КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ УМК «ПЕРСПЕКТИВА» «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ»
Автор:Скороходова Светлана Павловна, учитель начальных классов Хлыстовского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ
Тип урока : обобщение знаний
Форма проведения: урок путешествие.
Методы: Словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный, групповой.
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Волшебные сказки»
Задачи урока:
1. Учить аргументировать свой ответ, совершенствовать навыки чтения, развивать речь учащихся, расширить знания детей о народном творчестве, работать над выразительностью речи учащихся.
2. Развивать коммуникативные качества: учить детей общению в парах и группах, совершенствовать умение вести диалог,
3. Воспитывать положительное отношение к книге, народным сказкам
Планируемые результаты: знание особенностей сказок; умение характеризовать героя сказочного текста; умение сравнивать сказочные сюжеты; умение сравнивать сказочных героев.
Межпредметные связи: музыка
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, карточки со словами, презентация.
Ход урока
I. Организация урока.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II. Актуализация знаний.
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда — нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
III. проблемной ситуации.
—, мы с вами отправляемся в . Чтобы узнать прекрасной , в которой мы побываем, кроссворд и прочитаем это по вертикали.
— Как называются , которые народ? (народные)
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
1л |
и |
с |
а |
||||
2П |
у |
ш |
к |
и |
н |
||
3Д |
а |
л |
ь |
||||
4п |
р |
о |
з |
а |
|||
5ф |
о |
л |
ь |
к |
л |
о |
р |
6д |
и |
а |
л |
о |
г |
1. в сказках называют ?
2.У какого поэта был африканец?
3. Р писатель, этнограф и , собиратель фольклора, врач.
4. Все, что не стихи.
5. У словесное и народное творчество.
6. двух или более лиц.
И так мы в путешествие в страну под «Сказка».
-Что мы делать на уроке?( детей).
— Я помогу вам, ваши любимые , встретиться с героями и даже героями одной из . Я помогу вам в этом быть , любознательными и остроумными.
в гости к нам пришла,
в мир позвала.
Всё про сказку мы
Свои покажем.
-Чтобы билеты , мы ответим на вопрос:
-Почему народное имеет такое ?( Народоным — это потому что у фольклорных , нет автора. это все народ, устным-передавалось из уст в ).
Итак , билеты , мы занимаем в поезде и поехали .( становятся паровозиком за другом и имитируют поезда. Звучит песни « ЧУХ ЧУХ»)
V. Обобщение и систематизация
1 станция «Литературная »
-Хозяин Жар-птицы … ()
-Героиня, хотела погубить … ( Алёнушка)
-В саду Берендея яблоки золотые..()
-Елена Прекрасная своего жениха … (перстню)
-В конюшне Кусмана прикоснулся к … (уздечке)
-«…, земля дрожит, из дым столбом валит, из пламя » — это …(конь)
—Как называется народная сказка о том, что и доброту никакой заморозить не ? (Морозко.)
-В какой народной сказке не послушался сестру, раз нарушил правила и жестоко за это ? («Сестрица Аленушка и Иванушка»)
2 станция «КТО БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ»
-Кто эти вещи?
- Дубинка ( )
- Два пузырька (Сорока)
- (старуха)
- чёрного сухого (Дурень)
- Солома ()
- Сарафанчик ( Белая )
3 станция « ».
Покажи пантомимой из сказки «Морозко»
4 «Загадкино»
В стужу в лес ее
И замерзать там .
Но Мороз ее не погубил,
За и старание ее он наградил. ()
Может плавать и ,
В небе летать.
Мне скажи минутку.
Что за птица? ? — … (Утка).
У кого ты не спроси —
известно на :
То он царь, то из крестьян,
То , а звать — … (Иван) .
на свой праздник они
То совсем не
Лохматые и ужасные
Всю на горе скачут
, кричат, о планах судачат. ()
Сладкий яблок
Заманил ту птицу в сад,
светятся огнём,
И вокруг, как . (Жар Птица)
тот парень на печи,
калачи,
Прокатился по
И женился на .(Емеля).
Кто знает эту с детства,
Поймёт, о чём я :
Какое транспортное
Емелю к царю? (Печь).
4 «Найди пару»
набольший вельможа , черносливу, , приехал в ту деревню, в ту избу и стал у невесток… |
«Летучий » |
Срубил он , стал ее от сучьев . Подошел к нему . |
«По щучьму велению» |
Вот она деточек, и спать уложила, а там разложить огня, котлы, наточить . |
«Морозко» |
Тяв, тяв! дочь в злате, в везут, а старухину не берут! |
Белая » |
5 станция. « зачин, а где концовка»
- «Я там был, пил, по бороде текло, а в рот не …»
- «За тридевять земель, в государстве…»
- « …»
- «Стали они жить-поживать и наживать…»
6 станция «»
-Прочитайте докучную голосом волка, щуки, .
В некотором царстве,
В государстве
Жил-был бо-га-а-а-тый:
У был двор,
На дворе кол,
На колу-то мочала.
Не сказать ли с ?
7 станция« ».
-Кто автор «Иван царевич на волке»
-Кого заморышем?
-Как расправились с ведьмой в сказке «Белая уточка»?
-Какие слова говорила белая уточка своим деткам?
-Какую работу выполняла падчерица по дому?
-Почему старухина дочь окостенела?
-Какая сказка заканчивается словами «И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.»
-Кому принадлежат слова «Экой сонливый да дремливый! Спит себе под деревом , храпит вовсю!»
-Кто присоветовал царю разные трудные задачи жениху задавать?
-В кого превращается хворост в сказке «Летучий корабль»?
-Сколько пассажиров было на летучем корабле?
-Наше путешествие подходит к концу, но чтобы вернуться домой мы должны с вами составить из данных слов выражение.
Дети составляют выражение «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!».
-Кому принадлежат эти слова?
—В этой фразе, несомненно, есть определённый смысл. То есть, Пушкин этой фразой хотел показать читателю, что сказка является вымыслом, то есть является ложью. Но, сказка нас учит чему-то, поскольку в ней герои преодолевают множество препятствий, встречают на своём жизненном пути разных людей, сказочных существ, а вместе с ними учится жить читатель.
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вот и подошел к концу наш урок
Как вы считаете, чему учат русские народные сказки? (добру, правде, совести, трудолюбию)
Что понравилось на уроке?
Что бы вы изменили?
Оцените свою работу?
Все ли вам удалось?
Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?
(Выслушиваются ответы).
Вы все хорошо справились с заданиями.
VII. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке.
Используемые интернетресурсы:
https://pedsovet.org/core/file/get/id/162696
http://klevenkasosh.ucoz.ru/tekhnologicheskaja_karta_zanjatija.pdf
https://poisk-ru.ru/s60660t9.html
https://botana.cc/prepod/nachalnye_klassy/oyn5burf.html
http://www.s_spirin.ord.edu54.ru/DswMedia/slojeniedesyatichnyixdrobey.pptx
Класс: 3
УМК «Перспектива»
Учебный предмет: литературное чтение.
Авторы учебных пособий: Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.
Тема урока: «Волшебные сказки»
Задачи урока:
-
познакомить с особенностями волшебной сказки;
-
учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок; ♦!♦ учить формулировать тему урока на основе ключевых снов;
-
учить работать с книгой, классифицировать книги по разным основаниям
-
узнавать произведения по обложке.
-
формировать умения находить необходимую информацию в книге;
-
воспитывать интерес к чтению, прививать любовь с народным сказкам и их героям.
-
Оборудование:
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 1. Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс, выставка книг, иллюстрации народных сказок.Ход урока
1. Организационный момент.
— Все сумели мы собраться.
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
2. Мотивация
— Сегодня у нас интересная тема урока. Какая? Вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка Что наш маленький народ В мир волшебный унесет? Полный смеха, света, краски А зовется чудо ….(сказки)
— Кто из вас догадался, о чем мы с вами будем говорить? (О сказках)
3. Осмысление темы раздела «Волшебные сказки».
1. Работа с учебником.
— На странице 48 учебника прочитайте название раздела.
-
Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме? (Народные азки, присказка, сказочные предметы)
-
Знакомы ли в эти слова? (Да)
-
А какие сказки называются народными? (
-
А какие сказки знаете вы?
-
Назовите их
-
А теперь угадайте, из каких сказок эти слова.
-
Слушайте внимательно.
А дорога далека, — Ах ты Петя‘ ~ простота,
А корзина нелегка, Сплоховал немножко:
Сесть бы на пенёк, Не послушался кота,
Съесть бы пирожок. Выглянул в окошко.
(Маша и Медведь») («Кот, Петух и Лиса»)
Красна девица грустна: Нет ни речки, ни пруда
Ей не нравится весна, Где воды напиться?
Ей на солнце тяжко, Очень вкусная вода
Слезы льёт бедняжка. В ямке от копытца!
(«Снегурочка») («Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка»)
Отворили дверь козлята,
II пропали все куда-то!
(«Волк и семеро козлят»)
-
Что такое присказка? (Это короткий рассказ перед началом сказки)
-
Какие сказочные предметы вы знаете? (Красная шапочка, горошина и. т. д.)
2. Работа с картинками
— Скажите мне, пожалуйста, из какой сказки взят этот предмет? (Показ
картинок)
Мёд («Винни-Пух и все-все-все» А. Милна). Горошина («Принцесса на горошине» Г.-Х. Андерсена).
Волшебное зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина).
Красная Шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро). Сапоги-скороходы («Маленький Мук» В. Гауфа). Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
IV. Работа над темой урока.
— Дети, кто знает, как построена волшебная сказка?
Любая волшебная сказка имеет следующие структурные элементы:
наличие реального мира, в котором живут герои;
У запрет и нарушение запрета;
У уход героя из дома; У испытания героя;
возвращение домой, вознаграждение, свадьба.
— Кто бывает героем волшебной сказки? (Герой, который обладает
человеческими качествами, а именно: благородство, добросердечность.
Например, Иван-царевич, простые крестьяне и целый ряд образов)
-
Всегда ли в сказке добро побеждает зло? (Всегда) Работа с учебником.
-
Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника.
-
Какие задания вы будете выполнять?
V. Физминутка «Мишка».
VI. Основная часть.
1. Работа с учебником.
Работа со с. 48 учебника.
-
Прочитайте названия сказок в учебнике.
-
Знакомы ли они вам? (Да)
-
Какие из сказок представлены на выставке книг? («Русские народные сказки»).
-
Какие сказки могут быть включены в книги «Волшебные сказки», «Народные сказки», «Сказки о животных»?
-
Дайте название выставке. (Мир сказок)
2. Работа с «Творческой тетради».
-
А сейчас проведем конкурс, кто лучше всех знает волшебные сказки.
-
На какие виды можно разделить народные сказки? (Опорная таблица на доске)
-
Открываем рабочие тетради на стр. 22. и выполняем задание.
-
Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
-
Обоснуйте свой выбор.
3. Чтение диалога Ани и Вани на с. 49.
— В чём особенности волшебных сказок, мы узнаем из диалога Ани и Вани на странице 49 учебника.
-Давайте обсудим те особенности волшебных сказок. (План представляет учитель)
Есть герой.
Есть животные — помощники.
Есть Баба-яга.
Испытание в волшебном мире героев сказки.
Волшебные превращения.
Волшебные предметы.
4. Работа по карточкам.
-Найдите особенности, которые относятся к волшебной сказке, сказке о животных,
бытовой сказке. (Работа по таблице)
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Волшебство |
Герои — простые люди |
Веселое настроение Герои — животные |
Герои — злодеи |
Веселое настроение |
Волшебное условие (Животные |
Герои — помощники |
Смешные ситуации |
разговаривают Сильный защищает |
Необычные испытания |
Высмеиваются плохие черты характера |
слабого |
Таинственное |
||
настроение |
Восторг умом, находчивостью |
|
Волшебные предметы |
УП.Заключительный этап.
1. Итог урока. Рефлексия.
-
Над какой темой мы сегодня работали?
-
Какова цель урока?
-
Какие задания вам больше всего понравились?
-
Выставление отметок с комментариями.
-
Домашнее задание (на выбор).
-
В названиях следующих сказок есть ошибки. Исправьте их.
-
Закончить наш урок хочется такими словами:
«Сказка злого человека делает добрым, скупого — щедрее, скучного — веселее и глупого — умнее»
— Спасибо за урок.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
Цель: Исследование волшебной сказки.
Задачи:
- Формировать умение самостоятельно определять
структуру сказки; расширять словарный запас
детей, их литературный кругозор. - Работать над развитием выразительности,
грамотной речи, отработка синтетического чтения. - Воспитывать нравственные качества,
эстетические чувства.
Методы обучения:
- проблемные;
- частично-поисковые;
- наглядные.
Формы организации познавательной
деятельности:
- фронтальная;
- коллективная;
- групповая;
Средства обучения:
- ИКТ. Презентация по теме.
- Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы
Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. - С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
- В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый
словарь русского языка.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Проверка домашнего задания.
4. Постановка цели и задач урока.
5. Организация усвоения способов деятельности
путем воспроизведения информации и упражнений
для ее применения по образу (первичное
закрепление) в измененной ситуации.
6. Творческое применение и добывание знаний,
построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений.
7. Рефлексия (подведение итогов).
8. Информация о домашнем задании.
9. Итог.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
а) Психологический настрой.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
— Ваши глазки все проснулись?
— Ваши губки улыбнулись?
— Приступаем к работе.
Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу
успеха!”Слайд 2.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Дыхательная гимнастика.
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну.
На деревьях остались последние листочки. Вот
один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что
вы хотите проститься с ним. Наберите воздух,
нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.
Слайд 3.
б) Звуковая разминка. Слайд 4.
Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем
согласные 3 ряда.
(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).
в) Чтение скороговорок.Слайд 5.
“Мудрец отличен от глупца
Тем, что он мыслит до конца”.
- 1 ряд читает тихо и размеренно
- 2 ряд – громко и уверенно
- 3 ряд — чтение с разбега
г) Складывание слов из половинок (зачин,
концовка, Финист, самобранка, творчество). Слайд
6.
3. Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение пословиц по теме“Жизнь
дана на добрые дела”. Соотнесение их с
прочитанными произведениями.
4. Постановка цели и задач урока.
Слайд 7.
Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к
сказке.Тысячи и тысячи сказок живут на нашей
земле. Всем, кто любит их слушать, они
рассказывают о событиях невероятных, волшебных,
иногда страшных, часто веселых, интригующих, но
всегда со счастливым концом.
Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о
животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)
Слайд 8.
На листах отрывки из сказок.
Задание: прочитать, определить к какому виду
относятся.Слайды 9, 10.
Прочитайте название раздела. Слайд 11.
Волшебные сказки — наиболее древние. Они
сохранили остатки некоторых древнейших
языческих представлений, например, веры в хозяев
лесов, морей, гор, стихий (баба-яга, морской царь,
змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.
Какие слова являютсяопорными (ключевыми) в
данной теме? Знакомы ли вамэти слова, их точное
значение? Обратимся к словарям.
Сказка — вымышленный рассказ, небывалая и даже
необычайная повесть, сказание. Есть сказки
богатырские, житейские балагурные и др.
В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый
словарь русского языка.
Присказка (зачин) — короткий рассказ, прибаутка
перед началом сказки. Слайд 12.
Исход – завершение, конец.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка.
Физкультминутка.Слайд 13.
Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие
задания вы будете выполнять? Как всегда нам
помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и
Ваня.
5. Организация усвоения способов деятельности
путем воспроизведения информации и упражнений
для ее применения по образу. Слайд 14.
Можете ли вы построить план сегодняшнего урока?
Вспомним, как составлять план.
Построение плана по предложениям детей. (План
записывается на доске).
План.
- Рассмотреть особенности волшебных сказок.
- Выделить этапы построения сказки.
- Научиться находить эти особенности и этапы в
тексте.
Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке
литературного чтения они получили задание
сочинить волшебную сказку. Попробуйте
разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:
“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица
Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то
Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в
соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу
заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он
остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал
дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на
знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до
бабушкиного домика, где ей были очень рады.
Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не
волшебная”.
Ваня очень удивился: “Почему не волшебная?
Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса.
Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в
невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не
могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц
не может помочь девочке”.
Аня растерялась, потому что аргументы Вани
показались ей убедительными.
Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани
считать волшебной?
Учащиеся высказывают разные версии.
Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и
назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.
Чудесные превращения. Примеры: Василиса
Прекрасная может обернуться голубкой; бросит
через плечо полотенце — и потечёт река;
Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой
водой.
Необычные герои. Примеры: баба Яга, Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна —
лягушка.
Волшебные предметы. Примеры: скатерть —
самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих
ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и
золотое блюдечко.
Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка,
мышка, щука.
Постарайтесь выстроить этапы сказки,
композицию. Слайд 16.
Как начинаются сказки?Присказка: За тридевять
земель, в тридесятом царстве; жили-были; в
стародавние времена, на море, на океяне, на
острове Буяне.
Как заканчиваются сказки?Исход:заключительные
слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал
– молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво
пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.
Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из
сказок?
6. Творческое применение и добывание знаний,
построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений.
Есть ли у вас желание научиться определять
особенности волшебных сказок?
Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут
Колобки”. Слайд 17.
- 1 группа. Пользуясь особенностями волшебной
сказки, изменить сказку Вани. - 2, 3 группы. Сказки “Финист – ясный сокол»,
«Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над
содержанием сказки, заполнить таблицу.
Особенности волшебной сказки. | |
Чудесные превращения | |
Необычные герои, сказочные помощники | |
Волшебные предметы | |
Троекратные повторы |
- 4, 5 группы.Сказки “Финист – ясный сокол»,
«Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над
содержанием сказки, заполнить таблицу.
Композиция сказки (этапы) | |
Присказка | |
Развитие событий: | |
Встреча
Беда Кульминация |
|
Исход | |
Каков “урок”? |
7.Рефлексия. Слайд 18.
Вам понравился наш урок? Попрошу закончить
предложение “Если бы не было сегодняшнего урока,
…”
Полученные ответы: “… не узнала бы волшебных
сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных
предметов и что они могут делать, мы лишились бы
фантазии и воображения, не узнали бы волшебных
героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не
был таким отзывчивым”.
Ребята, спасибо за работу. Вашу
исследовательскую работу на уроке я оцениваю
самой высокой отметкой. В дневники “5”, а для
души аплодисменты!
8. Информация о домашнем задании.
Создать презентацию “Музея волшебных вещей”
(описать предметы, в чём заключается их волшебная
сила, из какой они сказки). Можно придумать свой
волшебный предмет, обладающий необыкновенными
свойствами.
9. Итог. Слайд 19.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов
Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со
сказкой.
Проверочная работа по разделу «Волшебные сказки»
21.11.2020.
Тест. Начальные классы, 3 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Работа для учащихся 3 класса, программа «Перспектива». В тесте 20 вопросов с вариантами ответов. На выполнение дается 15 минут.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Какая особенность отличает волшебную сказку от других видов сказок?
Варианты ответов
- зачин
- концовка
- присказка
- необычные герои и волшебные предметы
Вопрос 2
Кто является отрицательным персонажем в сказке «Морозко»?
Варианты ответов
- Морозко
- Падчерица
- Мачеха
- Старик
Вопрос 3
Кто является отрицательным персонажем в сказке «Летучий корабль»?
Варианты ответов
- Царь
- Дурень
- Старичок
- Холодило
Вопрос 4
В какой сказке говорится о ведьме, которая при помощи колдовства заняла место княгини?
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 5
Найди зачин сказки.
Варианты ответов
- «Жили-были…»
- «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
- «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
- «И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить…»
Вопрос 6
В какой сказке был «Златогривый конь»?
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
- «По щучьему веленью»
Вопрос 7
В какой сказке говорится о девушке, которую наградили за доброту и приветливость?
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Морозко»
- «Летучий корабль»
Вопрос 8
Узнай сказку по группе слов:
Дурень, старичок, Слухало, Скороход, царь.
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 9
Из какой сказки отрывок?
«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости»
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 10
Какая сказка начинается такими словами?
«Жил был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок…»
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 11
Какая сказка начинается такими словами?
«Один князь женился на прекрасной княжне»
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 12
В какой сказке главная мысль может быть выражена пословицей «Дерево держится корнями, а человек — друзьями»?
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 13
Какое качество высмеивают русские народные сказки?
Варианты ответов
- смелость
- жадность
- трудолюбие
- доброту
Вопрос 14
Из какой сказки отрывок?
«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 15
Из какой сказки отрывок?
«А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавл. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет»
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 16
Какое качество высмеивают русские народные сказки?
Варианты ответов
- отвагу
- лень
- отзывчивость
- трудолюбие
Вопрос 17
Какая русская народная сказка учит быть осторожными и осмотрительными при общении с незнакомцами?
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 18
Узнай сказку по группе слов:
Иван, Елена Прекрасная, Жар-птица, царь Берендей.
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 19
Какая сказка начинается такими словами?
«Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка»
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Вопрос 20
Узнай сказку по группе слов:
Топор, печь, Марья-царевна, ведра, дубинка.
Варианты ответов
- «Иван-царевич и Серый Волк»
- «Белая уточка»
- «По щучьему веленью»
- «Летучий корабль»
- «Морозко»
Литературное чтение, 3 класс
Урок 32. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
жанровые особенности литературной сказки; сравнение авторской сказки «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко»; составление викторины по сказкам.
Глоссарий по теме
Литературные сказки — сказки, созданные писателями, которые используют народные сказочные сюжеты, мотивы или создают собственные сюжеты с вымышленными героями.
Сюжет — это последовательность событий в художественном тексте.
Ключевые слова
художественное произведение, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. Ч.1, С. 209-213.
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 50.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
На уроке мы узнаем жанровые особенности литературной сказки;
Научимся сравнивать народные и литературные сказки;
Сможем составить литературную викторину по сказкам
Все любят сказки, все слушали их детстве. Волшебный мир будит воображение, учит отличать добро от зла, дарит неповторимые впечатления. Кто-то оставляет сказку в детстве, а с кем-то она остается надолго. Такие люди становятся писателями и создают свои добрые и поучительные сказки. Для кого бы ни были написаны эти сказки, они всегда рождаются из любви. Любви к детям, к слову, к жизни.
Литературная сказка на первый взгляд очень похожа на народную волшебную сказку. В ней тоже есть волшебство, герои сталкиваются с препятствиями. Но есть и отличительные черты.
Герои сказок
Знаете ли вы героев народных сказок: Баба Яга, царь, Василиса Премудрая, Иван-царевич, Кощей. Герои литературных сказок могут быть похожи на героев народных сказок: красна девица, конек-горбунок. А есть герои, созданные писателями, ни на кого не похожие: Федора из сказки К. Чуковского, Страшила и Железный Дровосек, Мойдодыр и многие другие.
Как и в народной, в авторской сказке героями могут быть животные. Животные в авторской сказке не просто разговаривают, но и обладают характером.
Вспомните «Сказку про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Мы можем сказать о герое, что он хвастливый, трусливый. Но он сумел преодолеть свой страх. Также и другие герои авторских сказок наделены чувствами, мыслями, проявляют черты характера.
Авторская сказка, как и народная, часто называется именем главного героя. Например, «Лягушка-путешественница», «Старик Хоттабыч», «Гарри Поттер», «Русалочка». У героев авторских сказок бывают «говорящие» имена: Храбрый Заяц, Ленивица и Рукодельница.
Сюжет
В сюжете волшебной народной сказки всегда есть обязательные части:
зачин; троекратные повторы; концовка.
В литературной сказке события могут развиваться как угодно, с героями могут происходить невероятные события, предсказать их невозможно. Иногда авторская сказка может начинаться так же, как народная. Или начинаться совсем обычно, чего невозможно в народной сказке. Например, сказка о зайце начинается словами «Родился зайчик в лесу и всё боялся».
Волшебство
В народной сказки положительный герой побеждает злого с помощью волшебных предметов, волшебных превращений, ему помогают волшебные помощники.
В авторской сказке волшебных предметов может и не быть, герои справляются со злом благодаря качествам характера, помощи друзей, собственной выдумке и знаниям.
Время и место
События народной сказки начинаются в некотором царстве, затем герой отправляется за тридевять морей, в тридесятое царство.
События литературной сказки могут происходить в современности. Иногда чтобы начались настоящие чудеса, герою приходится попасть в другой, волшебный мир: провалиться в глубокую нору, перенестись за моря и горы. Вспомни, как еще герои литературных сказок оказываются в волшебном месте.
Средства выразительности
В народной волшебной сказке мы не найдём описаний природы или переживаний героев. Чтобы сказать о каких-то качествах, сказители используют устойчивые выражения: красна девица, добрый молодец, сине море, темный лес, чисто поле и др.
Писатель в сказке часто при помощи описания внешности героя, чувств передает его характер.
Поучительность есть и в народной, и в авторской сказке. Вдумавшись, легко можем ответить на вопрос, чему учит сказка, какие качества характера называет положительными, а какие порицает.
Сказка «Лягушка-путешественница» учит не унывать в любой ситуации, стремиться познавать мир, но в то же время не быть хвастливым. В «Сказке Храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» герой смог преодолеть свой страх. Пусть автор немного и посмеивается над ним, но говорит в финале: «С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится». В сказке «Мороз Иванович» автор выражает отношение к своим героям с помощью пословиц «Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся» и «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». В литературный сказке автор выражает свое отношение к героям, событиям, подводит к поучительному выводу.
Сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»
Сравним народную сказку «Морозко» и сказку «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского. Для этого ответим на вопросы, чем похожи сказки и чем отличаются, а затем сделаем вывод.
Чем похожи волшебные сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»?
- В обеих сказках есть волшебные персонажи: Морозко и Мороз Иванович. Они испытывают героинь.
- Героини обеих сказок противоположны по характеру. Падчерица и Рукодельница добрые, трудолюбивые, не ждут награды. Ленивица же и родная дочка бездельницы, грубые и неблагодарные.
- В конце сказки одна из героинь наказывается, а другая награждается.
Чем различаются эти сказки?
- Главное отличие сказки Владимира Фёдоровича Одоевского от народной в том, что героини описаны более подробно. Автор раскрывает характеры с помощью речи, поступков девочек, их отношения к труду и к другим персонажам.
- Изменил Владимир Фёдорович Одоевский и концовку сказки. В народной родная дочка замерзает в лесу, старик привозит домой только косточки. В сказке «Мороз Иванович» Ленивица тоже наказана, награду она получила, да вот что толку-то от неё.
Можно сделать вывод, что Владимир Фёдорович Одоевский использовал элементы народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку.
Разбор типового тренировочного задания
1. Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки:
1. МЫРДОЙДО
2. ИСГУ-ДИЕЛБЕ
3. ИВКАС-КАРУБ
Ответ
МОЙДОДЫР
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
СИВКА-БУРКА
Разбор типового контрольного задания
1 вариант
Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут! |
«Сказка про Храброго зайца —длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди. |
«Лягушка-путешественница» |
— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? Тут лягушка уж не выдержала и, забыв вся-кую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. |
«Мороз Иванович» |
2 вариант
Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.
«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит». |
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц? |
«Лягушка-путешественница» |
Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. |
«Мороз Иванович» |
Ответ:
1 вариант
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут! |
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: — Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. |
«Лягушка-путешественница» |
Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди. |
«Мороз Иванович» |
2 вариант
— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц? |
«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. |
«Лягушка-путешественница» |
«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит». |
«Мороз Иванович» |