Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Причины деградации Обломова
Причины деградации Обломова
Я думаю, что причины деградации Ильи Ильича стоит искать у самых их истоков, а именно — в детстве, в воспитании маленького Обломова. Ведь от фундамента зависит, каким будет здание – ровным или кривым.
Обломовщина – вот фундамент, на который опирался мальчик и постепенно взрослел. Он жил и рос в атмосфере прекрасного и удивительного «ничегонеделания», у него было «триста Захаров», родители всячески оберегали Илюшу от любых лишних движений, оберегали от трудностей и учебы, и используя самые разнообразные предлоги. Когда Илья Ильич вырос, у него в подсознании четко отпечаталось, что он – человек, которому ничего не надо делать, обо всем позаботятся слуги, в результате чего у Обломова не появилась и не могла появиться цель в жизни, неотъемлемая ее часть, приводящая людей в движение.
Кстати, о цели. Не одно лишь воспитание способствовало деградации Обломова. И на хорошем фундаменте можно возвести как обычную кирпичную коробку, так и чудесный собор. Большое влияние оказывает на человека его окружение. Все друзья Илья Ильича имели пустые цели в жизни: Волков, который влюбляется, ходит на обеды и пытается успеть «…в десять мест в один день», Судьбинский, живущий работой и только ей, про коего Обломов говорит: «Так вот как: все в трудах!», и, конечно же, Алексеев – «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой, когда трудно бывает угадывать лета…». Обломов, в силу своей природной мягкости, не хотел и не мог быть одним из тех, что окружали его на протяжении жизни. Он не имел своей цели и не хотел иметь цели прочих людей, пустые и бессмысленные, а предпочел уйти в забвение от мира.
Эти две причины мне кажутся теми факторами, из-за которых деградировал Обломов. Возможно, если бы не Обломовщина, то Илья Ильич нашел бы себе занятие по душе. Возможно, если бы его окружение состояло больше из людей целеустремленных и трудолюбивых, вроде Штольца, он и сам бы втянулся в круговорот жизни. Но не произошло ни того, ни другого, и Обломов погиб.
Добавил: IskanderKosachev
23291 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Причины деградации Обломова
Смотрите также по
произведению «Обломов»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Причины деградации Обломова
Я думаю, что причины деградации Ильи Ильича стоит искать у самых их истоков, а именно – в детстве, в воспитании маленького Обломова. Ведь от фундамента зависит, каким будет здание – ровным или кривым.
Обломовщина – вот фундамент, на который опирался мальчик и постепенно взрослел. Он жил и рос в атмосфере прекрасного и удивительного “ничегонеделания”, у него было “триста Захаров”, родители всячески оберегали Илюшу от любых лишних движений, оберегали от трудностей и учебы, и используя самые разнообразные предлоги. Когда Илья Ильич вырос, у него в подсознании четко отпечаталось, что он – человек, которому ничего не надо делать, обо всем позаботятся слуги, в результате чего у Обломова не появилась и не могла появиться цель в жизни, неотъемлемая ее часть, приводящая людей в движение.
Кстати, о цели. Не одно лишь воспитание способствовало деградации Обломова. И на хорошем фундаменте можно возвести как обычную кирпичную коробку, так и чудесный собор. Большое влияние оказывает на человека его окружение.
Все друзья Илья Ильича имели пустые цели в жизни: Волков, который влюбляется, ходит на обеды и пытается успеть “…в десять мест в один день”, Судьбинский, живущий работой и только ей, про коего Обломов говорит: “Так вот как: все в трудах!”, и, конечно же, Алексеев – “человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой, когда трудно бывает угадывать лета…”. Обломов, в силу своей природной мягкости, не хотел и не мог быть одним из тех, что окружали его на протяжении жизни. Он не имел своей цели и не хотел иметь цели прочих людей, пустые и бессмысленные, а предпочел уйти в забвение от мира.
Эти две причины мне кажутся теми факторами, из-за которых деградировал Обломов. Возможно, если бы не Обломовщина, то Илья Ильич нашел бы себе занятие по душе. Возможно, если бы его окружение состояло больше из людей целеустремленных и трудолюбивых, вроде Штольца, он и сам бы втянулся в круговорот жизни.
Но не произошло ни того, ни другого, и Обломов погиб.
Loading…
Причины деградации Обломова
«Обломов» – роман, написанный Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 годы, является знаковым произведением литературы XIX века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях. Главный герой романа – Обломов – человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Вся идеология мужчины заключается в лени, из которой его пытается вытащить масса людей. Так кто и каким образом мог вытянуть Обломова из его «болота»?
Чтобы разобраться с этим, нужно определить понятие лени и слегка углубиться в психологию. Под ленью чаще всего подразумевают отсутствие трудолюбия и самодисциплины. Лень – это, по сути, нежелание что-то делать, когда есть на это силы. Если сил ни на что нет – это уже апатия или даже депрессия. У Обломова есть силы на какие-то дела, но нет желания. Исходя из этого, я считаю, что, по большей части, вытащить Обломова мог только он сам. Ведь, кто бы ни старался что-то сделать, каким бы образом ни пытались его вытащить, он вечно оставался в постели, ибо сам всего этого не хотел. Если бы у него были установки и цели, он бы не прожигал свою жизнь, а расходовал каждую минуту на что-то нужное и полезное.
Подводя итоги, хочется сказать, что, на мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова – это его социальное положение. Он – помещик, что освобождает от множества занятий. Он – барин, ему многое не нужно делать – за него это делают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это – отсутствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Живя в таком доме и таком окружении, Илья Ильич всё больше «пропитывался» обломовщиной, в его сознании постепенно формировался идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по моему мнению, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина, по своим качествам больше напоминающая мать, – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грёз, что полностью оторвался от действительности, которую был не в состоянии принять.
Таким образом, в идеологии его жизни виноваты, по большей части, родители и обстановка, в которой он рос, а спасти мог только сам себя, но заниматься этим искренне не хотел.
4
(404 слова)
(526 слов) Каковы причины деградации человека? Этот вопрос волнует большинство моих современников, потому что люди нашего времени стремятся к саморазвитию, ведь культ «успешности» вынуждает нас постоянно работать над собой, чтобы соответствовать рынку труда, рейтингу кредитных организаций и другим социальным стандартам. Быть может, именно от этой гонки за соответствием личность устает, смиряется со своей неприкаянностью и склоняется к саморазрушению. Эту тенденцию подмечали еще наши предки, ведь она вовсе не нова.
Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» именно так объяснил деградацию своего героя: Илья Ильич устал от попыток стать тем, кем он не является. Чтобы заслужить общественное одобрение того времени, нужно было создавать видимость заинтересованности в скучной службе, однообразном и обывательском окружении, бессмысленной городской суете. Но Обломову все это было не нужно! Он пытался встроиться в социальную реальность, быть как все, но неудачи на работе и неудовлетворенность от пустого общения в свете убедили его в том, что он напрасно тратит свое время, подстраиваясь под требования большинства. Автор подмечает, что лежание на диване было для Обломова не наслаждением, как для лентяя, «было его нормальным состоянием». Размышляя о карьере, герой горестно замечает: «А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства — зачем это?». Его мировоззрение не было приспособлено для той данности, которая предлагалась ему в качестве альтернативы философствованиям и мечтаниям. Значит, причина деградации Ильи Ильича, который так ничего и не добился и умер в цвете лет от своего праздного образа жизни, заключается в том, что он устал от гонки за успехом и не смог найти себе подходящего места в сложившихся условиях. Стандарты большинства современников ему не подходили, а своих он так и не обрел. Ему не хватило воли для самореализации на своих условиях.
Безволие стало причиной социального отставания и другого персонажа — Андрея из пьесы А.П. Чехова «Три сестры». Он тоже устал бороться с обстоятельствами и пытаться соответствовать завышенным требованиям семьи Прозоровских. Когда-то они жили в Москве, были счастливы и хотели вернуть то время. И сестры Андрея, и он сам считали себя выше той среды, в которой жили после переезда в провинцию. Герой мечтал стать профессором в МГУ и преподавать. Однако для переезда нужно было нечто большее, чем ежевечерние разговоры об этом. Чтобы вернуться в большой город, нужно было соответствовать его стандартам, но не на словах, а на деле. В самом начале Андрей пытался воплотить мечту, но устал и сдался, когда семейная рутина и вечная нужда в деньгах привели его в отчаяние. Постоянные усилия сменились дурманом апатии: герой увлекся азартными играми и спиртными напитками. Он уже не сопротивлялся попыткам жены выселить его сестер и захватить дом. Его деградация — тоже следствие психологической травмы несоответствия общепризнанным канонам успешности. Он опустил руки, когда понял, что бег до цели изрядно его утомил, что он — не тот, за кого себя принимает, что гнаться за фантомом бессмысленно. Чтобы продолжать путь к мечте, нужна воля, которой у Андрея не было.
Таким образом, человек деградирует из-за того, что выбывает из социальной гонки за успехом. Кто-то устает от вечных усилий, кто-то — от притворства и лицемерия, ведь любое соответствие общепринятым стандартам требует изменений в человеке или хотя бы их видимости. Всех этих людей объединяет одно качество — безволие. Они не могут ни соответствовать идеалам общества, ни создавать свои мерила ценности личности. В результате им остается только разрушать себя ленью или же вредными привычками.
Тезисы
- Причина деградации человека — это оправдание собственной лени.
- Люди деградируют в силу того, что окружение тянет их на дно и демотивирует.
- Человек деградирует из-за безволия и неспособности добиваться поставленных целей.
- Когда человек смиряется со своими недостатками и проблемами, он неминуемо скатывается до полной деградации.
- Люди деградируют, когда теряют себя и подражают другим.
- Причина деградации заключается в жалости к себе и апатии. Человек, который ничего не хочет и не может заставить себя меняться к лучшему, катится вниз по наклонной плоскости.
- Многие люди деградируют из-за вредных привычек и своих пороков.
- Процесс деградации связан с тем, что люди живут в соответствии с ложными жизненными принципами: они довольствуются малым и не стремятся к большему.
- Процесс деградации начинается тогда, когда человек теряет индивидуальность и соглашается плыть по течению.
- Человек начинает деградировать тогда, когда живет в окружении безразличных ко всему обывателей, которые препятствуют его развитию.
Аргументы
М. Горький, «На дне». Человек часто деградирует из-за вредных привычек и порочных наклонностей. Это доказывает пример из пьесы «На дне». Герои оказались на низком социальном уровне, потому что поощряли свои недостатки. Так, Актер был преуспевающим артистом, выступал на сцене, но за кулисами все чаще выпивал и засиживался с друзьями. В итоге страсть к спиртным напиткам уничтожила его профессиональные качества: он перестал запоминать текст роли и уже не мог исполнять свои обязанности. Он потерял все. Алкоголизм привел его к нищете и вечному самобичеванию. Пристрастие к дурным привычкам объединяет почти всех обитателей ночлежки. Несмотря на то, что у них нет денег даже на еду, они находят способы, чтобы достать алкоголь. В этом порочном круге нет места развитию и благим целям, ведь герои забывают о своих бедах и мечтах за стаканом водки. Пагубная зависимость довела Актера до капитуляции: он убил себя. Но еще раньше его душу сгубил алкоголизм, который до сих является одной из самых острых социальных проблем в нашей стране.
А.П. Чехов, «Ионыч». Окружение сильно влияет на человека и может стать главной причиной его деградации. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Ионыч». Главный герой закончил институт и нашел себе рабочее место только в захолустной провинции, где у него не было никаких возможностей для профессионального и личностного роста. Маленький городок населяли обыватели, равнодушные ко всему, кроме азартных игр, вкусных обедов и сплетен. Сначала Дмитрий сопротивлялся этой сонной одури и попробовал найти круг общения, соответствующий его уровню развития. В семье Туркиных он нашел интеллигентных людей с разносторонними интересами и даже влюбился в юную девушку Катерину, которая всерьез увлекалась музыкой. Но Катерина предпочла браку призвание, и Дмитрий был разочарован и надломлен. Он перестал бывать у Туркиных и начал потихоньку смиряться с тем, что имел. Служба ему опротивела, все больные и их жалобы были однотипны. И он начал трудиться только ради денег и постепенно опустился до уровня тех обывателей, которые сначала ему так не понравились. Старцев плыл по течению, довольствуясь малым, поэтому и не получил в жизни ничего, кроме лишнего веса и груза ненужных вещей. Окружение засосало и поглотило его амбиции, и он стал таким же, как все.
И.А. Гончаров, «Обломов». Главная причина деградации — это лень. Если человек ничего не делает, он ничего и не добьется в жизни. Это подтверждает пример из романа «Обломов». Главный герой не развивал себя, потому что не имел воли даже для ничтожного усилия. Он, конечно, хотел бы упорядочить свое хозяйство, находящееся в упадке, но он и пальцем не пошевельнул, чтобы это реализовать. Гораздо проще было лежать целыми днями на диване, завернувшись в старый халат, и грезить о том, что скоро приедет друг, который и разберется во всех проблемах. Лени Ильи Ильича потакали все окружающие: родители с детства не приучали его к труду, напротив, они всячески пытались отгородить его от деятельности. Ему запрещали самостоятельно одеваться, участвовать в активных играх и занятиях. Мама часто разрешала ему прогуливать уроки. Это привело к тому, что Обломов вырос инфантильным и зависимым от других человеком. В быту за него все делал слуга Захар, в практических делах его всегда выручал Штольц. Сам Илья Ильич ничего не делал, поэтому забыл даже то, чему учился в университете. Его деградация — следствие лени.
Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Безволие, легкомыслие и безответственность приводят людей к деградации. Это доказывает пример из поэмы «Мертвые души». Манилов, как и большинство помещиков того времени, жил за счет наследного капитала, а потому не стремился к службе и карьерному росту. Он довольствовался тем, что имел, и даже это не мог привести в порядок, потому что не управлял собой. Он планировал и грезил, говорил и хвастался идеями, но дальше слов дело не доходило. Как только нужно было что-то предпринять, Манилов не мог принудить себя к активности и собраться с силами. Поэтому в его доме еще с момента свадьбы стояли два кресла, обтянутых рогожей, а он никак не мог распорядиться, чтобы обтянуть их, как остальные. Манилов все задачи откладывал в долгий ящик, поэтому так и не сумел реализовать свои проекты: не построил мост через пруд, не прочитал книгу, уже два года открытую на одной и той же странице, не модернизировал хозяйство. С таким праздным и отставшим от жизни человеком было приторно скучно общаться, ведь Манилов не имел своих взглядов, а просто все хвалил, чтобы получить похвалы в ответ. Его деградация стала следствием безволия и легкомыслия, ведь герой просто плыл по течению и не боролся со своей бездеятельностью.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Человек деградирует, когда живет по ложным принципам и идеалам. Это доказывает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» на примере Бориса Друбецкого. Герой родился в обедневшей дворянской семье и получил специфическое воспитание. Мать внушила ему, что ради денег и высокого положения можно унижаться, хитрить и приносить любые жертвы. Она и сама выпрашивала средства на содержание сына и добивалась для него выгодных назначений, вынуждая знатных друзей покойного супруга оказывать Борису протекцию. С таким жизненным укладом герой, который изначально был честным и уважающим себя человеком, стал придворным лицемером и даже продал себя. Ради богатого приданого Борис женился на старой деве — Жюли Карагиной. Он не любил ее и вовсе не хотел этого брака, но алчность заставила его пойти на этот низкий шаг. Постепенно мысли о службе уступили место подлым расчетам. Друбецкой преследовал только свои интересы и говорил лишь то, что выгодно было сказать. Он позабыл старых друзей и не использовал свое влияние, чтобы им помочь. Его нравственная деградация — это следствие возникновения неправильных жизненных ценностей, ведь для Бориса важны были не люди или идеи, а только деньги.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Человек начинает деградировать тогда, когда перестает бороться со своими недостатками и пороками, когда позволяет им захватить себя в заложники. Такой пример мы можем наблюдать в романе «Преступление и наказание». Аркадий Свидригайлов был развратником и игроком, спустил все свое наследство на удовлетворение мелких страстей, а потом оказался в долговой тюрьме. Вместо того чтобы понять жизненный урок и попытаться исправиться, герой так ничего и не изменил в себе, когда судьба дала ему второй шанс. Его полюбила почтенная женщина из дворянского сословия и выкупила его из тюрьмы. Марфа Петровна стала для него преданной и любящей женой. Но Свидригайлов не стал работать над собой и ущемлять свою природу. Он все равно искал любовные приключения на стороне и принес много горя крестьянкам, которые не могли пожаловаться и спастись от его преследований. Он же опорочил имя Дуни Раскольниковой и едва не изнасиловал ее, когда обманом завлек в квартиру, чтобы сообщить тайну Родиона. И только в этот момент он, наконец, смог сказать «нет» самому себе. Он победил свою похоть, но этого выигрыша оказалось мало для полного исправления. Свидригайлов так и не смог перебороть себя и нашел один выход — в самоубийстве. Его нравственная деградация — это следствие вседозволенности.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Как правило, деградируют те люди, которые не сомневаются в себе и слишком высоко себя ценят. Они не развиваются и не работают над собой, потому что считают, что и так совершенны. Такие примеры мы видим в пьесе «Горе от ума». Фамусовское исповедует ложные ценности и тонет в лицемерии и лжи. Так, Павел Афанасьевич Фамусов считает свое поведение «монашеским» и часто вменяет себе в заслугу свой аскетичный образ жизни. Но на деле барин не прочь приволокнуться за служанкой Лизой. Он не дает честной девушке прохода и не стесняется демонстрировать похоть, ведь горничную никто не послушает, до ее чести никому нет дела. Фамусов создает не только видимость нравственности, но и видимость службы. Всю свою работу он сваливает на Молчалина, а сам только подписывает бумаги и то с неохотой. При этом он покровительственно отправляет Чацкого «послужить», чтобы знал свое место. Фамусов подчеркивает свою мнимую значимость, хотя занимает пост формально и ничего не делает. Из-за этого раздутого самодовольства герой не развивается, а катится вниз, ведь он просто не видит своих недостатков.
А.П. Чехов, «Три сестры». Люди деградируют из-за безволия и ведомости, так как не могут противостоять враждебным силам и преодолеть трудности на пути к мечте. Мы находим этому подтверждение в пьесе «Три сестры». Андрей Прозоров стремится стать ученым и внести свой вклад в развитие науки. Поэтому он хочет переехать в Москву, ведь там находится университет. Но на пути к призванию Андрей решает сделать привал и жениться. Его заинтересовала красивая и скромная девушка Наташа. Он думает, что она станет его опорой в достижении целей. Однако Наташа, став супругой Андрея, показала свой истинный характер. Героиня постоянно тиранит и упрекает мужа за то, что он приносит в дом мало денег. Из-за этого он вынужден отложить переезд и все силы посвятить ненавистной работе в земстве. Постепенно Наташа предъявляет все больше требований: занимает лучшие комнаты в доме, наводит свои порядки. Ей безразличен Андрей, она равнодушна и к его самореализации. Поэтому Москва так и осталась далекой мечтой для Андрея. Под гнетом обстоятельств герой спивается и увлекается азартными играми. Он не может противостоять судьбе и взять себя в руки. Герой скатился и опустился даже не из-за Наташи, а по вине своего же бессилия, своей же ведомости.
Н.В. Гоголь, «Ревизор». Люди деградируют под влиянием вседозволенности и праздности. Когда человек не работает над собой и позволяет себе распуститься, то нечего и удивляться, что его тянет вниз, а не наверх. Эту закономерность подтверждает пример из пьесы «Ревизор». Городничий и другие чиновники годами создавали видимость службы, а на деле лишь разваливали экономику и социальные институты города. Все они занимаются только своими хобби и отдыхом, а служебные дела пребывают в упадке и запустении. Например, в передней суда, куда должны приходить просители, сторожа завели гусей. Конечно, ведь никому не приходит в голову идти в суд, где судья берет взятки борзыми щенками и гордится этим! И такой беспорядок читатель видит повсеместно. Дошло до того, что опытные управленцы не отличили столичного щеголя от ревизора и унижались перед ним, чтобы сохранить власть. Праздность ума сделала их глупыми и жалкими пародиями на людей, а вседозволенность закрепила этот эффект.
Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Человек деградирует из-за плохого воспитания и неправильных ценностей, заложенных в семье. Примером тому послужит Митрофан, герой пьесы «Недоросль». Главный герой книги был избалован матерью. Госпожа Простакова демонстрировала сыну дурной пример: грубила мужу и слугам, била крепостных, больше всего ценила деньги и власть. Она была жестока ко всем, кроме сына, которого душила опекой. Митрофан учился спустя рукава, ни к чему не стремился, но при этом получал все, чего хотел. Мать потакала его капризам и убедила мальчика в том, что он — пуп земли, которому все должны бить поклоны. И Митрофан поверил в эту сказку! Он, как и госпожа Простакова, был агрессивен по отношению к слугам, ни во что не ставил родственников и не отличался прилежанием в учебе, ведь и его родители были невежественными людьми. Такое парниковое воспитание привело к тому, что юноша стал самодовольным, глупым и изнеженным эгоистом, которому был важен только его собственный комфорт. В финале он нагрубил даже матери, которая так опекала его. Причиной деградации Митрофана является злонравие, возведенное в жизненный уклад. Он получил плохое воспитание и полностью ему соответствовал.
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В нем автор во всех красках передал жизнь России того времени. Главным действующим лицом романа является Илья Ильич Обломов – человек ленивый и мечтательный. Его любимое место в доме – диван, на котором он готов лежать сутки напролет, а все его мечты его сводятся к тому, чтобы все дела решались сами собой. Ничто не может заставить его превозмочь свою лень. С помощью этого персонажа и его обыденной жизни, автор знакомит читателей с особенностями русской жизни того времени.
Вполне можно сказать, что герой страдает от недуга, имя которому Обломовщина. Главные симптомы этой болезни – равнодушие и абсолютное бездействие. Обломовщина – порождение страха перед будущим и боязни перемен. С самого детства его слишком опекали и чрезмерно заботились, стараясь уберечь от всего на свете. Любая его инициатива пресекалась. Это и породило в нем подобное отношение к жизни.
Он не в чем не хочет принимать участия, его никто и ничто не интересует. Его мягкотелость сказывается даже на внешности. Он бы с радостью никогда не вылезал из своего любимого широкого восточного халата. Любое движение, будь оно волевое или физическое давалось ему с огромным трудом. Обломов с детства был приучен ничего не делать самостоятельно, поэтому его делами занимаются либо управляющий, который то и дело обманывает его либо слуга Захар.
Идеальная жизнь Обломова заключалась в тихой и размеренной жизни в поместье, еде, семейных прогулках, встречах и беседах с друзьями.
В каком – то смысле Обломов был лишним человеком, ведь его образ жизни не укладывался в общепринятые рамки. Это был его личный выбор. Порой казалось, что он и вовсе превратился в растение. Его все устраивало, он не хотел ничего менять. Но все это не так трагично, как, то, что Обломов так и смог найти в жизни смысл. Не в чем он не смог найти себя. Светская жизнь казалось ему слишком бездуховной и холодной, служба оказалась рутинной бумажной работой.
Лишь однажды Обломов будто очнулся ото сна. Случилось это, когда в его жизни появилась Ольга и он понял, что полюбил. Но даже ей не удалось его изменить, даже любовь не была способна перевернуть его взгляд на мир.
Настоящая трагедия его жизни – это желание постоянно пребывать в состоянии покоя и бездействия, не принимать никаких решений, избегать ответственности и полная отрешенность от всего. Сам по себе Обломов не плохой человек, но своего места в жизни найти так и не сумел. Корень проблемы заключался в воспитании, ведь возможно, будь он воспитан иначе его жизнь и отношения с Ольгой сложились бы по – другому.
2 вариант рассуждения
Самого начала произведения становится понятно, что Обломов Илья Ильич, является помещиком, при всём этом достаточно молодым, исходя из описания, можно понять, что ему примерно от 30 до 32 лет. Но, несмотря на свои молодые года, его жизнь не является разнообразной и интересной, наоборот всё, что его интересует это еда и сон. Главными вопросами на повестке каждого дня, были — что поесть и как отдохнуть.
Возможно, если бы детство Илья Ильича было иным, он вырос бы совершенно другим человеком. С самого детства родители любили, опекали, не давали делать ребёнку то чего он так хотел, бегать, резвиться и много двигаться. Именно поэтому вокруг него была всегда много слуг, которые готовы были выполнить любое его пожелание, одеться, умыться, причесаться, принести, поесть. Всё чего бы он не захотел, у него было, именно поэтому он вырос таким ленивым.
Время шло, и те положительные черты, качества которые имел ребёнок, с годами исчезли, на их место пришла лень и желание отдохнуть. С самого утра он нежиться в постели, и ничего не делая, мечтает только об одном, как сделать так, чтобы всё работало само и ему не надо было, ничего контролировать. Из-за его бездействия, его жизнь изменилась до неузнаваемости, он стал отрицательно относиться к людям и любому движению которое ему необходимо было сделать. То, что являлось обычным для каждого человека: убраться дома приготовить еду, для него, это были слишком тяжёлые дела. Именно в этом и состоит, его главная трагедия жизни.
Со временем, появилось высказывание обломовщина, я это означало абсолютная бездействия, лень, нежелание что-либо делать. Так и проходила жизнь главного героя, Обломова. Из-за своего абсолютного ни желания двигаться и встать с кровати, он не видел жизни и то как она прекрасна. Конечно иногда возникали мысли, что он может встать и начать что-либо делать, однако это лишь мечты и мысли.
Чтобы как-то вытащить своего героя из данного состояния, автор решает привнести в его жизнь любовь к Ольге. Возможно если бы его детство прошло иначе, у него было бы больше уверенности в своих силах и он смог бы побороть такое своё состояние, но нежелание меняться, не дают ему полностью отдаться любви, даже она не помогла ему изменится.
Сочинение 3
Гончаров Иван Александрович – писатель, который за свою жизнь хоть и не создал много произведений, сотворил несколько очень значимых для русской литературы, главный из которых – «Обломов». В нём автор рассказывает о жизни в России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Это как раз то время, когда жил и творил сам Гончаров.
Речь в произведении идёт о человеке, который на протяжении почти всего действия лежит на диване и мечтает. Это очень ленивый человек, что можно понять, просто глядя на него: очертания Ильи Ильича плавные, он мягок, а глаза его не останавливаются ни на чём определённом, а перескакивают с одного места на другое. С пелёнок родители опекали Обломова, они чрезмерно о нём заботились, что и повлияло на главного героя. Обломов от начала до конца жизни живёт в Обломовщине – месте, где всё тихо, спокойно, где люди ни к чему не стремятся, не живут полной жизнью, а лишь существуют. Идеал жизни Обломова – это его дом, его халат, его диван и его верный подданный Захар. Но такая жизнь, совершенно точно, не могла принести никакой радости, хотя бы потому, что мир не заточен под таких людей, как Илья Ильич. В этом и есть трагедия Обломова: его никто не понимает, все хотят видеть в нём другого человека, полную его противоположность, но воспитан он именно так и так живёт. Обломов – это лишний человек, и он в этом почти не виноват.
Несмотря на всю любовь к спокойствию, Илья Ильич в один момент всё же снимает свой халат и начинает жить. Это случилось тогда, когда он познакомился с Ольгой. Она пыталась сделать так, чтобы герой развивался, давала ему читать книги, спрашивала о них, и у неё это даже начало получаться, но, к сожалению, ненадолго. Обломовщину очень трудно ломать, поэтому Илья Ильич в конце концов снова вернулся в свой халат и на свой диван. Он мог бы измениться и стать счастливым рядом с Ольгой, но этого не случилось. Обломов стал жить с Пшеницыной – с женщиной, которая идеально ему подходила. Она не нарушала его комфорт, обстирывала его, готовила ему и просто жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью?
Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной жизни, в которой не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить элементарные потребности, и он перенёс эту модель поведения на взрослую жизнь. Возможно, он и хотел жить с Ольгой, куда-то выезжать, но его натура этого не принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти.
10 класс
Также читают:
Картинка к сочинению В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Популярные сегодня темы
- Эзопов язык в произведениях Салтыкова-Щедрина (сказках, баснях)
Форма художественной речи, которая получила название эзопов язык или по-другому иносказание, восходит к далеко незапамятным временам. Ее очень просто связать с именем Эзопа, который является гениальным создателем
- Сочинения на тему Мое хобби (рисование, вязание)
У каждого человека свое любимое занятие, хобби, которое подходит ему по темпераменту и состоянию души и тела. Кто-то очень любит петь, кто-то с удовольствием танцует, кто-то отлично шьет, вяжет
- Анализ произведения Майская ночь или Утопленница Гоголя
Произведение является составной частью сказочного сборника повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Центральной темой сюжетной линии представляется любовные отношения молодой красавицы Ганны и юноши Левко
- Характеристика главных героев в Слово о полку Игореве сочинение
Читая поэму, познакомились с образами этого замечательного произведения, образцом древнерусской литературы.
- Сочинение Анализ рассказа Белая радуга Пришвина
Пришвина по праву можно считать писателем воспевающим красоты природных мест. Он всю свою судьбу посвятил диалогу с природой. В его сердце теплилось желание знакомить всех с чудесами
В чем состоит трагедия жизни Обломова
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
Обломов и любовь
Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.
Выводы
Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.
Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
-
Елена Ермакова
14/19
-
Ева Шестакова
12/19
-
Аля Бесталанная
19/19
-
Валентина Пожидаева
18/19