«Морозко» главные герои сказки
«Морозко» — одна из самых интересных и любимых сказок, добрая и поучительная. Русская народная сказка «Морозко» существует в разных интерпретациях. В разных регионах нашей страны она рассказывается по-разному. Единым во всех сказках остается лишь сюжет. Во всех разновидностях сказки главные герои «Морозко» — муж с женой, дочка, падчерица и сам Морозко. Эта коротенькая сказка предназначена для детей младшего возраста, её с удовольствием читают и любят и взрослые. По мотивам этой сказки создан художественный фильм.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев «Морозко»
Главные герои
Морозко
Главное божество зимы.
Морозко – главный герой сказки, умеющий карать и миловать. Он укрывает землю снегом, одевает деревья серебряным инеем. Морозко ценит и уважает честных людей, тех, кто не боится никакой работы. Трудолюбивых он может одарить богатыми подарками, ленивых – наказать. Морозко ходит по земле, морозит до треска деревья, проверяет, всё ли в порядке в его владениях. Смотрит, нет ли кого в лесу, некоторым он помогает, а других может заморозить насмерть.
Дочь старика
Трудолюбивая красивая девушка.
Когда умерла её мать, отец женился на другой, так девушка стала падчерицей. Старуха не любит её. Девушка выполняет всю работу по дому: ухаживает за скотиной, носит дрова и воду, прибирает в доме. Когда старуха отправила её в лес, она стала замерзать под деревом. Морозке понравилась скромная и почтительная девушка, и он её наградил богатыми подарками.
Дочь старухи
Родная дочь старухи.
Живёт в неге и холе, старуха её любит, работать не заставляет, наряжает её в красивую одежду, кормит вкусно. Мечтает выдать замуж за богатого жениха. Старухина дочь ленивая, неприветливая, грубая, высокомерно относится к сестре. Ничего не делает, только любуется на себя в зеркало. Любит красивую одежду, дорогие подарки. Характером родная дочь старухи с раннего детства похожа на свою злую мать. Попав в лес, грубостью отвечает Морозке, и он замораживает старухину дочь до смерти.
Второстепенные персонажи
Старик
Родной отец главной героини.
В сказке «Морозко» герой, который является самым безвольным и несчастным. Это бессловесный, забитый и запуганный своей строптивой женой мужик, который беспрекословно выполняет все её прихоти и желания. Он даже не смог воспротивиться тому, что жена приказала бросить его родную дочь в лесу, и безропотно ей подчинился. Рад, что дочь осталась жива. Добрый, жалостливый, но бесхарактерный и слабый.
Старуха
Мачеха главной героини.
Вредная старуха, злая и деспотичная. Держит в страхе всю свою семью. Издевается над стариком и своей падчерицей, постоянно их оскорбляет и унижает. Заставляет её работать с утра до ночи, хочет выжить из дома. Любит и жалеет свою родную дочь. Приказывает старику избавиться от его дочки, заставляет увезти её в лес и бросить. Жадная и завистливая, увидев богатство падчерицы, не задумываясь отправляет в лес и родную дочь. Увидев мёртвую дочку, пожалела, но уже поздно.
Жучка
Маленькая собачонка, которая живёт в семье./span>
Жучка сообщает старухе, что дочь старика получила богатство и её скоро возьмут замуж. Во второй раз она сообщает, что старухину дочь привезут мёртвой.
В этом описании дана характеристика персонажей из русской народной сказки «Морозко». Сказка учит уважению взрослых, трудолюбию и вежливости, тёплым внутрисемейным отношениям. На примере старухи высмеивает человеческие пороки, такие как зависть и жадность.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Российский Дед Мороз имеет немало родственников на европейском и американском континентах. В США и Канаде это Санта Клаус, в Финляндии это Йоулупукки, в Швеции — Юлтомтен, в Норвегии — Юлебукк, в Дании — Юлеманден. В Великобритании Деда Мороза зовут Фазер Кристмас, «отец Рождество» — так же, как во Франции — Пер Ноэль и в Италии — Баббо Натале. Каждый из этих персонажей имеет свое имя, черты, отличающие его от собратьев, и свою историю. Изучение связей и степени родства между новогодне-рождественскими Дедами разных национальных традиций могло бы стать темой не одного исследования. Но в преддверии наступающего Нового года интереснее еще раз обратиться к своему Деду Морозу и проследить его родство «по вертикали». Откуда он родом, были ли у него предшественники?
Как следует уже из его имени, это зимний персонаж. Он связан с зимним холодом, морозом. Об этом говорит и его облик: Дед Мороз носит длинную до пят шубу, шапку с меховой оторочкой и валенки. Дед Мороз — персонаж преклонных лет, о чем свидетельствует окладистая белоснежная борода, и то, что ходит он, опираясь на посох. Он появляется в переломное время, когда уходящий год сменяется наступающим. Одна из главных функций Деда Мороза на новогодней елке — дарить детям подарки, которые служат наградой за исполненное стихотворение или песенку.
Все эти хорошо знакомые черты Деда Мороза уходят корнями в пласты народной культуры — они встречаются в мифологии, обрядах и фольклорных образах. Так, в славянской мифологии есть персонажи, в облике которых можно увидеть некоторый намек на сходство с Дедом Морозом, а именно связь с зимним периодом. Это Позвизд (Посвист) — божество, атрибутом которого был снег, и Карачун (Корочун) — злой дух внезапной смерти, гибели, а также название зимнего солнцеворота.
Более близким Деду Морозу, чем мифологические духи, является одноименный персонаж календарных обрядов. Его «характер» раскрывается через фольклор, бытующий в составе обряда, — приговоры-заклинания.
На территории центральной и западной России (в Московской, Владимирской, Псковской и Смоленской губерниях) бытовал обряд кликанья, или кормления, мороза. Он приурочивался к зимнему или весеннему периоду – святочному (Рождество, Васильевский вечер, крещенский сочельник) или пасхальному (Великий четверг, день Пасхи) праздничному циклу. Оба эти периода воспринимались как граница – между старым и новым годом, между зимой и весной. Кликали мороз в полночь (в святки), утром или днем (в пасхальном цикле). Хозяин или хозяйка — член семьи, обладавший наиболее высоким статусом, выносил для мороза обрядовое угощение — овсяный кисель, кутью или блины, позже — похлебку, щи. Угощение оставляли на окне, в подполе или выплескивали за порог, приговаривая:
— Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито и поле оберегать, градом не бить, червем не точить и всему бы в поле целу быть.
— Мороз, мороз, не бей наш овес, нашу рожь! Бей дуб, да клен, да бабий лен, да конопли, как хочешь, колоти!
— Мороз, Мороз Васильевич! Ходи кутьи есть! Цeпом голову проломлю, метлой очи высеку! Мороз, Мороз Васильевич!
Ходи кутьи есть! А летом не бывай: цeпом голову? проломлю, метлой очи высеку!
Целью обряда было умилостивить мороз, чтобы предохранить всходы от заморозков. В словесной части обряда мороз предстает, с одной стороны, как явление природы и в то же время некое одушевленное существо, могущее навредить. Но с ним можно договориться с помощью угощения и уговоров (попытавшись заручиться его поддержкой, направить его внимание на другой объект) или угроз — и даже получить от него ответ. В вариантах обряда «мороз» на приглашение поесть кутьи мог отвечать голосом кого-либо из членов семьи: «Спасибо, я наелся. Сел на коня и полетел через поля, и леса, и долы, и высокие горы!»
Наиболее разработанным образ мороза является в повествовательных фольклорных жанрах. Чаще всего он появляется в сказках. В некоторых сказочных сюжетах сохраняется память об обряде закликания, а именно о той ситуации, которую обряд был призван предотвратить. В одной из сказок в собрании А.Н. Афанасьева рассказывается: «Посеял мужик дикушу (гречу); она взошла, зазеленела. Раз вышел мужик в поле, смотрит – дикуша прибита, примята: «Какой бы это злодей натворил!» Воротился домой, рассказал про свое горе жене, а она его в толчки: «Это, — говорит, — Мороз натворил».
Сказочный Мороз разный. Мороз, который изображается в волшебных сказках, совсем не похож на Мороза в сказках о животных. Но и в тех, и в других он чем-то напоминает обрядового «Мороза Васильевича»: это существо далеко не безобидное. Того, кто не пришелся ему по душе, он безжалостно замораживает насмерть. Так, в сказке «Мороз, Солнце и Ветер» он угрожает из мести заморозить героя, который не поприветствовал его должным образом. Так же и в сказке «Морозко» о падчерице, которую отец по велению злой мачехи везет зимой в лес: не дождавшись от мачехиной родной дочки «умных речей», либо, в другом варианте, за ее попытку ложью выманить у него подарки, Морозко убивает. При этом Морозу свойственна разумность, его можно привлечь на свою сторону с помощью «правильных» ответов, как это делает падчерица: «Очутился он [Морозко] и на той сосне, под коёй девица сидит, и сверху ей говорит: «Тепло ли те, девица?» — «Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!» Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощелкивать. Мороз спросил девицу: «Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная?» Девица чуть дух переводит, но еще говорит: «Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!» Мороз пуще затрещал и сильнее защелкал и девице сказал: «Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?» Девица окостеневала и чуть слышно сказала: «Ой, тепло, голубчик Морозушко!» Тут Морозко сжалился…» Выдержавшую его испытание падчерицу он щедро награждает — дарит ей шубу, «сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого», платье, «шитое и серебром и золотом». («Народные русские сказки А.Н. Афанасьева».)
В этой сказке Морозко приобретает роль, близкую той, которую выполняет Дед Мороз на новогодней елке — роль вознаграждающего за правильное поведение. С той разницей, что в сказке она выражена более отчетливо. Награждая падчерицу, которая выполняет любую работу по хозяйству и старается всем угодить, Морозко восстанавливает высшую справедливость.
Кроме сказок мороз в фольклоре отражен в так называемых малых жанрах –пословицах, поговорках, загадках, приметах. В приметах это не более чем упоминание природного явления:
«От Спиридона солнце на лето, зима на мороз».
«В Новый год сильный мороз и малый снежок – к урожаю хлебов».
А вот в загадках и поговорках мороз, как и в сказках, выступает как некто имеющий самостоятельную волю и небезопасный:
«Мороз невелик, да стоять не велит».
«Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет».
Можно говорить об определенном сходстве мороза в разных жанрах фольклора. Как обрядовые, так и необрядовые
жанры составляют единое поле его существования, между ними есть некоторая преемственность. Во всех них мороз выступает как двойственный образ. Он представляет собой природную стихию, но эта стихия одушевлена, персонифицирована, отличается чертами, свойственными живому существу. Больше всего человеческих черт у Мороза в сказках. Сказочный Морозко из всех наиболее близок Деду Морозу — он одаривает положительного героя (героиню).
Конечно, и среди мифологических образов, и в обрядах, и в фольклоре есть много других черт, не проявившихся в современном облике Деда Мороза, поскольку он в большой степени — результат литературной обработки, практики советских обрядов и наконец влияния западноевропейской традиции. Но важно, что у него все-таки есть «предшественники» в народной культуре. Обращение к ним позволяет увидеть этот образ несколько иначе, приоткрывая в нем новые смыслы.
- 4 февраля 2021
Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.
Необходимым читательским умением является умение анализировать художественный текст исходя из принципа единства формы и содержания. Сложносоставное умение анализировать текст предполагает, в частности, умение вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности.
Именно в таком виде анализа кроются возможности дальнейшего эстетического развития ребенка-читателя, а также огромный потенциал для развития логического мышления и всех его операций, включая операции сравнения, анализа, обобщения и т.д.
Сопоставительный анализ целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом.
Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.
Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть специфику литературной сказки.
Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:
- сильнее выражена изобразительность
- образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
- ярко выражена авторская позиция
- в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность
Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми. Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи урока:
- Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
- Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
- Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.
Ход работы на уроке
За несколько дней до проведения этого урока учитель дает задание учащимся прочитать народную сказку «Морозко». На самом уроке на партах учащихся лежат экземпляры этой сказки. Дети делятся впечатлениями о народной сказке.
После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает:
► Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
Сказки о животных |
Волшебные сказки |
Бытовые сказки |
«Лиса и тетерев» «Теремок» |
«Сивка-бурка» «Иван-царевич и серый волк» «Хаврошечка» |
«Как мужик гусей делил» «Каша из топора» |
Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки:
► Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
- волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
- волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
- волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
- волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).
После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.
► К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.
► Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
► Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.
Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.
Постановка учебной задачи:
► Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
- чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
- сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
- волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.
После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос:
► Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:
- волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
- героини – резко противопоставляются по характеру
- финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
Сказка «Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича
В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос:
► Чем различаются эти сказки? Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.
«Морозко» |
«Мороз Иванович» |
1. Падчерица и родная дочь |
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья |
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее |
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама |
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу |
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность |
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо |
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо |
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает. |
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана. |
В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
- Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
- Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
- Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
- Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
- Концовкой, гуманной и нравоучительной.
► А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.
Вопросы викторины:
- «Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
- «Почему вода в колодце и летом студеная?»
- «Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
- «Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»
После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки).
Автор: Е.В.Посашкова,
кандидат филологических наук
Перейти на сайт автора
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Сказка «Морозко» — одно из самых известных произведений русского народного творчества. В ней рассказывается о доброй и хозяйственной девушке, вознагражденной лесным колдуном за скромность и трудолюбие. Ознакомление с кратким содержанием сказки «Морозко» и характеристикой ее главных героев поможет читателю понять, какую важную роль в жизни играют уважительные отношения в семье, а также позволит убедиться, насколько вредны лень и невежество.
Оглавление:
- Краткий пересказ
- Характеристика центральных персонажей
- Описание второстепенных героев
- Анализ сказки
- Экранизация произведения
Краткий пересказ
На тихой окраине забытой богом деревушки стояла захудалая изба, в которой коротали дни старик, бабка, ее дочь Марфуша и падчерица Настенька. Все хлопоты по дому были взвалены на плечи последней. Девушка ходила за водой, кормила скотину, колола дрова, но ворчливая мачеха вечно оставалась всем недовольна. Вместо благодарности за тяжелый труд каждый раз в адрес Настеньки летели одни упреки и бранные слова, и даже родной отец не мог за нее заступиться, поскольку боялся жену как огня и во всем ей повиновался.
Главная героиня привыкла к неуважительному отношению к себе, однако это не отразилось на ее характере. Девушка достойно выдержала все испытания, которые ей приготовил Морозко — справедливый и добродетельный лесной волшебник. В зимний лес Настеньку отправила злая мачеха, надеясь, что падчерица замерзнет и не сможет выбраться из глухой чащи. Присев под елью и дрожа от холода, девочка стала размышлять над тем, как ей вернуться домой.
Внезапно перед ней предстал прогуливающийся неподалеку Морозко и начал что есть мочи дышать на нее холодным воздухом, испытывая Настеньку на прочность. Периодически он спрашивал, тепло ли ей сидеть в сугробе, и девушка, чувствуя, как немеют конечности, отвечала, что она в порядке. Восхищенный мужеством юного невинного создания, волшебник решает наградить падчерицу дорогими подарками. Девушка получает от него теплую шубу и сундук с драгоценностями.
Как только девушка перешагнула порог избы, мачеха бросилась к ней с расспросами, чтобы выведать, где мерзавка раздобыла шикарные убранства. Старуха была возмущена, почему падчерица удостоилась таких даров, а ее родная дочь сидит без приданого, поэтому приказала старику отвести Марфушу в лес для получения подарков.
Ленивая и завистливая, как и мать, девушка не умела почтительно разговаривать со старшими, чем сильно разозлила Морозко. К нему все относятся с большим уважением и даже побаиваются, а тут наглая девица осмелилась что-то от него требовать. Разгневанный волшебник поднял снежную бурю, в результате чего Марфуша насмерть замерзла в сугробе.
Утром старик запряг сани и поехал в лес, чтобы привести старухину дочь обратно. Когда бабка увидела мертвую Марфушу, закричала во весь голос, стала раскаиваться, но невозможно было повернуть время вспять.
Характеристика центральных персонажей
Известно несколько интерпретаций поучительной сказки «Морозко». В разных уголках страны ее рассказывают по-своему. Единым во всех произведениях волшебного характера остается только сюжет. Во всех вариантах русской народной сказки присутствуют следующие герои:
- Морозко. Сильный и могущественный лесной волшебник, владыка зимы, повелитель снежной бури, умеющий карать и щадить. Только от него зависит, будет ли на улице сильный мороз, а на ветках деревьев — серебряный иней. Он добродушен к честным и трудолюбивым людям и презирает тех, кто склонен к жадности и лени. Некоторых он щедро одаривает, а других может убить, заморозив в снегу.
- Настенька. Трудолюбивая девушка с приятной внешностью, наделена положительными качествами. Когда она лишилась матери, ее отец взял в жены другую женщину. Мачеха сразу же невзлюбила робкую девушку. Образ героини складывается из двух факторов: внешнего влияния злой старухи и внутреннего состояния духовного мира. Несмотря на хамство и грубость, с которыми ежедневно сталкивается падчерица, она не превращается в озлобленную домохозяйку. Ее можно охарактеризовать как нравственно чистого человека, не сломавшегося под напором внешних обстоятельств.
- Марфуша. Избалованная и высокомерная дочь старухи является отрицательным персонажем сказки. Это полный антипод Настеньки. В отличие от сводной сестры она совсем не выглядит красавицей, хотя без устали любуется собой. Мать печется о ее питании, все время наряжает ее в изысканные платья и не допускает, чтобы чадо перетрудилось. Главная мечта старухи — выдать дочь замуж за богатого жениха. Скверный характер девицы не понравился Морозко, поэтому он жестоко наказал грубиянку, восстановив справедливость.
Описание второстепенных героев
Прежде чем записывать краткое содержание «Морозко» в читательский дневник, полезно кратко ознакомиться не только с главными героями произведения, но и со второстепенными персонажами. Среди них есть фигуры, через слова и поступки которых раскрывается основная мысль сказки. Детального анализа заслуживают:
- Старик. Самый несчастный, безвольный и бесхарактерный герой. Запуганный деспотичной женой, он даже не может уберечь свою единственную дочь от коварного плана старухи. В основном он молчит, беспрекословно выполняя прихоти и желания жены. Образ отца крайне важен для понимания сути сказки. Наглость и избалованность Марфуши и авторитаризм мачехи во многом связаны с тем, что отец в семье, по сути, является пустым местом, никто не считается с его мнением. Угодничество и малодушие мужчины привели к тому, что Настенька оказалась загнанной в настоящее рабство, а Марфуша, наоборот, жила на всем готовом.
- Мачеха. Вредная и властная женщина, держащая в страхе всю семью и готовая пойти на многое, чтобы обеспечить своей ненаглядной дочурке беззаботную жизнь. Любовь к Марфуше проявляется в стремлении оградить девочку от хозяйственных хлопот. В сказке высмеивается и порицается чрезмерная опека. Женщина не гнушается пользоваться бранными словами и при любом удобном случае кричит на мужа и падчерицу. Будучи жадной и завистливой, она не может смириться с тем, что у Настеньки появились дорогие наряды и украшения, поэтому отправляет в лес Марфушу. Наказанием за ее неправильные жизненные ориентиры становится смерть дочери.
- Жучка. Маленькая собачка, живущая во дворе стариков и выполняющая в сказке роль вещуньи. Именно от нее мачеха узнает, что старикова дочь получила богатства, затем она сообщает о смерти Марфуши от рук Морозко.
Анализ сказки
В известной многим с детства сказке «Морозко», имеющей нравоучительную направленность, осуждаются человеческая зависть и жадность, а также говорится о том, как важно иметь доброе сердце, быть отзывчивыми и трудолюбивыми.
Произведение воплотило в себе народную мудрость, изложенную в доступной для юных читателей форме, в связи с чем оно подойдет как для внеклассного чтения, так и для изучения на уроке. Здесь есть предостережение и демонстрация положительной модели поведения. С помощью сказки дети учатся осмысливать свои поступки, отличать добро от зла, хороших людей от плохих. Обретая опыт решения проблем «сверхъестественным» путем, ребенок переносит его в реальную жизнь.
Поведение отрицательных персонажей заслуживает неодобрения, а наказание, которое заслуженно понесла Марфуша, воспринимается читателем как торжество справедливости. Трагическая концовка показывает, насколько менталитет русского человека не приемлет угнетения беззащитных, а также какая расплата следует за совершенные злодеянья.
Некоторые эксперты обвиняют авторов сказки в чрезмерной кровожадности и настаивают на том, чтобы дети с неустойчивой психикой не читали произведения, где присутствуют сцены расправы над героями.
Сказка, как и подобает этому литературному жанру, написана лаконичным и предельно простым языком. Слова в уменьшительно-ласкательной форме употребляют лишь Настенька и Морозко, что лишний раз подчеркивает положительные стороны этих героев. Благодаря чтению сказки речь ребенка обогащается эпитетами, которых здесь предостаточно, малыши начинают образно мыслить. Способность наделять предметы волшебными свойствами, вера в одушевленность неживой природы — типичная черта детской психики. За внешне неправдоподобной сказочной сюжетной линией отчетливо прослеживается реальная история жизни русского народа.
Экранизация произведения
По русской народной сказке «Морозко» снят одноименный фильм, в котором образ Настеньки раскрывается не через призму ее веры в Бога. Это было продиктовано идеологическими требованиями советской эпохи. Соответственно, зрителю сложнее понять, откуда бедная девушка черпает свои духовные силы. Может показаться, что героиня по своей природе является покорным человеком, но тогда сказка лишается поучительного и религиозно-нравственного момента.
Злые силы из фильма никуда не исчезли, наоборот, к ним добавились такие отрицательные герои, как Баба-яга и разбойники. Положительные персонажи представлены справедливым и великодушным волшебником Морозко и старичком-боровичком.
Сказка «Морозко» хранит вековую мудрость русского народа. Задача современных родителей и школьных учителей — сохранить связь поколений и помочь правильно понять философскую мысль произведения.