Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин).
«Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин).
Гончаров выступает в своих произведениях как знаток человеческой души. Не случайно созданный им собирательный образ русского барина настолько известен и многогранен, что до сих пор не дает покоя критикам и литературоведам. Только настоящий мастер слова мог так великолепно описать русскую душу. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос – «Быть или не быть?» — не иначе как «Только не теперь». Обломов – результат воздействия среды, а не аномалия общества. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение, – глава «Сон Обломова».
Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира героя, но Гончаров применяет его не только для этого. Для него главное — показать причины настоящего состояния героя. В этой главе автор, применяя приём ретроспективы, даёт подробное описание детства своего персонажа, доказывая, что Обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.
К тому же сон в этом романе несёт дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает обычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».
По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, а также внесюжетным элементом. Хотя эта глава и обладает известной законченностью и самостоятельностью, она не влияет на развитие сюжета, а призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны». Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, всё происходящее похоже на сказку. Всё живое и одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтобы обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя». Сказочны даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть. Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял». И так всегда – всё, что не касается привычного уклада жизни «поел-поспал», пугает обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!» И только время дневного сна давало ему свободу. Засыпали все, даже няня. И тогда начиналась самостоятельная жизнь…
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати-тринадцати. Ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил: именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, и незачем. Главное, за чем следила его мать, — чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались. Вот так и протекало детство Обломова. Деятельная от природы натура не развивалась, её заглушила забота домашних.
Таким образом, глава, в которой автор романа описывает сон главного героя, важна и значима для понимания образа Обломова.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас» (А.В. Дружинин).
Смотрите также по
произведению «Обломов»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов», события которого происходят впервой половине XIX века, -это жизненный путь Ильи Ильича Обломова с детских лет до самой смертна Основная тема романа - обломовщина. Так сам автор называет в романе образ жизни, которому характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при полном отсутствии труда, какой-либо практической деятельности. Известно, что Гончаров несколько раз определял жанр своего романа как сказку. Если «Обломов» -большая сказка, то ядром ее надо считать главу «Сон Обломова». Сон - образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения. События, описываемые в романе Гончарова, происходят далеко за пределами Обломовки, но подлинная столица «сонного царства» - усадьба Обломовых. Каковы основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего, это отгороженность от остального мира. В «сонное царство» почти невозможно проникнуть, а из него - выбраться. Что ж, по степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Нам почти некого вспомнить, разве что за наивный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака вносит смятение и в ряды взрослых обломовцев, да настолько сильное, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем. Так и остается лежать мужик в канаве, и читателю неизвестно, проснется ли он когда-нибудь вообще. Даже разговаривать о незнакомом пришельце мужики боятся, хотя они вполне могли бы предположить, что он просто-напросто пьян. Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть ее пределы - действие для ее обитателей еще более невообразимое, можно сказать, дикое. Куда? Зачем? Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочные: «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак - и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю». Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Удивительно точно описывает Гончаров, как сладко обпомовцы умеют спать, то есть исполнять главное жизненное условие «сонного царства». Спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве обитатели имения, господа и дворня, Илья, его няня. Даже воздух спит, ибо «висит без движения», даже солнце погружено в дремоту, потому что «стоит неподвижно». «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка - мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь - приготовление и поглощение пищи. Не случайно автор описывает поедание огромного пирога, которое длится пять дней. Таково это «сонное царстве», где почти никто не работает и не умирает, где не бывает потрясении, где «грозы не страшны», а «звезды дружески мигают с небес», где никто не желает быть пробужденным для иной пусть даже прекрасной жизни. Словно для того, чтобы подчеркнуть впечатление сказочности создаваемого им мира, писатель вводит в «Сон Обломова» образ няни, которая в зимние вечера нашептывает Илюше сказки о доброй стране, где гуляют добры молодцы да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Весь сказочный быт Обломовки словно нашептывается няней. Она - душа и добрая волшебница «сонного царства». Няня Илюши - это, с одной стороны, традиционное лицо для русской усадебной жизни, с другой стороны - ее образ связан с памятью множества поколений: исконными представлениями о добре и зле, о страшном и прекрасном. Репертуар народной сказительницы подробно изложен на страницах романа: тут повествование о «спящих царевнах», окаменелых городах и людях и сказки о Емеле-дураке и богатыре Илье Муромце. Этот Емеля - своеобразный прообраз Обломова в романе. В сказке добрая волшебница, являющаяся в виде щуки, избирает себе любимца, которого все обижают, тихого, безобидного лентяя, и одаривает его ни с того ни с сего. А он кушает, наряжается в готовое платье и женится на какой-нибудь красавице Милитрисе Кирбитьевнё. В этой сказке почти вся судьба Обломова. Его будут дурачить и морочить все кому не лень, а напоследок судьба пошлет ему в жены Агафью Матвеевну - новую Милитрису Кирбитьевну. Здесь, на Выборгской стороне, где живет в настоящее время Обломов, сказка и реальность как бы перемешаются. И вот «грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где... ходят в золоте и серебре». Как во всяком сне, реально пережитое оказывается неотличимым от небылиц. То привидится одно, то другое, и непонятно, что на самом деле было, а что причудилось. Вместе с Ильей Ильичом мы видим картины его детства и понимаем, что инертность, апатия, боязнь всякой деятельности - это результат воспитания, когда мальчика растят, как «экзотический цветок в теплице». «Усердно хлопотали, чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Сначала любознательный от природы мальчик убегает при любом удобном случае от няни, с нетерпением дожидаясь момента, «с которым начиналась его самостоятельная жизнь», но его каждый раз ловят, не позволяют шага ступить самостоятельно, изнеживают не пускают гулять по вечерам, чтобы ножки не простудить. Постепенно любознательность ребенка угасает и сменяется ленью. В тринадцать лет отданный в пансион к т Штольцу, он страдает, потому что ученье вызывает тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при первом же удобном случае, а случаев - пруд -пруди: то грядет большой праздник, то родительская неделя, то ребенок кажется нездоровым. Нежные родители выискивают предлог, чтобы держать сына дома. Глава «Сон Обломова», возвращающая нас к детству героя, по сути своем убеждает в том, что сном выла вся его жизнь, завершившаяся сном вечным. «Однажды утром Агафья Матвеевна принесла было ему, по обыкновению, кофе и - застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна...»
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным не родным всякому из нас » (А В Дружинин). Поищите еще с сайта похожие.
«Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен. Почему? За какие качества души? За какие поступки?
Скорее всего, ответ на этот вопрос романист получил у русской поэзии. «Сон Обломова» опоэтизировал облик героя и тысячами невидимых нитей связал его с сердцами читателей. В этом отношении, полагаю, «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение.
Сейчас видно отчетливо, что роман без «Сна» был бы произведением неоконченным, и читатели бы так не полюбили его. «Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас. «Сон» выполнен Гончаровым словно стихотворение, в котором не найдешь лишнего слова и соблюдены все законы поэзии. Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватясь одной рукой за траву, а другою за кровлю избы, сразу же становится мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором сильно шевелятся утопающие мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами, и няня, засыпающая после жирного обеда с предчувствием, что Илюша пойдет дразнить козла и лазить на галерею, и много других обворожительных подробностей.
Итак, «Сон Обломова» расширил, узаконил и уяснил собою несколько раздробленный и многозначный образ героя.
У «Сна», как известно, есть еще одна история. Читатели «Отечественных записок», где был напечатан новый роман Гончарова, заметили, что произведение распадается на два неравных раздела. Под первою частью стояла дата — 1849 год, под остальными тремя — 1857 и 1858. Десять лет отделяло первоначальный замысел от его окончательного осуществления. Между Обломовым, безжалостно мучившим своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть. Насколько Обломов, валяющийся на диване между Алексеевым и Тарантьевым, кажется нам неприятным, настолько тот же герой, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен и вызывает симпатию у читателей. Гончаров тщетно пытался сгладить разделяющую героев черту, делающую их отношения неестественными. Все поставил на свои места «Сон Обломова».
Мне, как читателю, который любит не только прозу, но и поэзию, «Сон Обломова» дарит истинное поэтическое наслаждение.