- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из важных мест. Его самое знаменитое произведение — роман «Преступление и наказание», созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы.
Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.
Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.
Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.
Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть. Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».
И только в такой атмосфере, отражающей жестокую действительность, протест человека может вылиться в антигуманную теорию, которая повлечет за собой цепь жестоких преступлений.
Вариант 2
Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» — это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.
Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.
Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.
Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.
Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.
Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.
Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.
Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.
Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.
Сочинение 3
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» носит символичный характер. Он является местом, где разворачиваются основные события произведения. Город очень точно характеризует всех жителей и помогает лучше проникнуться судьбой каждого отдельного героя.
Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.
Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.
Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.
Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.
Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.
В их мире смешались реальность с бредом, кошмар с явью. Даже Аркадий Иванович назвал его «городом полусумасшедших» и предсказал скорое наступление наводнения.
В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.
Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
Несколько интересных сочинений
- Сочинение В чем социальная опасность хлестаковщины
Понятия хлестаковщины непременно связаны с тем, что данный герой представлял данное направление, будучи человеком, живущим по соответствующим принципам. Стоит сказать, что плутовской герой, к которому привыкли читатели
- Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс
Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно
- Герои произведения Бесприданница Островского
Драма Островского – «Бесприданница» рассказывает о трагической судьбе девушки из небогатой дворянской семьи. Лариса Дмитриевна – молодая привлекательная девушка
- Сочинение Два брата две судьбы по повести Тарас бульба
В произведении «Тарас Бульба» одними из главных героев являются братья. Росли Остап и Андрий в одинаковых условиях, однако имели разные характеры. Младший брат Андрий был близок к матери, а Остап старался во всем быть похожим на своего отца.
- Анализ произведения Неизвестный цветок Платонова
У одного их самых трогательных, на мой взгляд, произведений Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» нет определенного жанра, сам автор определил жанр своего произведения как «сказка-быль», это связано с тем
- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Город в романе Преступление и наказание
Город в романе Преступление и наказание сочинение
Роман «Преступление и наказание» был впервые Федором Михайловичем Достоевским опубликован в 1866 году и сразу вызвал бурное обсуждение у современников писателя. Споры и дискуссии вокруг произведения не утихают до сих пор как среди философов и литературоведов, так и среди обычных читателей, вне зависимости от их взглядов и мировоззрения.
Действие романа происходит в летнем (а если быть точнее, июльском) Петербурге. Однако, город у Достоевского не только декорация, на фоне которой разворачиваются сюжетные события. Петербург является едва ли не полноценным героем произведения, который трансформируется и постепенно изменяется вместе с главными героями романа, отражая их внутренний мир и как бы перевоплощаясь вместе с ними, их мыслями и взглядами на мир и происходящие события. По мнению некоторых литературоведов, Петербург и вовсе является главным героем произведения, а замысел Достоевского состоял в том, чтобы показать его внутреннее состояние на тот момент.
«Преступление и наказание» начинается с описанная состояния города — в Петербурге стоит ужасная жара и духота. Перед нами предстаёт бедный район города – Сенная площадь. Тут располагаются захудалые трущобы, ветхие и старые доходные дома и трактиры, где собирается сомнительная публика. Именно здесь живет бедный студент Родион Раскольников – в маленькой и тесной желтой комнатке, сравниваемой автором с гробом. Тут же живет семья Мармеладовых, жилище которых сравнивается уже с сараем. В обоих случаях Достоевский подробно описывает жалкую обстановку комнат, подчеркивая материальное положение героев.
Уже упомянутый желтый цвет так же занимает в романе важное место. Достоевский распространяет этот цвет с комнаты Родиона на весь Петербург, формируя основную гамму произведения и описанного в нем города. Причем желтый символизирует в романе отнюдь не позитив и энергию. Перед нами предстаёт грязный сероватый оттенок желтого, ассоциируемый у большинства людей с чем-то тревожным, нагоняющим тоску и олицетворяющим собой грязь и пошлость (тут вспоминается «Желтый билет» Сони Мармеладовой).
Федор Михайлович стал первым из писателей, который показал «желтый» и бедный Петербург, вместо шумного и весёлого города, где каждый день проходят сплошные балы и светские приемы. Он вывернул город «наизнанку», показав его темную, или, как он сам описывает её, «желтую» сторону, где захудалые окраины населяют нищие студенты, бедняки и пьяницы. Причем писатель далёк от того, чтобы осуждать их. В случае с Соней он и вовсе оправдывает её, делая виновником её бед сам город.
Уже упомянутое «дублирование» Петербургом состояния героев наиболее сильно проявляется в сравнении с Родионом Раскольниковым. Перед его преступлением жара стоит неизменно, после, когда его разум все более и более «закапывается» в муках совести, жара увеличивается, как бы сопутствуя нарастающему бреду и безумию Раскольникова. После же его раскаяния впервые за долгое время в городе проливается ливень, символизируя собой «очищение» и покаяние Родиона.
2 вариант
Роман «Преступление и наказание», который написан Федором Михайловичем Достоевским, является одной из самых читаемых книг не только в России, но и во всем мире. Главным героем является Родион Раскольников, который по сюжету совершает преступление.
Образ города в данном произведении Федора Михайловича играет одну из основных ролей. Потому что на его фоне и протекают почти все события романа «Преступление и наказание».
Город, собственно, в котором происходят все действия, — это Петербург. Петербург издавна считается культурной столицей России, городом, построенным Петром Великим. Но Федор Михайлович Достоевский разбивает и развевает все красочные представления читателей о нем. Он показывает Петербург с изнаночной стороны совершенно не таким, каким его признано считать.
Петербург в «Преступлении и наказании» можно назвать самостоятельным героем, даже одним из главных. Такой прием использован большим количеством русских писателей 19-го века. Гоголь тоже в некоторых произведениях «оживлял» город.
Итак, Петербург представлен Достоевским не таким, каким «должен быть», а таким, какой есть, то есть реальным. Это мрачный, грязный город, в котором живут несчастные и тонущие в бедности люди.
Произведение и начинается с описания города. Уже сразу создается соответствующее настроение. Автор добивается своего.
В Петербурге царит убогость, на каждом углу валяются пьяные бомжи и улочки узки, засорены и разносится запах дешевых алкогольных напитков из кабачков, что находятся недалеко от места жительства главного героя.
Город является олицетворением бедности и духовной, нравственной и материальной. Вполне нормально встретить пьяных, опухших от алкоголя и такой жизни матерей, которым нечем кормить своих детей. многие люди от такой жизни кончают жизнь самоубийством, прыгая в прекрасную реку – Неву. Там плавают иногда трупы.
Поэтому неудивительно, что все люди живут в этом городе и ненавидят друг друга. Им ничего не остается делать кроме того, что только пить, курить на свои копейки, получаемые на работе.
Весь город передает также внутренний мир героя: мрачность, унылость, депрессия, неврозы, беднота.
Федор Михайлович Достоевский создал замечательный образ города, который показался читателю таким убогим, как и жизнь всей России 19-го века.
Также читают:
Картинка к сочинению Город в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
- Интересные факты из жизни Цветаевой
Марина Цветаева это известная поэтесса, творчество которой относится к удивительному этапу развития государственной литературы, его принято называть «Серебряным веком».
- Анализ сказки Ашик-Кериб Лермонтова
Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку
- Праздники
У каждого человека есть свой самый любимый праздник. Для одних лучший день в году – День их Рождения, для других – Новый год, кто-то просто обожает масленицу с ее угощениями
- Сочинение Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро
Действие рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» разворачивается в деревне. Главные герои — деревенский мальчик, опытный рыбак Яша и приехавший из Москвы
- Интерьер дома Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя
Поэма Мёртвые души Николая Васильевича Гоголя была создана с целью осмеять человеческие пороки. Автор сталкивает главного героя Чичикова с разными персонажами. Последовательность этих персонажей построена по убывающей
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Парадный Петербург
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.
Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.
Городские пейзажи Петербурга Достоевского
Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.
Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.
Интерьеры квартир героев романа
Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».
Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.
Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.
Влияние величественного города на его обитателей
Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.
Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.
Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина Алексеевна
16/16
-
Диана Гоба
13/16
-
Юлия Субботина
16/16
-
Алиса Миллионова
16/16
-
Ilya Ryabinin
15/16
-
Дарья Сметанина
12/16
-
Бешто Телиев
15/16
-
Алексей Шабалин
13/16
-
Assol Martynenkova
15/16
-
Лариса Подоплелова
13/16
Петербург в романе ” Преступление и наказание” является одним из главных образов на протяжении всего романа. Что и неудивительно, ведь именно там развернулись все события произведения. Но этого мало. Образ города подразумевает под собой также некую философскую перспективу, инициируя развитие всех действий героев. На главного персонажа романа Раскольникова Петербург или ” среда”, как говорит о нем Разумихин, оказывает сильнейшее влияние, под которым и созревает его теория.
Достоевский стремится очень точно передать образ Петербурга, со всеми его достопримечательностями, уникальными местами и событиями, происходящими в то время
Таким образом он хочет донести до читателя реальность, создать определенную сопричастность происходящему. На протяжении всего романа писатель особенно подробно описывает стоящую в то время в городе духоту и невыносимую жару. В этом есть своя цель, ведь так писатель дает характеристику душевному состоянию Раскольникова, да, впрочем, и других персонажей: растерянность, неопределенность, безысходность. Этому способствует описание мрачных зловонных дворов-колодцев, лабиринтов городских «каменных джунглей», где бродит полупомешанный от болезни и давящей на его психику теории Раскольников.
Что касается жилища Родиона, то и тут Достоевский рисует нам образ тесной комнатушки, каморки. Стесненность, зажатость практически всех героев Достоевский соотносит с чувством бесперспективности и отчаяния. Есть еще мотив, отмеченный им, – постоянно грязные дворы города, серость и теснота улиц, “вонючий, пыльный, зараженный городом воздух”.
Идя на убийство, Раскольников рассуждает о фонтанах, и не зря, ведь вода – это энергетическая сила, которая так необходима человеческому организму. Герой рассуждает так, будто преднамеренное убийство будет для него спасательным ключом, наполненным жизненными силами, а само действие будет направлено только на улучшение ситуации, как для него, так и для остальных.
Достоевский показывает пейзажи того времени и без утайки рассказывает о бедности людей, пьянстве, всех бедствиях и унижениях. У всех героев судьбы с трагическим концом. Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством, пьяный Мармеладов умирает под колесами экипажа, гибнет Катерина Ивановна. Все они окружают Раскольникова, и их судьбы переплетаются между собой. Петербург – город, породивший теорию Раскольникова, всеми своими неурядицами и неудачами, гнетущей духотой и теснотой человеческого муравейника, где человек глух к человеку. Петербург, конечно, главная сцена для всех персонажей романа. Перед покаянием в совершенном убийстве Раскольников долго скитается по улицам города, и увиденное его шокирует, пугает. Все герои выходят в какой-то момент на улицу, как на лобное место: Соня, Дуня, Катерина Ивановна со своими детьми, здесь решает раскаяться Раскольников.
Достоевский символически описывает образ Петербурга в романе, создавая уникальную картину всех жизненных проблем. Он умело передает контрастность происходящего, тем самым оставляя городу в своем реалистичном описании некую таинственность. Не зря Достоевский несколько раз подчеркивает постоянную грязь, пыль, духоту, так как именно эти факторы формируют теорию Раскольникова. Образ города подталкивает героя к убийству, сама атмосфера происходящего вокруг давит на его психологическое подсознание.
На чтение 5 мин Просмотров 3.2к.
Обновлено 22 июня, 2020
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует не только как фон, на котором разворачиваются основные события. Это самостоятельное действующее лицо, влияние которого порождает многие мысли и поступки героев романа. Действие в романе происходит в годы обострения социальных противоречий в обществе.
Петербург… Колыбель искусства, город мечты, творение выдающихся архитекторов. Его воспевают поэты, о нём слагают легенды, им восхищаются. Но в «Преступлении и наказании» читатель видит его совершенно с другой стороны. С первых страниц город поражает своей мрачностью, грязными улицами и нищетой. Автор изображает ту часть столицы, где нет великолепных фонтанов и дворцов. Он открывает другой, неизвестный читателю Петербург. Вместо широких проспектов здесь узкие и грязные улочки, люди ютятся в маленьких «клетушках», а досуг проводят в распивочных и забегаловках, в которых они пропивают последние гроши. Это нищета и безысходность подталкивают людей к пьянству и распутству. Затуманенное сознание и отсутствие надежды на то, что жизнь когда-нибудь изменится, заставляют людей убивать и грабить. Здесь люди равнодушны друг к другу. Они живут в каморках, но и на улице не лучше: «вонючий», душный и «пыльный» город давит на человека, не даёт ему дышать. Иногда только проскакивают мимо богато украшенные коляски, запряжённые упитанными, сытыми лошадьми, словно намёк на то, что где-то всё-таки люди живут, а не существуют.
Когда Раскольников идёт по одной из таких улиц, он ничем не выделяется в толпе прохожих. Он одет в такие же лохмотья, как и они. На бедного студента мало кто обращает внимание, а сам он в ужасе от того, что видит. Люди душевно и физически нездоровы, многие пьяны, в том числе и девушки, скитаются бездомные дети. Герой мечтает о глотке свежего воздуха, но тщетно он пытается увидеть хотя бы клочок зелени. Вокруг только невыносимый зной и зловоние от сточных канав. Нехватка воздуха в романе – это не просто деталь, а ключевая мысль. Люди задыхаются не только от вони и жары, но и от неестественной, нечеловеческой жизни и собственного бессилия что-либо изменить.
Такая панорама совсем не располагает к покою и благополучию. Это царство пьянства и грехопадения, бесправия и безнадёжной нищеты. Петербург Достоевского порождает безнравственность и жестокость. Нет в нём места для счастья, любви или творчества. Люди очерствели, у них злые лица. Равнодушие давно вытеснило сострадание и сочувствие. Жизнь человека в этом обществе не имеет никакой ценности. В таких условиях у человека пропадает способность мечтать, творить. Мечты умирают, вместо них появляются страшные мысли, от которых некуда деться. Внутренний мир героев опустошается и начинает соответствовать той ужасной картине, которую они видят изо дня в день.
Петербург Достоевского болен. Чтобы создать нездоровые образы города и его жителей писатель использует жёлтый цвет. Комната старухи-процентщицы обставлена жёлтой мебелью и оклеена обоями того же оттенка. Этот же цвет встречается в убранстве комнат Сони и Порфирия Петровича. У вечно пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы желтоватые лица. Желтизна раздражает, вызывает тревогу, отражает напряжённость жизненной ситуации героев. Это цвет безысходности, нищеты и болезни.
Свидригайлов называет Петербург «городом полусумасшедших». Атмосфера города действительно негативно сказывается на душевном состоянии его жителей. Процветают пессимизм и неверие, появляются недобрые замыслы, теряется смысл жизни и умирают надежды. Город становится катализатором для преступлений, он раскрывает худшие стороны людей.
Все наиболее значимые события в романе происходят на фоне изображения безрадостных петербургских пейзажей или таких же унылых помещений. Безумную и бесчеловечную теорию Раскольников придумал в грязной распивочной, где его окружали пьяные, злые лица. Долгими ночами он мучительно думал об этом в тесной, заставленной рухлядью комнатке, больше похожей на гроб. В этой каморке с жёлтенькими обоями молодой человек из обычного студента превратился в жестокого преступника, вынашивающего план убийства. Выходя на улицу в поисках спасительного чистого воздуха, он не раз становился свидетелем безграничного человеческого горя. Всё, что он видел, подталкивало его к преступлению, которое, как подсказывал ему воспалённый мозг, могло изменить положение многих людей.
Символично описание комнаты Сони Мармеладовой: низкий потолок, окна, выходящие на сточную канаву. Автор сравнивает эту каморку с сараем. Она олицетворяет несчастную судьбу своей хозяйки. Девушка оказалась в невыносимых жизненных условиях. В этом городе для неё был только один выход, омерзительный, страшный, но единственный. И Соня ступает на этот путь ради семьи.
В изображении жилищ других героев тоже нет ничего обнадёживающего. Автор в основном описывает съёмные квартиры для небогатых людей. Они плохо освещены, в них грязно и неуютно. Убранство комнат отражает душевное состояние самих жильцов. В таких домах не живут здоровые и бодрые люди, уверенные в завтрашнем дне и довольные сегодняшним. В них вынуждены обитать отчаявшиеся, униженные бедностью петербуржцы.
Петербург в изображении Фёдора Михайловича Достоевского не становится для его жителей родным городом, семейным очагом. Они не чувствуют себя в нём защищёнными, не видят для себя будущего. У них нет никаких прав, они раздавлены безработицей. Талантливые студенты здесь прозябают в неизвестности и нищете, девушки вынуждены продавать себя, а здоровые и трудоспособные мужчины спиваются. Автор с болью описывает судьбы миллионов людей, покалеченные произволом власть имущих. Он показывает, что люди, доведённые до отчаяния, могут пойти на всё. Эти пьяницы, убийцы, жулики и нищие не всегда были такими. Их довели нечеловеческие условия существования. Здесь только избранным живётся хорошо, а простые люди выживают, они на дне.
Петербург в романе «Преступление и наказание» становится не просто свидетелем убийств и других злодеяний, совершённых героями. Он их соучастник. Этот город выступает олицетворением несправедливости, социального неравенства, неправильного устройства общества. Произведение Достоевского – это протест автора против унижения людей, которые, по его мнению, достойны лучшего отношения к ним и лучшей жизни.