- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны
Сочинение Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны
Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II. В произведении создается совершенный образ мудрой правительницы.
Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.
В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы. Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.
С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.
Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне. Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.
Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.
Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.
Анализ 2
Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.
Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.
Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.
Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.
В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.
Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.
Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.
Сочинение по произведению На день восшествия Елизаветы Петровны
Михаил Васильевич Ломоносов – величайший ученый-естествоиспытатель России, вышедший на мировой уровень. И именно этот великолепнейший ум империи написал одно из своих лучших произведений, посвящая своей музе и покровительнице – Елизавете Петровне. В 1747 году императрица провела реформу, в которой утверждала новый штат и новый устав Академии наук. Эта реформа увеличивала финансирование Академии вдвое. Скорее всего именно этот фактор и стал решающим в написании оды, посвященной Елизавете.
Само понятие «ода» (греч. «песня») появилось в речи и в употреблении у русской поэзии от Василия Кирилловича Тредиаковского – русского филолога и поэта, который сам позаимствовал термин из трактата Николы Буало. Именно этому жанру Ломоносов отдал предпочтение, и это было лучшим решением. В его произведении идет обращение к миру во время мудрого правления великой императрицы, развитию образования населения и отечественных наук, увеличению использования ресурсов на старых землях страны и освоения новых. Это очень заметно с самого начала оды, с описания России, ее наделов и земель. В каждой строчке ощущается сила, благополучие, спокойствие и уверенность.
Саму личность Елизаветы Михаил Васильевич описывает весьма лестно, но при этом, указывая на уже свершенные поступки, и восхваляя светлое будущее при дальнейшем правлении светлейшей. Конечно же Ломоносов не мог не вспомнить о отце императрицы, о великом Петре Первом, и сулит ей его знаменитые дела. Сам поэт являлся не скрытым поклонником царя, поэтому и восславляет так его дочь, ожидая от нее таких же великих дел. И поскольку Петра I Михаил Васильевич видел как противника отсталости народа, борца за его развитие и просвещение, то после реформы Елизаветы о поддержке Академии наук, ученый цепляется за это, как за явное сходство дочери и отца. Таким образом в оде появляется линия науки, которая уводится к русскому народу и его развитию, в веру, что будут и будут появляться среди людей светлые умы.
Оды Михаила Васильевича Ломоносова уникальны. По своей манере написания, по своему слогу и по легкости понимания и чтения, писавший о русском народе, о его уме и духе, восхвалявший свой народ как никто другой, поэт еще при жизни снискал величие и любовь. Современники по праву оценили, что впервые появились произведения в книжной поэзии, которые отличались единством содержания и формы.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны
Популярные сегодня темы
- Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского
«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права
- Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире
У Раскольникова, как известно, сложный характер. Герой запутался в философской теории, которую сам и придумал. Но ведь, в принципе, он неплохой человек… (Добряк, убивший двух слабых старух ради странной идеи!)
- Анализ повести Поездка в прошлое Абрамова
Повесть Поездка в прошлое Абрамова не была опубликована при жизни писателя, это произошло только спустя 15 лет. Книга интересна тем, что конфликт, который развивается в ней, мог произойти только в социальной
- Сочинение по картине Войско фараона в походе (рисунок)
Перед зрителем предстает картина с войском фараона: конница и пешие воины. Как известно, в Египте на протяжении длительного периода набирали воинов из простых людей, то есть не существовало регулярной армии. Как говорится, каждый – пахарь, каждый – воин.
- Сочинение Книга и компьютер в XXI веке
Если говорить о том, почему существование нынешнего поколения интересное, нельзя не отметить значимость компьютера и книг. Ни о каком противостоянии тут речи идти не может. Каждый из них информирует нас о событиях прошлых и нынешних лет
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Про оду На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова
Сочинение об оде На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии, физики, астрономии, географии, филологии, поэзии, а также других наук и направлений. Поэзия играла важную роль в жизни Ломоносова. К ней он относился не как к развлечению или забаве, а со всей серьезностью и важностью, приравнивая это дело к патриотической, гражданской деятельности.
Большую часть своих произведений автор создавал в жанре оды. Одним из самых известных произведений Ломоносова является ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». В начале произведения автор посвящает свои строки прославлению мира.
Автор с помощью ярких языковых средств, используя торжественность высокого штиля, демонстрирует благодать и процветание родного края, подаренные стране царствованием Елизаветы Петровны. Именно благодаря ее правлению прекратились бесконечные войны, в которых России принимала участие в прежние времена.
Говоря о Елизавете, автор также упоминает о Петре I, восхищаясь его великими делами, сделавшими Россию мировой державой, по-настоящему сильной и могущественной империей.
В строчках, посвященных императору, Ломоносов использует мифологические образы Нептуна и Марса, которые символизируют войну и море. Обращение к античной мифологии придает произведению еще большую возвышенность и торжественность.
Ода представляет собой не только восхищение славными делами императрицы и ее восхваление, но также является своего рода напутствием и наставлением Елизавете. Россия – великая держава, но чтобы она всегда оставалась такой же могущественной и находилась в мире, страна должна быть просвещенной и в ней должен править пресвященный монарх.
Возвращаясь к периоду правления Петра I, Ломоносов словно говорит императрице, что она должна последовать примеру отца и всячески способствовать развитию наук и просвещению страны.
Автор обращает внимание на то, как велика Россия, насколько она красива, насколько богаты ее недра, каковы ее необъятные пространства, бескрайние просторы. Безусловно, такой стране жизненно необходимы талантливые, умные, образованные люди. По утверждению Ломоносова, Россия богата людьми, способными освоить науку и сделать собственный вклад в ее развитие.
С этими словами невозможно не согласиться. Очевидно, что человек невежественный, темный не представляет никакого интереса ни для себя, ни для окружающих. Жизнь его такая же тусклая и невзрачная, как и он сам. Такой человек не сможет развиваться, расти в духовном плане, самосовершенствоваться. Таким образом, говоря о значимости просвещения, автор заботится о человеческой душе, понимая, насколько он значимо для ее развития.
Основная идея произведения – восхваление человека умного, образованного, духовно богатого, восхищение его гением и талантом. Знание, наука есть основа сотрудничества и дружбы целых народов и поколений.
Про оду На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова
Несколько интересных сочинений
- Шолохов
- Анализ повести Дожить до рассвета Быкова
Быков написал огромное количество разных произведений. Большинство его произведений были написаны про войну и описание людей, которые находятся в этих условиях. Многие думают, что подвиг является не важным элементом.
- Анализ произведения Мой сосед Радилов Тургенева
Произведение относится к творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве ключевой тематики человеческие взаимоотношения.
- Как мы отмечаем День Победы в нашей семье сочинение
Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей семьи этот день важен, так как это память о тех людях, которые сражались за нашу жизнь
- Характеристика Лопахина и его образ в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Лопахин – купец и представляет лицо новой эпохи, которой и предстоит наполнить Россию, уничтожить прежние сословия
В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, который является залогом процветания и счастья любой страны. Поэт выражает свою уверенность, что с ее вступлением на царский престол в России наступит благоденствие, способное сделать людей счастливыми.
Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья:
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Ломоносов очень сильно идеализирует царицу Елизавету Петровну. Он в своей оде рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность, лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода — это совершенно особый жанр. И ода Ломоносова построена таким образом, что он говорит о царице только хорошее.
В своей оде Ломоносов воздает похвалы Елизавете за внимание к науке, которое она проявила:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет:
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Говоря о величии царицы, одновременно Ломоносов вспоминает заслуги Петра перед страной. Он выражает надежду, что Елизавета продолжит дела, способные поставить Россию выше всех других государств. Ломоносов говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах, которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.
В оде ясно слышится призыв к молодежи овладевать знаниями и науками. Величие страны невозможно без образованного населения.
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих словах ясно слышится надежда Ломоносова на дальнейшее процветание своей страны. Ломоносов выражает надежду на то, что Елизавета станет достойной дочерью своего отца — великого Петра. Именно поэтому Ломоносов вспоминает заслуги Петра перед страной. Петр Первый действительно немало сделал для России: он создал морской флот, при нем был основан и построен Петербург. Петр способствовал развитию всех наук, в связи с чем среди различных слоев населения стал появляться интерес к образованию.
Ломоносов—один из величайших ученых России, именно поэтому он в своей оде столько внимания уделяет образованию. Сам язык оды удивителен. Поэт выражается витиевато, согласно литературным традициям своего времени. Современному читателю может быть трудно разобраться во всех сложностях языка оды. Но, безусловно, красота ломоносовского литературного стиля производит на читателя достойное впечатление.
История создания
Обычно оды заказывались правительством, и их чтение было включено в праздничную церемонию. Торжественное стихотворение, посвящённое годовщине царствования Елизаветы, также было написано по заказу правящей особы. Поэту нужно было красиво рассказать о заслугах императрицы перед Отечеством, причём найти такие слова, которые могли усладить слух собравшихся. Работу над подобными творениями нередко поручали Ломоносову — признанному мастеру жанра.
В действительности за время правления Елизавета сделала много хорошего. Она продолжила начинания Петра Великого и всячески способствовала развитию просвещения. Кроме того, императрица увеличила объём финансирования Академии наук и обновила штат. На нужды учёных направлялись значительные суммы из казны.
Правительнице приходилось думать и о том, как укрепить обороноспособность России. Австрия, Голландия и Англия хотели развязать войну против Франции и Германии, и Елизавета не хотела, чтобы Отечество оказалось втянутым в этот конфликт.
Ломоносов в своём произведении говорит, что монархиня правила мудро и избрала верный путь для страны. Россия должна отказаться от вступления в коалицию, её путь исключительно мирный.
Краткий анализ текста
Ода Ломоносова Елизавете Петровне написана в 1747 году в честь годовщины знаменательного события — начала правления государыни. Она взошла на престол в 1741 г. Создание оды приурочено к шестилетию царствования. Стих посвящён заслугам монаршей особы. Структура произведения включает 3 части:
- Поэт прославляет тишину и мудрую правительницу, щедро осыпая обеих комплиментами.
- Рассказывается о щедротах и просторах отчизны, перечисляются земные богатства.
- Снова превозносятся хвалебные речи в адрес монархини и подчёркивается её роль в развитии просвещения.
Анализ особенностей произведения позволяет определить, что его литературный жанр — ода. Такой выбор Ломоносов сделал по двум причинам. Во-первых, это направление было излюбленным у поэта. Во-вторых, ода лучше всего подходит для случаев, когда нужно в торжественной форме рассказать о заслугах монарха. Текст написан четырёхстопным ямбом — типичным размером для оды. Михаил Васильевич часто применял его в своём творчестве. Виды рифмовки:
- перекрёстная;
- опоясывающая;
- смежная.
Михаил Васильевич мастерски использует средства выразительности, которые равномерно распределены по тексту. Примеры тропов:
- метафора — «ума плоды»;
- эпитеты: «щедрая», «великая», «земные», «глубокие», «жестокая»;
- олицетворение: «наглы вихри, не дерзайте», «внимай, вселенна», «хощет лира восхищена», «Марс страшился»;
- гипербола — «чрез горы, реки и моря»;
- сравнение — «зрак прекраснее рая»;
- славянизмы: «град», «дщерь», «выя», «узреть».
Композиция и содержание
Для оды характерна логическая связь всех частей. Такова особенность жанра. В ломоносовском произведении первая часть посвящена достоинствам императрицы, но начинается она с того, что рассказчик воздаёт хвалу тишине, называя её «возлюбленной». Природные и рукотворные чудеса, которыми восторгается автор:
- «блаженство сёл, градов ограда»;
- «цветы»;
- «класы на полях»;
- «сокровищ полны корабли»;
- «бисер»;
- «злато»;
- «порфира».
Затем поэт плавно переходит к описанию достоинств императрицы и перечислению её заслуг. Обращаясь к тишине, он пишет: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Этот короткий отрывок показывает степень торжественности стиха. Согласно правилам написания оды, часть, посвящённая важной персоне, самая большая по объёму, ведь в ней говорится о достоинствах и славных деяниях той, кому посвящено произведение. В рамках стихотворного творения охарактеризовать заслуги государыни можно лишь кратко. Ломоносов сделал это, упомянув самые важные достижения:
- «расширять науки изволила Елисавет»;
- «тебя в Россию возвратила» (поэт обращается к тишине, подразумевая под ней мир);
- «войне поставила конец»;
- «на престол взвела с собою доброт… прекрасный лик».
Третья часть творения — наиболее пафосная и торжественная. В ней автор обращается к природе, призывая её «разглашать» мудрые деяния монархини и рассказывать о славных временах. Потом поэт беседует с потомками, призывая их учиться и прославлять образованностью страну.
Центральная тема
Ключевая тема оды — похвалы в адрес царицы. Но Михаил Васильевич не ограничивается хвалебной песнью. Он затрагивает ещё одну тему, актуальную во все времена — важность просвещения и науки. Для развития государства нужны два фактора: мирная обстановка и образованное население. Это понимали не только государи, но и обычные образованные граждане, к которым относился и Ломоносов.
Послание адресовано каждому, кто заботится о благе государства и считает честью служить для него. Автор обращается и к современникам, и к потомкам, убеждая их в важности культуры, образования и нравственного развития. В первой части поэмы он перечисляет природные красоты и богатства, а во второй подчёркивает, что не менее важны духовные ценности
. Главная мысль заключается в том, что каждый должен стремиться к знаниям и поддерживать государыню.
Многие славные деяния императрицы нашли отражение в торжественной оде «На день восшествия на престол Елизаветы». Текст хорошо передаёт атмосферу времени, в которое он был написан, и даёт представление о заслугах правящей особы.
Тема
Центральная тема произведения — прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Главная идея произведения — долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Структура
Писатель соблюдает основные правила выбранного жанра – оды. Традиционная, классическая ода включает три части, которые логически связываются между собой.
Первая часть – это выражение восторга и возношение хвалы государыне. Автор прославляет заслуги Елизаветы перед страной. Ломоносов не забыл и про великие деяния Петра Первого – знаменитого реформатора России. Императрица-неофит с гордостью принимает от своего предка эстафету в развитии страны.
Вторая часть отличается более философским характером. Михаил Васильевич больше не сосредотачивается на фигуре самодержца. Автор концентрируется на образе Отчизны. Ломоносов описывает природу и богатства империи, ее творческий и духовный потенциал. Писатель рассуждает о перспективах развития страны, о важности просветительских реформ. Совет императрице – заботиться о молодых и талантливых людях. В финале произведения автор вновь возвращается к личности правителя, пишет о его обязанностях и долге.
Философский характер поэзии
Ломоносов – не только ученый и писатель. Михаил Васильевич был еще и философом. В этом произведении автор поднимает философскую проблему военного и мирного времени. Елизавета видится писателю символом мира, Петр Первый – символом военных побед. Царица гуманна, но автор все равно дает императрице советы. Ломоносов подходит к проблеме правления по-философски. С точки зрения ученого, Михаил Васильевич желает государству дальнейшего просвещения. Это значит, что императрица должна поддерживать науку и развивать культуру. В этом примером для Елизаветы послужит ее отец – Петр Первый.
Образ России
Ломоносов обращается к образу России. Поэт изображает страну полной природных даров. Здесь можно встретить и высоту гор, и широту полей, и полноводность рек. Природа – это глубокая загадка, разгадать которую может лишь просвещенный человек. Ценность окружающего мира – лейтмотив творчества Ломоносова. Автор намекает, что мир и природа нуждаются в людях с высоким уровнем осознанности и образования. Русская земля славится талантами. Способные, гениальные личности нуждаются во «взращивании», «вскармливании». Это – задача правителя.
Ломоносов уверен: будущее для России заключается в необходимости просвещения. Знания положительно влияют на души людей, развивают человека духовно и нравственно. Ученый всю жизнь стремился расширять собственный кругозор, а потому призывал своих соотечественников к всестороннему развитию. Михаил Васильевич советует юной императрице продолжить путь своего отца, который был настоящим фанатом образования. Рекомендации и наставления мудрого поэта – это дар не только императрице, но и любому другому человеку. В настоящее время строки Ломоносова не теряют своей актуальности.
Краткий анализ
История создания
— Стих написан в 1747 году.
Тема стихотворения
– Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция
– Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй — описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
Жанр
– Ода.
Стихотворный размер
– Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.
Метафоры
– «
подать…ума плоды».
Эпитеты
– «
щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения
– «
душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения
– «
вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола
– «
чрез горы, реки и моря».
Славянизмы
– «
град», «дщерь», «выя», «узреть».
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны — в образованных, просвещенных молодых людях.
Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.
Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.
Жанр
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.
История создания
«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события — восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.
Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.
В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА»
Поэтическое творчество было для М. В. Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонне одаренной натуры. Особенно ярко талант поэта проявился в одах. Именно Ломоносову принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового жанра литературы — жанра оды. Он же впервые предложил и широко использовал в своих произведениях десятистишную строфу с повторяющейся рифмовкой. Перу поэта принадлежит большое количество од, в основном хвалебных, посвященных русским правителям и Российскому государству. Но наиболее яркой, лучше всего отражающей своеобразие поэтического стиля Ломоносова, является его «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Она была написана в связи с шестой годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол.
Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, которым написано произведение, становится заметным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские приемы — восторженные фразы, восклицания:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют.
«Возлюбленная тишина» — эпитет, использующийся поэтом во многих одах, — характеризует здесь не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, пресечение наступления реакции, сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиться процветания России. По глубокому убеждению Ломоносова, наступление этого мира и сплоченности зависело непосредственно от характера государственного правления и, прежде всего, от личности монарха. На Елизавету Петровну в этом отношении автором возлагались особенно большие надежды.
Для «Оды на день восшествия…», как и для многих других од поэта, характерно стремление выдавать желаемое за действительное, показывать события, которые еще не произошли, так, будто это уже свершившийся факт. Именно такой прием прослеживается в строках, в которых говорится о вкладе императрицы в развитие наук:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет:
Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.
Ломоносов не только восхваляет науки, он также призывает, указывая на пример Петра, крепить национальную мощь России, развивать промышленность, искусство, образование. Он воспевает также «вечную славу» героических предков, рисует развернутые картины величия, могущества, неисчерпаемых природных богатств страны, славит героический характер русского человека.
В своей оде автор пишет о прекращении войн с легкой руки Елизаветы, о том, что новая императрица «довольство муз усугубляет», «отверзая» двери к счастью.
Ломоносов намеренно восхваляет деяния монархини в надежде на то, что, услышав «глас народа» и уже получив похвалу, государыня сделает все возможное для того, чтобы претворить мечты русских людей в жизнь.
Новаторство поэта проявляется также в том, что, посвящая свою оду императрице, он в то же время восхваляет просторы Русской земли, ее богатство и красоту, ее величие и славу:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
Характер патетически-взволнованной речи придают оде Ломоносова и многочисленные обращения к лире, к музам, к пламенным звукам, к «Невтонам» и «Платонам», которых в великом множестве может «Российская земля рождать». Важное место отводит автор и многочисленным олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. С помощью этих олицетворений и метафор явления и отвлеченные понятия становятся у поэта участниками большого всеобщего торжества:
Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря…
С торжественным призывом обращается Ломоносов и к молодому поколению, пробуждая в нем стремление посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых.
При этом автор проникновенно заявляет о пользе науки для всех возрастов в самых различных обстоятельствах:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут…
По глубокому убеждению поэта, высокий слог служит единственной и важнейшей цели: пробудить умы и души людей — не только государственных деятелей, но и простого народа, привлечь их внимание к наиглавнейшим вопросам и проблемам современности.
Для создания такого торжественного, высокого слога автор широко использует славянизмы: «бряцает», «зиждитель», «паства», «лик», «зрак» и т. д. Он также вводит усеченные формы прилагательных: «божественны науки», «небесну дщерь». Мифологические образы, необычные рифмы, восклицания, риторические вопросы, различные виды тропов — все эти приемы призваны усилить эмоциональное воздействие на читателя.
«Ода на день восшествия…» стала ярким примером использования поэтом разработанной им же силлабо-тонической формы стиха, в которой, как и раньше, соблюдается равное количество слогов, но ударения расположены упорядоченно, то есть в соответствии с принятым автором размером.
Введенная М. В. Ломоносовым, эта форма впоследствии станет одной из самых распространенных в русской литературе, так же как и избранный им стихотворный размер. Большинство од поэта написано ямбом, поскольку именно его Ломоносов считал самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.
Таким образом, художественное своеобразие «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» очень велико. Оно заключается в том, что, во-первых, с ее помощью автор превратил похвальную оду в средство просветительской пропаганды достижений научной мысли и общественно-политических идей, прославил свою родину, ее природу, ее народ, ее правителей.
Во-вторых, в своем произведении поэт мастерски использовал все существовавшие ранее и созданные вновь художественные формы языка, стихотворной речи, применил оригинальные образные конструкции, придавшие стихотворению совершенно новое, торжественное звучание и усилившие воздействие на читателя. Приведенные в оде средства и формы Ломоносов продолжал совершенствовать и широко использовать в своем последующем творчестве, доведя жанр похвальной оды до наивысших вершин художественного мастерства.
Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА»
5 (100%) 1 vote
На этой странице искали :
- сочинение на тему науки юношей питают
- план ода на день восшествия на всероссийский престол
- метафоры в оде на день восшествия
- метафоры в оде ломоносова на день восшествия
- ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны краткое содержание
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны
Само слово «ода», в переводе с греческого языка, означает песня. Из самого названия, очевидно, что в произведении М.В. Ломоносов воспевает великую императрицу Елизавету II. В произведении создается совершенный образ мудрой правительницы.
Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.
В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы. Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.
С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.
Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне. Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.
Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.
Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.
История создания – Ода написана в 1747 году.
Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.
Метафоры – «подать…ума плоды».
Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола – «чрез горы, реки и моря».
Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».
Анализ «Оды на день восшествия… Елисаветы Петровны» (4 вариант)
Поводом к написанию оды послужило утверждение императрицей в 1747 году нового регламента Академии наук, имеющего важное значение для развития именно отечественной науки. В Петербургскую академию наук, где бесчинствовали Шумахер и Тауберт, систематически не допускались русские люди, им не давали ученых должностей. В новом же регламенте говорилось о том, что назначать на должности необходимо, по возможности, русских людей, в состав студентов нужно набирать учеников духовных семинарий, т. е. русских юношей, и т.д. Более того, увеличивался и бюджет Академии наук, что делало возможным расширение области научных исследований, поэтому Ломоносов с охотой согласился написать благодарность Елизавете Петровне от Академии.
Комплиментарность, безусловно, не главное в оде Ломоносова. Намного позже известный русский поэт и друг А. С. Пушкина Вильгельм Кюхельбекер напишет об оде следующее: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется… он вещает правду… торжествует о величии родимого края…» Ломоносов-поэт в своем произведении излагает мысли государственного характера, предлагает конкретную политическую программу для развития и процветания Отечества.
Однако Ломоносов не довольствуется простым изложением своих идей: он не только обосновывает практическую необходимость и пользу для государства своих идей, но и эмоционально «заражает» читателя, волнует его чувства.
Так, содержание оды свободно поддается изложению, поскольку в каждой строфе есть своя мысль и поэтическая «иллюстрация» к ней.
Все строфы связаны между собой определенной логикой развития общей идеи, автор представляет систему доказательств. В самом общем виде цепочка доказательств содержит следующие «звенья»-идеи.
В первой строфе Ломоносов эффектно совмещает первое и четвертое «звенья», минуя другие два (они будут задействованы в последующих строфах). Дальнейшее же развитие идеи поэт осуществляет через столкновение двух противоположностей: света и мрака, тишины (отсутствия звуков) и шума войны, что также способствует усилению эмоционального воздействия художественного слова.
Итак, начало оды ознаменовано своего рода гимном тишине, т. е. миру, отсутствию в государстве войны. Сочетание «возлюбленная тишина» буквально значит «горячо любимый мир». Величественность и строгая торжественность оды достигается не только наличием в ней элементов церковнославянского языка, но и звучанием слов. Так, сам автор считал, что повторение буквы а «способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины». А вот первые строки оды:
Ца
рей и ц
а
рств земных отр
а
д
а
,
Возлюбленна
я тишин
а
,
Бла
женство сёл, гр
а
дов огр
а
д
а
,
Коль ты полезна
и кр
а
сн
а
!
Далее автор рисует картину процветающего государства, в котором развивается торговля («Сокровищ полны корабли // Дерзают в море за тобою»), сельское хозяйство («И класы на полях желтеют»). Тишина принесет стране богатство, подытоживает автор («Ты сыплешь щедрою рукою // Свое богатство по земли»). Более того, состояние мира между державами, говорит поэт, является гарантом защиты городов и сел.
В следующей строфе Ломоносов, создавая образ света, старается многократно усилить его силу и мощь. Яркий свет, сияние и блеск предшествуют появлению Елизаветы.
…Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Елизавета и тишина — в одном ряду, сопоставимы, более того, душа царицы «зефира тише» и взгляд «прекраснее рая».
Ломоносов осознавал, что в действительности императрица далека от поэтического идеала. Но у поэта была своя цель: ему нужно было подчеркнуть идеальную, нравственную основу государственной власти, необходимую для процветания российской державы. Отсюда и Елизаветин «кроткий глас» как антоним воинственности, ее «божественные уста», поставившие конец войне, и, наконец, крест в руке как символ ее служения России, сохранения нравственной чистоты власти («Когда ты крест несла рукою // И на престол взвела с собою // Доброт твоих прекрасный лик!»).
Ломоносову также важно подчеркнуть в идеальном облике Елизаветы, что она «великая Петрова дщерь». Преемственность дел Петра заключена в желании Елизаветы «в мире расширять науки».
Далее Ломоносов дает ряд «мозаичных» по стилю картин из жизни Петра, составляющих единое эпическое полотно о нем. Перед нами, по сути, вселенская история о Христе, поэтически трансформированная в русскую историю царствования Петра, главная заслуга которого в том, что он «Россию, грубостью попранну, // С собой возвысил до небес».
Ломоносов также показывает Петра воином-созидателем, основывающим новое государство, куда впоследствии будут призываться «чрез горы, реки и моря» (т. е. из-за границы) «божественны науки». Воинственность в облике Петра, по мнению Ломоносова, — историческая необходимость, однако это не мешает поэту осуждать военную славу всякого полководца-триумфатора, «грому труб» которой мешает «плачевный побежденных стон». В этих строках предвосхищены и «слезинка ребенка» Достоевского, и поиски праведности русской литературой в целом.
Все надежды Ломоносова связаны с миролюбивой политикой Елизаветы, благодаря которой и возможно процветание наук:
Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
В последующих строфах оды Ломоносов показывает, какую пользу может принести государству наука. Неслыханные сокровища, скрытые в недрах русской земли, раскроет она и предоставит Отечеству. Ученые проникнут в тайны природы, —
…Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Другими словами, России необходимы собственные научные кадры. Этот тезис Ломоносов разовьет в конце оды: поэту важно, чтобы в заключении с особой силой и торжеством прозвучал гимн науке. А пока ученый зовет на север, уверенный в его неистощимых минеральных богатствах. Ломоносов зовет и на Дальний Восток, в Северный Ледовитый океан, на Курильские острова, на Урал, который с помощью науки (Минервы) раскроет невиданные богатства. Так в оде выражена всегда присущая поэту идея связи науки и практической пользы Отечеству.
В завершающей оду строфе Ломоносов, обращаясь к Елизавете, высказывает главную идею произведения, с которой, собственно, оно и начиналось:
…О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною…
Необходимые России мир и тишина являются основой творческой позиции Ломоносова.
Источник (в сокращении): Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. — СПб.: «Литера», 2006
История создания
«Ода на день восшествия…» написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своём произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.
Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.
В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.
В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
Анализ 2
Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.
Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.
Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.
Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.
В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.
Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.
Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.
Тема
Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.
Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «красны лики», «заря багряная», «скорбная темнота», «сладостный покой».
Метафоры: «Но, о прекрасная планета, любезное светило дней!»
Архаические слова: «Врата отверзла в мир заря, от ризы сыплет свет румяной в поля, в леса, во град, в моря, велит ночным лучам склониться пред светлым днём, и в тверди скрыться, и тем почтить его приход».
Архаические слова: Императрица Елизавета Петровна — тишина.
Архаические слова: град, зрак, дщерь, очи, пределы небес, выя, купно, толикий, огнь, узреть.
Риторическое восклицание: «О утра час благословенный, дражайший нам златых веков!»; «О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!»; «О вы, недремлющие очи, стрегущие небесный град!».
Риторическое обращение: «Но ах, жестокая судьбина!», «Молчите, пламенные звуки».
Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».
Инверсия: «Приятных струн сладчайший глас».
Олицетворение: «И на престол взвела с собою / Доброт твоих прекрасный лик».
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.
Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.
Жанр
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.
Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем произведении Ломоносов — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.
Средства выразительности
Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), старославянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).
Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.