Образ демона в поэме лермонтова сочинение кратко

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Лермонтов

Сочинение Демон в поэме Лермонтова (Образ и характеристика)

М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Демон» показывает образ падшего ангела, который, ненавидя все, сотворенное всевышним, вдруг не смог устоять перед неповторимой красотой грузинской княжны Тамары. Образ Демона у поэта необычен. Он тяготится своими злодеяниями, он глубоко несчастен. После встречи с девушкой он не видит смысла в том, что совершал ранее. Его цель – душа Тамары.

Демон не остановится ни перед чем. Он убивает жениха княжны, а сам является ночью к девушке в чудесном облике, говорит ей приятные слова. Странные видения начинают посещать Тамару каждую ночь. Испугавшись, не понимая, что с ней происходит, девушка бежит в монастырь, где ей на некоторое время удается спрятаться от Демона. Но падший ангел уже завладел частью сознания княжны, и она сама призывает его, не выдержав разлуки.

нейросеть

На этот раз Демон искренен с ней. Он признается во всех злодеяниях и говорит, что только Тамара может вернуть смысл его существованию. Герой обещает ей забыть прошлое и вернуться на небеса, если девушка будет благосклонна. Взамен на любовь он готов подарить ей бессмертие и обогатить. 

Демон искренне верит в чувства, которых нет. Им движет всего лишь страсть и желание владеть, добиться цели. Он сам не осознает, что обманывается и обманывает княжну. Настоящая любовь готова на жертву, Демон же жертвуют жизнью девушки, зная, что его появление погубит Тамару. Для него собственные интересы превыше всего.

Доверие Тамары приводит к ее гибели. Демон, торжествуя, принимает свой истинный облик падшего ангела, способного на самые гнусные злодеяния. Он уже готов забрать душу жертвы, достигнуть заветной цели. Спасением княжны становится ее Ангел Хранитель, который не позволяет злодею совершить задуманное. Девушка не распрощалась со своей душой, потому что чувства ее были искренними, душа чиста и безгрешна.

Герой остался побежденным. Он перепутал искренние чувства с желанием обладать. Любовь для него остается непостижимой, он способен только приносить людям несчастья и обречен на вечные страдания.

Лермонтов сделал Демона человекоподобным, стремящимся к искренним чувствам. Герой у него глубоко несчастен. Он тяготится своими способностями, потому что все, е чему он имеет отношение, обречено стать злом либо погибнуть. Своего места падшему ангелу не суждено найти, он обречен на вечные скитания и страдания от того, что несет людям погибель.

`

Образ Демона в поэме Лермонтова

Образ Демона в поэме Лермонтова

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Пушкина

    А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он стал не только основоположником современного литературного языка, но прославился многочисленными рукописными шедеврами. Все известны его уникальные поэмы

  • Сочинение Черты реализма в Горе от ума

    Ведущим направлением в русской литературе XIX века является реализм. Одним из первых писателей-реалистов можно назвать А.С. Грибоедова. Его комедия «Горе от ума»

  • Сочинение Любимая музыкальная группа

    В настоящее время простому человеку доступен безграничный выбор музыкальных групп и жанров музыки. Моей любимой группой является иностранный коллектив «Powerwolf», исполняющий в жанре хэви-металл.

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.
Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

«Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,— я у ног твоих!»

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему»

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..»

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.
Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Демон в поэме Демон Лермонтова

Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова — совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.

Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы. Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет. К тому же, она влюблена и выходит замуж.

Испытывая отвращение к заведенному Богом порядку, демон убивает жениха Тамары руками разбойников. Верша судьбы людей, герой Лермонтова показывает желание стать таким же как они, прикоснуться к человеческой сущности и оправдать все свои поступки человеческими сомнениями.

Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается. Тамара — воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону). Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь,  думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.

Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Также читают:

Картинка к сочинению Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон в поэме Демон Лермонтова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Что значит быть воспитанным человеком?

    Воспитанный человек — это культурный человек, которому присвоено чувство такта в общении. Такие люди уважают своего собеседника, умеет вежливо высказывать свои мысли, не задевая другого за живое.

  • Сочинение по повести Сотников Быкова

    Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига

  • Поступки Хлестакова в комедии Ревизор сочинение

    В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.

  • Тема любви в комедии Горе от ума сочинение

    Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия.

  • Сочинение рассуждение Интересный человек

    Интерес. Что это? Стремление узнать что — то важное? Необходимость расширить свой кругозор? Что подразумевается под выражением «интересный человек»?

Сочинение на тему Образ демона Лермонтов М.Ю.

План сочинения:

  1. Демон – какой он?
  2. Чем занят Демон, что делает с людьми?
  3. Встреча с Тамарой и любовь к ней.
  4. Поражение, потеря связи с Тамарой.
  5. Демон – значимый образ для самого автора.

1. Демон – центральный персонаж поэмы. Демон прошел нелегкий путь. Он был отвержен Богом. Покинув рай, Демон скитается много веков, не видя радости ни в людях, ни в природе. Он не чувствует удовлетворенья даже в том зле, которое творит.

Демон – это дух, существо из иного, тонкого мира. «Дух изгнания» коварен, беспокоен, мстителен, переполнен ядом.

2. Демон с легкостью может совратить человека, что-то нашептав ему, а потом – умертвить. Так происходит с женихом Тамары, а, впоследствии, и с самой княжной.

Он управляет жизнью людей, «нигде искусству своему он не встречал сопротивленья». О людях злой дух говорит, что «пламень чистой веры легко навек я залил в них». Даже страшно становится, какое количество людей погубил этот умный, сильный, интересный и лукавый дух. Если у человека «залить» веру, то какая жизнь была у них? Мне представляется тягостное, безрадостное существование, на которое Демон обрекал людей.

3. И есть ощущение, что Демон тяготится своим предназначением – сеять зло. Он не знает, чего хочет, лишь с удовольствием вспоминает времена, когда «в жилище света блистал он, чистый херувим». Это время он считает лучшим. Он встречает красавицу Тамару и понимает, чего так сильно не хватает ему. Демон хочет любить. И, как будто, хочет вернуться в обитель Бога. Но зло слишком укоренилось в нем, оно вспыхивает при первом же случае, когда он видит преграду на своем пути – это Ангел, беседующий с Тамарой в келье.

Лермонтов описывает этот образ, на мой взгляд, с любовью и состраданием.

4. Демон со всей своей страстью хочет продолжать отношения с Тамарой. Он волнуется, услышав песню, плачет. Мне не очень понятно по сюжету, знал ли Демон, что Тамара погибнет от его поцелуя или нет. Понятно одно – Демон хочет продолжать взаимодействие с ней либо с ее душой, но тамара – божья душа, не принадлежащая ему. Для злого духа закрыт доступ к душе, попавшей в рай. И для него это сильнейшая утрата, усугубившая его печальное одиночество.

5. Лермонтов так долго работал над этим произведением. Целых 10 лет он оттачивал этот образ, который был, скорее всего, понятен и дорог самому автору. Такое чувство, что он понимает этот сильный и мятежный дух. Этот образ описан необыкновенно красиво. Его слова преисполнены силой, утонченностью, яркостью, красотой. Он – красивый, глубоко и тонко чувствующий, похожий «на вечер ясный». Этот образ вызывает сострадание и у меня. Демон протестовал против Божьей воли и был так жестоко наказан. Нелегкая ему выпала доля – видеть только зло и претворять в жизнь зло и ненависть на земле.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Образ и характеристика Демона в поэме Демон

Образ и характеристика Демона в поэме Демон Лермонтова

Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары. Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний,  а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.

По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну. Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться. Но он уже завладел мыслями Тамары, и жизнь без него ей уже не в радость, а потому, услышав однажды ее плачь о нем, он снова приходит к ней.

Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.

Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару —  им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.

В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни. Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному. Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.

Таким образом, Демон оказывается побежденным. Его «любовь» оказалась самообманом, который стоил жизни человека. Демону так и остается недоступным понимание любви в ее настоящем значении. Демон обречен на вечное скитание среди людей, в жизни которых он приносит несчастья.

Подробная характеристика Демона

Кто есть демон в традиционном религиозном понимании? Это злое, грубое, уродливое, пугающее и обижающее всех вокруг существо. Такими демонов изображали десятки деятелей искусства: писатели, поэты, художники.

Демон, которого изобразил в своей поэме Лермонтов, кардинально отличается от любого типичного демона. Его сложно назвать безусловно отрицательным персонажем. Как говорит автор уже в первых строках поэмы, его демон утомлен постоянным совершением зла.

Так Лермонтов ломает представление о том, что всем демонам зло в радость, так как они, по сути своей, являются воплощением этого зла.

В основе поэмы лежит библейская история о том, как однажды падший ангел восстал против Бога. Михаил Лермонтов не является первым поэтом, который был увлечен созданием портрета «духа отрицанья, однако он сумел внести в этот образ нечто особенное. Он сделал демона человекоподобным, изобразив его персонажем как романтическим, так и реалистическим.

Создатель мира  также косвенно присутствует в тексте. Он обвиняется во всех преступлениях, проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил всё, значит, и зло тоже сотворено им. У лермонтовского Демона к Богу личная неприязнь, которую сложно объяснить лишь миссией подобных существ.

Бог изолировал Демона от рая и поработал над его душой. Помимо этого факта, Создатель передал своему оппоненту груз ответственности за всё мировое зло, поэтому Демон “жжет печатью роковой”. Думается, что в этой печали и  заключена трагедия главного героя поэмы: вне зависимости от его желания, всё, к чему он имел или имеет отношение, становится злом.

Демон Лермонтова — этакий несчастный сверхчеловек, обреченный на страдания из-за своих способностей. Известно, что после издания поэмы Церковь посчитала поэта безбожником, так и не сумев принять его нетипичный образ демона.

В поэме немало различных философских подтекстов, и читателю, взявшему за данное произведение, нужно обладать немалой эрудицией, чтобы понять всю суть этого поэтического текста. «Демон» по сей день является почвой для дискуссий среди учёных-филологов. В школе же эту поэму следует изучать уже потому, что она является блестящим примером мастерства автора.

Образ и характеристика Демона в поэме Демон

Образ и характеристика Демона в поэме Демон

Несколько интересных сочинений

  • Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе Гончарова

    Свой роман А.Гончаров назвал «Обломов», тем самым выделяя главного героя и,собственно говоря, основную мысль произведения. Но на самом деле здесь 2 героя, которые равнозначны по авторской задумке: Обломов и Штольц.

  • Сочинение Примеры и аргументы силы духа из литературы

    К проявлениям силы духа относятся смелость, храбрость, уважение и добродетельность. Сила духа говорит о том, что человек сохранит в себе все эти качества, чего бы ему это не стоило. Сила духа давно прославляется в литературе и фильмах

  • Анализ рассказа Миль пардон, мадам! Шукшина

    Как говорят современные ученые, для мозга не существует практически никакой принципиальной разницы между переживаниями, которые происходят только в пространстве собственного ума или такими переживаниями

  • Можно ли делать чудеса своими руками сочинение

    Я уверен, что чудеса делать можно! Чудо – это что-то хорошее, чего мы не понимаем, то есть не понимаем, как это сделано. Много чего раньше считали чудом, даже молнии, но теперь-то люди понимают их секреты

  • Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба Гоголя 7 класс

    Корни Н.В.Гоголя из Украины. В его произведениях много говорится о его родине. О ее природе, о ее традициях, о ее людях.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Демон: восточная повесть / Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

    Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».

     Я позавидовал невольно

     Неполной радости земной

    Демон влюбляется в Тамару

     …Он был похож на вечер ясный…

     …С глазами полными печали и

     Чуждой нежностью речей…

    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.

     Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.

    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.

Добавил: Lilelechka

154768 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Демон: восточная повесть / Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

Смотрите также по
произведению «Демон: восточная повесть»:

  • Краткое содержание

Автор статьи

Илья Грехов

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Вечные темы – это комплекс явлений и проблем, значимых для человечества во все времена: тема добра и зла, жизни и смерти, любви, долга, свободы, света и тьмы и т.д.

Образ Демона в мировой литературе

На протяжении многих веков мировое искусство постоянно обращается к образам и темам, волновавшим не одно поколение людей и продолжающих оставаться актуальными и сейчас. В литературоведении такие темы называются вечными. Одной из таких тем является бесконечная борьба добра и зла, которая выражается в противоборстве Бога и Сатаны. Эту проблему пытались разрешить в своих произведениях величайшие мастера искусства.

Например, одним из излюбленных мотивов поэзии стал образ падшего ангела. В 17 веке в литературу вошел образ Демона как духа-искусителя людей, яростного противника Бога. В произведениях имя демона звучит по-разному, например:

  • В «Потерянном рае» Дж. Мильтона – Сатана;
  • В «Каине» Дж. Байрона – Люцифер;
  • В «Фаусте» И.В. Гете – Мефистофель;
  • В «Элоа» А. де Виньи – падший дух и т.д.

Каждый из авторов предлагал свой вариант образа демона, но все сохранили основной мотив – отчужденность демона от мира, его враждебность небесам и Богу. В русской литературе к этому образу обращался А.С. Пушкин («Демон», «Ангел», «Мое беспечное незнанье»). Но наиболее известным образом носителя зла в русской поэзии является Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова.

Образ Демона в поэме М. Ю. Лермонтова

Над поэмой «Демон» Лермонтов работал на протяжении всего своего творческого пути. Этот образ владел мыслями и чувствами поэта уже с четырнадцатилетнего возраста, свидетельством чему являются стихотворения «Мой Демон» 1824 и 1831 гг. Поэма «Демон» имеет семь редакций. Лермонтов неоднократно переделывал начатое произведение, однако с каждой редакцией произведение становилось все более художественным и по форме, и по содержанию.

В основу произведения Лермонтов положил древний миф об ангеле, восставшем против Бога, и превратившегося по воле Бога в дух зла. Поэма Лермонтова как поэта-романтика вобрала в себя противоречия эпохи, отразила бунтующую, страстную душу человека, вечное его томление и стремление к идеалу.

«Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова» 👇

Экспозиция произведения восстанавливает предысторию главного героя, характеризует его. Демон в своих бесконечных скитаниях сохранил воспоминания о лучших днях, когда в жилище света «блистал он, чистый херувим». Изгнанный затем из рая, Демон преуспел в искусстве творить зло, довел это искусство до совершенства, но «зло наскучило ему». Автор словно затрудняется в точной характеристике героя, и отсюда – различные эпитеты и метафоры, которые порой друг другу противоречат: «гордый дух», «печальный», «отверженный», «дух изгнанья», «лукавый».

Образная система произведения подчинена идее автора раскрыть образ Демона в его противоречивости и сложности. А сущность героя отражает главная сюжетная линия – Демон и Тамара.

Тамара в поэме –олицетворение красоты. Ее портрет в произведении изображен фрагментарно: «божественная ножка», «влажный взор», «милое чело», «завистливая ресница». Лермонтов сравнивает ее с пери: «как пери спящая мила».

Замечание 1

В персидской мифологии пери – добрая фея.

Увидев девушку накануне ее свадьбы, Демон был очарован Тамарой. Он через любовь Тамары мечтает примириться с Небом. И здесь явно выражается противоречие характера Демона. Он, с одной стороны, испытывает к девушке сильный чувства, но с другой стороны – она для него является средством достижения личных целей.

Демон без перерыва совершает целую череду преступлений. Жених княжны пренебрегает обычаями предков и не произносит молитву у святого места, где путники останавливались, чтобы совершить обязательный ритуал. Этим князь лишает себя божественного покровительства. Жениху также не следовало предаваться любовным мечтаниям в таком месте. Оплошностью князя ту же воспользовался Демон.

Затем он наносит несколько ударов Тамаре, оплакивающей гибель своего жениха. Сначала Демон появился во тьме, и догадаться, кто он, было трудно.

Когда княжна решает во имя спасения души закончить свою жизнь в монастырской келье, Демон хочет ей подарить пространство вечности, широту абсолютной свободы. Дух зла обещает ей рай свободы и всезнанья, и остановить его не смогла даже божья защита. Соблазнительные речи Демона весьма убедительны, ведь они основаны за знании человеческой природы, ее слабостей. По мнению Демона, земная жизнь ничтожна и недолговечна, как и презираемые им люди. Затем Демон обещает Тамаре жизнь с наслаждениями, недоступную людям, однако цена такой свободы оказывается слишком высокой – отказ от земного означает смерть.

«Смертельный яд» поцелуев Демона погубил княжну. Когда ангел-хранитель забрал душу Тамары, у Демона не хватило сил преодолеть зависть и враждебность к величию Бога. Тогда перед Тамарой предстал совсем другой Демон. Это был не тот, кто блистал неземной красотой, а настигшая свою жертву беспощадная смерть.

По мнению Лермонтова, причина поражения Демона заключается в ограниченности его чувств. Поэтому поэт сочувствует ему, но осуждает за надменность и ожесточенность против мира. Лермонтов в образе Демона воплотил «вечный ропот человека», стремящегося встать на один уровень с природой. Поэт считает, что божественный мир гораздо могущественнее мира личности.

Важное место в поэме занимает образ природы. Автор показывает эмоциональное восприятие природы в двух ракурсах: со стороны главного героя и с точки зрения самого автора. Автор восхищается природой. Демон же воспринимает природу с презрением и ненавистью.

В поэме воедино сплетаются добро и зло. Даже Демон оказывается способным в умилении проливать слезы. Автор во второй части поэмы говорит о возможном преображении Демона, желающего примириться с Небом: «хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру». Однако это оказывается ему не по силам – поцелуй Демона несет Тамаре смерть. Но и торжество зла служит исполнению Божьей воли. Именно страдания Тамары, ее старания отвратить от порока Демона обеспечивают ей райское блаженство: ангел спасает душу Тамары, когда ее уносит с собой Демон.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ демона в поэме лермонтова демон сочинение с цитатами
  • Образ главной героини повести карамзина бедная лиза сочинение 8 класс кратко с цитатами
  • Образ демон лермонтов сочинение
  • Образ главного героя евгения базарова в романе отцы и дети сочинение
  • Образ дарителя в русских народных сказках примеры

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии