- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ сказки Иванушка дурачок
Анализ сказки Иванушка дурачок Горького
Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки, пока сам мужик поедет в город со своей женой, но Иван не справился и с этим элементарным поручением и неведомым для него самого образом сумел потерять детишек и отправился на их поиски.
Весь каламбур заключается в том, что Иван снял дверь, когда вспомнил наказ мужика не выпускать детей за неё, и отправился на поиски ребятишек с дверью за спиной. На своём пути главный герой повстречал медведя, которому он и рассказал о своей беде, но косолапый вместо помощи начал смеяться над дурачком. Иван же в свою очередь не согласился с этим высказыванием, и медведь отвёл главного героя к медведице, и вместе они сумели найти пропавших детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Максим Горький хотел показать, что доброта является самым важным качеством в любом человеке, даже если он недалёк. Ведь, несмотря на всю глупость Ивана, медведь всё-таки согласился помочь. Автор учит не бояться быть самим собой (смешным), на примере главного героя. Но главная идея заключается в том, что человеческая глупость не всегда должна быть оправдана. Представьте, что могло произойти, если бы медведь отказал Ивану, и тот вернулся бы к родителям ни с чем.
Если рассматривать всё вышесказанное, то можно сделать вывод, что на первый взгляд детская сказочка про дурака, имеет огромный смысл, в том числе и двоякий. С одной стороны доброта главного героя сыграла важнейшую роль в ходе развития событий, а с другой, человеческая глупость не должна иметь таких вселенских масштабов. Всегда нужно уметь посмеяться над собой и своими промахами, но после необходимо взяться за голову и постараться исправить их с помощью логического мышления.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Иванушка дурачок
Популярные сегодня темы
- Хронологическая таблица жизни и творчества Льва Толстого
28 августа 1828 года появился на свет известный писатель Лев Николаевич Толстой в имении Ясная поляна в Тульской губернии. Писатель происходил из дворянского рода, графской ветви и владели усадьбе Ясная Поляна
- Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение
Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным
- Характеристика 3 братьев из сказки Конек-горбунок
В сказке у отца три сына. Они занимаются выращиванием пшеницы и продажей её в столице. С некоторого времени у хлеборобов кто-то стал красть урожай с поля. Братья решили охранять пшеницу.
- Сочинение на тему Герои 21 века — кто они?
Во времена прорывных технологий, определение слова герой значительно искажается. Часто мы и особенно младшее поколение путаем, кто герой, кто просто так.
- Сочинение на тему Никто не забыт, ничто не забыто
В жизни любого человека присутствует что-то, на что он опирается всю свою жизнь, идя по миру с этой вещью, рука об руку. Шагая в жизни с этой вещью, которая служит для человека своеобразным
Иван-дурак — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.
Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. По некоторым версиям, имя с эпитетом « дурак» является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Историческая справка
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных — Первак, Вторак, Третьяк . А также и Другак , то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак».
Историческая справка
Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас — глупого человека. Естественно, ведь самый младший — самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей. Нетрудно заметить, что неприятности он часто навлекает на себя сам, и именно по глупости; но в результате зачастую глупость же и выручает его из разных бед.
Иван –дурак ( по статусу )
Крестьянский сын или сын старика со старухой, иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак.
В семье часто является третьим, младшим сыном. Не женат, имеет потенциальный статус жениха. В отличии от расчетливых домовитых старших братьев, перенявших родительское ремесло, ведущих хозяйство, остается не у дел. Остается ему только коров пасти да на дудочке играть.
Бедность вынуждает Иванушку-Дурачка идти «в люди», наниматься «в службу». Но в большей части сказок ущербность Иванушки-Дурачка — не в бедности, а в лишённости разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устранённый от каких-либо «полезных» дел.
обязанности
Обычная завязка сказок об Иванушке — Дурачке — поручение ему охранять ночью могилу умершего отца (что говорит о связи с потусторонним миром) или поле (гороховое) от воров или некоторые другие обязанности (например, снести братьям в поле еду и т. п.)
поступки героя
Иногда он выполняет поручения в соответствии с его «глупостью» крайне неудачно.
В других случаях Иванушка-Дурачок правильно выполняет порученное задание, и за это он получает вознаграждение (мертвый отец в благодарность за охрану его могилы даёт Иванушке «Сивку бурку, вещую каурку», копьё, палицу боевую, меч-кладенец; пойманный Иванушкой вор даёт ему чудесную дудочку и т. п.).
поведение
Дурак не умеет и не любит работать. Он по природе своей ленив и старается большую часть времени спать. Целые дни он лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается, иногда он копается бесцельно в золе. Если его призывают к полезной деятельности, то только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности.
Внешний вид ивана-дурака
- Нет в Иване знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. Он — грязнуля. Не желает умываться, причесываться и вечно сморкается.
- Не узнать в Дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна «взглянула за трубу и увидела там Ивана — Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом»..
Характер героя
- непосредственность, открытость,
- доброта, доверчивость,
- внутренняя чистота,
- незацикленность на деньгах,
богатстве и власти,
- и, вместе с тем, внутренняя сила, позволяющая совершать отважные поступки.
Отличительные особенности
Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке , при этом предсказывает будущее, толкует то, что непонятно другим ; его предсказания и толкования не принимаются окружающими потому, что они неожиданны, парадоксальны и всегда направлены против «здравого смысла» (как и его поступки).
Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки , т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.
Остроумен наш иван, своеобразен
Иван-Дурак — носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова.
И певец, и на дуде игрец…
Иван-Дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Благодаря поэтическому таланту он приобретает богатство.
Он и глупость сморозит, чтобы посмешить людей. И прихвастнет ради пользы дела. В свете-любви, а не в бездуховной «науке» черпает силы.
Добро всегда побеждает зло
Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник. Жениться на принцессе — означает приобщиться к божественному началу /принцесса — это зашифрованное название наследницы богини, приносящей земле плодородие, обладающей магической силой и мудростью/.
Иван — Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.
Во-первых , он совершенно не
тщеславен и никогда не требует за
свои подвиги признания и славы.
Более того, он всеми силами стремится,
чтобы его не считали героем.
Во-вторых , Иван бескорыстен, нигде и никогда
ради корысти ничего не делает.
В третьих , нет в нем даже и какого-либо намека на
склонность убить или измываться над другими, и жесток он
лишь в случаях крайней необходимости, и только с
нечистой силой.
Иван – положительный герой, потому что…
Ни разу не сотворил себе кумира, не обидел «ни ближнего своего, ни тварь какую, ни деревца, ни травинушку». Вся судьба Ивана — в помощи другим, в бескорыстной защите слабых, обиженных. Во всех сказках он живет сердцем, а не разумом.
Беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всем видит хорошее, живет по совести, за то и награда ЕМУ в конце сказок, а не старшим братьям, которые «только пузо и карманы набивают».
Почему побеждает Иван?
- Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем — в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и «мать — сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки». Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем — вещуном. Его образ противопоставлен практической мудрости: он глуп и ленив по земным меркам, но его любит мир потусторонний. При этом в сказке обычно не объясняется любовь волшебных сил к Ивану, нет у него особых достоинств, которые бы объясняли помощь Жар-птицы или огненной кобылицы.
Почему побеждает Иван?
Иван – Дурак — потомственный крестьянин, он сам не может быть захватчиком чужой земли, но и свое Отечество в обиду не даст.
«Есть сын твой, и на Руси все спокойно», — сказал Иван отцу.
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Урок Ивана-дурака в том, что главным в человеке является не практический успех, а душевная чистота, беззлобие.
“ Надо не спорить с судьбой и не пытаться вернуться на утраченные позиции, надо решиться действовать в соответствии с собственными склонностями и разумением (какое уж тебе Бог послал), и если твоя внутренняя сущность уводит тебя в сторону от общего пути, то надо идти в указываемом ею направлении. Это единственный способ и твой единственный шанс достичь цели из положения, в котором ты оказался”,- П.Ершов.
Чему учит сказка?
- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
- Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
- Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
- И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Русские народные поговорки о дураках
- С дураками шутить опасно.
- Заставь дурака Богу молиться — он себе лоб расшибёт.
- Чужой дурак — веселье, а свой — бесчестье.
- Дурак — кто говорит не так.
- И дурак поймёт, как масла в кашу положат.
- На дурака была надежда, а дурак-то поумнел.
- Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
Из коллекции В. И. Даля
- Дурак дурака и высидел.
- Дурак закинет, а умный доставай.
- Дурак любит красно, солдат любит ясно.
- Дурака бьют, а умный не суйся!
- Дураки о добыче спорят, а умные её делят.
- Дураку и Бог простит.
Высказывания
- «Дурак — всякий инакомыслящий.» Г. Флобер
- «Дурак — это человек, считающий себя умнее меня.» С. Лец
- «Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умными.» В. О. Ключевский
- «С дураками следует считаться ввиду их численного превосходства.» Ю. Семенов
- «Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны быть предметом тщательного изучения умными.» В. Б. Шкловский.
- «Услужливый дурак опаснее врага.» И. А. Крылов
Литература:
- 1. «Мифы народов мира. Энциклопедия». В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
- 2. «Мифологический словарь». Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:Советская энциклопедия, 1990
- Е.М. Мелетинский Герой волшебной сказки. М.-СПб. 2005
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки СПб, 1996
- Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М.,1957.
- Библиотека Русского Фольклора том.3. № 535
Конспект занятие по сказке М.Горького «Про Иванушку-дурочка».
Образовательная область «Чтение художественной литературы» в средней группе.
Цель; Объяснение поступков и характеров главных героев произведения М.Горького в сказке про «Иванушку — Дурачка».
Задачи;
— Вспомнить события произведения М.Горького в сказке про «Иванушку — Дурачка».
— Учиться замечать и понимать образные мышления.
— Выявить и понять характеры и поступки героев сказки в ходе анализа содержание сказки М.Горький про «Иванушку — Дурачка».
— Сопереживать героям сказки, и доброжелательного отношения к ним.
-Объяснить смысл пословицы «Со смехом и беда в полбеды живет»
-Слушать друг друга не перебивая во время беседы.
Словарная работа: Активизировать словарь существительных и прилагательных, характеризующие героев и их поступки.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций по сказке, Чтение произведения М.Горький сказка про «Иванушку — Дурачка», знакомство с автором.
Материалы и оборудование:
«Презентация к НОД «Сказка про Иванушку-дурачка»», иллюстраций по сказке, разрезные картинки по данной сказке.
Ход занятия;
Здравствуйте ребята, а давайте поиграем.
Игра на приветствие «Дружная семья»
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа.
Руку дай соседу слева.
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Сегодня я принесла сказку М. Горького «Сказка про Иванушку-дурачка» мы ее уже читали на прошлом занятии. показ слайда 2 (сказка и писатель)
В основе сюжета лежит русская народная сказка, но оригинально переработанная автором М. Горького (Русский писатель, он написал много книг)
— Мне очень нравиться эта сказка, потому что она знакомит нас что относиться к людям надо не по их уму или внешности, а по поступкам.
Кто вспомнит главных героев в сказке: показ
слайда 2
Дети описывают, что запомнили;
1) Иванушка-дурочек – добрый и отзывчивый, но глупый и недальновидный.
2) Медведь и медведица – добрые, потешаются над глупостью Иванушки.
3) Дети – боятся глупости Иванушки, Разумные и осмотрительные.
Посмотрите это картинки по сказке, но я их перепутала. Помогите мне их разложить по порядку.
Кто мне поможет?, мы правильно разложили? Давайте проверим?
Давайте вспомним Краткое содержание; слайд 3
Иванушка-дурачок был веселым и простодушным человеком. Он не боялся никакой работы, но делал все с юмором, «не так, как у людей». Иванушку взяли в работники. Уходя из дома, хозяин с женой строго наказали парню смотреть за детьми, накормить их и постеречь дверь.слайд4
Иванушка не понимал переносного значения слов. Когда дети попросили есть, он вывалил в большую кадку с водой муку и картошку, размешал все это и стал вслух размышлять о том, кого или что надо «крошить». Детей испугали эти слова работника, и они убежали из дома.слайд5
Перед Иванушкой возникла большая проблема: как смотреть за убежавшими детьми и при этом стеречь дверь? Размышлять было некогда, поэтому он выломал дверь, взвалил ее на спину и пошел искать детей, «приказав» похлебке вариться без него.
И в лесу Иванушка встретил Медведя. Слайд6
Ребята , как вы считаете удастся ли уйти Иванушке от медведя?
(Ответы детей)
А ответить на этот вопрос нам поможет книга;
Чтение отрывка
Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает — удивился, рычит:
— Эй ты, зачем дерево в лес несешь?
Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось,— Медведь сел на задние лапы и хохочет:
— Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!
А Иванушка говорит:
— Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!
Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!
— Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!
Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.
— Да брось ты ее! — говорит Медведь.
— Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!
Пришли в берлогу. Медведь говорит жене: слайд7
— Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!
А Иванушка спрашивает Медведицу:
— Тетя, не видала ребятишек?
— Мои — дома, спят.
— Ну-ка, покажи, не мои ли это?
Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит: слайд8
— Не эти, у меня двое было.
Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:
— Да ведь у тебя человечьи дети были!
— Ну да, — сказал Иванушка, — разберешь их, маленьких-то, какие чьи!
Вот забавный! — удивилась Медведица и говорит мужу: — Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!
— Ладно,— согласился Медведь,— он хоть и человек, да уж больно безобидный!
Когда Иванушка захотел вновь отправится на поиски детей, Медведица попросила супруга помочь глупому парню.
— Миша, ты бы помог ему!
— Надо помочь, — согласился Медведь, — уж очень он смешной!
Наконец, Иванушка с Медведем нашли двух спящих детей. Слайд9
Веселый парень спросил, хотят ли они есть. Когда дети закричали, что уже давно хотят, Иванушка сразу же понял, что это и есть беглецы.
Дурачок попросил Медведя помочь ему донести дверь до деревни. «Умный» медведь согласился. Иванушка шел по лесу и продолжал распевать песни.
Иванушка их домой привел. Слайд 10
А там их матушка с батюшкой приехали, удивлялись что двери нет. Потом они стали расспрашивать работника о том, что случилось. Иванушка объяснил, что в кадке «варится» похлебка.
На вопрос о сорванной с петель двери парень предложил хозяевам посмотреть в окно. Мужик с бабой увидели, что посреди деревни идет Медведь с дверью на спине, от которого в ужасе разбегаются все жители и домашние животные. Слайд 11
Ребята, ну, что удалось уйти Иванушке от медведя? (Ответы детей)
«А кто сейчас опишет нам главных героев в сказке?» (Ответы детей)
«Что изменилось бы, если бы Иванушка – ..»,
«Как бы вы поступили если бы оказались на месте героя?».
Чему учит нас эта сказка?; (ответы детей).
— Идея сказки автор передает в том, что бесхитростному, но веселому человеку все по плечу.
В сказке «Про Иванушку-дурачка» Горький воссоздал образ любимого народного героя. Веселый и неунывающий парень, но получается у него не очень. Однако мне все равно нравится Иванушка, потому что с ним от скуки не умрешь.
На самом деле Иванушка не такой уж дурачок. Он не только с юмором избежал опасности быть съеденным медведями, но и сам перехитрил их. Медведь хотел сделать Иванушку своим работником, а в результате помог ему найти детей и даже донес дверь до деревни.
А теперь вернемся к нашим картинкам и проверим мы правильно разложили? Ни чего не перепутали? Молодцы.
Ребята давайте вспомним пословицы которые могут подойти к этой сказке?
1) Сначала думай – потом делай.
2) Кому поручают, тот и отвечает.
А как вы понимаете смысл пословицы;
— Со смехом и беда в полбеды живет (ответы детей).
Итог;
Итак, что понравилось вам в сказке? Что было более смешным? А чем бы ты поделился?
А сейчас я вам предлагаю поиграть, на столах лежать картинки — давайте их соберем их и проверим все ли они из этой сказки?