Маршак С. О глупом мышонке. — Л.; М.: Радуга, 1925 — первое издание
Переиздания:
Л.: Радуга, 1926;
М.; Л.: ГИЗ, 1928, 1930;
М.; Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия, 1931;
Л.: Детгиз, 1934, 1935, 1936, 1937, 1948;
М.: изд-во Детской литературы ЦК ВЛКСМ, 1939;
М.: изд. Полиграфической фабрики Москворецкого района райпромтреста, 1945
Как видно по количеству переизданий (12 + 1), это самая популярная детская книжка раннего В. Лебедева.
Перед нами позднее переиздание, выполненное со второго издания: Л.: Радуга, 1926 — в серии «Художники детям. Из истории советской детской книги» (Л.: Художник РСФСР, 1982)
Страницы книжки и часть текста, посвященного непосредственно ее описанию, взяты из журнала:
Тоненькая книжка сделана просто и в то же время изобретательно. В ней есть хороший вкус, ее рисунки выразительны и выполнены на прекрасном графическом уровне. Вот обложка: глаз отмечает активность цветовых отношений (которой, кстати, Лебедев придавал очень большое значение), в данном случае — это синий фон, а на нем — красные и белые пятна. Четко нарисованные и легко узнаваемые ребенком мышонок и предметы, которые зачем фигурируют в тексте (морковка, свеча, комар и т.д.). даны в продуманном и найденном отношении друг с другом; каждой надписи и предмету — свое место. Попробуйте мысленно убрать или передвинуть один из этих элементов — изображение потеряет свою устойчивость.
Далее идут страничные иллюстрации, знакомящие ребенка с «персонажами» действия: трогательный серый мышонок и хлопотунья мать. утка, жаба и другие животные. Изображены они живо, с передачей характерных поз и движений, даже повадок, им присущих. Ребенка позабавит ряд подробностей, придающих занимательность сказочному сюжету: скажем, мышка-мать изображена в кружевном воротнике и переднике, а мышонок на первой картинке — улегшимся на теплый вязаный носок, притащенный в норку.
Художник свободно владеет линией, пятном. Заметьте, как изящно «вплавлены» в белое поле листа изображения белых же предметов, например, воротника и передника мышки, светлых частей фигурок животных: изображение как бы сливается с фоном, неразрывно с ним связывается. Красива игра несколько приглушенных цветовых пятен, темных и светлых, в изображении щуки, жабы, других персонажей.
Эти рисунки — пример того профессионального владения изобразительной формой, которое не может не привлечь внимания взрослого и не может не отложиться в зрительной памяти ребенка, формируя исподволь его творческую фантазию. «Рисунок должен привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету. По интенсивность эта должна быть построена не па цветности, а на живописных отношениях [.. .] Для ребенка очень существенна занимательность рисунка. Никакой рисунок, даже самый хороший, не будет любим ребенком, если он не ответит на его вопрос, не удовлетворит его познавательного интереса». Эти сформулированные Лебедевым принципы детском книги постоянно воплощались им в жизнь, а рассмотренная книга — одна из тех, в которых они получили свое первое и удачное завершение.
В. Механикова
Обложки изданий «Сказки о глупом мышонке» взяты:
http://usbgeek.ru/oblozhki-sovetskix-detskix-knig-30-x-godov/
Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
— И-го-го! — поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Иллюстратор А.Елисеев
❤️ 1.3к
🔥 534
😁 459
😢 460
👎 224
🥱 263
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Маршак С. Сказка о глупом мышонке. Худож. В. Лебедев. Л.: Художник РСФСР, 1982. — (Художники детям. Из истории советской детской книги).
Иллюстрации отличаются от более поздних изданий. И в тексте есть небольшие отличия.
О ХУДОЖНИКЕ ЭТОЙ КНИГИ
Этой маленькой детской книжке уже более полувека. Впервые она была издана в 1925 году издательством «Радуга». Перед литераторами и художниками того времени самой жизнью была поставлена задача: создать новую детскую книгу, в совершенной художественной форме дать ребенку представление об окружающем его мире, внести в сознание маленького человека идеи добра и справедливости. В те же годы в Ленинграде был организован детский отдел Государственного издательства. Благодаря тому, что вокруг него объединились лучшие художественные силы, результат не замедлил сказаться: в двадцатые годы искусство детской книги пережило период резкого подъема; тогда определились его принципы, сохранившие свою жизненную силу и сегодня.
Ведущая роль в новом движении принадлежит Ленинграду, и невозможно переоценить значение в этом плане творчества поэтов и писателей С. Маршака, К. Чуковского, Б. Житкова, Е. Шварца, художников В. Конашевнча, Е. Чарушина, А. Пахомова, Н. Тырсы и других. Но бесспорная роль лидера принадлежала Владимиру Васильевичу Лебедеву (1891 —1967), возглавившему художественную редакцию Детгиза. Это была яркая личность, известный уже тогда мастер блестящего станкового рисунка и плаката, интересный живописец, человек разносторонней одаренности и неиссякаемой энергии. Его деятельность отличало смелое экспериментаторство во имя большой, ясно осознаваемой цели. Суть новой книжной системы выражалась прежде всего, в органическом, внутреннем единстве рисунков и текста. Рисунку уже не отводилась роль подчиненного, второстепенного элемента: он наравне с текстом, а подчас и активнее, чем последний, раскрывал тему книжки. Художник создавал теперь макет книги, учитывая взаимосвязь всех элементов оформления, он не украшал книгу, а конструировал ее как единый художественный организм. Самые характерные и талантливые ее образцы были выполнены Лебедевым. |
Пожалуй, наибольшую реформацию пережила книга для самых маленьких, очень трудный вид детской литературы, призванной соединить, казалось бы, несоединимые задачи: быть доступной ребенку и представлять интерес для взрослого без участия которого, как правило, не обходится знакомство малыша с книгой.
В 1925 году Лебедевым были оформлены несколько детских книг такого плана, четыре из них выполнены к содружестве с Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня» и книга, переиздание которой вы держите в руках, — сказка «О глупом мышонке».
Тоненькая книжка сделана просто и в то же время изобретательно. В ней есть хороший вкус, ее рисунки выразительны и выполнены на прекрасном графическом уровне. Вот обложка: глаз отмечает активность цветовых отношений (которой, кстати, Лебедев придавал очень большое значение), в данном случае — это синий фон, а на нем — красные и белые пятна. Четко нарисованные и легко узнаваемые ребенком мышонок и предметы, которые зачем фигурируют в тексте (морковка, свеча, комар и т. д.). даны в продуманном и найденном отношении
друг с другом; каждой надписи и предмету— свое место. Попробуйте мысленно убрать или передвинуть один из этих элементов — изображение потеряет свою устойчивость.
Далее идут страничные иллюстрации, знакомящие ребенка с «персонажами» действия: трогательный серый мышонок и хлопотунья мать. утка, жаба и другие животные. Изображены они живо, с передачей характерных поз и движений, даже повадок, им присущих. Ребенка позабавит ряд подробностей, придающих занимательность сказочному сюжету: скажем, мышка-мать изображена в кружевном воротнике и переднике, а мышонок на первой картинке — улегшимся на теплый вязаный носок, притащенный в норку.
Художник свободно владеет линией, пятном. Заметьте, как изящно «вплавлены» в белое поле листа изображения белых же предметов, например, воротника и передника мышки, светлых частей фигурок животных: изображение как бы сливается с фоном, неразрывно с ним связывается. Красива игра несколько приглушенных цветовых пятен, темных и светлых, в изображении щуки, жабы, других персонажен.
Эти рисунки — пример того профессионального владения изобразительной формой, которое не может не привлечь внимания взрослого и не может не отложиться в зрительной памяти ребенка, формируя исподволь его творческую фантазию. «Рисунок должен привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету. По интенсивность эта должна быть построена не па цветности, а на живописных отношениях [.. .] Для ребенка очень существенна занимательность рисунка. Никакой рисунок, даже самый хороший, не будет любим ребенком, если он не ответит на его вопрос, не удовлетворит его познавательного интереса». Эти сформулированные Лебедевым принципы детском книги постоянно воплощались им в жизнь, а рассмотренная книга — одна из тех, в которых они получили свое первое и удачное завершение.
В. Механикова