Конспект урока литературы
Для 5 класса
По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов».
Разработала: учитель литературы
Тюхтина Татьяна Николаевна
2020 год
Цели:
- Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
- Выявить систему образов сказки;
- Учить составлять план;
- Развивать навыки анализа текста;
- Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты:
- Знание истории создания, содержания и героев сказки;
- Владение элементами анализа текста;
- Составлять план произведения;
- Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Эпиграф урока
Лишь добро одно
бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Методические приемы:
- Беседа;
- Анализ эпизодов;
- Выразительное чтение.
Оборудование:
- Текст сказки;
- Иллюстрации;
- Портрет А.С. Пушкина.
Ход урока
- Рефлексия настроения. Смайлики.
Ребята, поднимите вверх тот смайлик, который характеризует ваше настроение на начало урока.
А теперь улыбнитесь соседу по парте и пожелайте мысленно удачи и отличного настроения!
- Разминка.
- Назовите дату рождения А.С. Пушкина.
- Как называлось учебное заведение, в котором учился Пушкин?
- У В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у А.С. Пушкина?
- Слово учителя.
Несколько уроков назад мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С. Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании, А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
- Понятие «Добро» и «Зло».
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло?
Обратимся к словарям.
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло — худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
(Да, добро и зло – противоположные понятия).
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
5. Объяснение нового материала.
1) Работа с текстом.
Беседа.
Учитель:
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(В персонажах Царевны и царицы).
Учитель:
— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы.
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
Высока Стройна Бела |
Белолица Черноброва |
Поведение, характер |
Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая |
Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма |
Черны (зависть) |
Белый Красный Румяный |
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ненависть, зависть).
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(Нет, эти чувства характерны для злых людей).
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
(Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
2) Анализ художественного произведения.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель:
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
(Есть иконы, в горнице чисто, светло).
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
(Зажгла свечу, затопила печь).
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
(Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
(Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой).
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
(Царица, переодетая монахиней).
Учитель:
— На чьей стороне Соколко? Почему?
(Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной).
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
(Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту).
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
6. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило).
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
(Как А.С. Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано).
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
7. Рефлексия деятельности. «Продолжи предложение».
- Труднее всего мне было…
- На уроке я смог…
- Больше всего мне понравилось…
- Я понял, что…
- Мне показалось важным…
Домашнее задание:
- Чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрым? (Ответ в тетради)
- Нарисовать иллюстрацию к сказке
Обновлено: 09.01.2023
Цель : развивать интерес к из у чению литерат у ры; расширять кр у гозор учеников .
Задачи : развивать навыки характеристики героев, анализа текста; помочь учащимся понять,
каких душевных сил стоили Герде поиски Кая , сформулировать идею сказки Х.К.Андерсена.
Оборудование : портрет писателя, карточки для заданий, презентация.
Где в сказке встречается сам цветок или упоминается о нём? (Учащиеся называют сами
по очереди — 2б., с помощью учителя – 1б., не назвали — 0б. )
4)псалом, где упоминаются розы ( псалом – религиозное песнопение )
5)лицо Герды сравнивается с розой, когда ею любуется с тар ушка — колдунья
В сказке Х.К.Андерсена, как и в любой сказке, добру противостоит зло. Дава йте определим,
Распределение слов по группам (у чащиеся выходят по очереди к парте, берут карточки со
Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапла нд ка и финка, снежное
войско, зеркало, обращение с молитвами к Богу , Христ у, ангелы, разбойники ,
Чтобы идти дальше, нужно выполнить задание следующего конкурса.
Троп определение, которое подчёркивает качества, свойства предмета, яв ления
Эпитет преувеличение для у силе ния художественного впечатления
Сравнение неназванное сходство одного предмета или явления с дру гим
Гипербола сопоставление одного предмета с др угим, при нём бывают союзы как,
6. Конкурс «Художественные приёмы помогают дать характеристику персонажу,
метафора — холодная, неживая, холодный расчёт во всём, лишь бы ей было хорошо
гипербола — из маленькой снежинки превратилась в же нщин у
Комната освещена ярким, радужным с ветом, Герда ела вишню, а старушка расчёсывала ей
Старушка не была злою колду ньей и колдовала из редка, для своего у довольствия.
Дайте характеристику старушке. (Закрывает двери, не хочет отпу скать девочку, заколдовала,
хотя знает, что Герда ищет Кая, и, может, он без неё погибнет, старушка думае т только о
Ника Георгиевна Гольц (род.1925г.) родилась в Москве в семье архитектора. Окончила
Московскую среднюю художественну ю школу, потом х у дожественный и нститут. Работала в
Борис Аркадьевич Диодоров (род. 1934г.) – народный художник России, был награждён за
свой труд медалями, среди которых есть золотая медаль Андерсена. Известность к нем у
Иллюстрация Н.Гольц яркая, в ней преобладает красный цвет и его оттенки. Кажется, бу дто
ничто не должно омрачать настроения. Но какие предметы у казывают на то, что здесь не всё
хорошо, присутствует колдовство. (Засохшие цветы в вазах.)
На первый взгляд иллюстрация Б.Диодорова кажется радостной, ведь вокруг столько цветов,
плодов. Но, что передаёт тревожное настроение ? (Чёрный и белый цвета.)
Художники смогли передать, что стару шка совсем не добрая.
По чему осколки зеркала поражают Кая, а не Герду?( он плохо выучил молитвы )
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературы в 5 классе № 30.
Дата ___________________
Тема: Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки .
Цель: формирование представления учащихся о добре, отзывчивости, милосердии к окружающим.
Планируемые результаты :
– создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения; – метапредметные
– создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;
– формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Формировать УУД:
– формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения ;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
– определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
– оформлять свои мысли в устной форме; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.
Познавательные:
– ориентироваться в своей системе знаний;
– осуществлять анализ объектов;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— составлять ответы на вопросы.
Оборудование: портреты А. С. Пушкина, иллюстрации к его произведениям, учебник, тетрадь, приложение.
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, слово учителя, работа в парах, работа в группах.
Основные понятия: сказка, герой, добро, зло, олицетворение.
Межпредметные связи: окружающий мир, ИЗО.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Этап мотивации.
Цель этапа : Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
— Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. Я рада вас видеть сегодня на уроке. Подарим друг другу несколько приятных мгновений? Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне – улыбнемся друг другу. Надеюсь, вы будете работать активно и заработаете только отличные отметки.
Критерии оценивания.
Самостоятельная работа (узнай героя). Устные ответы.
II. Этап актуализации знаний.
Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Узнай героя, запиши в тетрадь, о ком идем речь в отрывке.
Проверим, насколько внимательно вы читали сказку.
1. Определите, о ком идет речь:
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
С белой зори до ночи
(Царица, мать царевны)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
Проверка. Критерии оценивания.
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.
— Откройте стр. 111 в учебнике, рассмотрите иллюстрацию Е. Пашкова. Кто изображен?
— Как вы думаете, о каком герое сегодня пойдет речь на уроке? (О королевиче Елисее).
IV . Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
— Сформулируйте тему и цели урока!
Тема: Королевич Елисей. Победа добра над злом.
V. Этап открытия нового знания.
Цель этапа: изучение темы урока.
— Заканчиваем разговор по эпизодам сказки.
— Елисей отправляется на поиски любимой.
— Все ли понимают его горе? (Нет. Одни смеются, другие отворачиваются)
— Люди бывают разные. Чёрствые люди — это люди безразличные к чужому горю. И только природа пытается помочь ему.
— К кому обратился за помощью Елисей в первый раз? (К Солнцу)
— Как он называет Солнце?
Свет наш, солнышко, Свет ты мой.
— Помогло солнышко? (Нет. Оно посоветовало обратиться к Месяцу)
— Подберите синоним к слову месяц (Луна)
— Когда мы называем месяц, а когда луна? Луна (полная в конце), месяц — в начале месяца.
— С мольбой погнался Елисей к месяцу. Как он обращается к месяцу?
Месяц, месяц, мой дружок,
— Помог месяц? (Нет, он посоветовал обратиться за помощью к ветру)
— Как называет Елисей ветер? (Могучим)
— Он не просит, он взывает. Обратите внимание, как переживает Елисей.
— Подсказал ли ветер, где находится его любимая? (Да).
— С какого раза Елисею помогли? (С третьего).
— На Руси число 3 имело магическое свойство, т.е. волшебное.
— Где он посоветовал искать царевну? (В горе, в глубокой норе).
— Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием — олицетворение .
— Каким образом Елисей спасает царевну?
Елисей ударился всей силой, и гроб разбился. Царевна ожила. Как в сказке.
— Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?
То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.
-Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?
— В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 113.)
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
— Отчего умерла злая царица?
— Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?
Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.
— Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку? (Ученики находят и читают концовку).
Физкультминутка
-Ребята, пора снять напряжение.
-Давайте проверим, знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных произведений — и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – присесть на корточки.
Золотой петушок , Царевна-лягушка, Шамаханская девица , Чебурашка, Кот учёный , Руслан , Черномор , Иван-царевич, Балда , Ткачиха с Поварихой , гномы, Царевна Лебедь , Золотая рыбка .
VI . Этап первичного закрепления.
Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний ; применение нового знания в типовых заданиях.
Работа в группах. Приложение 1.
Королевич Елисей, пустившись на поиски своей любимой, сумел отыскать ее даже под землей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила. Сила любви победила смерть, и мы верим, что молодые будут счастливы всю жизнь.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
И, качаясь над цепями,
И встает она из гроба.
Ах. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея. И царица умерла от тоски и злости.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
VII . Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
Работа в парах. Приложение 2.
Пословицы и поговорки
– Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Давай познакомимся с некоторыми из них, объясним их смысл.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Добрые вести прибавят чести.
Твоя красота в твоей доброте.
Добрым словом и камень растопишь.
Правила доброты.
– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело.
— Какие правила вы сформулировали?
1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
5. Прощай другим их ошибки.
6. Жалей других, а не себя.
7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.
— Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Если хочешь протянуть руку помощи,
Пожелай человеку добра в пути,
Добрым словом ты также поможешь.
VIII . Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
– Давайте будем жить и следовать нашим правилам доброты, и тогда каждый человек будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека.
— Давайте каждый новый день своей жизни начинать с улыбки и не стесняться улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице и всем прохожим.
В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Золушки и принцы,
Чудо совершится, если
Проснулась не спроста.
Ей людская верность
Потому что миром
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Будут рядом биться
IХ. Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
— Ребята, знания, полученные на сегодняшнем уроке, пригодятся вам в жизни?
Х. Этап ознакомления с домашним заданием.
Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.
Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать.
Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на
распознавание истинной красоты.
Предметные умения:
обучающиеся знают содержание прочитанного произведения;
умеют воспринимать и анализировать текст,
формулировать идею, проблематику произведения,
давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование урока:
Компьютер. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.
1. Вступительное слово учителя. 1 мин
Он пойдёт ребятам впрок,
Много предстоит узнать.
Постарайтесь всё понять.
Сядьте правильно, обратите внимание на осанку, это залог вашего здоровья и успешной работы на уроке. Улыбнитесь и с хорошим настроением принимайтесь за работу.
Постановка учебной задачи.
Этап актуализации знаний (3 мин)
Цель этапа: сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Литературная разминка
Учитель предлагает поиграть:
Я буду называть героев произведений, а вы назовите автора и название произведения.
Фронтальный опрос
Учитель: С творчеством какого писателя мы продолжаем знакомиться?
Покажите его портрет . слайд 1
Вам кто-то знаком ещё?
А что вы знаете об А.С.Пушкине? слайд 2
Какое произведение мы в данный момент изучаем
Сколько частей в произведении?
Как называется 1 часть.(Пролог) слайд 3
Кто готов рассказать наизусть?
Попробуем по очереди : выразительно, проговариваем отчетливо
окончание, не торопясь по 2 строчки.
( можно до «стоит без окон , без дверей)
Как называются другие части?
Какую часть мы изучали на прошлом уроке? 1-2
Кто прочитал всю сказку-поэму?
Почему сказка? Какие приёмы, свойственные сказкам вы встречаете здесь?
— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. И наполнило содержимое кувшинов душу человека.
Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Мы можем встретить данные понятия в нашем произведении? (слайд 4)
Работа в тетради: записываем число, тему урока и эпиграф.
— сравним образы героев и оценим их поступки.
Мы выявим лучших знатоков поэмы, самых внимательных читателей и самых лучших друзей, умеющих работать в команде.
Проверка знания содержания сказки
Опрос по содержанию: Какую цель ставил перед собой автор? Как должна закончиться сказка? Потому что,……….
1. С какого события автор начинает повествование?
( свадебный пир в честь венчания Руслана и Людмилы)
2. Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру?
( три бывших соперника Руслана, влюблённые в Людмилу: Рогдай, Ратмир, Фарлаф)
3.Что случилось с Людмилой на пиру?
3. Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? ( Людмилу в жёны и полкняжества)
4. Как Руслан узнал о похитителе Людмилы? (с помощью Финна, старца в пещере)
5. Кем в молодости был Финн? (пастухом)
6. Что случилось с Рогдаем? (он погиб в честном поединке с Русланом)
7. Опишите Черномора. ( горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой)
2) Работа в парах.
Подумайте и ответьте, кто из героев пушкинского произведения является ЗЛОМ, а кто ДОБРОМ.
2) обучающая (комплексный анализ текста; сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; обучение путем инновационных технологий; учиться развивать речь; совершенствовать навыки работы с текстом);
3) развивающая (развитие воображения, мышления и речи, креативные способности учащихся; совершенствовать слуховую, зрительную зоркость, память).
Задача: воспитательная (уметь отличать хорошее от плохого, стремление к самосовершенствованию, толерантному отношению к людям).
Наглядности: портрет поэта; Пушкин в детстве, няня и поэт; иллюстрации к сказке; компьютерная интерактивная доска; портрет В.Даля, словарь В.Даля.
Метапредметная связь: русский язык, живопись.
I. Организационный момент.
Приветствие
— Дети, к нам сегодня в гости пришли педагоги из других школ
(Дети поворачиваются к гостям.)
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости снова
Захотели к нам прийти!
2. Вступительная беседа.
Ребята, давайте обратим внимание на доску.
Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске:
зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы?
Молодцы! Теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
— Кто же написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
-На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией А.С.Пушкина, давайте вспомним основные моменты.
У. Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?
Д. 6 июня 1799 г., в Москве.
У. Как звали няню поэта?
Д. Арина Родионовна.
У. Где учился А. С. Пушкин?
Д. В Царскосельском лицее.
У. С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?
Д. В. А. Жуковским.
У. Какие стихи Пушкина вы помните наизусть?
Д. Туча. Няня. Осень.
3. Анализ сказки
Откроем наши тетради и запишем тему урока
— Но прежде чем приступить к анализу сказки, мне бы хотелось проверить насколько вы знаете содержание.
СЛАЙД 3-4 кроссворд
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях
Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
СЛАЙД 5
• Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
• Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела!
(Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных.
(Ученики называют положительных героев, затем отрицательных).
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
4. Физкультминутка. СЛАЙД 6
Вы, наверное, устали?
НУ, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся, (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
3.1 Анализ сказки
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки.
Кто эти героини?
(Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу.
Нам встретилось новое понятие
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого.
Внесите его в свои тетради.
Посмотрите, пожалуйста, на героинь сказки и противопоставьте их друг другу, т.е. укажите различия между ними.
(Ученики отвечают: Царица-мать – положительный, светлый герой, она олицетворяет нежное материнское начало; Царица-мачеха – отрицательный, тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы.
Описание царицы). СЛАЙД 7
Двигаемся вперёд. Расскажете, что происходит дальше? Как разворачиваются события?
(Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей).
Кого мы встречаем на своём пути?
Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны.
Мы узнаём, что царица-мачеха решила погубить царевну.
Ребята, а почему она решила это сделать?
(Ученики отвечают: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее”, чем она).
Игровое задание СЛАЙД 9-10
Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ученики отвечают: Ненависть, зависть)
А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?
(Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями.
И куда же мы попадаем? Что мы видим?
(Ученики отвечают: Мы оказываемся в лесу. Сюда попадает Царевна по приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну).
Чтобы дальше проследить за жизнью наших героев и двинуться ко дворцу нам необходимо ответить на несколько вопросов
1. Куда забрела царевна, блуждая по лесу?
2. Кто проживал в тереме?
3. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?
4. Как звали собачку в сказке? Как ведет себя Соколко?
(Ученики отвечаю: Да. Соколко пытается противостоять злобному замыслу, который Чернавка пытается исполнить).
Можем ли мы сказать что добро борется со злом?
Действительно, ребята, мы пронаблюдали с Вами картину борьбы двух противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути.
Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла?
(Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро).
В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну.
Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты.
А теперь охарактеризуйте каждую из них.
(Ученики приводят свои примеры)
Задание сопоставить качества
Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё-таки губит царевну.
Значит, в нашей сказке зло победило?
(Ученики отвечаю: Нет).
Кто же тогда решил восстановить добро?
(Ученики отвечаю: Королевич Елисей).
Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны?
(Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер).
А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере и что он делаетдля того, чтобы спасти царевну?
(Ученики отвечаю: В пещере между столбов висит хрустальный гроб, в котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает).
Итак, наш урок подходит к концу. Мы являлись с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны.
5. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
У. Понравилась ли вам сказка?
У. Какие чувства вы испытывали при чтении сказки? Почему?
Д. Чувства страха, грусти.
У. В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?
Д. Смешно, когда царица злилась на зеркало. Страшно то, что злая царица хочет погубить царевну.
У. С каким настроением уходим с урока?
Д. Прекрасным, радостным, весёлым.
6. Домашнее задание
-75%
Читайте также:
- Качественный учет земель конспект
- Одинаковые равные по величине конспект урока 8 вид
- Вымысел и реальность в художественном произведении конспект
- Мчс структура ликвидации чс конспект
- Особенности природы африки конспект урока по географии 7 класс
I. Королевич Елисей. Победа добра над злом
Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец…»
Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался…»
Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая…»
Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три: столько раз королевич обращается к силам природы.
— Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?
Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой…»
— Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?
Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».
То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.
— Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника)? Почему?
— Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» — со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?
Первое двустишие звучит неуверенно, второе — уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит. В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили…»
Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».
— Отчего умерла злая царица?
— Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?
Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.
— Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».
В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно…»
— Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?
Ученики находят и читают концовку.
II. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина
Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109). Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе.
Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва. Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.
Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.
III. Музыкальность пушкинской сказки
Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр». Предложим ученикам 3-й вопрос:
— Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, — не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею — лирическая и в то же время решительная.
— Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?
Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.
Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.
Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений.
По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.
IV. Выразительное чтение наизусть отрывков сказки
Оставшееся время слушаем выразительное чтение наизусть тех эпизодов, которые ученики готовили дома.
Домашнее задание
Прочитать поэму «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Подготовиться к уроку внеклассного чтения (исходя из замысла учителя).
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
смысл противопоставления злой царицы и царевны,
красоты внешней и внутренней, роли
художественно-изобразительных средств в сказке; - развивать навыки выразительного чтения,
лексической работы, работы с иллюстрациями; - воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.
— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.
Слайд №5.
— Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
Слайд №6.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.
— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.
— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.
— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).
— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
капризна. - Своенравный – упрямый, поступающий так, как
вздумается. - Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.
— А какие общие черты их соединяют?
— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?
— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.
— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.
Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).
Слайд №11.
— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;
— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;
— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да