Обломов и ольга рассказ об ольге ильинской 5 глава кратко

Обновлено: 09.01.2023

Происхождение и возраст

Её полное имя — Ольга Сергеевна Ильинская. Она 20-летняя дворянка, владелица небольшого имения, которое какое-то время находилось под залогом. Ольга рано осиротела и живёт с тёткой Марьей Михайловной.

Внешность

Внешность Ольги описана автором подробно, но он как будто не удовлетворён полнотой изображения этой девушки и возвращается к её внешности снова и снова, постоянно прибавляя какие-то новые детали.

Ольга довольно высокого роста, стройна, в её внешности и фигуре всё гармонично. Особая деталь — она ходила со слегка наклоненной головой на тонкой гордой шее, что придавало её фигуре особую изящность. Походка её была лёгкой и скользящей.

Серо-голубые глаза девушки смотрели открыто и выражали ум, внимание к собеседнику и какую-то особую глубину. Необычную красоту глазам придавали пушистые брови.

Смеялась она открыто, звонко и заразительно.

Признаком постоянной мыслительной деятельности были тонкие, всегда сжатые губы.

Одевалась Ольга по моде того времени, но не куталась, не боялась сквозняков, что говорило о её крепком здоровье. Аппетит у неё также был отменный, она и сама умела готовить.

Характер и способности

Характер Ольги Ильинской отличали естественность и простота. Она не была похожа на светских барышень того времени: в ней не было кокетства, жеманства, а поведение привлекало свободой в общении и полным отсутствием желания казаться лучше и умнее. Эти качества в ней ценил Штольц и сразу же после знакомства по достоинству оценил Обломов. Но не все светские юноши были готовы общаться с девушкой, так не похожей на барышень их круга, поэтому не знали, как с ней разговаривать, тем более, что она была неразговорчивой.

Ольга и тётушка часто посещали театр, имели там свою ложу. Другое увлечение Ольги Ильинской — вышивание. Она также любила читать, и не только книги, но и газеты, интересовалась всеми событиями в России и в мире. Она как будто торопилась жить, стремилась всё узнать, увидеть — это и удивляло, и пугало в ней Обломова, он понимал, что не сможет угнаться за её ритмом жизни.

После неудавшейся любви к Обломову Ольга вышла замуж за Штольца. По темпераменту и жажде жизни они были схожи, и это единомыслие делало их брак гармоничным. В семье появились свои дети, а после смерти Обломова они взяли на воспитание его сына Андрюшу.

Ольга и Обломов

Ольгу Ильинскую и Илью Обломова познакомил Штольц — он привёл его к ним в дом. Когда в один из вечеров она пела, Обломов, чутко воспринимавший музыку, пришёл в восторг и почти признался Ольге в любви. Через некоторое время она дала понять ему, что испытывает подобное чувство.

Они начинают постоянно встречаться, их отношения развиваются. Любовь преображает его: он оживляется, становится активным; поднимается рано, читает книги; халат его заброшен — вместо него на нём белые рубашки, сюртук. Обломов даже занялся делами имения. Происходит полное преображение Ильи Ильича, но… Он преображается не для себя, а для неё. Когда деятельная Ольга стала навязывать ему свой ритм жизни, Обломов устаёт и начинает внутренне сопротивляться, хотя внешне старается угодить ей. Он счастлив, но всё-таки иногда его мучают сомнения: может ли Ольга любить такого человека, как он? Не смеётся ли она над ним?

Так приходит к нему осознание того, что им надо расстаться.

Оба пережили разрыв очень тяжело. Для Обломова время их любви навсегда осталось самым счастливым временем его жизни, как и для Ольги. Но для неё их расставание стало ещё и разочарованием в неспособности переломить ситуацию, переделать Обломова. Она и сейчас любит его, но другой уже любовью, в чём и признаётся Штольцу.

Ольга и Штольц

Штольц был старше Ольги и поначалу воспринимал её как ребёнка. Увидев её после разрыва с Обломовым за границей, Штольц постепенно открывал для себя ее душу, которую он наполнял, но она не наполнялась, настолько глубокой казалась она ему.

Светская жизнь не интересовала Ольгу и в юности, а тем более теперь, когда семейные заботы, волнения за детей, погружение в деятельность мужа полностью завладели её жизнью.

Идеал мужского совершенства воплотился для Ольги в муже.

Когда Андрей заговорил об Обломове, Ольга захотела узнать о его судьбе, взять с собой в деревню, оживить, но Штольц был уверен, что всё это бесполезно. Он высказал предположение о том, почему Ольга до сих пор любит его: за его золотое сердце. Оба согласились с тем, что, узнав Обломова, забыть его нельзя.

Вывод

И. Анненский увидел в Ольге женщину, влюбившуюся не в конкретного человека, а в свою мечту. Он видит в ней миссионерский порыв — разбудить спящую душу Обломова.

Обломов же признаёт любовь, похожую на материнскую, но такой любви у Ольги нет и быть не может — это он понимает интуитивно. Ольга требует от него самопожертвования, а на это он не способен.

Но каждый читатель романа имеет право на собственную интерпретацию образов героев.

Характеристика образа Ольги Ильинской может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить. «

Очень сложные взаимоотношения. Оба надеялись получить от друг друга то, что было, по сути, чуждо их натуре. Ильинская не могла выполнять роль вечной няньки, как Пшеницына, а Обломов никогда бы не стал Штольцем.

Ольге очень нравилось то, что Обломов ради нее меняется. Илья любил ее, она любила его, но поздно это поняла.

Обломову, во время его ленивых мечтаний, всегда представлялся образ высокой и стройной женщины с тихим и гордым взглядом, со спокойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом и задумчивым выражением лица. Он никогда не хотел видеть в ней трепета, внезапных слез, томления. потому что с такими женщинами слишком много хлопот.

Вдруг кто-то идет, слышит она.

И сошлись лицом к лицу.

– Ольга Сергеевна! – сказал он, трясясь, как осиновый лист.

– Илья Ильич! – отвечала она робко, и оба остановились.

– Здравствуйте, – сказал он.

– Здравствуйте, – говорила она.

Они молча шли по дорожке. Ни от линейки учителя, ни от бровей директора никогда в жизни не стучало так сердце Обломова, как теперь. Он хотел что-то сказать, пересиливал себя, но слова с языка не шли; только сердце билось неимоверно, как перед бедой.

– Да, Ольга Сергеевна, – наконец пересилил он себя, – вы, я думаю, удивляетесь. сердитесь.

– Я совсем забыла. – сказала она.

– Поверьте мне, это было невольно. я не мог удержаться. – заговорил он, понемногу вооружаясь смелостью. – Если б гром загремел тогда, камень упал бы надо мной, я бы все-таки сказал. Этого никакими силами удержать было нельзя. Ради бога, не подумайте, чтоб я хотел. Я сам через минуту бог знает что дал бы, чтоб воротить неосторожное слово.

– Забудьте же это, – продолжал он, – забудьте, тем более что это неправда.

– Неправда? – вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением.

– Как неправда? – повторила она еще.

– Да, ради бога, не сердитесь и забудьте. Уверяю вас, это только минутное увлечение. от музыки.

– Только от музыки.

Она изменилась в лице: пропали два розовые пятнышка, и глаза потускли.

Он замолчал и не знал, что делать. Он видел только внезапную досаду и не видал причины.

– Я домой пойду, – вдруг сказала она, ускоряя шаги и поворачивая в другую аллею.

– Дайте руку, в знак того, что вы не сердитесь.

Она, не глядя на него, подала ему концы пальцев и, едва он коснулся их, тотчас же отдернула руку назад.

– Нет, вы сердитесь! – сказал он со вздохом. – Как уверить мне вас, что это было увлечение, что я не позволил бы себе забыться. Нет, конечно, не стану больше слушать вашего пения. Если вы так уйдете, не улыбнетесь, не подадите руки дружески, я. пожалейте, Ольга Сергеевна! Я буду нездоров, у меня колени дрожат, я насилу стою.

– Отчего? – вдруг спросила она, взглянув на него.

– И сам не знаю, – сказал он, – стыд у меня прошел теперь: мне не стыдно от моего слова. мне кажется, в нем.

– Говорите! – сказала она повелительно.

– Мне опять плакать хочется, глядя на вас. Видите, у меня нет самолюбия, я не стыжусь сердца.

– Отчего же плакать? – спросила она, и на щеках появились два розовые пятна.

– Мне все слышится ваш голос. я опять чувствую.

– Что? – сказала она, и слезы отхлынули от груди; она ждала напряженно.

Они подошли к крыльцу.

– Чувствую. – торопился досказать Обломов и остановился.

Она медленно, как будто с трудом, всходила по ступеням.

– Ту же музыку. то же. волнение. то же. чув. простите, простите – ей-богу, не могу сладить с собой.

– M-r Обломов. – строго начала она, потом вдруг лицо ее озарилось лучом улыбки, – я не сержусь, прощаю, – прибавила она мягко, – только вперед.

VII

VIII

На другой день Обломов проснулся в десять часов. Захар, подавая ему чай, сказал, что в булочной встретил Ольгу Сергеевну, она велела кланяться, спрашивала о здоровье, чем ужинал, чем занимался в эти дни. Захар по душевной простоте сказал правду: съел на ужин два цыпленка и все эти дни лежал на диване, собирается переехать на Выборгскую сторону. Обломов с досадой выгнал Захара и стал пить чай. Захар вернулся и сказал, что барышня просила его прийти в парк. Илья Ильич тотчас оделся и отправился в парк, обошел все, заглянул в беседки и нашел ее на скамейке, где произошла их недавняя размолвка.

– Я думала, что вы уж не придете, – сказала она ему ласково.

– Я давно ищу вас по всему парку, – отвечал он.

– Я знала, что вы будете искать, и нарочно села здесь, в этой аллее: думала, что вы непременно пройдете по ней.

– Что вас не видать давно? – спросила она.

Он смутно понимал, что она выросла и чуть ли не выше его, что отныне нет возврата к детской доверчивости, что перед ними Рубикон и утраченное счастье уже на другом берегу: надо перешагнуть.

Она понимала яснее его, что в нем происходит, и потому перевес был на ее стороне. Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем.

Она разнообразно торжествовала свое первенство в этом поединке. Взгляд ее был говорящ и понятен. Она как будто нарочно открыла известную страницу книги и позволила прочесть заветное место.

– Стало быть, я могу надеяться. – вдруг, радостно вспыхнув, сказал он.

Он вдруг воскрес. И она, в свою очередь, не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.

– Жизнь, жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Casta diva. все здесь.

Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку.

– Это все мое! Мое! – задумчиво твердил он и не верил сам себе.

– Вы не переедете на Выборгскую сторону? – спросила она, когда он уходил домой.

Он засмеялся и даже не назвал Захара дураком.

IX

Образ Ольги занимал все мысли Обломова. Он засыпал, просыпался и гулял, думая о ней; и днем, и ночью мысленно разговаривал с ней. Он читал книги и пересказывал их Ольге, написал несколько писем в деревню и сменил старосту, и даже поехал бы в деревню, если бы считал возможным уехать без Ольги. Он не ужинал и не ложился днем, и за несколько недель объездил все петербургские окрестности.

– Не знаю, – говорила она задумчиво, как будто вникая в себя и стараясь уловить, что в ней происходит. – Не знаю, влюблена ли я в вас; если нет, то, может быть, не наступила еще минута; знаю только одно, что я так не любила ни отца, ни мать, ни няньку.

– Какая же разница? Чувствуете ли вы что-нибудь особенное. – добивался он.

– Я люблю иначе, – сказала она, опрокидываясь спиной на скамью и блуждая глазами в несущихся облаках. – Мне без вас скучно; расставаться с вами ненадолго – жаль, надолго – больно. Я однажды навсегда узнала, увидела и верю, что вы меня любите, – и счастлива, хоть не повторяйте мне никогда, что любите меня. Больше и лучше любить я не умею.

– Умрете. вы, – с запинкой продолжала она, – я буду носить вечный траур по вас и никогда более не улыбнусь в жизни. Полюбите другую – роптать, проклинать не стану, а про себя пожелаю вам счастья. Для меня любовь эта – все равно что. жизнь, а жизнь.

Она искала выражения.

– Что ж жизнь, по-вашему? – спросил Обломов.

– Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг: мне как будто бог послал ее, – досказала она, подняв глаза к небу, – и велел любить.

– Корделия! – вслух произнес Обломов. – И ей двадцать один год! Так вот что любовь, по-вашему! – прибавил он в раздумье.

– Да, и у меня, кажется, достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь.

Так разыгрывался между ними все тот же мотив в разнообразных варьяциях. Свидания, разговоры – все это была одна песнь, одни звуки, один свет, который горел ярко, и только преломлялись и дробились лучи его на розовые, на зеленые, на палевые и трепетали в окружавшей их атмосфере. Каждый день и час приносил новые звуки и лучи, но свет горел один, мотив звучал все тот же.

X

Она любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет. Да, это только приготовление к любви, опыт, а он – субъект, который подвернулся первый, немного сносный, для опыта, по случаю.

– Вот оно что! – с ужасом говорил он, вставая с постели и зажигая дрожащей рукой свечку. – Больше ничего тут нет и не было! Она готова была к воспринятию любви, сердце ее ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой. Другой только явится – и она с ужасом отрезвится от ошибки! Как она взглянет тогда на него, как отвернется. ужасно! Я похищаю чужое! Я – вор! Что я делаю, что я делаю? Как я ослеп! – Боже мой!

Он посмотрел в зеркало: бледен, желт, глаза тусклые. Он вспомнил тех молодых счастливцев, с подернутым влагой, задумчивым, но сильным и глубоким взглядом, как у нее, с трепещущей искрой в глазах, с уверенностью на победу в улыбке, с такой бодрой походкой, с звучным голосом. И он дождется, когда один из них явится: она вспыхнет вдруг, взглянет на него, Обломова, и. захохочет!

Он остался на месте и долго смотрел ей вслед, как улетающему ангелу.

Проходя мимо окон Ольги, он слышал, как стесненная грудь ее облегчалась в звуках Шуберта, как будто рыдала от счастья.

Боже мой! Как хорошо жить на свете!

XI

Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имело для них свой смысл. Они видели во всем намек на любовь.

И Ольга вспыхнет иногда при всей уверенности в себе, когда за столом расскажут историю чьей-нибудь любви, похожей на ее историю; а как все истории о любви сходны между собой, то ей часто приходилось краснеть.

И Обломов при намеке на это вдруг схватит в смущении за чаем такую кучу сухарей, что кто-нибудь непременно засмеется.

Они стали чутки и осторожны. Иногда Ольга не скажет тетке, что видела Обломова, и он дома объявит, что едет в город, а сам уйдет в парк.

Лето подвигалось, уходило. Утра и вечера становились темны и сыры. Не только сирени – и липы отцвели, ягоды отошли. Обломов и Ольга виделись ежедневно.

Он догнал жизнь, то есть усвоил опять все, от чего отстал давно; знал, зачем французский посланник выехал из Рима, зачем англичане посылают корабли с войском на Восток; интересовался, когда проложат новую дорогу в Германии или Франции. Но насчет дороги через Обломовку в большое село не помышлял, в палате доверенность не засвидетельствовал и Штольцу ответа на письма не послал.

Он усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах, и довольно прилежно, благодаря настойчивости Ольги, следил за текущей иностранной литературой.

Все остальное утопало в сфере чистой любви.

Несмотря на частые видоизменения в этой розовой атмосфере, главным основанием была безоблачность горизонта. Если Ольге приходилось иногда раздумываться над Обломовым, над своей любовью к нему, если от этой любви оставалось праздное время и праздное место в сердце, если вопросы ее не все находили полный и всегда готовый ответ в его голове и воля его молчала на призыв ее воли, и на ее бодрость и трепетанье жизни он отвечал только неподвижно-страстным взглядом, – она впадала в тягостную задумчивость: что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от мечты, и теплый, сказочный мир любви превращался в какой-то осенний день, когда все предметы кажутся в сером цвете.

XII

Обломов побежал искать Ольгу, но ему сказали, что она ушла. Он увидел ее, идущую в гору, и побежал за ней. Ольга была то весела и резва, то неожиданно впадала в задумчивость. Они заговорили о своей любви, но он вспомнил, что пришел не за этим.

Он опять откашлянулся.

– Послушай. я хотел сказать.

– Что? – спросила она, живо обернувшись к нему.

Он боязливо молчал.

– Скажи же. – приставала она.

– Я хотел только сказать, – начал он медленно, – что я так люблю тебя, так люблю, что если б.

– Представь, – начал он, – сердце у меня переполнено одним желанием, голова – одной мыслью, но воля, язык не повинуются мне: хочу говорить, и слова нейдут с языка. А ведь как просто, как. Помоги мне, Ольга.

– Я не знаю, что у вас на уме.

– О, ради бога, без этого вы: твой гордый взгляд убивает меня, каждое слово, как мороз, леденит.

– Ты сумасшедший! – сказала она, положив ему руку на голову.

– Вот так, вот я получил дар мысли и слова! Ольга, – сказал он, став перед ней на колени, – будь моей женой!

Она молчала и отвернулась от него в противоположную сторону.

– Ольга, дай мне руку! – продолжал он.

Она не давала. Он взял сам и приложил к губам. Она не отнимала. Рука была тепла, мягка и чуть-чуть влажна. Он старался заглянуть ей в лицо – она отворачивалась все больше.

– Молчание? – сказал он тревожно и вопросительно, целуя ей руку.

– Знак согласия! – договорила она тихо, все еще не глядя на него.

– Что ты теперь чувствуешь? Что думаешь? – спросил он, вспоминая мечту свою о стыдливом согласии, о слезах.

– То же, что ты, – отвечала она, продолжая глядеть куда-то в лес; только волнение груди показывало, что она сдерживает себя.

– Не равнодушна, но покойна.

– Оттого, что давно предвидела это и привыкла к мысли.

– Давно! – с изумлением повторил он.

– Да, с той минуты, как дала тебе ветку сирени. я мысленно назвала тебя.

Она не договорила.

Он распахнул было широко объятия и хотел заключить ее в них.

У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя!

И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять!

В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения. Любит она или только выходит замуж.

Но Ольга призналась Обломову, что никогда не захочет с ним расставаться, и он почувствовал себя безумно счастливым.

Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость.

А. Блок

  • Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
  • Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:

— Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5

— Признание Обломова – часть 2, глава 5,6

— Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11

— Письмо Обломова Ольге — — часть 2 , глава 10

— Предложение Обломова – часть2, глава 12

Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.

— Появится такая цель у Обломова?

(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.

— В чем именно? Обратимся к тексту.

1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.

Сходство с Т. Лариной:

— В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?

Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.

Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.

Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.

После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, — но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).

Анализ эпизода.

Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…

Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.

— В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7

В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.

— А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?

А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

— Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)

— Как изменился Обломов под влиянием Ольги? ( Глава 11)

(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)

Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.

Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.

И вот он пишет письмо Ольге.

Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)

Беседа после прочитанного.

— Зачем Обломов пишет Ольге письмо?

— Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?

Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.

И герои вновь охвачены поэзией любви.

Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.

— Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.

«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…

Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Третья часть романа — об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.
Автор:Яковенко Валентина Васильевна

Начало отношений Обломова и Ольги

Развитие романа Ольги и Обломова

Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.

Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.

Спустя 2 недели Андрей отправился в Англию, взяв с Ильи Ильича слово не задерживаться, приехать прямо в Париж. И Обломов готовился. Тарантьеву велено было перевезти мебель к своей куме, Захар бегал по лавкам, покупал все необходимые для отъезда вещи, проклиная и Андрея Ивановича и всех, кто выдумал путешествия. Знакомые, одни с недоверием, другие со смехом, а третьи с испугом обсуждали переезд Обломова.

Но Илья Ильич так и не уехал. Накануне отъезда у него раздулась губа, вероятно, от укуса мухи. Илья Ильич отложил отъезд до следующего парохода. Однако и в следующий раз отъезду не суждено было сбыться.

Штольц давно уже находится в Париже, шлет своему другу неистовые письма, но ответа на них не получает. И совсем не потому, что у его друга нет бумаги и высохли чернила.

Произошло чудо: Обломов изменился. Он встает теперь в 7 утра, читает книги и носит их куда-то. На лице его нет ни скуки, ни усталости. В глазах Обломова даже появился блеск. И все благодаря Ольге, с которой познакомил Илью Ильича Штольц.

В вечер их знакомства, в доме тетки Ольги, Обломов чувствовал себя очень неуютно. К тому же он заметил, что Ольга, разговаривая со Штольцем, с любопытством смотрит на него, и вовсе стушевался. А она, такая скромная, непохожая на других манерой поведения, не яркая красавица, но очень красивая, державшаяся от других в стороне, так легко и непринужденно чувствовала себя в компании Штольца, который то смешил ее, то помогал разобраться в серьезных, непонятных для ее еще недостаточно взрослого ума вещах. Штольцу тоже было интересно с Ольгой. В ней не было кокетства, жеманства, мишуры, поэтому она не была популярна среди молодых людей. Почти один только Штольц и ценил ее.

После знакомства с Ольгой Обломов долго не мог уснуть: все представлял ее образ, а наутро даже велел привести в порядок комнату.

Приняв приглашение Ольгиной тетки на обед, Обломов стал бывать у них каждый день. А узнав, что против их дачи есть одна свободная, тут же переселился туда.

В первый же вечер их знакомства Ольга спросила, правда ли, что Илья Ильич очень скучает. Он признался, что скучает, но не очень, так как понемногу готовится к переезду в деревню. На вопрос Ольги, собирается ли Обломов за границу, он ответил, что обязательно поедет. Увидев, что Ольга как-то лукаво улыбается, Обломов не решился обмануть ее.

И ему стало неловко за себя и досадно. А еще большую неловкость он испытал, когда Ольга стала спрашивать его, много ли он читает и что.

Потом она пела. Такого пения Илья Ильич не слыхал давно.

После этого вечера Обломов с Ольгой виделись почти каждый день, много говорили, Ольга часто мило подшучивала над ним, над его леностью, о которой рассказал ей Штольц.

Читайте также:

      

  • Информация это кратко для детей
  •   

  • Гуго гроций международное право кратко
  •   

  • Парк интернационалистов санкт петербург история кратко
  •   

  • Конфликт россии и турции 2020 кратко
  •   

  • Чукотское море течения кратко

В произведении «Обломов» Иван Гончаров достаточно трепетно описывает романтические стороны жизни главных героев. Он попытается разобраться, способны ли искренние чувства полностью изменить уклад жизни людей.

Любовь и отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской с цитатами докажут, что положительные перемены возможны лишь в том случае, когда человек уверенно идет по жизни, не боясь трудностей.

Первая встреча

Илью Ильича Обломова и Ольгу Ильинскую познакомил их общий друг Андрей Иванович Штольц. Мужчины посетили имение барышни с целью послушать ее пение. Музыкальный талант девушки произвел на Илью незабываемое впечатление. Он не отрывал от нее глаз, слушал, и смотрел с упоением.

Ильинская также постоянно рассматривала нового знакомого.

«Едва Обломов оборачивался боязливо в ее сторону, надеясь, что она не смотрит, как встречался с ее взглядом, исполненным любопытства, но таким добрым. Песни в ее исполнении задевали за живое».

Ему хотелось остаться в поместье дольше, но из-за чрезмерной растерянности он решил уйти рано. С этого момента все его мысли заняты Олей.

Влюбленность меняет людей

«Настойчивый взгляд Ольги не покидал головы Обломова».

Он хотел бывать у нее в гостях чаще. С мужчиной начали происходить положительные изменения. Он стал больше следить за внешним видом, за порядком в доме. Обломов продолжает посещать поместье Ильинских. Вскоре он признается Ольге в любви. Растерявшись от услышанных слов, она убегает от него. От смущения Илья долго не появляется в ее доме.

Обломов постоянно думает о возлюбленной. Барышня же мечтает выбить из него всю лень, отучить от привычки спать до обеда.

«Не задремлет, она покажет цель, заставит полюбить то, что разлюбил».

Постепенно она стала добиваться поставленных задач. Илью было не узнать.

Развитие романа

«Симпатия их росла и развивалась. Ольга цвела вместе с чувствами. В глазах стало больше света, а в движениях грации».

Влюбленные много времени проводят вдвоем. «С ней он с утра до вечера, читает, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам». Бывало, не спит по ночам, его воображение рисует портрет Ильинской.

Иногда Обломову кажется, что люди осуждают их, особенно девушку. Неуверенность Ильи в собственной внешности приводит к написанию Ольге письма, с предложением прекратить встречи. Такой поворот событий настолько расстроит ее, что Обломов поймет, насколько сильны ее чувства. «Я люблю иначе. Мне без вас скучно, расставаться надолго — больно. Я узнала, увидела и верю, что вы меня любите». Искренность любимой наводит его на мысли о женитьбе.

«Обломовщина» побеждает любовь

С приходом осени Илью Ильича все чаще посещают грустные мысли. С Ольгой он виделся редко. Постепенно Обломов начал проявлять себя настоящего. Потакая девушке, выполняя ее поручения, создавалась впечатление, что делал это лишь для нее. Неприязнь к книгам и наукам вернулась. Стал часто откладывать поездки в дом Ильинских. Когда Ольга сама проведывала его, придумал всевозможные причины переноса поездок. Несмотря на остывший пыл Ильи, отношения молодых продолжались.

Обломов периодически говорил Ольге, что не доверяет ее любви. А когда сообщил, что дату свадьбы нужно перенести, в связи с финансовой нестабильностью в имении, она приняла решение прекратить роман. Она в очередной раз убеждается, что этот мужчина не станет ей надежной опорой. «Я любила то, что хотела, чтоб было в тебе, Я любила будущего Обломова!

«Я посчитала, что смогла удивить тебя, что ты в состоянии жить для меня, – а ты уж давно умер».

Оба переносят разрыв очень болезненно. Обломов длительное время болеет, борется с приступами горячки, а Ольга с тетей вскоре уезжают за границу. Штольцу Илья поведает, что до сих пор любит Ильинскую. «Андрей, разве ее возможно забыть? Это равносильно забыть, что я жил когда-то в раю». Слабохарактерность, нежелание подстраиваться под близкого и дорогого человека разрушили начатые стремления Ильи Ильича.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»

Образ и характеристика Штольца

Образ и характеристика Обломова

Образ и характеристика Ольги Ильинской

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Отношения Ольги и Обломова

Детство Обломова

Образ жизни Обломова

Женские образы в романе

Гости Обломова и цель их прихода

История создания романа

Героиня романа Ивана Александровича Гончарова Ольга Ильинская сыграла важную роль в жизни Обломова, главного героя романа, через их отношения раскрываются многие качества личности этих персонажей. Характеристика Ольги Ильинской поможет лучше понять особенности этого женского образа.

Происхождение, социальное положение

Ольга Сергеевна Ильинская происходит из дворянского рода. Она сирота, живёт со своей тётей Марьей Михайловной в Петербурге. Воспитание и образование Ольга получила в пансионе. Она помещица, но пока из-за её молодости у её небольшого имения есть опекун — барон фон Лангваген, добрый приятель Марьи Михайловны.

Портрет, возраст

Описание внешности Ольги Ильинской дано во 2-й части романа, в 5-й главе, в которой рассказывается о её знакомстве с Обломовым. Автор отмечает, что она в строгом смысле не красавица, но привлекательна своей грацией и гармонией облика. Взгляд её серо-голубых глаз был умным, внимательным. Русые, пушистые брови были почти прямые, и обычно одна была немного выше другой. Её тонкие губы почти всегда сжаты. Ольге было 20 лет, когда она познакомилась с Обломовым.

Образ жизни

Ольга в выборе своих занятий и в общении с людьми была свободна, так как тётя не докучала ей наставлениями. Вместе с тётей они посещают светские вечера, театр, принимают гостей, ездят в модные магазины. На досуге Ольга любит заниматься рукоделием — вышивает. Она много читает и, в основном, читает те книги, которые приносит её старший друг Андрей Штольц. Читает она и газеты. Девушка любит музыку, играет на фортепиано, хорошо поёт, но только какой-нибудь пансионной подруге или Штольцу.

Обломов и Ольга Ильинская. История любви

Познакомил их Андрей Штольц, который думал, что знакомство с такой чудесной девушкой подействует на его друга благотворно, что он перестанет, наконец, лежать целые дни на диване и будет посещать свет. В тот вечер, когда состоялось знакомство с Обломовым, Ольга по просьбе Штольца пела романсы и арии, а в заключение запела Casta diva и совсем покорила Обломова, который очень любил эту арию.

Полюбив эту девушку, Обломов как будто очнулся от глубокого сна. Он стал энергичен, много времени проводил вне дома, снял дачу по соседству с дачей, где поселилась его любимая с тёткой. Ольга хотела изменить Обломова, сделать его деятельным человеком. Общаясь с ним, она поняла, что это добрый человек. Ольга полюбила Обломова за чистоту души и чуткость. Всё же она не смогла изменить Обломова. Вскоре, несмотря на любовь к девушке, его созерцательная, а не деятельная натура взяла верх, он устал подчиняться требованиям своей любимой всё время что-то делать: читать, посещать театр, ходить на длительные прогулки. Он хотел тихой семейной жизни, и девушка согласилась стать его женой, но только после того, как он приведёт свои дела в имении в порядок. На это Илья Ильич оказался не способен, и она, понимая, что не сможет жить с таким бездеятельным человеком, рассталась с ним.

Штольц и Ольга Ильинская

Встретив в Париже Ольгу, Штольц не узнал её: так она повзрослела и похорошела. Они стали часто встречаться, и Андрей поражался тому, как развивался её ум. Он полюбил девушку, и она ответила ему взаимностью. Ольга вышла замуж за Штольца. Через некоторое время Андрей понял, что жена не вполне счастлива, потому что ей нужно было, чтобы её ум был занят, и стал подключать её к своим делам. Ей хотелось знать всё, что знает муж, и Штольц помогал ей вести разумное существование. Ольга заботилась о своих детях, была счастлива, но боялась впасть в обломовскую апатию.

Черты характера

Ольга Ильинская — девушка с сильным характером, образованная и умная. Она решительна, горда, самолюбива и сама признаётся, что ей присуще самолюбие. Её упорство сначала даже пересиливало апатию и лень Обломова.

Автор отмечает, что она «доступна чувству сострадания, жалости», что «у ней нетрудно вызвать слёзы», что «во всех её отношениях ко всем столько мягкости, ласкового внимания».

Эта героиня естественна, правдива. Её скромность проявлялась в том, что, хотя она прекрасно пела, «пела чаще втихомолку» либо только Штольцу или подругам.

А её энергичность и любознательность проявились в том, что выйдя замуж за Штольца, она с удовольствием стала вникать в его дела и участвовать в них. Ольга — требовательная, ищущая, стремится вперёд. Штольц, видя, как развивается ум у жены, старался всё делать так, чтобы поддерживать «на высоте своё достоинство в глазах самолюбивой, гордой Ольги».

Вывод

Образ Ольги Ильинской играет в романе важную роль, так как через отношения этой героини с Обломовым и Штольцем яснее выступают их черты характера. Но и сам по себе этот образ имеет немалое значение. Характеристика Ольги Ильинской показывает новый для середины 19 века тип русской женщины, которая постоянно самосовершенствуется, старается познать и развивать свою личность.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Характеристика Ольги Ильинской

Характеристика Ольги Ильинской

Одним из самых ярких и запоминающихся женских образов в романе И. А. Гончарова «Обломов» является молодая дворянка Ольга Ильинская. Тонкая, умная, целеустремлённая девушка с богатым внутренним миром разительно отличается от сверстниц. Будучи возлюбленной Обломова, она в итоге жестоко разочаровывается в своём выборе и обретает счастье со Штольцем. Характеристика Ольги Ильинской дана автором так, чтобы наиболее полно раскрыть личность главного героя, Ильи Обломова. Ведь даже такая прекрасная, образованная, утончённая женщина не смогла привить ему вкус к жизни, вывести из состояния полудрёмы, безразличия к окружающему миру.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Полное имя — Ольга Сергеевна Ильинская.

Возраст — на момент повествования 20 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сирота, после смерти матери живет с тёткой, затем выходит замуж за Штольца.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств.

Образование — характерное для дворянских семейств.

Внешность — высокая, стройная, гармонично сложенная девушка с выразительными тёмно-серыми глазами и красивыми бровями.

Характер — умная, решительная, эгоистичная, гордая, чувственная, эмоциональная, ранимая, целеустремлённая, добрая.

Положительные черты — умная, самодостаточная, утончённая, искренняя, сильная, цельная личность, способная постоянно расти и развиваться.

Отрицательные черты — нетерпимая, своевольная.

Произведение — «Обломов».

Автор — Иван Александрович Гончаров.

Цитатная характеристика

Описание Ольги Ильинской с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Ольги Сергеевны Ильинской основан на том, что она является молодой красивой девушкой.

«Ольга Сергеевна? Сейчас, сейчас! — сказал он, схватил фуражку, тросточку, выбежал в калитку, подал руку какой-то прекрасной женщине…»

Источник: Часть вторая, глава 5

Ольга — сирота, которая после смерти матери живёт с теткой Марьей Михайловной.

«У меня нет матери…»

Источник: Часть вторая, глава 12

«Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны…»

Источник: Часть вторая, глава 8

«Пришёл человек от Марьи Михайловны, Ольгиной тётки, звать обедать».

Источник: Часть вторая, глава 7

Портретная характеристика Ольги основана на том, что она дворянка, помещица, достаточно обеспеченная женщина, у которой есть богатое приданое.

«Потом вдруг она скажет ему, что и у неё есть деревня, сад, павильон, вид на реку и дом, совсем готовый для житья, как надо прежде поехать туда, потом в Обломовку».

Источник: Часть третья, глава 7

«…в апреле вы можете ехать в своё имение. Оно невелико, но местоположение — чудо!

Вы будете довольны. Какой дом! Сад!»

Источник: Часть третья, глава 7

Внешность

Ольге Ильинской в самом начале повествования двадцать лет.

«…он считает её за девочку, тогда как ей двадцать лет…»

Источник: Часть вторая, глава 5

Внешний вид Ольги далёк от строгих идеалов красоты.

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда».

Источник: Часть вторая, глава 5

Весь облик Ольги отличается гармонией и красотой линий и форм. Именно он и привлекает невольно к ней внимание.

«…если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; всё это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи — с станом…»

Источник: Часть вторая, глава 5

«Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом…»

Источник: Часть вторая, глава 5

«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете!»

Источник: Часть вторая, глава 5

Всё в лице Ольги говорит о её интеллекте, живом, проницательном уме.

«Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз…»

Источник: Часть вторая, глава 5

Наибольшую выразительность лицу Ольги придают брови.

«Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль».

Источник: Часть вторая, глава 5

Походка Ольги отличается лёгкостью и изяществом.

«Ходила Ольга с наклонённой немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

Источник: Часть вторая, глава 5

Черты характера и поступки

Ольга прекрасно поёт, обладает чудесным голосом, неспособным оставить кого-то равнодушным.

«…прекрасно поёт Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение!»

Источник: Часть вторая, глава 4

«Любила она музыку, но пела чаще втихомолку, или Штольцу, или какой-нибудь пансионной подруге; а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поёт».

Источник: Часть вторая, глава 5

«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами».

Источник: Часть вторая, глава 5

В отношениях с умным и сильным Штольцем Ольга немного робеет и чувствует себя несмышлёным ребенком. Она испытывает к нему тёплые дружеские чувства.

«Она называла его другом, любила за то, что он всегда смешил её и не давал скучать, но немного и боялась, потому что чувствовала себя слишком ребёнком перед ним».

Источник: Часть вторая, глава 5

«…он был слишком далеко впереди её, слишком выше её, так что самолюбие её иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах…»

Источник: Часть вторая, глава 5

Ольга отличается естественным, безыскусным поведением, без намёка на кокетство или фальшь.

«…в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато её и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на неё, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей…»

Источник: Часть вторая, глава 5

«Невозмутимая, не робкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь

Источник: Часть третья, глава 7

«Кокетства в ней допустить нельзя по верному пониманию истинной, нелицемерной, никем не навеянной ей нравственности. Она была выше этой пошлой слабости».

Источник: Часть четвертая, глава 4

Ненаигранное, естественное поведение Ольги, её отношение к жизни отпугивает молодых людей. Лишь Штольц способен оценить её незаурядную личность.

«Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка её ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то своё, неважное — и её обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали её слишком мудрёной и немного боялись. Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил её».

Источник: Часть вторая, глава 5

Ольга отличается красноречием и способна тонко высмеять собеседника.

««О! да она… с ней надо быть осторожным…» — думал Обломов».

Источник: Часть вторая, глава 5

««Она — злое, насмешливое создание!» — подумал Обломов, любуясь против воли каждым её движением».

Источник: Часть вторая, глава 5

«- Странно! — заметил он. — Вы злы, а взгляд у вас добрый».

Источник: Часть вторая, глава 5

«…присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины…»

Источник: Часть вторая, глава 8

В характере Ольги есть такая черта как самолюбие, гордость.

«Вы самолюбивы…»

Источник: Часть вторая, глава 5

«-…за что ты мучишься?
— За гордость, — сказала она, — я наказана, я слишком понадеялась на свои силы — вот в чём я ошиблась…»
Источник: Часть третья, глава 11

«…за меня и за моё горе не бойся. Я знаю себя: я выплачу его и потом уж больше плакать не стану…»

Источник: Часть третья, глава 11

Ольга — деятельная, целеустремлённая натура. Для неё тяжёлым испытанием становится неопределённость, неизвестность, бездеятельность.

«Если у ней явится какое-нибудь намерение, так дело и закипит. Только и слышишь об этом. Если и не слышишь, то видишь, что у ней на уме всё одно, что она не забудет, не отстанет, не растеряется, всё сообразит и добьётся, чего искала».

Источник: Часть вторая, глава 11

«Обломов указал ей эту церковь с реки, и ей захотелось помолиться в ней… чтоб… эта нерешительность, неизвестность скорее кончилась… Бедная Ольга!»

Источник: Часть третья, глава 7

«Ты видишь, какая я? Я не состареюсь, не устану жить никогда. А с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать рождества, потом масленицы, ездить в гости, танцевать и не думать ни о чём; ложились бы спать и благодарили бога, что день скоро прошёл, а утром просыпались бы с желанием, чтоб сегодня походило на вчера… вот наше будущее — да? Разве это жизнь? Я зачахну, умру…»

Источник: Часть третья, глава 11

При всей своей внутренней силе Ольга остаётся невероятно женственной, романтичной, нежной.

«У ней нетрудно вызвать слезы; к сердцу её доступ лёгок. В любви она так нежна; во всех отношениях ко всем столько мягкости, ласкового внимания — словом, она женщина

Источник: Часть вторая, глава 11

Ольга очень тяжело переживает разрыв с Обломовым, в которого, как ей казалось, она была влюблена. Когда же первая горечь проходит, она понимает, что Обломов был недостоин её.

«Черты её, но она бледна, глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности. Над бровями носится не то важная, не то скорбная мысль, глаза говорят много такого, чего не знали, не говорили прежде. Смотрит она не по-прежнему, открыто, светло и покойно; на всём лице лежит облако или печали, или тумана».

Источник: Часть четвёртая, глава 4

«Она стала наблюдать за собой и с ужасом открыла, что ей не только стыдно прошлого своего романа, но и героя…»

Источник: Часть четвёртая, глава 4

Свою вторую половинку Ольга находит в лице Штольца, с которым её связывает любовь к жизни, интеллектуальной и физической деятельности, общие интересы и устремления.

«..бросалась на грудь к мужу, всегда с пылающими от радости щеками, с блещущим взглядом, всегда с одинаким жаром нетерпеливого счастья, несмотря на то, что уже пошёл не первый и не второй год её замужества».

Источник: Часть четвёртая, глава 8

«Шли годы, а они не уставали жить. Настала и тишина, улеглись и порывы; кривизны жизни стали понятны, выносились терпеливо и бодро, а жизнь всё не умолкала у них…»

Источник: Часть четвёртая, глава 8

«Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

Источник: Часть четвёртая, глава 8

«Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоём, чувствовать, говорить!..»

Источник: Часть четвёртая, глава 8

Более всего Ольга боится, подобно Обломову, потерять интерес к жизни, стать равнодушной ко всему окружающему.

«Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию».

Источник: Часть четвёртая, глава 8

Воспитание

Ольга получила такое воспитание, благодаря которому она способна прямо и просто выражать свои чувства, мысли, желания.

«…по здравому, не перехитрённому воспитанию не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки».

Источник: Часть вторая, глава 5

Благодаря своему воспитанию и живому уму Ольга продолжает всю жизнь развиваться, самосовершенствоваться.

«А чтение, а ученье — вечное питание мысли, её бесконечное развитие! Ольга ревновала к каждой непоказанной ей книге, журнальной статье, не шутя сердилась или оскорблялась, когда он не заблагорассудит показать ей что-нибудь, по его мнению, слишком серьёзное, скучное, непонятное ей….»

Источник: Часть вторая, глава 5

Характеристика Ольги Ильинской другими героями

Обломов

Обломова пугает острый и насмешливый ум Ольги, её насмешливость.

««О! да она… с ней надо быть осторожным…» — думал Обломов».

Источник: Часть вторая, глава 5

««Она — злое, насмешливое создание!» — подумал Обломов, любуясь против воли каждым её движением».

Источник: Часть вторая, глава 5

«- Странно! — заметил он. — Вы злы, а взгляд у вас добрый».

Источник: Часть вторая, глава 5

Обломов восхищён красотой Ольги, её грациозностью.

«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! — думал он, глядя на неё почти испуганными глазами. — Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то… душа, должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и вся голова… как она нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом…»

Источник: Часть вторая, глава 5

Обломов отмечает деятельную натуру Ольги, её неспособность долгое время пребывать в раздумье, мечтах.

«Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье!»

Источник: Часть третья, глава 2

Обломов восхищается цельной натурой Ольги, её естественностью.

«Чудная Ольга! Невозмутимая, не робкая, простая, но решительная женщина, естественная, как сама жизнь

Источник: Часть третья, глава 7

В итоге Обломов понимает, что между ним и Ольгой лежит глубокая пропасть: они совершенно разные люди по своему мироощущению, жизненным планам и целям.

«Я и то вынес горячку, когда увидел, какая бездна лежит между мною и ею, когда убедился, что я не стою её…»

Источник: Часть четвёртая, глава 2

Подробная характеристика Обломова.

Штольц

Штольц восхищается музыкальными способностями Ольги, её чудесным голосом.

«…прекрасно поёт Ольга Ильинская. Я познакомлю тебя — вот голос, вот пение!»

Источник: Часть вторая, глава 4

«Любила она музыку, но пела чаще втихомолку, или Штольцу, или какой-нибудь пансионной подруге; а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поёт».

Источник: Часть вторая, глава 5

В начале повествования Штольц относится к Ольге как к нежному, очаровательному, смышлёному ребенку.

«Да и сама она что за очаровательное дитя! Впрочем, может быть я пристрастно сужу: у меня к ней слабость…»

Источник: Часть вторая, глава 4

«Штольц тоже любовался ею бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств. Она была в глазах его только прелестный, подающий большие надежды ребёнок».

Источник: Часть вторая, глава 5

Штольца привлекает в Ольге её бесхитростность, естественность, простота.

«Штольц, однако ж, говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путём жизни и по счастливой натуре, по здравому, не перехитрённому воспитанию не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли, даже до малейшего, едва заметного движения глаз, губ, руки».

Источник: Часть вторая, глава 5

«Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил её».

Источник: Часть вторая, глава 5

Штольц понимает, что безудержная жажда жизни Ольги, её деятельная натура не позволят ей состариться, утратить интерес к окружающему миру. Её душа будет всегда молода.

«Не бойся, — сказал он, — ты, кажется, не располагаешь состариться никогда

Источник: Часть четвёртая, глава 8

Подробная характеристика Штольца.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Ольги Ильинской вместе!

Биография

Ольга Сергеевна Ильинская — молодая дворянка, прекрасно воспитанная и образованная девушка, которой на момент повествования исполнилось двадцать лет.

Оставшись в раннем возрасте круглой сиротой, Ольга стала жить вместе с родной тётей, Марьей Михайловной. С ней у героини сложились тёплые, доверительные отношения. Тётка способствовала тому, чтобы Ольга смогла получить достойное её статуса воспитание и образование.

С юных лет Ольга была знакома с Андреем Штольцем, в котором видела верного друга и наставника. Штольц познакомил её с Обломовым, которого юная девушка, как ей казалось, сильно полюбила. Она смогла увидеть его голубиную душу, доброту. А те качества, которых не было в Обломове, она хотела в нём развить. Но она переоценила свои возможности. В итоге их отношения прервались.

Спустя время повзрослевшая Ольга поняла, в чём заключалась её ошибка. Она смогла осознать, что самым близким и родным для неё человеком является Андрей Штольц, за которого она в итоге вышла замуж. Семейная жизнь Ольги сложилась счастливо и гармонично.

Образ Ольги Ильинской

Ольга Сергеевна Ильинская — это сложная, глубокая, многогранная личность, которая привыкла находиться в непрестанном самосовершенствовании и развитии. Умная, тонкая девушка, получившая правильное воспитание, не способна кокетничать и лицемерить. Она привыкла мыслить и действовать прямо, сообразно со своими нравственными принципами. Именно поэтому Ольга не пользуется популярностью среди мужчин, которые боятся с ней заговорить.

Ольга — целеустремлённая, решительная девушка, которая непременно доведёт начатое до конца. Это человек действия, который не привык долго раздумывать и размышлять над тайнами бытия. Поставив перед собой цель, она непременно её добивается. Отношения с Обломовым становятся для неё своего рода вызовом: героиня пытается вернуть своему избраннику интерес к жизни, сделать его более активным, деятельным, но терпит поражение.

При всей своей внутренней силе Ольга остаётся нежной и ранимой, способной глубоко чувствовать. Внешняя красота удивительно гармонично переплетается с красотой душевной.

Полностью раскрыть свой потенциал Ольга смогла лишь в тандеме с Андреем Штольцем, который стал для неё идеальным партнёром, другом, учителем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

В романе «Обломов» И. А. Гончаров вывел образ женщины, совершенно не типичной для XIX века. Гордая, независимая, сильная, честная Ольга Ильинская не имеет ничего общего со своими сверстницами, привыкшими кокетничать, сплетничать, лицемерить. Сущность этой героини во многом отражает её отношение к знаниям, просвещению: она непрестанно растёт, развивается, мир вокруг не перестаёт её удивлять и радовать.

Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать многогранность женщины как личности, которая может быть не только женой и матерью, но также верной подругой, равноправным партнёром.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Булат Шаяхметов

    5/5

На чтение 10 мин Просмотров 42.5к. Опубликовано 09.10.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Обломов» менее минуты и подробно за 9 минут. 

Основная проблема романа: «обломовщина» — это застой для России или ее «золотой век». Проблемы, поднятые в романе, волновали российскую интеллигенцию и через 100 лет.

Роман является второй книгой трилогии, в которую вошли еще «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Очень краткий пересказ романа «Обломов»

Илья Ильич Обломов, помещик, живет в Петербурге на доходы с имения. Он почти не выходит из дома. Андрей Иванович Штольц, друг детства, пытается вытащить его из этого полусонного существования, которое он называет «обломовщиной». Перед отъездом за границу он знакомит Обломова с Ольгой Ильинской и уговаривает ее «тормошить» друга, чтобы изменить его образ жизни. У Ольги и Обломова неожиданно начинается роман. Но девушке не удается победить «обломовщину».

Главные герои и их характеристика:

  •  Помещик Илья Ильич Обломов.  Он во многом напоминает самого писателя, который относился к своему герою с явной симпатией и сочувствием. Обломов погряз в праздности, но у него, по выражению Штольца, есть природное золото – чистое и верное сердце;
  •  Ольга Белинская  – возлюбленная Обломова. Гордая и умная девушка, которая искренне хотела вырвать Илью Ильича из сонной одури, но не смогла победить в нем «обломовщину»;
  •  Андрей Иванович Штольц.  Дружит с Обломовым с детства. Деловой и практичный. Не принимает образ жизни Обломова, но как человека любит его и ценит;
  •  Захар слуга Обломова.  Многое перенял от своего барина, включая лень и нерасторопность. Сам того не понимая, благоговеет перед ним. После смерти Обломова и жены Анисьи Захар остается в одиночестве, спивается и нищенствует.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Вдова Агафья Матвеевна Пшеницина,  которая в конце романа становится женой Обломова. Безграмотная, но честная и преданная женщина. Беззаветно любит Обломова и их общего сына;
  •  Анисья кухарка.  Хозяйственная и расторопная. Становится женой Захара и наводит подобие порядка в доме Обломова;
  •  Маша и Ваня дети Пшенициной.  Хорошо относятся к Обломову. В конце романа их жизнь устроена таким образом: Маша замужем, Ваня стал чиновником;
  •  Брат Пшенициной Мухояров  — подлый и безнравственный чиновник, помогает Тарантьеву и использует безответность и недалекий ум Пшенициной себе во благо;
  •  Тарантьев  — знакомый Мухоярова. Негодяй, который вместе с Тарантьевым обкрадывает и обманывает Обломова и Пшеницину.

Краткое содержание романа «Обломов» подробно по главам

Часть 1

Глава I

Илья Ильич Обломов живет в Санкт-Петербурге, где снимает квартиру. В ней грязно и неуютно.

Глава II

К Обломову постоянно приходят гости. Но он отказывается покинуть квартиру. Его устраивает та жизнь, которую он ведет.

Глава III

К Обломову приходит земляк Михей Андреевич Тарантьев. Это человек хитрый и бойкий, но непрактичный и грубый.

Обломов с нетерпением ждет приезда друга детства Штольца.

Глава IV

Илья Ильич жалуется Тарантьеву на необходимость искать другое жилье и плохое состояние дел в имении. Тарантьев предлагает ему снять комнату у своей кумы. Обломов уговаривает Тарантьева съездить в деревню, чтобы уладить дела.

Глава V

В этой главе описывается петербургская жизнь Обломова. В столице он жил 12 лет. Пытался служить, но служба наводила страх и тоску. Женщин Илья Ильич боялся, его любовные интриги не перерастали в романы. Он осел дома, перестал одеваться в парадную одежду, ходить на приемы. Выезжал из дома иногда, под влиянием Штольца.

Глава VI

В Петербург Обломова послали родители получить образование. Но серьезное чтение его не привлекало. Он любил только поэзию.

Когда родителей не стало, Илье пришлось заняться управлением имением. Дела там становились все хуже, но ехать разбираться Обломову было лень. Все его дни проходили в пустых мечтах.

Глава VII

Описывается жизнь Захара, такая же бессмысленная и пустая, как у его барина, перед которым он внутренне благоговел.

Глава VIII

В гости к Обломову заходит доктор. Он советует Илье Ильичу изменить свою жизнь и ехать за границу, иначе случится удар (инсульт). Но Обломова пугает даже перспектива съехать с квартиры.

Глава IX

Сон Обломова. Он вспоминает детство, давно умерших родителей, которых очень любил. Главной заботой были кухня и обед, а затем послеобеденный сон. На всю жизнь мальчик запомнил сказки няни.

Его учителем в пансионе был немец Штольц, отец Андрея. Илья Обломов и Андрей Штольц подружились. Но Штольцу-старшему не удалось переломить сонное обаяние Обломовки.

Глава X

Пока Обломов спит, Захар идет во двор. Сначала он жалуется на своего барина, но потом начинает хвалить его и себя.

Глава XI

Захар приходит домой и начинает будить Обломова. Между ними начинается перепалка, за которой наблюдает приехавший Штольц и начинает хохотать.


Часть 2

Глава I

Посвящена описанию жизни Штольца. Отец-немец воспитывал его в строгости и приучал к труду. Такое воспитание не нравилось матери, бывшей гувернантке, которая была русской. Она мечтала, чтобы сын стал барином. Когда Андрей окончил университет, отец дал ему 100 рублей и отослал в Петербург. Мать Штольца к тому времени уже умерла.

Глава II

Описывается характер Штольца, главной чертой которого была настойчивость в достижении целей. Штольц представлял собой полную противоположность Обломову. Тем не менее они подружились на всю жизнь.

Глава III

Обломов и Штольц обсуждают дела в Обломовке. Штольц решает непременно изменить образ жизни Обломова.

Глава IV

Обломов не принимает светскую жизнь, в которую его вовлекает Штольц. Он мечтает уехать в деревню, жениться и вести жизнь барина. Описывая прелести сельской жизни, он начинает петь «Casta diva». Штольц решает познакомить приятеля с Ольгой Ильинской, которая прекрасно поет эту арию. Идеал жизни Ильи Ильича он называет «обломовщиной» (после появления романа это слово стало нарицательным). Для Штольца обломовщина – символ праздной и бессмысленной жизни.
Штольц предлагает Обломову ехать с ним за границу.

Глава V

Штольц уезжает. Обломов обещал приехать к нему в Париж. Но он никуда не поехал.

Тем не менее жизнь Ильи Ильича изменилась. Он переехал на новую квартиру к Агафье Матвеевне Пшенициной, куме Тарантьева. После знакомства с Ольгой Сергеевной Ильинской, Обломов снял дачу по соседству. Они с Ольгой стали часто видеться. Обломов чувствует, что он влюблен в Ольгу. Под действием музыки у него вырывается признание.

Глава VI

Ольге Обломов тоже нравится. С ним она чувствовала себя спокойнее и проще, чем со Штольцем. Они встречаются в парке. Обломов говорит, что слова любви вырвались у него по ошибке.

Глава VII

Обломов счастлив, поскольку чувствует, что Ольга тоже его любит.

Глава VIII

Обломов несколько дней не бывал у Ольги и стал понемногу возвращаться к прежней жизни. Случайно встретив Захара, Ольга приглашает через него Обломова на прогулку в парк.

Глава IX

Ольга и Обломов признаются друг другу в любви.

Глава X

Обломов начинает сомневаться в себе и Ольге и пишет ей прощальное письмо. Но увидев в парке, как она плачет, раскаивается в своем поступке.

Глава XI

Обломов получает письмо от Штольца. Тот зовет его приехать за границу или поехать в деревню, чтобы привести дела в порядок. Но Обломов не хочет. Они с Ольгой встречаются ежедневно. Илья Ильич чувствует, что должен сделать ей предложение.

Глава XII

Обломов во время прогулки в парке просит Ольгу выйти за него замуж.


Часть 3

Глава I

Приезжает Тарантьев и требует от Обломова заплатить за снятую квартиру.

Глава II

Обломов хочет все рассказать тете Ольги. Но девушка считает, что сначала нужно уладить дела с Обломовкой.

В городе Илья Ильич посещает снятую квартиру и знакомится с Пшенициной.

Глава III

Наступил конец августа. Обломов и Ильинские возвратились в город. Илья Ильич хочет найти другую квартиру. Мухояров требует, чтобы он заплатил большую сумму денег.

Глава IV

Жизнь у Пшенициной напоминает Илье Ильичу Обломовку.

Обломов узнает, что среди слуг ходят слухи о его скорой свадьбе.

Глава V

Ольга тайком встречается с Обломовым в Летнем саду. Его это беспокоит. Ольга предлагает рассказать все тете. Но Обломов хочет сначала дождаться письма из имения.

Глава VI

Обломов решает реже бывать у Ильинских.

Глава VII

Ольга навещает Обломова, который все еще ждет известий из имения.

Глава VIII

Обломов получает письмо от своего поверенного, деревенского соседа. Тот пишет, что имение сильно запущено и жить в доме невозможно.

Глава IX

Брат хозяйки рекомендует своего сослуживца Затертого, чтобы тот уладил дела в Обломовке.

Глава X

Иван Матвеевич и Тарантьев радуются, что смогут неплохо нажиться. Иван Матвеевич говорит Тарантьеву, что Обломов засматривается на Пшеницину.

Глава XI

Обломов предлагает Ольге на год отложить свадьбу. Девушке становится дурно. Она понимает, что Обломов ничего не сделает и через год, и решает с ним расстаться.

Глава XI

Обломов возвращается домой. Там у него начинается горячка.


Часть 4

Глава I

Прошел год. Илья Ильич выздоровел. В имение он не поехал, довольствуясь отчетом Затертого. Он предложил Пшенициной взять на себя заботы о продовольствии. Пшеницина полюбила Обломова.

Глава II

Приезжает Штольц. Он все знает об отношениях Обломова и Ольги. Услышав об отчетах из имения, Штольц понимает, что Обломова ограбили. Он заставляет Обломова переписать доверенность на свое имя.

Глава III

Иван Матвеевич и Тарантьев замышляют провернуть сделку, чтобы им досталась Обломовка.

Глава IV

Описываются события годичной давности о встрече Штольца с Ольгой за границей. Он понимает, что влюблен в девушку и делает Ольге предложение.

Глава V

Обломов остался без денег из-за махинаций Тарантьева и Ивана Матвеевича. Пшеницина начинает продавать свои вещи, чтобы содержать Обломова.

Приезжает Штольц.

Глава VI

Штольц сообщает Обломову о женитьбе на Ольге. Обломов счастлив. Он проговаривается Штольцу о своем «долге» Ивану Матвеевичу.

Глава VII

Штольц пресекает аферу и освобождает Обломова от долгов.

Глава VIII

Штольц счастливо живет с Ольгой.

Глава IX

Обломов перенес апоплексический удар. Приезжает Штольц. Он хочет увезти Обломова, но тот признается, что женат на Агафье Матвеевне и у них растет сын Андрюша.

Глава X

После очередного удара Обломов умирает.

Глава XI

Штольц встречает Захара, который собирает милостыню. Его жена Анисья умерла. Он отказывается ехать со Штольцем, так как хочет посещать могилу Обломова.
Андрюшу Обломова забирают на воспитание Ольга и Штольц.

История создания произведения «Обломов»

Роман «Обломов» был напечатан в 1859 г. Сначала писатель предполагал издать его в журнале «Современник», но в конце концов выбрал «Отечественные записки».
Идея романа возникла у И. Гончарова в 1847 г. Через два года был опубликован отрывок под названием «Сон Обломова».

Работал писатель трудно и медленно. В 1849 г. он посетил свой родной город Симбирск, который своей патриархальностью и неторопливым купеческим укладом напоминал описанную в произведении Обломовку. После Симбирска И. Гончаров сделал перерыв на 7 лет. В это время он участвовал в кругосветном путешествии.

В 1857 г. Гончаров отправился на лечение в Мариенбад, где в течение месяца закончил роман.
Проблемы, поднятые в романе, и через столетия важны для российской интеллигенции. В 1979 г. режиссер Никита Михалков снял по мотивам произведения фильм «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова».

Тест по роману «Обломов»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Обломов и ольга отношения сочинение
  • Обломов и ольга история любви сочинение с цитатами
  • Обломов и ольга ильинская испытание героя любовью сочинение
  • Обломов и обломовщина сочинение по плану
  • Обломов и обломовщина сочинение краткое содержание

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии