III. Дарители-помощники
25. Благодарные животные
В свете этих соображений становится понятным еще один вид дарителя, а именно благодарные животные.
Это — комбинированный персонаж. Благодарные животные вступают в сказку как дарители и, предоставляя себя в распоряжение героя или дав ему формулу вызова их, в дальнейшем действуют как помощники. Все знают, как герой, заблудившись в лесу, мучимый голодом, видит рака, или ежа, или птицу, уже нацеливается на них, чтобы их убить и съесть, как слышит мольбу о пощаде. «Вдруг летит ястреб; Иван-царевич прицелился: «Ну, ястреб, я тебя застрелю да сырком и съем!» — «Не ешь меня, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь»» (Аф. 157). Формулы «не ешь меня», «а что попадется тебе навстречу, не моги того есть» (170) и др. отражают запрет есть животное, которое может стать помощником. Не всегда герой хочет съесть животное. Иногда он оказывает ему услугу: пташки мокнут под дождем, или кита выбросило на сушу — герой помогает им, а животные становятся его невидимыми помощниками. Можно полагать, что эта форма, форма сострадания к животному, есть форма более поздняя. Сказка вообще не знает сострадания. Если герой отпускает животное, то он делает это не из сострадания, а на некоторых договорных началах. Это видно особенно в тех случаях, когда животное попадается в сети или ловушку или в ведро героя, когда он не нацеливается в него, а когда оно поймано им, как в сказке о рыбаке и рыбке или Емеле-дураке. Здесь Емеля долго сомневается, между ним и щукой происходит диалог, Емеля не верит щуке, не хочет ее отпустить, и только после того как ведра с водой сами пошли домой, Емеля убежден в выгодности такой сделки и отпускает щуку (165).
Можно показать, что рыба или другие животные, пощаженные, а не съеденные Иваном, не что иное, как животные-предки, животные, которых нельзя есть и которые потому и помогают, что они тотемные предки. «При смерти человека, — говорит Анкерман, — его душа переходит в рождающийся в этот момент индивидуум тотемного рода, и наоборот, душа умирающего тотемного животного переходит в новорожденного той семьи, которая носит его имя. Поэтому животное не должно убиваться и его нельзя есть, так как иначе был бы убит и съеден родственник» (Ankermann).
Эта свойственная тотемистам вера с переходом на оседлую жизнь и земледелие принимает иную форму. Единство между человеком и животным заменяется дружбой между ними, причем эта дружба основана на некотором договорном начале. Говоря о потухании тотемизма, Анкерман говорит: «У многих других племен господствует воззрение, что между человеком и животным существует отношение дружбы, которое выражается в взаимной пощаде и помощи. Происхождение такого отношения приписывается основателю племени и обычно объясняется тем, что этот основатель некогда, в момент великой нужды, получил помощь от животного священной породы, или был спасен им из опасности. Всем известные легенды сообщают об этом. Предок племени заблудился в лесу, ему угрожает смерть от голода или жажды. Животное ведет его к ключу воды или показывает ему путь домой; или он бежит от преследующих его врагов, но задержан широкой рекой. Большая рыба переносит его на своей спине на тот 6epeг» (142) и т. д.
Если всмотреться в этот материал, который очень близок к нашим сказкам, но представляет ступень веры, то становится весьма вероятным, что и благодарное животное есть предок. Здесь только нет момента пощады, так как тотемисту не могло даже прийти в голову нацелиться на свой тотем. При существовании тотемизма запрет «не ешь эту рыбу» произносят люди, а впоследствии этот запрет превращается в просьбу о пощаде, приписываемую самому животному. Такая эволюция видна, например, в мексиканском сказании. Здесь ящерица просит: «не стреляй в меня» и указывает герою местонахождение его умершего отца (Krickeberg 195). Нам понятно, почему она может это сделать: она сама имеет к миру умерших предков самое тесное отношение. И если ящерица указывает герою его человеческого отца, а не отца по линии тотемного животного родства, то это происходит потому, что у данного народа тотемизм находится на ущербе, и человеческие предки уже приобрели реальность даже в мифе, но связь с предком-животным еще не утеряна. Такое развитие происходит, по-видимому, в общих чертах одинаково во всем мире. Так, в зулусской сказке пойманный зверь также знает всех предков героя: «Заговорил зверь, сказал он: дитя такого-то, такого-то, такого-то. Так он перебрал прозвища его дедушек, пока не насчитал до десяти прозвищ, которых и мужчина не знал» (Сказки зулу 211).
Впрочем эта связь благодарных животных с человеческим предком сохранена даже в современной европейской сказке. В сказке «Буренушка» (Аф. 100) мачеха велит зарезать корову падчерицы. Корова говорит: «А ты, красная девица, не ешь моего мяса». В ряде вариантов эта корова — не что иное, как умершая родная мать девушки. Поев мяса коровы, девушка употребила бы в пищу кусок тела своей матери. Здесь можно возразить, что в данном случае корова — не благодарное животное. Но и благодарные животные в узком смысле этого слова часто оказываются родственниками героя. Правда, сказать «не ешь меня, потому что я твой брат» животное в современной русской сказке не может. Поэтому данное положение переосмысливается в другое: благодарное животное не есть брат или отец героя, а становится им: «Ты меня не ешь, а будемка мы братьями», — говорит ворон в якутском тексте (Ж. ст. 475). Гораздо важнее, что герой и благодарное животное становятся не братьями (что в сказке вообще встречается часто между богатырями и пр.), а отцом и сыном: «Пусть ты мой отеч, а я тибе сын» (Онч. 16). «И поймал он журавля и говорит ему: «Будь мне сыном»» (Аф. 187). Формулу «ты меня не ешь, а будем-ка мы братьями» в исторической перспективе надо понимать как переосмысленное «ты меня не ешь, потому что мы братья». Связь с тотемными предками доказывается еще другим: она доказывается тем, что благодарное животное есть царь зверей (я — царь раков и пр.) или, выражаясь этнографически, — хозяин. Об этом говорилось выше, когда речь была о яге-хозяйке. С другой стороны, она доказывается еще другим обстоятельством: благодарное животное иногда берется домой и выкармливается. Этот случай будет рассмотрен ниже, в главе о помощниках.
К совершенно таким же выводам, к которым Анкерман пришел на африканском материале, Д.К. Зеленин пришел на материале сибирском. Однако сибирские материалы труднее, чем африканские, так как непосредственно тотемизма в Сибири уже нет, есть только следы его, тогда как в Африке тотемизм еще явление живое. Связь нашего мотива с тотемизмом настолько очевидна для Д.К. Зеленина, что он не считает ее нужным доказывать. «В числе тех сказаний, где животное-тотем выставляется благодетельным для человека существом, древнейшими надо признать легенды о благодарных животных», — говорит он (Зеленин 1936, 233). Д.К. Зеленин увидел также наличие здесь договорных отношений, которые мы проследили в сказке. «С нашей точки зрения эти сказки особенно любопытны в том отношении, что они рисуют нам союзно-договорные отношения людей с животными, что мы считаем центральным местом тотемизма» (235).
Все эти аналогии показывают, к какому кругу явлений надо относить благодарных животных, и что Коскэн жестоко ошибался, считая этот мотив «чисто индийской идеей» (Cosquin 25; Saintyves 31).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Наши помощники
Наши помощники
Словарь — это вселенная в алфавитном порядке.
Вольтер, французский писатель XVIII века
У писателя много возможных источников помощи, надо только знать про них и уметь с ними общаться.Первоначально я хотел посвятить эту главу исключительно словарям. Но,
А. П. Осокина, первый секретарь Сорочинского райкома партии Оренбургской области СЕЛЬСКИЕ РАЙКОМЫ — ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ КПСС [2]
А. П. Осокина,
первый секретарь Сорочинского райкома партии Оренбургской области
СЕЛЬСКИЕ РАЙКОМЫ — ВЕРНЫЕ ПОМОЩНИКИ КПСС[2]
…В своей книге «Целина» Л. И. Брежнев назвал секретарей сельских райкомов великими тружениками, несущими на себе основной груз низовой
II. Загробные дарители
II. Загробные дарители
20. Умерший отец
Мы рассмотрели весь комплекс явлений, связанных с институтом посвящения и мужских домов.Но, конечно, неправильно будет предполагать, что данный институт — единственная база для создания сказки. Институт этот отмирал, а образование
1. Помощники
1. Помощники
Давая в руки героя волшебное средство, сказка достигает вершины. С этого момента конец уже предвидится. Между героем, вышедшим из дома и бредущим «куда глаза глядят», и героем, выходящим от яги, — огромная разница. Герой теперь твердо идет к своей цели и знает,
Таблица IV. Дарители
Таблица IV. Дарители
70. Дорога от дома до дарителя.71–77. Дарители:71) способ включения в сказку, номенклатура,72) жилище,73) облик,74) особенности внешнего появления,75) другие атрибуты,76) диалог с героем,77) угощение героя.78. Подготовка передачи волшебного
Донор (сказка)
Говорящий помогает князю Ивану в Царевиче Иване, Огнеборье и Грае
В сказках донор — персонаж, который тестирует героя (а иногда и других персонажей) и оказывает магическую помощь герою, когда он или она s.
Богоматерь-фея — известная форма этого персонажа. Многие другие сверхъестественные патроны фигурируют в сказках, к ним относятся различные виды животных и дух мертвой матери.
В сказке и легенде
В своем анализе сказок Вламир Пропп определил эту роль как донора и перечислил ее как одну из семи ролей, найденных в сказках. Прежде чем дать герою магическую поддержку или совет, донор может также проверить героя, опросив его, поставив ему задачи, или сделав его запросы. Если сам персонаж действует от имени героя, он также берёт на себя роль помощника в анализе Проппа. Поскольку донор определяется деяниями, роль могут исполнять другие персонажи, даже виллаин; мальчик, спасающийся от ведьмы, может украсть ее волшебный платок, сделав ведьму невольным донором. И наоборот, донор Румпельстилцкина превращается в виллайн, требуя за свою работу ребенка героини.
В «Сказках Гримма» герой часто встречается с жизненно важным помощником в дах, в лиминальных областях между другими сферами.
Когда более одного персонажа пытается задачи, например, когда самый молодой сын устанавливает последний, все они обычно встречают донора. Именно через провал в тесте старшие сыновья отмечены как не быть героем; только самый молодой сын проходит тест и оказывает помощь.
Может быть три донора, отличающиеся тем, что первые два не в состоянии помочь и так отправить его на next. общий мотив, как в Фармер Weathersky, заключается в том, что можно консультировать всех зверей, следующие все рыбы, третьи все птицы, и только последние могут обнаружить, что герой нуждается. В других случаях, каждый из трех может дать герою или героине что-то, но только третий имеет необходимую информацию.
Типы доноров
Баба Яга, хотя часто виллаин, выступает в качестве донора в некоторых сказках, как в «Смерти Кошея» Смертного «Персонажи донора. сказочные богомольцы были добавлены в» Сонную красавицу «Перро; никаких таких фигур в его источнике, Соля, Луна, е Талия Giambattia Grista Басilin братья не ‘не нет.
В «Золотой Птице» герои редко имеют реальных фей-богомольцев, но схожие фигура.В «Золотой Птице» героя сопровождает, совет которого он принимает; в «Красном Эттине» — фея, а не его богомолье; в «Пуддое» — завороженная лягушка, которая жалеет его; в «Принце Ринге» — завороженная собака; в «Справедливом бРове» Грие «Гриф и птица» у «; в Гриль» Гль «;
Герои могут также встретиться с несколькими extraury мужчин, которые помогут ему, как в Дурак мира и Летающий корабль, Как Геро помог выиграть Дочь Короля, Долгий, Широкий и Шарпсит, и Король Лохлин Три ghters. Каждый из них имеет способность, такие как видеть вещи в милях, слыша вещи от, экстрасюжет, чтобы выпить других, стрейя, стрейя, стрейя, и другие.
Говорящие животные часто являются помощниками героя, возможно, больше, чем любой другой тип. Наиболее распространенной мотивацией животных является сила тяжести после защиты, получение пищи или (реже) урегулирование ссоры между несколькими животными. В другой вариации, в Трех En ted Princes и Смерть Кошея Смертный, три si hero были женаты на животных. Они оказываются в форме мужчин, которые помогают своему шурину в различных типов сказок. Из-за своего пересказа Перро, P in Boots входит в число наиболее известных животных помощников, хотя в других вариантах сказки герою (или героине) иногда помогает, а иногда и другие животные. Лошади, как в «Огненной птице» и «Принцессе Василице«, «Фет-Фрумос с золотыми волосами«, «Магицианская лошадь«, «Принцесса на Стеклянном холме» и «Фьинанд Фьитфул» и «Фьинанд Неверный«, популярны в оральной традиции; в нескольких типах сказок обычно фигурирует лошадь почти столь же важная, как и героя.
Этот волшебный помощник часто давно верен герою; герой может падать много раз после первоначального испытания, часто не уважая совета помощника. в «Золотой птице» заявляет, что герой не оставляет свою помощь после своего неповиновения, но все же помогает ему.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
5
Приведите пример из русской народной сказки, где присутствует образ дарителя.
Читайте также
Смешны попытки Солохи спрятать друг от друга в мешки своих гостей: чёрта, голову, дьяка и Чуба.
Забавны несоответствия в поведении героев. Диалог Вакулы и Чуба, не узнавших друг друга во время метели, вызывает улыбку. Чуб, думавший, что пришёл к своей хате, слышит незнакомый голос, затем делает ошибочный вывод, что кузнец явился в чужую хату на свидание к жене соседа. Чуб начинает препираться и спорить, а Вакула его колотит. Их разговор, внешне напоминающий ссору, комичен и безобиден; он заставляет читателя рассмеяться.
Одним из юмористических приёмов является гипербола (преувеличение до неправдоподобия), которую мы также находим в повести Гоголя. Лёгкую улыбку вызывают у нас слова Вакулы, описывающего свои сердечные страдания: «Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову, а теперь мешков с углём не подыму. Скоро буду от ветра валиться». Или совсем смешно описание Пузатого Пацюка, к которому Вакула пришёл за советом. Пацюк «спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру». И в этом описании нет авторского осуждения, а лишь лёгкий, беззлобный смех.
Объясни это кто такой и из какого рассказа
Я бы очень сильно хотел бы дружить с Томом Соером. Он очень вежливый дружелюбный и у него очень много хороших качеств. Он белобрысый и всегда ходит в круглой шляпе. Я бы очень сильно хотел,а путешествовыть с ним по всему миру и открыть с ним много интересных мест.
Справедливая,бескорысная,милая, добрая!
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.
Все что я заню про то что было у Тургенева в 1843 году…Рада была помочь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Проектная работа
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Выполнили:
ученицы 6 класса «В»
Литюшкина Наталья
Сергеева Анастасия
Руководитель:
учитель литературы
Хитрова Т.А.
Мытищи, 2013
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы образа Бабы-Яги в русских народных сказках.4
- Происхождение образа Бабы-Яги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
- Портрет и атрибуты Бабы-Яги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 2. Образ Бабы-Яги в фольклоре и литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Развитие образа Бабы-Яги в современной литературе . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Введение
В мир сказок каждый человек попадает в самом раннем детстве, даже еще не умея говорить. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. Бабушки и мамы рассказывают сказки малышам, а те постигают великолепный мир чуда и волшебства. Особенно для нас ценны русские народные сказки, содержащие в себе мудрость наших предков, традиции русского народа.
Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. Одним из таких является Баба-Яга. Кто же она такая?
Мы привыкли видеть ее во многих сказках и часто не представляем их без этого персонажа. Что же в этом образе такого загадочно особенного, что отталкивает, пугает и одновременно притягивает читателей и слушателей к сказкам?
Цель нашей работы – проанализировать образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Выявить истоки, потрет, типы образа Бабы-Яги;
- Выявить особенности данного персонажа в сказках.
Объектом исследования являются русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц Баба-Яга; предметом исследования – типы Бабы-Яги в русских народных сказках.
Глава 1. Теоретические основы образа Бабы-Яги в русских народных сказках.
- Происхождение образа Бабы-Яги
Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.
БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.
Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью. О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.
По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова «ягать». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» толкует это слово таким образом: «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться». Там же можно найти: «Яга – род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи».
Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках».
- Портрет и атрибуты Бабы-Яги
Внешне Баба Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она, как известно, живёт в лесу в избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат — ноги, вместо запора — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами. Избушка является вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Как правило, в избушке Бабы-Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека. Баба-Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает.
Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников, например, лебеди. Бабе-Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». Баба-Яга — обладательница огня, например, в сказке «Василиса Прекрасная», золотых яблок, как в сказке «Гуси-Лебеди» или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»).
Из дома баба Яга выезжает на своей ступе: пестом отталкивается, помелом следы заметает. Иногда железную ступу везут черти, причём везут по воздуху. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею приделанными к ступе метлою и помелом. Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями. Скорость у неё при этом фантастическая: ни на обычной лошади, ни на богатырском жеребце её не догонишь. «Под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревет, бывает мор и падеж, кто видит Ягу, становится нем». Оно и понятно: вид стаи чертей, летящих по воздуху, кого угодно лишит дара речи. Часто Яга выезжает из леса за человеческим мясом. Она ест людей, особенно любит жарить похищенных детей.
Она отшельница, но у неё есть родственники. В некоторых сказках у бабы Яги есть дочери и их зятья, сыновья и их снохи, племянники и племянницы, три или сорок сестёр, которые действуют с нею заодно. А Василиса, во всех сказках представляющая собой самые положительные качества, – это племянница бабы Яги.
Помимо «классической» лесной версии Бабы-Яги, существует и «степная» версия Бабы-Яги, которая живёт за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц. В другой сказке Баба-Яга золотая нога во главе несметной рати воюет против Белого Полянина. Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу-Ягу с «женоуправляемыми» сарматами — пастушеским коневодческим степным народом. В этом случае ступа Бабы-Яги является славянским переосмыслением скифо-сарматского походного котла, а само имя Яга возводится к сарматскому этнониму языги. Образ Баба-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок – например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Образ Бабы Яго амбивалентен. Она может съесть не понравившегося ей путника, а может наградить. Может уничтожить или послужить средством возрождения его к новому началу.
Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.
Остается добавить, что по нашим понятиям место проживания Бабы-Яги – этой хранительницы пути между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой – вполне могло находиться именно в поморских краях. Не зря большинство сказок про Бабу-Ягу записано именно в Архангельской области.
Баба-Яга – это кризисный терапевт, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека. Это кризис развития в том числе. «Кризис – это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие» [Эриксон Э.Г.]. Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества во взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).
Когда-то на этих сложных этапах жизни человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-Яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-Яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными. Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-Яга, можно сказать, обладает теми же функциями. Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение. Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла» (проблемами). Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается, т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.
Яга — дарительница или Яга — советчица — это первые провожатые героя на пути в запредельный мир, другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (к примеру, клубочек) или волшебный помощник (к примеру, конь). Сама Яга как страж обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. В сказках не всегда воспроизводятся советы Яги, возможно, в силу их табуированности для непосвященных, сохраняющейся как реликтовый отголосок сакрализации мифа. Миф первичнее сказки. О чем миф умалчивает, о том и сказка не рассказывает.
Таким образом, происхождение образа Бабы-Яги остается загадкой. В сказках данный персонаж является проводником между миром мертвых и миром живых.
Глава 2. Образ Бабы-Яги в фольклоре и литературе.
2.1. Типы образа Бабы-Яги в русских народных сказках
Сказки знали разные типы образа Бабы-Яги.
Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: в этой сказке, прислуги Бабы-Яги украли Иванушку, которого она хотела зажарить и съесть. В этой сказке Баба-Яга кажется очень хитрой и беспощадной, она хотела занять чем-нибудь Аленушку, чтобы затопить баню, выпарить девочку и сесть ее. Или можем привести в пример русскую народную сказку «Терешечка», в ней Баба-Яга голосам мамы позвала Терешечку подплыть к ней, тот обознался, и она посадила его в мешок и побежала. Баба-Яга хотела Терешечку зажарить и съесть, но он вместо себя посадил на лопату Аленушку (дочку Бабы-Яги), и Яга съела свою же дочку.
Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п. Этот тип мы можем встретить в русской народной сказке «Баба-Яга» (в обработке Афанасьева). Там Баба-Яга за хорошую службу давала девочке нарядные платья, но как только девочка провинилась, Баба-Яга сломала ей косточки. В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Баба-Яга накормила, напоила и сказала, куда ему идти надо. В роли дарительницы Баба-Яга может быть советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами), охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка и проч. – за похождениями героя). Баба-Яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания, уважения. За это она отплачивает добром.
Также в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы-помощники: «Будет у тебя на пути большая река – перейти нельзя; ты возьми это полотенце да махни одним концом – тотчас появится мост. Да смотри, махай украдкой, чтоб сестра не видела» («Звериное молоко»); «Баба Яга дала ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков» («Финист-ясный сокол»); «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали» («Василиса Прекрасная»).
Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой. Например, из русской народной сказки «Баба-яга» мы можем выяснить, что Баба-яга жестокая и злая, это описывается в этих строках: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить».
С Бабой-Ягой иногда действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12. Конечно, такая Яга, мать змеев и оборотней-кобылиц, — это не та традиционная русская сказочная Баба-Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу. Очень часто она живет в подземелье, обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Баба-Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (одаривает героя необходимой вещью или дает необходимые сведения). Баба-Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания.
Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:
— она родоначальница;
— она обладает каким-то древним знанием;
— она «управляет» мистическими и природными силами;
— она косвенно связывается с рождением и повитухами;
— внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле;
— она живет в избушке на курьих ножках;
— её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно);
— вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней;
— во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы-Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья);
— она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти);
— у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны;
— она прядет (веретено судьбы);
— в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница;
— что бы эти ипостаси сменили друг друга, главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её;
– главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком;
— сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама;
— дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными);
— она имеет отношение к змеям;
— она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться;
— она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом);
— после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.
- Развитие образа Бабы-Яги в современной литературе
Образ Бабы-яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Баба-яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
Роман «Возвращение к Бабе-яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
Образ Бабы-Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнаётся, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.
Также образ Бабы-яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звёздная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
Баба-Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и в одноимённом анимационном фильме.
В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» эксплуатируются как отрицательный (Яга Ягишна), так и положительный (Овдотья Кузьминична) образ Бабы-Яги.
Таким образом, мы видим, что образ Бабы-Яги популярен не только в русских народных сказках. А успешно используется и в современной литературе.
Заключение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. Одно из чудес – это то, что русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. В облике «лесной старухи» присутствует определенное обаяние, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?
В ходе исследовательской работы нами проанализировано множество народных сказок, в которых действующим лицом является Баба-Яга, выявлены её типы в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
- Баба-Яга – вымышленный сказочный персонаж, ее прообразом является славянская богиня смерти;
- по мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;
- имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться»;
- в сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;
- по мнению юных читателей, Баба-Яга – персонаж отрицательный;
- волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-похитительница;
- образ бабы Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.
Таким образом, Баба-Яга – один из самых ярких образов русского фольклора, литературы и культуры.
Список литературы
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004, – 1678 с.
- Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.:Флинта, 1998, – 123с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.
- Русские народные сказки. Составитель Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.