героями зарождается настоящая дружба, они уважают мнения друг друга и стремления к саморазвитию. Болконский и Безухов учатся друг у друга, помогают познать мир и себя.
Проблема разрушения дружбы
- А. С. Пушкин, «Евгений Онегин». Наглядным примером разрушения дружбы можно назвать отношения Онегина и Ленского. На первый взгляд, у героев есть нечто общее, но жизнь сделала их совершенно разными людьми. Онегин ставил себя выше друга, считал себя более сознательным, дружил с Ленским больше от скуки из-за неимения другого выбора. Конфликт на фоне любовной линии, ставший проверкой дружбы молодых людей, приводит к смерти Владимира и изгнанию Евгения.
- А. С. Пушкин, «Дубровский». В основе сюжета романа лежит вражда двух главных героев — Андрея Дубровского и Кирилла Троекурова. Начавшаяся еще в юности, на первый взгляд замечательная и истинная дружба, из-за маленькой нелепости переросла в ужасный конфликт. Причиной было случайное оскорбление Дубровского слугой Троекурова, казалось бы, после такого не стоит долго держать обиду на друга, но герои избрали другой путь. Кирилла Петрович добивается того, что у приятеля отнимают законное имущество. От горя Дубровский слег и умер, а его сын пошел по преступной тропе, ведь его самого нагло ограбили.
Роль дружбы в жизни человека
- И. А. Гончаров, «Обломов». В данном романе нам показаны дружеские взаимоотношения Штольца и Обломова, двух разных молодых людей, однако, столь близких и дополняющих друг друга. Несмотря на различия в образе мыслей и жизни, Андрей заботится об Илье, который все время ленится и не видит смысла в труде, тогда как сам Штольц старается быть всегда в движении. Он пытается вытащить друга из его дурного состояния, хочет показать ему прелести мира и заставить делать что-то полезное. Обломову необходим такой друг, ему необходима такая искренняя и заботливая дружба.
- Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В данном романе раскрывается дружба двух героев — Раскольникова и Разумихина. Родион поглощен своей идеей сверхчеловека, его разум помутнел, тьма закрыла добрые мысли. Разумихин же, осознавая это, старается помочь другу, защитить его перед “буквой закона”, утверждая что Раскольников — хороший человек со множеством положительных качеств. Дмитрий нужен Родиону, его дружба спасает потерявшегося на тропе жизни молодого человека.
Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ
Автор: Камилла Шарапова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Метки:
- 11 класс
- аргумент из литературы
- ЕГЭ по русскому языку
- пример из литературы
- проблема дружбы
- сочинение к ЕГЭ
Читайте также:
- Сочинения
- По литературе
- Дружба и отношения Штольца и Обломова в романе Обломов
/
/
Непонятная многим читателям дружба между Обломовым и Штольцем зародилась еще в школьные годы, в то время когда два на тот момент мальчика обучались в школе. На момент своего знакомства два маленьких мальчика были очень похожи, имели общие интересы и увлечения, играли в одинаковые игры, обучались в одной школе, возможно именно это и соединило их.
Илья, один из двух наших героев был представлен в качестве довольно любопытного ребенка, которому интересно всё, и учеба, и различные игры, и другие детские увлечения. Он старался успеть во всех делах. Он с самого детства считал, что должен готовить себя к жизни в высшем обществе, которое безусловно должно его принять и полюбить.
Однако по причине слишком тепличного воспитания, мальчик так и остается жить в родных местах. Не смог он достигнуть и тех желаемых высот, которые он себе представлял в детстве.
Другой герой маленький Андрей был точно таким же ребенком, и имел такие же планы и мечты. Однако ранний уход их жизни его матери как бы это страшно не звучало смог сделать своё дело и помочь ему стать довольно таки волевым человеком.
Они абсолютно разные, но они сохранили свою дружбу на протяжении многих лет, возможно благодаря тому, что в детстве были практически одинаковыми, и смотрели на мир под одним углом.
Введение
Центральными героями романа «Обломов» являются Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. В произведении персонажи изображены как личности, обладающие противоположными характеристиками и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих персонажей явлением. Они всегда рады были увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь наиболее близкими людьми на протяжении почти всей жизни.
Штольц и Обломов: Общая характеристика
Обломов – несомненно, главная фигура, однако больше внимания писатель уделяет и его приятелю Штольцу. Главные герои — современники, тем не менее оказываются совсем не похожими друг на друга. Обломов – человек в возрасте чуть более 30 лет. Гончаров описывает его приятную наружность, но подчеркивает отсутствие определенной идеи. Андрей Штольц – ровесник Ильи Ильича, он гораздо худощавее, с ровным смуглым цветом лица, практически без румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. Андрей же был воспитан в русско-немецкой семье. Все же он отождествлял себя с русской культурой, исповедовал православие.
Причины дружбы между Штольцем и Обломовым
Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.
Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.
Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.
Детство Ильи Обломова
Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша — как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили «сливочками», «сухариками», «булочками». Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.
Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы
Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.
Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.
Сочинение по литературе на тему»Дружба в романе Гончарова «Обломов»»
Дружба в романе Гончарова «Обломов».
Дружба — вещь хорошая, когда она — любовь между молодыми мужчиной и женщиной или воспоминание о любви между стариками. Но боже сохрани, если она с одной стороны дружба, а с другой — любовь.
Иван Александрович Гончаров.
Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки». Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. На протяжении всего романа наблюдать за отношениями Обломова и Штольца не только необходимо, но и интересно. Столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений – вот главный конфликт в романе Гончарова «Обломов».
Главная тема романа –
судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Также Гончаров
ставит в романе вопросы
о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
Писатель подвергает тонкому анализу человеческие взаимоотношения, исследует и раскрывает тему дружбы. Могут ли дружить совершенно разные люди? А затем трепетно размышляет над данной проблемой.
Дружба
– это одно из самых прекрасных чувств на земле. Это привязанность к человеку, готовность сделать для него все и понимание, что он ответит тебе тем же.
Главными героями романа ” Обломов ” являются Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. В произведении персонажи изображены как личности, обладающие противоположными характеристиками и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих персонажей явлением. Они всегда рады были увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь наиболее близкими людьми на протяжении почти всей жизни.
Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разное воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.
Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его “обретет другие, более широкие размеры”, он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе.
Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.
Илье Ильичу, посчастливилось иметь настоящего верного друга. Андрей Штольц приехал повидать друга и обнаружил его в весьма плачевном состоянии: Обломова совсем поглотили лень и безделье. Штольц решает приложить все силы, чтобы помочь другу выйти из его зоны комфорта и начать жить полноценной жизнью. Андрей выводит Илью в свет, знакомит с множеством людей, в том числе и с будущей возлюбленной Обломова – Ольгой Ильинской. Штольц всеми силами пытается помочь другу, и даже когда все попытки провалились, он не сдался и пытался уговорить Илью Ильича начать действовать, начать жить.
Штольц при любом удобном случае пытается “расшевелить”, активизировать Обломова, заставить его действовать “сейчас или никогда”, тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые “обломовские” ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни
Тема дружбы в романе “Обломов” раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.
Проследив за отношениями Обломова и Штольца, можно сделать вывод: такая дружба тоже нужна и полезна, ведь они удивительным образом дополняли друг друга и поддерживали в трудные минуты жизни. Жаль, конечно, что Илья Обломов умер, не сумев справиться с внутренней апатией и ленивым образом жизни, но после него остался сын, которого взял на воспитание лучший и верный друг – Андрей Иванович. Он и в этот раз помог Илье – теперь уже усыновив его родную кровиночку и дав ребенку шанс на полноценную, осмысленную жизнь. Но разве могло произойти иначе? Ведь дружба Ильи и Андрея всегда была настоящей.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что отношения Обломова и Штольца — это настоящая дружба то, что очень сложно найти. Но каждому это под силу. Любящий друг, готовый всегда помочь и поддержать – это настоящая редкость. Но каждый человек заслуживает иметь такого друга и стать таковым для другого.
М.Ю. «Герой нашего времени»
Об отсутствии дружбы в жизни человека писал и Михаил Юрьевич Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени». Главный герой Григорий Александрович Печорин не ценил дружбу. Он равнодушно относится ко всем проявлениям приятельских отношений. Дружба не являлась приоритетным явлением в жизни Печорина. Если Максим Максимыч считает, что они с Печориным – настоящие друзья, то поведение Григория Александровича после долгой разлуки с ним показывает обратное. Печорин всего лишь проводит рядом с другими людьми время, в дальнейшем они не будут являться для него близкими людьми. Приятельские отношения (на первый взгляд) Печорина с Грушницким развиваются трагично: оба соревнуются друг с другом, а затем и вовсе участвуют в дуэли, в результате которой Грушницкий погибает. Сам Печорин рассуждал о дружбе так: «Из двух друзей всегда один раб другого». Главный герой признается, что неспособен к дружбе. Похожи на дружбу отношения Печорина с доктором Вернером. Однако такая дружба была с самого начала обречена на провал, так как они оба не ценили явление дружбы.
Значение дружбы у Гончарова
Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: «братство», воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные — это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.
Детство Андрея Штольца
У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость — основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.
Отношение к жизни Ильи и Андрея
Обломов — основной образ в романе Гончарова, наполненный обреченностью и бессилием. Это не обычная трагедия, а скорее постепенное внутреннее разрушение человека думающего, но инертного.
Апатия главного героя исходит от места, где он родился — Обломовки. Будучи ребенком, Илья научился абсолютно ничего не делать, искать наслаждение в покое и умиротворении. Родителям всегда было проще завести еще несколько слуг, чтобы те заботились о мальчике, и ему бы не пришлось самому одеваться или учиться.
Судьба персонажа становится протестом против реальности. Герой не способен противостоять чему-то активно, Илья мягкий и спокойный. Он совершает действия, которые полностью ему подходят:
- Долго отсыпается на своем диване.
- Одевается только с помощью слуги.
- Совершенно не мотивирован.
- Постоянно уставший и не выспавшийся.
При этом убранство его квартиры выглядит немного заброшено.
Всего однажды он вырвался из своего привычного мира, когда встретил Ольгу Ильинскую. В процессе повествования Обломов на короткий срок даже начинает читать книги и познавать что-то новое. Однако вскоре такие перемены перестали привлекать его, а привычка прежнего уклада жизни, преследуя героя, опять уложила его на диван.
Штольц абсолютно отличался от своего друга. Еще с раннего детства Андрюша был активным мальчиком. Чтобы не сделал ребенок, никак отцом не возбранялось. Он мог даже отсутствовать несколько дней. Родитель считал, что так и нужно, это помогает его ребенку быть самостоятельным, воспитывает в нем целостную личность.
Штольц обладал такими качествами характера, что не мог не вызвать симпатии:
- обожал жизнь;
- стремился к светлому будущему;
- был деятельным и инициативным.
Разница между ним и Обломовым еще заключалась в том, что Илья мог проявлять свои чувства. Андрею это давалось тяжело.