Образ идеального вожатого сочинение

Эссе

«Современный вожатый. Кто он? Какой он?»

                Итак, кто же такой современный вожатый? Я долго думала над этим вопросом. Современный!? Сразу представляется человек с кучей «гаджетов», в наушниках и не знаю, что там ещё… является признаком современности. Разве вожатый может быть современным или не современным. На мой взгляд, вожатый – это человек вне времени, возраста и пространства. Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто…   Так что если стать вожатым – нужно запоминать все, что слышишь, обучатся всему, чего еще не умеешь, спеть лучшие песни, станцевать лучшие  танцы, отыграть сценки и постоянно придумывать для детей что-нибудь новое.  А также доверять, верить, ценить, уметь выслушать, просто помолчать или поплакать вместе с детьми, когда это необходимо. Быть честным, искренним, открытым, быть своим – все это должен уметь каждый вожатый.  Вожатые бывают разными: строгими, веселыми и т.д. А идеальный вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют. Ещё, идеального вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского:  «Наша задача каждым делом удивить ребенка». Это фраза, подходит именно вожатому.

                Сегодняшнее мальчишки и девчонки, юные современники эпохи новых информационных технологий, эрудированнее, развитее, чем их предшественники. Калейдоскоп их эмоций, впечатлений, суждений необычайно ярок, изменчив, подвижен. Поэтому я как вожатый, который стоит во главе этих детей, должен быть хорошо вооружен знаниями психологии и педагогики, должен уметь разбираться в особенностях возраста, понимать интересы и увлечения современных подростков. Для этого каждый вожатый независимо  от опыта работы, должен постоянно  работать над собой, над своим духовным и культурным ростом, упорно овладевать огромным комплексом знаний, приемов, методов руководства детьми. Итак, какие методы я знаю и предпринимаю в своей вожатской работе: 1.        Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. 2.        Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. 3.         Не бояться требовать, если требования разумны. Дети это поймут и примут. 4.        Не забывать, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаешь правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедить его в этом, и они будут верить. 5.        Степень откровенности с детьми поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальш.  Необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. 6.        Собственные проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у ребят. 7.         Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться. 8.        Забота о детях. 9.    Личный пример для детей значит очень много. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания. Ну и напоследок: вожатый в любой ситуации остается оптимистом.  Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Именно эти  методы мне помогают быть  вожатой, а именно идеальной вожатой.  

Старшая вожатая: Ооржак Снежана Сергеевна

Эссе «Я – вожатый».

Считаю, что на мой профессиональный выбор оказали влияние три жизненных фактора.

Во – первых, это активная пионерская деятельность в школьные годы. В советское время ребенку дали были большие возможности для саморазвития и самореализации. Командир отряда, председатель совета дружины, пионер – инструктор отряда барабанщиков, занятия танцами и музыкой, поездка в Артек – моё пионерское детство было насыщенным, радостным и интересным.

Во – вторых, благодаря профессии педагога – организатора театрализованных форм досуга, полученной мной в Читинском областном училище культуры, я научилась грамотно организовывать массовые мероприятия, приобрела знания и умения необходимые ведущему любого детского праздника или конкурса.

В – третьих, на моём пути всегда встречались опытные, хорошие наставники, которые передавали мне свой жизненный и профессиональный опыт.

Придя работать в школу в самые сложные, 90 – е годы, когда детское движение в нашей стране находилось в кризисном положении, нам удалось создать детское объединение, заложить традиции и поддерживать их до сегодняшнего дня, конечно, используя и новые технологии в работе.

Вожатый – это педагог, воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса. Вожатый должен быть человеком универсальным и многогранным. Очень часто приходят на ум слова В. А. Сухомлинского: «Наша задача – каждым делом удивить ребёнка». Потому и приходится каждодневно работать над собой, чтобы быть лидером детского коллектива, хорошим организатором, творческим человеком и, конечно, честным и справедливым. Только с таким вожатым дети будут уверенными и целеустремлёнными.

Какой он, современный вожатый? Вожатого 21 века должны отличать такие качества, как отзывчивость, справедливость, любовь к детям, способность быть близкой и нужной ребятам, умение жить их интересами.  Зажечь ребят, увлечь предстоящей работой педагогический коллектив – это одна из главных миссий вожатого.

Главным в работе детского объединения считаю воспитание гражданских качеств личности у ребят – стремление быть активным членом общества, неравнодушным к его проблемам, стремящимся в нужный момент прийти на помощь людям. Большое внимание в работе с детьми уделяю патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Стараюсь организовывать больше мероприятий, направленных на знакомство детей с историей, традициями и культуры Отечества.

С ребятами толерантна, терпелива, готова в любую минуту прийти им на помощь, поддержать, дать совет, защитить, стараюсь увидеть хорошее в каждом ребенке, развивать их наклонности и таланты.

Мне нравится работать с детьми. Каждый день получаешь заряд бодрости, энергии, новые впечатления. Хотя, как может быть иначе, если работаешь с детьми. Поэтому и приходится быть и художником, и артистом, и психологом. Профессия вожатого настолько универсальна, что в этом, пожалуй, и состоит её ценность.

Пентюхина Татьяна Александровна, старшая вожатая МБОУ “СОШ №30» г. Читы

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он должен уметь, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым 24 часа в сутки, 21 день смены…

Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый должен быть молод. Мне приходилось иногда сталкиваться с родителями, которые крайне недоверчиво смотрели на молодых вожатых: дескать, они еще сами дети, как им можно доверять свое чадо да еще на столь долгий срок?! Конечно, бывает всякое. Но если вы купили путевку в хороший, проверенный лагерь — волноваться не стоит. В таких лагерях абы кто работать не будет — вожатых отбирают, обучают, готовят и инструктируют. А потом еще раз отбирают. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальный вожатый должен разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он должен оставаться педагогом, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый должен хорошо знать психологию и быть наблюдательным, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он должен уметь поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый должен быть требовательным (это говорят сами дети!), но обязательно справедливым. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого должен быть достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него не должно быть вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым — запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

085.jpg

X 261b7d26m.jpg

X a270fdf8m.jpg

X 4b6da4a5m.jpg

«Идеальный вожатый это — вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме.» (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,… Понравиться детям (или сверстникам) — это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего «расшифруйте» для себя это словосочетание -«понравиться детям». Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: «произвести первое впечатление». Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: «понравился и всё». И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех «положительного впечатления» вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление — это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: «произвести второе впечатление».

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. «Да ну его, только и умеет командовать», «С ней с тоски можно помереть», «Она даже шуток не понимает». Чтобы выдержать проверку на «интересность», нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао — это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку «Смок Белью», коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного — умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки «Формула 1» или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про «Черный плащ» и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги .
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда — то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому — помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, — пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: «вам надо полюбить детей».

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: «организационный период». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием — понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное «дети» произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе «ребятушки» проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще — «лучший отдых — это смена деятельности».

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, — не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в «мирное» русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию «без разрушительных последствий».

Самый лучший вожатый не тот, который умеет
говорить умные и добрые вещи. Лучший
вожатый — тот, который умеет создавать
умный и добрый образ жизни. Слова можно
пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит
любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.
  • Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение, терпение, и снова терпение — главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый — мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок — капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый — это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты — это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд — люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд — дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого — сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый — лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж — это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого!
Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний — это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь — петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота — надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения — создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант «я тут самый сильный и умный» проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути — создание «дешевого авторитета». То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет «лопнет» за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более — в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности — в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля «хиппи». Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия «загадочного» единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете.
Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно — отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу!

И еще…

  • При дискуссии или даже монологе нужен eye-contact, ни один ребенок не должен быть без внимания. То есть — смотреть всем в глаза по очереди.
  • Разговорные слова паразиты «типа», «блин» — забудь.
  • Умей разогреть группу веселой игрой (игра зависит от количества времени проведенного детей в группе, на первый день нужна игра на знакомство).
  • Следи за Body-language. Никаких «перекрещенных» поз.
  • Будь уверен в себе.

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям «Давайте покричим… насчет 1,2,3» хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!


PICT2707m.jpg

И еще смотреть…

  1. Советы для лагерного вожатого
  2. Авторитет вожатого
  3. Позиционирование вожатого
  4. Психологические упражнения для развития голоса
  5. Десять заповедей суггестии
  6. Формирование положительного впечатления
  7. Создание позитивного настроя
  8. Тренировка улыбки
  9. Как понравиться детям
  10. Как завязывать галстук на «пионерский» узел
  11. Золотые правила дидактики Вожатого
  12. Качества лидера для эффективного руководства
  13. Компоненты имиджа
  14. Вожатый с браком
  15. Негатив – Позитив
  16. Вожатый как лидер
  17. Помощник вожатого
  18. Требуется настройщик
  19. Надежная защита от обидных слов
  20. Невербальное сопровождение речи
  21. Что стоит знать о работе вожатым
  22. Практические навыки саморегуляции
  23. Рекомендации вожатому в детском лагере
  24. Некоторые нормы педагогической этики
  25. Рекомендации отрядному вожатому
  26. Бери на себя ответственность
  27. Секреты личного обаяния
  28. Педагогический настрой
  29. Отличный вожатый
  30. Общие направления деятельности вожатого
  31. Как наполнить свой мир позитивом
  32. Рекомендации для вожатого
  33. Практическое руководство для вожатого
  34. Почему дисциплина гораздо важнее мотивации
  35. Функционал вожатого
  36. Как стать креативным вожатым
  37. Харизматическое лидерство вожатого
  38. Управленческая памятка вожатого
  39. Любовь к детям
  40. Ошибки вожатого
  41. Почему работа вожатым пригодится в будущем

Побывавший хоть раз в жизни в летнем оздоровительном лагере человек, знает, как важно для ребенка, чтобы в отряде был хороший вожатый. Естественно, что не бывает идеального во всех отношениях  педагога, у всех бываю профессиональные погрешности и ошибки. Однако попробуем нарисовать образ идеального вожатого, глядя на которого, понимаешь, что этому человеку не страшно доверить собственного ребенка.

Прежде всего, идеальный вожатый должен любить детей, хотеть отдать им все самое лучшее. Без этого стремления даже не стоит идти работать в лагерь вожатым. Желательно, чтобы это был молодой, энергичный и жизнерадостный человек, стремящий к новым познаниям, к самосовершенствованию, он должен быть сторонником инновационного подхода в образовании и воспитании будущего поколения. Молодой вожатый с радостью станет инициатором в подготовке праздников, мероприятий, соревнований. Дети с ним будут все время заняты, участвуя в общелагерных мероприятиях не потому что «Нужно», а потому что им это действительно интересно.

Для того, чтобы заинтересовать детей, идеальный вожатый просто обязан разбираться в современных музыкальных течениях, в фильмах, компьютере и быть в курсе всех мировых новостей, чтобы не только ответить ребенку на каверзный вопрос, но и рассказать что-то новое.

Без знания психологии вожатому также будет довольно сложно управляться с детьми, потому как они все индивидуальны, требуют внимания и отдельного подхода. Умение помочь решить конфликт, помочь советом, поддержать в критической для ребенка ситуации – это не должностные обязанности вожатого, обязательные черты го характера.  

Требовательность крайне важна в работе с детьми. Это должен быть идеальный баланс строгости и справедливости. Что касается голоса, то он должен звучать твердо и уверенно, но ни в коем случае не приветствуются разговоры на повышенных тонах.  

И конечно же у вожатого просто не может быть вредных привычек, потому как он является образцом для подражания. Он – это идеал ребенка, который просто не может подавать своим воспитанникам дурной пример.

Источник: http://vozhatyj.ru/page976.html

Знаешь другие интересные статьи для вожатых? Пиши в комментариях или на info@campmaker.ru

                                                              Эссе «Я – вожатый»

     Вожатые… Когда-то давно, во времена Советского Союза, профессия вожатого была очень актуальна, и именно с нее начинали свой путь в педагогику многие наши учителя.  Но тогда существовали пионерские отряды, шефское движение, и старшие ученики классами «шефствовали» над младшими, а с этими старшими работали вожатые… 

   Сегодня вожатство, кажется, уже не так востребовано.  Но это именно кажется.                                                                                                                       Так кто такой вожатый? Нужен он сегодня? Ответ единственный – да. Вожатская работа – это самовоспитание и жизненный опыт, что не потеряет своей актуальности никогда…Это не простая работа, но довольно интересная 

    Успех работы детской организации зависит от деятельности вожатого. Ведь вожатый – это педагог, воспитатель особого типа, он реализует  возможности воспитательного процесса.  Вожатый, по моему мнению, должен быть человеком универсальным и многогранным. Быть лидером детского коллектива, хорошим организатором, творческим человеком и, конечно, честным и справедливым. Только с таким вожатым дети будут уверенными и целеустремлёнными.

   Я считаю, что вожатый — это лидер, который ведет детей вперед по тропинкам жизни, помогает не свернуть с правильного пути, их старший друг, готовый в любую минуту прийти на помощь.  Быть вожатым, с одной стороны, очень весело и интересно, а с другой — ответственно.

   Важное направление в работе вожатого -саморазвитие — деятельность, способствующая  самопознанию, развитию талантов и потенциалов… 

       Что я жду от своей работы?. Накопления жизненного и профессионального опыта…

  Каждый вожатый должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам детей. Он должен знать индивидуальные особенности  ребенка, понимать психологию…

   Самое главное, я думаю, это и желание работать с детьми, постараться передать им самое лучшее. Мы должны воспитать детей, которыми могли бы гордиться,  выпустить из стен  школы граждан самостоятельных, инициативных, способных творчески мыслить и искать нестандартные решения, умеющих адаптироваться в современном обществе, достигать своих целей, уверенных в себе.

      Стать такими детям должны помочь мы,  взрослые.

Просмотр содержимого документа

«Эссе: « Я – вожатый»»

Образ
вожатого

«Идеальный вожатый это — вожатый
диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме.»
(с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это
    человек, которого не застанет врасплох
    никакая ситуация; у которого в запасе
    интересные игры на любое время года и
    для любой погоды; у которого есть ответ
    на любой вопрос; который любит петь и
    может поддержать интересный разговор.

  • Хороший вожатый никогда не кричит, не
    «руководит», он просто всегда рядом, а
    дети у него почему-то все делают сами,
    причем хорошо и быстро: сами придумывают,
    сами организуют, сами проводят, сами
    обсуждают, оценивают, планируют.

  • Хороший вожатый — тот, у которого в
    отряде всегда хорошие дети (такое
    впечатление, что ему просто везет),
    мягкий, дружеский климат в коллективе.
    Его радует каждая предстоящая встреча
    с ребятами.

  • Хороший вожатый всегда готов: играть
    с детьми, гулять, петь, выступать со
    сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а
    главное — чутко реагировать на настроение
    ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист
    продумывать свои действия, чтобы достичь
    поставленной цели.

  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто
    удивительная жажда нового. Он постоянно
    выискивает новые интересные книги,
    статьи, методички, все то, что может ему
    пригодиться в работе. Ему всегда хочется
    познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,… Понравиться детям (или
сверстникам) — это первая для вас
педагогическая (!) задача в лагере. Ещё
ни один вожатый, не пользующийся симпатией
у детей, не смог сделать хоть что-то
путёвое со своим отрядом. Поэтому
подойдите к этой проблеме с повышенным
вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего «расшифруйте» для
себя это словосочетание -«понравиться
детям». Разные вожатые вкладывают в
него не совсем похожий смысл. Для кого-то
(понравиться детям) означает установить
с детьми контакт, наладить доброжелательные
отношения. А кто-то (понравиться детям)
воспринимает, как влюбить в себя детей,
значит завоевать их восхищение и
обожание. И по другому не может быть,
ведь все мы разные: кто-то сдержан в
проявлении чувств, а кто-то брызжет
эмоциями. И примеряя на себя эту задачу,
каждый учитывает оттенки своего
темперамента и характера. Но в любом
случае, какими бы вы не были, вам необходимо
расположить детей к себе, заинтересовать
собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет
свои этапы решения. Первый из них можно
было бы назвать так: «произвести
первое впечатление». Как оно возникает,
порой трудно объяснить. Дети, если их
спросить о том, почему им понравился их
вожатый, часто просто не понимают этого
вопроса: «понравился и всё». И это
не случайно, ведь в возникновении мерного
впечатления большую роль играют плохо
поддающиеся анализу движения мыслей и
чувств. Нам даже кажется, что первое
впечатление о человеке возникает
бессознательно, интуитивно. Но если
всё-таки разобраться, то можно выделить
пять ключевых компонентов, из которых
складывается у окружающих первое
впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,

  2. выражение вашего лица,

  3. наши запахи,

  4. тембр вашего голоса,

  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете
над каждым компонентом, то успех
«положительного впечатления» вам
обеспечен. А пока примите один совет,
как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур
    ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы
и спортивные трусы, грязные майки и не
глаженые рубашки, тапочки на босую ногу
и сальные волосы. Все остальное любого
приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление — это
первый этап в решении поставленной
задачи. За первым этапом, как правило,
следует второй. Его можно было бы
определить так: «произвести второе
впечатление».

Попробуйте сесть в спокойной обстановке,
положите перед собой чистый лист бумаги,
подумайте и напишите, чем вы могли бы
быть интересным детям. Можно ваши мысли
классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?

  • какие у меня есть способности и таланты?

  • за что меня уважают и любят мои друзья?

  • о чем увлекательном я могу рассказать?

  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами
долгое время будет оставаться чистой.
Просто вы, вероятно, редко смотрели на
себя под таким углом зрения. Или вам еще
не приходилось быть объектом пристального
внимания и изучения. Теперь вам предстоит
таким стать. Хотите вы того или нет, но
к вам будут присматриваться, вас будут
оценивать, о вас будут высказывать
суждения и умозаключения. Не хотелось
бы, чтобы результатом этой оценочной
деятельности стали такие детские выводы.
«Да ну его, только и умеет командовать»,
«С ней с тоски можно помереть», «Она
даже шуток не понимает». Чтобы выдержать
проверку на «интересность», нужно
подготовиться. И поэтому вспоминайте
и выписывайте на листок все, чем вы могли
бы быть интересным окружающим. При этом
не пытайтесь искать в себе сверх**способности.
Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо
лазаете по скалам, владеете секретами
макраме, с одной спички разжигаете
костёр, и великолепно готовите какао —
это неплохо, и это производит на детей
впечатление. Но это не обязательно.
Понравиться детям можно и не будучи
суперменом. Вы будете не менее интересны,
если умеете заразительно смеяться,
читаете книжку «Смок Белью»,
коллекционируете значки, можете отличить
таксу от чау-чау. Более того, вы можете
завоевать авторитет детей, вообще не
обладая никакими талантами, кроме одного
— умения удивляться и спрашивать. А самое
главное -внимательно слушать своего
собеседника. Попробуйте без высокомерия
признаться, что не знаете участников
гонки «Формула 1» или ведущих игроков
NBA, попробуйте сказать, что не видели ни
одной серии про «Черный плащ» и
попробуйте при этом попросить, чтобы
вам объяснили, растолковали и рассказали,
чтобы вас научили. Дети возьмут над вами
покровительство и шефство,и будут вас
уважать. Но конечно, лучше, если вы
все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно
подружиться с отрядом, завоевать доверие
ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают
в крайности, т.к. не знают, как себя вести,
какую позицию по отношению к детям
занять. Лучше всего встать в позицию
старшего товарища. Не забывайте, что вы
уже взрослый человек, просто очень
молодой. Попробуем нарисовать портрет
вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в
    отряде очеть желательно быть увереным
    в хорошем к себе отношении. Ни в коем
    случае нельзя «воевать» с детьми,
    уходить от конфликта вожатому необходимо
    всеми способами. И, конечно же, ребенку
    важно чувствовать со стороны вожатого
    уважение к себе.

  2. Внимательный и тактичный. Как легко
    может обидеть ребенка взрослый человек
    недостаточным вниманием. Своим вожатым
    должен вас считать каждый ребенок в
    отряде, а не только ваши любимцы.
    Постарайтесь уделить внимание каждому,
    независимо от ваших личных симпатий и
    антипатий. Но не стоит без приглашения
    вторгаться в жизнь ребенка, в его
    взаимоотношения с другими людьми, в
    его внутренний мир. Важнее заслужить
    это приглашение.

  3. Требовательный. Не бойтесь требовать,
    если ваши требования разумны. Дети это
    поймут и примут. У «добреньких»
    вожатых дешевый авторитет. Если вы
    будете детям слишком много позволять,
    они сядут вам на шею.

  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка
    есть своя точка зрения. Мало просто
    самому считать, что поступаете правильно
    и справедливо, надо, чтобы и ребенок
    это понимал. Убедите его в этом, и вам
    будут верить.

  5. Искренний и честный. Степень откровенности
    с детьми вам поможет определить чувство
    меры и осознание разницы в возрасте.
    Но дети очень чутко чувствуют фальшь.
    Поэтому, если затрудняетесь ответить
    на какой-то вопрос или дать какое-либо
    обещание, лучше не делайте этого. Вам
    необходимо подавать детям пример, и он
    должен быть правильным. Если пионеры
    почувствуют, что вы их в чём-то обманываете,
    вы потеряете их доверие и уважение.

  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы
    не должны касаться детей. Вожатому
    важно быть эмоциональным и энергетическим
    аккумулятором для своих детей. Какое
    настроение у вожатого, такое и у отряда;
    проверено многолетним опытом.

  7. Терпеливый и сдержанный. Множество
    вопросов, детские проблемы, которые
    вам могут показаться не существенными,
    необходимость все повторять несколько
    раз — все это может вывести из себя, если
    себя не сдерживать. Вожатый не имеет
    права не срыв. Дети видят, слышат, думают,
    понимают и действуют по-своему. К этому
    надо приспособиться.

  8. Забота о детях (особенно о маленьких)
    На 18 дней вы становитесь для ребёнка
    всем: и мамой, и папой, и няней, и другом.
    Поэтому вы должны следить за такими
    (на перый взгляд очевидными и не
    требующими внимания) моментами в жизни
    детей:

  • Утром и вечером необходимо умываться
    и чистить зубы, а на ночь полезно мыть
    ноги .

  • Расстилая или застилая кровать,
    необходимо стряхнуть простынь (летом
    у детей песок даже в ушах).

  • Одеваться нужно опрятно, по погоде и
    желательно во все чистое (особенно
    касается малышей). Грязные вещи
    желательно стирать.

  • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы
    на одежде можно пришить с помощью
    иголки и нитки. Все когда — то учились
    с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не
    сами будете зашивать или заштопывать,
    а научите этому ребёнка).

  • Промокшие во время дождя или купания
    вещи и влажные банные принадлежности
    не надо запихивать в шкаф, сначала их
    стоит просушить на батарее или на
    веревке.

  • Не забывайте, что медицинскую помощь
    должны оказывать врачи. Если вам
    кажется, что ребенок болен, лучше
    перестраховаться и отправить его в
    медпункт. Если дети на 18 дней оторваны
    от родителей, это не значит, что они не
    должны умываться, расчесываться и
    следить за собой и за своей комнатой.
    Кроме вожатого, о детях позаботиться
    некому — помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают
и любят его, гордятся им и чувствуют
себя рядом с ним свободно и уверенно.
Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на
детей благоприятное первое впечатление
и продемонстрировать свою разностороннюю
увлеченность, — пожалуйста, не подумайте,
что взаимопонимание с детьми вам уже
обеспечено. Есть еще одно маленькое
условие, без которого все вышеперечисленное
теряет смысл. Это условие формулируется
исключительно просто: «вам надо
полюбить детей».

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и
сердце, не остается безразличным к этому
ребенку, он идет в своих действиях от
интересов ребенка, он не ведет ребенка
за собой, а шагает рядом с ним к общей
цели через совместную деятельность,
через взаимообогащающее общение, через
творческое преодоление трудностей, он
заботится, прежде всего, о ребёнке и
готов отказаться от любых своих идей,
если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены
придумано такое название: «организационный
период». По отношению к нему существует
педагогическое поверье: «Как пройдет
оргпериод, так пройдет и вся смена».
Как ко всякой народной мудрости, к этой
примете нужно отнестись с серьёзностью
и вниманием — понапрасну люди говорить
не будут. По крайней мере, если в первые
дни ребята не привыкнут вовремя выбегать
на зарядку, аккуратно складывать свои
вещи в палатке и культурно принимать
пищу в столовой, не ждите, что они
исправятся и начнут все это делать к
середине смены (хотя и это возможно).
Это проверено многократно и не стоит
проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод — это время привыкания детей
к новым условиям, к лагерным требованиям,
к новому режиму дня и даже к новому
рациону питания. Оргпериод — это переход
из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее
не слово, а интонация, с которой оно
произносится. Можно и стандартное «дети»
произнести с искренней теплотой, избегнув
как высокомерной назидательности, так
и сентиментального сюсюканья. А можно
и изначально теплое и доброе «ребятушки»
проговорить с такой пренебрежительностью,
с такой кровожадностью, что детям впору
будет обидеться или расплакаться. А
чтобы найти при обращении верную
интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут
один за другим, могут утомить так же,
как и скучные будни, и вообще — «лучший
отдых — это смена деятельности».

4. Сдерживать и подавлять активность
детей, как порой это делают некоторые
взрослые, — не лучший способ решения
проблемы. Во-первых, это все равно не
удастся. А во-вторых, это и не нужно.
Разумнее направлять бурлящую энергию
детей в «мирное» русло. То есть
придумывать такие занятия, в которых
дети реализуют своё стремление к действию
«без разрушительных последствий».

Самый лучший вожатый не тот, который
умеет говорить умные и добрые вещи.
Лучший вожатый — тот, который умеет
создавать умный и добрый образ жизни.
Слова можно пропустить мимо ушей, а
образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить
    группой детей
    в быту, дороге, спорте.
    Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и
    терпеливо решать детские проблемы.

  • Личный успех в предлагаемой детям
    деятельности либо непоколебимая вера
    в собственную успешность
    .

  • Общечеловеческая внятность. Это
    способность оперативно, инициативно
    и результативно действовать в интересах
    детей в любой ситуации.

  • Терпение, терпение, и снова терпение
    — главное качество любого педагога.
    Сохранять спокойствие, уравновешенность,
    бодрость в любой ситуации, безмерно
    любить детей даже в тот момент, когда
    они этого совсем не заслуживают.

  • Уверенность в себе, находчивость.
    Умение быстро найти выход из любого
    трудного положения.

  • Яркость натуры. Помогает завоевать
    уважение детей.

  • Не быть ребёнком. Психологи выделяют
    несколько состояний человеческого я:
    Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце:
    взрослый — мыслит здраво и трезво,
    способен пожертвовать своей мелкой
    радости ради общего блага. Ребёнок —
    капризный, эгоистичный думает лишь о
    своей радости. Увы, зачастую неопытные
    вожатые едут в лагерь с детскими
    мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы
    принести радость детям, и уже через это
    получить своё море положительных
    эмоций. При этом вожатому необходимо
    быть ребёнком в плане активности,
    фантазии, умения понять детей. Вожатый
    — это рыцарь детства, который служит
    ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину. Дисциплина
    на отряде необходима, так как без неё
    невозможно построить всю остальную
    работу. Кроме того дети должны выполнять
    все режимные моменты — это требование
    лагеря и за этим следит вожатый. Объясните
    детям на первом собрании отряда, что
    соблюдение дисциплины позволит им
    по-настоящему интересно отдохнуть, а
    несоблюдение превратит их жизнь в
    лагере в ад.

  • Завести детей на творчество. Раскрыть
    их способности и подарить им радость
    творчества.

  • Сплотить отряд. Вожатому важно
    превратить толпу детей в Отряд. Отряд
    — люди, объединённые своим отрядным
    духом, чувством локтя, Отряд — дружная
    работоспособная команда.

  • Стать для детей старшим товарищем.
    Очень важно для вожатого общение с
    детьми. Не упускайте возможности
    поговорить с ребёнком по душам. Дети
    должны чувствовать, что у них есть
    старший товарищ, к которому всегда
    можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ,
который создается целенаправленно.
Поэтому самый простой способ создать
имидж вожатого — сделать это самостоятельно.
Как стать собственным имиджмейкером?
О чем нужно помнить, работая с имиджем?
Сначала ты работаешь на имидж, а потом
он работает на тебя! Чтобы зажечь своих
ребят, нужно самому гореть, пылать и
просто любить свою работу! Поэтому очень
хорошо, когда вожатый несет заряд
позитива, всесторонне развит, поет,
танцует, рисует, играет на музыкальных
инструментах, знает об увлечениях ребят,
готов к играм и развлечениям и т. д. …
Вожатый — лидер. Тот, кто готов вдохновить
ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не
поешь и даже не рисуешь? Имидж — это набор
из самых сильных качеств! Нереально
уметь делать все и сразу (хотя все-таки
желательно). Определите свои преимущества:
вы легко находите общий язык, решаете
конфликтные ситуации, готовы выслушать,
понять, примчаться на помощь. Вы креативны,
можете из мелочей создать праздник,
настроение? По крайней мере, у вас есть
огромное желание научиться этому.
Неважно как: из книжек, из интернета, у
друзей, у старших коллег… Вот это и есть
тот ключ к имиджу успешного вожатого!
Есть три важных элемента имиджа:
определяющие черты характера, внешность
(как вы выглядите + одежда + манеры), стиль
общения (грамотность речи, интонация,
темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний
имидж, а есть еще и внутренний, который
и определяет внешний — это мечты,
стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит
от возраста детей. Если что-то умеешь —
петь, играть на гитаре, танцевать,
рассказывать фантастические истории
или бомбить футбольные ворота — надо
показать детям, но ни в коем случае не
бравировать этим.

Общий стиль поведения — создать впечатление
мудрого и всесильного: надо знать выход
из любой ситуации или хотя бы делать
вид, что все умеешь (море по колено, горы
по плечо). Надо добиться уважения к себе,
как к старшему, но старшему не только
по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать
в отряде тоталитарный режим. Вариант
«я тут самый сильный и умный»
проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по
более легкому пути — создание «дешевого
авторитета». То есть нельзя допускать
панибратского отношения и позволять
все на свете под дружное одобрение
детей. Такой авторитет «лопнет» за
очень короткий срок. Уважением Вы
пользоваться не будете, и в любой сложной
ситуации ваше слово не будет восприниматься
как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть
аккуратным и опрятным. Дети, особенно
старшие, следят за внешним видом вожатых,
тем более — в первые три дня, когда
присматриваются. Ведь никуда не денешься:
встречают по одежке. Ни в коем случае
нельзя злоупотреблять своей столь
любимой полинявшей футболкой. Но не
нужно бросаться в крайности — в вечернем
платье сражать десятилетних мальчишек
или выказывать свою индивидуальность
жутко стильным нарядом а-ля «хиппи».
Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом
является галстук. Дети проникаются
уважением к нему, как к знаку отличия
«загадочного» единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком,
и выглядеть тоже любопытно. На каждую
смену привозите какие-либо фишки, которые
помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь
уверенный вид, создать образ вожатого
с опытом. Быть может, стоит говорить,
что Вы старше, чем есть на самом деле, и
лагерь видите не впервые. Надо заранее
договориться о возрасте с напарником,
предупредить воспитателя, можно даже
других вожатых. Если к вам подходит
ребенок с другого отряда и спрашивает
о возрасте своего вожатого, лучше
ответить, что не знаете. Дети очень любят
спрашивать о личной жизни, об этом надо
тоже заранее договориться с напарником.
Стоит определиться заранее с напарником
и по вопросу запретов и разрешений,
чтобы всегда разрешать или отказывать
самому, а не бегать за советом к более
опытному напарнику. От Вас потребуются
мгновенные решения, которые необходимо
будет генерировать мгновенно и
самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть
четкий план действий. Почасовой,
поминутный, творческий и гибкий, не в
методичке, а в голове. Такой план, который
представит тебя ребятам как уверенного
специалиста и незаменимого друга. Отряду
желательно четко осознавать, ЧТО именно
будет от них требоваться, и ЧТО будет
предложено,

Существует и еще один небольшой секрет,
который помогает начинающим вожатым.
Внешний вид молодого лидера должен
соответствовать тому, что он ожидает
от группы. Если ты одет просто, но
аккуратно — отношение в отряде будут
такими же: несложными и дисциплинированными.
Любая попытка подчеркнуть свою
индивидуальность должна быть продумана.
Нужно помнить о разных вкусах детей из
твоего отряда. Ведь ребенок может
воспринять яркую одежду, аксессуары
или прическу как элемент агрессии. В
этом случае, ты рискуешь получить в
ответ «вызов» от ребенка, который
постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются
постоянные тренинги развития внимания
и креативности. Это поможет вожатому
быть в тонусе, максимально быстро
реагировать на происходящие события.
Методик много, но вот времени на их
реализацию бывает подчас мало. Стать
уверенным специалистом и настоящим
лидером отряда поможет нехитрая
шпаргалка. Эти советы эффективны и
просты, они за короткое время помогают
установить баланс между вашими знаниями
и возможностями, помочь безболезненно
войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная
    «именная» фраза
    в типовых ситуациях
    будет работать только в пользу вожатого.
    Привычное действие или слово становится
    брендом, а это придаст уверенность
    ребятам, так как делает вожатого
    знакомым, «своим».

  • Возьми на вооружение несколько
    эффективных психологических игр
    . В
    трудной ситуации тренинг или удачно
    примененная игровая ситуация помогает
    отвлечь внимание группы от вожатого и
    увлечься программой, уйти в мир своих
    ощущений. Это позволит взять тайм-аут
    педагогу и вести ситуацию по своему
    сценарию.

  • Веди дневник! Личный дневник
    предназначен для заметок о типах и
    особенностях каждого в группе. Также
    в него можно записать возможные приемы
    по нахождению контактов.

  • Будь разным в делах, но стабильным
    в отношении к делу!

И еще…

  • При дискуссии или даже монологе
    нужен eye-contact, ни один ребенок не
    должен быть без внимания. То есть —
    смотреть всем в глаза по очереди.

  • Разговорные слова паразиты «типа»,
    «блин» — забудь.

  • Умей разогреть группу веселой игрой
    (игра зависит от количества времени
    проведенного детей в группе, на первый
    день нужна игра на знакомство).

  • Следи за Body-language. Никаких «перекрещенных»
    поз.

  • Будь уверен в себе.

Перед началом какой-нибудь программы
предложи детям просто покричать.
Прокатывает даже на взрослых. Маленьким
детям «Давайте покричим… насчет
1,2,3» хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо
продемонстрировать ясность мысли,
острый слог и постоянство сердца». Ведь
вожатый – это лидер. И те, кто идет за
ним в след, должны доверять своему
руководителю, понимать и уважать его.
Люди предпочитают людей и идеи, в которых
они могут разобраться. Будьте открыты
и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты
станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза,
сделайте три глубокий вдоха, и
соответственно столько же выдохов,
вспомните что-нибудь приятное из своей
жизни (то, что вызывает у вас положительные
эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания
достигнут этого приятного состояния
(можно подкрепить его для храбрости
шоколадкой), зафиксируйте это состояние
в сознании, сделайте глубокий вздох,
выдох и с хорошим настроением отправляетесь
к детям!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ иванушки дурачка в сказке горького про иванушку дурачка
  • Образ иванушки дурачка в русских народных сказках
  • Образ ивана царевича в сказке царевна лягушка 5 класс
  • Образ ивана царевича в сказке иван царевич и серый волк 3 класс
  • Образ ивана царевича в русских народных сказках проект

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии