Образ мальчика из рассказа уроки французского

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина сочинение

Послевоенные годы Второй Мировой войны были очень голодными для многих домов всего Союза. Некоторые дети даже не знали, как выглядят яблоки. Мальчик из произведения «Уроки французского» был именно из таких, он видел яблоки лишь на картинках.

Каков же был этот Мальчик? Во-первых, умный и смышлёный, потому что иначе он бы не достиг успехов в образовании и не разбирался бы в новых играх, которым отводится отдельное место в рассказе, так быстро, как он это делал. Также он почти сразу догадывался, от кого были неизвестные посылки на его имя, набитые продуктами.

Следующей чертой характера Мальчика стоит отметить скромность и тактичность. Он понимал, что живёт в то время, когда есть нечего почти всем, поэтому, когда, например, у него начал пропадать хлеб в доме родственников, он даже не стал задумываться, кто бы это мог быть, потому что его совесть не позволяла возражать против этого, потому что его воспитание не подразумевало таких вопросов. Скромность выражается ещё в том, что сам Мальчик никогда не брал чужого и всего хотел добиваться сам.  Например, первую посылку с макаронами, сахаром и гематогеном, ловко подаренную ему учительницей, он отнёс ей обратно.

Мальчик был застенчивым и боялся попасть в дурную ситуацию, боялся показаться намеренно плохим, об этом говорит случай, когда он намеренно соврал своей учительнице о том, что играл на деньги, чтобы его не отчитал директор на линейке, как тот любил делать. В эту же характеристику можно отнести и желание мальчика оправдать надежды родителей, не уехать обратно в деревню из-за того, что его выгнали из школы, хотя в деревню ему порой очень хотелось.

Мальчик не лишён и смелости, он охотно принимается бросать вызов в новых играх опытным соперникам, а также не боится во второй раз идти играть в круг Федьки и Вадика, где его в первый раз избили. Однако, этот момент автор обосновывает ужасным голодом мальчика, которому необходимы деньги, чтобы купить молока. Я же считаю, что не одним голодом было продиктовано решение идти играть снова, а ещё и смелостью, храбростью и отвагой. Мальчик — настоящий мужчина.

Если говорить в общем, то образ Мальчика выглядит крайне положительно и невинно на фоне тех событий, которые происходят вокруг него, на фоне послевоенных лет. Он выживает так, как находит правильным, а в этом вопросе трудно судить его за игру на деньги со сверстниками, тем более он остаётся чист душой. Игра же со своей учительницей была скорее хорошим времяпровождением и инструментом, с помощью которого Лидия Михайловна вручала Мальчику деньги.

Сочинение Мальчик главный герой в рассказе Уроки французского

Уроки французского» — рассказ В.Г. Распутина, в котором прослеживается путь взрослеющего мальчика в самостоятельную жизнь. Подросток от своего имени рассказал, как осенью 1948 года он уехал из родной деревни в районный центр, где, преследуемый постоянным чувством голода и одиночества, продолжил дальнейшую учебу. Там, столкнувшись с жестокостью и подлостью сверстников, он испытал, что такое «трудный хлеб детства».

Мальчик – главный герой произведения. Среди троих детей в семье, он,

одиннадцатилетний, самый старший. Отца у них не было, жили – «хуже некуда». Его лицо было разбито, выглядел он диковатым. Без присмотра матери его вид был неаккуратен: ребенок носил потрепанный пиджачок с обвисшими плечами и короткими рукавами, бывший как раз ему только на груди; и заправленные в чирки светло-зеленые брюки со следами драки, которые были перешиты из отцовских галифе.

Ребенок отличался светлым умом и смышленостью. В деревенской школе он

учился хорошо, с удовольствием. Соседи его называли «башковитым». В городе пятиклассник так же не мог безответственно относиться ко всему, что на него возлагалось. По всем предметам, кроме одного – французского, у него были пятерки.

Недоедание и тоска по дому сделали мальчика тощим. Один раз в неделю мать присылала ему продукты. Они куда-то пропадали, видимо их брали соседские дети. Но мальчик «не смел даже думать об этом, тем более следить». Это свидетельствует о скромности и тактичности ребенка.

Ребенок был болен, ему необходимо было молоко. Поэтому он познакомился с ребятами, игравшими на монеты. Мальчик выигрывал в «чику» ровно столько денег, сколько хватило бы на еду, потом отходил в сторону – он не позволял себе чересчур увлекаться игрой.

Лидером компании был Вадик, любивший играть нечестно. Однажды, наблюдая за ним, мальчик упрекнул его в жульничестве и встретился с грубой силой старших детей. Подросток был смелым, решительным и упрямым: бросая вызов опытным игрокам, он приходил к ним вновь и вновь, и всегда оставался избитым.

Учительница французского языка, решившая помочь мальчику, предложила ему дополнительные уроки, с целью — накормить ужином; отправляла ему посылку с едой, будто от матери. Ребенок сразу понимал, и от всего отказывался – это еще раз подтверждает его скромность.

Главный герой книги мне очень понравился. Беспомощный раньше, он преодолел все трудности. Благодаря участию Лидии Михайловны и своему упорству, он, с «чистой душой», подтянул французский, а еще переупрямил свои жизненные сложности: кроме уроков зла и жестокости, он научился доброте.

Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

Образ и характеристика Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История из моего детства

    Детство – это самый беззаботный период в жизни человека. Именно в этот период мы больше всего верим в сказку, волшебство. И именно тогда с нами происходит больше интересных и забавных историй.

  • Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше.

  • Сочинение Говорящие фамилии и их значение в комедии Горе от ума Грибоедова

    А.С.Грибоедов начинал свою литературную деятельность как писатель-классицист. В своей бессмертной комедии он воплотил некоторые каноны классицизма. Говорящие фамилии, которые часто использовали в своих произведениях просветители

  • Сочинение Примеры мужества из жизни

    Мы иногда видим по телевизору сюжеты о том, как кто-то совершает мужественный поступок или даже подвиг. Случай, о котором я хочу рассказать, произошел на моих глазах. Хотя и не назову поступок, свидетелем которому я стал

  • Образ русского солдата в поэме Василий Тёркин Твардовского

    Отчего же многим полюбился Василий Теркин? Хотя бы, потому, что это типичный русский солдат – он обладает теми качествами, которыми обладало множество его современников. Так, что этого парня вполне можно назвать

Главным героем рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина является 11-летний мальчик.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»: образ, описание мальчика, внешность, характер, портрет

Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика — 11 лет. Он учится в 5-ом классе:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» 

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…»

Внешность главного героя выглядит так:

«…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки — обувь) 

«…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый — короткий, тесный)

Действие рассказа происходит в 1948 году, в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:

«…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…» 

Главный герой рассказа — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, его отец умер и мать одна содержит троих детей:

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда…» 

«…ведро картошки — под весну это было немалое богатство…»  

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…»

Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшие сестра и брат:

«…нас у матери было трое, я самый старший…»

Семья мальчика живет очень бедно и питается только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген (сладкий батончик):

«Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает… <…> Совсем не бывает <…> Горох бывает. Редька бывает…» 

«Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…»

Семья мальчика настолько бедна, что сам он никогда не пробовал яблоки. Он видел их только на картинках:

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…»

С 11 лет главный герой живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»

В райцентре мальчик живет у своей знакомой — тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты, которые ему дает мать:

«Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, <…> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал…»

Бедный мальчик постоянно голодает, живя у тети Нади:

«Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Главный герой является робким, стеснительным, молчаливым и замкнутым мальчиком:

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

Живя один в чужой семье, мальчик тоскует по дому, по своей деревне:

«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой…»

У главного героя есть много товарищей в его родной деревне. Теперь, когда он живет в райцентре, он не имеет возможности видеться с друзьями:

«…в деревне, там у меня товарищей много…»

Главный герой является способным мальчиком, по мнению его учительницы французского Лидии Михайловны:

«…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…»

Он является упорным, настойчивым мальчиком и не отступает от своей цели:

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…» 

«А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти…»

Главный герой считает себя упрямым мальчиком:

«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…»

Он страдает малокровием, из-за чего у него иногда кружится голова. Поэтому врачи советуют ему пить молоко:

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…» 

«Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…»

Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…» 

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…»

Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:

«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена…»

Добрая учительница французского Лидия Михайловна занимается с ним отдельно на дому. В результате он начинает лучше говорить по-французски. Он улучшает свое французское произношение:

«…я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему… <…> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова…»

«Хорошо, — подбадривала меня Лидия Михайловна. — В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей — обязательно…» 

Добрая Лидия Михайловна узнаёт, что мальчик живет далеко от мамы и часто голодает. Ей становится жалко бедного ребенка:

«Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Во время одного из уроков Лидия Михайловна показывает мальчику игру в «замеряшки» и предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится эта игра, у него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается того, чтобы ее любимый ученик не голодал и имел деньги на продукты:

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…»

К сожалению, директор школы узнает об этих играх на деньги между учительницей и учеником. Директор осуждает Лидию Михайловну за «развращение» ученика, не понимая, что добрая женщина таким образом спасала ученика от голода. Строгий директор не вникает в суть проблемы. В итоге учительница оказывается вынуждена навсегда уехать к себе домой на Кубань:

«Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь…»

Спустя несколько месяцев добрая Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками. Так главный герой в свои 11 лет впервые видит настоящие яблоки.  

Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского» В. Распутина: цитатный портрет главного героя, описание внешности и характера мальчика.

Смотрите: Все материалы по рассказу

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика и образ Мальчика в рассказе Уроки французского

Характеристика и образ Мальчика в рассказе Уроки французского Распутина

«Уроки французского» — это одно из самых известных и запоминающихся произведений советского писателя Валентина Распутина. С присущей ему живостью и искренностью автор рассказывает нам историю обычного деревенского мальчика, с трудом переживающего голодные послевоенные годы, и его учительницы Лидии Михайловны, которая вопреки всем предрассудкам и препятствиям решает ему помочь. Рассказ, по уверениям самого Валентина Григорьевича, является автобиографичным, и все события, описанные в нем, происходили с писателем на самом деле. Это наводит на мысль о том, что образ главного героя, от лица которого ведется повествование, во многом отражает личность и черты самого автора.

Мы знакомимся с повествователем с первых страниц рассказа. Это мальчик одиннадцати лет. Одаренный недюжинным умом и талантом, он вынужден уехать из родной деревни в райцентр, чтобы продолжить учиться. В городе его одолевает голод и неутомимая тоска по дому, однако он заботится о своих близких и, не желая доставлять дополнительных хлопот, не рассказывает матери о своих проблемах и не жалуется о невзгодах, продолжая жить в постоянной нужде. Эта острая необходимость и заставляет его пойти на рискованный шаг и начать играть с мальчишками на деньги. Несмотря на успехи, он не поддается азарту и тратит свой малый выигрыш лишь на баночку молока, которое ему нужно для борьбы с малокровием.

Упорство и целеустремленность отличают главного героя от прочих ребят. Всеми силами и возможностями он достигает поставленных целей, не боясь неудач и провалов: будь то учеба или игра. Честный по натуре, он не терпит несправедливости или вранья, вызывая невольное уважение и восхищение. Ему присуща скромность и гордость, так что он решительно отказывается от продуктов, предложенных Лидией Михайловной, и от любых других попыток ему помочь.

Да, в игре на деньги нет ничего нравственного, но для мальчика это единственный способ выжить в суровом мире, не потеряв достоинство и честь. Этот поступок не определяет его, ведь на самом деле он представляется нам как человек добрый, умный, смелый, отзывчивый и сострадательный. Его искренне беспокоит судьба его родных, судьба окружающих. Ему лишь одиннадцать, но у него есть четкие принципы, твердый и уверенный взгляд на мир. Хочется верить, что и в современном обществе есть такие ребята: доброжелательные, храбрые, открытые и справедливые.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Мальчика в рассказе Уроки французского

Характеристика и образ Мальчика в рассказе Уроки французского

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Маяковском

    Владимир Маяковский — один из самых известных и в том же время самых загадочных персон русской литературы.

  • Сочинение Опера Князь Игорь Бородина

    Опера «Князь Игорь» — уникальное произведение. Его автором был Бородин, достаточно успешный ученый. Сюжет оперы Бородину подсказал Стасов. Основывается музыкальное произведение на знаменитом

  • Герои рассказа Юшка Платонова (характеристика)

    Данное произведение хорошо описывает проблематику отношений между различными поколениями людей. Это благодаря писателю Платонову. Главный герой Юшка олицетворяет недостатки

  • Сочинение Анализ рассказа Мои университеты Горького

    «Мои Университеты» входят в знаменитую трилогию о жизни писателя и является заключительной его частью. Его герой – Алексей Пешков, который прошел через все возможные тяготы жизни и вот повзрослел и стал юношей.

  • Сочинение на тему Лучший день лета 5 класс

    Каждый год мы все с нетерпением ждем лета. Хочется беззаботно гулять во дворе, кататься на велосипеде, есть малину с молоком из расписной бабушкиной миски. С родителями ехать в поезде к морю

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Деревенская проза – это направление в русской литературе 60-80-х годов прошлого века, осмысливающее драматическую судьбу русской деревни и крестьянства в 20 веке. Особое внимание в произведениях этого направления уделялось вопросам нравственности, взаимоотношениям человека и природы.

История написания, жанр, направление произведения «Уроки французского»

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году и опубликован в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь». Распутин посвятил его матери своего близкого друга, А. Вампилова, — А.П. Копыловой. Анастасия Прокопьевна работала учителем в сельской школе. Писатель уважал ее за доброту и мудрость. Однако героиней рассказа является другая учительница.

В. Распутин признавался, что этот рассказ автобиографичен, в основу сюжета легли детские впечатления писателя. После окончания четырехлетней школы в своей родной деревне Распутину пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать учебу в старшей школе. Для будущего писателя это был тяжелый период: жизнь у чужих людей, невозможность нормально питаться и одеваться, неприятие одноклассниками. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает реальные события. Писатель считал, что детство – это главный период в формировании характера и таланта человека. Именно в детстве, по мнению писателя, человек становится музыкантом, художником или писателем. Именно из детства человек черпает вдохновение всю свою жизнь.

В жизни Распутина тоже была Лидия Михайловна, которая помогала ему, старалась скрасить его жизнь, играла с ним в «пристенок» и посылала ему посылки. После того, как был опубликован рассказ, Лидия Михайловна нашла своего бывшего ученика. Распутин с особым теплом вспоминал разговор с Лидией Михайловной. Она забыла многое, что помнил с детства писатель. Но он хранил эти моменты в памяти всю свою жизнь.

«Образ Володи — главного героя из рассказа Распутина «Уроки французского»» 👇

Свое повествование В. Распутин облачил в жанр рассказа. Он идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий.

В произведении отразились исторические особенности времени: разруха, голод, обнищание деревни и более сытая жизнь городских жителей. Они представлены глазами мальчика.

Рассказ Распутина реалистический. Автора относят к «писателям-деревенщикам». В 1960-1980-е годы была распространена деревенская проза. Для произведений этого направления характерны:

  • Раскрытие особенности деревенской жизни;
  • Изображение самобытности деревни;
  • Поэтизация деревни;
  • Отражение традиционных моральных ценностей, свойственных народу;
  • Отражение проблем разрухи, упадка, обнищания деревни.

Тема, проблема, основная мысль рассказа

Главная тема рассказа В. Распутин – тема человеческого неравнодушия, доброты, помощи. Писатель в этом произведении поднимает проблему морального выбора и нравственности, которая не принимается обществом, но имеет другую сторону – бескорыстную, светлую.

Молодая учительница сумела увидеть беду мальчика, его тяжелое положение. Она сумела рассмотреть за бедностью способности мальчика к учебе, его старание. Уроки французского, которые учительница давала мальчику на дому, стали для него уроками жизни. Женщина скучала по родине, а «возвращение в безмятежное детство» ее спасало от тоски по дому.

Деньги, которые Володя получал в «честной» игре с учительницей, позволяли ему купить хлеба и молока. К тому же, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где мальчишки его избивали за мастерство и честность.

Замечание 1

В первых строках рассказа В. Распутин обозначил тему произведения, когда упомянул о своем чувстве вины перед учителями.

Главная мысль рассказа заключается в том, что помогая другим, помогаешь себе. Лидия Михайловна, помогая мальчику, хитря, поддаваясь, рискуя своей репутацией и работой, поняла, чего ей не хватало, чтобы быть счастливой. Она поняла, что смысл жизни в том, чтобы быть нужным, помогать, не зависеть от мнения других.

Рассказ «Уроки французского» имеет традиционную для этого жанра композицию. Повествование в произведении ведется от первого лица. Это делает восприятие реалистичным, дает возможность автору ввести много эмоциональных деталей.

Кульминация рассказа – сцена, где директор школы заходит в комнату учительницы и видит педагога и ученика, играющих на деньги.

Идея рассказа подана писателем в философской фразе первого предложения. И оттуда же вытекает и проблематика рассказа.

Характеристика главного героя

Главным героем рассказа «Уроки французского» является мальчик-пятиклассник Володя. Ему одиннадцать лет, он учится в районном центре. Володя – смышленый ребенок. В родной деревне все называют его «башковитым» — Володя единственный, кто учится хорошо и любит учиться.

События произведения происходят в 1948 году, когда в стране царил послевоенный голод. Матери было трудно прокормить троих детей, из которых Володя был старшим. Когда она увидела в сыне тягу к учебе, решила отправить его к своей знакомой в районный центр.

Там мальчик учился не менее прилежно, ему легко давались все предметы, кроме французского – он никак не мог освоить произношение. Жизнь в городе была для Володи тяжелой, он часто недоедал, продукты, которые присылала ему мама, куда-то частично пропадали. Чтобы как-то заработать на стакан молока и кусок хлеба Володе приходилось играть на деньги с мальчиками постарше. В этой компании главным был Вадик. Он учился в седьмом классе, и в игре постоянно жульничал. Когда Володя попытался его уличить, его избили.

Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского. Узнав о том, что Володя играет, чтобы прокормиться, учительница решила ему помочь. Она приглашала его к себе в гости на дополнительные занятия, кормила ужином, отправляла ему посылки «от матери». Володя же обо всем догадывался и от всего отказывался. Тогда учительница стала сама играть с ним на деньги, подыгрывая, чтобы помочь.

Рассказ «Уроки французского», как уже подчеркивалось ранее, автобиографичен. И мальчик Володя – это сам В. Распутин в детстве. Писатель описывает события, которые произошли в его жизни.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Портрет героя (Уроки французского)

Одиннадцатилетний мальчик – главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского». Повествование ведется от его лица сквозь призму времени. Материал о внешности мальчика, об отношении ко всему, что его окружает, поможет написать сочинение «Портрет героя «Уроки французского».

Внешнее описание

Внешность главного героя всячески напоминает читателю его материальное положение. Автор затрагивает в произведении тему нищеты.

Мальчик был «тощий». Он имел «диковатый» вид. Уже в одиннадцать лет он был «одинокий», потому что жил без матери. Это явилось следствием его «неопрятности».

Одет главный герой был в «старый, застиранный пиджачишко на обвислых плечах». Этот «кургузый» пиджак был впору лишь на груди, рукава были очень малы. Штаны его, которые были перешиты из отцовских галифе, были светло-зеленого цвета. Мальчик был единственным из класса, кто носил «чирки», которые затем сменились кирзовыми сапогами.

Отношение к окружающей действительности

Портрет главного героя в «Уроках французского» не может рассматриваться отдельно от его характера и отношения к жизни.

Герой воспитывался без отца, любил и уважал свою мать. В семье он был старшим сыном и заботился о сестре и брате. Для мальчика семья была главным в жизни. Он очень скучал по своей маме, хотя и старался держать свои эмоции под контролем.

Самостоятельной жизнью герой начал жить уже в одиннадцать лет. В школу мальчик попал в 1948 году – в тяжелое для СССР послевоенное время. Рассказчик каждый раз упоминает о том, что ему постоянно хотелось есть, но продуктов никогда не хватало. Семья его жила очень бедно, они не ели макарон, мальчик никогда не пробовал гематоген и видел яблоки лишь на картинках.

Несмотря на свою нищету, постоянный голод и предательства со стороны тетки, главный герой не озлобился на этот мир. Он всегда старался самостоятельно найти лишнюю копейку. Брать деньги просто так мальчику не позволяла гордость. Он отказывал своей учительнице Лидии Михайловне в совместном ужине. Мальчик не хотел получать никаких подачек от других людей. С самого детства он отличался самостоятельностью, хотя и обладал стеснительностью, молчаливостью и робостью. Это не помешало ему быть человеком настойчивым и упорным в достижении собственных целей.

Игра

Мальчик ради денежного выигрыша быстро научился играть с другими детьми. Он играл настолько хорошо, что главный в компании, Вадик, как-то раз похвалил его за такое умение. Однако оно сыграло против него: главный герой был избит, когда попытался выиграть сумму крупнее.

Вскоре главный герой начинает играть с учительницей, в результате чего он выигрывает деньги, которые немного спасают его от голода.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Портрет героя «Уроки французского», покажет трагичное детство бедного мальчика, который не сломался, а продолжил бороться за свою жизнь.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

В рассказе русского советского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» на фоне событий послевоенного времени и трудностей, с ними связанных, описывается один год из жизни одиннадцатилетнего мальчика. На примере характеристики образа главного героя отражены основные черты, свойственные подросткам послевоенного времени.

В деревне

Главный герой рассказа «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик из сибирской деревни. После окончания начальной школы ему пришлось учиться в райцентре. Герой рассказа очень целеустремлённый, толковый, способный к учёбе мальчик.

В то время на долю таких мальчишек выпадали все тяготы послевоенной жизни. Они рано взрослели, взваливая на свои хрупкие плечи непосильную ношу практически главы семьи. Такая же судьба у главного героя. Отец погиб на фронте, мать из сил выбивается, чтобы прокормить троих детей. Герой рассказа — старший в семье, поэтому на нём забота о двух младших: брате и сестре. Он как может помогает матери по хозяйству. Кроме того, это время, когда голод ещё не отступил, поэтому мальчик должен позаботиться о пропитании младших. Да про учёбу нельзя забывать. Он учится на пятёрки и при всех своих делах и заботах никогда не приходит в школу с несделанными домашними заданиями.

В первых строках рассказа вырисовывается образ уважаемого в деревне человека. К подростку часто обращаются за помощью односельчане: то проверить цифры в облигации, то подписать какие-то бумаги. Он первый помощник не только в доме, но и на селе.

В характере героя явно прочитываются такие черты, как ответственность, усидчивость, сообразительность, отзывчивость, трудолюбие и нацеленность на результат.

На беду в селе нет средней школы. Окончив начальное обучение, герой вынужден отправиться в город. И хоть матери нелегко проститься с сыном по многим причинам: и мал (всего 11 лет), и главный помощник в доме, да плюс лишняя забота (ездить в город навещать), она вынуждена отправить его в район, учиться дальше.

В городе

Попав в город, мальчик, по сути, ещё ребёнок, растерялся. Ему всего 11 лет, а он попал в незнакомую ему обстановку, непонятный уклад жизни. Он многого не знает и не понимает в городе. Здесь он одинок, ему грустно и тоскливо вдали от дома, семьи, друзей. У матери тоже «душа не на месте», оттого, что её ребёнок вынужден жить вдали от неё, у чужих людей, недоедать, тосковать. Но когда она хочет вернуть сына в деревню, он проявляет твёрдость характера и остаётся в городе.

В деревне всё проще: и люди, и отношения. Там не крали друг у друга, не обманывали, не жульничали. У героя проявляются новые черты характера: гордость, упрямство, боевитость, чувство справедливости.

Первый враг, с которым столкнулся мальчик — нестерпимый голод. В деревне было проще  добыть еду: «что-то перехватить, выкопать, поднять…»  Здесь пропитание можно добыть, только имея деньги, которых у него не было.

Герой жил у чужих людей, где не только не подкармливали (хорошо, хоть приютили, дали угол), так ещё кто-то (сын хозяйки Федька) таскал привезённые матерью продукты: хлеб и картошку.  Вот здесь и проявляются такие черты характера как гордость и стеснительность. Из гордости он никому не жалуется, отказывается от незаслуженных подарков (посылки от Лидии Михайловны), сам зарабатывает себе деньги.

Стеснительность проявляется в силу воспитания и жизни в деревни. Он не понимает, как можно брать у своих, поэтому ему стыдно пожаловаться. А вдруг он не прав, тогда он оговорит невинного человека.

Стеснение он испытывает из-за своего внешнего вида: он плохо одет и обут, не понимает местных дворовых законов.

В городе ярко проявляется ещё одна черта характера мальчика — обострённое чувство справедливости. Он не терпит фальши, обмана, жульничества (в игре со стороны местного авторитета Вадика), лжи, даже во благо (как в случае с Лидией Михайловной во время игры в пристенок и посылки с макаронами).

Он упрям в достижении своей цели, но не жаден и не азартен. Он не хочет никого обманывать, играет честно и только до тех пор, пока не выиграет нужное количество денег. На них он покупает себе кружку молока, чтобы не кружилась голова и чтобы хоть немного утолить чувство голода.

Лидия Михайловна

Неизвестно, как сложилась бы судьба героя, если бы не встреча с замечательным педагогом и человеком. Его заметила и пожалела классный руководитель, учительница французского языка Лидия Михайловна. Она помогла мальчику справиться с единственным препятствием в учении — французским языком. Лидия Михайловна отвадила его от опасных игр с подростками. Она знала, чем рискует, но стала играть с учеником на деньги, чтобы хоть чем-то помочь мальчику. Щадя его гордость и независимость, учительница не стала прямо навязывать ему деньги и продукты, рискуя собственной карьерой.

Заключение

Образ главного героя порождает сложные чувства. С одной стороны, его безумно жалко: маленького, голодного, одинокого ребёнка. С другой стороны, герой вызывает восхищение. Его характер, целеустремлённость доказывают, что из этого мальчика, вырастет настоящий человек.

Вам также будет интересно почитать:

Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.

Кто главные герои рассказа Уроки французского

Содержание

  1. Краткая характеристика персонажей
  2. Подробная характеристика героев
  3. Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
  • Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».

Другие персонажи:

Второстепенными героями рассказа являются руководитель школы Василий Андреевич, мама главного героя, мальчишки Птаха, Тишкин, Федька, а также школьный шофер дядя Ваня.

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

  1. Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
  2. Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
  4. Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика.

У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть.

В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери.

Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко.

Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.

Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем.

Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод.

Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.

Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других.

Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.

После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.

Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Читайте также: Бедность не порок – сочинения и анализ пьесы Островского.

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью.

Содержание

  1. Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»
  2. Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка
  4. Василий Андреевич, директор школы
  5. Федька
  6. Вадик
  7. Птаха
  8. Тишкин

«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.

Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»

Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.

В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.

Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»

Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.

Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.

Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»

Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»

Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.

Федька

Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ маленького человека мармеладова в романе преступление и наказание сочинение
  • Образ маленького человека и тема сострадания в повести н в гоголя шинель сочинение
  • Образ маленького человека в творчестве гоголя сочинение
  • Образ маленького человека в сатирических рассказах зощенко
  • Образ маленького человека в русской литературе сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии