-
-
December 22 2020, 08:23
- Литература
- Искусство
- Cancel
Художественный образ Аленушки
Васнецов Виктор Михайлович «Аленушка»
«Аленушка»
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
Александр Андреевич Прокофьев
За водой. 1880 — Васнецов Виктор Михайлович
Максимов Василий Максимович (1844-1911).
К.Е.Маковский
Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке».
Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов.
Лавр Козьмич Плахов
Платонов Харитон Платонович Наймичка
К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы»
В России сюжет «Братец и сестрица» более известен по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» из сборника Александра Афанасьева «Народные русские сказки». Сказка записана в Бобровском уезде Воронежской губернии. В русском фольклоре известно 24 варианта этой сказки. Имеются варианты сказки в литературной обработке А. Толстого, А. Нечаева, М. Булатова, И. Панкратьевой.
Иван Яковлевич Билибин Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1901
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
издание полиграфической фабрики Москворецкого райпромтреста, 1948
Иллюстратор — Давыдова А.А.
Краткое содержание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Братец, идя с сестрицей по дороге, пьёт воду из-под козлиного копыта и превращается в козлёнка; сестра выходит замуж; ведьма её топит и подменяет (собой или своей дочерью), а козлёнка хотят зарезать; всё выясняется»
Лаковая миниатюра
Через сказочный образ Аленушки передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.
Алексей Корзухин. Крестьянские дети в лесу. 1877
Крестьянские девочки — Маковский В. Е.
Илья Саввич Галкин(1860—1915). «Крестьянская девочка»
«Аленушка»
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Алёнушки поёшь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Дмитрий Борисович Кедрин
https://laila50.livejournal.com/896102.html
https://rustih.ru/aleksandr-prokofev-alenushka/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Братец_и_сестрица#CITEREFБудур2005
https://zen.yandex.ru/media/id/59b133bb168a9163ae0…ushka-5b1bdc5cf35d6200a987af6e
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как написать рассказ о сестрице Аленушке? Какая она добрая ласковая хитрая?
Задание по литературе для 3 класса Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая?
Объясни. Приведи примеры из сказки.
2 ответа:
3
0
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.
0
0
Напишем небольшой рассказ про сестрицу Аленушку.
Это молодая и красивая девушка, которая рано осиротела и кроме любимого брата у нее никого не осталось. Аленушка очень сильно любила Иванушку и старалась уберечь его от всех опасностей. Она горько рыдала, когда непослушный мальчик напился воды из копытца и стал козленком.
Аленушка сама очень добрая и потому не знала, что другие могут быть злыми, поэтому она доверчиво пошла за ведьмой на берег реки.
Читайте также
Говорят, что докучную сказку можно рассказывать бесконечно, все время возвращаясь на ее начало и повторяя ее снова и снова. Также говорят, что таким способом можно легко переключить внимание ребенка, хотя в прошлом докучные сказки могли рассказываться и с иными целями, например чтобы избавиться от слишком назойливого, докучного соседа.
Попробую и я сочинить что-то вроде докучной сказки:
Жил на свете добрый кот
Без хлопот и без забот
Мышек он не обижал
На окошке вечно спал
Если мышка не устала
Начинай мечтать с начала.
Иван царевич из сказки «Иван царевич и серый волк» никогда бы не сумел добыть жар-птицу без помощи серого волка. Он был лучше своих братьев, более ответственный и не такой ленивый, он сумел поймать перо жар-птицы, но вряд ли он бы нашел дворец, в котором жар-птица жила.
А потом он вообще остался без коня по собственной вине, и только получив в помощники серого волка у Ивана Царевича появился шанс благополучно привезти жар-птицу.
И все равно два раза Иван царевич не слушал советов волка и чуть не поплатился за это жизнью.
Если бы не чудесные превращения волка в коня и в саму царицу, не привез бы их домой Иван. Не мог он добыть жар-птицу без помощи волка.
Поведение первопечатника Ивана Федорова на встрече с царем характеризуют три слова, которые мы встречаем в этом тексте: смело, с волнением, с достоинством.
Иван Федоров прежде всего гордился своей работой и был уверен, что сделана она очень хорошо, а потому должна понравится царю. Он знал себе цену и потому не испытывал страха перед грозным царем. Но в то же время помня о нраве Ивана Грозного, Иван Федоров испытывал вполне понятное волнение.
Царь описан с недоверчивым взглядом и сжатыми губами. Он с подозрением относится ко всему, а не только к первой русской книге. Но по мере того, как царь изучал книгу, его чело проясняется и под конец царь уже доволен — он даже сравнивает отечественный продукт с импортным и говорит, что наши не хуже.
Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.
Младший сын в сказках всегда оказывается более добрым, более смелым, более благородным, чем его старшие братья. Почему так происходит не понятно, но это так.
Вот и Иван царевич был лучше, чем его братья. Те были и ленивыми и злыми, и завистливыми. Они оказались даже преступниками, когда напали на спящего брата и убили его. такие персонажи никак не могут быть главными героями сказок, они здесь олицетворяли зло, которое по правилам должно быть наказано.
Иван царевич в отличии от братьев был все-таки положительным героем, хотя также любил поспать — всего его неприятности случались именно когда тот спал. Но Иван царевич был добрым и простодушным, а это очень хорошие положительные качества. Ему сочувствуешь, несмотря на его легкомыслие. Поэтому именно он должен был получить все призы в этой сказке.
Идеал женской красоты в русских сказках
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Канукова К.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля
Сухарева С.А. 1
1МБОУ гимназия №45 им. Жоржа Дюмезиля
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Я люблю читать сказки. Мир волшебства с фантастическими событиями всегда меня привлекал. Но особенно мне нравятся героини русских народных сказок. Им всегда все помогают, их любят, ими восхищаются, они владеют тайными знаниями.
Прочитав множество сказок, я задалась вопросом, какими качествами нужно обладать, чтобы тебя считали красивым и любили? Данная тема особенно важна в сегодняшнее время, когда границы между добром и злом размыты, когда многие дети и взрослые ценят больше внешние данные, вещи, одежду, чем внутренние качества человека. Многие философы, ученые, языковеды рассуждали и рассуждают о том, что же такое истинная красота. Это только привлекательность черт лица, фигуры? Или же что-то более глубокое понимается под этим словом? На эти вопросы я и постараюсь дать ответы, обращаясь к текстам своих любимых сказок.
Цель исследования состоит в раскрытии понятия идеала женской красоты на примере русских сказок.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Дать определение словам «красота», «идеал»;
Найти и выписать из сказок описание положительных и отрицательных героинь (их внешний вид, черты характера);
Создать таблицу качеств красивого человека;
Сделать вывод о том, кого на Руси считали красивым.
Провести опрос учащихся на предмет представления об идеале красоты;
Создать сравнительную таблицу «Женская красота в русских народных сказках»;
Методы: теоретический анализ, сравнение
Гипотеза, выдвинутая нами, следующая: мы предполагаем, что идеал русской женщины, сформировавшийся за столетия в русском фольклоре, не меняется во все времена.
1. Что такое красота?
Красота – главная женская характеристика в русских сказках. Так что же такое красота? Я обратилась к словарю Ушакова Д.Н., в котором дается определение этого слова: «красивая, привлекательная наружность». То есть красота заключается только во внешних идеальных данных (идеал – совершенное воплощение чего-нибудь).
По словарю Ожегова C.И. это понятие раскрывается глубже: «все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». Нравственное – значит, направленное не только на черты лица, фигуры, одежды, но и на духовную сущность человека. В своей работе я опираюсь на определение Ожегова. Ведь сказочная красота – это не какие-то особые пропорции тела, а прежде всего, особая духовность. Если внешняя красота дается от природы, ее можно создать с помощью прически, наряда, то внутренняя красота проявляется в нравственных поступках.
Понятие красоты – это гармоничное сочетание внутренних и внешних качеств человека.
2. Красота в русских народных сказках
Чтобы показать более полную картину о представлениях красоты человека на Руси, я обратилась к русским народным сказкам: «Царевна-Лягушка», «Гуси-Лебеди», «Морозко», «Василиса Прекрасная».
Сказка как ценнейший вид народного творчества соединила в себе и мифическое, и приключенческое, и бытовое повествование. В давние времена сказки писались совсем не для детей. Они создавались для взрослых; имели поучительный смысл и передавали все те образы, которые были характерны для представителей разных народов. Главные героини представляли идеал женской красоты. И это была не только красивая внешность. Женские образы, как символы света, мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают, защищают.
Важную роль в славянских сказках играют женские образы: Василиса Премудрая («Царевна-лягушка»), Аленушка («Гуси-Лебеди», Настенька («Морозко»), Василиса-Прекрасная («Василиса Прекрасная») и даже отрицательный персонаж – Баба-Яга.
Василиса Премудрая
В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В популярном произведении «Царевна лягушка» именно в образе Василиса-Премудрая показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина.
Она является главной героиней народного произведения, олицетворяющая собирательный образ русского женского характера, сочетающего в себе прекрасные человеческие качества.
В произведении Василиса описывается в виде умной, скромной девушки, которой присущи душевная доброта, мудрость, утонченность.
Образ Василисы Премудрой раскрывается в полной мере в описаниях ее поступков и в отношении к суженому, к которому девушка проявляет искреннюю любовь, понимание, заботу.
Наказанная жестоким Кощеем и заколдованная на три года в лягушку Василиса волею судьбы оказывается невестой Ивана-царевича
Все домашние дела Василиса исполняет в ночное время, поскольку будущий муж не должен видеть в человеческом облике без лягушачьей одежды.
Выполняя поручения батюшки-царя, Василиса проявляет себя истинным мастером рукоделия и мастерства: выпекает хлебный каравай с изображением узорных городов, искусно изготавливает тканый великолепный ковер, а во время царского пира, куда Василиса пребывает под гром и молнии в коробчонке для лягушонки, предстает в образе величественного волшебного лебедя, показывающего неповторимые фокусы с косточками в рукавах, не скрывая при этом своей природной необычайной красоты.
Описывая поступки Василисы, сказание подчеркивает народную мудрость о том, что никакая внешность, не богатство не помогут в поисках настоящего жизненного счастья.
В трудные минуты героиня отличается способностью сохранять внутреннее спокойствие, поддерживать отчаявшегося мужа и принимать правильное решение. Обладая в совершенстве волшебными знаниями Василиса помогает Иван-царевичу победить злого Кощея, разгадав тайну его бессмертия с помощью щуки, зайца и селезня, и влюбленные молодые люди обретают долгожданное заслуженное счастье, зажив в любви, верности и мире.
Образ Василисы Премудрой не раз использовался в русских народных сказках и всегда являлся символом красоты, любви, мудрости.
А ленушка из сказки «Гуси-Лебеди»
Героиня в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – сирота, но «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Благодаря своим душевным и внешним качествам она выходит замуж за самого царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело».
Настенька из «Морозко»
В сказке «Морозко» главная героиня жила в семье отца с мачехой и ее дочерью. Не сладко было житье: «перевернешься – бита и недовернешься – бита». Девушка хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала (в р усских народных сказках отрицательно показаны герои, которые много и долго спали). Девушка заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки, который проверял ее на внутреннюю чистоту, порядочность. Как бы он ни морозил, главная героиня отвечала вежливо, с уважением. В сказке описываются и ее внешние данные «румяная, веселая, так и сияет».
Василиса Прекрасная
Г лавная героиня в сказке «Василиса Прекрасная» с 8 лет жила падчерицей в новой семье отца. Она описывается как «первая на все село красавица». Но помимо внешней красоты в ней была и красота внутренняя, душевная. Она безропотно переносила все мучения от мачехи и сестер, труды, работу: «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранёшенько». Также девушка чтила традиции, уважала старших, не была любопытна, чем и заслужила уважение самой Бабы Яги.
Баба Яга
Э то весьма неоднозначный персонаж с устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»).
Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. Ее избушка на курьих ножках огорожена забором из человеческих костей. Бабушка летает на ступе, дружит с нечистой силой, похищает детей и хранит от незваных гостей множество волшебных предметов. По мнению ученых, она связана с царством мертвых. На это указывают распущенные волосы, которые расплетали женщинам перед погребением, костяная нога, а также дом. Славяне делали для умерших деревянные избушки, которые ставили в лесу на пни.
На Руси всегда уважали предков и обращались к ним за советом. Поэтому и приходят к Бабе Яге, а она испытывает их.
Есть сказки, в которых Яга хоть и недобрая, но помогает герою или героине. Для того, чтобы получить помощь, нужно выполнить задания. А задания Бабка дает невыполнимые. Василисе Прекрасной наказывает: «…двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки… сверх того возьми мак и очисти его от земли по зернышку… а не то съем тебя!»
И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.
В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.
В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.
Выдержавшим тест ведьма дает подсказку, указывает путь к Кощею, дарует волшебный клубочек, а также полотенце, гребень и другие диковинки. Детей Баба Яга тоже не ест, зато садит в печь и проводит старинный обряд «перепекания». На Руси считали, что таким образом можно исцелить ребенка от болезни.
Все эти героини являются символами любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности и мудрости. Они отличаются находчивостью и умом. Благодаря их помощи герой разгадывает хитроумные загадки, побеждает врага. Нередко прекрасной царевне подвластны силы природы, она способна обратиться в животное (лебедя, лягушку), творить настоящие чудеса.
Общими качествами для всех положительных женских образов являются верность, чистота устремлений и готовность прийти на помощь.
А образ Бабы Яги может быть, как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
3. Идеал женской красоты в народных сказках.
Проанализировав прочитанные сказки, я создала сравнительную таблицу, в которой постаралась отразить главные черты героинь и то, какой женской мудрости могут поучится взрослые девушки и женщины у героинь сказок. (Приложение 1)
В данной таблице мы видим, что красота главных героинь не зависит от их положения в обществе, от происхождения, другими словами, от того, в какой семье они родились. Для того чтобы считаться красивым, не главное воспитываться в семье царя. Объединяют всех девушек их внутренние качества, черты характера. Это хозяйственность, умение любить людей, природу, животных, послушание, покорность судьбе. Но также эти героини борются за свою любовь, добиваются освобождения своих любимых и проходят ради них большие расстояния. Во внешности приветствуется естественность, настоящие красавицы не используют косметических средств, у них от природы широкие брови, алые губы, румяные щеки. А также героини трудолюбивы и встают рано, долго не спят.
Итак, можно сделать вывод, что женский идеал в народных сказках обладает не только внешней красотой, чаще всего внешность описывается очень скупо, зачастую всего общей фразой «ни в сказке сказать, ни пером описать». Поистине, красивой героиня сказки если внешность соответствует ее духовному миру. Такие героини воплощают в себе народный идеал красоты, ума, смелости и доброты.
4. Каков идеал русской женщины сегодня
В рамках исследования нами был проведен социологический опрос учащихся 6 «А» класса нашей школы. В ходе опроса был задан один вопрос: «Как вы думаете, каков идеал современной женщины?». Для наглядности мы сравнили черты характера русской женщины, ставшие идеальными в русских народных сказках и черты характера, на наш взгляд, присущие современным женщинам. Было опрошено 30 человек. Данные представлены в таблице:
Таблица 1. Идеал русской женщины в русских народных сказках и сегодня.
Идеал красоты в русских народных сказках |
Идеал красоты сегодня |
|
Внешность(физические данные) |
Брови соболиные (широкие, естественные), очи соколиные(хорошее зрение), русая коса — ниже пояса(длинные волосы), здоровый румянец |
Красивые глаза, длинные ресницы, красивые волосы, тонкая талия |
Внутренние качества(черты характера) |
Нежная, трудолюбивая, искренняя, честная, умная, мудрая, уважающая старых людей, родителей, скромная, терпеливая, смелая, не любопытная, любящая, заботливая, ласковая, ловкая, радостная, веселая |
Добрая душой и сердцем, нежная, скромная, сильная, смелая, добрая, любящая, заботливая, честная, вежливая |
Одежда |
Аккуратность, чистота в одежде, в облике, опрятность |
Ухоженная, чистая, аккуратная, модная |
Умения |
Хозяйственность, умение готовить, шить(ткать), прясть, танцевать, веселить гостей, знание языка животных, птиц, близость к природе |
Трудолюбивая, умная, хозяйственная, грамотная, веселая. |
Подводя итоги исследовательской работы, можно подтвердить рабочую гипотезу, что красота русской женщины будет идеальной, если ее внешность будет соответствовать духовному миру, поэтому мы попытались проанализировать народные женские идеалы, выраженные в русских сказках. Это помогло составить собирательный образ идеальной русской красавицы: женщины с богатым внутренним миром и силой духа, в которой отразились лучшие национальные черты, семейные ценности русского народа.
Заключение
Герои русских сказок учат нас уважать предков, слушать свое сердце, преодолевать страх, идти к мечте, несмотря на ошибки, всегда помогать просящим о помощи. И тогда божественное сияние волшебной жар-птицы ляжет на человека, преображая его и даруя счастье.
Сказки — кладезь народной мудрости! Из, казалось бы, незамысловатых историй, можно почерпнуть массу полезной информации: как выйти замуж за принца, как обмануть Кощея или как из лягушки превратиться в царевну.
Список литературы
Ожегов С. И., «Толковый словарь русского языка», статьи Красота, Идеал 388, 304с., 2005
Пушкарева Н., «Женщины Древней Руси», изд. «Мысль», 2005г.
Русские народные сказки, М., изд. «Правда», 2001г.
Сборник «Русский фольклор», М., изд. «Художественная литература», 2003г.
https://www.pinterest.ru/
https://ushakovdictionary.ru/
https://ru.wikipedia.org/
Приложение 1.
Таблица 2. Женская красота и мудрость в русских народных сказках
Героиня сказки |
Женская красота |
Женская мудрость |
Василиса Премудрая |
Дочь Кощея Бессмертного. Умная, мудрая волшебница. Владеет тайными знаниями, общается с животыми, любящая, заботливая, трудолюбивая. Мастерица, умеет ткать, печь хлеб, прекрасно танцует. |
Умение держать себя в любой ситуации и способность сделать из обычного мужчины царя. Царевна-Лягушка не стеснялась своего вида, так как воспринимала себя именно такой, какой она была. Она понимала, что красота — не главное, а главное — умение правильно себя преподнести. Именно это умение она и показала на приеме у царя, когда при взмахе руки из ее рукавов появлялось озеро и лебеди. А благодаря своей сообразительности и мудрости она смогла сделать из неудачника Ивана-Царевича успешного мужчину. |
Василиса Прекрасная |
Дочь купца, падчерица, «первая на все село красавица». «Работа так и горит у нее, пряжа выходит ровная до тонкая, как волосок». Старательная, трудолюбивая: «Шила не покладываючи рук», «встала ранешенько». Чтит традиции, уважает старших, не любопытна. |
Следовать своей интуиции. Одна из сильных способностей женщины — ее интуиция. Но порой женщины ей просто не доверяют, и хотят делать все логически, уподобляясь мужчинам. Василиса получила от своей матери куклу. Именно она помогает ей в дальнейшем преодолеть трудности. Кукла давала советы и во всем помогала. Эту куклу можно как раз сравнить с интуицией. |
Алёнушка |
Сирота, «красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Выходит замуж за царя, который «наряжает ее в злато-серебро». Девушка близка к природе, без нее цветы не цветут, а с ее появлением «в саду всё зазеленело и зацвело». |
Делайте добро и оно обязательно к вам вернется. Когда у Аленушки украли братика, Аленушка отправилась на его поиски. На пути ей встречались разные персонажи, которые просили о помощи, но девочка не помогала. Когда ей самой понадобилась помощь, те, кто встречался на ее пути также отказывали ей в помощи. И только когда Аленушка сама начинала помогать окружающим, ей также пришли на помощь. |
Настенька |
Падчерица. Хозяйственная, работящая: «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще со свету». Рано вставала Заслужила дорогие подарки (соболью шубу, золото, серебро) от Морозки. Вежливая, с уважением и покорностью относится к старшим, к родителям. «Румяная, веселая, так и сияет». |
Быть женщиной до мозга костей! Ставить себя так, чтобы мужчина чувствовал свою необходимость, чтобы ему хотелось оберегать и заботиться о вас. Смиренная, терпеливая, скромная девушка Настенька находит свое счастье благодаря своему доброму, отзывчивому характеру. Мужчина рядом с ней понимает, что о такой хрупкой девушке нужно заботиться и делает это без лишних вопросов. |
Баба-Яга |
С устрашающей внешностью, крючковатым носом и костяной ногой. «Бабой» в древности называли мать, старшую женщину в роду. «Яга» может быть связано с древнерусскими словами «ягать» («громко кричать, ругаться») или «ягая» («больная, злая»). Живет старая ведьма в лесу, на границе нашего и потустороннего мира. |
Гостеприимности и хозяйственности. Несмотря на то, что Баба-Яга — персонаж отрицательный, у нее тоже можно многому поучиться. Вспомните, как встречала эта бабушка добрых молодцев? И баньку топила, и чаем угощала, и спать укладывала. И только после этого расспрашивала о делах. |
Просмотров работы: 561
Кто записал сказку
Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.
Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:
Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).
Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.
Сестрица и братец – образ полноты друг в друге
Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.
Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.
Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.
Образ Аленушки
Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.
Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.
Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)
Нравственный проступок Иванушки
Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.
В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:
«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.
Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.
Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.
Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.
Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».
Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.
Роль колдуньи
Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…
Исправление Иванушки
Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…
Подоплека
Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».
Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…
Прочтений: 2 146