Образ народа в сказках салтыкова щедрина

Михаил Евграфович Салтыков — творческая личность, неотъемлемо связанная с русской литературой. Писатель в основном создавал сказки под псевдонимом Николай Щедрин. Произведения наполнены сатирой и едкой иронией, которые высмеивают поведение и характер людей, представителей различных слоев общества.

С легкой авторской руки смысл пропадает как бы между строк, а сказка напоминает добрую и совершенно незатейливую историю, рассказанную матерью ребенку. Литературные приемы позволили писателю показать общественно-политическое устройство государства, роль людей в политической жизни, их отношение к действительности. Часто персонажи перевоплощаются в животных, что позволило автору избежать цензуры и, как следствие, запрета на издательство литературы. Юмор уличает человека и его отрицательные черты характера.

Русский народ в произведениях писателя представлен помещиками, представителями власти и крестьянами, которые занимают преимущественную часть общества. Помещики в произведениях предстают жадными и корыстными. Чиновники оказываются исключительно глупыми и на редкость продажными. Мир сказок населяют и лица крайне неприятные, среди которых лицемеры, трусы. Место нашлось и для умеренных либералов. Центральный образ отдан крестьянам, во многом настоящему русскому народу, который оказывается простым и работящим. Эти люди готовы на подвиги, способны на самопожертвование. Крестьяне отличаются от помещиков отсутствием хитрости и злобы, это потрясающие личности, которые остаются добрыми в любой ситуации. Собирательный образ русского народа наполнен любовью писателя, наделяющего помимо прочего людей честью, совестью, умом и храбростью.

Крестьяне в произведениях Салтыкова-Щедрина способны практически на все. Их труд и стремление к взаимопомощи затмевает невежество и корысть господ. Последние особенно выгодно теряются на фоне простых людей, что позволяет читателю увидеть, что в большинстве своем Россию населяют прекрасные и многогранные личности, которым лишь немного не достает образования.

Образ помещиков всегда комичен и карикатурен. Деспотичное сословие захватило власти и не потерпит непослушания со стороны простого населения. Мироеды возомнили себя богами, которым позволено распоряжаться судьбами людей. Фактически, они все считают личной собственностью. Это зарождает основную мысль и центральную проблему произведений Салтыкова-Щедрина — взаимозависимость и слабость добра перед злом. Примечательна на эту тему и работа «Дикий барин», где помещик запрещает поить и кормить животных на своей территории.

Таким образом, в сказках Салтыкова-Щедрина читатель видит постоянное противостояние крестьян и помещиков. Первые представлены в положительном амплуа, отличаются добротой и совестливостью. Барине же высмеиваются, часто «переселяются» в животных, оказываются грубыми и нахальными личностями.

Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его “Сказки”, которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно.

Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную простому читателю.
Как и во всех произведениях Салтыкова-Щедрина, в сказках противоборствуют две силы: народ и его угнетатели. Народ выступает здесь под масками добрых, беззащитных, обездоленных зверушек, а эксплуататоры – под масками хищников. Это басенная традиция, Которую еще развивал в своем творчестве великий русский баснописец Крылов.

Во всех сказках присутствует обобщенный образ труженика, над Которым издеваются угнетатели. Это и Коняга, представляющий собой символ рабочей и крестьянской Руси, и мужики из повести “Как один мужик двух генералов прокормил”, и многие другие.
Изображая тяжелую жизнь трудового народа, Щедрин сочувствует ему, но в то же время и скорбит о его смирении и покорности, безмерном послушании. Горький смех чувствуется сквозь строчки автора, когда он рассказывает нам, как мужик свил себе веревку. Практически во всех сказках писатель рисует мужика с любовью, показывая его великую силу и благородство. Народ в его произведениях честер добр, смел и умен.

Он может сделать все: и себя с барином прокормить избу построить, и коня подковать, и одежду сшить, и “море-океан” перемахнуть. Угнетатели лее в сказках выглядят нелепо, смешно, автор смеется над их беспомощностью, невежеством, невозможностью прожить без мужика. Щедрин высмеивает такие человеческие пороки, присущ хозяевам жизни, как жадность, скупость, деспотизм, полное невежество.

Все это прекрасно видно в салтыковском сборнике, вспомним хотя бы двух генералов или дикого помещика из одноименной сказки.
Одной из основных идей, которые проповедует автор в своих произведениях, является освобождение крестьян от ига самодержавия в лице помещиков. Лучше всего это видно в сказке “Дикий помещик”, где автор как бы собрал воедино все свои мысли и идеи по этому поводу. Здесь особо остро поставлена проблема взаимоотношений между замученным народом и крепостниками: “Скотина на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля!

И земля, и вода, и воздух – все его стало. Лучины не стало мужику светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести”.
Автор показывает, что происходит с помещиком брошенным крестьянами: он становится лютым хищником, немытым, небритым, умирающим от голода. И тогда мы видим, что нет жизни барину без мужика, не может помещик куска хлеба себе сам добыть. Но как только возвращается народ, все становится на свои места.

Этим Щедрин хочет сказать нам, что народ – создатель богатств, а его хозяин – лишь потребитель.
Олицетворением обывательщины стал “премудрый пискарь”, который всю свою жизнь провел, прячась, боясь и опасаясь всех и вся. Целью жизни этого “просвещенного, умеренно либерального труса стало спасение своей шкуры, избежание неприятностей, уход от всех жизненных проблем. Пусть он и дожил до глубокой старости, но жизнь его была так пуста и ничтожна, что, кроме усмешки и презрения, никаких чувств у читателя не вызывает.
Целый ряд сказок посвящен высмеиванию Царской власти и государственного устройства. “Орел-меценат” является пародией на просвещенную Русь. Автор в лице Орла изображает правителя и его приближенных, которые уничтожают культуру, науку для достижения своих приземленных, материальных целей.
Несмотря на любовь к народу, писатель не мог не отразить такие его качества, как долготерпение, смирение, покорность. Автор говорит о том, что только сам народ может помочь себе, исправить свое приниженное, бедственное, подневольное положение.
Нельзя не упомянуть и о языке сказок Щедрина. Создавая их, писатель опирался на опыт народного творчества, о чем свидетельствует наличие множества пословиц, поговорок, присказок. Язык иносказания нашел отражение в этих произведениях, видоизменившись соответственно жанру политической сказки. Автор говорит о далеком прошлом или о каком-то неведомом месте, а на самом же деле он описывает современную ему действительность: “Нынче этого нет, а было такое время…”.

Щедрин прибегает к аллегории, использованию масок из животного мира которым все же не удалось скрыть свое социально-политическое содержание и идеи.
Во все времена тема народа, его жизнь и судьба волновали русских писателей. Не был исключением в этом ряду и Салтыков-Щедрин со своими сказками.

Loading…

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

Сегодня трудно представить русскую классическую литературу без творчества великого писателя Михаила Евграфовича Салтыкова. Свои произведения он создавал под псевдонимом Николай Щедрин. Среди всего созданного пером автора особое место отведено сказкам, наполненным сатирическим содержанием. «Сказки для детей изрядного возраста» наполнены едкой иронией. Разгадать смысл, вложенный в эти произведения , может лишь тот, кто умеет читать между строк.

Пользуясь литературными приёмами, Щедрин иносказательно показывает читателю существующее общественно- политическое устройство государства и людей, населяющих его. Своим персонажам писатель зачастую обличает в образы животных. Такой приём помогает Михаилу Евграфовичу избежать сложностей с цензурой. Хлёсткий юмор направлен на высмеивание уродливости самых постыдных человеческих черт.

В сказках Щедрина высмеиваются жадные и корыстные помещики, глупые и продажные чиновники, попы,  генералы. Автор не обходится  без насмешек в адрес бездельников, лицемеров, трусов, умеренных либералов. Одним из главных персонажей сказок является русский народ. Простой, работящий, бесхитростный и беззлобный. Писатель с любовью создаёт собирательный образ народа. Он наделяет простолюдинов такими качествами, как честь, совесть, ум, храбрость, сила и благородство.

Этот народ способен на многое, ему многое по плечу. Но у него есть тяжёлая «ноша». Это невежественное, корыстное и деспотичное сословие господ, жирующих за счёт народа. Мироеды захватили власть и всё вокруг принадлежит им. Самих крестьян и рабочих они тоже считают своей собственностью. Проблема отношений между затравленным и измученным народом хорошо представлена в сказке «Дикий барин». Барин-самодур не позволяет водить скотину на водопой, потому что вода принадлежит ему. Нельзя домашнюю птицу выпустить за околицу, потому что земля – тоже барская. Всё, что есть вокруг, принадлежит барину.

И крестьяне безропотно, изо дня в день обрабатывают помещичью землю. Работают, не покладая рук, создавая материальные блага для своего хозяина. Такое послушание и покорность не находят отзыва в душе Щедрина. Он против рабской психологии. Описывая бедственное и зависимое положение народа, всю несправедливость такого положения, Щедрин показывает своё негативное отношение к существующему государственному строю.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Идиот Достоевского

    Роман Федора Достоевского «Идиот» — один из шедевров русской классической литературы. Интерес к этому произведению прослеживается до сих пор. И не только среди читателей нашей страны, но и за рубежом.

  • Образ и характеристика Глеба Капустина в рассказе Срезал Шукшина

    Ключевым персонажем произведения является Капустин Глеб, представленный писателем в образе деревенского жителя, работающего на пилораме.

  • Сочинение Почему рассказ называется Смерть чиновника?

    В рассказе главным героем является чиновник, которого зовут Иван Дмитриевич Червяков. А.П.Чехов намеренно преувеличивает ситуацию, сложившуюся между генералом и чиновником. Автору было важно создать этим иронию

  • Сочинение по произведению Бирюк Тургенева (7 класс)

    В цикл произведений «Записки охотника» И.Тургенева входит небольшой рассказ «Бирюк», в котором весь сюжет закручен вокруг главного героя, егеря Фомы.

  • Сочинение Почему Печорин лишний человек

    Григорий Печорин – главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Автор вложил в этого героя образ всей русской молодежной интеллигенции 19 века. Образ является собирательным

Народ и самодержавие в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры («Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик»). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, обнажают ее.

Одним из важнейших приемов при характеристике социальных типов в сказках Салтыкова-Щедрина является аллегория. Писатель ориентируется на народную сказочную и басенную традицию, использует привычные читателям образы. Хозяева жизни представлены в образах хищников: медведей, орлов, волков.

Собирательные образы обладают удивительными свойствами: они включают в себя целые социальные пласты, слои и прослойки общественного организма. Писатель пытается уловить нечто общее, типическое для той или иной группы людей.

Почти во всех сказках образ русского мужика обрисован автором с любовью, наполнен несокрушимой мощью, благородством. Мужик у Щедрина честен, прям, добр, сметлив и умен. Он может все: раздобыть пропитание, сшить одежду. Он покоряет природную стихию, шутя переплывает «океан-море».

Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими ничтожествами по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они убоги духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы.

Устами своих героев Щедрин прямо излагает собственное представление о современном ему социальном устройстве: «Орлы хищны и плотоядны – живут всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают». С этих слов начинается сказка об «Орле-меценате», они как бы сразу раскрывают перед читателем характерные обстоятельства из жизни царственного орла и дают понять, что речь идет совсем не о птицах. Орел «нарядил в кандалы» и «заточил в дупло навечно» грамотея-дятла, уничтожил соловья за его вольные песни, разорил ворон-мужиков. Это привело к тому, что вороны взбунтовались и оставили орла умирать голодной смертью. «Сие да послужит орлам уроком», – многозначительно заключает сатирик.

Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка «Медведь на воеводстве». В ней описаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Первые два Топтыгина занимались разного рода «злодействами»: один – мелкими, «срамными» («чижика съел»), другой – крупными, «блестящими» (задрал у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Третий Топтыгин не жаждал «кровопролитиев». Наученный опытом истории, он повел либеральную политику. В течение многих лет получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло терпение мужиков – и они расправились с «воеводой».

Погибли все, кто, избегая борьбы, всю жизнь прятался от неумолимого врага или покорно подчинялся, – гибнут и самоотверженный заяц, и карась-идеалист, и премудрый пескарь.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он старается показать, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные.

Салтыков-Щедрин показывает, что сопротивление возможно. Особенно ясно это прослеживается в сказке «Медведь на воеводстве», когда Правитель Топтыгин своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения – и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру». М. Е. Салтыков-Щедрин пытается найти истоки освобождения в самом народе, но сомневается в том, что народ сумеет осознать свою силу, а главное – использовать ее себе на благо. Помочь народу в этом – вот основная задача писателя.

Народ и господа в сказках м.Е.Салтыкова-щедрина

Его
сказки-то же сатира, и сатира едкая,
тенденциозная, более или менее направленная
против общественного и политического
нашего устройства.

Из
доклада царского цензора.

Где-то
я вычитал и запомнил мысль, что, когда
в искусстве выходит на первый план
политическое содержание произведения,
когда обращают внимание, прежде всего
на идейность, соответствие определенной
идеологии, забывая о художественности,
искусство и литература начинают
вырождаться. Не потому ли сегодня с
неохотой читаем мы «Что делать?»
Н.Г.Чернышевского, произведения
В.В.Маяковского, и уж совсем никто из
молодых не знает «идейные» романы 20-30
годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие.

Мне
кажется, что преувеличение роли литературы
как трибуны и арены политической борьбы
повредило и Салтыкову-Щедрину. Ведь
писатель был убежден, что «литература
и пропаганда — одно и то же». Салтыков-Щедрин-
продолжатель русской сатиры Д.И.Фонвизина,
А.Н. Радищева, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя
и других. Но усилил это художественное
средство, придав ему характер политического
оружия. От этого его книги были острыми
и злободневными. Однако сегодня они,
пожалуй, менее популярны, чем произведения
Гоголя. Не потому ли, что в них меньше
художественности?

И
все же трудно представить нашу классическую
литературу без Салтыкова-Щедрина. Это
во многом совершенно своеобразный
писатель. «Диагност наших общественных
зол и недугов»- так отзывались о нем
современники. Жизнь он знал не из книг.
Молодым сосланный в Вятку за свои ранние
произведения, обязанный служить, Михаил
Евграфович досконально изучил
чиновничество, несправедливость
порядков, жизнь разных слоев общества.
Будучи вице-губернатором, убедился, что
Российское государство, прежде всего,
заботится о дворянах, а не о народе, к
которому сам проникся уважением.

Жизнь
дворянской семьи писатель прекрасно
изобразил в «Господах Головлевых»,
начальников и чиновников — в «Истории
одного города» и многих других
произведениях. Но мне кажется, что вершин
выразительности он достиг в своих
небольших сказках «для детей изрядного
возраста». Эти сказки, как правильно
отмечали цензоры самая настоящая сатира.

В
сказках Щедрина множество типов господ:
помещиков, чиновников, купцов и прочих.
Писатель изображает их часто совершенно
беспомощными, глупыми, высокомерными.
Вот «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». С едкой иронией
Салтыков пишет: « Служили генералы… в
какой-то регистратуре… следовательно,
ничего не понимали. Даже слов никаких
не знали, кроме «Примите уверение в
совершенном моем почтении и преданности».
А когда оказались на необитаемом острове,
то думают, не написать ли доклад, ибо
всю жизнь жили по инструкциям».

Разумеется,
эти генералы ничего не умели делать,
только жить за чужой счет, полагая, что
булки растут на деревьях. Они едва не
умерли от голода на острове, где в
изобилии плоды и дичь. Но зато эти господа
знают главное средство безбедно жить:
найти мужика! Не беда, что остров
необитаемый: раз есть господа, то должен
быть и мужик! Он «везде есть, стоит только
поискать его! Наверное, он где-нибудь
спрятался, от работы отлынивает!»,-
рассуждают они. Сильнее нельзя поддеть,
противопоставить: всю жизнь занимавшиеся
бессмыслицей и бездельем, генералы
всегда считают мужика- работягу лодырем.
Ах, как много таких «генералов» в нашей
жизни, которые тоже считают, что они
должны иметь квартиры, машины, спецпайки,
спецлечебницы и прочее и прочее, а
«бездельники» обязаны работать. Если
бы и этих на необитаемый остров!..

Мужик
показан молодцом: все умеет, все может,
даже суп в пригоршне сварить. Но его не
щадит сатирик. Генералы заставляют
этого здоровенного мужичину вить для
самого себя веревку, чтобы не убежал. И
тот покорно исполняет приказ. В литературе
это называется преувеличением, но как
оно верно! Разве не на тех же крестьянах
держалась власть господ, когда одни
мужики следили за другими и усмиряли
их?

Если
генералы оказались на острове без
прислуги не по своей воле, то дикий
помещик, герой одноименной сказки, все
время мечтал избавиться от несносных
мужиков, от которых идет дурной, холопий
дух. Да и вообще он, столбовой дворянин
Урус-Кучум-Кильдибаев (иронический
намек на то, что над русским народом
сидели то потомки татар, то немцев),
белая кость, не может терпеть мужичья.
Крестьянам тоже не нравится их житье:
«куда ни глянут — все нельзя, да не
позволено, да не ваше! Скотинка на водопой
выйдет — помещик кричит: « Моя вода!»-
курица за околицу выбредет — помещик
кричит: «Моя Земля!».

Наконец,
мужицкий мир вдруг исчез. И остался
помещик один-одинешенек. И, конечно,
одичал. «Весь он… оброс волосами… а
ногти у него сделались как железные».
Намек совершенно ясен: трудом крестьян
живут баре. И потому у них всего довольно:
и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а
у крестьян всего мало.

Сказки
писателя полны сетований, что народ
слишком терпелив, забит и темен. Он
намекает, что силы, стоящие над народом,
жестокие, но не такие уж страшные.
Богатырь из одноименной сказки, которому
народ поклонялся целую тысячу лет, в
конце концов, оказался гнилым, у него
«гадюки туловище до самой шеи отъели».
Да, этот образ наводит меня на грустные
мысли о нашей жизни. В сказке «Медведь
на воеводстве» изображен Медведь,
который своими бесконечными погромами
вывел мужиков из терпения, и они посадили
его на рогатину, «содрали шкуру». Есть
и сказки, где крестьяне ищут правду.

Не
все в творчестве Щедрина интересно нам
сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель
своей любовью к народу, честностью,
желанием сделать жизнь лучше, верностью
идеалам. И многие его образы как бы
ожили, стали близкими, понятными мне и
моим ровесникам. Ведь разве не звучат
и ныне горькой правдой слова из сказки
«Дурак» о герое ее, что «совсем он не
дурак, а только подлых мыслей у него нет
— от этого он и к жизни приспособиться
не может»?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрина можно назвать пушкинской фразой «сатиры смелый властелин». Эти слова были сказаны А.С.Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин,вершина русской сатиры.

Произведения Шедрина при всем их жанровом многообразии романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно изображает целое историческое время, подобно «Божественной комедии» Данте и «Человеческой комедии» Бальзака. Но изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света.

Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов»,так отзывались о нем современники.

Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества.

Будучи вице-губернатором, убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в «Господах Головлевых», начальников и чиновников в «Истории одного города» и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Эти сказки, как правильно отмечали цензоры,самая настоящая сатира.

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали.

Даже слов никаких не знали».

Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они едва не умерли. Ах, как много таких «генералов» в нашей жизни, которые тоже считают, что должны иметь квартиры, машины, дачи, спецпайки, спецлечебницы и прочее и прочее, а «бездельники» обязаны работать. Если бы и этих на необитаемый остров! Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригорошне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух.

Наконец, мужицкий мир исчез. и остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. «Весь он… оброс волосами… а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие , но не такие уж страшные.

В сказке «Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру».

Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желание сделать жизнь лучше, верностью идеалам.

Щедрина надо знать, надо читать. Он вводит в понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно очищает его.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://sochinenia1.narod.ru/

Информация о работе «Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 3779 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Сказки Салтыкова-Щедрина

6349

0

0

… , присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок. б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно- …

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

876679

0

0

… гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился …

Особенности сатиры и юмора М.Е. Салтыкова-Щедрина

86097

0

0

… в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений. Рассмотрим основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве». Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических …

Жанровое своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

30034

0

0

… поэзии синонимических сочетаний, восходящих к фольклору идиоматических выражений; — устно-поэтической лексики; — многочисленных пословиц и поговорок и т. д. 2.2 Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина Работая над сказками, Салтыков-Щедрин поэтически реализует свои излюбленные представления о литературе как действенной пропаганде, как о школе гражданского воспитания. И как …

Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Коллекция сочинений: Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель-гуманист. В своих произведениях он показывает трагедию жизни русского крестьянства, встает на защиту народных интересов, выражает протест против несправедливого общественного устройства, обличает произвол «хозяев жизни». В сатирических сказках наряду с темой бесправного положения труженика ставится проблема его рабской покорности.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина выступает под масками добрых и беззащитных зверей, но часто и без маски, под именем «мужик». В одной из ранних сказок Салтыков-Щедрин с любовью рисует образ великого труженика. В произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик трудолюбив, умен, силен. Это настоящий богатырь, «громаднейший мужичина». Чтобы усилить мысль о том, что русский народ – главный кормилец, Салтыков-Щедрин использует гиперболы и гротеск. Мужик действительно может все. Не только поймать и обработать живность, сшить одежду, сварить суп в пригоршне, построить корабль, но и покорить стихийные силы природы: он шутя переплывает «океан-море». Мужик у Салтыкова-Щедрина является первоосновой и источником жизни. Автор поэтизирует его ловкость, находчивость, смекалку: «из собственных волос сделал силок и поймал рябчика». Этот человек нигде не пропадет, он мастер на все руки. Он действует, поэтому показан в постоянном движении, труде: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова». Мужик спас генералов от одичания, от неминуемой смерти. Без него не выжить никому.

Так и в сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин утверждает, что народ – созидатель и материальных, и духовных ценностей. С исчезновением мужика наступают голод и всяческие лишения, дворянин превращается в дикого зверя: «вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». Без мужика не только масло и мясо пропадают на базаре, но наступает и упадок культуры. Пословицы, поговорки – отражение мудрости и высокой духовности простого мужика.

Народ – истинная опора государства. Но он безропотно терпит притеснения. Когда же терпению приходит конец, мужики не восстают, а обращаются к «богу милостивому»: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» С горькой иронией сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения. Так и в «Повести о том…» мужик позволяет генералам привязать его к дереву веревочкой, которую он сам же сплел. Сильный, здоровый мужик покорно сносит гнет, издевательства, беспрекословно подчиняется глупым и беспомощным генералам.

Это неразрешимое противоречие усиливается в других сказках, созданных в 80-ые годы. Символом крестьянской России, замученной каторжным трудом, стал образ Коняги из одноименной сказки. С огромной силой сочувствия описывает автор тягловую лошадь: «Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». Образ страдающей «животины» сливается с образом доброго мужика, который «даром не калечит» своего помощника. Оба они страдают от напряженного труда: «Пройдут борозду из конца в конец – и оба дрожат: вот она, смерть, пришла! Обоим смерть – и Коняге и мужику; каждый день смерть». Работой исчерпывается весь смысл существования Коняги. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб.

В аллегорической форме Салтыков-Щедрин показывает истоки зарождения социального неравенства. Когда-то у Коня было два сына – Коняга и Пустопляс. Только Пустопляс угождал отцу, а Коняга не умел. С тех пор Коняге достается только солома, а его брату – овес. Изнеженные барские лошади оправдывают свой паразитизм циничными словами: «Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает». Пустоплясы – сытые бездельники, а Коняга – голодный труженик. Автор показывает противоречие между физической силой народа, его способностью обработать «бездну полей» и его душевной слабостью, вековой забитостью, покорностью судьбе.

Размышления сатирика о народной жизни приобретают драматическую остроту и в сказке «Кисель». Кисель – это тоже аллегория. Это скорбный символ рабской податливости народа. Сначала ели кисель господа, «и сами наелись, и гостей употчевали», а потом уехали «на теплые воды гулять», кисель же свиньям подарили. «Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла». Смысл иносказания очевиден: сначала господа доводили народ до разорения, а потом им на смену пришли прожорливые буржуа. Народ же покорно позволяет использовать его силы: «Кисель был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели». Даже еще радовался: «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят!»

Эта покорность народа чрезвычайно угнетает сатирика. Салтыков-Щедрин по своим убеждениям был демократом, социалистом. Он считал своим долгом способствовать пробуждению самосознания трудового народа. Поэтому он задает в «Коняге» горький риторический вопрос: «Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?»

«Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в России, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами даже гротеска. Можно сказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало,, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их. В сказках писателя отражаются многие «болезни» русского общества: глупость и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой, конечно, является тема «господа и народ». Именно ей посвящено большинство сказок.

Первой сказкой писателя была «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Начинается она традиционно для русских сказок: «Жили да были два генерала…» Но затем неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове.

И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Автор с нескрываемой иронией описывает, как генералы с недоумением осматривают остров и решают, как же им поступить в этих непредвиденных обстоятельствах: нужно ли писать доклад или пока воздержаться от этого? Остров, на котором очутились герои Салтыкова-Щедрина, буквально изобиловал всякой живностью: в лесу «рябчики свищут, тетерева толкуют, зайцы бегают», рыба в ручье «так и кишит», «на деревьях всякие плоды». Но глупые генералы раньше даже не представляли себе, «что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет»; один из генералов всю жизнь считал, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

И бедные герои при всем этом изобилии остаются голодными и затем чуть было не съели друг друга с голоду, но одному из них приходит в голову спасительная идея найти на острове мужика и заставить его работать на себя. И мужик, действительно, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязывали его к дереву, «чтоб не убег». А затем мужик сделал лодку и доставил генералов домой, на Подьяческую улицу, за что благодарные генералы «выслали ему рюмку водки да пятак серебра». Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему «от щедрот своих» крохи со своего стола.

Еще более ярко и выпукло эти отношения показаны в сказке «Дикий помещик». В ней изображение господ доведено до гротеска. Сатирик не только подсмеивается над глупым помещиком, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым, но изображает его ярко сатирически, гротескно. В сказке не только люди называют помещика глупым, но даже его друг-медведь. За что же князь удостоился такой «чести»? а за то, что довел своих мужиков до крайности, замучил штрафами и поборами до того, что взмолились мужики богу и упросили его избавить их от такого помещика. Добился глупый помещик своей цели: не стало в его имении мужиков, и воздух сделался чистый-пречистый. Но только об одном не думал князь: кто же будет холить и лелеять? И оказалось, что без своих Сенек помещик сам даже умываться не в состоянии.

Он быстро одичал, оброс волосами, стал ходить на четвереньках, «утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем». «Но хвоста еще не приобрел», — тут же иронически замечает автор. Оказалось, что без мужика не только помещик не может прожить, но даже само государство: кто же еще, кроме них, будет платить подати и повинности? Именно народ, крестьяне, простые мужики, как это ясно доказывает писатель, являются основной государства, а не глупые помещики и бестолковые генералы. Без них Россия проживет, а вот без мужика-крестьянина – нет.

Конечно, далеко не всегда писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке «Коняга» он сочувствует и сострадает Коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то время как его братья, Пустоплясы, весело проводят время. Автор всегда был на стороне народа, а не господ и пустоплясов, и это нашло отражение в его чудесных сказках.

М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Россия была полна противоречий, накопленных долгими годами крепостного права. Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в «Господах Головлевых», начальников и чиновников — в «Истории одного города» и многих других произведениях.

Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих произведений писателя, объединенных в цикле «Сказки». Михаил Евграфович прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское госу- дарство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина множество самых разных типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали».

Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Оказавшись одни, они едва не умерли. Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир исчезает, и помещик остается один-одинешенек. И, как показывает М. Е. Салтыков-Щедрин, начинает дичать. «Весь он… оброс волосами… а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: барин может воротить нос, но без крестьянина ему не прожить.

Обличению высших слоев общества посвящены и такие сказки, как «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь». В первой писатель высмеивает административные принципы России, во второй — псевдопросветительство. В третьей писатель обрушивает свою сатиру на весь общественный строй России и уподобляет царизм гниющему трупу мнимого богатыря. М. Е. Салтыков-Щедрин не упускает из виду ничего. Созданные им образы помещика, генерала, сказочных волков, лисиц, медведей и щук открывают читателям истинные лица помещиков, чиновников и новой буржуазии. Писатель показывает их мнимое великодушие: волк обещал помиловать зайца, орел простить мышь. Но писатель ниспровергает все, что может усыпить бдительность жертв: «Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, . хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».

Одним из важнейших приемов характеристики социальных типов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина становятся зоологизмы.

Писатель ориентируется на народную сказочную и басенную традицию, использует привычные читателям образы. Какие же животные становятся господами? Царские сановники преобразуются в сказочных медведей, свирепствующих в лесной чаще. Помещик похож на дикого зверя. Народ же — это замученный, забитый узкогрудый коняга, вся жизнь которого проходит в беспросветном труде и тщетных попытках найти правду, подобно ворону-челобитчику.

Источником раздумий писателя становится удивительный контраст между привычкой народа безропотно переносить трудности, пассивностью и огромной духовной стойкостью. Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он старается показать, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Он даже показывает, что сопротивление возможно: в сказке «Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру».

М. Е. Салтыков-Щедрин старается найти истоки освобождения в самом народе, но сомневается в том, что народ сумеет осознать свою силу. Помочь народу — вот основная задача писателя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ народа в лирике некрасова сочинение
  • Образ матери женщины в мифах и сказках
  • Образ наполеона в романе война и мир сочинение
  • Образ матери в русских народных сказках
  • Образ мастера в романе мастер и маргарита сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии