Образ бабушки в рассказе фотография на которой меня нет презентация


1


«Образ бабушки – олицетворение детства в прозе В. П. Астафьева» (на материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»)


2


Бабушка – художественно- убедительный тип русской жизни: 1.Источник духовного здоровья и долголетия 2. Олицетворение лучших качеств народного характера 3. Хранительница народной мудрости


3


Обобщенный портрет бабушки (результат опроса учеников нашей школы) Бабушка — доброта, забота, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, молитва.


4


Образ бабушки в рассказах В. П. Астафьева — Бабушка, возвратившись из города, всё- таки подарила внуку заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость») — «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники» (знание средств от разных болезней)


5


— Бабушка лечила мальчика, парила его в бане (ассоциация «забота») — Бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки») «…И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо… и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет» («доброта», «забота»)


6


Мнение писателя В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» — Витькина бабушка Екатерина Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное…»


7


Народные изречения органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева. Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком,», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»)


8


«рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет») «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, народные обороты обогащают образ бабушки:.


9


Спасибо за внимание


10


Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям. В. П. Астафьев.


11


Бабушка – главный воспитатель В. П. Астафьева: 1. Любовь – уважение -терпение -доброта -к дому, к Родине 2. Традиции – праздники -почитание старших -жизненный опыт 3. Радость труда – на благо себе и людям (полезный труд) 4. Память – воспоминания -фотографии -традиции

Слайд 1

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» МБОУ «Средняя школа № 10» г.Дзержинск Баландина Е.В.

Слайд 2

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева Овсянка –родное село писателя

Слайд 3

Дом В.П.Астафьева Семья Астафьевых. Бабушка Екатерина Петровна Потылицына со своими детьми: Иваном, Дмитрием, Марией Виктор был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве

Слайд 4

После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 5

«Фотография, на которой меня нет» Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

Слайд 6

«Фотография, на которой меня нет» Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом — где поселить фотографа на ночь? «Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал» От чьего лица ведется повествование? Автор, рассказчик и герой полностью сливаются. Какой оказалась «расплата за отчаянный разгул»? Почему Санька не пошел фотографироваться вместе со всеми? Как вы оцениваете его поступок?

Слайд 7

Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома? «Деревенское окно, заделанное на зиму, -своего рода произведение искусства…»

Слайд 8

Как проявляется в герое рассказа любовь к природе? “ Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства – расцветания, и ни разу скараулить не смог …”

Слайд 9

Бабушка Катерина Петровна Как бабушка относится к внуку? Какие народные средства применяет бабушка для лечения? С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью ? Приведите примеры. « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, .. поведать о бабушке людям… Да нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня… Но нет ее, и никогда не будет. И некому прощать… »

Слайд 10

Учитель Каким предстает в описании учитель? Почему рассказчик не забыл ли лица, ни человека «до сих пор»?Почему в рассказе так много внимания уделяется учителю? Что сделал учитель для жителей деревни? Как относились к учителям в деревне? Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было? Каким предстает перед читателем лирический герой Астафьева?

Слайд 11

«Фотография, на которой меня нет» “Школьная фотография жива до сих пор… В гуще ребят, в самой середке – учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке…”

Слайд 12

«Фотография, на которой меня нет» “…бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач.школа 1-й ступени»…”

Слайд 13

Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева? «Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, … пусть казак … изображает казака с кинжалом, пусть … люди таращатся с фотографий». Какими стали эти детишки, выросшие в бедную, голодную довоенную пору? Автор называет их гордо – сибиряками. И он, писатель, среди них, хотя его нет на фотографии. Как вы думаете, какие черты характера включил бы писатель в понятие “ сибиряки ” ? Кто стал его нравственным ориентиром?

Слайд 14

«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». 12 Игарская школа. В центре с книгой В.Астафьев

Слайд 15

Домашнее задание По выбору: 1.Составить словарь диалектных слов (северных говоров) из рассказа. 2.Записать интервью на тему: “Есть ли у вас нравственные ориентиры?” “Каким ты хотел бы видеть настоящего учителя?” 3.Нарисовать “бабушкино окно.” 4.Прочитать понравившиеся рассказы повести “Последний поклон”.

  • В. П.Астафьев.
    Фотография, на которой меня нет.
  • Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы
  • ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.

  • Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.
  • В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В.П.Астафьев
«Фотография,
на которой меня нет»

  • Как много жёлтых снимков на Руси
    В такой простой и бережной оправе!
    И вдруг открылся мне и поразил
    Сиротский смысл семейных фотографий:
    Огнём, враждой
    Земля полным — полна,
    И близких всех душа не позабудет…
  • (Николай Рубцов)
  • Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
  • Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история.
  • История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.
  • Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка
  • От чьего лица ведется повествование?
  • Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.

Словарная работа

  • катанки – валенки
  • куть – придверная
  • часть избы
  • магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь
  • прострел – побег растения
  • сарана – лесное
  • растение, луковицы
  • которого съедобны

Словарная работа

  • тали́на – верба
  • туес – коробка из бересты, обычно круглая
  • увал
  • крутой склон
  • швырок –короткие дрова для топки печей

Учимся понимать текст

  • 1. Рассказ о деревенских жителях
  • — Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?
  • (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
  • Взбудоражить (будоражить) –беспокоить, вызвать волнение.

Учимся понимать текст

  • 1. Рассказ о деревенских жителях

Учимся понимать текст

  • 1. Рассказ о деревенских жителях
  • -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
  • 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;
  • 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
  • — Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?
  • — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…» 

Учимся понимать текст

  • Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?
  • «Деревенское окно, заделанное на зиму, — своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе».
  • В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.
  • В других даже стёкла были не везде.
  • В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.
  • <number>
  • Витя – главный герой рассказа — живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Учимся понимать текст

  • 2. Рассказ о Витьке и Саньке
  • — Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади).
  • -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
  • (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).
  • С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу
  • «Фотография, на которой меня нет»

Учимся понимать текст

  • 2. Рассказ о Витьке и Саньке
  • — Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе).
  • — Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
  • -Как это характеризует жизнь ребят в деревне?
  • Бабушка главного героя – добрая и заботливая.
  • В её речь автор включил огромное количество
  • диалектных и просторечных слов и выражений.
  • Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.
  • <number>
  • “Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • — Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • — Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
  • — Подтвердите примерами из текста
  • Чтение отрывков:
  • от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
  • от “Бабушка уже не колотила…”
  • от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • -Как бабушка лечила Витьку?
  • Дополните текст:
  • Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..

Учимся понимать текст

  • 3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
  • — Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
  • -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Учимся понимать текст

  • Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
  • Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
  • чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
  • Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • -Как зовут учителей?
  • -Откуда они приехали
  • в деревню?
  • -Каким предстаёт в
  • описании учитель?
  • -На что обращает
  • внимание автор при
  • описании учителя?

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).
  • — Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • — Как относились к учителям в деревне? За что уважали?
  • Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
  • Выборочный пересказ:
  • За что уважали?
  • Учителей уважают за вежливость, за то, что ..
  • Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …
  • К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу
  •  
  • В какой школе учителя начали работу?
  • Что сделали учителя для школы?

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу
  •  
  • В какой школе учителя начали работу?
  • Что сделали учителя для школы?
  • Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.
  • В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • — С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
  • -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
  • -Почему учитель приносит фотографию Витьке?
  • — Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
  • -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Учимся понимать текст

  • 4. Рассказ об учителях
  • — Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?

Учимся понимать текст

  • -Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?
  • -Над чем заставляет задуматься эта фотография?
  • — Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?
  • (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
  • «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

Выводы

  • -Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
  • — о том, как быть добрым;
  • — о человеческой памяти;
  • — о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям;
  • — о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит;
  • — о любви к родной земле.

Гимнастика для глаз

Домашнее задание

  • Составить связный рассказ:
  • — Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
  • а) приезд фотографа;
  • б) болезнь;
  • в) наблюдение за цветком;
  • г) отношение к школьной фотографии.

Сегодня на уроке я

  • открыл…
  • почувствовал
  • узнал…
  • понял…
  • задумался…
  • испытал…

«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».

«И близких всех душа не позабудет…»

Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

в контексте повести

«Последний поклон».

Притча о цветке Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил:

Притча о цветке

  • Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее». Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.
  • О.М. Безымянная

Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет.  Н.Рубцов

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет.

Н.Рубцов

«Фотография, на которой меня нет» Этот рассказ рисует жизнь и события далеких 30-х годов. Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, взбудораженном важным событием – приездом фотографа.

«Фотография, на которой меня нет»

Этот рассказ рисует жизнь и события далеких 30-х годов. Виктор Астафьев вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простого бедного люда в далеком сибирском селе, взбудораженном важным событием – приездом фотографа.

 - Деревенские жители - Санька и Витька - Бабушка - Учителя

Деревенские жители

— Санька и Витька

— Бабушка

— Учителя

 ДЕРЕВНЯ, ЖИТЕЛИ В этом рассказе деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды. Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту человека. Конечно, в деревне есть и пьяницы, и

ДЕРЕВНЯ, ЖИТЕЛИ

В этом рассказе деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды. Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту человека. Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадёжные люди». Но не они определяют атмосферу жизни.

С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу «Фотография, на которой меня нет»

С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу

«Фотография, на которой меня нет»

Образ бабушки  Бабушка Катерина Петровна реально (как действующее лицо) или символично (как животворящая, спасительная сила, нравственный ориентир ) присутствует во всех главах - рассказах «Поклона», фокусируя в себе самое светлое, доброе и здоровое, что есть в жизни.  Астафьевская бабушка Катерина Петровна несет столько тепла, света внуку, что, сам став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

  • Образ бабушки
  • Бабушка Катерина Петровна реально (как действующее лицо) или символично (как животворящая, спасительная сила, нравственный ориентир ) присутствует во всех главах — рассказах «Поклона», фокусируя в себе самое светлое, доброе и здоровое, что есть в жизни.
  • Астафьевская бабушка Катерина Петровна несет столько тепла, света внуку, что, сам став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

 «… Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно…  сделанную работу…»

«… Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно…

сделанную работу…»

Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева. «Вкусный» язык. Диалектные и устаревшие слова. Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа: катанки  – это... куть  – это... магарыч  – это... прострел  – это... сарана  – это... талина  – это... туес  – это... увал  – это... швырок  – это...

Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.

«Вкусный» язык. Диалектные и устаревшие слова.

Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа:

катанки  – это…

куть  – это…

магарыч  – это…

прострел  – это…

сарана  – это…

талина  – это…

туес  – это…

увал  – это…

швырок  – это…

Рефлексия Закончите предложение: Сегодня на уроке я открыл…  почувствовал…  узнал…  понял…  задумался…  испытал…

Рефлексия

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

узнал…

понял…

задумался…

испытал…

Домашнее задание:  Написать сочинение-миниатюру Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру

Чем интересен и полезен

этот рассказ

нашим современникам?

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

В. П.Астафьев.  Фотография, на которой меня нет.   Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

В. П.Астафьев. Фотография, на которой меня нет.

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

 Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.

Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.

В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В.П.Астафьев  «Фотография,  на которой меня нет»

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Как много жёлтых снимков на Руси  В такой простой и бережной оправе!  И вдруг открылся мне и поразил  Сиротский смысл семейных фотографий:  Огнём, враждой  Земля полным - полна,  И близких всех душа не позабудет… (Николай Рубцов)

Как много жёлтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнём, враждой Земля полным — полна, И близких всех душа не позабудет…

(Николай Рубцов)

Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история. История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.

Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история.

История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.

Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

От чьего лица ведется повествование? Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.

От чьего лица ведется повествование?

Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.

Словарная работа катанки – валенки куть  – придверная  часть избы магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь прострел  – побег растения сарана – лесное растение, луковицы которого съедобны

Словарная работа

  • катанки – валенки
  • куть – придверная

часть избы

  • магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь
  • прострел – побег растения
  • сарана – лесное

растение, луковицы

которого съедобны

Словарная работа тали ́ на – верба туес  – коробка из бересты, обычно круглая увал  – крутой склон швырок  –короткие дрова для топки печей

Словарная работа

  • тали ́ на – верба
  • туес – коробка из бересты, обычно круглая
  • увал

крутой склон

  • швырок –короткие дрова для топки печей

Учимся понимать текст 1. Рассказ о деревенских жителях - Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили). Взбудоражить (будоражить) – беспокоить, вызвать волнение.

Учимся понимать текст

1. Рассказ о деревенских жителях

  • — Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?

(В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

  • Взбудоражить (будоражить) – беспокоить, вызвать волнение.

Учимся понимать текст 1. Рассказ о деревенских жителях

Учимся понимать текст

1. Рассказ о деревенских жителях

Учимся понимать текст 1. Рассказ о деревенских жителях -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей. - Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке? —  « По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...»  

Учимся понимать текст

1. Рассказ о деревенских жителях

  • -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
  • 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;
  • 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
  • — Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?
  • —  « По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…»  

Учимся понимать текст Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?  «Деревенское окно, заделанное на зиму, - своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе».

Учимся понимать текст

  • Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?

«Деревенское окно, заделанное на зиму, — своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе».

 В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками. В других даже стёкла были не везде. В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.

В других даже стёкла были не везде.

В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

  Витя – главный герой рассказа - живёт без  родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Витя – главный герой рассказа — живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Учимся понимать текст 2. Рассказ о Витьке и Саньке  - Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади) . -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”? (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).

Учимся понимать текст

2. Рассказ о Витьке и Саньке

— Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади) .

  • -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
  • (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).

С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу «Фотография, на которой меня нет»

С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу

«Фотография, на которой меня нет»

Учимся понимать текст 2. Рассказ о Витьке и Саньке  - Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе). - Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? -Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

Учимся понимать текст

2. Рассказ о Витьке и Саньке

— Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе).

  • — Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
  • -Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

“ Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”. Бабушка главного героя – добрая и заботливая. В её речь автор включил огромное количество диалектных и просторечных слов и выражений. Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.

Бабушка главного героя – добрая и заботливая.

В её речь автор включил огромное количество

диалектных и просторечных слов и выражений.

Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне - Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

— Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне  - Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?  - Подтвердите примерами из текста  Чтение отрывков: от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”; от “Бабушка уже не колотила…” от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

— Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

— Подтвердите примерами из текста

Чтение отрывков:

  • от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
  • от “Бабушка уже не колотила…”
  • от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне  -Как бабушка лечила Витьку?  Дополните текст: Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их ..., парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

-Как бабушка лечила Витьку?

Дополните текст:

  • Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их …, парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..

Учимся понимать текст  3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне  - Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья). -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Учимся понимать текст

3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне

  • — Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
  • -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Учимся понимать текст Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.  Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.  Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Учимся понимать текст

  • Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
  • Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
  • чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
  • Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях -Как зовут учителей? -Откуда они приехали  в деревню?  -Каким предстаёт в  описании учитель?  -На что обращает  внимание автор при  описании учителя?

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • -Как зовут учителей?
  • -Откуда они приехали
  • в деревню?

-Каким предстаёт в

описании учитель?

-На что обращает

внимание автор при

описании учителя?

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»). - Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета - “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).
  • — Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета — “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  - Как относились к учителям в деревне? За что уважали?  Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…” Выборочный пересказ: За что уважали? Учителей уважают за вежливость, за то, что .. Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и ... К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

— Как относились к учителям в деревне? За что уважали?

Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

  • Выборочный пересказ:
  • За что уважали?
  • Учителей уважают за вежливость, за то, что ..
  • Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и …
  • К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  Исследовательская работа. -Заполните таблицу       В какой школе учителя начали работу? Что сделали учителя для школы?

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  Исследовательская работа. -Заполните таблицу       В какой школе учителя начали работу? Что сделали учителя для школы? Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.  В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • Исследовательская работа.
  • -Заполните таблицу

В какой школе учителя начали работу?

Что сделали учителя для школы?

Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.

В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях  - С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.). -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни? -Почему учитель приносит фотографию Витьке? - Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие. -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца. -

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

  • — С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
  • -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
  • -Почему учитель приносит фотографию Витьке?
  • — Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
  • -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Учимся понимать текст  4. Рассказ об учителях - Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?

Учимся понимать текст

4. Рассказ об учителях

Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?

Учимся понимать текст  -Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? -Над чем заставляет задуматься эта фотография? - Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Учимся понимать текст

-Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?

-Над чем заставляет задуматься эта фотография?

— Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

 «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

Выводы -Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”? - о том, как быть добрым; - о человеческой памяти; - о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям; - о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит; - о любви к родной земле.

Выводы

-Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

— о том, как быть добрым;

— о человеческой памяти;

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям;

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит;

— о любви к родной земле.

 Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

Домашнее задание Составить связный рассказ: - Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа: а) приезд фотографа; б) болезнь; в) наблюдение за цветком; г) отношение к школьной фотографии.

Домашнее задание

Составить связный рассказ:

— Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

Сегодня на уроке я открыл…  почувствовал узнал… понял…  задумался…  испытал…

Сегодня на уроке я

открыл…

почувствовал

узнал…

понял…

задумался…

испытал…

🗊«Образ бабушки – олицетворение детства в прозе В. П. Астафьева» (на материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот

Категория: Литература


Вы можете ознакомиться и скачать
«Образ бабушки – олицетворение детства в прозе В. П. Астафьева» (на материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот.
Презентация содержит 11 слайдов.
Презентации для любого
класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам
понравились

поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в
своем
браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


















«Образ бабушки – 
олицетворение детства в прозе 
В. П. Астафьева»

(на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»)

Описание слайда:

«Образ бабушки –
олицетворение детства в прозе
В. П. Астафьева»

(на материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»)


Слайд 2
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №2


Слайд 3
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №3


Слайд 4
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №4


Слайд 5
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №5


Слайд 6
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №6


Слайд 7
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №7


Слайд 8
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №8


Слайд 9
«Образ бабушки –  олицетворение детства в прозе  В. П. Астафьева»  (на  материале рассказов «Бабушкин праздник», «Фотография, на кот, слайд №9


Слайд 10



Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям.
               В. П. Астафьев.

Описание слайда:

Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям.
В. П. Астафьев.


Слайд 11



Бабушка – главный воспитатель 
В. П. Астафьева:
1. Любовь – уважение
  -терпение
  -доброта
  -к дому, к Родине
2. Традиции – праздники
  -почитание старших
  -жизненный опыт
3. Радость труда – на благо себе и людям (полезный труд)
4. Память – воспоминания
  -фотографии
  -традиции

Описание слайда:

Бабушка – главный воспитатель
В. П. Астафьева:
1. Любовь – уважение
-терпение
-доброта
-к дому, к Родине
2. Традиции – праздники
-почитание старших
-жизненный опыт
3. Радость труда – на благо себе и людям (полезный труд)
4. Память – воспоминания
-фотографии
-традиции


Отправить презентацию на почту

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию

Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

Цели: углубить знания  учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; развивать навыки анализа текста; развивать навыки выразительного чтения; воспитание гражданской позиции через литературное произведение. Методические приёмы: рассказ учителя; выразительное чтение; беседа по вопросам; элементы анализа текста. Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация.

Цели:

углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;

развивать навыки анализа текста;

развивать навыки выразительного чтения;

воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

Методические приёмы:

рассказ учителя;

выразительное чтение;

беседа по вопросам;

элементы анализа текста.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа, презентация.

И близких всех душа  не позабудет… Как много жёлтых снимков на Руси В такой простой и бережной  оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных  фотографий: Огнём, враждой Земля полным - полна, И близких всех душа  не позабудет…  Николай Рубцов

И близких всех душа

не позабудет…

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной

оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных

фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным — полна,

И близких всех душа

не позабудет…

Николай Рубцов

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ В рассказе Виктора Петровича Астафьева

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» отображена жизнь деревенских людей в тридцатые годы.

Домой с лугов бредут коровы,

За ними вслед пастух с кнутом.

Кузнец, набив коню подковы

Сметает пот со лба локтём.

Алеет на холме церквушка

В лучах вечернего тепла.

Для всех окрестных деревушек

Поют её колокола.

Люблю я русскую деревню

С её наивной чистотой,

Людей открытых для общенья

С простой и щедрою душой.

Пригнал пастух коровье стадо.

Парным запахло молоком.

Хозяйка к ужину позвала,

Крестясь на звон колоколов.

Какие вечера у речки!

В багрянец красится листва.

Деревьев бархатные свечки

Пылают красками

костра.

Мерцают искорками воды,

Бросая к зареву ковры.

По берегам, в кудрявых

сводах,

Поют разливом соловьи.

Смотали удочки мальчишки

С тоской взирая на зарю

И подхватив свои вещички

С уловом двинулись к селу.

В этом рассказе нравится то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды. Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту человека. Конечно, в деревне есть и пьяницы, и

В этом рассказе нравится то, что деревня живёт, как одна большая семья, дружная и крепкая. Иногда в ней случаются ссоры, но силой добра, помогая и прощая, можно победить все беды.

Люди в этом рассказе, хоть и не идеальны, но ценят внутреннюю, душевную красоту человека. Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадёжные люди». Но не они определяют атмосферу жизни.

Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост.

Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост.

В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей.

В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей.

“ Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”. Бабушка главного героя – добрая и заботливая. В её речь автор включил огромное количество диа-лектных и просторечных слов и выражений. Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.

Бабушка главного героя – добрая и заботливая.

В её речь автор включил огромное количество диа-лектных и просторечных слов и выражений.

Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.

«По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе».

В повествование автор вводит изображение окон. В одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками. В других даже стёкла были не везде. В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и ка- лины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

В повествование автор вводит изображение окон.

В одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.

В других даже стёкла были не везде.

В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и ка-

лины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.

В рассказе есть образ цветка, который является «двойником»  мальчика.  ВЫВОД:  сила  жизни Порою он угасает, гибнет, но всё же к весне вновь возрождается, появляются бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх, чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком .

В рассказе есть образ цветка, который является «двойником»

мальчика.

ВЫВОД:

сила

жизни

Порою он угасает, гибнет,

но всё же к весне вновь возрождается,

появляются

бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх,

чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком .

«И каждый человек…  пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…»

«И каждый человек… пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…»

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.  Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.  Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.

Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,

чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.

Витя – главный герой рассказа - живёт без  родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

Витя – главный герой рассказа — живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.

В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование - истинные человеческие ценности, без которых человек не может жить. А школьная фотография - отражение этих ценностей.

В небольшой главе из книги «Последний поклон», в которой сюжет с фотографией является

завязкой повествования, автору удается создать такую удивительную атмосферу человеческого тепла, что суровое время отступает в тень, а на свет выходят любовь, дружба, сострадание, самопожертвование — истинные человеческие ценности,

без которых человек не может жить.

А школьная фотография — отражение этих ценностей.

«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»

Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно…  сделанную работу…

Каждую свою книгу, да и каждую строку, и поступок свой просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно…

сделанную работу…

Чудо жизни Астафьев — мужественный писатель и всегда смотрел жизни в лицо прямо и не обманывал нас, но он был хорошим учеником великой русской литературы и русского сердца и потому печаль его полна света, а слово — музыки. И если мы правильно прочитаем здесь его детство, его войну, его страдание, его всегда целительную природу, мы увидим, что человек по-настоящему раскрывается только в любви, и только в ней дышит и продолжается само чудо жизни.

Чудо жизни

  • Астафьев — мужественный писатель и всегда смотрел жизни в лицо прямо и не обманывал нас, но он был хорошим учеником великой русской литературы и русского сердца и потому печаль его полна света, а слово — музыки. И если мы правильно прочитаем здесь его детство, его войну, его страдание, его всегда целительную природу, мы увидим, что человек по-настоящему раскрывается только в любви, и только в ней дышит и продолжается само чудо жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ бабушки в рассказе фотография на которой меня нет астафьев
  • Образ веры николаевны в гранатовом браслете сочинение
  • Образ бабушки в рассказе жунусова прозрение
  • Образ веры гранатовый браслет сочинение
  • Образ бабушки в рассказе астафьева фотография на которой меня нет

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии