В повести Карамзина повествуется о любви главных героев «Бедной Лизы». Молодая девушка, крестьянка, влюбилась в богатого дворянина. Описание несчастной любви разных по социальному статусу людей, по жанру является новеллой. В сюжет произведения легла сентиментальная история, и уже первая публикация этого нового произведения, принесла неслыханную популярность молодому писателю, которому едва исполнилось 25 лет. Основные мотивы для создания рассказа о любви пробудили у писателя стены Симонова монастыря, рядом с которым он гостил у приятеля на даче.
Вариант 2
Замечательный писатель Карамзин написал историю, в которой рассказывается о большой любви между главными героями произведения. Будучи крестьянкой, молодая девушка полюбила достаточно зажиточного и уважаемого человека, являющегося дворянином. Будучи новеллой, данное произведение рассказывает историю того, как из-за разницы в социальных классах, герои не смогли быть вместе, а также о том, что несчастная любовь может привести только к трагическим и грустным последствиям. В своем двадцатипятилетнем возрасте писатель получил несказанную популярность, так как данное произведение получилось очень ярким, искренним и интересным. Придумал данный рассказ писатель в тот момент, когда он находился у своего друга на дачном участке, который граничил с монастырем.
Образ Лизы
Данная девушка показана привлекательной и молодой девушкой, которая в довольно раннем возрасте потеряла родного папу. Она очень трудолюбива, и старалась работать на славу, ведь она понимала, что является опорой и поддержкой для своей матери. Изготавливая различные холсты, и вяжа носки, она продает все это в одном из Московских мест для продажи. Как-то раз она очень сильно влюбилась в одного из офицеров. Она показана очень ранимой, искренней и скромной девушкой, которая была крайне доверчивой и наивной особой. Когда она узнала о решении Эраста о женитьбе, то не смогла пережить данного факта, и совершила самоубийство.
Эраст
Автор хотел привести не только примеры искренности испытываемых чувств, но и такие примеры, которые бы говорили о том, что человек является легкомысленным и поверхностным персонажем. Эраст обещал Лизе множество приятных и добрых вещей, которые он тем не менее не сделал, и это говорит о том, что его слова были ложными и неискренними. Он показан молодым, богатым и умным молодым человеком, который не смог проявить волю и характер в тот момент, когда это нужно было сделать. Несмотря на то, что он любил Лизу за ее чистую душу, наивность и доброту, он не смог жениться на ней, так как проиграв все свои деньги, решил жениться на богатой женщине.
Мама Лизы
Женщина показана больной и переживающей тот факт, что совершенно недавно ее муж скончался. Она показана очень доброй и чувствительной женщиной, которая всяческим образом поддерживает свою дочь, и хочет, чтобы она стала женой хорошего и доброго человека, с которым смогла бы обрести счастье. Понимая тот факт, что Эраст не является ровней для ее дочери, и что это может привести к трагическим последствиям, она старалась отговорить Лизу от решения стать его женой. Когда она узнала, что Лизы не стало, старушка также умирает от горя.
Сочинение: Образ Бедной Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
(451 слово) Главной героиней своей повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин сделал крестьянку — девушку совсем не из высшего сословия. Писатель сразу нарушает традицию, называя ее Лизой: в европейской литературе его времени так обычно именовались служанки и горничные, кокетливые девушки с ветреным характером, однако само имя «Елизавета» переводится как «почитающая Бога», и это становится одной из ключевых характеристик новой героини.
С первых строк читатель замечает, что автор симпатизирует Лизе, любуется ею и жалеет, называя «любезной», «прекрасной» и «бедной». Мы узнаем, что в 15 лет Лиза потеряла отца, мать из-за слабого здоровья работать не может, и девушка рано начинает усердно трудиться, чтобы прокормить себя и мать. Она ткет холсты, вяжет чулки, собирает для продажи в городе цветы и ягоды. При этом героиня не только трудолюбива и самоотверженна, она очень восприимчива и мягка сердцем. Чтобы не расстраивать мать, Лиза «старалась казаться покойною и веселою», хотя переживала из-за смерти отца. В таких мелочах раскрывается глубокая и прекрасная душа героини.
Лиза честна и открыта, по-детски наивна. Она отказывается брать лишнее за проданные цветы, краснеет и смущается от обращенных к ней добрых слов красивого незнакомца.
Полюбив Эраста, Лиза проявляет всю пылкость и силу своей натуры. Тайные вечерние свидания с ним становятся ее главной отрадой и смыслом. Лиза понимает, что богатый дворянин не может связать свою судьбу с простой крестьянской девушкой, но Эраст так страстно клянется ей в любви, так добр и щедр к ее матери, что Лиза доверяется ему.
Узнав, что Эраст отправляется на войну, Лиза тотчас готова следовать за ним:
«Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».
Однако возлюбленный Лизы оказывается слишком слаб и мягок, чтобы идти за своей любовью наперекор общественным устоям, на войне он проигрывается в карты и для поправления дел выбирает самый простой и распространенный в то время путь – женитьбу на богатой вдове.
Предательство Эраста и разрушение всех связанных с ним надежд толкает девушку на самый отчаянный поступок – самоубийство. Рассказчик не оправдывает этого шага, но прощает Лизу, ведь горе лишает ее сил. Более того, он выражает надежду, что чистая душа Лизы попадет в Рай и там обретет новую жизнь.
Сделав главной героиней своей повести крестьянку, Карамзин впервые поднимает проблему равенства всех людей и сословий перед настоящими чувствами, ибо «и крестьянки любить умеют». Еще одним новшеством становится сама трактовка автором женского образа. В России XVIII века женщина не являлась фигурой вполне свободной, ее жизнь и вступление в брак диктовались семьей и внешними обстоятельствами. Карамзин же позволяет своей героине любить и в этой любви раскрыть всю силу и полноту своего характера. Именно женщина выступает в повести Карамзина представителем высшего нравственного идеала. Тему эту подхватят впоследствии Пушкин, Тургенев, Гончаров и другие писатели, которые создадут целую галерею сильных и прекрасных женских образов.
Автор: Юлия Филипская
Образ повествователя
Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный – это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.
Повествователь в поэме – это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.
И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, – одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.
Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя – это образ самого Гоголя. И чем больше развивалось мастерство писателя, тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины, тем острее становилась его сатира, направленная на обличение чиновников и помещиков.
►Все темы книги «»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:
Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая
Особенности поэмы «Мертвые души»
- История создания произведения
- Жанровое своеобразие поэмы
- Образ повествователя
- Лирические отступления
- Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине
Сочинения
- Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
- Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
- Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Критики о поэме «Мертвые души» и творчестве Н.В. Гоголя
ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, ОБРАЗ АВТОРА
Расстановка ударений: О`БРАЗ ПОВЕСТВОВА`ТЕЛЯ, О`БРАЗ А`ВТОРА
ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, ОБРАЗ АВТОРА — носитель авторской (т. е. не связанной с речью к.-л. персонажа) речи в прозаическом произведении.
В драматургическом произведении речь каждого персонажа мотивирована свойствами его характера и сюжетными ситуациями, авторская речь сведена к минимуму: ремарки, описание обстановки, как правило, но звучат на сцене и не имеют самостоятельного значения. В лирике речь мотивирована чаще всего переживанием лирического героя, реже — связана с чертами сжато обозначенных персонажем и в таких случаях переходит уже в план лиро-эпического повествования. В прозе на первом плане перед нами речь персонажей, опять-таки мотивированная их свойствами и сюжетными ситуациями, но с ней связана не вся речевая структура произведения, многое в ней относится к тому, что обычно обозначается понятием авторской речи. Весьма часто речь, не связанная с образами действующих лиц, в прозе персонифицируется, т. е. передается определенному лицу-рассказчику (см. Рассказчик), повествующему о тех или иных событиях, и в этом случае она мотивирована только чертами его индивидуальности, так как в сюжет он обычно не включен. Но, если в произведении и нет персонифицированного рассказчика, мы по самому строю авторской речи улавливаем определенную оценку происходящего в произведении. Так, в «Преступлении и наказании» Достоевского повествователь не выделен сколько-нибудь резкими чертами, но в конце романа дана оценка, идущая именно от повествователя, говорящего, что Раскольников «предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь». В «Мертвых душах» Гоголя представление о России было бы явно односторонним, если бы повествователь не обнаруживал себя как в сатирических интонациях, так и в лирических отступлениях в качестве совсем иного характера русского человека, противостоящего действующим лицам романа.
Анализ прозаического произведения будет неполон, если мы по своеобразию языка повествователя не определим вложенного в него художественного смысла, зачастую существенно дополняющего те выводы, на к-рые нас наталкивает анализ непосредственно действующих лиц произведения. Это, в частности, объясняет частые неудачи экранизации или драматизации прозаических произведений, в к-рых выпадает О. п. (поскольку он не дан в сюжете), что и обедняет произведение. Вместе с тем О. п. не совпадает непосредственно с позицией автора, к-рый обычно ведет повествование, избрав определенный художественный угол зрения на события («Предположить надо автора существом всеведущим и непогрешимым», — записал Достоевский в работе над «Преступлением и наказанием»), поэтому термины «авторская речь» и «образ автора» представляются менее точными.
Лит.: Виноградов В. В., О языке художественной лит-ры, М., 1959; Тимофеев Л., Основы теории лит-ры, М., 1971.
Л. Тимофеев.
Источники:
- Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., ‘Просвещение’, 1974. 509 с.
https://ra86.ru изготовление и продажа информационных стендов.
ЕЕ
Елена Елена
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» . И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини. До того, как начнется развитие сюжета, в эмоционально-насыщенном пейзаже четко обозначены темы главных героев повести — тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной» Москвы, сияющей «златом куполов» , тема Лизы, сопряженная неразрывной ассоциативной связью с жизнью прекрасной естественной природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие» , «светлая» , «легкие» , и тема автора. . Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе» ; после объяснения в любви Лизе кажется, что «никогда солнце так светло не сияло» , а при последующих свиданиях «тихая луна <…> посеребрила лучами своими светлые Лизины волосы» . Гуманистический настрой «Бедной Лизы» усилен не только авторским отношением к своей героине, но и к Эрасту. При явном сочувствии к героине, отказе от сословных предрассудков («и крестьянки любить умеют» ) , Карамзин в конструировании ее образа далеко не полностью выходит за рамки «канонов» классицизма: Лиза выписана однолинейно, она чувствительна и добродетельна, а ее «падение» по законам натуры не может считаться нарушением этических норм. А вот к какому виду характеров по классификации самого писателя «чувствительному» или «холодному» — следует отнести Эраста? На этот вопрос дать однозначный ответ нелегко. И может быть, не так уж снисходителен к нему Карамзин, как часто об этом говорится. Ведь осудить себя самому на нравственные муки до конца своей жизни наказание не меньшее, чем быть осужденным другими (в том числе прямолинейно и автором) . Источник: http://reftrend.ru/827888.html
Николай Михайлович Карамзин |
Каким предстаёт повествователь |
Начиная повествование о судьбе героини с описания Москвы и признания в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, автор обозначает своё присутствие в повести. Читатель после такого вступления должен понимать, что любая оценка в тексте – это личное мнение автора-повествователя. До Карамзина одновременное присутствие автора и его героя в едином повествовательном пространстве не было знакомо русской литературе. Само заглавие повести «Бедная Лиза» основано на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя. Тот постоянно повторяет, что, к сожалению, не властен изменить ход событий: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?» |
|
Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература |
Задания 1.1.1–1.2.2 и 2.1–2.4 |
Часть 2 содержит четыре темы сочинений, |
|
Задания 1.1.1–1.2.2 |
Всего в части 1 три задания. |
|
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» |
Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слез удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил ее взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в мое отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, – говорила она, – чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя еще раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту. |
|
*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы. |
Ачиная повествование о судьбе героини с описания Москвы и признания в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, автор обозначает своё присутствие в повести. Читатель после такого вступления должен понимать, что любая оценка в тексте — это личное мнение автора-повествователя. До Карамзина одновременное присутствие автора и его героя в едином повествовательном пространстве не было знакомо русской литературе. Само заглавие повести «Бедная Лиза» основано на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя. Тот постоянно повторяет, что, к сожалению, не властен изменить ход событий: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»
Повествователь является современником своих героев. В конце повести читатели узнают, что он знаком с Эрастом, который и рассказал ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, он глубоко переживает горе людей. Повествователь — человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики. Он любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами.
Повествователь, являясь характерной деталью сентиментальной литературы, в то же время не является в повести Карамзина условной фигурой. Он сопереживает героям. Рассказчик не имеет возможности предостеречь героев от проступков, так как он услышал от Эраста историю спустя 30 лет. Тем не менее он вставляет свои укоризненные замечания, которые могли бы остановить героев: «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?»
Желание рассказчика помочь героям передается и читателю. Таким образом, сентиментальная повесть Карамзина учит своего читателя «чувствительности».
Повествователь является носителем нравственности и образцом для подражания в повести, он горячо сочувствует героям и прощает их человеческие слабости. В сознании читателя сентиментальный рассказчик соединяется с реальным автором.