Образ дороги в русской литературе итоговое сочинение

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»    Итоговое сочинение 2021

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Итоговое сочинение 2021

Слова «дорога», «путь» многозначны: это может быть и конкретное пространство , которое проходит, проезжает человек от одного пункта к другому; но это и этапы жизни как отдельного человека , так и всего народа, страны . Тема дороги– одна из ведущих в русской литературе.  Роль данного образа-символа различна в произведениях.

  • Слова «дорога», «путь» многозначны: это может быть и конкретное пространство , которое проходит, проезжает человек от одного пункта к другому; но это и этапы жизни как отдельного человека , так и всего народа, страны .
  • Тема дороги– одна из ведущих в русской литературе.  Роль данного образа-символа различна в произведениях.

Мотив дороги  помогает лучше раскрыть внутренний мир героя , ведь именно в дороге герой часто размышляет о смысле жизни, строит планы на будущее, видит красоту окружающего пейзажа, познаёт что-то новое, высказывает свои взгляды.

  • Мотив дороги  помогает лучше раскрыть внутренний мир героя , ведь именно в дороге герой часто размышляет о смысле жизни, строит планы на будущее, видит красоту окружающего пейзажа, познаёт что-то новое, высказывает свои взгляды.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» Важна дорога, по которой Чичиков бесконечно “колесит” на своей бричке с кривыми колесами; дорога как путь , по которому движется птица-тройка, Русь и русский народ, отдельный человек .

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»

  • Важна дорога, по которой Чичиков бесконечно “колесит” на своей бричке с кривыми колесами; дорога как путь , по которому движется птица-тройка, Русь и русский народ, отдельный человек .

Мотив   дороги   в  поэме очень многогранен. Образ  дороги  воплощается в прямом, непереносном значении - это то ровная  дорога , по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова (

  • Мотив   дороги   в  поэме очень многогранен. Образ  дороги  воплощается в прямом, непереносном значении — это то ровная  дорога , по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова («Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которую вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке: «Лежавшая на  дороге  пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку».

Тема дороги в поэме «Мертвые души» является символом динамичного движения, она характеризует вечное развитие, жизнь. Главный персонаж плутает на развилках. Автор указывает на ошибочный выбор жизненного пути (бездуховное накопительство) . Путь спасал, выносил тонущего или погибающего Чичикова, выступая в роли соломинки. 

  • Тема дороги в поэме «Мертвые души» является символом динамичного движения, она характеризует вечное развитие, жизнь.
  • Главный персонаж плутает на развилках.
  • Автор указывает на ошибочный выбор жизненного пути (бездуховное накопительство) .
  • Путь спасал, выносил тонущего или погибающего Чичикова, выступая в роли соломинки. 

В конце поэмы дорога ассоциируется ассоциируется с образом России. Дорога символизирует исторический путь , его значение в общественной жизни народа, международные ориентиры страны. Писатель задается вопросами: как будет жить Русь дальше, возможно ли изменить ее судьбу? Он не может ответить на них, события неподвластны людям. «…Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…»

  • В конце поэмы дорога ассоциируется ассоциируется с образом России. Дорога символизирует исторический путь , его значение в общественной жизни народа, международные ориентиры страны.
  • Писатель задается вопросами: как будет жить Русь дальше, возможно ли изменить ее судьбу? Он не может ответить на них, события неподвластны людям.
  • «…Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…»

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В поэме мотив дороги воспринимается как буквально (мужики идут по дороге от одного героя к другому), так и символически (счастье, поиск жизненного пути).

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • В поэме мотив дороги воспринимается как буквально (мужики идут по дороге от одного героя к другому), так и символически (счастье, поиск жизненного пути).

Ищут счастливых людей герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», да не так-то много таковых среди народа, слишком тяжела доля простых людей. Дорога как символ выбранного человеком жизненного пути . Свой путь избрал Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — пусть борьбы за счастье народное. Наконец, дорога – это путь страны, всего народа.

  • Ищут счастливых людей герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», да не так-то много таковых среди народа, слишком тяжела доля простых людей.
  • Дорога как символ выбранного человеком жизненного пути .
  • Свой путь избрал Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — пусть борьбы за счастье народное.
  • Наконец, дорога – это путь страны, всего народа.

Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым. Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. 

  • Дорога – это всегда изменение, прогресс, движение. И в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мысль автора движется от темных сторон русской жизни к светлым.
  • Отрицательные стороны жизни связаны с прошлым, положительные – с будущим. 

Роман-эпопея Л. Н. Толстого  «Война и мир» Несмотря на бесчисленное количество дорог, пройденных героями этого произведения, здесь более важную роль все-таки играет дорога метафорическая — жизненный путь, “путь духовных исканий” , который проходит каждый из главных героев романа.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»

  • Несмотря на бесчисленное количество дорог, пройденных героями этого произведения, здесь более важную роль все-таки играет дорога метафорическаяжизненный путь, “путь духовных исканий” , который проходит каждый из главных героев романа.

Одним из самых любимых героев Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» является князь Андрей Болконский. Обращаясь к нему, Кутузов дал следующую характеристику его судьбы: «Твоя дорога – это дорога чести».

  • Одним из самых любимых героев Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» является князь Андрей Болконский. Обращаясь к нему, Кутузов дал следующую характеристику его судьбы: «Твоя дорога – это дорога чести».

Андрей Болконский совершал ошибки, однако он никогда не делал того, что противоречило бы его жизненным убеждениям на определенном этапе жизни. Князь Андрей умер после того, как нашел смысл жизни, перед смертью он оставил все обиды, пришел к христианскому всепрощению, что подчеркивает мысль о том, что жизненный путь Андрея Болконского – это дорога честного человека.

  • Андрей Болконский совершал ошибки, однако он никогда не делал того, что противоречило бы его жизненным убеждениям на определенном этапе жизни.
  • Князь Андрей умер после того, как нашел смысл жизни, перед смертью он оставил все обиды, пришел к христианскому всепрощению, что подчеркивает мысль о том, что жизненный путь Андрея Болконского – это дорога честного человека.

Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле можно считать поиски смысла собственного существования: «Кто я? Зачем я?»

  • Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле можно считать поиски смысла собственного существования: «Кто я? Зачем я?»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»   Дорогой чести идет и герой А.С.Пушкина Петр Гринёв. Это прежде всего честное служение своему Отечеству .

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • Дорогой чести идет и герой А.С.Пушкина Петр Гринёв.
  • Это прежде всего честное служение своему Отечеству .

В напутствиях сыну Гринёв-отец особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.

  • В напутствиях сыну Гринёв-отец особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.

Итак, пословица «Береги честь смолоду, а платье снову» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

  • Итак, пословица «Береги честь смолоду, а платье снову» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя, перед нами образ честного, доброго, отважного человека, способного на истинные чувства, живущего по совести.

  • Жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя, перед нами образ честного, доброго, отважного человека, способного на истинные чувства, живущего по совести.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»   В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» для понимания авторского замысла важен лейтмотив дороги, который носит замкнутый характер . Главный герой Евгений Базаров сначала оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после – в родительский дом. Далее автор отправляет Базарова по этому же кругу во второй раз, делая это неслучайно.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

  • В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» для понимания авторского замысла важен лейтмотив дороги, который носит замкнутый характер .
  • Главный герой Евгений Базаров сначала оказывается в Марьино, имении Кирсановых, затем отправляется в Никольское, имение Одинцовой, после – в родительский дом. Далее автор отправляет Базарова по этому же кругу во второй раз, делая это неслучайно.

Мотив дороги помогает И.С. Тургеневу в раскрытии внутреннего мира Евгения Базарова. Через физическое движение показано движение духовное .  Дорога становится символическим отражением внутренних переживаний Базарова и его изменений. Автор демонстрирует несостоятельность нигилистических воззрений Базарова.

  • Мотив дороги помогает И.С. Тургеневу в раскрытии внутреннего мира Евгения Базарова. Через физическое движение показано движение духовное
  • Дорога становится символическим отражением внутренних переживаний Базарова и его изменений.
  • Автор демонстрирует несостоятельность нигилистических воззрений Базарова.

Дважды проходя по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом», главный герой в похожих ситуациях с одними и теми же людьми ведет себя по-разному. И.С. Тургенев отображает внутренние изменения Базарова, несмотря на то, что тот старался отрицать их и подавлять в себе.

  • Дважды проходя по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом», главный герой в похожих ситуациях с одними и теми же людьми ведет себя по-разному.
  • И.С. Тургенев отображает внутренние изменения Базарова, несмотря на то, что тот старался отрицать их и подавлять в себе.

Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что внутренние изменения необходимы в жизни человека. Движение – жизнь, застой – безнравственность. Иван Сергеевич Тургенев не дает прямых ответов на вопросы, а предоставляет самим читателям сделать выбор. “ Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я”, – заявляет Базаров Аркадию.  Роман “Отцы и дети” учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах.

  • Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что внутренние изменения необходимы в жизни человека. Движение – жизнь, застой – безнравственность.
  • Иван Сергеевич Тургенев не дает прямых ответов на вопросы, а предоставляет самим читателям сделать выбор.
  • Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я”, – заявляет Базаров Аркадию. 
  • Роман “Отцы и дети” учит нас, как стать настоящим человеком, как рассмотреть, не пропустить самое важное в жизни, как не допустить ошибок, которые исправить мы можем оказаться не в силах.

 И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»   Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет. Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

  • Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет.
  • Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.

В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв , что за свои 58 лет он не жил по-настоящему.  Накапливая деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что времени на жизнь может больше не остаться.

  • В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее.
  • И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв , что за свои 58 лет он не жил по-настоящему.
  • Накапливая деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что времени на жизнь может больше не остаться.

«У   счастья   нет   завтрашнего   дня ,  у   него   нет   и   вчерашнего ,  оно  не помнит прошедшего, не думает о будущем.  У   него  есть только настоящее. И то не  день . А мгновение»,- утверждает И. С. Тургенев в повести «Ася».

  • «У   счастья   нет   завтрашнего   дняу   него   нет   и   вчерашнегооно  не помнит прошедшего, не думает о будущем.  У   него  есть только настоящее. И то не  день . А мгновение»,- утверждает И. С. Тургенев в повести «Ася».

Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь , так его и не начав . Завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия от жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско.

  • Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь , так его и не начав .
  • Завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия от жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско.

В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью. Бунин И.А.   учит   тому, что   богатство   нужно   только   живым, а   на   тот   свет   его   не   возьмешь, учит   совмещать   работу   и   отдых, жить полноценной духовной жизнью.  

  • В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью.
  • Бунин И.А.   учит   тому, что   богатство   нужно  

только   живым, а   на   тот   свет   его   не   возьмешь,

учит   совмещать   работу   и   отдых, жить полноценной духовной жизнью.  

М.А.Шолохов «Судьба человека» Рассказ имеет название «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» неслучайно. Автору было важно показать, что произошедшие в жизни главного героя события не были исключением, что с такими трудностями и несчастьями сталкивались все люди, жизнь которых была изменена войной. Образ Андрея Соколова можно назвать собирательным, его судьба – это судьба всего советского народа.

М.А.Шолохов «Судьба человека»

  • Рассказ имеет название «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова» неслучайно.
  • Автору было важно показать, что произошедшие в жизни главного героя события не были исключением, что с такими трудностями и несчастьями сталкивались все люди, жизнь которых была изменена войной. Образ Андрея Соколова можно назвать собирательным, его судьба – это судьба всего советского народа.

М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь , которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека . О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.

  • М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь , которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека .
  • О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.

Таким образом, история Андрея Соколова символизирует жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.

  • Таким образом, история Андрея Соколова символизирует жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»   Завязкой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является возращение центрального персонажа Александра Чацкого из-за границы в Москву. 3 года «странствий по свету» оказали огромное влияние на мировоззрение главного героя. За рубежом Чацкий получил хорошее образование, там он увидел, что можно жить по-другому , поняв, что Россия отстает в развитии от европейских стран, что она нуждается в переменах .

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

  • Завязкой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является возращение центрального персонажа Александра Чацкого из-за границы в Москву.
  • 3 года «странствий по свету» оказали огромное влияние на мировоззрение главного героя.
  • За рубежом Чацкий получил хорошее образование, там он увидел, что можно жить по-другому , поняв, что Россия отстает в развитии от европейских стран, что она нуждается в переменах .

Чацкий  -  выразитель  передовых  идей  своего времени. « Век   нынешний » и « век   минувший » постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей. Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия. ...  Чацкий  – истинный патриот своей страны.  Он утверждает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Видя, как подобные Молчалину люди занимают высокое положение в обществе («А впрочем, он дойдет до степеней известных, // Ведь нынче любят бессловесных»; «Молчалины блаженствуют на свете» ), Чацкий приходит к выводу: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».  Жизненный путь герой видит в служении Отечеству.

  • Чацкий  —  выразитель  передовых  идей  своего времени. « Век   нынешний » и « век   минувший » постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей.
  • Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия. … 
  • Чацкий  – истинный патриот своей страны.  Он утверждает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
  • Видя, как подобные Молчалину люди занимают высокое положение в обществе («А впрочем, он дойдет до степеней известных, // Ведь нынче любят бессловесных»; «Молчалины блаженствуют на свете» ), Чацкий приходит к выводу: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
  • Жизненный путь герой видит в служении Отечеству.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»   Мотив дороги в романе «Евгений Онегин» рассматривается в прямом и в метафорическом значении. Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит, когда он «летит в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде. После смерти дяди Евгений Онегин остается в деревне, в доставшемся ему в наследство имении. Там он общается с Владимиром Ленским, посещает имение Лариных, где он знакомится с Татьяной Лариной. Дуэль с Ленским заставляет Евгения отправиться «по отдаленным сторонам, куда не зная точно сам».  Возвратившись в Петербург, он встречает Татьяну Ларину, которая в свою очередь проделала свой путь: деревня – Москва – Петербург.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  • Мотив дороги в романе «Евгений Онегин» рассматривается в прямом и в метафорическом значении.
  • Знакомство читателя с Евгением Онегиным происходит, когда он «летит в пыли на почтовых» в деревню к умирающему дяде.
  • После смерти дяди Евгений Онегин остается в деревне, в доставшемся ему в наследство имении. Там он общается с Владимиром Ленским, посещает имение Лариных, где он знакомится с Татьяной Лариной.
  • Дуэль с Ленским заставляет Евгения отправиться «по отдаленным сторонам, куда не зная точно сам».
  • Возвратившись в Петербург, он встречает Татьяну Ларину, которая в свою очередь проделала свой путь: деревня – Москва – Петербург.

А.С. Пушкин через смену местоположений показывает, что Евгений Онегин пытается найти собственное «я», постоянно сомневаясь в себе и во всем окружающем мире. Мотив дороги помогает подчеркнуть конфликт главного героя с самим собой , движение становится символичным отражением внутренних изменений Евгения Онегина. Физическое движение героя становится символом внутреннего движения.

  • А.С. Пушкин через смену местоположений показывает, что Евгений Онегин пытается найти собственное «я», постоянно сомневаясь в себе и во всем окружающем мире.
  • Мотив дороги помогает подчеркнуть конфликт главного героя с самим собой , движение становится символичным отражением внутренних изменений Евгения Онегина. Физическое движение героя становится символом внутреннего движения.

Жизненный путь Евгения Онегина по-настоящему трагичен. Трагичность его жизненного пути заключается в том, что он стал «лишним человеком». Он принадлежал к дворянскому кругу, но ему наскучила эта пустая и бессмысленная жизнь. Евгений отрекся от светского общества, но не смог обрести счастья в чем-то другом, и это стало причиной его полного одиночества, которое привело его к трагичному финалу жизни.

  • Жизненный путь Евгения Онегина
  • по-настоящему трагичен.
  • Трагичность его жизненного пути заключается в том, что он стал «лишним человеком».
  • Он принадлежал к дворянскому кругу, но ему наскучила эта пустая и бессмысленная жизнь.
  • Евгений отрекся от светского общества, но не смог обрести счастья в чем-то другом, и это стало причиной его полного одиночества, которое привело его к трагичному финалу жизни.

Джек Лондон «Любовь к жизни» Главного героя этого произведения - сильного человека, пытающегося выжить в экстремальной ситуации - автор называет не по имени, а просто

Джек Лондон «Любовь к жизни»

  • Главного героя этого произведения — сильного человека, пытающегося выжить в экстремальной ситуации — автор называет не по имени, а просто «путник». Подгоняемый инстинктом самосохранения, путник сначала идёт, потом ползёт по канадской тундре, борясь со страхом, голодом и отчаянием:
  • «Шел он и по ночам и днем, отдыхал везде, где ему случалось падать; и когда жизнь вновь вспыхивала, полз дальше. Сознательно он уже не боролся. Жизнь — сама жизнь, не желавшая умирать, — гнала его вперед».

“ Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней”.  Ему хотелось жить, поэтому  “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз”.

  • Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней”.  Ему хотелось жить, поэтому  “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз”.

Борясь за свою жизнь, человек, философствуя, начинает осознавать цену жизни : она не в мешочке с золотом, не в еде, а в чем-то большем. Смотрит на обглоданные кости Билла, который предал его, оставив умирать, и рассуждает:   “Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”

  • Борясь за свою жизнь, человек, философствуя, начинает осознавать цену жизни : она не в мешочке с золотом, не в еде, а в чем-то большем. Смотрит на обглоданные кости Билла, который предал его, оставив умирать, и рассуждает:   “Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть — уснуть. Смерть — это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”

 О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»   «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что заставляет нас выбрать эту дорогу» - утверждает американский писатель О. Генри Автор поднимает проблему взаимосвязи внутреннего мира человека и выбранного им жизненного пути . Смысл высказывания заключается в следующем: важно не то, какой жизненный путь выбирает человек, а то, по какой причине он выбирает такой жизненный путь.

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

  • «Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что заставляет нас выбрать эту дорогу» — утверждает американский писатель О. Генри
  • Автор поднимает проблему взаимосвязи внутреннего мира человека и выбранного им жизненного пути . Смысл высказывания заключается в следующем: важно не то, какой жизненный путь выбирает человек, а то, по какой причине он выбирает такой жизненный путь.

Верность этого высказывания подтверждает поведение Додсона. Во сне он бандит, но ведь даже при таком образе жизни можно оставаться не самым плохим человеком. Например, не предавать старых подельников. Додсон же без колебаний убил Боба, при этом перед выстрелом «…его лицо мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ».

  • Верность этого высказывания подтверждает поведение Додсона. Во сне он бандит, но ведь даже при таком образе жизни можно оставаться не самым плохим человеком. Например, не предавать старых подельников.
  • Додсон же без колебаний убил Боба, при этом перед выстрелом «…его лицо мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ».

В финале рассказа перед читателями предстает уже не бандит, а глава маклерской конторы, то есть вполне состоятельный человек. Вот только от этого Додсон не стал лучше. Он все такой же злодей.  Когда Додсон обрекает Уильямса на разорение, вновь отмечаются мгновенные изменения, произошедшие с его лицом. Как и во сне, «оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ». Вывод прост – как бы человек не оправдывал сделанный им выбор обстоятельствами, влиянием других людей или еще чем-нибудь, на самом деле все всегда зависит только от его личных качеств.

  • В финале рассказа перед читателями предстает уже не бандит, а глава маклерской конторы, то есть вполне состоятельный человек. Вот только от этого Додсон не стал лучше. Он все такой же злодей.
  • Когда Додсон обрекает Уильямса на разорение, вновь отмечаются мгновенные изменения, произошедшие с его лицом. Как и во сне, «оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность ».
  • Вывод прост – как бы человек не оправдывал сделанный им выбор обстоятельствами, влиянием других людей или еще чем-нибудь, на самом деле все всегда зависит только от его личных качеств.

Таким образом , во многих художественных произведениях образ дороги выступает в роли символа, он помогает в раскрытии образов персонажей и в раскрытии авторской идеи. Мотив дороги часто связан с жизненным путем человека, движение чаще всего обозначает жизнь во всех ее проявлениях, а бездействие – отсутствие правильного жизненного пути или пустое существование, которое нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова.

  • Таким образом , во многих художественных произведениях образ дороги выступает в роли символа, он помогает в раскрытии образов персонажей и в раскрытии авторской идеи. Мотив дороги часто связан с жизненным путем человека, движение чаще всего обозначает жизнь во всех ее проявлениях, а бездействие – отсутствие правильного жизненного пути или пустое существование, которое нельзя назвать жизнью в полном смысле этого слова.

Каждый человек выбирает свой жизненный путь , руководствуясь собственными представлениями об окружающем мире, собственными интересами и целями. Выбирая идеальный для самого себя путь, человек руководствуется своими нравственными ценностями : безнравственный человек не может выбрать путь нравственности, как и нравственный человек не может выбрать путь безнравственности. Образ жизни человека – это отражение его внутреннего мира.

  • Каждый человек выбирает свой жизненный путь , руководствуясь собственными представлениями об окружающем мире, собственными интересами и целями.
  • Выбирая идеальный для самого себя путь, человек руководствуется своими нравственными ценностями : безнравственный человек не может выбрать путь нравственности, как и нравственный человек не может выбрать путь безнравственности.
  • Образ жизни человека – это отражение его внутреннего мира.

Мотив дороги в русской поэзии

Мотив дороги в русской поэзии

Мотив дороги в русской поэзии   У русских поэтов образ дороги часто сливается с философской темой жизненного пути, с проблемой выбора, иногда с темой Родины или природы, иногда с мотивом одиночества, изгнания.

Мотив дороги в русской поэзии

  • У русских поэтов образ дороги часто сливается с философской темой жизненного пути, с проблемой выбора, иногда с темой Родины или природы, иногда с мотивом одиночества, изгнания.

А. Пушкин

А. Пушкин «Зимняя дорога»

  • По дороге зимней, скучной
  • Тройка борзая бежит,
  • Колокольчик однозвучный
  • Утомительно гремит.
  • Что-то слышится родное
  • В долгих песнях ямщика:
  • То разгулье удалое,
  • То сердечная тоска…
  • Ни огня, ни черной хаты,
  • Глушь и снег…
  • Навстречу мне
  • Только версты полосаты
  • Попадаются одне…

Это стихотворение - метафорическое описание жизненного пути - пронизано

  • Это стихотворение — метафорическое описание жизненного пути — пронизано «сердечной тоской»: жизнь порой бывает так же скучна, уныла и безрадостна, как и зимняя дорога. Но полосатые верстовые столбы, возможно, напоминают от том, что в жизни бывают как чёрные, так и белые полосы.

А. Пушкин

А. Пушкин «Бесы»

  • В этом мистическом произведении поэт возвращается к образу зимней дороги, теме тоски и одиночества, но теперь в основе стихотворения — образ заблудившегося путника и образ бесов, олицетворяющих злые силы, стремящихся сбить человека с истинного пути и привести его к гибели.

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам...»

  • Мчатся тучи, вьются тучи;
  • Невидимкою луна
  • Освещает снег летучий;
  • Мутно небо, ночь мутна.
  • Еду, еду в чистом поле;
  • Колокольчик дин-дин-дин…
  • Страшно, страшно поневоле
  • Средь неведомых равнин!
  • «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
  • Коням, барин, тяжело;
  • Вьюга мне слипает очи;
  • Все дороги занесло;
  • Хоть убей, следа не видно;
  • Сбились мы. Что делать нам!
  • В поле бес нас водит, видно,
  • Да кружит по сторонам…»

В образе одинокого странника предстаёт и лирический герой стихотворения М. Лермонтова

В образе одинокого странника предстаёт и лирический герой стихотворения М. Лермонтова «Тучи»

  • Тучки небесные, вечные странники!
  • Степью лазурною, цепью жемчужною
  • Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
  • С милого севера в сторону южную.
  • Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
  • Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
  • Или на вас тяготит преступление?
  • Или друзей клевета ядовитая?

Герой, с одной стороны, сравнивает себя с тучами, а с другой - завидует их свободе, отсутствию привязанности к определённому месту. Душа самого странника не может обрести покой: он несчастлив оттого, что вынужден покинуть Родину.

  • Герой, с одной стороны, сравнивает себя с тучами, а с другой — завидует их свободе, отсутствию привязанности к определённому месту. Душа самого странника не может обрести покой: он несчастлив оттого, что вынужден покинуть Родину.

Мотив изгнанничества, неприкаянности сменяется мотивом примирения, согласия с миром в стихотворении  

  • Мотив изгнанничества, неприкаянности сменяется мотивом примирения, согласия с миром в стихотворении  «Выхожу один я на дорогу»

Стихотворение - итог жизненного пути лирического героя: он без сожаления прощается с прошлым и ничего не ждёт от будущего. Его больше не пугает одиночество. Наоборот - в конце пути он рад остаться наедине со звёздным небом, вдали от людей.

  • Стихотворение — итог жизненного пути лирического героя: он без сожаления прощается с прошлым и ничего не ждёт от будущего. Его больше не пугает одиночество. Наоборот — в конце пути он рад остаться наедине со звёздным небом, вдали от людей.

В рамках направления

  • В рамках направления «Человек путешествующий» можно обратиться ко многим стихам других авторов:
  • Н. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • С. Есенин «О Русь, взмахни крылами», «Серебристая дорога», «Устал я жить в родном краю», «Нивы сжаты, рощи голы», «О красном вечере задумалась дорога», «Письмо матери»
  • А.Блок «Русь», «Россия»
  • Л. Ошанин «Эх, дороги…», К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Как важно всем выбирать правильный путь, не сворачивать с нужной дороги и не сбиваться с истинного пути. Или, говоря словами Андрея Макаревича,

  • Как важно всем выбирать правильный путь, не сворачивать с нужной дороги и не сбиваться с истинного пути. Или, говоря словами Андрея Макаревича, «Выезжайте за ворота, и не бойтесь поворота, пусть добрым будет путь».

Источник https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/motiv-dorogi-v-russkoi-poezii-material-dlia-itogovogo-sochineniia-po-napravleniiu-chelovek-puteshestvuiuscii- https://zen.yandex.ru/media/id/6061f8b1c9d3814d3509bae7/obraz-dorogi-v-poeme-mertvye-dushi-smysl-i-simvolika-obraza-60a3f540a8b4917c5a019801 https://www.literaturus.ru/2015/06/ptica-trojka-gogol-mertvye-dushi-otryvok.html http://ulyan-gym33.narod.ru/komunarusi1.html https://www.sochinyashka.ru/argumenty/chelovek-puteshestvuyushiy-argumenty-k-ege.html https://ymnyashka.ru/bank-argumentov/chelovek-puteshestvuyushiy.html https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/liubov-k-jizni-korotkii-rasskaz-dlia-itogovogo-sochineniia-

Источник

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/motiv-dorogi-v-russkoi-poezii-material-dlia-itogovogo-sochineniia-po-napravleniiu-chelovek-puteshestvuiuscii-
  • https://zen.yandex.ru/media/id/6061f8b1c9d3814d3509bae7/obraz-dorogi-v-poeme-mertvye-dushi-smysl-i-simvolika-obraza-60a3f540a8b4917c5a019801
  • https://www.literaturus.ru/2015/06/ptica-trojka-gogol-mertvye-dushi-otryvok.html
  • http://ulyan-gym33.narod.ru/komunarusi1.html
  • https://www.sochinyashka.ru/argumenty/chelovek-puteshestvuyushiy-argumenty-k-ege.html
  • https://ymnyashka.ru/bank-argumentov/chelovek-puteshestvuyushiy.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d10dc1ce1551900b0ad9384/liubov-k-jizni-korotkii-rasskaz-dlia-itogovogo-sochineniia-

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание 9. Тема дороги в литературе. Общие размышления.

 яяя5Тема дороги в литературе. 

Слова «дорога», «путь» многозначны: это может быть и конкретное пространство, которое проходит, проезжает человек от одного пункта к другому; но это и этапы жизни как отдельного человека, так и всего народа, страны.

Тема дороги– одна из ведущих в русской литературе. Роль данного образа-символа различна в произведениях.

  • Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно в дороге герой часто размышляет о смысле жизни, строит планы на будущее, видит красоту окружающего пейзажа, познаёт что-то новое, высказывает свои взгляды. Яркий пример – поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
  • Дорога как символ Родины, её необъятных просторов. Именно за Русскую землю идёт воевать с половцами дружина князя Игоря Новгород-Северского («Слово о полку Игореве»), чтобы отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, и «зачерпнуть шеломом Дону».
  • Людям всегда было свойственно желание узнать, а какие есть ещё страны, как живут люди «за океаном». Дорога в произведениях становится символом огромного желания познать мир, познакомиться с другими странами и народами. Путешествует по дорогам, проходящим по территориям «заморских стран» купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря»), удивляется красоте невиданной, но понимает, что нет ничего краше и дороже родной земли.
  • Тема дороги, путешествия используется авторами и как способ всесторонне показать Россию, её самые дальние уголки, поднять политические проблемы. Так в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Радищев сумел показать ужасы крепостничества, объединив главы образом «чувствительного» путешественника. Ищут счастливых людей герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», да не так-то много таковых среди народа, слишком тяжела доля простых людей.
  • Дорога как символ выбранного человеком жизненного пути. Свой путь избрал Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — пусть борьбы за счастье народное.
  • Наконец, дорога – это путь страны, всего народа. Яркий пример- лирическое отступление в «Мёртвых душах» Н.А. Гоголя, в котором Россия представляется автору «птицей-тройкой».

Таким образом, мотив дороги – один важных в русской литературе. Роль образа-символа дороги различна в произведениях, исходя из замыслов авторов, тех проблем, которые они поднимают в своих творениях.

Примеры АРГУМЕНТОВ ЗДЕСЬ.

Аргументы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

13.09.2021

Список аргументов из литературы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

  • Темы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Список литературы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Примеры сочинений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (в работе)
  • Как раскрыть тему «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (в работе)

Дорога – это не только физическое расстояние, которое человек проходит, двигаясь из пункта А в пункт Б, но также путь в метафорическом смысле, означающий накопление знаний и осмысление опыта в процессе жизни. Жизненный путь похож на странствие или путешествие, ведь во время него тоже нужно преодолевать препятствия, принимать решения и достигать цели, чтобы прийти в конечную точку на маршруте другим человеком, подобно героям классических произведений, которых дорога меняет кардинально.

Маршрут никогда не может быть линейным, он всегда – извилист, иногда – тернист, часто – изобилует внезапными поворотами. Если путь вниз – быстрый и легкий, то дорогу вверх – осилить невозможно без труда, прилежания и самопожертвования. Но ради этого стоит жить, ведь это –  путь к вершине, к себе и к Богу.

В величайшем романе “Война и мир” гений слова и мысли Лев Толстой акцентирует на том, что для человека, благородного сердцем, не существует препятствий. У каждого из главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова – своя дорога, свой собственный путь, который они прошли смиренно и с честью, не склонив голову под тяготами судьбы. Твердость духа и верность своим идеалам позволила обоим героям достигнуть цели, сохранив человеческое достоинство и благородство души.

Князь Андрей, раненый лежа под небом Аустерлица, не потерял веры в жизнь, наоборот, он осознал ее величайшую ценность по сравнению с мимолетностью славы, о которой когда-то мечтал. Ему стали чужды идеи и идеалы, которые он взращивал, восторгаясь кумиром своей юности Наполеоном. Встретившись с ним лицом к лицу, князь Болконский понял, что все, кроме самой жизни – тлен. Его духовное перерождение не стало конечной точкой его жизненного пути, но подножием вершины, на которую еще предстоит взойти герою. Судьба Андрея является примером того, что поиск верного пути – долог и труден, но только так можно познать себя и отыскать смысл собственного существования.

В отличие от трагической судьбы князя Андрея Болконского, путь Пьера Безухова заканчивается счастливо, несмотря на многочисленные передряги и препятствия, которые пришлось преодолеть герою, борясь не только с внешними трудностями, но и с самим собой. Честность, самоуважение и доброта позволили ему обрести не только семейное счастье и  место в обществе, но  также покой души.

Герои Толстого с честью прошли свой путь, так же как и Петр Гринев, центральный персонаж “Капитанской дочки” А. С. Пушкина. Петр был послушен ориентирам, которые дал ему отец, учивший сына беречь честь, защищать слабых и не пресмыкаться перед теми, кто сильнее. Вера в свои принципы и самоуважение придавали ему сил в самые трудные минуты жизни благодаря чему он не только сумел спасти возлюбленную, создав крепкую семью, но и выполнить долг перед Родиной.

Петр Гринев прошел свой путь, полный суровых испытаний, до конца, и стал только сильнее, приумножив человеческое достоинство. Герой Пушкина укрепился в вере в свои принципы и идеалы, не отступив от них ни на шаг. Но другому известному персонажу русской литературы пришлось пересмотреть свои взгляды вследствие допущенных ошибок. Речь идет о знаменитом профессоре Преображенском из “Собачьего сердца” М. А. Булгакова. Следует заметить, что ошибки присущи каждому человеку, и невозможно обойтись без них на дороге жизни, если целью является подлинное становление личности.

В повести Булгакова профессор очеловечивает бродячего пса Шарика, надеясь вырастить уникальную личность, пересадив животному гипофиз недавно умершего человека из низших слоев населения. В результате успешной операции Шарик действительно превращается в человека, но, к сожалению, вместо чистого листа, Преображенский получает уже готового индивида, в точности копирующего скверный характер донора Клима Чугункина. Новоиспеченный член общества приносит профессору и его окружению только проблемы, что и побудило Преображенского решиться на обратную операцию.

Для того чтобы зваться человеком недостаточно иметь человеческий облик – вот в чем мораль повести. А также в том, что вмешательство в природу не всегда оправдано, и часто – опасно. Профессор сумел исправить свои ошибки, доказав, что способность ошибаться никак не зависит от возраста и знаний, а является неотъемлемой частью жизненного пути человека.

Если герой Булгакова во время осознал свою ошибку, то Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского совершил то, что невозможно исправить. Убийство – это не ошибка, а преступление, которое оставляет черный след  в душе человека и накладывает отпечаток на весь его жизненный путь. Убийство невозможно перечеркнуть и  отмотать назад, а можно только искупить раскаянием длиною в жизнь. Именно это и произошло с бедным студентом Раскольниковым, ищущим доказательств своей теории, о том, что люди делятся на два типа – «обыкновенных» и тех, кто «право имеют». Следуя эгоистичным целям и идеям, их оправдывающим, студент убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает на каторгу. Но не только физические муки испытывает Раскольников. Спустя время тяжелейшее осознание вины пыткой ляжет на душу героя, и лишь чистейшее раскаяние позволит ему пережить этот страшный период.

Преступление приводит к наказанию, причем не только физическому, но и душевному, погружая жизнь человека во мрак, делая путь непроходимым. В отличие от Родиона Раскольникова, помещик Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова не совершил никакого преступления. Собственно говоря, он вообще ничего не совершил, прожив тусклую, безликую и безрадостную жизнь, которая стала закономерным результатом его безвольности и лени. Обломов – это пример того, что путь нужен для того, чтобы по нему идти. Ведь если на нем стоять, а тем более лежать, то можно получить только бесцельно потраченное время. Для достижения целей нужны усилия, а лень и потакание своим слабостям приведут к потере себя и деградации личности.

“Человек в футляре” А. П. Чехова похож на Илью Обломова стремлением оградить свою жизнь от любых изменений. При этом эпитет «безвольный» не вполне соответствует главному герою Беликову. Его следует называть замкнутым и тревожным, так как он стремится прожить жизнь, не вылезая из «футляра» –  его собственного «кокона» из привычек и склонностей, в котором нет места ничему новому. Впоследствии Беликова загоняет в могилу необходимость готовиться к женитьбе, с которой он так и не смог смириться.

Пример Беликова демонстрирует, что нужно довериться жизни, а не стремиться  контролировать каждое ее мгновение. “Человек в футляре” боялся жить, вот почему не преуспел в этом искусстве.

Для Евгения Онегина, героя одноименного романа в стихах А. С. Пушкина жизненный путь неразрывно связан с поисками себя. Он отказывается плыть по течению, превратившись в одного из бесчисленных прожигателей жизни, такой путь претит ищущей душе героя. Ради поисков себя Онегин готов отказаться от места в обществе, стать настоящим изгоем. Принес ли ему этот путь счастье – сложно сказать. Но его идеи и порывы заслуживают уважения, ведь являются отражением пытливого ума, не готового мириться с привычным укладом жизни.

Каждый человек рано или поздно оказывается лицом к лицу с дорогой. Впереди – путь длиною в жизнь, который нужно пройти так, чтобы в конце не пожалеть ни об одном шаге, ведь каждый из них приближает к обретению, познанию и принятию себя.

Текст (По В.А. Солоухину ) «Каждый день перепрыскивали дожди»

         (1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. 
(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.    (По В.А. Солоухину*)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения  не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Алгоритм написания сочинения — рассуждения по русскому языку

1

Вступление

Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не предсказуемыми последствиями.

2

Постановка проблемы

Взаимоотношения  человека и природы.

Проблема бездумного, жестокого отношения к миру природы

3

Комментарий к поставленной проблеме

4

Позиция автора

5

Собственная позиция

6

Аргумент

А.С.Пушкин «Анчар» (человек добыл яд анчара, чтобы принести гибель людям). Нельзя бездумно вмешиваться в жизнь природы

А.Солженицын «Утенок» (человек не должен считать себя хозяином природы, которая сильнее и мудрее его)

Толстой «Война и мир». Отношение к природе – критерий нравственной оценки личности (нелюбимые герои никогда не изображаются на лоне природы, Наташа, князь Андрей способны увидеть ее красоту)

Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар».

Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское отношение к себе в повести выступает огонь — одна из могучих и неукротимых природных стихий.

7

Литературный аргумент

8

Заключение

Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Развёрнутые планы сочинений

   I. Введение. Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу.

Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.

II. Основная часть.

                      1.

                      2.

III. Заключение. Уничтожение ………….с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и , может быть, следующая очередь — его самого.

Вступление. Каждая эпоха ставит перед человеком множество вопросов, и он, как вечный Эдип, не может уклониться от необходимости отвечать на них.

Главные вопросы сегодняшней эпохи — ответственность человека за себя, за передачу жизни последующим поколениям, за сохранение мира, природы, нравственного начала.

Человек и природа — извечная нравственно-философская проблема, общечеловеческое значение которой с каждым годом приобретает все большую остроту. За последние десятилетия в сознании людей произошла настоящая «экологическая революция».

Литература не могла остаться в стороне от этого глобального процесса, затрагивающего всех и каждого. Когда резко изменяется общественное сознание, литература всегда стремится выполнить свою непосредственную задачу: уловить и передать художественными средствами те глубинные изменения, которые происходят при этом в человеческих душах,  за частными фактами и судьбами разглядеть общую картину и предвидеть будущее.

Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, как бы подстраховывает связи между человеком и природой. Особенно велика роль литературы в воспитании нового отношения к природе как одного из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века.

Валентин Распутин.  «Прощание с Матерой».

Валентин Распутин — из тех немногих прозаиков семидесятых годов кто вызывает уважение как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации.

Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число живых классиков русской литературы XX века.

Современные критики не очень много  пишут о Распутине по одной, но главной причине: писать особенно и не о чем. «Пожар» появился через 9 лет после действительно крупного произведения Распутина — «Прощания с Матерой», а после «Пожара» прошло уже 14 лет , и в этом промежутке появилась только публицистика и несколько рассказов, которые оцениваются по-разному.

У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспитателя и духовного руководителя народа, что, возможно, и делает его прозу невостребованной в современные времена.

Хотя литературная премия Александра Солженицына за 2000 год, присужденная Валентину Распутину с формулировкой — » за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской природой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении новых начал» — подтвердила его высокий писательский статус.

«Говорить сегодня об экологии — это значит говорить не об изменении жизни,  как прежде,  а об ее спасении» — сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы — и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации «неперспективных деревень».

Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказала повесть «Прощание с Матерой», которая перевела стрелки часов советской литературы и стала знаменательным литературным событием не только семидесятых годов, но и всей русской литературы советского периода.

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Матерой перед пуском крупной электростанции на Ангаре.

Последние дни и ночи Матеры — разор кладбища, сжигание опустевших изб — для Дарьи и других старух все равно, что «край света», конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет «не своим ходом», а словно бы кто-то ее тащит и тащит.

Санитарная очистка кладбища перед затоплением по сути обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как пришельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.

Смешалось  необходимое и кощунственное.

Сам автор понимает и необходимость строительства электростанций, и неизбежность затопления деревень, подобных Матере.

В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери — такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все то ценное, что выработали поколения людей до нас.

В повести Распутина встает проблема «чистоты перевода» общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей — в интересы государства.

«Недоброкачественность» этого перевода — главная нравственная проблема повести.

Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчезающей в водах времени.

И не случайно так высоко берет Дарья в своих вопросах — вопрошаниях, обсуждая едва ли не все нынешнее человеческое жизнеустройство, пытаясь постичь тайны земного существования человека. Уже одно это вводит частный случай с Матерой в контекст нашего исторического времени с его экологическими проблемами, беспокойством о дальнейших путях цивилизации, о приобретениях и потерях современного человека.

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, «Прощание с Матерой» представляет собой во многом повесть — миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская деревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира.

«И — органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Распутин существует как бы не сам по себе, а в безраздельном слитии: с русской природой и с русским языком. Природа у него — не цепь картин, не материал для метафор, — писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее. Он — не описывает природу, а говорит ее голосом… Драгоценное качество, особенно для нас, все более теряющих живительную связь с природой» , — сказал А.И.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000г.

Чингиз Айтматов. «Белый пароход». «Буранный полустанок». «Плаха».

Чингиз Айтматов шел своим путем к новому мышлению, ранее многих других обратившись к проблемам, касающимся человечества в целом и среды его обитания.  В его произведениях смыкаются темы природы, цивилизации и совести, нравственного развития человека.

Нравственной мерой личности Айтматов считает заботу о мире — и это как ничто согласуется с современной проблемой экологии нравственности человека.

Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные человеческие поступки.

Легенда о Рогатой матери — оленихе, некогда вскормившей племя киргизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим — сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лесной кордон белых маралов.  

Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери — Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться  на своих младших братьев.

Но в действительности происходит то же , что и в легенде : люди убивают маралов.

Наблюдая  жестокую картину раздела мяса, мальчик не может поверить, что делят мясо маралицы, «той самой, что вчера еще была Рогатой Матерью-оленихой, что вчера еще смотрела на него с того берега добрым и пристальным взглядом, той самой, с которой он мысленно разговаривал и которую он заклинал принести на рогах волшебную колыбель с колокольчиком. Все это вдруг превратилось в бесформенную кучу мяса, ободранную шкуру, отсеченные ноги и выброшенную вон голову».

Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе.

Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей…

Природа мстит человеку, над людьми тяготеет рок злосчастия, потому что они нарушили закон единства человека с природой. И гибель ребенка — это символический тупик человеческого рода, возмездие ха его неправедный путь.

О глубинном смысле легенды о Рогатой матери — оленихе и ее значении для раскрытия авторского замысла сам Ч.Айтматов писал следующее: » … проблемы, поставленные в древней притче о Матери- оленихе, не утратили своего нравственного смысла и в наши дни. Извечная, неустанная устремленность человека к добру, к разумному господству над природой нашла в легенде не просто беспристрастное отражение, но и свое критическое осмысление. Критерий гуманности здесь — отношение человека к природе. И отсюда закономерно вытекает проблема нравственности — проблема совести как одной из важнейших функций сознания, как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире».

Роман «Буранный полустанок» — одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий.

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно условно выделить две главные: первая из них несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая — о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе -манкурте становится эмоциональным и философским стержнем романа. Фантастическая линия , связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.

Айтматов пишет, что гуманизация — залог эволюции мира, его процветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют восторженные  панегирики, создал оружие собственного уничтожения.  Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля — и мир будет уничтожен.

Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт -свою мать.

Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосяязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую сцену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охватывает единое чувство  смятения и ужаса  —  живого перед неживым.  

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и животных. Одухотворенными «по-толстовски» и «по-толстовски» реалистично живут в романе не только люди, но и растения и животные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун-белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он почти очеловечен .

Критики писали, что по силе изображения Каранар может быть поставлен в ряд с толстовским Холстомером или бунинским Чангом.

Роман «Плаха» утверждался в современной литературе в атмосфере полемических страстей, вызвал широкую волну читательских и критических отзывов.

В «Плахе» поднята не просто сама по себе проблема наркомании, алкоголизма, писателя прежде всего волнует внутреннее, духовное состояние человека, проблема будущего молодого поколения, его нравственной основы. В «Плахе» Айтматов первый объективно и даже с симпатией написал о верующем молодом советском человеке.

Ничто высокое, человечное не дается просто так, за все надо платить — порой, очень дорогой ценой. В жизни все больше становится гонцов — за анашой, за деньгами, за карьерой, славой, властью. За человеческими жизнями. И существует ли такая молитва, которая сможет остановить эту гонку? И кто ее сложит в мире, где волки — лучшие из людей?

Историю семейства волков критики всегда рассматривали как экологическую составляющую романа.

В «Плахе» образ волков трактуется нетрадиционно. Это не антипод человека, внушающий страх, а естественное и необходимое звено в вечной круговороте жизни и смерти. Охотиться на живых существ волкам предназначено природой, но они не жестоки. Так откуда вражда? В чем роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? Ответы на эти вопросы следует искать сфере человеческих отношений, нравственно-философской, социальной линиях романа.

«Плаха» — это новое знание, выработанное для того, чтобы помочь современному человечеству понять прежде всего себя, дать себе отчет в своих плюсах и минусах. Самое главное — осознать грозящую опасность не только и не столько от ядерной катастрофы, сколько от самой духовной деградации человечества. Жизнь с духовным потенциалом, близким к нулю, страшнее мистического конца света.

Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» сильно и выразительно.

До сих пор мы считали основой нашей деятельности заботу об улучшении человеческого существования. И постепенно привыкли увязывать все содержание понятия «гуманность» с лозунгом: «Все для человека и все во имя человека». Этот лозунг привел к линии «господства человека над природой», и мир ополчился на человека — своими ливнями и засухами, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бессильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича.

Трагедия Бостона — это не только трагедия его семьи. На этом примере Айтматов высказывает более глубокую мысль: зло, совершенное здесь и сейчас, может обернуться трагедией совсем в другом месте, необдуманное вмешательство в жизнь природы не сегодня, так завтра обернется тупиком для всего человечества.

Поэтому забота обо всем окружающем — веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Само улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональном отношении к природе , в самоотчете человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселенную. Он сам — бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и , может быть, следующая очередь — его самого.

Готовые эссе по русскому языку. Проблема красоты природы (по В. А. Солоухину)

ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ). (Материалы к выпускному сочинению.)

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути).  По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Дорога — это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

 А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».  Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.

М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно  присутствует другой путешественник — это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога’ лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для  М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:

И думаю: когда-нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, —

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь и тихо тронусь в путь

По странной по дороге по калужской.

 И.А.Суязова

Добавить комментарий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ дороги в рассказе господин из сан франциско
  • Образ греха в рассказе бунина господин из сан франциско
  • Образ дороги в произведениях литературы сочинение
  • Образ госпожи простаковой из рассказа недоросль
  • Образ дороги в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии