Образ насти из рассказа телеграмма

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Образ Насти в рассказе Телеграмма

Сочинение Образ Насти в рассказе Телеграмма Паустовского

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» рассматриваются важнейшие жизненные вопросы, имеющие огромное значение для любого человека. В произведении речь идет о том, насколько люди нередко не умеют ценить тех, кто является для них наиболее близким, и вспоминают о родных только тогда, когда уже ничего невозможно изменить и исправить.

Центральная героиня рассказа, пожилая и страдающая многочисленными заболеваниями женщина по имени Катерина Петровна, в одиночестве обитает в селении под названием Заборье. Рядом с Катериной Петровной не имеется ни одного человека, с которым она могла бы поговорить о том, что ее действительно интересует. Дочь женщины Настя давно проживает в Ленинграде и крайне редко пишет матери, фактически не приезжая ее навестить уже на протяжении ряда лет.

Настя выглядит в этой истории весьма неоднозначно. Она усердно трудится в Союзе художников, посвящая работе абсолютно все время и силы, она не успевает хотя бы написать Катерине Петровне и поинтересоваться, как мать себя чувствует и не требуется ли ей помощь. Видимо, внутри девушка все же испытывает ощущение вины из-за того, что она оставила маму в одиночестве, Настя не решается немедленно прочесть последнее письмо, полученное от матери.

Паустовский не проявляет непосредственного осуждения в отношении девушки. Насте кажется, что бюст Гоголя смотрит на нее с насмешливым укором, таким путем автор иносказательно упрекает молодую женщину, забывшую о самом близком человеке.

При этом окружающие вовсе не считают Настю равнодушной и черствой, она всячески старается помочь скульптору Тимофееву, без колебаний отправляется к нему и выслушивает жалобы мужчины на неудобное помещение, в котором он вынужден работать. Основная мысль рассказа заключается именно в том, что Настя, помогая постороннему для нее коллеге, не принимает никакого участия в жизни больной матери. Женщина осознает недопустимость собственного поведения, получив страшное известие об уходе ее мамы из жизни именно тогда, когда она выслушивает горячие аплодисменты за добросовестный труд.

Настя с ужасом спрашивает себя, требуется ли ей теперь успех и общественное признание. Она понимает, что пожертвовала отношениями с родным человеком и заботой о нем ради того, чтобы заниматься интересным для нее делом. Когда Настя все же приезжает на родину, она проливает самые искренние слезы не только из-за того, что ей никогда более не доведется увидеть маму, но и из-за собственного длительного безразличия к Катерине Петровне. На примере героини рассказа писатель демонстрирует случай запоздавшего раскаяния, он ненавязчиво призывает читателей помнить о близких, пока они действительно нуждаются в помощи и присутствии рядом любящих и любимых людей.

Характеристика

Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» посвящен одной из самых актуальных проблем нашего времени – проблеме милосердия. Ее автор рассматривает не на отвлеченных примерах, а на примере конкретной семьи. В центре повествования доживающая свой век старая женщина Катерина Петровна. Одна в огромном доме, когда-то его построил отец, известный художник. Но все осталось в далеком прошлом.

В настоящем она, Катерина Петровна, одиночество и последние горькие дни. Горечь усиливается оттого, что где-то в далеком Ленинграде живет дочь Анастасия Семеновна. Связь, между ними, двумя самыми близкими женщинами, практически оборвалась. Денежные переводы, которыми Настя поддерживала мать, приходят теперь от случая к случаю. А длинные письма она заменила короткими строками на обороте денежных переводов.

Настя предстает в рассказе в двух видах: дочь и просто человек, облеченный какой-то властью, поскольку работает секретарем в Союзе художников. Должность небольшая, но Настя очень внимательна к судьбам художников, понимает их непростые характеры и, в меру своих возможностей, помогает им. Близко к сердцу она приняла судьбу молодого художника Тимофеева и помогла организовать ему персональную выставку. Это помогло вырваться талантливому художнику из безвестности. Настя проявила чуткость и внимание, отличные организаторские способности и получила слова благодарности.

И в это же самое время Настя получает последнее письмо от матери и телеграмму, которую посылает Тихон. Но дела и заботы о постороннем человеке отодвигают заботу о матери, если не на второй план, то далеко от насущных забот Насти. В круговерти подготовки выставки Трофимова она вспоминает о них, но у нее нет времени остановиться, вчитаться в строки письма матери, расшифровать телеграмму Тихона. Чашу, полную горечи утраты самого родного человека, Насте выпало выпить до самого дна. Она опаздывает на похороны матери, всю ночь проводит в родном доме в слезах, а утром тайком уезжает из деревни. Понимание, что из жизни ушел самый близкий человек, слишком поздно приходит к Насте.

Как могло случиться, что хороший человек, который понимает, что означают забота и внимание, оказался глухим и бесчувственным по отношению к родному человеку? Да, сыграли свою роль и километры, которые отделили женщин друг от друга. И занятость Насти по организации различных выставок. Но есть и вина Катерины Петровны, которая не сумела воспитать в Насте чувства ответственности за мать, за ее старость, если не обеспеченную, то хотя бы окруженную вниманием. Забылось детство, которое, видимо, не оставило в памяти Насти никаких следов. Все стерлось в городе. И забыла Настя, что где-то в далеком Заборье живет одинокая старушка, ее мать.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Насти в рассказе Телеграмма

Образ Насти в рассказе Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Анны Алексеевны в рассказе О любви Чехова

    Главной героиней рассказа А.П. Чехова «О любви» является Анна Алексеевна Луганович.

  • Левитан

    Левитан один из немногих живописцев, где природа в его произведениях показана с особой полнотой. Его мощь состоит в том, что он заставляет всматриваться в красоты лесов, лугов, пристально наблюдать и запоминать.

  • Образ и характеристика Елизаветы Мерцаловой в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

    Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.

  • Чем отличается Николенька от его сегодняшних сверстников?

    Николеньку Иртеньева можно назвать весьма добрым, веселым и воспитанным мальчиком. Он не отличается ничем выдающимся, однако является весьма хорошим человеком, который не сильно отличался от остальных.

  • Проблематика романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблемы)

    Михаил Юрьевич Лермонтов является тем автором, чьи произведения не теряют своей большой актуальности даже сегодня. К ним относится известный во всем мире роман под названием «Герой нашего времени»

Характеристика Насти из рассказа «Телеграмма» поможет расскрыть образ героини Паустовского.

Характеристика Насти «Телеграмма»

Настя в «Телеграмме» Паустовского одна из главных героинь.

Она единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла, писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей». В почтовых переводах одни и те же слова: «Столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее». Последний раз приезжала три года назад.

Получив письмо от больной матери, героиня «спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива». Прочитала только вечером и сказала: «Куда там сейчас ехать? Две недели возилась с выставкой». Настя не придала этому письму большого значения, хотя ее должны были насторожить слова: «Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу».

Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

Можно подумать, что к матери она испытывает бессердечия, равнодушия. Но Настя не бездушна. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти.

Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч за её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца

Но заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери. Ведь, одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.                                                                                                                                                                   

Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.

Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Хотя сперва она не поняла, какая «Катя умирает? Должно быть, не мне. Узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. НА вопрос: «Что-то неприятное?» — ответ: «Нет, это так, от одной знакомой».

Но взгляд Гоголя пробуждает её сознание. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: «Эх, ты!». Она быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» — заплакала; поняла, что её никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала.

Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она уже никогда не увидит мать. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.

Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.  Она боялась человеческого суда. Она чувствует себя виноватой, глубоко раскаивается в своём поведении. Для Насти это большая зарубка на сердце. Но простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Насти в рассказе Телеграмма

Образ и характеристика Насти в рассказе Паустовского Телеграмма

В свое время Константин Георгиевич создал рассказ «Телеграмма», который учит своих читателей ценить самое лучшее, что дает нам жизнь – родных и близких. Ведь важно успеть исправить проблемы во взаимоотношениях своевременно. Однако большинство людей понимают свою ошибку слишком поздно, когда уже невозможно ничего изменить.

Произведение раскрывает специфику отношений между, казалось бы, самыми близкими друг другу людьми – матерью и дочерью. Они и выступают в главных ролях истории. В небольшой деревне Заборье обитает пожилая женщина, ее зовут Екатерина Петровна. Героиня когда-то жила в семье, которая чтила искусство, поэтому тоже выросла творческим человеком.

В Заборье не было никого, с кем женщина могла разделить свои высокие взгляды. Она привыкла к одиночеству, потому что ей не с кем даже поговорить. Однако так было не всегда. Раньше рядом была дочь Настя, которая уже несколько лет проживает в Ленинграде.

Девушка давно не навещала маму из-за большого количества работы и не только. Характеризируя образ Насти, стоит сказать, что она сама по себе неплохой человек. Работает в Союзе художников, постоянно занята, энергии и сил ей не занимать. Большая часть ее времени уходит на любимую работу.

Хоть автор не упоминает, но по рассказу понятно, что у нее нет собственной семьи, а из родных только Екатерина Петровна. Несмотря на это, девушка словно не желает общаться с женщиной. Когда от нее приходит письмо, Настя не спешит его читать и прячет, чтобы открыть позже. Она так поступает, дабы не нарваться на укоры мамы и увильнуть от непростого утомляющего разговора.

Автор не винит героиню в черствости и эгоистичности. Напротив, девушка не уклоняется от помощи другим. К примеру, когда скульптор Тимофеев терпит трудности, Настя старается позаботиться о знакомом. Он выказывает недовольство по поводу своего жилища. А также завидно отзывается о своем коллеге, у которого лучше обстоят дела и мастерская обогревается калориферами.

Непонятно, почему тогда она так пренебрежительно относится к матери, чьи проблемы более значительны. Что могло произойти между двумя женщинами, связанными родственными узами? Девушке легче бросить свои дела, для того чтобы оказать помощь совершенно постороннему человеку, чем ответить на письмо Екатерины Петровны.

В какой-то день она узнает ужасную новость – ее мамы больше нет. Именно тогда она осознает, как сильно в ней нуждается. Настю оповестили о случившемся в тот момент, когда она слышит аплодисменты по поводу удавшейся работы. Но она не испытывает радости долгожданной победы, потому что заплатила за нее слишком высокую цену.

Прочитав рассказ Паустовского «Телеграмма», следует задуматься о том, что в жизни есть кое-что действительно важное – это семья. Без родных нет смысла в ежедневных делах и заботах. Каждый человек живет не только для себя. Нужны ли победы и ошеломляющий успех, если это все не с кем разделить? Пожалуй, решение индивидуальное.

Образ и характеристика Насти в рассказе Телеграмма

Образ и характеристика Насти в рассказе Телеграмма

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Важно ли сохранять связь между поколениями?

    Наличие в обществе представителей разных поколений является одним из заметных и обсуждаемых актов общественной жизни. Эта тема нередко становится в центре внимания разных произведений культуры

  • Сочинение История России в произведениях Пушкина (7 класс)

    Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным

  • Анализ повести Гоголя Ночь перед Рождеством

    По жанровой направленности произведение представляет собой сказочную повесть, написанную в традициях народного фольклора с использованием национальных мифологий, обычаев, легенд.

  • Сочинение Как воспитать в себе качества достойные уважения

    Быт достойными людьми хотят многие. Это служит причиной тому, что читатели вдохновляются отважными и благородными поступками персонажей из художественных произведений. Подобное восхищение вызывает офицер Жилин

  • Сочинение на тему Вид из окна машины 4 класс

    За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.

Константин Паустовский — русский писатель, создавший множество гениальных произведений, поражающих точностью и красочностью используемых слов. Его проза наполнена любовью и вниманием к величию природы, к людям, понимающим красоту окружающего мира. Эти особенности присущи и новелле «Телеграмма», характеристика главных героев которой помогает читателю лучше понять глубокую мысль, заложенную автором в произведении.

Краткое содержание

С наступлением октябрьских холодов главной героине Катерине Петровне, уже доживающей свой век, стало трудно ходить и вставать. Жила она в селе Заборье в доме-музее своего отца — известного художника. К ней ежедневно приходила дочка колхозного сапожника Манюшка, помогавшая старушке по хозяйству. Кроме неё, к героине захаживал сторож при пожарном сарае, делавший работу по двору.

Своя же собственная дочь Настя уже как три года не навещала мать. Жила она в Ленинграде и даже не писала Катерине Петровне писем, а лишь присылала каждые два-три месяца денежные переводы по двести рублей. Старушка не хотела мешать дочери, поэтому писала Насте редко, но всегда о ней думала.

Однажды женщине показалось, что кто-то долго стучит в калитку. Она с трудом оделась и вышла посмотреть. Но на улице никого не было. В тот же вечер она написала дочери письмо, в котором просила Настю поскорее приехать погостить хоть на денёк, поскольку чувствовала, что зиму уже не переживёт. Анастасия трудилась в Союзе художников, где занимала должность секретаря. Работы было много:

  • устройство выставок;
  • организация конкурсов;
  • поиск талантливых художников.

Письмо девушка получила на работе, но открыла его не сразу, а решила прочитать уже дома. В то время девушка была занята судьбой молодого скульптора Тимофеева, создавшего гениальный бюст Гоголя, пронизывавший её взглядом, словно укоряя в том, что письмо до сих пор лежит в сумочке. Когда Настя всё-таки прочла его, то решила никуда не ехать, ведь нужно было подготовить выставку скульптору.

В течение двух недель девушка занималась организационными вопросами. А в день, когда открылась выставка Тимофеева, ей принесли телеграмму о скорой кончине Катерины Петровны. Она снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя и в тот же вечер отправилась в Заборье.

Старушка не вставала десять дней. Тихон отправил Насте телеграмму, а на другом почтовом бланке написал ответ, будто она уже выезжает и просит её дождаться. Придя к Катерине Петровне, мужчина прочёл телеграмму. Но старушка ему не поверила и, поблагодарив за заботу, отвернулась к стене и вскоре умерла.

Хоронили Екатерину на следующий день. Настя приехала в село уже после похорон. Всю ночь она проплакала в опустевшем холодном доме, ведь знала, что получить прощение могла только от матери, но не успела. Утром девушка уезжала крадучись, чтобы её никто не видел и ни о чём не расспрашивал.

Основные персонажи

Основные и второстепенные действующие лица одинаково важны для раскрытия авторского замысла, причём вторых в рассказе больше. Характеристика главных героев «Телеграммы» Паустовского:

  • Катерина Петровна. Пожилая женщина, дочь известного художника. Катерина живёт в ветхом доме, который считается культурным памятником. О муже ничего не сказано, вероятно, он умер, а дочь живёт в Ленинграде, приезжает раз в 3 года, редко пишет и иногда присылает 200 рублей. Катерина Петровна пишет Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина очень скучает по своей кровиночке, стесняется досаждать, но всё же надеется хоть разок увидеть её перед смертью. Старушке кажется, что она не переживёт зиму.
  • Настя. Дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников. Коллеги называют её Анастасией Семёновной. Девушка живёт чужими интересами. Она увлечена работой и старается организовать выставку работ начинающего скульптора, странного вспыльчивого человека. Девушка получает сначала письмо от мамы, потом телеграмму от Тихона и только спустя долгое время понимает, что ближе, чем родная мать, у неё никого нет. Увидеть женщину живой девушка не успевает. Приехав в Заборье, Настя оказывается в доме, из которого давно ушла жизнь. Девушка покидает село рано утром, чтобы не встречаться с жителями.
  • Скульптор Тимофеев. Молодой человек со странностями, неуверенный в себе. У мастера получаются интересные работы, но он боится быть осмеянным, при этом завидует чужому успеху. Скульптор беден, после выставки он не верит своему успеху, однако признанные мастера действительно высоко оценили работы. Один даже поблагодарил Настю за то, что она «извлекла Тимофеева на свет».
  • Манюшка. Девочка, которая живёт по соседству, дочь колхозного сапожника. Манюшка приходит к старушке каждый день, подметает, приносит из колодца воду, ставит самовар. Женщина благодарит её и дарит кое-то из своих ценностей, но девочка не понимает, зачем ей перчатки, броши и страусиные перья. Когда силы окончательно покидают старушку, Манюшка неотлучно находится рядом с ней, ухаживает за ней, кормит и поит ее.

История создания

Однажды Константин Георгиевич рассказал о трогательном событии, которое легло в основу «Телеграммы». Герои новеллы взяты из реальной жизни. Когда-то писатель жил под Рязанью в усадьбе Пожалостина — знаменитого гравёра. Хозяйку дома звали Катерина Ивановна. Её собственная дочь совсем забыла о матери и лишь высылала ей денежные переводы. Вечерами писатель пил чай с хозяйкой и подолгу с ней беседовал. Она нередко давала ему почитать письма отца, рассказывала, что знала Тургенева и была на похоронах Гюго.

Помогала Катерине Ивановне по хозяйству соседская девочка Нюрка. А телеграмму её дочери Насте после смерти старушки отослал сам Константин Георгиевич. Дочка приехала спустя трое суток после похорон.

Из автобиографии Паустовского можно проследить некоторую взаимосвязь его собственной полуслепой сестры с действующим лицом Катериной. Есть основания полагать, что в его героине находит отображение не только судьба хозяйки усадьбы Пожалостиных, но и образы близких автору людей. Ведь Катерина Петровна изображена с очень большой любовью, искренним сожалением, тоской и добротой.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Марлен Дитрих. Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в Дом литераторов, где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря – шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Характеристика героев

В «Телеграмме» Паустовского прослеживаются образы нескольких персонажей. Список их небольшой, но все они играют важную роль в сочинении:

  • Катерина Петовна;
  • Настя;
  • Манюша;
  • Тихон;
  • Тимофеев.

Катерина Петровна — старая женщина, доживающая свой век в отцовском доме и мечтающая перед смертью повидаться с горячо любимой дочерью. В усадьбе знаменитого отца на стенах висели старинные портреты, картины и даже небольшая картинка в золотой рамке — эскиз «Неизвестной» Крамского. Женщина называла это поместье «мемориальным» и дорожила им. Но в силу своей старческой слабости уже не могла ухаживать за садом и хозяйством. В этом ей помогали соседи — Тихон с Манюшей.

А вот у родной дочери не нашлось времени навестить старушку или даже просто написать ей письмо. Единственная помощь, оказанная Настей — денежные переводы. Катерина Петровна, казалось, забывала, что деньги эти даже не находились у дочки в руках, но она сжимала их и нюхала, ведь ей мерещился запах Настиных духов на них. Старушке не нужна была материальная помощь, а лишь любовь и забота, которую приходилось получать от соседей, а не от родного человека.

Анастасия характеризуется в Союзе художников как отличный работник и заботливый коллега. Она тратит массу времени на то, чтобы вывести в свет молодое дарование — скульптора Тимофеева. Но совершенно забывает о единственном родном человеке — маме. Настя не хочет ехать в Заборье, которое нагоняет на неё тоску. Письма Катерины Петровны вызывают у неё двоякое чувство: с одной стороны, они приносят облегчение, поскольку героиня понимает, что мать ещё жива, а с другой — беспокойство, ведь кажутся немым укором из-за отсутствия участия в судьбе старушки.

Тихон — сосед, знавший отца хозяйки усадьбы. Мужчина очень уважал и ценил известного художника и поэтому заботился об увядающей старушке. Ему тяжело было смотреть на страдания Екатерины Петровны. Он написал телеграмму от лица Насти в попытке снять камень с души женщины перед скорой кончиной. Хоть старушка и поняла хитрость Тихона, но всё же поблагодарила за заботу о себе.

Манюшка — добродушная соседская девочка, которой старушка постоянно дарила ценные вещички из своего гардероба, чтобы та их продала. Девушка заботилась о женщине и старалась во всём ей помочь. Смерть Катерины оказалась для неё тяжёлым событием: Манюшка не отрываясь смотрела на побледневшую старушку и, поджав на табурете ноги, тряслась.

Тимофеев — гордый и ранимый талантливый скульптор, страдающий от своей невостребованности. Он жаждет похвалы и признания, отчего порой ведёт себя грубо и сварливо.

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. ТЕЛЕГРАММА 258-278стр.

 ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.О чём вы задумались, прочитав рассказ? Какие сцены вас особенно взволновали?

После прочтения рассказа задумываешься о том, внимательно ли мы относимся к своим родителям, понимаем ли мы до конца, что это единственные люди, которые беззаветно нас любят.

Особенно взволновали сцены написания письма дочери от Екатерины Петровны, а так же поступок молодой учительницы.

2.О чём этот рассказ?

В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

3.Почему описание последних дней Катерины Петровны дано на фоне ненастной поздней осени? Какое настроение вызывает пейзажная зарисовка в начале рассказа? Как писатель передаёт это настроение?

Обратили ли вы внимание на «маленький подсолнечник у забора»? Как связан этот образ с состоянием Катерины Петровны? Какие ещё образы-символы из мира природы помогают лучше ощутить и понять боль угасания жизни одинокого человека?

Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». На фоне серого, чёрного окружения природы маленький подсолнечник одинок, как и Катерина Петровна. Он доцветает, как и Катерина Петровна доживает свой век

Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.

Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу – вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, — это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

4.Пере

Анализ Телеграммы

Паустовский затронул в новелле очень болезненную тему — про́пасть, образовавшуюся между отцами и детьми на фоне Октябрьской катастрофы 2020 года. Об этой проблеме становится понятно с первой же фразы рассказа, в которой говорится, что «Октябрь был на редкость… ненастный». Но люди, жившие в то советское время, не понимали истинного значения этого предложения, ведь в их головах было заложено табу на обсуждение подобных тем.

Из-за этой «на редкость» глубокой пропасти возникает специфическая нравственная проблематика. В то историческое время никто не был прав или виноват, но одновременно с тем — виновны все. Двадцатый век, если сравнивать его с предыдущим столетием, развивался с бешеной скоростью. Как результат — главная героиня, прожившая всю жизнь в замедленном темпе прошлого, столкнулась с «неудобствами» в общении с людьми нового века.

В «Телеграмме» подняты серьёзные нравственные проблемы — разрозненность родных людей и попытка скрыть свои чувства. Настя, невидевшая мать более трёх лет, получив письмо от неё, казалось, должна была бросить всё в одночасье и мчаться к самой родной своей душе, чтобы успеть с ней повидаться, получить прощение за длительное отсутствие. Но она просто спрятала письмо, проявив чёрствость и равнодушие (которое при этом стоит буквально рядом с отзывчивостью, ведь девушка проявила участие в судьбе совершенно постороннего ей человека).

Произведение Паустовского напоминает своим читателям, что всё в этой жизни следует делать вовремя: говорить о любви близким, стремиться проявлять к ним больше внимания и заботы. Ведь в любой момент эту возможность может отобрать судьба, проявляющая порой особую жестокость.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в лесном мещерском краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, молодая учительница, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что художественные детали его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль – раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» – Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», – подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы – обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» – обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»

Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»

    В основе сюжета рассказа К. Паустовского «Телеграмма» лежит история отношений матери – Катерины Петровны и её дочери – Насти. Катерина Петровна живет в одиночестве в селе Заборье. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что та не спешит навестить свою маму.

    Эта маленькая, несчастная старушка чувствует приближение смерти. Но она не хочет уходить из жизни, так и не увидев в последний раз единственного родного человека. Катерина Петровна ждет от дочери хотя бы письма. Но, кроме телеграммы с деньгами, ей ничего не приходит. Мать совсем отчаивается и пишет Насте сама: «Ненаглядная моя…Зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки…»

    А что же Настя? Она живет в Ленинграде. Всё её время отнимает интересная работа в Союзе художников. Автор не говорит, есть ли у Насти семья: муж, дети. Можно сказать, что роднее матери у этой женщины никого нет. Автор дает ответ, почему Настя не едет к матери, редко вспоминает о ней, не пишет писем. Причиной этого являются «важные дела», занятость в Союзе художников.

    «Дело», которым Настя занимается в то время, когда мать умирает в одиночестве, кажется нам действительно важным. Она заботится о человеке: едет к скульптору Тимофееву помочь ему. Но эпизод с Тимофеевым неслучаен. Он показывает нам, как мелки проблемы скульптора по сравнению с тем, что переживает обделенная любовью и заботой Катерина Петровна. Смешно и невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «непонятно, как я еще не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары».

    Вскоре Настя получает телеграмму, в которой говорится, что ее мать умирает. Это происходит в тот момент, когда раздаются аплодисменты в честь Насти. Начинают открываться истинные ценности для «ненаглядной» дочери. Автор прямо не осуждает Настю. Его точка зрения передается через символический образ Гоголя.

    Вот первая «встреча» с Гоголем: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!» А вот вторая, последняя, «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».

    За свою сухость, черствость, невнимание к близкому человеку Настя горько расплачивается. Приехав, наконец, к матери, она не застает её в живых: «Настя…вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».

    Когда Настя вспоминает слово «мама», её давят слезы отчаяния. Она чувствует, что в это мгновение отдала бы всё, чтобы оказаться рядом с ней, но, в то же время, она сразу опускает руки. Когда Настя подходит к кассе и узнаёт, что до дома билетов нет, то даже не пытается попросить помочь ей. Едет Настя в Заборье только благодаря понимающей кассирше.

    Какие-то высшие силы наказывают Настю. Она не только не застает мать в живых, но и опаздывает на её похороны. Хоронят Катерину Петровну чужие люди, они не говорят о Насте, но в глубине души осуждают её. Бабка Матрёна говорит проходящей мимо похорон учительнице о Катерине Петровне: «…почитай, что совсем одинокая… Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников».

    Приехав в Заборье, Настя проплакала в доме всю ночь. Но это пустые, бессмысленные, поздние слёзы. Этими слезами нужно было покаяться перед брошенным несчастным человеком. Мать бы простила Настю, а теперь ей остается жить с тяжелым грузом на душе.

    Для человека нет ничего важнее в жизни, чем родители. Ведь они дарят ему жизнь, заботятся, отдают всех себя, без остатка, детям. Рассказ «Телеграмма» заставляет нас задуматься об отношении к своим родителям. Настя променяла любовь матери на пустую работу и взяла на себя большой грех. И совсем не важно, что говорят другие люди. Главное, что на душе Насти всю жизнь будет лежать тяжелый, холодный камень вины.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Паустовский К.Г. / Разное / Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ маши из рассказа дубровский
  • Образ нарспи в поэме нарспи сочинение
  • Образ маши из дубровского 6 класс сочинение
  • Образ народного заступника в поэме кому на руси жить хорошо сочинение
  • Образ мачехи из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии