Мама для ребенка – это первый образец женственности – Богини. Мамы всегда стараются вложить в дочь всё самое ценное, что знают сами: ведение хозяйства, отношение к мужу, воспитание детей, не задумываясь о том, какой образ женщины-матери она показывает дочери.
Образ женщины-матери, без сомнения, влияет на становление девочки, и тот образ, который был у мамы, так или иначе будет проявлен у её взрослой дочери.
Но если в раннем детстве, мама представляется нам в образе идеала, Богини, то по мере взросления мы сталкиваемся с тем, что чаще всего видим образ матери в негативном свете.
Постепенно мы перенимаем отрицательные качества, а положительные перестаём замечать и использовать в собственной жизни. Мамино поведение даёт нам тот шаблон, которому мы, повзрослев, начинаем следовать («От осинки не родятся апельсинки» – русская пословица). Постепенно мы становимся такими же, как мама, только – в ещё большем минусе, поскольку срабатывает эффект снежного кома.
Любой негативный шаблон поведения чем-то выгоден – он даёт человеку какие-либо иллюзии, а иллюзии часто способны подменить мечту.
Получается конфетка с красивой обёрткой, а то, что внутри – гадость, об этом, как правило, никто не задумывается.
В народной традиции выделялось 12 возможных негативных шаблонов женского поведения, 12 способов нечестного управления миром. Каждый из этих образов (харь) хорошо описан в народных сказках. Однако эти модели поведения актуальны и в современном мире – женщины по-прежнему ловятся на иллюзии и действуют по кривым шаблонам.
Читайте также: «Книги, помогающие сильной женщине осознать себя и не страдать иллюзиями».
На самом деле, каждый негативный образ женщины-матери показывает не только шаблон, которому мы начинаем следовать во взрослом возрасте, но и несёт полезные знания, которым мы можем научиться. Ведь абсолютного зла не бывает, и у каждой медали есть обратная сторона.
Образ женщины-матери в сказках
1. Мачеха-тиран: тотальный контроль всех членов семьи
Первый негативный образ – образ матери-тирана, мачехи. Часто в русских сказках, где у героини нет мамы, есть мачеха, которая не любит девочку, отсылает её на страшные задания, и т.п.
Обратите внимание – мачехи нигде не показаны полными идиотками. Они всегда умные, придумывают достаточно сложные задачи, всегда имеют какую-то осознанную стратегию поведения.
Негативный образ женщины-матери всегда связан с установками:
- мама меня не любит,
- мама насильно заставляет меня что-либо делать,
- мама подвергает меня какой-то опасности / отправляет в опасное место,
- мама жестко меня прессует, и т.д.
Чем нам выгодно быть такими мачехами для себя и для мира:
- Иллюзия контроля окружающей действительности – все сама, не надо ни с кем договариваться.
- Иллюзия нужности. Когда мы впадаем в состояние «мачеха-тиран», мы начинаем жёстко контролировать других и нам начинает казаться, что другие люди уже без нас не смогут.
- Иллюзия скорости – кажется, что применяемые способы управления помогают быстрее решать какие-то задачи.
- Иллюзия защищённости – «раз я всё контролирую, значит я точно знаю, что результат будет с минимумом сюрпризов». Прикрывает собственное неумение попросить о помощи.
Роль «мачеха-тиран» всегда несёт в себе некую агрессивность, резкость в речи, командный тон полицейского: «Есть два вида мнений: моё и неправильное».
Но и у такой матери (даже если у вас была приёмная мама) можно научиться хорошему.
Три положительных момента поведения «мачехи-тирана»:
- Она хороший стратег и отличный управленец: умеет управлять и людьми, и ситуациями.
- Она замечательный менеджер семьи в экстренных ситуациях – такие люди могут вывести себя и своих близких из нестандартных ситуаций, взяв власть в свои руки.
- Богатая фантазия – это «фишка» практически любого сказочного злодея, и мачеха отнюдь не исключение.
2. Мужик в юбке: контроль мужчины в любых его действиях
Этот негативный образ в современной жизни встречается даже чаще, чем в сказках. Тем не менее, образ женщины– «мужика в юбке» можно увидеть в казачьих и социально-бытовых сказках. Обычно это образ купчихи.
Это женщина, которая всеми командует, всё решает, мужик у неё подкаблучник, её слово – главное.
По качествам персонаж очень похож на предыдущий, но если «мачеха-тиран» может воспитывать детей одна (и в сказках, и в жизни), то «мужик в юбке», как правило, обязательно имеет мужа-подкаблучника и очень большую обиду на мужчин:
- «раз ты не можешь принести достаточно денег, я буду пропадать на работе, а ты обязан быть домохозяйкой и поломойкой»,
- «раз я много работаю и все для семьи делаю, то я имею право не убираться», и т.д.
Выгоды этой роли:
- Иллюзия контроля окружающей действительности – все сама, не надо ни с кем договариваться.
- Иллюзия возможности выставить счёт своим близким, и особенно мужчине, потому что они всё делают не так, не вовремя, криво, косо и т.д.
- «Оправданная» возможность не следить за собой, за своим здоровьем – «я же столько усилий вкладываю в семью, все за вас делаю!». У подобных женщин всегда нет времени на то, чтоб быть здоровой, красивой и т.д. По сути, это оправдание лени, направленной на себя: заняться чем или кем угодно, кроме самой себя, потому что заниматься собой гораздо тяжелее, чем другими.
В образе женщины «мужик в юбке» всегда присутствует страх быть женственной, страх быть красивой.
Как работать со страхами вы узнаете на курсе 👇
У этого отрицательного образа и модели поведения можно кое-чему полезному научиться:
- Универсальность – она способна искренне поддержать любой «кипиш», включая голодовку, т.е. и в театр, и в поход – куда угодно.
- «Мужик в юбке» способна с лёгкостью менять социальные роли, если того требует ситуация, она способна оказать реальную дружескую поддержку мужчине (женщина-друг).
- Отсутствие «табеля о рангах» – «мужик в юбке» имеет все качества, чтобы стать лучшим другом собственным детям.
3. Кукушка: полная безучастность к воспитанию детей и к жизни семьи
Образ женщины-кукушки можно встретить в социально-бытовых сказках, когда мать вообще не воспитывала собственных детей, или дети растут сиротами: мать умерла, а мачехи нет.
Особенность поведения «кукушки» – умение исчезнуть в самый ответственный момент, когда в ней больше всего нуждаются.
Как только надо принять какое-то решение – кукушку моментально сдувает с гнезда, она легко бросает в сложных ситуациях не только собственных детей, но и дела.
Например, финансовый отчет на работе – «кукушка», даже занимающая важный пост, сделает все, чтобы не принять участия. Если надо с кем-то договориться – «кукушка» всегда куда-то исчезнет.
Такое поведение дает свои выгоды:
- Иллюзия свободы – «что хочу, то и ворочу». «Кукушка» старается всеми силами показать, что она «ни к кому и ни к чему не привязана». «А я вообще не знаю» – это ее любимый ответ на всё: от вопроса «Что на ужин?» и до «Как тебе самой хотелось бы?».
- Ловкая манипуляция резкими всплесками эмоций, жалостью, через которую она без усилий получает различные блага. Вспомните басню: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
- Иллюзия хороших отношений – «кукушка» остаётся рядом только с теми, кто делает ей хорошо. Если ваше отношение к ней ей не нравится – она тут же смоется, поэтому рядом остаются хорошие, в её понимании, выгодные люди, причем, опять-таки, без особых усилий с её стороны.
Из положительных качеств «кукушки», можно отметить:
- Отсутствие злопамятности – «кукушки» довольно мирные и незлобивые.
- Лёгкость в познании чего-то нового.
- Подобные мамы дают очень много свободы своим детям и близким, они никогда не навязывают другим своё мировоззрение.
4. Коза: избегание трудностей в семье
Женщина в образе козы имеет очень много обид на мужчин («все мужики козлы» априори), поэтому к себе их близко не подпускает.
«Коза» не любит дискомфорт и способна познавать что-то новое только до тех пор, пока ей комфортно, в противном случае – быстро уходит в другой «огород».
Как только возникают трудности в обучении, трудности в отношениях, «коза», под девизом: «значит, это не моё» или «меня тут не любят», бросает начатое и переключается на что-то другое.
Эта маска несёт в себе следующие выгоды:
- Оправдание собственного одиночества.
- Иллюзия вседозволенности – «что хочу, то и ворочу».
- Оправдание собственной поверхностности: поверхностное обучение, поверхностный результат, поверхностные отношения.
У этого образа есть чему поучиться, т.к. образ «козы» в плюсе – это состояние Зазнобы:
- Легкость.
- Игривость.
- Способность удивить, совершить неожидаемое.
- Креативность.
Секреты русских зазноб, вы узнаете из книги 👇
5. Курица-наседка: гиперопека над домочадцами
Это образ мамы, которая, как клуша-наседка, способна утомить окружающих чрезмерной опекой.
«Наседка» заранее погладит носочки, приготовит завтрак, принесёт все учебники ребенку, даже если её об этом не просили.
Это такая гиперопека, что даже думать за себя не надо – «наседка» уже все за тебя и подумала, и сделала.
Подобная роль у женщины появляется тогда, когда она боится заняться собой – она себя не знает. Это страх погрузиться в себя.
Выгоды образа «курица-наседка»:
- Оправдание отсутствия времени на себя, возможность не следить за собственным состоянием.
- Иллюзия любви – «раз я так нужна, значит меня любят». То, что её забота порой неуместна и ставит других в неловкое положение, «наседка» просто не замечает.
- Возможность не иметь собственных целей и желаний, не задумываться о них, не заниматься собственным целеустроением.
Как понять свои собственные желаные и найти к ним дорогу, вы узнаете на курсе 👇
«Клуша-наседка» – это образ Хозяйки в минусе, поэтому у неё есть положительные качества, которым можно поучиться:
- Наблюдательность. «Клуша» всегда знает, как о ком можно позаботиться, причем без лишних вопросов.
- Хорошая память – «наседка» хорошо помнит, кто какие пирожки любит, кому какая игрушка в 5 лет нравилась и т.д.
- Умение хорошо узнавать других людей и находить к ним подход.
6. Кошка: забота о семье на минимуме, всё внимание к себе
Шестая роль – это «кошка, которая гуляет сама по себе». Она вроде бы есть и даже заботится до определенного момента о детях, но очень быстро скидывает их с хвоста и переводит в режим минимальной заботы, т.е. накормить и одеть.
Больше всего времени «кошка» уделяет собственному миру, собственному прихорашиванию – «я же у себя одна такая».
Выгода застрять в этой роли:
- Иллюзия нужности, но только не детям, а мужчинам («потому что я вся такая уникальная»).
- Иллюзия вечной молодости.
- Иллюзия свободы – «я ни к кому не привязываюсь, я всем даю свободу».
Какие плюсы сокрыты в этой роли:
- Умение привлечь к себе внимание (это качество Зазнобы), особенно мужское.
- Умение вовремя снять с себя лишнюю ответственность. Например, «кошка» легко отдает ответственность за обучение детям, поэтому её дети или учатся и растут самостоятельными, или не учатся и им приходится туго в жизни.
- «Кошка» очень спокойно относится к детским вывертам.
7. Кляча/ломовая лошадь: обида на окружающих за то, что она всё тащит на себе
Кляча или ломовая лошадь – она тащит все на себе. Очень похожа на роль «мужик в юбке», но тут обида не только на мужчин, а вообще на весь мир.
Выгоды «клячи»:
- Не нужно договариваться – «я и сама могу все сделать».
- Возможность выставить счет и детям, и мужчинам: «я же на вас время потратила, значит вы мне должны».
- Иллюзия наполненности жизни: «я же много чего делаю для других, значит, и мне в ответ будут делать что-то хорошее». Это такая ложная надежда, на основе которой складываются созависимые отношения.
Положительные качества:
- Крепкий тыл – на «клячу» можно положиться, она не подведет.
- Терпимость к недостаткам других людей.
- Готовность прийти на помощь и поддержать в беде в любой момент.
8. Самка собаки: поддерживает мужа только во время благосостояния
Самка собаки (в простонародье есть другое слово из 4-х букв) – это Хозяйка и Муза в минусе.
Она поддерживает своего мужчину, когда он приносит добычу, но громко гавкает и выставляет претензии, если у мужчины что-то не складывается.
У «самки собаки» все хороши только тогда, когда они действуют по её сценарию. Иначе – будет шум и скандал в разы больше, чем того заслуживала ситуация. Например, если мужчина пошел с мужиками в гараж, скандал будет на тему: «Он пропивает счастье детей!» и т.п. Не важно, была ли выпивка в гараже, или там действительно шла тяжёлая работа.
Поведение «самки собаки» основано на страхах: страх большого мира, страх всего, что приходит оттуда, отсюда такое замыкание на доме и домашних.
В этой роли женщины застревают, потому что она даёт свои выгоды:
- Иллюзия контроля – мир очень маленький, очень узкий и его легко контролировать.
- Иллюзия безопасности.
Чему полезному можно научиться у этой роли:
- Надежность и верность – «самка собаки» никогда не пойдёт искать другого кобеля.
- Поддержка – она умеет поддерживать мужчину, если он в недостатке энергии. Конечно, сначала «самка собаки» наорёт, но после может очень качественно «зализать раны».
- Она всегда знает способ воскресить близкого человека из любого негативного состояния.
Читайте также: «Что разрушает отношения мужчины и женщины».
9. Волчица/Снежная Королева/индюшка: создание только внешнего образа семьи
Образ волчицы, она же Снежная Королева, она же индюшка (в восточных сказках) – это женщина, которая холодна даже к себе, несмотря на то, что посвящает себе очень много времени.
«Волчица» тратит силы поддержание статуса, но не на реальную заботу. Это очень жёсткий шаблон, направленный на внешнюю видимость.
У неё есть чёткое представление, картинка, какой должна быть женщина, как должна выглядеть приличная семья. И речь тут не идёт о наполнении – только внешняя картинка, то, что должны видеть окружающие.
Роль «волчицы» базируется на очень сильном страхе быть инакой, быть не такой, как все. И под соответствие «быть как все» подгоняются близкие, друзья. «Волчица» всячески избегает чувственных отношений, никогда не будет глубоко копаться даже в собственных чувствах. Такие люди крессения и психотерапии боятся как огня – «вдруг я о себе узнаю что-то такое, что потом помешает мне поддерживать красивую картинку?».
Выгоды:
- Иллюзия контроля.
- Иллюзия «у нас все хорошо». «Волчица» уверена, что коль другие о её семье отзываются хорошо, значит, у них и правда всё хорошо.
- Избегание боли, т.к. не копаются глубоко в собственных чувствах. Чувства других «волцица» тоже будет игнорировать: «Неважно, что они там чувствуют и хотят, правильно вот это хотеть на завтрак, оно и будет вам подано».
Чему положительному здесь можно обучиться:
- Мимикрия – они отлично умеют приспосабливаться к изменяющимся внешним обстоятельствам.
- Уверенность в себе.
- Умение быть верной своей «стае» – «волчица» на самом деле считает свою семью лучшей, поэтому она безоговорочно будет защищать её до последнего.
10. Серая мышь/зайка: не берёт на себя ответственность
Женщина в роли мыши (в некоторых сказках – заи/зайки серой) – это женщина, мама, которая совершенно не заботится о себе, и не берет на себя много ответственности. Такая женщина погружена в жалость к себе, поэтому будет взывать о помощи к любому и каждому.
«Мышь» всегда считает, что у них самая худшая ситуация в плане денег, здоровья, и т.д. («вам тяжело, а нам ещё тяжелее»), и поэтому умеет весь окружающий мир заставить позаботиться о ней, о её выводке, о её семье.
Эта роль привлекательна по разным причинам:
- Можно особо не напрягаться, не прикладывать усилий, т.к. мир о ней позаботится.
- Минимум собственной включенности в целеустроение своей жизни, в заботу о себе и о своих близких.
- Иллюзия нужности – «раз обо мне все заботятся, значит, меня все любят, значит, я – хорошая».
- Розовые очки: «раз обо мне все заботятся, значит, не только я хорошая, но и вокруг много хороших людей». Поэтому, если её семейство вдруг кто-то «съел», для «мыши» это всегда полная неожиданность.
Чему хорошему можно научиться у этой роли?
- Принятие людей, принятие всех и всего.
- Умение попросить о помощи.
- Умение раздавать ответственность.
- Умение быть дружными на уровни семьи.
11. Корова/медведица: бросается из крайности в крайность, то гиперопека, то полное безразличие
Женщина, впавшая в роль «коровы» жестко контролирует свою большую территорию в том виде и формате, в котором она себе её представляет.
Например, она считает, что до 20-ти лет за ребенком «нужен глаз да глаз», потом ребенок должен стать самостоятельным. Поэтому, она до 20-ти лет ребенка опекает чрезмерно, но после практически забывает о его существовании, может забыть позвонить, да и если дети не звонят – её это никак не беспокоит.
«Корова» склонна к перепадам настроения: она то чрезмерно заботится, то ей что-то стукнуло в голову, она про всё забыла и пошла удовлетворять собственные цели.
Мужчина в её жизни может появляться, может исчезать. «Корова» не особо придает значение наличию или отсутствию этого «создания» в своей жизни: оно иногда приходит, иногда почему-то здесь живёт. Совместных образов с мужем нет никаких.
В отношении себя «корова» обычно знает, что ей нужно от этой жизни. Знать-то знает, а вот до практики дело обычно не доходит.
Читайте также: «Как развивали детей на Руси, или секреты народной педагогике».
Чем этот шаблон выгоден?
- Не надо договариваться – «я все сама».
- Иллюзия контроля.
- Иллюзия нужности – у такой женщины всегда есть оправдания: «я старшая, я мудрее, я больше знаю». Принцип «яйца курицу не учат» – это аксиома для «коровы».
- Возможность оправдать собственное плохое целеустроение через неустойчивость в поведении, перепады настроения и активности.
- Ограниченность – «корова» предпочитает замечать только два наиболее интересных ей варианта развития событий: «либо А, либо Б, третьего не дано совсем». Это касается и собственного целеустроения.
Чему положительному можно научиться:
- Рассудительность, ум, стратегия. Мамы- «коровы» очень умные, они хорошо представляют, что надо сделать, например, для карьеры. К её советам можно прислушаться.
- Умение быть в состоянии «мы».
- Умение защитить свою семью от внешних врагов.
12. Лиса или птичка-невеличка: ласковая и нежная, но все ресурсы семьи перетягивает на себя.
Мамы, заигравшиеся в роль лисицы (птички-невелички), в любых отношениях ведут себя двояко, в зависимости от того, что сулит лично ей ситуация.
«Лиса» может быть очень нежной, ласковой, внимательной, если ваш поступок ей нравится. Но если вы попали в беду, «лисица» махнет хвостом и была такова: «Ваши проблемы, сами справляйтесь».
Если ребенок «лисицы» чего-то достиг – гордости не будет предела: «О, это мой отпрыск, какой он молодец или умница» и т.д. Если же есть какие-то проблемы, то она самоудаляется: «это меня не касается, у него своя голова есть».
Такое отношение у «лисы» и к мужчинам: «Если ты в минусе – ты мне не нужен, если ты в плюсе, значит, мы максимально близки».
Подобный шаблон поведения привлекателен для многих женщин:
- Можно стянуть с человека энергию, когда он в ресурсе, и не потратить своих сил, если человек нуждается в помощи.
- Есть иллюзия «у меня все хорошо, все в благости, а если где-то и происходят проблемы, то это не мои проблемы».
- Дает оправдание поверхностности в обучении, в отношениях.
- Иллюзия «я тут самая главная и я решаю, что воротить», т.е. у «лисы» нарушена иерархичность.
Из положительных качеств:
- Легкость, непосредственность (проявление качеств Зазнобы).
- Грация, умение заинтересовать мужчину.
- «Лиса» очень хорошо владеет речью: она знает, как похвалить человека, какие слова могут подтолкнуть человека на действия в том или ином направлении.
Какими качествами обладали русские женщины, вы узнаете на семинаре 👇
Как узнать, в какой роли ты застряла
Обычно человек застревает в одной-двух (редко – трех) ролях. Вспомните, подумайте, проанализируйте, в каких ролях чаще всего находилась ваша мама. Какое поведение для неё наиболее характерно было в вашем детстве?
Именно эти роли вы с неё невольно считали, «впитали с молоком».
Негативные качества роли могут никак не проявляться в обычной жизни, но как только мир преподносит какие-то сюрпризы, неожиданности, начинает быть в чем-то вам неподконтрольным, вы бессознательно будете проваливаться в подходящий негативный шаблон поведения.
То хорошее, чему можно было бы научиться, наблюдая за мамой в её негативной роли, в сложной ситуации проявить будет нелегко, хотя потенциал есть.
Например, вы увидели, что ваша мама чаще всего была либо мачехой -тираном, либо клушей (это самое распространенное сочетание для русской женщины).
Наблюдая за такой мамой, вы могли бы включить и сделать сильными сторонами своего характера положительные качества её ролей – стать хорошими управленцами, стратегами, и, в тоже время, – очень заботливыми хозяйками. А это уже состояние Королевы и Хозяйки.
Однако обратите внимание:
- пока есть обиды на маму,
- пока есть иллюзия выгод каждого негативного шаблона,
- пока вы боитесь, что будете не нужны (мачеха-тиран, клуша),
- пока вы боитесь, что все будет медленно происходить (мачеха-тиран),
- пока вы боитесь быть незащищенной (мачеха-тиран),
- пока вы ищете оправдания собственной агрессии (мачеха-тиран),
- пока вы боитесь не угодить кому-то (клуша),
– вы будете проявлять оба этих шаблона в минусе, в негативе. И включить положительное качество, т.е. состояние Королевы и Хозяйки, вам будет очень тяжело.
Находясь в негативных шаблонах поведения «мачеха-тиран» и «курица-наседка», вы не сможете гордиться собой и своими достижениями, все время будете искать в себе недостатки и вам всегда будет чего-то не хватать для полного счастья. Вы будете «душить» других своей заботой, как клуша-наседка, вместо того чтобы просто выяснить и договориться о том, кому какая забота нужна.
Образ женщины-матери в сказках. Влияние на семью
- Мачеха-тиран – тотальный контроль всех членов семьи.
- Мужик в юбке –контроль мужчины в любых его действиях.
- Кукушка – полное отсутствие в воспитании детей и жизни семьи.
- Коза – избегание трудностей в семье.
- Мама-наседка – гиперопека над домочадцами.
- Кошка – забота о семье на минимуме, всё внимание к себе.
- Кляча – обида на окружающих за то, что всё «везёт» на себе.
- Самка собаки – поддерживает мужа только во время благосостояния.
- Волчица – создание только внешнего образца семьи.
- Серая мышь – не берет на себя ответственность.
- Корова – бросается из крайности в крайность, то гиперопека, то полное безразличие.
- Лиса – ласковая и нежная, все ресурсы семьи перетягивает на себя.
Полное описание образа матери в сказках смотрите в видео 👇
П.С. Если у вас не складываются отношения в семье, вы устали и накопили много обид и разочарований. Вам не хватает энергии, а жизнь превратилась в рутину. Посетите наш марафон «Раненая женщина, или История сломанного цветка».
П.П.С. Какому из образов соответствует ваша мама? Есть ли негативный образ, который вы переняли от матери на себя? Пишите свои ответы в комментариях.
Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся
муниципальных образовательных учреждений.
Номинация «Соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования»
«Я – исследователь»
«Образ мамы в рассказах и сказках разных народов России».
Исполнитель: Жежель Алена Евгеньевна,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,
МБОУ СОШУИП №3, 1 а класс
Руководитель: Николаенко Раиса Владимировна,
Учитель первой квалификационной категории,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,
МБОУ СОШУИП №3
г. Лабытнанги
2019
Аннотация
Цель моей работы – на основе исследования художественной литературы, прививать у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению оценить характеры героев.
Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.
Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме, основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и отношение к матери является кирпичиком семейного счастья и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.
(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и культура поведения. Необходимость сохранения русской речи, уважения к своим родителям.)
Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди, во все времена, очень сильно любят маму и относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.
Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.
Содержание
Стр.
- Введение 4
- Описание работы 5
- Заключение 10
- Список литературы 11
- Приложения 12
- Введение
Цель: исследовать, как дети относятся к своей маме на примере учащихся 1 класса МБОУ СОШУИП №3, дать понимание о значимости мамы в жизни ребенка и семьи, выяснить верно ли утверждение «От матери человек берет все самое прекрасное и самое чистое…», Задачи исследования:
- найти информацию в произведениях русской литературы о маме;
изучить, расширить знания детей о делах, заботах мамы о роли мамы в их жизни;
- на основе произведений русской литературы исследовать во все ли времена люди относились к маме с особым трепетом и любовью;
- установить, как сверстники относятся к своей маме;
- воспитание заботливого, чуткого отношения к матери, ее просьбам;
- побудить детей выражать благодарность своим матерям за заботу, привить любовь и уважение к своим родителям;
- представить собранную информацию;
Ожидаемые результаты исследования:
Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, оформить буклеты по теме исследования, разместить свою работу на школьном сайте с целью повышения значимости мамы в жизни ребенка и семьи и популяризации чтения книг.
Объект, предмет и база исследования.
- объект исследования: изучить произведения русской литературы о маме, опрос сверстников.
- предмет исследования: изучение влияния мамы на нравственное воспитание ребенка, через сказки и другие художественные произведения.
Гипотеза исследования:
Я предположила, что мама — самое главное на свете.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.
Возвращаясь, как то со школы, мы разговорились с одноклассниками о маме. Каждый стал говорить, что его мама самая лучшая, и все наперебой стали говорить, что его мама лучше всех. Я сразу вспомнила о своей маме и подумала, что моя мама самая, самая… И этот детский спор заставил меня подумать, а все ли считаю, что мама у него самая лучшая и любимая? И в памяти всплыл мультфильм, который нам показывали в детском саду о маме-кукушке. Я пришла к маме и рассказала о своей беседе со сверстниками. У нас дома очень много книг и мама на ночь мне всегда читает сказки, я очень люблю эти моменты, люблю ее слушать, потому что она всегда читает с выражением и интересно. Мама предложила мне найти сказки народов России о маме и прочесть их.
Мы сходили в библиотеку и подобрали печатные издания, побеседовали с библиотекарем——. На этом этапе мне удалось узнать много нового из тех произведениях русской литературы, которые мы с мамой прочли, узнать о роли мамы в жизни человека у разных народов.
- Описание работы
В долгие зимние вечера, при тёплом свете абажура и шелесте книжных страниц, мамин голос мне прочел очень много сказок разных народов о маме. Читая эти сказки, я поняла, что Россия очень большая страна и в ней проживают разные народности: русские, татары, белорусы, украинцы, калмыки, селькупы, ненцы, ханты, коряки и другие. И в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, калмыки и марийцы. (Поискать сказки калмыкские и марийские), которые мне рассказывали как сильно они любят свою маму).
Мы прочли с мамой очень много сказок – это русские народные: «Волк и семеро козлят», «Счастливое дитя», «Терешечка», корякская сказка «Как старуха Кытна вернула домой свою дочь», нанайская сказка «Айога».
Терешечку, «Сказка про маму», «Не буду просить прощения» — аннотации ,
Нашли произведения русских писателей о маме, это Софьи Прокофьевой «Сказка про маму», «Не буду просить прощения», Е. Пермяка « Как Миша хотел маму перехитрить», Б.Емельянова «Рассказы о маме».
Но еще мне очень запомнилась ненецкая сказка «Кукушка», потому что мама у них работала на реке, тяжело ей было, а дети ей не помогали, не слушались ее: « …бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать –убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети не помогали». От такой жизни заболела мама, навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.» Сделать выводы ,, что не все сказки заканчиваются одинаково хорошо…
- Заключение.
В ходе исследования я поняла, что материнство это великий и тяжелый труд, но это не работа, на нее не устраиваются, это не должность и не профессия — ее не выбирают. Это призвание, это почетнейшая из всех существующих на земле должность; это самая круглосуточная (без отпусков и выходных), самая кропотливая, чистая и творческая работа, это повседневный труд. Материнская любовь — это самое сильное чувство на свете, которое основано на поддержке, ласке, заботе и конечно же, душевном тепле, это такая любовь, которая не требует ничего взамен. Мы должны об этом не забывать, не забывать о самом главном для каждого из нас человеке в жизни, заботиться о ней и любить ее.
У всех народов и во все времена – отношение мамы к своим детям одинаково: нежность, доброта и забота… Поэтому мы обязаны любить маму и заботиться о ней, не обижать и не расстраивать ее, относиться внимательнее к ее просьбам.
И, независимо от национальности, мы все одинаково любим своих мам.
4. Список литературы
1. Сказки народов Севера. Автор: Иванова А.Д. Издательство: ГУ «Северное издательство» 2014
2.Сказки России в пересказах Марка Ватагина. Издательство: Ленинград. Детская литература 1983
3. Толковый словарь В.И. Даль. Издательство: Альманах «Цитадель», 1988
4. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
5. Софья Прокофьева « Сказка про маму»
6.Русские народные сказки. Из сборника Афанасьева А.Н. Издательство Баку, Гянджлик 1990
7. Русские народные сказки. Издательство «Правда» 1990
5. Интернет – ресурсы:
Приложение 1
Список книг детям о маме для прочтения.
●
Приложение 2
Высказывания русских писателей о маме.
● Русские дети называют мать-«мама», маленькие французы –«маман», немецкие ребята-«мама», английские «мэмма», китайские -«мама», корейские –«омма». По видимому, где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово первым приходит ему в голову , когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете. Л.В. Успенский
Приложение 2
Памятка для детей
О том как нужно проявлять внимание к маме.
Памятка для родителей
Совет родителям, чтобы мамы читали на ночь детям сказки.
Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?
- Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
- Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
- Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
- Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
- Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
- Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
- Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
- Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
- Не нужно принуждать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
- Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Приложение 4
Памятка. Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?
1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.
2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.
3. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.
4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.
5. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.
6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.
7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.
8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.
9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.
10.Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.
О вреде чтения книг можно сказать лишь только тогда, когда при плохом освещении можно испортить зрение, поэтому это еще один аргумент о пользе чтения, поскольку « противопоказаний» к данному занятию не имеется.
Приложение 5
Интересные факты из истории
У индейцев —-
3. Ужасная мать
Великая Мать вызывает наибольший страх, когда она открыто демонстрирует свои разрушительные способности, становясь ужасной матерью, как это происходит, например, в сказке о Белоснежке. В этом случае Великая Мать принимает в сказках образ злой мачехи, воплощающий деструктивную сторону материнского начала. Темное стремление к уничтожению – такая же часть архетипа матери, как и его светлая сторона, связанная с зарождением новой жизни.
В русских народных сказках «Василиса Прекрасная» и «Баба-Яга» злая мачеха выведена как отрицательный персонаж, который, однако, совершает зло только в определенных границах: она делает все, чтобы главная сказочная героиня оказалась во власти бесчеловечной матери, угрожающей ей смертью; этот материнский образ является сверхъестественным и архетипическим. Это значит, что в Тень каждой женщины входит теневая часть архетипа матери. Хорошо известно, что материнские чувства, проистекающие из эротического феминного начала, в своих крайних, инстинктивных проявлениях могут погубить объект, на который они направлены. Не вызывает никаких сомнений, что любой женщине изначально присуще стремление к разрушению, и есть опасность, что это стремление будет бессознательно испытывать любая мать, которая не сможет освободить свои материнские чувства от животного инстинкта.
Но осознать – это еще не все. Время от времени женщина может переживать в себе теневую сторону материнства.
Если это переживание происходит осознанно, то оно может способствовать ее освобождению от бессознательного стремления к разрушению. В своем труде «Ответ Иову» Юнг пишет, что современные мужчины и женщины больше не могут уклоняться от воздействия сил темного бога, ибо это божество пытается найти в них свое воплощение[20]. То же самое можно сказать о темной богине, которая не способна к трансформации без воплощения в человеческом облике, другими словами, без осознания себя женщиной.
Женщина, которая входит во внутренний контакт с феминным началом, тем самым неизбежно вступает в контакт с архетипической «смертоносной матерью», т. е. с теми чертами женщины, которые ведут ее к саморазрушению, а через нее оказывают пагубное воздействие и на других: на любимого мужчину, на детей и на друзей. Для мужчины внутренний контакт с ужасной матерью означает встречу со своей темной анимой, тогда как для женщины этот контакт связан с переживанием самости.
Жизнь и смерть, обновление и разрушение – это связанные друг с другом и дополняющие друг друга противоположности. Поэтому порождающему жизнь архетипу матери присуща и другая сторона-уничтожение жизни. Это отчетливо проявляется в природе, которая всегда сначала разрушает, перед тем как создать что-то новое. Но психологическое растворение в бессознательном – это не только пагубное воздействие архетипа матери, но и предпосылка всеобщего духовного обновления.
Когда Юнг называет темную сторону материнской фигуры «таинственной, скрытой, пожирающей, соблазняющей, отравляющей и неизбежной, как сама судьба, и пропастью в мире мертвых»[21], речь идет о теневых аспектах образа матери, которые нам известны из мифологии и мировых религий. Например, эти аспекты присущи образам богини смерти и подземного мира – Персефоны или Гелы[22]. У индусов богиня Кали носит ожерелье из черепов и пьет человеческую кровь, как и древнеегипетская богиня Сехет.
Но, как нам уже известно, архетип матери – это не просто индивидуальная модель материнского поведения. Юнг называет материнский инстинкт «таинственной первопричиной любого роста и изменения»[23]. Это созидающая и разрушающая сила, истоки которой находятся в глубине психики, в коллективном бессознательном. Она, как океан, который порождает все формы жизни, а затем снова их поглощает. В зависимости от установок и ситуации, в которой находится человек, в глубине его психики могут зародиться смертоносные силы, которые он обязан осознать.
Самым крайним случаем разрушения сознания архетипами коллективного бессознательного является, по всей видимости, психическое заболевание. Но бессознательное может вызвать и временную дезинтеграцию психики, и тогда человек либо оказывается его жертвой, либо – как в случае невроза или кризиса среднего возраста – подвергается трансформации. Тогда, чтобы изменить сознательный взгляд на мир, бессознательное сначала полностью его уничтожает. Эго иногда вынуждено отказываться от своего превосходства, чтобы человек мог избежать односторонности или излишней твердолобости. Чаще всего через процесс внутренней трансформации проходят творческие люди. Весьма вероятно, что архетип матери содержит равные доли света и тени, но в зависимости от коллективного сознания, присущего данной исторической эпохе, его внешнее проявление включает больше или меньше разрушительных и созидающих аспектов бессознательного.
Можно выделить несколько разновидностей сказочных фигур злой матери, например, образ ведьмы или мачехи. Одни материнские персонажи полностью деструктивны для человека, тогда как негативное влияние других материнских персонажей приводит к изменению и обновлению. Разумеется, об этом не говорится прямо, но сказка все-таки приходит к счастливому концу. В последующих главах книги мы рассмотрим оба этих варианта.
Темные материнские персонажи действуют разными способами, чтобы чинить свои козни и распространять злые чары. Они очень любят есть человеческое мясо – сказочные ведьмы нередко намереваются запечь и съесть свою жертву. Иногда они оставляют ее умирать от холода на морозе. Но все-таки чаще всего они стремятся погубить свою жертву с помощью яда, который либо добавляют в пищу, либо насыпают на рану, либо смазывают им иголки и булавки, чтобы потом уколоть героя (или героиню) и таким образом добиться своей цели. Будучи искусными колдуньями и чародейками, они могут ранить или убить героя, превратив его в животное или же в камень, лишают его возможности двигаться; они также могут ослепить его, лишить способности слышать или говорить.
На примере сказок, рассмотренных в этой книге, мы исследуем психологические интерпретации ряда вредоносных приемов. Мы увидим, что, встречаясь с ужасной матерью, одни герои гибнут, а другие стремятся избежать гибели или даже оживают вновь благодаря правильному поведению. Иначе говоря, одних людей архетип матери может психологически разрушить, тогда как другие, оказавшись в опасности, находят свой путь и проходят испытания, предназначенные для героя. Благодаря матери у них раскрываются творческие способности.
Позитивная и негативная стороны бессознательного, а значит, и архетипа матери тесно связаны между собой. Конечно, эта связь проявляется не в каждой сказке, и отнюдь не у каждого женского персонажа ярко выражены его темные и светлые стороны. Но если рассматривать сказки как одно целое, можно увидеть, что темные женские фигуры создают позитивные женские ценности, и наоборот. Один такой пример нам очень хорошо известен: это сказка о Белоснежке, на которой мы остановимся в первую очередь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Мать
Мать
Как жить дальше – вот вопрос, который скорее должен был беспокоить юное сердце, вступающее в пору зрелости, чем старика, уже прошедшего большую часть своего пути. Тем не менее жил в одной стране некий человек по имени Наверное, не существовало дела, которым бы он ни
Ужасная тройка
Ужасная тройка
Мерви была школьным психологом и проходила у нас тренинг. Она сказала, что у нее попросила совета одна молодая учительница, у которой были неприятности с классом, состоящим из четырех 13-летних мальчиков. Мальчики были переведены из своих классов за
1. Женщина-мать
1. Женщина-мать
Даже если вам шестьдесят, а ей нет и двадцати, сопли будет вытирать она вам, а не наоборот. Причем убедить ее в том, что вы сами виртуозно умеете пользоваться носовым платком, невозможно. Вы для нее большой ребенок, и точка. А раз ребенок, то… «Не пора ли менять
3. Мать
3. Мать
«…мать, посвятившая себя заботам о доме и детях с неослабным любящим вниманием»Помимо этого предложения из его волшебной сказки Гитлер почти ничего не сообщает о матери. Он упоминает, что мать иногда любяще беспокоилась по поводу тех драк, в которые он, юный герой,
1. Мать
1. Мать
Положительный аспект первого типа комплекса, то есть чрезмерного развития материнского инстинкта, идентичен тому хорошо известному образу матери, который прославлялся во все времена и на всех языках. Это — материнская любовь, наиболее трогательное и незабываемое
Часть третья. Не мать, не женщина; то мать, то женщина; и мать, и женщина
Часть третья. Не мать, не женщина; то мать, то женщина; и мать, и женщина
В большей степени матери, чем женщины; в большей степени женщины, чем матери… Существуют также матери, которые не относятся ни к одной, ни к другой категории. Еще одна разновидность – женщины, которые
Ужасная карга
Ужасная карга
В сопровождении почетного эскорта Парсифаль с триумфом прибыл ко двору короля Артура. Его приняли как героя, самого великого рыцаря всех времен. Три дня продолжался праздник, устроенный в его честь со всеми подобающими церемониями. О такой славе можно было
Мать
Мать
Деметрой на Олимпе был представлен архетип матери. Ее самыми важными ролями были роли матери (дочь — Персефона), той, кто питает (богиня плодородия), и подательницы духовной пищи (Элевсинские мистерии). Хотя и другие богини были матерями (Гера и Афродита), связь с
Любовь прекрасная и ужасная
Любовь прекрасная и ужасная
Не удивлюсь, если ты решил начать читать мою книжку именно с этой главы. Потому что для молодого человека (или барышни) непременно наступает такой момент в жизни, когда ничего, кроме любви, не интересует.Все, что непосредственно не касается
Мать
Мать
Если говорить о положительной роли матери, то каждой женщине приходится играть ее первое время знакомства с мужчиной, если она действительно хочет гармонизировать свои взаимоотношения с ним.Ваш мужчина уже испытывал на себе разные влияния женщин и закрылся. Он
Мать
Мать
«Так нельзя разговаривать с матерью!»Эту фразу часто произносят отцы, отстаивая авторитет матери и ограничивая хотелки ребенка. Она должна произноситься даже в том случае, если родители разведены, что является свидетельством уважительного отношения отца к матери.
Мать
Мать
Такие женщины очень привязаны к детям и у них сильно развит материнский инстинкт. Они настолько привыкли полностью себя отдавать, что иногда совершенно забывают о себе и своих потребностях. Они зависимы от мнения других людей, особенно если эти люди в чем-то сильнее
Мать
Мать
Этого чувства близости и нераздельности существования у меня никогда не было в отношении к матери. Прежде всего, она мало возилась со мною, занятая Люсей и потом другими детьми. Сдержанная, замкнутая, гордо-застенчивая в проявлении чувств, преувеличенно-стыдливо
Мать
Мать
Работали мы со всей семьей. И с матерью Арины, Ольгой, тоже. Оля при встрече, как обычно, винила во всем себя.– Когда ты обвиняешь себя, всегда найдутся люди, которые будут тоже тебя осуждать. За что ты так строга к себе?– Я не дала ребенку отцовскую любовь.– Как ты,
1
Первый слайд презентации: Образ матери в русском фольклоре
Изображение слайда
2
Слайд 2: Образ мамы
Образ матери, ее любовь к детям появился еще в русском фольклоре. Мама – это самый родной и любимый человек в мире. Для нас мама на свете всего одна. Никто никогда не полюбит нас так, как любимая мама. Она всегда поможет и даст самый лучший совет. Мамины руки самые нежные и добрые. Она прекраснее всех на свете! Рассмотрим образ мамы в пословицах, поговорках, потешках, сказках, частушках, колыбельных. Они показывают о важности мамы в жизни каждого человека. Любовь к матери человек проносит через всю свою жизнь.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Пословицы и поговорки о маме
Больному плохо – лишь мать заплачет.
Всякой матери своё дитя мило.
Возле матери и без хлеба не умрёшь.
Всё купишь, только отца и матери не купишь.
В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
Для матери ребёнок до ста лет дитёнок. Любящая мать – душа семьи и украшение жизни. Материнское терпение всё перетерпит.
Изображение слайда
4
Слайд 4: Потешки о маме
Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто маму не слушает? Кто кашу не кушает? Кто отцу не помогает? Забодает! Забодает! Забодает!
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила! Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Ты чашки не мыл! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!»
Изображение слайда
5
Слайд 5: Частушки о маме
Мы все мамины приказы
Выполняем с папой сразу,
Глажу я свою рубаху,
Он стирает пыль со шкафа!
Мама вкусно накормила И красиво нарядила. Вот какая мама, Золотая прямо!
Мама, милая ты наша, Все мы тебя любим. Огорчать и обижать Мы тебя не будем!
Это слово говорим Каждый раз по двести раз: Мама, дай! Да принеси! Мама, мама, помоги!
Если мама улыбнётся И нам станет веселей. Пожелаем нашим мамам Много добрых, светлых дней!
Изображение слайда
6
Слайд 6: Сказки о маме
” Сказка о глупом мышонке ” — это замечательное стихотворное произведение Самуила Яковлевича Маршака. История, как мышка мать подбирала няню для своего малыша.
” Волк и семеро козлят ” — это интересная русская народная сказка для детей.
История о волке, который обхитрил козлят, но мать коза потом спасла их.
” Умка Четвероногие друзья ” — добрая и успокаивающая сказка про медведей для детей, которую написал Юрий Яковлев. Эта история о медвежонке, которого зовут Умка. Его мама очень добрая и мудрая медведица, она учит Умку делать берлогу, рассказывает ему про людей, учит ловить рыбу.
” Сказка про маминых помощников ” – это сказка о том, что чистота и красота сделают наш мир лучше. Вымытая посуда, чистые столы, блестящая раковина – и благодарная улыбка мамы вам обеспечена.
Изображение слайда
Изображение слайда
8
Последний слайд презентации: Образ матери в русском фольклоре: Колыбельная о маме
Колыбельные о маме,
Слушай кроха и внимай,
Никого не будет ближе,
Ты с рожденья понимай.
И накормит и оденет,
Поиграет, пожалеет,
Поцелуями покроет,
Нежно спать тебя уложит.
Закрывай глаза большие,
Мама рядом, так и знай,
И конечно сон твой кроха,
Будет мама охранять!
Изображение слайда