Образ дороги в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 21.12.2022 17:14

Кречетова Елена Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

55 лет

рейтинг9 312
место2 479

Мотив дороги в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

26.09.2021 18:51

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Мотив дороги в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Завязка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова происходит во время встречи времяннообязанных мужиков, которые затевают спор о счастье. Поспорив, крестьяне отправляются на поиски счастливого русского человека. Вот он, один из основных образов в лирике Николая Алексеевича – образ дороги. 

Сравнив сборник стихотворений Некрасова и это произведение, мы заметим характерные черты. Темой пути открывается сборник («В дороге») и ею же заканчивается («Школьник»). В самом любимом детище автора дорога — центральный образ, он усиливает чувство идущих неизбежных изменений как для народа, так и для России. Нельзя забыть про встречи, что происходят по пути, они служат началом диалогов и последующего взаимного узнавания. Также выглядят части сборника, упомянутые выше. Знакомясь с творчеством поэта, мы можем наблюдать непрекращающееся повторение мысли: жизнь – это дорога, и мы люди, непрерывно движемся по ней. Именно этот образ открывает для нас духовный рост крестьян второй половины девятнадцатого века. Наши главные герои движутся и вопрошают, в попытках отыскать по-настоящему счастливого человека, но не могут этого сделать. То, что они постоянно возвращаются на круги своя, символизирует повтор: 

«…мужики степенные, из временно обязанных, Подтянутой губернии, уезда Терпигорева… Сошлись и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси…».

Пролог поэмы вышел через три года после отмены крепостного права – это резкого подъема мятежного недовольства, почти вся европейская часть страны охвачена бунтами. Осуществленная реформа не принесла истинного равноправия крепостным. Они достаточно умны, чтобы понимать, что какая-то часть сделанного была неверна. В них просыпается отчаянная тяга к вольности, избавлению от рабовладельческого строя, преодолению его: 

«А все ж ты, пташка малая, Сильнее мужика! Окрепнут скоро крылышки. Тю-тю! Куда ни вздумаешь, Туда и полетишь».

Об изменении в духовной части жизни говорит и бездумная покупка «картиночек». Но и в этом отрывке сквозит надежда: 

«Придет ли времечко, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесет?»

Эпизоды с попом и помещиком связаны наблюдением за празднеством. «Пьяная ночь» символизирует то, что как бы далеко не зашло развитие народа, крестьяне всегда будут уставать на работах, всегда будут измотаны горестями. И все это будут забывать только за подобным весельем. 

В каком-то смысле дорога в поэме есть аналогия России. В главе «Пир – на весь мир» проходят «поминки по крепям», то есть по крепостному праву, последняя дань отошедшей в прошлое эпохе. Широта и неопределенность — вот оно, сходство с нашей страной. «Ей не суждено окончиться», — говорит о своем произведении уходящий Николай Алексеевич. Та же судьба и у России, идущей к лучшей жизни на своих двоих.

Дорога всегда символизирует собой трансформацию, изменение, движение. И в работе Некрасова образ жизни в России переходит от мрачных глубин прошлого к светлому будущему. По этой причине образ дороги так важен в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Предыдущая

СочиненияСочинение: Мое любимое стихотворение И.А. Бунина

Следующая

СочиненияСочинение: Грешники в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

Мотив дороги звучит в двух значительнейших произведениях 19 века. Это – «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показывает жизнь всей Руси через путешествие семи вольнообязанных мужиков по нескольким деревням. Сюжет поэмы – фольклорный. Главные герои поэмы – крестьяне, ибо они в ту эпоху были самым многочисленным классом в России. Несколько деревень, по которым проходят мужики, символизируют собой всю крестьянскую Россию.

Образ дороги в этом произведении не выходит на первый план. Это лишь связующая нить между отдельными пунктами путешествия. Некрасов живо сочувствует всему, что происходит с путешественниками, идет рядом с ними, «вживается» в образ каждого своего героя (будь то Матрена Тимофеевна, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, Яким Нагой, холоп Яков, Гриша Добросклонов), живет его жизнью, сопереживает ему.

Образ дороги здесь – традиционный символ жизненного пути. Это ярко видно на примере образа Гриши Добросклонова. Перед Гришей стоит вопрос, какой жизненный путь выбрать: «Одна просторная дорога – торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну жадная идет толпа», «Другая – тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд». Итог – «сманила Гришу узкая, извилистая тропочка». Он выбрал путь народного заступника, на котором «ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку да Сибирь».

В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь ставил перед собой задачу показать всю Русь. Но показывает он лишь небольшой ее кусочек – уездный город и его окрестности. Основное действующее сословие – мелкопоместное дворянство. Здесь также связующей нитью между этапами повествования является дорога. Так, поэма «Мертвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя – путешествие. Ведь только через путешествующего героя, через его странствия можно было выполнить поставленную глобальную задачу: «объять всю Русь». Тема дороги, путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций. Конечно же, это прием чисто композиционный, связывающий главы воедино. Также описания дороги, ведущей в то или иное поместье, предворяет описание самих помещиков, настраивает читателя на определенный лад.

В седьмой главе поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: «Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…»

Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждет слава, почести, рукоплескания. «Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми гениями мира…» Но «нет пощады у судьбы» для тех писателей, которые выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу все, «что ежеминутно пред очами и что не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…» В этом лирическом отступлении тема дороги вырастает до глубокого философского обобщения: выбора поприща, пути, призвания.

Дорога – это композиционный стержень произведения. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, – не только реалистическая картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития. «Птица-тройка» и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. «Птица-тройка» – символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе.

Но эта дорога – уже не жизнь одного человека, а судьба всего русского государства. Сама Русь воплощена в образе птицы-тройки, летящей в будущее: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа… летит мимо все, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства».

В своих поэмах Н. В. Гоголь и Н. А. Некрасов решили обзорно показать жизнь всей Руси. В «Мертвых душах» тема дороги – основная философская тема, а все остальное повествование – лишь иллюстрация к тезису «дорога есть жизнь». Как и в «Мертвых душах», в поэме Некрасова тема дороги является связующей. В обоих произведениях образ дороги выполняет роль символа жизненного пути. «Песни о двух дорогах» в «Кому на Руси жить хорошо», бесспорно, перекликается по тематике с лирическим отступлением из поэмы Гоголя о выборе пути писателем.

Некрасов, так же как и Гоголь, восхищается людьми, избравшими второй, более трудный путь. Однако Некрасов, поднимая острые, насущные проблемы в своем произведении, не придает теме дороги большого значения (в основном повествовании она является всего лишь композиционным приемом), Гоголь же, напротив, поднимается над жизненной суетой и показывает жизнь широко, обзорно , не вдаваясь в конкретику, именно как путь, как дорогу. В обеих поэмах тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является художественным приемом, в «Мертвых душах» – главной темой, сутью произведения.

Мотив дороги и его роль в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Мотив дороги находит свое отражение в произведениях многих авторов, например, в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. В числе писателей, использующих этот мотив, и Н.А.Некрасов, чье произведение «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой поэму-путешествие, объединившую в себе различные эпизоды пути героев. Выяснить, как раскрывается образ дороги и какова его роль в произведении и его композиции, и предстоит в данном сочинении.

Мотив дороги имеет в поэме несколько значений. Во-первых, это буквальное движение странников, идущих и ищущих счастливых людей и ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Во-вторых, этот мотив отражает духовное движение крестьян и всей России 2-й половины XIX века.

…Семь мужиков сошлись «на столбовой дороженьке» и поспорили: кому на Руси жить хорошо? Все они направлялись по своим делам: «Тот путь держал до кузницы, тот шел в село Иваньково…». Но этот вопрос захватил их до такой степени, что они решили «не расходиться врозь, в домишки не ворочаться, не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами», а искать ответ, решение проблемы. Они ходят и расспрашивают, но не могут найти истинно счастливого человека. И то, что они снова и снова заходят в тупик, то, что любопытные странники возвращаются к тому, с чего начали, символизирует и повторяющийся от главы к главе рефрен: «…мужики степенные, из временнообязанных,/Подтянутой губернии, уезда Терпигорева…/…Сошлися и заспорили: /Кому живется весело,/Вольготно на Руси…».

Время написания поэмы – 1860-70-е годы. Это время нарастания народного недовольства. Реформа осуществлена, но желаемых, ощутимых перемен она не принесла. В массах зреет протест. Крестьяне не глупые, они понимают, что с ними обошлись не вполне честно. В этом и выражается духовное движение крестьянства. В народе проснулась тяга к свободе, к освобождению от остатков и последствий рабства. Ведь недаром в прологе звучит горькая правда:

А все ж ты, пташка малая,

Сильнее мужика!

Окрепнут скоро крылышки.

Тю-тю! Куда ни вздумаешь,

Туда и полетишь.

Здесь говорится о несвободе крестьян и о желании народа преодолеть ее.

Об эволюции свидетельствует (в сравнении с прежними характеристиками крестьянок) и образ Матрены Тимофеевны – умной, сильной духом женщины.

О духовном изменении говорит и покупка крестьянами на ярмарке портретов генералов, «картиночек». И хотя народ покупает их большей частью бездумно, не зная, кто такие эти люди, но в данном эпизоде все-таки видно движение и звучит надежда:

…Придет ли времечко,

…..

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Символичен и сам путь странников. Они идут пешком, потом им попадается навстречу тележка попа, запряженная одной лошадью, а затем – тарантас помещика, запряженный уже тройкой лошадей. А между этими эпизодами крестьяне наблюдают праздник и «пьяную ночь». Это означает, что крестьяне есть крестьяне, и как бы далеко ни зашло их развитие (от пешком – до тройки лошадей), они устают на работах, их жизнь полна горестей, и они праздниками и весельем отвлекаются от повседневных забот.

В некотором смысле дорога в поэме – символ России. Произведение начинается с зачина:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

Он означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности.

В части «Пир – на весь мир» так называемые «поминки по крепям» — по крепостному праву – событие, в котором в последний раз является дух отходящей в прошлое эпохи. Здесь особенно ярко сказалась устремленность поэта к грядущим добрым временам. Обширность, неоднозначность – вот сходства дороги и самой поэмы с Россией.

«Ей не суждено окончиться», — сказал о своем произведении умирающий Некрасов. Как не суждено окончиться и России, как бесконечен путь нашей страны к лучшей доле.

Композиционная «рыхлость» поэмы – признак крупной эпической формы. В произведении много персонажей и сюжетных линий. Отдельные судьбы, биографии как бы «вплетаются» в основную тему произведения – судьбу русского крестьянства, России в целом. Использованная форма путешествий, встреч, расспросов, рассказов, описаний очень удобна для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни. Отдельные сцены и «куски», внешне не связанные между собой, выступают в поэме в своем единстве. Роль дороги здесь – связующая. Да и образы семи странников не обладают такой социальной конкретностью, как других крестьян. Это условные фигуры, необходимые для построения сюжета.

Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым. Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. Вот почему мотив дороги так важен в этом произведении.

У меня за это тоже 5-/5-, счастья полные штаны:)

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова

Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова

    В своих поэмах Н. В. Гоголь и Н. А. Некрасов решили обзорно показать жизнь всей Руси. Понятно, что такая глобальная задача не под силу одному человеку, поэтому Гоголь ограничился описанием жизни уездного города и его окрестностей, а Некрасов — нескольких смежных деревень. Основным сословием, выбранным для описания, у Гоголя является мелкопоместное дворянство, а у Некрасова — крестьянство (мужицкое сословие). Своей цели авторы достигли, так как выбранные ими для описания срезы общества были самыми представительными в описываемую авторами эпоху. Эти образы — самые типичные русские люди, а Русь времен Гоголя или Некрасова целиком состояла из уездных городов и смежных деревень.

    Понятно, что самый естественный способ повествования — показ России глазами одного героя (или же группы героев), откуда и вытекает тема дороги, ставшая стержневой и связующей темой и в “Мертвых душах”, и в “Кому на Руси жить хорошо”.

    Так, поэма “Мертвые души” начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя — путешествие. Ведь только через путешествующего героя, через его странствия можно было выполнить поставленную глобальную задачу: “объять всю Русь”. Тема дороги, путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций.

    В первую очередь, это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Гоголь путь в Маниловку: “Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать”. Дорога в деревне Плюшкина напрямую характеризует помещика: “Он (Чичиков) не заметил, как въехал в середину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою, перед которой городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…”

    В седьмой главе поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: “Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками…” Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждет слава, почести, рукоплескания. “Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми гениями мира…” Но “нет пощады у судьбы” для тех писателей, которые выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу все, “что ежеминутно пред очами и что не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…” Сурово поприще такого писателя, так как его не понимает равнодушная толпа, он обречен на одиночество. Гоголь считает, что труд именно такого писателя благороден, честен, высок. И он сам готов идти об руку с такими писателями, “озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы”. В этом лирическом отступлении тема дороги вырастает до глубокого философского обобщения: выбора поприща, пути, призвания. Завершается же произведение поэтическим обобщением — образом летящей птицы-тройки, являющейся символом всей страны. Проблемы, затронутые Гоголем в поэме, — это не конкретно поставленный вопрос, и лишь в заключительных строках первого тома “Мертвых душ” ясно и отчетливо звучит: “…Русь, куда ж несешься ты? ” И мы понимаем, что для автора Русь — это тройка, несущаяся по дороге жизни. И жизнь — та же дорога, бесконечная, неведомая, с вершинами и падениями, тупиками, то хорошая, то плохая, то сплошная грязь, без начала и конца. В “Мертвых душах” тема дороги — основная философская тема, а все остальное повествование — лишь иллюстрация к тезису “дорога есть жизнь”. Завершает Гоголь поэму обобщением: он переходит с жизненного пути отдельного человека на исторический путь государства, обнаруживая их удивительное сходство.

    Как и в “Мертвых душах”, в поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которое я сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога лишь иллюстрация жизни, малая ее часть. Основное действие Некрасова- повествование, развернутое во времени, но не в пространстве (как у Гоголя). В “Кому на Руси жить хорошо” все время звучат насущнее вопросы: вопрос счастья, вопрос крестьянской доли, вопрос политического устройства России. Поэтому тема дороги здесь второстепенна.

    При создании своей поэмы Некрасов занял куда более приземленную позицию, чем Гоголь. Это, в отличие от Гоголя, не позиция сторон-него наблюдателя, смотрящего на своих героев с недосягаемой высоты (такая отстраненность чувствуется в поэме Гоголя), которого мало трогает их судьба, который смеется над ними, который холодным критическим умом выводит глубокие обобщения; нет, это — позиция человека, который “вживается” в образ каждого своего героя (будь то Матрена Тимофеевна, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, Яким Нагой, холоп Яков, и, наконец, Гриша Добросклонов), живет его жизнью, сопереживает ему и для которого важнее всего счастье этого человека (своего героя). Но так же как и в поэме Гоголя, в поэме Некрасова образ дороги выполняет роль символа жизненного пути, когда поэт рассказывает жизни народного заступника Гриши Добросклонова. Перед Гришей ст ит вопрос: какой жизненный путь выбрать, по какому пути идти. “Одна просторная дорога — торная, страстей раба, по ней громадная, к соблазну жадная идет толпа”, “Другая — тесная, дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд”. И далее автор пишет о том, что “сманила Гришу узкая, извилистая тропочка”. Он выбрал путь народного заступника, на котором “ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку да Сибирь”. Песни о двух дорогах, бесспорно, перекликается по тематике с лирическим от отступлением из поэмы Гоголя о выборе пути писателем. Некрасов, так же как и Гоголь, восхищается людьми, избравшими второй, более труд-ный путь.

    Однако Некрасов, поднимая острые, насущные проблемы в своем произведении, не придает теме дороги большого значения (в основном повествовании она всего лишь композиционный прием), Гоголь же, напротив, поднимается над жизненной суетой и показывает жизнь широко, обзорно , не вдаваясь в конкретику, именно как путь, как дорогу.

    В обеих поэмах все же тема дороги является связующей, стержневой, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В “Кому на Руси жить хорошо, тема дороги является художественным приемом, в “Мертвых душах” целью написания, главной темой, сутью произведения.

24408 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова

Смотрите также по
произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ дороги в мертвых душах сочинение
  • Образ господина из сан франциско в рассказе бунина
  • Образ дороги в литературе примеры сочинение
  • Образ городничего в комедии ревизор сочинение
  • Образ дома и его развитие в романе тихий дон сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии