- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Образ грозы в пьесе
Образ грозы в пьесе Островского Гроза
Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.
Значения образа начинают раскрываться с 1-ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4-ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.
Боятся ее все, но только не Кулигин. У него нет проблем с совестью, поэтому ему не нужно опасаться кары божьей. Он представляет грозу как бытовое явление, не видя в нем мистики. Он говорит, что гроза не может убить. Дикой не приемлет его точки зрения, он считает, что грозу посылает Бог, чтобы напомнить людям о грядущем суде. В этом скрывается первобытный страх.
Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.
В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.
Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.
В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.
Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.
Образ грозы в пьесе Островского имеет также отношение к страху. Кулигин замечает, что бояться грозы не стоит. Он говорит: «Ну чего вы боитесь, каждая травка, каждый цветок радуется, а мы …! Он также замечает «Не гроза это, а благодать».
Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.
Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.
2 вариант
Гроза — это природный феномен. Но Островский, в собственном произведении дал ему объяснение. При этом своеобразную фигуру грозы мы обнаруживаем одновременно во многих интерпретациях.
Смысл представления начинает описываться с 1-ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4-ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.
Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.
Катерина сильно пугается грозы, природа не сочетается с ее нравом. Она совершила проступок и не стремится покинуть окружающий мир грешницей. В такой ситуации — это феномен появляется как сила мира иного.
В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.
Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.
Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.
Изображение грозы в произведении Островского показывает позицию автора к страху. Кулигин видит, что опасаться грозы не нужно. Он сообщает: «Ну чего вы боитесь, каждая травка, каждый цветок радуется, а мы …! Затем еще добавляет «Не гроза это, а благодать».
Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.
В произведении символична не только гроза, но и действующие лица. Гроза — это также возмущение и деспотическое правление, это обобщенная фигура — деспотии, естества, связей людей. В грозе кроются душевные терзания героев.
В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ грозы в пьесе
Популярные сегодня темы
- Сочинение Прогресс это хорошо или плохо?
Многие стороны нашей жизни меняются с помощью прогресса как в технологическом, так и в информационном плане. Всего сто двадцать — сто тридцать лет назад зарождаться автомобильный транспорт
- Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне Горького
Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день. Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя
- Тоцкий в романе Идиот Достоевского сочинение
Афанасий Иванович Тоцкий является одним из главных персонажей литературного произведения русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием
- Сочинение Что такое кровная месть? Итоговое
Сегодня поговорим о мести. Причем не о простой мести, а о кровной. Дело в том, что сейчас наступила такая реальность, когда это понятие стало часто встречаться в жизни. Последствия кровной мести
- Сочинение Как нужно выражать свои мысли
Собственное мнение и четкая жизненная позиция охарактеризуют развитую личность как нельзя лучше. Но как доступно выразить свою мысль так, чтобы собеседник не ощущал обиды или оскорбления?
Образ грозы в пьесе Островского
Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры. Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ассоциаций, которые не ограничиваются авторской трактовкой текста. То есть в тексте произведения не указано как именно следует расшифровывать и понимать тот или иной образ-символ. Трактовку метафорического переноса обычно указывает сам автор. Именно последний вариант реализуется в рассматриваемой пьесе Александра Николаевича.
Образ грозы в драме Островского включает в себя несколько авторских трактовок. Гроза понимается в прямом смысле, то есть как природное явление. Гроза начинается уже в первом действии и, к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. Город Калинов буквально живёт ожиданием грозы. Страх жителей перед громом и дождём сравним с языческими страхами перед стихией. Единственный, кто не боится грозы – изобретатель-самоучка Кулигин. Он один, кто в городе ведёт праведную жизнь, стремиться заработать честным трудом и думает о благе общества. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического. Кулигин потрясён реакцией на грозу: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет!
Не гроза это, а благодать! Да, благодать!». Мужчина не понимает тот первобытный страх, которому подчиняются все. Дикой и вовсе считает, что грозу посылает Бог, чтобы грешные о нём не забывали. Это языческое, а не христианское понимание. Катерину, главную героиню пьесы, гроза пугает по другим причинам. Сама по себе Катерина спокойная и тихая девушка, поэтому любой всплеск энергии вызывает у неё чувство беспокойства. С первых явлений пьесы читатель узнаёт, что Катерина ужасно боится грозы, поэтому всячески стремится как можно раньше спрятаться от неё. Даже замечание Варвары «да что ты боишься: ещё далеко гроза-то», которое можно расценивать как пророческое, не может успокоить девушку. Свой страх Катерина объясняет с философской точки зрения (вполне в духе Воланда из «Мастера и Маргариты»): «не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Так становится понятно, что образ грозы в драме Островского сопряжён с мотивом смерти. Сила стихии достигает своего апогея в четвёртом действии – кульминации произведения. Сначала, как и водится перед грозой, было тихо. Горожане гуляли по набережной, общались, любовались пейзажами. Но как только погода начала портиться, многие укрылись в галерее, на стенах которой можно было различить остатки от рисунка геенны огненной, то есть ада. Вновь в образ грозы добавляется отрицательная символика.
При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью. Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой. Катеринино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Катерины. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови. Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катерина не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой. Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.
Роль грозы в пьесе «Гроза» сводится к тому, чтобы расшевелить людей, растрясти пространство. Добролюбов назвал Калинов «тёмным царством», царством пороков и застоя. Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком. Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи. В жителях не осталось ничего человеческого. Кулигин, Тихон, Борис и Катерина называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов. К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Катерины недостаточно для того, чтобы люди убрали «тёмное царство» из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идёт наперекор устоявшимся правилам. Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катерину, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.
Рассуждения об образе грозы и её роли в пьесе Островского пригодятся 10 классам при поиске материалов для сочинения на тему «Образ грозы в пьесе Островского «Гроза»».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Патиша Мугутдинова
18/19
-
アーネ ツクリ
11/19
-
Елена Адышева
14/19
-
Алиса Миллионова
19/19
-
Данил Калинин
17/19
-
Sherzod Toshtemirov
15/19
-
Виталий Жищенко
12/19
-
Владислав Соин
16/19
-
Андрей Дымков
19/19
-
Михаил Семенов
13/19
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Образ грозы в пьесе
Сочинение Образ грозы в пьесе Островского Гроза
В произведении Островского «Гроза» символично и многозначно выражен образ грозы. В этом образе объединены несколько образов, которые отлично наполняют друг другу, тем самым показывая с нескольких сторон проблему. У читателей образ грозы, как символ достаточно многозначен, он вызывает множество ассоциаций. В самом тексте, благодаря трактовке автора, не указывается точно, как именно можно расшифровать и понять этот образ.
Этот образ, в пьесе, заключен в нескольких трактовках самого писателя. Его можно понять и как в прямом смысле, то есть природное явление, так и в переносном. Гроза появляется уже с начала знакомства с произведением и их героями, и заканчивается уже ближе к концу. Страх жителей города, возникает с появлением грома и дождя. Кулигин-единственный человек, из всех жителей который не боится этого явления. Он был самоучкой, и зарабатывал деньги честным трудом, он старался вести правильный образ жизни. И в отличие от других всегда думает о благе общества в котором живет. Он не считал грозу такой таинственной, и не видел в этом явлении ни чего сверхъестественного. И страх граждан его очень удивлял.
К примеру Дикой считал, грозу посланием самого Бога, чтобы смертные не забывали о нем. Страх перед этим явлением природы коснулся практически каждого жителя города. Главная героиня произведения, которая по сути была тихой и спокойной, очень беспокоится перед началом грозы. Читателю становится заметно, что с первых моментов начала грозы, Катерина старается поскорее спрятаться, чтобы гроза не застала ее. Даже слова Варвары не успокаивали ее. В кульминации произведения, образ стихии достигает своего апогея. Если в начале жители, практически никак не показывали своего беспокойства, то с началом грозы, их страх усилился. Многие из них спрятались в галереи, где их взору открылись картины с адским пламенем. Что придало их страху перед грозой еще больше волнений. Таким образом автор подчеркнул этот образ отрицательной символикой.
Но несмотря на это, образ в произведении, не обязательно воспринимается как отрицательный. Да безусловно, многие были напуганы буйством природы, в том числе была Екатерина. В ней она видела кару господа Бога, для тех кто вел неправильную жизнь. Именно поэтому грозу можно считать предвестником признаний в измене. Катерина на глазах у всех, рассказывает о том что тайно встречалась с Борисом. Даже уговоры Варвары и Тихона ее не остановили. Настолько она была напугана. Это признание перевернуло всю ее жизнь и жизнь ее семьи.
Таким образом гроза перевернула жизнь граждан. Именно это явление природы стало началом новой жизни для большинства героев произведения.
Вариант 2
Гроза в пьесе А. Н. Островского играет далеко не последнюю роль. Её значение в пьесе можно расценивать как попросту явление природы, для которого характерны гул и шум. Грозу мы замечаем в начале первого действия пьесы, она нам будет напоминать о себе вплоть до конца 4 действия, до самой развязки. За все 4 действия гроза не имеет постоянства, то затихнет, то снова прогремит так, что на весь город наводит страх. Кульминации своих действий гроза достигает в 4 действии. Но Островский в своей пьесе дал грозе другое определение.
Для каждого жителя города Калинина гроза имеет своё отличное от других жителей значение. Дикой — самый богатый и влиятельный человек в городе, но даже он боится грозы. Он считает, что гроза — это напоминание грешникам о Боге. Катерина — главная героиня пьесы, очень боится раскатов грома и всякий раз она пытается как можно быстрее от них спрятаться. Над ней частенько посмеивалась Варвара — дочь Кабанихи. Она говорила Катерине: «да что ты боишься, гроза еще далеко» — именно эти слова стали пророчеством для дальнейшей судьбы Катерины. Для Катерины гроза — это кара высшего суда, за лживость и лицемерность. Поэтому для главной героини появление грозы стало одной из причин своего публичного признания в измене. Но для Кати гроза была не только на улице, она была у неё в душе. Своим признанием она опорочила честь семьи её законного мужа, но ведь она и не могла по-другому. Катерина очень отличается от своих домочадцев, она совершенно по-другому воспитана. Её учили жить честно и «по совести». Не стерпев всей муки и стыда, Катерина заканчивает свою жизнь.
Город Калинов — самое настоящее болото, куда затягивается всё живое. Жители в этом городе скупы и безграмотны, они привыкли жить за счёт воровства и лжи, ни у кого из них нет семей, в которых бы царили любовь и взаимопонимание. Гроза должна была стать для города освобождением от всего зла, что в нем таится. К сожалению, одной грозы для изменения целого города не достаточно, гибель Катерины тому пример.
В заключении хотелось бы подметить, что образ грозы является самым настоящим собирательным образом. В нем собраны образы природы, деспотии, отношений людей к жизни. Без этого образа пьеса бы не состоялась и не пользовалась бы такой популярностью.
Образ грозы в пьесе
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Алексеева в романе Обломов сочинение
В первой части романа к Обломову приходят разные гости, каждый из которых фактически представляет собой определенный типаж. Гончаров таким способом смог предложить читателю целый калейдоскоп
- Сочинение Репортаж для 7 класс
Сегодня отличный летний день. Мы собрались на берегу моря. Море — это водохранилище, а мы — это полдеревни детей и взрослых. Нас ждет увлекательное зрелище — катание на водных лыжах.
- Сочинение Примеры настоящего искусства из жизни
Искусство – очень важная часть человеческой деятельности. Оно оказывает сильное влияние на людей, их мышление, моральные ценности, образование, поведение. Но искусство искусству рознь. Его можно разделить на низкопробное
- Образ и характеристика Луки в пьесе На дне Горького сочинение
Пьеса Максима Горького На дне затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них — это Лука.
- Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение
Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа
На чтение 6 мин Просмотров 2.1к.
Обновлено 8 августа, 2021
Постоянным читателям и посетителям Литероведа предлагаем сочинение на тему «Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)», в котором расскажем о том, какую роль играет гроза в системе персонажей и сюжете произведения.
«Гроза» — одна из самых известных пьес русского драматурга А.Н. Островского. В ней автор изображает мир купечества в один из переломных моментов, когда начали рушиться старые домостроевские устои, так свято охраняемые такими купцами, как Дикой и Кабаниха.
С первых сцен пьесы герои говорят о грозе, однако упоминают о ней не только как о явлении природы. Гроза выступает как образ-символ, самостоятельное действующее лицо драмы. В жизни каждого из персонажей эта стихия играет свою роль, у героев свое отношение к этому образу. Впервые упоминание о грозе появляется в первом действии пьесы, а к четвертому она набирает силу. В Калинове все живут ее ожиданием: о грозе говорят, ее боятся, от нее пытаются спрятаться, и только механик-самоучка Кулигин не может сдержать восторг от этой природной стихии, от ее мощи и красоты. Он недоумевает, как можно страшиться такого прекрасного явления природы, как можно не восхищаться его силой и мощью. Он называет грозу благодатью, которой радуется вся природа: каждая травинка, каждый кустик и цветочек. Кулигин говорит, что люди наделали себе пугал из всего, в каждом явлении природы видят какой-то плохой знак.
Многими горожанами гроза воспринимается как напоминание о грехах, порочной жизни. Дикой убеждает, что она посылается в наказание и спастись от нее, как предлагает Кулигин, громоотводом, «шестами да рожнами» не получится. Купец знает, что он грешит, но остановиться и покаяться в перед собой, людьми и Богом не может.
С опаской ждет грозы и Катерина Кабанова. Однако она воспринимает это явление природы не как наказание за грехи, героиню пугает сила и неуправляемая энергия стихии, которая противоречит тихому и спокойному нраву героини. Молодая женщина не боится, что гроза ее убьет, ее страшит, что она может умереть с грехами и лукавыми мыслями.
Кроме всего выше сказанного, гроза – это и предвестник скорых перемен в темном царстве Диких и Кабаних, в царстве пороков и застоя. Жители Калинова привыкли врать друг другу, воровать, за закрытыми дверями и ставнями угнетать родных и близких. Кулигин, рассказывая Борису о городе и горожанах, говорит о жестоких нравах, царящих в Калинове. Среди мещан процветает грубость и бедность, потому что честным трудом невозможно заработать «больше насущного хлеба», а те, кто имеет деньги и власть, стараются поработить бедного, бесправного, чтобы через его труд заработать еще больше денег. Купец Дикой, один из самых богатых купцов Калинова, чувствует свою власть и безнаказанность, он нагло отвечает городничему, который после жалобы горожан на Дикого пытается воззвать к совести купца. Дикой тогда сказал городничему, что из тех копеек, которые он недодает своим мужикам, у него составляются тысячи. Купцы стараются подорвать торговлю друг другу и часто делают это не из какой-либо корысти, а из черной зависти. В Калинове доносят на ближних, пишут кляузы. А если дело доходит до суда, то и этому рады: пусть сами кляузники потратятся, но и других заставят раскошелиться.
Самодур Дикой целыми днями кричит на домочадцев, ругает их последними словами, терроризирует, не встречая ответной силы. Особенно достается племяннику Борису, который живет в доме дяди из-за родительского наследства. Взрослому, образованному, умному человеку невдомек, что от таких жадных, меркантильных родственников невозможно вырвать ни копейки, ради наживы они готовы пойти даже на преступление.
Еще одна известная семья в городе – семья Кабанихи, богатой купчихи, вдовы. В ее доме царят домостроевские порядки. От своих детей, сына Тихона и дочери Варвары, а также невестки Катерины она требует беспрекословного подчинения. Поэтому сын готов использовать любую возможность, чтобы сбежать из дома хоть на несколько дней, чтобы вырваться из оков матери, глотнуть немного свежего воздуха. Душная атмосфера темного царства настолько ему тягостна, что от побега Тихона не останавливают даже просьбы и мольбы молодой жены, он остается к ним глухим и равнодушным. Варвара же приспосабливается к домостроевским правилам, установленным Кабанихой. Она научилась лгать и изворачиваться. Чтобы бегать на свидания по ночам к возлюбленному, девушка выкрала ключ, которым запирают калитку на ночь.
Так же поступать она советует и Катерине, которая полюбила Бориса, племянника Дикого, и, пока мужа не было дома, тоже тайно встречалась с любимым человеком. Однако героине очень трудно переступать через те моральные принципы, которые были привиты ей в родительском доме. Мать ее воспитывала в любви и ласке. В их доме часто собирались странницы и богомолки, которые вышивали, пели стихи, делились разными историями. Девушка с удовольствием слушала их интересные рассказы, затрагивающее душу пение. Она ходила с матерью в церковь, а после службы отдыхала, гуляла по саду, поливала цветы, которых у нее дома было видимо-невидимо, ходила за студеной водой к ключу. Ее никто и никогда не обижал в родительском доме, только одевали, как куклу, холили и лелеяли. Из девичьей холи она попала в атмосферу темного царства. Катерина не может приспособиться к страшным порядкам. За время замужества она не научилась врать, обманывать, что-то скрывать от мужа. Она не в силах справиться со своим чувством к Борису, но не может продолжать встречаться с ним, изменять мужу, со стороны которого не встречает никакой поддержки, не получает никакого тепла, поэтому выбирает единственный, по ее мнению, правильный путь – бросается с обрыва в Волгу и погибает. Ее гибель как вызов темному царству, в котором чахнут и гибнуть чистые, возвышенные души.
Ее смерть, словно из вековой спячки поднимет Тихона, и он впервые осмелится бросить в лицо Кабанихе гневные слова обвинений. Пока только он один встал против правил темного царства, но можно надеяться, что к нему будут присоединяться и другие калиновцы, и тогда домостроевские устои рухнут, и город Калинов преобразится.
Образ грозы в произведении В.Н. Островского это не только природная стихия, наводящая ужас и животный страх. Гроза в пьесе носит характер социального явления. Этот образ-символ напоминает, что обществу, в котором человеку приходится лгать, изворачиваться, подавлять свои лучшие душевные качества, грозит неминуемая гибель.
- Сочинения
- По литературе
- Образ грозы в пьесе Островского
/
/
Образ грозы в пьесе Островского сочинение
Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.
С грозой ассоциируется и образ Кабанихи. Она грозна и непримерима, как стихия. Разбушевавшуюся свекровь не успокоишь и не предотвратишь ее гнева. Образ грозы относится и к душевным переживаниям и мукам Катерины. В ее душе просто бушует ненастье.
Сопровождая все произведение, гроза появляется уже с самого первого действия. Под ее раскаты, пока еще отдаленные, Катерина признается в греховной любви к Борису Варваре. Она удручена этим, осознает свою греховность в связи с возникшими чувствами. И, под звучанье грозы, предчувствует скорую беду – свою гибель. Ненастье назревает в природе и, одновременно, в душе молодой женщины.
Потом гроза на время стихает. Происходит это в то время, когда Катерина ощутила себя свободной и, вместе с тем, счастливой. В это время гроза молчит, будто в знак того, что женщина вовсе не виновна ни в чем.
В пьесе гроза, так же, является и символом неустойчивости и скорого распада существующего уклада жизни в «темном царстве». Она освещает его события, негодует над непросвещенностью его обывателей. Показывает, что ни к чему хорошему их быт не приведет. Во время ее затишья будто дается героям время на переосмысление. Но твердо стоит мрак в умах и жизни этих людей.
В последнем действии вновь начинается гроза. И утихнет она уже только в самом конце. С нарастанием ее, достигает своего апогея и буря в душе Катерины, что и приводит к трагическому концу. В этот момент и природное явление, вместе с главной героиней, набирает свою силу, разражается со всей своей мощью. И стихает. Стихают и муки Катерины. Бушевавшая в ее душе гроза прошла. Гибель ее открывает глаза мужу, который вперед не прикословил матери и был тихоней. Для него гроза не прошла даром и раскаты грома достучались до его сознания.
Так, образ грозы символизирует в этом произведении некий просвет в темноте и скорый развал «темного царства». На фоне этого общего смысла пьесы разворачивается драма Катерины и служит подтверждением того, что старые устои давно пора изменить, что люди не могут быть свободными и счастливыми в этом мраке.
- Сочинение Маленький человек в повести Шинель
Создавая цикл «Петербургские повести Николай Васильевич Гоголь, куда входили рассказы «Нос» «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» и «Шинель», этот яркий мастер пера, описывал образы маленьких людей раздавленных
- Сочинение на тему Некрасова стихотворение Железная дорога 6 класс
Стихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права
- Тихон и Борис — сравнительная характеристика сочинение
В данном сочинении я буду сравнивать двух персонажей из комедии А. Н. Островского « Гроза » это произведение одно из самых популярных в творческой жизни писателя. В комедии описана история девушки Катерины,
- Сочинение по картине Взятие снежного городка Суриков 3 класс
Великолепное произведение искусства, которое передает очень хорошо все происходящее и любитель искусства может полностью вжиться в данный праздничный день, который отображен на этой уникальной картине.
- Теория Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение
Роман «Преступление и наказание» раскрывает многие идет, теории. Одной их таких теорий является теория Родиона Раскольникова. Родион Раскольников в прошлом был студент. Но не смог доучиться из-за нехватки средств. Живёт в самом бедном районе Петербурга.
- Композиция романа Война и мир Толстого сочинение
Роман «Война и мир» является уникальным произведением. В нем описана война 1812 года. В произведении раскрываются конфликты между героями, семьями, человеческими отношениями, а так же война между Россией и Францией. Отношения и чувства можно