Образ греха в рассказе бунина господин из сан франциско

Обновлено: 09.01.2023

Рассказ написан в 1915 году до эмиграции. Так сложилось, что до 1920 года Бунин писал о жизни в капиталистическом обществе за границей. Это происходило потому, что жизнь в Европе, о которой он был наслышан, поражала Ивана Алексеевича.

Проблема смертности каждого человека, независимо от положения в обществе и богатства, — одна из главных. Все ли можно купить за деньги? Почти все! Но деньги не властны над смертью. Смерти все равно, кто перед ней:

Таким образом, в небольшом рассказе Бунин сумел поднять много важных вопросов , без решения которых жизнь человека не может быть значимой ,полезной и счастливой.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Снизу – грязные, темные трюмы, в которых живут простые рабочие, официанты, прислуга, а сверху – прекрасные палубы, красивые и богатые люди, богато обставленные каюты. Также и в обществе того времени – простые рабочие на заводах, которые живут в грязных и старых домах, и богатейшие монополисты, которые ничего не стыдятся, чтобы умножить свои капиталы, живут в роскоши и богатстве, стремясь только получить больше денег.

Весь смысл его жизни заключается в том, чтобы стать таким же богатым, как те, с кем он поставил цель сравняться. Господин работал всю жизнь. Он завел семью, потому что так положено. Вряд ли он знает, что такое любовь. Своей дочери, девушке слегка болезненной, он уделяет очень мало времени и любви.

Уйдя из жизни, американец-богач остается главным персонажем рассказа. Обратно он плывет уже не в каюте класса люкс, а в тесных и грязных недрах корабля, откуда не слышно чудесного оркестра, откуда не слышно веселящихся людей, а слышны только работающие двигатели и адские волны за бортом. Эти контрасты дают нам понять, насколько сильны социальные противоречия того времени.

Для Александра Блока лайнер, затонувший в 1914 году, символизировал мировую пошлость. В своем дневнике поэт упоминает о катастрофе даже с некоторым злорадством. Произведение Бунина наполнено недобрыми предчувствиями и повествует о трагедии не только отдельного человека, но и всей Европы. Однако злорадства в рассказе нет. Скорее, жалость по отношению и к главному герою, и к второстепенным персонажам.

суть произведения господин из сан франциско

Популярные сочинения

  • Как я убираю квартиру или комнату сочинение
    Мало найдется людей, которые любят убираться. Я отношусь к таким людям. Комнату привожу в порядок раз в неделю.
  • Сочинение по картине Айвазовского Обоз чумаков
    И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы.
  • Сочинение Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы
    Максим Горький является автором произведения “Челкаш”, который был выпущен в печать в 1895 году. В произведении идет речь о двух людях, которые встретились друг с другом совершенно случайно. Начало истории начинается с того

Из истории написания

Безымянный герой

Сочинение на тему Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско

В каких случаях мы сталкиваемся с безымянным героем? Чаще всего тогда, когда имеем дело с собирательным образом, литературным воплощением тенденции общественной жизни, не зависящих от конкретной личности и её качеств. Иван Алексеевич использует данный приём для решения аналогичной художественной задачи. Господин из Сан-Франциско, образ и символ мира вещей, как пишет Бунин он практически сравнялся с теми, кого некогда взял за образец, и мы не безосновательно называем господина, очередной копией нового человека.

Как мы можем заметить, со смертью главного героя рассказ не заканчивается. Бунин описывает попугая в вестибюле, раз украшенную лошадка везущую тело господина в порт, Неаполитанский залив, лодочника Лоренсо. Прервалась одна жизнь, однако жизнь общая продолжается беспрерывно и потому так незначителен для Бунина новый человек со старым сердцем, а его претензии на господства вызывают лишь только авторскую усмешку.

Главную мысль рассказа нельзя свести к тезису, что богатство или власть, ничтожны перед лицом смерти. Безусловно и то и другое утрачивает значение если случается неисправимое. Однако Бунин мыслит шире, сам человек ничтожен перед лицом смерти, он лишь частица необъятной вселенной, а неё творец.

Человеческая жизнь, тонет в бытии и так наивный претензии на господство человека западной цивилизации, вообразившего что ему подвластна стихия, олицетворенная океаном. Господин из Сан-Франциско, который рассчитывает все своё путешествие, сталкивается с тем, что не подвластно расчетам. Со смертью и смерть оказывается сильнее, впрочем как и всегда.

Бунин разделял взгляды Толстого на цель и смысл человеческой жизни, отвергая буржуазную цивилизацию, противопоставляя ей простую и мудрую жизнь вблизи природы. Сходным образом Л. Н. Толстой в романе “Воскресение” обрушился на неразумное устройство общества,

где люди, заковав землю в камень и задымив воздух углем и нефтью, “не переставали обманывать и мучать себя и друг друга”.

Во многих рассказах Бунина 1890-тысяча девятисот семнадцатого годов проходит мысль о самообмане человека, когда ему кажется, что он делает так, как все, и делает правильно. Мысль о неотвратимости гибели этого мира пронизывает многие предреволюционные произведения И. Бунина, но с наибольшей силой она звучит в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Критики считали, что после Толстого и Чехова не появлялось художественного произведения на русском языке, равного по силе и значению

Писатель с торжественной и правдивой печалью нарисовал крупный образ громадного зла, образ греха, в котором протекает жизнь современного человека – “нового человека со старым сердцем”.

Автор знакомит читателя с очаровательной влюбленной парой: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко и очаровательно, но только один командир знал, что эта пара нанята играть любовь за хорошие деньги.

Проследив путь господина из Сан-Франциско до каприйской гостиницы, автор делает отступление и рассказывает, что на этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, “несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший… жестокостей сверх всякой меры” (речь идет о римском императоре Тиберии), а люди съезжаются сюда со всего мира, чтобы посмотреть на остатки дома, где некогда жил этот страшный человек.

В произведении нарастает ощущение конца, гибели мира. Эта мысль заложена в эпиграфе, взятом из Апокалипсиса: “О горе тебе, Вавилон, город крепкий!” (Бунин позже снял этот эпиграф.) Его библейский смысл, как и описание жизни на “Атлантиде”, напоминает о Валтасаровом пире накануне падения Халдейского царства: “Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала… пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы… а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма…”

В 1915 году, когда было написано это произведение, Бунин уже чувствовал приближение социальных перемен…

Бунин рассказывает о бесцельно прожитой жизни своего героя, где за внешней респектабельностью чувствуется внутренняя пустота. История господина из Сан-Франциско, по Бунину, была самая обыкновенная и самая ужасная: всю жизнь он работал, посвятив ее сколачиванию капитала, лихорадочному обогащению, и был убежден, что заслужил право на отдых и удовольствия. Он верил в вечность этой жизни – с поварами, с лакеями, гидами…

Мысль о смерти, видимо, никогда не посещала его. Ничего духовного не может обнаружить Бунин в этом человеке. Художественный объектив автора фиксирует каждую деталь поведения господина из Сан-Франциско, но ничего интересного не находит.

Каждый его шаг преследует авторская ирония: он становится просто обычным смертным стариком… Мы даже не знаем имени этого господина из Сан-Франциско, он показан как “обезличенная личность”. Человек, посвятивший жизнь достижению материального благополучия и наконец получивший все, что он желал, умирал в самом плохом номере гостиницы на железной кровати под грубым шерстяным одеялом. Для него не нашлось даже гроба, и тело его упрятали в ящик из-под содовой.

Он возвращался домой на той же сияющей огнями “Атлантиде”, но теперь уже… в трюме. И чего стоили все богатства этого человека, в чем был их смысл? По мысли Бунина, человек западной цивилизации утратил способность жить в гармонии с природой и с друг другом, превратился в бездуховное и безликое существо. Его герой умирает, так и не осознав смысла собственной жизни.

Остальные пассажиры невозмутимо реагируют на его смерть (они возвращались в столовую “с обиженными лицами”), ведь она нарушила их покой.

Когда “Атлантида” с веселящимися пассажирами и мертвым янки в трюме плывет обратно в Америку, на Гибралтарских скалах появляется Дьявол как воплощение зла старого мира. И. А. Бунин показывает бренность всех страстей, тленность всего человеческого – славы, богатства, власти, красоты, силы… Известен афоризм А. Чехова: “В человеке должно быть все прекрасно” (вложенный в уста доктора Астрова из пьесы “Дядя Ваня”), но Бунину ближе другие слова Чехова, жестокие и горькие: “В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница”. Счастье, по Бунину, достояние немногих, у которых порода проявилась как физическая и духовная красота и сила. “Нет.

Этот мир не шутка, этот мир мы не только можем, но и должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить”, – говорил Л. Н. Толстой. И Бунин повторил эту же мысль, но по-новому, славя красоту, богатство и неисчерпаемость природы.

По иронии судьбы, практически в самом начале отдыха Господин из Сан-Франциско трагично умирает, а его тело с целью скрыть сохранить беспечность и притворное веселье на пароходе для других путешественников везут назад в ящике из под содовой. В общем-то, на этом рассказ и заканчивается. Но почему именно такое название для своего рассказа выбрал писатель?

Смысл названия рассказа Господин из Сан-Франциско

Ключевым моментом был факт того, что никто на корабле в действительности не уважал и не называл искренне Господина из Сан-Франциско господином: это делали служащие из своих обязательств за деньги. Никто по-настоящему не замечал главного героя и не дорожил его присутствием. И. А. Бунин намеренно не дал герою определенного имени, дабы показать то, что подобного рода людей на свете бесчисленное множество.

В 1915 году, когда было написано это произведение, Бунин уже чувствовал приближение социальных перемен…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • чем живы люди смысл жизни в рассказах бунина
  • обобщающий смысл рассказа господин из сан франциско
  • образ греха,в котором протекает жизнь человека
  • в чем смысл жизни господин из сан-франциско
  • поиск смысла жизни в господин из сан франциска о

Главный герой произведения — привилегированный человек, обладающий всеми материальными благами. Однако его духовный мир крайне скуден.

Роскошный корабль. Прекрасная пара, которая приковывает внимание всех окружающих. Кажется, влюблённые так увлечены друг другом, что не замечают никого вокруг. Иван Бунин показывает искренние и нежные чувства? Нет. Это притворство и ложь. А первом месте в этой паре стоят деньги. Мужчине и женщине заплатили, чтобы они изобразили любовные отношения.

Высший класс, у которого отсутствуют духовные, моральные ценности. Кругом пустота, искусственность. Шикарный лайнер, на борту которого безликие, лживые, лицемерные люди, обладающие несметными материальными богатствами. Роскошный корабль — образ самой жизни с разными слоями общества.

Существование героя, у которого даже имя отсутствует, не имеет никакого смысла. Он просто плывёт по течению. Господин — просто потребитель. Он потребляет то, что производит низший класс, ничего не давая взамен. Герой не сделал в своей жизни ничего важного и полезного, чтобы можно было это выделить.

У господина была цель — заполучить в этом мире все, что только возможно. Ведь он уверен, все в этой жизни покупается и продаётся. Но так ли это на самом деле? Возможно ли купить счастье? Измеряется ли оно исключительно в денежном выражении?

Иван Бунин сделал яркую концовку, которая является очень значимой. Герой внезапно умирает. Умирает так, что до этого никому абсолютности никого дела. Его смерть лишь слегка омрачила праздник жизни. Скорбит ли по этой утрате кто-нибудь искренне? Нет. Это событие доставило исключительно проблемы и неудобства. Господин не сделал в своей жизни ничего, за что бы его можно было ценить и уважать. Ничего полезного или выдающегося. Члены его собственной семьи и не вспоминают о нем. Почему так произошло? В чем ошибка главного героя?

Господин ушёл из жизни, так и не познав ярких, нежных и трепетных чувств. Его существование было лишено радости, счастья, любви. В конце жизни главному герою стало абсолютно безразлично, как он будет похоронен: в шикарном дорогом гробу или в обыкновенном деревянном ящике.

Популярные сочинения

Смысл произведения Господин из Сан-Франциско

Материальное благосостояние или богатство души? Иван Бунин рассуждает над человеческими ценностями, смыслом существования.

Что выбирает человек: праздный образ жизни или крепкую семью? Ложные или истинные ценности? Что оставит после себя человек, как о нем будут вспоминать. Размышления Ивана Бунина заинтересовывают читателя с первых строк и не отпускают до конца произведения.

Автор считает, прожить жизнь нужно так, чтобы после смерти о человеке остались добрые светлые воспоминания. Для этого важно совершать правильные поступки, быть искренним не только с окружающими, но и с самим собой.

После смерти равны все. И низший класс, который трудится, не покладая рук. И высшие слои общества, которые только потребляют. Классовое неравенство очевидно. Однако среди фальши и несправедливости важно оставаться человеком.

Смерть не щадит никого. Поэтому пока мы живы, следует стремиться получать яркие эмоции, делать добрые дела, искренне и трепетно любить. Не нужно прожигать молодость, погрязнув в сплетнях и интригах. Жить нужно со смыслом. Нельзя, чтобы все было подчинено исключительно праздности и шелесту купюр.

Бунин Иван Алексеевич

п.1. Тематика и проблематика

3.
Тема – Тема жизни и смерти.
Проблема – Человек не всегда живет в согласии с собой, когда возлагает на будущее все свои надежды.
Важно ценить жизнь. Тогда человек умеет радоваться, не жалеет о прошлом и не ждет чего-то сверхъестественного от будущего. Господин из Сан-Франциско видел свое будущее в радужных красках, но он уже разучился наслаждаться и отдыхать. Я считаю, что умер он потому, что понял свою ошибку, длинною в жизнь.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В рассказе видно отношение автора к цивилизации, к существующему строю. Бунин отрицательно относится к миру капитализма, к разделению общества на богатых и бедных, не принимает его. Пафос его произведения – в чувстве неизбежной гибели буржуазного мира с его грандиозными проектами. Автор выступает противником развития технического прогресса, считая, что в таком подходе человек теряет свое естество.

Бунин выступает против ложного и показного в этой жизни. Он проявляет процесс, раскрывая, что таится под видимым великолепием. В нижнем отсеке парохода котлы брызжут маслом и паром, а люди изнурены тяжелейшим трудом. Происходящее подобно влюбленной паре, играющей за деньги в любовь. Хотя деньги и могут помочь реализовать свои планы, но любовь, дружбу, искреннее отношение не купишь.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Бунин выводит образ цивилизаций, в которой все подчинено зарабатыванию денег, Основной смысл жизни в этом видит не только главный герой, но и остальные ее представители. Я считаю, что в образе господина из Сан-Франциско проявлен внутренний конфликт человека. Он постоянно находится в противоборстве сам с собой, а в итоге борется со смертью, не в состоянии принять ее. А как он может принять смерть, когда еще совсем-то и не жил.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт рассказа – это внутренний конфликт главного героя по поводу обретения смысла жизни. Этот человек руководствуется ложными ценностями, заводящими его в тупик.

Читайте также:

      

  • Кровотечение в хирургии кратко
  •   

  • Каково кулинарное использование мяса кратко
  •   

  • Статистика кратко и понятно самое важное
  •   

  • Раннее творчество достоевского кратко
  •   

  • Тяговые подстанции ржд кратко
  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско

Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско в произведении Бунина сочинение

В своём произведении «Господин из Сан-Франциско» Бунин представляет образ человека из мира, в котором цену имеют только деньги. Господин с большим состоянием отправился в кругосветное путешествие. Роскошный пароход «Атлантида» создает комфорт для своих гостей.

Жизнь тех, кто едет первым классом беспечна и легка. Вокруг них роскошь и богатство. Главный герой, не имеющий имени, является собирательным образом всех тех, кто обеспокоен личной наживой. Он беззаботно проводит время в кругу таких же себялюбивых материалистов. Только ощущается некая фальшь в такой «гармонии», как и в той любви, которую за плату изображает танцующая пара.

Солидный внешний облик господина изображается в полном соответствии с его сущностью: зубы с золотыми пломбами, усы сравниваются с серебром, кожа имеет оттенок слоновой кости, цвет жемчуга имеют волосы. Всем своим видом он демонстрирует рентабельность и зажиточность. Но вот только лицо будто маска не имеет описания глаз.

Отсутствие имени обезличивает героя, делает его не заметным в своем бездуховном и примитивном окружении. Жизненные ценности для таких особей определяются только в денежном соотношении. Но природа не желает подстраиваться под власть денег и расстраивает отдых приобретенный за огромные деньги.

Морской шторм, мучение доставленное морской болезнью. Господина настигает разочарование от выбранного круиза. Подобный отдых не способен принести удовольствие. Раздражение вселяют все достопримечательности и музеи, которые кажутся герою одинаковыми, но все это возникает от неумения видеть и ценить прекрасное. Истинно осмыслить ничтожное существование, герою, который решился пожить в свое удовольствие только в 58 — ми летнем возрасте, удается перед самой смертью.

Все планы разрушает судьба. Домой возвращается безжизненное тело старика, которое доставляется не в первом классе, а в трюме, чтобы не портить отдых остальным. Никто уже не помнит о том, что рядом был этот человек. В заключении рассказа огни на скалах сравниваются с дьявольскими глазами, которые смотрят в сторону отдаляющегося корабля носящего символичное имя, что указывает на самоуничтожение людей движущихся по пути бездуховности.

Вариант 2

В своем проведении Бунин рассказывает о  загадочном господине из Сан-Франциско, который путешествует со своей семьей.  Пусть держит эта семейка на теплоходе с прекрасным названием « Атлантида».  Все распланировано до мельчайших деталей. Не вчитавшись в произведения, может показаться, что весь сюжет закручен только вокруг путешествий, но нет. Смысл заключается в том, что автор хотел рассказать о роли человека в обществе, какое значение имеет богатства и власть.

Главный герой – мужчина состоятельный, за его плечами пятьдесят лет жизни.  Имени у этого персонажа нет, он олицетворение знатной прослойки общества.  Это люди, которые стремятся купить счастье за деньги. 

В образе этого странного господина не только один негатив.  Мужчина целеустремлен и упорен, трудолюбив, ведь понимает цену настоящего труда.  Он из тех людей, которые полностью посвящают себя работе и добиваются при этом значительных успехов.  Стремление к лучшей жизни – вот истинная цель господина из Сан-Франциско.  Вся его жизнь была отдана работе и семье.

Даже не учитывая все его превосходные, человеческие качества, он тот,  к кому принадлежит – к богатым и избалованным людям.  Этот мужчина эгоист, любит власть и управлять, в какой-то степени циничен.  Самовлюблён, ведь считает, что прав во всем и не стесняется об этом все говорить и спорить.  Господин ставит себя выше других, неучтиво относится к людям.  Он наслаждается жизнью, забывая о том, что она быстротечна.  Внезапно для всех смерть достигает нашего героя, неожиданно и нагадано. Он умирает, а вместе с ним умирают всего его ценности и приоритеты.

После его смерти, лишь семья горюет об утрате, проливая слезы, возможно, даже и фальшивые.  Может быть, они горевали вовсе не об утрате, а о том, что без господина элитное общество больше не примет их.  На примере господина из Сан-Франциско, можно сделать вывод, что после смерти  все богатство и власть уже ничего не значат.

Сочинение про Господина из Сан-Франциско

В рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» в центре повествования мужчина, который на протяжении всего произведения называется Господином. Отсутствие имени объясняется тем, что никто из присутствующих не обратил на него внимания и не был знаком с ним. Господин с женой и дочерью собирается отправиться в Старый Свет на несколько лет, только ради развлечений. Так как большую часть жизни зарабатывал деньги, главный герой только к пятидесяти восьми годам смог начать жить. Он считал, что богатство дает ему полное право на отдых. Ведь Господин не жил настоящим, а только думал о будущем. О внешности мы знаем только то, что это невысокий лысый мужчина с желтоватым лицом и золотыми пломбами на зубах, а костюм и накрахмаленное белье делают его моложе.

Господин — один из пассажиров огромного корабля “Атлантида”, который отправляется в путешествие. Жизнь проходит размеренно, все наслаждаются дорогой и услугами, предоставляемыми на судне. Господин много пьёт и щедро раздает чаевые. После долгого пути они всё же прибывают в Неаполь и Господин с семьей решают сойти на берег, чтобы остановиться в дорогом отеле. Каждый день проходит спокойно и по одному и тому же расписанию. Погода в Неаполе стоит плохая: ветер и дождь. По этой причине Господин принимает решение отправиться на остров Капри, потому что там солнечная погода круглый год.

Семье пришлось продолжить путь на небольшом судне. Во время переезда пассажиров мучила морская болезнь. Господин чувствовал себя стариком и с раздражением думал об Италии. Прибыв на Капри, они останавливаются в отеле, где все очень радушно их встречают. Господин с семьей должны были посетить званый ужин, но мужчина собирается быстрее и отправляется в читальный зал отеля. Там он садится читать газету, в это время ему становится плохо, его тело сползает на пол.

Мужчину перемещают в ужасный номер, где он умирает. В этот самый момент Господин и его семья стали безразличны, так как отель заботится о репутации. Хозяин отеля отказывается перенести тело в номер героя, потому что случившееся может отпугнуть туристов. Вместо гроба им предлагают ящик, в котором раньше возили бутылки с содовой.

Герой так же как и прибыв, отправляется обратно на Атлантиде, только уже в темном трюме. На палубе продолжается тихая и размеренная жизнь, никто не знает, что на корабле перевозят труп. Так Господин, отправившись в путешествие, находит свою смерть. Ведь счастье за деньги не купишь.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско

Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско

Популярные сегодня темы

  • Как связаны понятия «мечта» и «желание»? Итоговое сочинение

    Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.

  • Сочинение Прогресс это хорошо или плохо?

    Многие стороны нашей жизни меняются с помощью прогресса как в технологическом, так и в информационном плане. Всего сто двадцать — сто тридцать лет назад зарождаться автомобильный транспорт

  • Герои Сказки о царе Салтане Пушкина (характеристика персонажей)

    Александр Сергеевич Пушкин был автором многих сказок, и «Сказка о царе Салтане…» тоже его произведение. В этой сказке герои преодолевают все напасти и в конце концов получают заслуженную награду.

  • Сочинение Как экономить деньги

    Денежные средства очень ценны для человека. Как бы не твердили многие, что не в деньгах счастье, без них мы не проживем и дня. Жаль, что они не растут на дереве или в поле.

  • Сочинение Почему разные поколения не понимают друг друга? Итоговое 11 класс

    Проблема «отцов и детей» существует очень давно и, вполне возможно, она вечна.

ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии

Урок — размышление  по рассказу И.А.Бунина

«Господин из Сан-Франциско» для учащихся 11 класса

Слайд № 1

Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

Ф.М. Достоевский

Слайд № 2

…горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!

Откровение, 18.

Автор: Павлов Василий Петрович,

учитель русского языка и литературы.

Учебно-методическая карта  занятия

Слайд № 3

Слайд № 4

Тема занятия: проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Тип урока: комбинированный

Место проведения: учебный кабинет

Продолжительность проведения занятия: 45 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса обучающихся к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

  Интегрирующие дисциплины: литература, философия, история, география, изобразительное искусство, музыка…

           Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  1. Образовательные: провести интерпретацию художественного произведения; обеспечить понимание содержания рассказа всеми обучающимися.                  
  2. Развивающие: развивать навыки аналитического чтения, умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умение аргументировать, доказывать, применять полученные знания в жизненных ситуациях, выделять главное, сравнивать, обобщать.
  3.  Воспитательные:  воспитывать гуманизм и осмысленное восприятие жизни; формировать личностную позицию учащихся.

             Задачи урока:

проанализировать содержание рассказа; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь обучающимся определить проблемы, поднятые автором;

 — выявить роль замысла автора в создании  характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;

— воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к другим людям.

Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; эвристическая беседа; работа с текстом и выразительное чтение; творческая, фронтальная, коллективная и индивидуальная работа; комментарии учителя.        

Оборудование: портрет И.А. Бунина, мультимедийный проектор, текст рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», рабочие тетради; толковый словарь.

Время изучения темы:  1 час (урок).

              Технологии: ИКТ  (презентация учителя) —  OfficePowerPoint, MicrosoftOfficeWord; личностно ориентированное и проблемное обучение, проектные технологии.

              Прогнозируемый результат:

  1. полноценное восприятие учащимися художественного текста;
  2. понятие обучающимися роли важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
  3. понимание обучающимися некоторых особенностей выражения авторского сознания и авторского отношения к изображаемому;
  4. анализ средств изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика) и изобразительно-выразительных средств языка.

Актуальность темы:

        Тема, затронутая Буниным, была и будет актуальна. Сегодняшний человек так же, как и сто лет назад, ищет ответы на вечные вопросы о своём предназначении, смысле бытия, о мнимых и истинных ценностях. Так же, как и когда-то давно, есть люди, ставящие деньги выше всех своих интересов, ценностей; и люди, довольствующиеся малым, но любящие жизнь и живущие не только по законам, выдуманным Человеком, но стремящиеся следовать заповедям Бога.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Цель

Время

1

Организационный этап

(проверка готовности обучающихся к занятию, отметка отсутствующих на занятии)

Организация начала занятия, настраивание обучающихся на учебную деятельность

2 мин

2.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости)

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

3 мин

3

Актуализация опорных знаний

Выявление  имеющихся знаний, оценка степени подготовленности обучающихся  к занятию

5 мин

4.

Осмысление и систематизация новых знаний. (Организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала обучающимися)

 Закрепление нового материала

 (проверка преподавателем глубины понимания обучающимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)

Формирование теоретических знаний

30 мин

Закрепить у обучающихся  знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме

5.

Домашнее задание, инструктаж  по его выполнению

(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)

Сообщить обучающимся домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

2 мин

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(Самооценка и оценка работы класса)

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

5 мин

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

«Жизнь без нравственного усилия есть сон»  эти слова, сказанные Львом Толстым много лет назад, не утратили своего значения и в наши дни. Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы другим людям. Отсюда освоение нравственных понятий означает не просто понимание их смысла, а подлинное «освоение» умом и сердцем. На пути саморазвития и самовоспитания люди испытывают потребность в разумном совете, дружеской помощи. Такую помощь и советы они получают в первую очередь от близких людей, а также на уроках литературы, изучая произведения художественной литературы.

          Данный урок – это урок нравственности, который, хочется верить, поможет многим из нас пересмотреть свои отношения к миру материальных и духовных ценностей. Для изучения и обсуждения выбран рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Во время урока учащиеся могут выразить свои мысли, впечатления, чувства через отношение к героям этого произведения.

        Обращение к классу:

Слайд № 3

— Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему урока: «Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

 Для того чтобы раскрыть проблему, нам необходимо – поработать над текстом произведения и расшифровать его символы. Это  будет целью работы над произведением, для достижения которого я предлагаю выделить в классе три творческие группы. У каждой группы будет своя задача:

первая группа должна составить маршрут главного героя. При этом нужно учесть план, который был у него, и конечную точку, начиная с которой господин уже не волен продолжить путешествие по маршруту, избранному им.  

вторая группа должна составить портретную характеристику основных героев: как безымянных, так и имеющих имена.

третьей группе предстоит поработать над языком рассказа и найти символы, которые помогут читателю определить замысел и идею произведения.

          Таким образом, мы с вами тоже проделаем путешествие, но в отличие от господина из Сан-Франциско – творческое и встретимся в конце занятия для подведения итогов совместной работы.

Цель работы над произведением  –  расшифровать символы и приоткрыть «окно в Вечность». При этом  важно не просто понять смысл рассказа, но применить его к собственной жизни и собственному опыту, к той картине мира, в которой приходится жить нам, людям XXI века.

И.А.Бунин – писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности  лучшим  традициям  отечественной культуры. Его по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает  глубинный смысл  уже с названия.

—  « Первая любовь»

—  « Антоновские  яблоки»

—  «Легкое дыхание»

—  «Тёмные аллеи»

В этих произведениях мы можем чувствовать успокоенность, лиризм, восхищение, наслаждение, грусть.

Слайд № 5

Но совершенно иначе выглядит другое его произведение, в котором, кажется, почти нет лирических мотивов – это «Господин из Сан-Франциско». Впервые опубликован в 1915 году в сборнике «Слово» в Российской империи.

По словам Бунина, написанию рассказа способствовала случайно увиденная летом 1915 года в Москве в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна«Смерть в Венеции»: в начале сентября 1915 года, находясь в гостях у двоюродной сестры в Орловской губернии, «я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Заглавие „Смерть на Капри“ я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: „Господин из Сан-Франциско…“ И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в „Квисисане“) я выдумал… „Смерть в Венеции“ я прочёл в Москве лишь в конце осени. Это очень неприятная книга».

Краткое содержание произведения

Господин из Сан-Франциско, который в рассказе ни разу не назван по имени, так как, замечает автор, имени его не запомнил никто ни в Неаполе, ни на Капри, направляется с женой и дочерью в Старый Свет на целых два года с тем, чтобы развлекаться и путешествовать. Он много работал и теперь достаточно богат, чтобы позволить себе такой отдых.

В конце ноября знаменитая «Атлантида», похожая на огромный отель со всеми удобствами, отправляется в плавание. Жизнь на пароходе идёт размеренно: рано встают, пьют кофе, какао, шоколад, принимают ванны, делают гимнастику, гуляют по палубам для возбуждения аппетита; затем — идут к первому завтраку; после завтрака читают газеты и спокойно ждут второго завтрака; следующие два часа посвящаются отдыху — все палубы заставлены длинными камышовыми креслами, на которых, укрытые пледами, лежат путешественники, глядя в облачное небо; затем — чай с печеньем, а вечером — то, что составляет главнейшую цель всего этого существования, — обед.

Прекрасный оркестр изысканно и неустанно играет в огромной зале, за стенами которой с гулом ходят волны страшного океана, но о нем не думают декольтированные дамы и мужчины во фраках и смокингах. После обеда в бальной зале начинаются танцы, мужчины в баре курят сигары, пьют ликёры, и им прислуживают негры в красных камзолах.

Наконец пароход приходит в Неаполь, семья господина из Сан-Франциско останавливается в дорогом отеле, и здесь их жизнь тоже течёт по заведённому порядку: рано утром — завтрак, после — посещение музеев и соборов, второй завтрак, чай, потом — приготовление к обеду и вечером — обильный обед. Однако декабрь в Неаполе выдался в этом году ненастный: ветер, дождь, на улицах грязь. И семья господина из Сан-Франциско решает отправиться на остров Капри, где, как все их уверяют, тепло, солнечно и цветут лимоны.

Маленький пароходик, переваливаясь на волнах с боку на бок, перевозит господина из Сан-Франциско с семьёй, тяжко страдающих от морской болезни, на Капри. Фуникулёр доставляет их в маленький каменный городок на вершине горы, они располагаются в отеле, где все их радушно встречают, и готовятся к обеду, уже вполне оправившись от морской болезни. Одевшись раньше жены и дочери, господин из Сан-Франциско направляется в уютную, тихую читальню отеля, раскрывает газету — и вдруг строчки вспыхивают перед его глазами, пенсне слетает с носа, и тело его, извиваясь, сползает на пол. Присутствовавший при этом другой постоялец отеля с криком вбегает в столовую, все вскакивают с мест, хозяин пытается успокоить гостей, но вечер уже непоправимо испорчен.

Господина из Сан-Франциско переносят в самый маленький и плохой номер; жена, дочь, прислуга стоят и глядят на него, и вот то, чего они ждали и боялись, совершилось, — он умирает. Жена господина из Сан-Франциско просит хозяина разрешить перенести тело в их апартаменты, но хозяин отказывает: он слишком ценит эти номера, а туристы начали бы их избегать, так как о случившемся тут же стало бы известно всему Капри. Гроба здесь тоже нельзя достать — хозяин может предложить длинный ящик из-под бутылок с содовой водой.

На рассвете извозчик везёт тело господина из Сан-Франциско на пристань, пароходик перевозит его через Неаполитанский залив, и та же «Атлантида», на которой он с почётом прибыл в Старый Свет, теперь везёт его, мёртвого, в просмолённом гробу, скрытого от живых глубоко внизу, в чёрном трюме. Между тем на палубах продолжается та же жизнь, что и прежде, так же все завтракают и обедают, и все так же страшен волнующийся за стёклами иллюминаторов океан.

Наверное, первое, что бросается в глаза при чтении этого произведения Бунина, – библейские и мифологические ассоциации. Почему именно “из Сан-Франциско”? Разве мало в Америке городов, где мог родиться и прожить свою жизнь господин пятидесяти восьми лет, отправившийся с семьей путешествовать по Европе, а до этого работавший “не покладая рук” (в этом определении у Бунина проскальзывает еле заметная ирония: что это был за “труд”, хорошо знали китайцы, “которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами”; другой автор написал бы не о работе, а об “эксплуатации”, но Бунин — тонкий стилист — предпочитает, чтобы читатель сам догадался о характере этого “труда”!): Не потому ли, что город назван так в честь известного христианского святого Франциска Ассизского, проповедовавшего крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности? Не становится ли таким образом очевиднее по контрасту с его бедностью неуемное желание безымянного господина (следовательно, одного из многих) наслаждаться всем в жизни, причем наслаждаться агрессивно, упорно, в полной уверенности, что он имеет полное на это право? Как замечает писатель, господина из Сан-Франциско постоянно сопровождала “толпа тех, на обязанности которых лежало достойно принять” его. И “так было всюду…”. И господин из Сан-Франциско твердо убежден, что так должно было быть всегда.

На сегодняшний день сказано и написано об этом произведении достаточно много. Одни критики называют рассказ – апокалипсическим предупреждением. Другие находят параллели с работой Немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы». Третьи – приговором буржуазному миру с его утилитарными запросами. Думаю, что все эти мнения имеют вполне обоснованное право на существование. Произведение было написано в годы наиболее противоречивых событий в Западной Европе.

Преподаватель. Поэтому, давайте обратимся к истории и философии той эпохи, чтобы постепенно перейти к самому тексту, который вы прочитали.

Сообщение одного из обучающихся. В первую очередь нужно отметить, что период XIX века, является, самым значительным в истории прогрессивного переворота обшей научной тенденции. Этот переворот являлся самым значимым и положительным в развитии различных сфер научной деятельности, искусства, и появлении новых течений познания. Наука открыла новый путь развития общества  техногенный, который и в наше время является ведущим.

Искусство этого периода оживилось модернизмом, что привело к созданию новых различных подходов к восприятию и философскому переосмыслению картины мира. Примеров этого резкого переосмысления можно обнаружить в западной культуре, но здесь возникают противоречия между старой этикой и сменяющей новой.

Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно, возможности достичь истину любому человеку. Такой гносеологический «демократизм» дополнялся «оптимизмом».

Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь, достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установления оптимального общественного устройства. 

Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен первый удар французской революцией 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», провозгласившее «разум» божеством, в основу своей политики официально положившее учение «гениев человечества», на поверку оказалось и неразумным и нечеловечным.

Наука же показала свой «звериный оскал” в первой мировой войне 1914 г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожения человечества и его культуры в газовых атаках и бомбардировках мирных городов. Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца XIX в. в момент, казалось бы наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека.

Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей. Уже эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. История, скорее, иррациональна, а познание аристократично и переисполнено мифами. Попытка же создать всеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия, его автоматизации. Проблема человека поворачивалась доселе невиданной плоскостью. С одной стороны — нивелировка, «усреднение» человека, становление и распространение в мире «человека толпы», с другой стороны — одиночество, отчаяние и беспомощность человека перед миром и обществом как предел индивидуализма.

Ещё одним сильнейшим ударом по человеческой гордыне стала катастрофа весной 1912 года одного из самых совершенных (по замыслу конструкторов непотопляемых) и крупнейших пассажирских судов под названием «Титаник», столкнувшегося с  айсбергом. Трагедия погубила более полутора тысяч человек.

Это сооружение было символом безграничных возможностей человека, его власти над силами природы.  Гибель «Титаника» напомнила о хрупкости человека перед лицом космических сил, о неизбежности страшной расплаты за Гордыню. (Художественный фильм «Титаник», напоминание о нём)

Через три года после этого ужасного события из-под пера Бунина выходит одно из лучших его произведений, признанное вершиной «объективной» бунинской прозы предреволюционного периода – «Господин из Сан-Франциско».

Сообщение преподавателя.

Слайд № 6 Сюжет рассказа, казалось бы,  предельно прост. Главный герой, господин из Сан-Франциско, решает отправиться с семьёй в путешествие по Европе и неожиданно умирает в одном из дорогих отелей, после чего его тело отправляют обратно на том же корабле. Никакой остроты, никакого накала страстей. Однако в этом простом сюжете, на нескольких страницах Бунин при помощи символов, ярких деталей, перекличек с библейскими и мифологическими ассоциациями разворачивает грандиозную картину, предсказывающую судьбу всего  мира и нашей цивилизации.

Нужно отметить, что Бунин не любил символистов, однако нельзя отрицать, что его рассказ пронизан символами. Символы не говорят, но «подмигивают» и «кивают». 

Работа по словарю. Значение слова Символ по словарю Ожегова

Символ — а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь — с. мира. Якорь — с. надежды. Этот подарок — с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. * Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя…”; 2) то же, что кредо. Символы государства — государственный герб, флаг, гимн. II прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.;спец.). Символическое изображение. Символьная информация. 

Таким образом, символ  это нечто внешнее, надежно укрывающее внутреннее и защищающее его от непосвященных. Символ  окно в Вечность».

«Господин из Сан-Франциско» Бунина имеет притчевый характер. Обращаясь к извечной теме: «Что такое счастье, и как его достичь?», писатель на примере безымянного героя показывает, что капитал не мерило человеческого счастья и не панацея от жизненных невзгод. До 58 лет жизнь главного героя рассказа была подчинена накопительству, добыванию материальных ценностей. Лишь в зрелом возрасте решает изведать вкус этой жизни, впрочем, как это делали типичные власть имущие старики, растратившие молодость и силы, наживая деньги.

Слайд № 7

Чтение одним из учащихся отрывка из рассказа: Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. 

Обращение к классу:

— Какое чувство вызывает у вас описание?  Примерные ответы: (неприязнь, словно это не человек, а смокинг)

Очень интересная символическая деталь. Автор не называет своего героя по имени, так же, как не упоминает имена и многих других героев.  Почему? Перед нами не человек, не индивидуальность, а некий социальный тип, собирательный образ миллионера, не имеющего ни души, ни имени. Отсутствие имени у главного героя мотивируется тем, что его никто не запомнил, что опять — так и символично. Человек должен оставить на земле какой-то след и имя. Видимо, образ жизни этого героя не заслуживает, чтобы его запомнили. Он только здесь, в земной жизни может быть господином, но сразу же после смерти превращается в обычного человека, равного самому бедному. Даже черты лица начинают светлеть, возвращая ему человеческий вид, как будто смерть освобождает его от всей важности и напыщенности господина.

Душа. Как чувствует себя господин? В душе его давно не осталось ни даже горчичного семени каких-либо так называемых мистических чувств.

Речь героя. Почему так мало говорит герой? За всё время знакомства с ним мы слышим от него всего лишь несколько фраз, тем не менее, точно характеризующих его духовный уровень. Кстати, стоит вообще отметить его отрывистую, как бы лающую речь: он не произносит более двух-трех слов кряду. В его речи нет

И разве эти «денежные мешки» и другие, таким же образом решившие напоследок насладиться, сами не зная чем, способны видеть красоту и неповторимость окружающего мира? Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе г-на из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.

Писатель отмечает, что господин рад за свою жену и дочь, но думает и заботится прежде всего о себе. (Конечно, он хотел вознаградить за годы труда, прежде всего себя)

Слайд № 8

Позиция автора на их счет совершенно очевидна. Будучи человеком, берущим от этой жизни все, умеющим наслаждаться каждым ее мгновеньем, Бунин не мог не прибегнуть к иронии, описывая происходящее на верхней палубе роскошного лайнера. Осуждению автора неизбежно подвергается вся фальшь взаимоотношений этих «веселящихся мертвецов»

Слайд № 9

 (В памяти сразу всплывает замечательный образ, придуманный А.А. Блоком в его знаменитом стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей…» Слайд, критикующим ту самую фальшь и запрограммированность бытия подобных господ). Эти «мертвецы» лишь притворяются живыми.

Как тяжко мертвецу среди людей

Живым и страстным притворяться!

Но надо, надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей…

Живые спят. Мертвец встает из гроба,

И в банк идет, и в суд идет, в сенат…

Чем ночь белее, тем чернее злоба,

И перья торжествующе скрипят.

Слайд № 10

Но почему прекрасный остров Капри тоже надвигается “своей чернотой”, “просверленный красными огоньками”, почему даже “смирившиеся волны” переливаются, как “черное масло”, а по ним от зажегшихся фонарей на пристани текут “золотые удавы”?

Слайд № 11

Так Бунин создает у читателя представление о всесилии господина из Сан-Франциско, способном заглушить даже красоту природы! В поэме “Возмездие” Блок писал о “глухих” годах России, когда над нею злой гений Победоносцев “простер совиные крыла”, погрузив страну во мрак. Не так ли и господин из Сан-Франциско простирает крылья зла над всем миром? Ведь даже солнечный Неаполь не озаряется солнцем, пока там находится американец, и остров Капри кажется каким-то призраком, “точно его никогда и не существовало на свете”, когда богач приближается к нему…

Используя приём антитезы, автор противопоставляет всей этой унылой роскоши совсем другой мир. Мир, где рвут спины рабочие, трудятся и суетятся обслуживающие, обеспечивающие путешественникам уют и спокойствие. Наш господин, без устали проработавший всю свою молодость, наконец-таки ощущает себя «счастливым»  он имеет неплохое благосостояние, с помощью которого может возвысить себя над другими, наивно полагая, что на купюры можно купить все.

Слайд № 12

Казалось, ничто не предвещает смерти главного героя.

Однако природа, слава Богу, не подчиняется власти денег, и они не способны уберечь своего хозяина от внезапной смерти и последующего унижения. (Прочитать фрагмент смерти господина). И это, пожалуй, главный урок, который преподает Бунин: надо торопиться жить.         Как сказано в Библии: живи сегодняшним днём. Увы, человек  понимает этот совет совершенно иначе и пытается только насладиться жизнью или накопить денег на чувственные и физические наслаждения.

Слайд № 13

Развенчав призрачную власть купюр над миром, автор заводит речь об истинных ценностях, показывая вовсе безыскусную жизнь обыкновенных людей, «живых» людей, умеющих по-настоящему чувствовать, умеющих жить. Деньги воистину убивают душу человека. И незавидная судьба героя бунинского рассказа еще раз доказывает нам старую элементарную истину – счастье не в деньгах.

Один из учащихся:

 В чем счастье?..

В жизненном пути

Куда твой долг велит — идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и — верить.

                                      Аполлон Майков.

Изменилась ли жизнь после смерти господина? Выразил ли кто – либо из путешественников  сочувствие семье умершего? Вопрос учителя: Что изменилось после смерти господина?  (Он становится вещью, он ничто, его тело везут в Сан-Франциско в трюмо в ящике из-под содовой воды.  

(Герои словно в футляре живут… ничто, кроме собственного удовольствия, чревоугодия и развлечения их не волнует.

Слово преподавателя:

Давайте пройдемся по палубам корабля, заглянем в его трюмы, сравним с верхней палубой. Какое впечатление у вас остаётся? 

Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.

Образ лайнера тоже символичен. Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Лайнер – это зеркальное отражение европейского общества конца 19-начала 20 веков.

Слово преподавателя:

Со времени написания рассказа прошло сто лет. И возникает вопрос: что же изменилось за эти сто лет в нашем мире? Увы, эта проблема до сих пор не даёт нам спокойно жить. Люди так же, как и сто, как и тысяча лет назад искушаемы материальным богатством, так же все еще существуют люди, живущие только ради обогащения.

Мир – дуалистичен… Так же как и сто и тысячи лет назад в этом мире существуют две противоположные силы – силы добра и зла. И так будет до скончания веков.

И вот уже по его распоряжению тело господина из Сан-Франциско помещают в длинный ящик из-под содовой английской воды, и его на рассвете, тайком, мчит вниз к пристани пьяненький извозчик, чтобы спешно погрузить на пароходик, который передаст свою ношу одному из портовых складов, после чего оно вновь окажется на “Атлантиде”. А там черный просмоленный гроб запрячут глубоко в трюм, в котором он и будет находиться до возвращения семьи домой.

Следовательно, смерть в восприятии этих людей — нечто такое, что следует “замять”, скрыть, иначе не избежать “обиженных лиц”, претензий и “испорченного вечера”. Именно потому так спешит хозяин отеля избавиться от умершего, что в мире, к которому принадлежит господин из Сан-Франциско, искажены представления о должном и недолжном, о приличном и неприличном (неприлично умирать вот так, не вовремя, но прилично приглашать изящную пару “играть в любовь за хорошие деньги”, услаждая взоры пресыщенных бездельников; можно упрятать тело в ящик из-под бутылок, но нельзя, чтобы гости нарушили свой моцион).

Слайд № 14

Писатель “наградил” своего героя такой безобразной, непросветленной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. И действительно, после смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение. Произошло чудо. Уже на следующий день “озолотилось” утреннее голубое небо, “на острове снова водворились мир и покой”, на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам и как бы символизирует собою прекрасную Италию. Все в нем разительно контрастирует с господином из Сан-Франциско, хотя он тоже, как и тот, старик! И его спокойствие (он может стоять на рынке с утра до вечера), и его бессребреничество (“он принес и уже продал за бесценок двух пойманных ночью омаров”), и то, что он “беззаботный гуляка” (его безделье приобретает нравственную ценность по сравнению с суетливой готовностью американца получать удовольствия).

Слайд № 15

Но в еще большей степени подтверждает опустившуюся на мир благодать мирное шествие с горных высот двух абруццких горцев. Бунин специально замедляет темп повествования, чтобы читатель мог вместе с ними открыть панораму Италии и насладиться ею — “целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь все выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, ее близких и далеких гор <…>”. Важна и остановка в пути, которую делают эти люди: перед озаренной солнцем, в венце, золотисто-ржавом от непогоды, белоснежной статуей Мадонны. Ей, “непорочной заступнице всех страждущих”, возносят они “смиренно-радостные хвалы”.

Слайд № 16

Рассказ оканчивается авторским описанием обратного путешествия «Атлантиды» через океан в Америку. Благодаря этому описанию углубляется философское содержание произведения: пароход в трюме везёт тело господина из Сан-Франциско обратно в Америку, все жизненные планы героя рухнули, то есть, по убеждению Бунина, претензии человека на господство в мире призрачны. Даже гордость человеческого ума и рук, «Атлантида»  всего лишь щепка посреди океана, который в любую минуту может поглотить многопалубный, многотрубный корабль-город. 

Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» не только не потерял свою актуальность, но исходя из сегодняшних реалий, требует нового осмысления. Для этого нужно…

Слово преподавателя: итак, какие символы использует автор, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?

Подведение итогов урока.

Слово преподавателя.  Теперь, когда группы вернулись в класс из творческого путешествия, пора подвести итоги.

Слайд № 17

  • Результат работы первой группы: последние месяцы жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в южную Европу. За Европой — на обратном пути домой — должны были последовать Ближний Восток и Япония

Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там Miserere; 1 входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути

Слайд № 18

Результат работы второй группы:

  • господин из Сан-Франциско, его жена и дочь.
  • командир, рыжий человек чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонный, похожий в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола…
  • …тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как лорд-мэр.
  • негры в красных камзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца.
  • среди этой блестящей толпы некий великий богач, бритый, длинный, в старомодном фраке…
  • …знаменитый испанский писатель…,
  • … всесветная красавица…,
  • … изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле.
  • наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито, человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый, в золотых очках, слегка неприятный — тем, что крупные усы сквозили у него как у мертвого, в общем же милый, простой и скромный.
  •  знаменитая красавица, высокая, удивительного сложения блондинка с разрисованными по последней парижской моде глазами…
  • музыканты, блестя медью духовых инструментов, уже столпились на палубе…
  • портье и их помощники в картузах с золотыми галунами, сколько всяких комиссионеров, свистунов мальчишек и здоровенных оборванцев с пачками цветных открыток в руках…
  •  черная толпа лакеев
  • женщины, шлепающие по грязи
  • хозяин отеля, отменно элегантный молодой человек
  • гостившая на Капри высокая особа
  • Запоздавшая к обеду старуха, уже сутулая, с молочными волосами
  • маленький и полный Луиджи, лакей…
  • Кармелла и Джузеппе, известные всей Италии и «всему миру туристов».
  • седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами
  • Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам…
  • два абруццких горца…
  • Матерь Божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного Сына Ее.
  • Дьявол, следивший со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем.

— Итак, что же осуждает И. А. Бунин в своем произведении? Какова идея? Ответы учащихся…

Слайд № 19

Результат работы третьей группы

  • “Атлантида” – затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Другой символ этого корабля – символ расслоения общества.
  • Сан-Франциско – город, названный в честь христианского святого Франциска Ассизского.
  • Господин из Сан-Франциско – символ современной цивилизации, образ греха.
  • Старый Свет – Новый Свет.
  • “Нет имени у господина” – олицетворение типичного человека потребительской цивилизации.
  • “Океан, ходивший за стенами” парохода – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
  • “Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь – символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается.
  • Ящик из-под содовой – символ равенства всех людей после смерти.
  • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил.
  • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.
  • голубое утреннее небо и озолотилась против солнца, восходящего за далекими синими горами Италии, чистая и четкая вершина Монте-Соляро,
  • стоял Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец

Почти все детали этого произведения являются символами современного автору мира.

Идея произведения. Идея – обречённость общества безнравственности и бездуховности, которое живёт только интересами только. Это предвестник гибели. Общество, где все пропитано ложью, безнравственностью, бездуховностью, обречено. Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен.

Но возмездие неминуемо. 

Что же пытался прореветь нам океан?

Слово преподавателя: К чему призывает автор? На какие мысли, выводы натолкнул вас рассказ « Господин из Сан – Франциско»? В чём, по-вашему, смысл жизни? В чём смысл употребления выражения Старый Свет?

(примерные ответы)

— жизнь быстротечна

— человеку следует быть самим собой

— многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям…

— … 

Слайд № 20

А завершить урок хочется словами Гавриила Романовича Державина: 

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

 И топит в пропасти забвенья

 Народы, царства и царей.

 А если что и остаётся

 Чрез звуки лиры и трубы,

 То вечности жерлом пожрётся

  И общей не уйдёт судьбы.

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи…» — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти. Автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты. Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения. На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг. «Вечные» философские проблемы выведены автором в подтекст произведения.

На эти же мысли навевают стихи в прозе И.С. Тургенева «Два богача» и «Мои деревья»? В них тоже звучит проблема … Но проблема у Бунина – вселенского масштаба

Задание на дом: написать сочинение — миниатюру на тему: «Вечное и «вещное» в изображении И.А. Бунина»

Источники информации:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. — М.: Теис, 2006.
  2. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии. 1870–1917. М., 1983.
  3. Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.
  4. Бунин И.А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985.
  5. Державин Г.Р. «Река времен в своем стремленьи…» // Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 360.
  6. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. — СПб., 2008
  7. Шпенглер О. Закат Европы.  Т.1 . – М., 1993 г.- 667 с.
  8. Шушакова Г.В. «А счастье всюду…» Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.

Интернет ресурсы:

—  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

— Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

http://www.openclass.ru/

http://liceybiblio.amoti.ru/bunin_i___gospodin_iz_san_francisko_

http://5fan.ru/wievjob.php?id=30629

http://blok.lit-info.ru/blok/stihi/strashnyj-mir/020.htm 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ дороги в произведениях литературы сочинение
  • Образ госпожи простаковой из рассказа недоросль
  • Образ дороги в поэме кому на руси жить хорошо сочинение
  • Образ госпожи простаковой в комедии недоросль сочинение с цитатами
  • Образ дороги в мертвых душах сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии