В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, характерные для лесковского праведника; делается вывод о том, что праведничество — это путь развития, эволюции, преображения героя.
Ключевые слова: Н. С. Лесков, герой-праведник, русская литература.
Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX века. Этот образ появляется в творчестве И. С. Тургенева («Живые мощи»), Н. А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»), Ф. М. Достоевского («Идиот», «Сон смешного человека»), занимая важное место в художественном сознании эпохи. Герои праведники становятся воплощением национально-традиционных ценностей и обычно запечатлеваются русскими писателями в ореоле святости. Творчество русских писателей XIX века в целом представляло собой опыт художественного моделирования мира праведничества.
Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу всех произведений о праведничестве, в том числе и в основу произведений Н. С. Лескова.
Праведники Н. С. Лескова, праведничество — феномен русской литературы, в основе которого вера в идеал, в высшую правду. Смысл жизни праведники Н. С. Лескова видят в деятельной нравственности. Главное, что определяет их поведение в жизни — служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему.
Герою-праведнику Н. С. Лескова присущи следующие черты:
отрешённость по отношению к вещам материального мира;
чувство справедливости и чувство долга перед людьми;
сострадание;
борьба за народную правду.
Желая воплотить в героях-праведниках наиболее общие черты нравственных принципов, столь необходимых, по мнению Лескова, для человеческого благоденствия. Как отмечает В. Троицкий, писатель «воссоздавал своих героев как живые лица, в характерах которых переплетаются обыденные интересы и жажда лучшего» [4, с. 71]. Герой-праведник — воплощение русского народа. Говоря, например, о Левше, сам Лесков соглашается с мыслью, что в этом произведении, «где стоит «Левша», надо читать «русский народ» (XI, с. 20), а о Несмертельном Головане заявляет в начале рассказа: «Он сам почти миф, а история его — легенда» [3, с. 351] — на примере образа Голована можно проследить, как раскрывается образ лесковского праведника.
Сразу обращает на себя внимание название текста. Некоторые критики (А. И. Фаресов, К. Ф. Головин и др.) интерпретировали это свойство поэтики как «оригинальничанье». Семантика названия данного рассказа раскрывается в прозвище, данным Головану народом. Оно «не выражало насмешки, и отнюдь не было пустым, бессмысленным звуком — его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный; человек, который не боится смерти» [3, с. 351]. «Несмертельный» значит бесстрашный, мужественный; человек, который пойдет на риск: «безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зажаренных не только свежею водою, но и снятым молоком… шнырял из лачужки лачужку, чтобы промочить из склянницы засохшие уста умирающих или поставить мелом крест на двери» [3, c. 366].
Начиная со слов: «Он сам почти миф, а история его легенда» [3, с. 351], автор заявляет о своём герое, как о выдающейся личности из народа, способной на такие поступки-подвиги, после исполнения которых, о ней помнили и говорили даже после смерти. С первых страниц рассказа, с первой главы автор знакомит нас с праведным героем, детально описывая его внешность и уже совершенные подвиги Голована: «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами <…>. Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована ни на минуту: она светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и глазах, умных и добрых, как будто немножко насмешливых. Другого выражения у Голована как будто и не было» [3, c. 353–354]. Стоит обратить внимание на цвет глаз героя: легко провести параллель с небесной символикой, с природой — органичным для праведников пространством. Еще одной ключевой чертой во внешности является улыбка Голована. Она спокойная и счастливая, это говорит о созвучии внутреннего мира героя с миром внешним, реальным. Голован живёт в гармонии: улыбка спокойная, от того и счастливая. Автору удаётся убедить читателя в высоконравственности главного героя, наделяя его внешность чистыми и сильными чертами. В образе Голована проявляется смирение. Смирение — это скромность духа; отсутствие гордыни.
На страницах рассказа Лесков-писатель раскрывает тему религиозных убеждений главного героя. Голован не боится смерти и бескрайне добр по отношению ко всем людям без исключения: «Приходили к нему, бывало, какие-то простые люди — всегда за советами» — Голован никогда не отказывал в своей помощи. Он был народным любимцем, его все знали, уважали и любили: «Вынимал соленым огурцом жар из головы, отлично «воду показывал» (то есть место, где можно рыть колодец), в народе был чем-то вроде нотариуса, потому как слыл справедливым человеком» [3, c. 372]. Это особенности характера, которые сложились под влиянием веры.
Как и все лесковские «праведники», Голован «сумнителен в вере» [3, c. 373]: «И, наконец, сами обстоятельства ставили Голована в несколько странное положение: неизвестно было — какого он прихода <…> Всегда отвечал — Я из прихода творца-вседержителя,– а такого храма во всем Орле не было» [3, c. 375] Творец-вседержитель есть Бог. Тем самым автор указывает на принадлежность героя к Всевышнему, на связь с миром небесным (но при этом в тексте не даётся конкретного указания религии, главное — вера в Бога, служение идеалу, но, все же, когда разговор заходил о вере, Голован отвечал уклончиво и неясно, что ходил к отцу Петру в Борисоглебский собор «совесть проверять» [3, c. 375])).
Праведность Голована проявляется и в его отношении к Павле, своей сожительнице. Все удивлялись: почему он не женится на Павлагеюшке. Но, как оказалось, до конца дней своих Голован оставался девственным, а с Павлой они «жили по любви совершенной…– ангельски» [3, c. 396]. Любовь Голована и Павлы чиста, непорочна, они свято оберегают друг друга, а отношение героя к любви во многом объясняет особенности его мировоззрения.
С помощью такого наивно-детского понимания Голованом происходящего автор доносит до нас легенды о главном герое, что дает возможность писателю воссоздать этот мир загадочной русской души. Личное повествование помогает усилить изображение исторического и бытового фона. Подлинное знание народной жизни демонстрирует автор, не приукрашивая действительность: «Смерть шла об руку с голодом и друг друга поддерживали. Голодающие побирались у голодающих, больные умирали «борзо», то есть скоро, что крестьянину и выгоднее. Долгих томлений не было, не было слышно и выздоравливающих» [3, c. 363]. Жизнь русского народа состояла из бесконечных забот и бед. Крестьянам не к кому было обратиться, они искали поддержки и нашли опору в образе обычного русского человека — в Головане.
На протяжении всего произведения Голован остаётся загадочным героем, интригуя читателя. Н. С. Лесков открывает завесу тайны только в конце произведения, подчеркивая праведность самого героя. Мы узнаём, что все поступки, совершённые Голованом, обусловлены естественными причинами. Резал ногу, не потому, что хотел излечить народ от эпидемии, а потому что сама смертоносная болезнь, сам «пупырух» [3, c. 363] его одолел, и таким образом он избавился от него. Был девственным, и с Павлой жил «по любви совершенной» [3, c. 396]. «Исцеленного Фотея» не выдал по причине любви к Павле, так как это вовсе не Фотей был, а законный муж Павлы. Т. е. можно заметить, природное/интуитивное понимание жизни, согласно Священному Писанию и из-за это совершенство Голована на грани святости: «строгостью к себе и снисходительностью к другим достигший высоты совершенного самоотвержения» [3, c. 396].
Исследователь творчества Н. С. Лескова В. А. Гебель выразила свое понимание лесковского миросозерцания: «Лесков в большом и малом выражал свой взгляд на русское начало. Для писателя типы и лица черноземной России представляли особый интерес как проявления русского характера. Всеохватывающий взгляд художника позволял изображать настоящую правду…» [1, с. 90].
В своём творчестве Н. С. Лесков большое значение уделял культуре и жизни русского народа, затрагивал тему героизма и одарённости простого русского народа. «Несмертельный Голован» — произведение, пропитанное народным русским духом со всеми его достоинствами и недостатками. Как писал М. Горький, «он [Лесков] любил Русь всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил <…> народ и вполне искренно считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил все это, не закрывая глаз <…>. В душе этого человека странно соединились уверенность и сомнения, идеализм и скептицизм» [2, с. 233].
На протяжении всего произведения Несмертельный Голован проявляет себя так, что его можно назвать святым. Голован — бывший крепостной, человек огромной физической силы, обладающий незлобивой нежной натурой. Его образ вырастает в символическую фигуру народного подвижника, жертвующего собой для страдающих крестьян во время народного бедствия — чумной эпидемии. Лесковское праведничество — не синоним святости. Праведничество — это путь развития, эволюция от грехопадения к нравственному идеалу. В своих произведениях Лесков ярко отразил данный принцип, который составляет основу праведничества. Лесковский праведник всегда деятельно добр. Его религия — религия добрых дел. В жизни праведник незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая людей.
Литература:
- Гебель, В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории / В. А. Гебель. — М.: Сов. писатель, 1945. — 319 с.
- Горький, М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 24. Статьи, речи, приветствия (1907–1928) / М. Горький. — М.: Худож. лит., 1949–1955. — 480 с.
- Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума / Н. С. Лесков. — М.: ГИХЛ, 1956–1958. — Т. IV. — 558 с.
- Троицкий В. Ю. Лесков-художник / В. Ю. Троицкий. — М.: Наука, 1974. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): голован, русский народ, главный герой, друг друга, Несмертельный Голован, образ Голована, путь развития, русская литература, Русь, страница рассказа.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»
Конференция старшеклассников
«Наука в руках молодых – 2012»
«Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова»
Исследовательская работа
Выполнила: ученица 11Б класса МБОУ ОЭБЛ Лочехина Марина Борисовна |
Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ ОЭБЛ Чегодаева Н.П. |
г.Архангельск, 2012 г.
Оглавление:
Введение………………………………..…………………………………………………3
- Основная часть:
- Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»……………………………..……5
- Образы праведников……………………………………………………………………………………….6
- Восприятие образов праведников современными школьниками…….…………………..…..8
- Заключение……………………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………………….…..11
Приложения……………………………………………………………………………………..12
Приложение А. Результаты опроса….……………………………………………………..13
Приложение Б. Изучение произведений Н.С.Лескова в школе…………………………….15
Приложение В. Художественное осмысление праведничества современными школьниками……………………………………………………………………………………16
Введение
Николай Семёнович Лесков — «очень русский» писатель, как несколько позже скажет о себе И.А.Бунин.
В огромном творческом наследии Николая Семеновича особое место занимает цикл «Праведники», которому сам писатель «придаёт большое значение»[1,стр.39], ставя евангельские вопросы в центр своих произведений.
Данная работа: «Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова» — актуальна, так как произведения писателя – это страницы истории духовной жизни русского народа, имеющие воспитательное значение для молодого поколения. Русская земля — православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество — бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Обращение к теме праведничества актуально в наши дни, когда дурные поступки и нарушение нравственных законов не воспринимаются как грех и порок. Жить в своё удовольствие, игнорируя при этом интересы и желания других людей, стало, к нашему сожалению, нормой для современного общества.
Н.С.Лесков стремится найти истину, что-то бесспорное и абсолютное. Для него праведничество – это «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага» [1,стр. 42], но писатель не ограничивает это понятие рамками «церковно-канонизированной святости» [1,стр.42].
«Лесков был самым читаемым автором средней русской интеллигенции конца XIX и первой четверти XX веков» [6,стр. 411]. Поднятые им проблемы продолжают беспокоить читателя и сегодня. Несмотря на это, его творчество остаётся малоизученным. Только во второй половине XX века появляются литературоведческие труды.
Цель данной работы:
-выявить художественное своеобразие образов праведников в произведениях Н.С. Лескова.
Задачи:
-на основе научно-исследовательской литературы охарактеризовать понятие праведничества в русской культурно-религиозной традиции;
-на основе анализа рассказов цикла выявить особенности образов праведников.
Автор работы ознакомилась с таким доступным материалом, как статья Д.С.Лихачёва «Раздумья о России», статья Н.Н. Старыгина «Лесков в воспоминаниях современников», с книгой Л.Аннинского «Лесковское ожерелье», с трудами сына писателя Андрея Лескова.
Особое внимание циклу, его структуре уделено в статье А.А.Горелова «Праведники и праведнический цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова».
Основой работы стали рассказы цикла «Праведники» Н.С.Лескова: «Однодум», «Несмертельный Голован».
Данная исследовательская работа представляет анализ образов героев праведников и показывает уровень знаний, а также понимание произведений Н.С.Лескова старшеклассниками МБОУОЭБЛ.
1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»
Часто свои произведения Н.С.Лесков объединял в циклы. Например, «Мелочи архиерейской жизни», «Рассказы кстати». Одним из наиболее значимых становится цикл «Праведники».
Николай Семёнович Лесков, стремясь «служить родине словом правды и истины» [4,стр.3], потратил «все свои силы, всю жизнь … на то, чтобы создать «положительный тип русского человека»[4,стр.30]. Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве» [4,стр.29].
Рассказы Н.С. Лескова вырастают из жизненных мелочей, казусов, анекдотичных историй. Через нелепые, порой абсурдные вещи он идет к обобщению, открывая нам русскую жизнь в её многообразии и своеобразии.
За 10 лет (1879-1889гг) писателем был написан цикл «Праведники», состоящий из 10 рассказов. Мысль о написании цикла приходит к писателю под действием общественных изменений – кризиса церкви. Н.С. Лесков говорит о том, что церковь не отличается жизнедеятельностью, что в обществе пали идеалы и оно «погружается в меркантилизм и становится глухо… ко всяким высшим вопросам» [1,стр.41]. Но Николай Семёнович верит в то, что ещё не всё пропало, что есть ещё люди, которые совершают чудеса.
Цикл открывается историей, повествующей о смерти писателя, который «ничего, кроме мерзости, не видел» [5,стр.4]. Все последующие рассказы – доказательство существования на Русской земле добра, ума, нравственности.
В центре рассказов из цикла «Праведники» стоит положительный тип русского человека. Как правило, его герои Н.С.Лескова не вымышленные, а реальные люди. Так под своим именем выведен в рассказе «Однодум» солигалический квартальный Александр Афанасьевич Рыжов. Герои-праведники неразрывно связаны с Россией. Писатель нашел праведников «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно»[1,стр.37]. Это чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства, которые изображены в самых невероятных жизненных ситуациях. Праведники Н.С. Лескова обладают «обострённым чувством чести, высоким сознанием своего долга»[5,стр.30], они «непримиримы ко лжи и лукавству»[5,стр.30].
Рассказы не похожи друг на друга, но, тем не менее, они «объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины»[5,стр.30].
2. Образы праведников
Образы героев-праведников своеобразны и не похожи один на другой. Большую роль в характеристике персонажа играет имя. Н.С.Лесков даёт прозвища героям: Однодум, Несмертельный Голован, — которые становятся названиями рассказов. Александр Афанасьевич Рыжов получил прозвище Однодум по названию книг «больших тетрадей, подшитых в одну обложку» [5,стр.4]. Записи оказались невероятно точны. Всё, что в них было отмечено, сбылось. Прозвище герою дано и за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры» [3,стр.31]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля можно найти такое трактование слова «однодумно» – «заодно, одной думой, решительно и верно» [2,стр.653]. Прозвище Несмертельного Голована Н.С. Лесков объясняет бесстрашием героя, которого «смерть не брала» [5,стр.95]. Оно заменяет и имя, и фамилию, которых в рассказе нет.
Нельзя не сказать о социальном положении героев. Несмертельный Голован, «простой человек» [5,стр.95], занимался «поставкой на дворянский клуб сливок и молока» [5,стр.98]. Он «кипел в работе с утра до поздней ночи»[6,стр.100], являясь и пастухом, и поставщиком, и сыроваром. Однодум – солигалический квартальный — был «досуж и трудолюбив» [5,стр.6], позже «исправлял должность городничего» [5,стр.19]. К работе герои подходили рьяно, ответственно исполняли то дело, которое совершали. Несмотря на «престижность» службы, они оставались простыми людьми. Они никогда не брали чужого. Их жизненное кредо отражено в словах Однодума: «Царь жалует, а мзду брать Бог запрещает» [5,стр.12] и «В поте лица ешь хлеб твой» [5,стр.12].
Внешний вид является значимым элементом образа героя. «Он выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, мировоззрение» [7,стр.183], говорит о социальном статусе, индивидуальных чертах. Александр Афанасьевич (Однодум) носит полосатый тиковый бешмет с крючками (просаленный и перештопанный), желтые нанковые штаны и простую крестьянскую шапку, а зимой овчинный нагольный тулуп. Не случайно автор обращает внимание на внешний вид героя: человеку, практически занимающему третье место в стране (после императора и губернатора), не подобает ходить в столь неопрятном и поношенном виде. Всё дело в том, что взяток Александр Афанасьевич не брал, как это делали его предшественники, а на те деньги, что получал герой, новый тулуп купить было невозможно. Да и «в щегольстве он пользы не находил» [5,стр.18].
Несмертельный Голован – человек с «чрезвычайно крупными чертами лица» [5,стр.95]. Автор даёт подробное описание внешности героя, его телосложения. «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами. Волосы на голове и подстриженной бороде Голована были очень густые, цвета соли с перцем. Голова была всегда коротко острижена, борода и усы тоже стриженые» [5,стр.96]. Очень важным элементом является улыбка, раскрывающая душу героев. Она «не оставляла Голована ни на минуту: светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и в глазах, умных и добрых» [5,стр.96].
Добро, излучаемое этими людьми, и их любовь передаются окружающим. Герои призваны помогать человеку в том, в чём тот нуждается. Их поступки — доказательство бескорыстного служения людям. Например, Однодум отдаёт лучшее место на базаре женщинам, «поместя свою мать не на лучшее место» [5,стр.11].
Хочется отметить, что Н.С.Лесков представил два разных типа праведников. Они бескорыстны и бесстрашны, действуют в соответствии со своими убеждениями. Так Однодуму пришлось проявить решительность и силу характера в определённой ситуации. Он сделал в храме замечание губернатору, касающееся благоговейного отношения к святыням. Он бесстрашно отвечал на вопросы Ланского о своём образе мыслей, отношении к властям («ленивы, алчны и пред престолом криводушны» [5,стр.31]). Такое отношение к высокопоставленному чиновнику непозволительно, но нравственные принципы Однодума, которым он всегда следовал, заставили его это сделать. Александр Афанасьевич многое знал из Библии, имеющей огромное влияние на его мировоззрение. Знания, которые дала ему эта книга, стали основой его жизни. Например, он был всегда «умерен во всём» [5,стр.18], «нимало не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и особо не угождал никому» [5,стр.18].
Несмертельный Голован представляет второй тип праведника. Он, как и Однодум, следует своим нравственным убеждениям. Люди, приходя к нему за помощью, всегда находили её. Рассказывая священные истории, Голован помогал им найти верное решение в сложившейся ситуации. Несмертельный Голован — человек поступка, он спасал других, подвергая себя опасностям. Он подносил воду больным, которые могли заразить его страшной болезнью, и погиб на пожаре, спасая «чью-то жизнь» [5,стр.95].
«Праведник» и «дурачок» – издавна на Руси близкие понятия. Но Н.С.Лесков изображает не недалёких людей, наоборот, герои-праведники — духовно высокообразованные люди. Их часто не понимают окружающие. К Однодуму они обращаются: «такой – некий – этакой» [5,стр.18]. Живя в стороне от социальных битв, герои-праведники, по словам Н.С.Лескова, делают историю. Образы героев стали поистине народными. Они и были народными, поэтому Голован – «почти миф, а история его легенда» [5,стр.94]. В рассказах цикла «Праведники» есть элементы житийного жанра, например: рождение героя от благочестивых родителей, аскетический образ жизни, поиски духовной опоры в Святом Писании, а главное — бескорыстное служение людям.
3. Восприятие образов праведников современными школьниками
В центре исследовательской работы стоит изучение явления праведничества. Был проведён опрос с целью: выявить уровень понимания феномена праведничества современными школьниками.
В анкетировании приняло участие 120 человек – учащиеся 9-11классов МБОУОЭБЛ. Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов и попытаться в художественной форме выразить своё отношение явлению праведничества. Понятие праведничества уже само по себе предполагает что-то необычное, выходящее за установленные рамки. Первый вопрос: «Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?» — разделил учащихся на несколько групп. 75% опрошенных ответили, что такие ситуации должны случаться, так как они делают нашу жизнь разнообразной. 10% считает, что иногда проявление странного хорошо, а иногда плохо. 10% нейтрально относится к необычному, 5% не представляет, что такое странная ситуация. Необычность респондентами воспринимается на повседневно бытовом уровне (предсказуемо – непредсказуемо). Никто не отметил религиозно-метафизического аспекта данного вопроса, не было упомянуто о чудесах (см. прил. №1).
При ответе на второй вопрос: «Кто такой праведник? Дайте определение» — варианты ответов были самые разнообразные. Более глубокое понимание этого феномена показали 65% опрошенных. Объединив ответы, можно составить определение: праведник – это честный, мудрый, совестливый человек, совершающий добрые дела, живущий по нравственным законам и заповедям. 3% опрошенных ответили, что праведников не существует. Большинство учащихся девятых классов затруднялись при ответе на этот вопрос, так как им не было знакомо это понятие (см. прил.№1).
Респондентам в качестве третьего вопроса был предложен для анализа эпизод из рассказа «Несмертельный Голован». Он заключался в том, что герой отрубил себе косой икру ноги. Разгадка проста – нога была заражена болезнью, только такая мера могла спасти герою жизнь. Учащимся предложили представить себя очевидцем произошедшего. Предложенный вопрос звучал так: «Поясните ситуацию. Какие эмоции она у вас вызвала?» Большинство опрошенных не поняли ситуации и смогли объяснить поступок Голована. Эпизод вызвал у учащихся отвращение. Лишь немногие предложили бы помощь герою. Только один человек написал о том, что у героя болела нога.
Четвёртым вопросом послужила история Алескандра Афанасьевича Рыжова, произошедшая в храме между Однодумом и губернатором Ланским. Рыжов нагнул спину надменного губернатора, не оказавшего должного почтения при входе в церковь. Учащиеся должны были оценить ситуацию и принять сторону одного из героев. Оценка данного происшествия была однозначной: перед Богом все равны, человек в церкви – раб Божий, люди должны почтенно относиться к святыням, социальный статус не играет роли в храме.
Последний вопрос: «Может ли понимание праведничества повлиять на ваши поступки?» — оказался самым сложным для осмысления учащимися. Большинство затруднились ответить. Праведничество помогает быть человеком, принять сложившуюся ситуацию. Ребята, понимающие понятие праведничества, отвечали, что оно помогает сделать правильный выбор. Сравнивая себя с праведником, выбираешь правильный путь. Часть опрошенных связывает явление праведничества с верой. Законы нравственности, контролирующие жизнь, берут начало в религии. Вера в Бога помогает сделать верный выбор, поступать по совести.
Проведённый опрос заставил учащихся задуматься над темой праведничества и вызвал интерес. Некоторые ребята попросили сказать названия произведений для того, чтобы потом их прочесть. К сожалению, творчество Н.С. Лескова в школьной программе представлено изучением двух основных произведений: «Левша», «Очарованный странник». Они относятся к циклу «Праведники», но в тоже время являются особенными, своеобразными. К классическим праведникам можно отнести Однодума и Голована. Проанализировав школьные программы некоторых авторов (см. прил. №2), хочется отметить программу Меркина Г.С., которая к основным произведениям предлагает наиболее объемный перечень рассказов для самостоятельного чтения. Результаты опроса показывают, что учащиеся 9 и 10 классов нуждаются в дополнительном изучении данного материала. В качестве произведений для внеклассного чтения можно бы было рассмотреть рассказы цикла «Праведники» «Однодум» и «несмертельный Голован».
Учащимся было предложено создать синквейны в качестве художественного осмысления понятия праведничества (см. прил. №2). Ход работы: охарактеризовать понятие, 2-3 определения, глаголы описывающие тему синквейна, передать свои чувства. Время данное на работу 6-8 минут.
Заключение
Эпиграфом к рассказу «Несмертельный Голован» служат слова Иоанна Богослова: «Совершенная любовь изгоняет страх». Лесковский праведник всегда бесстрашен, у него нет предмета, который мог бы вызвать страх, а всё от того, что герои знают – над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Их главная цель — жить для других.
Герои Лескова – грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников.
Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» [4,стр.39]. Ведь праведники Н.С. Лескова носят в своём сердце Христову любовь.
Особое внимание в воспитании молодежи сейчас уделяется духовно-нравственному аспекту. Произведения классиков, таких как Н.С.Лесков, формируют у подрастающего поколения взгляд на окружающий мир, прививают духовность, учат осознанному чтению литературы.
Список литературы
- Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н.С.Лескова/ Лесков и русская литература.- М.:Наука,1988.-с.39-59
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.2/ В.И. Даль. — М.:Медиа, 2007. – 779с.
- Карсалова Е.В. Какие дороги ведут к храму/ Е.В.Карсалова//Литература в школе. — 2005. — № 10.-с.28-33
- Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.1/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 479с.
- Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т.2/Н.С.Лесков.-М.: Правда, 1989. – 415с.
- Лихачев Д.С. Раздумья о России/Д.С.Лихачев.- СПб.: LOGOS, 1999.-411-413с.
- Фарино Ежи. Введение в литературоведение/ Ежи Фарино. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 639 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Результаты опроса.
Результаты ответов на первый вопрос:
«Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?»
Результаты ответов на второй вопрос:
«Кто такой праведник? Дайте определение».
Приложение Б
Изучение произведений Н.С.Лескова в школе.
Автор программы |
класс |
изучаемые произведения |
Кутузов А.Г. |
7 |
«Левша» |
10 |
«Очарованный странник» |
|
Меркин Г.С. |
7 |
«Левша» |
10 |
«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел») |
|
Коровина В.Я. |
6 |
«Левша» (Для самостоятельного чтения: «Человек на часах») |
8 |
«Старый гений» |
|
10 |
«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник»). |
|
Обернихина Г.А. |
10 |
«Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Левша») |
Приложение В
Художественное осмысление праведничества
современными школьниками.
Праведник – это состояние души. Это смирение и покаяние.
Праведники делают жизнь нравственнее и безумнее.
Вызывают чувство уважения и желания на них равняться.
Праведник – олицетворение чистоты. Светлый, чуткий, самоотверженный. Праведник любит, верит, не теряет надежды и дает ее. Самые успокаивающие цвета, чувство душевного удовлетворения и сострадания к людям вызывает праведник. Все мы близки к Богу, но праведник ближе всех.
Праведник — человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его. Ходит, ищет в жизни истинное счастье, и находит. Цель — служение Богу и людям. Запах ладана, чувство спокойствия и умиротворения и цвет неба – символ высоты и бесконечности.
Праведник – помощник в поисках истины. Честный, волевой, бесстрашный. Направляет на путь истинный, помогает найти правду. К нему испытываешь доверие и рядом с ним чувствуешь свою душевную силу и внутренний подъем.
Праведник чистый, светлый, добрый. Он помогает, совершает добрые дела. В его сердце нет жестокости. Его душа чиста.
-
Образы «праведников» в произведениях Лескова.
Рассказы Лескова
о праведниках.
У Лескова есть целый цикл повестей и
рассказов на тему праведничества.
Понятие народ Л. интерпретировал широко,
и у него праведниками оказывались и
крестьяне, и купцы, и чиновники ,и
священники(«Однодум», «Соборяне»).
Праведники наделены милосердием по
отношению к больным, угнетенным, бедным.
Все они обладают общечеловеческими
категориями добра. Ценность этих
добродетелей увеличивается от испытанных
на себе гонений и преследований как со
стороны властей, так и со стороны людей,
живущих жестокой и корыстолюбивой
жизнью. В каком- то смысле все праведники
сливались в широко понимаемой народной
правде и оказывались оппозиционной
силой по отношению к существующему
строю, несли в себе некоторый элемент
соц. обличения. Протоирей Туберозов
(«Соборяне»), чел., живший во внешнем
благополучии, вырос бунтарем, восстал
против лжи священнической жизни,
привилегий, зависимости от высших чинов.
Все его мысли за 30 лет службы записаны
в его «Демикотоновой книге». Он жаждет
всенародного обличения чина священника
на соборе. Туберозов отказывается от
покаяния и умирает в своей правоте.
Многие праведники кажутся чудаками,
людьми со сдвинутой психологией,
странностями. Всем им свойственна
некоторая одержимость. «Праведничество»
оказывается своеобразным мнением
народным, которое складывается и живет
стихийно, его нельзя обуздать никакими
циркулярами власти. Решительно всегда
«праведничесво» не получало должной
оценки со стороны властей. В принципе
«праведник» по соц. оценки «маленький»
чел., все имущество которого нередко в
небольшом заплечном мешке, а духовно
он вырастает в сознании читателя в
гигантскую легендарную былинную фигуру.
Таков
богатырь Иван Северьяныч Флягин
(«Очарованный странник»), напоминающий
Илью Муромца. Вывод из его жизни
напрашивался такой: «Русский человек
со всем справится». Он
многое видел и многое испытал:«Всю жизнь
свою я погибал и никак не мог погибнуть».
Наиболее яркое произведение о праведниках
– «Сказ о тульском косом Левше и о
стальной блохе». «Праведники» несут
людям очарование, но и сами они действуют
словно зачарованные. Дай им вторую
жизнь, они проживут ее точно также. В
подвигах Левши и его друзей, тульских
мастеров, много виртуозной удачливости,
доже эксцентрического чудачества. А
между тем жизнь их весьма скверная и
большей частью бессмысленная, и народные
таланты чахнут и гибнут при царском
строе. Итог рассказа горек: бессмыслен
подневольный труд, хотя Левша и показал
русскую удаль. И все-таки Л. не теряет
оптимизма. Несмотря на жестокость
обстоятельств и полное забвение, которое
ожидает Левшу, герой сумел сохранить
«душу человечкину». Л. был убежден, что
простые люди с их чистыми сердцами и
помыслами, стоя в стороне от главных
событий, «сильнее других делают историю».
На
написание этой темы Лескова побудил
разрыв с церковью. Разрыв с церковностью
означал для Лескова не только критику
тех или иных догматов казенного
христианства. Он означал полный разрыв
с официальным миром, с казенной службой
во всех ее видах и формах. Отныне он
довольно придирчиво отзывается о людях,
так или иначе связанных с государством-
хотя бы по долгу службы. Он чувствует
себя протестантом, ревниво оберегающим
независимость своих суждений и поступков.
И здесь, как и во многих других вопросах,
примером для него был Лев Толстой.
Галерею
лесковских праведников открывает образ
Савелия Трубозорова. Пройдет всего
несколько лет, и Лесков разочаруется
в своих надеждах на «истинную веру».
Люди-
типа старгородского протопопа- будут
казаться ему столь же «далекой и милой
сказкой», как наивные плодомасовские
или простодушный силач Ахилла Десницын.
«Очарованный странник» был написан
Лесковым в 1872. В этом же году Лесков
предпринимает поездку по Ладожскому
озеру, давшую ему
фон для рассказа. Полученный
материал Лесков использовал дважды.
Он создал целую серию очерков «
Монашеские острова на Ладожском озере»,
а затем обратился к художественному
произведению. Как всегда, форма
повествования была такой, какая
свойственна только Лескову. Она
предполагала идеального рассказчика
и идеальных слушателей. Лесков
сознательно использует такие
литературные приемы, которые уже давно
разрабатывались до него и в западной
литературе, и в русской. Рассказ Ивана
Флягина о своих приключениях напоминает
и просветительский роман 18 века с его
формой жизнеописания одного лица, и
романы — приключения, столь популярные
в русской литературе 30-х годов 19 века.
Писатель
искал свою форму повествования,
откликаясь не только на литературные
образы. Герой
повести- бывший крепостной. В
сущности, «очарованный странник» Иван
Флягин- это народ, ищущий правды
и справедливости на самых неизведанных
дорогах. Для
писателя он имел непосредственную
связь с другим любимым персонажем-
«Несмертельным Голованом», который в
самую лютую чуму сознательно и
добровольно спасает своих односельчан
от жестокой напасти. Оба
они- и Иван Флягин, и Несмертельный
Голован- из Орловской губернии, где
прошло детство писателя. Лесков, как
всегда, опирается на какие-то личные
впечатления и воспоминания об уездной
русской глуши, в которой попадались
люди, подобные Ивану Флягину. Если
своего «Левшу» писатель сделал под
русский лубок, столь популярный в
простонародье, то «Очарованный
странник» больше напоминает былинный
эпос, герой которого «всю жизнь свою …
погибал,
и никак не мог погибнуть». Лесков
не стремился запечатлеть эту провинциальную
жизнь как сплошное царство мрака и
беззакония. Не умалчивая о тягостных
сторонах этого быта, он выводил на
сцену героев, в которых отражался сам
народный инстинкт, дух народа-
жизнестроителя. Таким и был Иван Флягин,
сын кучера из дворовых графа Каменского
Орловской губернии- жестокого крепостника,
упоминаемого и в других произведениях
Лескова. На жизненном пути Ивана
встречаются тяжелые испытания, но
несмотря на них, остается жив. Иван
Северьянович- натура незаурядная,
страстная. Его поступки сродни человеку
экспансивному, несмотря на мужицкое
обличье и простонародное одеяние.
Еще в юности он спасает княжескую
чету, остановив шестерку взбесившихся
коней на краю пропасти, но в благодарность
получает жестокую порку, «обидев»
любимую барышней кошку. И так будет
складываться вся его дальнейшая жизнь.
Потерпев незаслуженную обиду, он бежит
на юг страны, куда уходили многие
крепостные; затем проходит через новые
испытания, пробуя себя в самых разных
«профессиях»: он на своем месте в
любом положении- может быть и нянькой
при больном ребенке, и опытным ремонтером
по лошадиной части, и лекарем. Лесков
нисколько не идеализирует своего героя.
Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев,
среди которых живет, не понимает
смысла некоторых своих поступков, но
всегда выбирает трудную дорогу и
остается неизменным в своей цели- быть
в полном согласии с совестью и долгом.
Праведник Лескова рассказывает о себе,
ничего не скрывая ,- «развязку» с цыганкой
Грушей, и трактирные похождения, и
тягостную жизнь в десятилетнем плену
у татар. Но с ходом повествования все
мелкое и бытовое в герое отходит на
задний план. Действительно, мы видим
сколько страданий перенес Иван, он
рассказывает о своих негативных
поступках, но впечатление о нем
складывается положительное. В конце
повести образ русского странника
вырастает в монументальную фигуру.
Лескову дорого в ней как раз героическое
начало, оно обещало какие-то неизведанные
горизонты в самой судьбе народа. Пройдет
немало десятилетий, и Горький скажет о
произведениях писателя этого цикла:
«… он писал не о мужике, не о нигилисте,
не о помещике, а всегда о русском
человеке, о человеке этой страны. Каждый
его герой- звено в цепи людей, в цепи
поколений, и в каждом рассказе Лескова
вы чувствуете, что его основная дума-
дума не о судьбе лица, а о судьбе России».
Обращение Лескова к новому для русской
литературы герою имело большое
принципиальное значение. Здесь писатель
скоро почувствовал свое расхождение
с людьми, когда-то особенно близкими
ему. Среди них- А. Ф. Писемский, которому
молодой Лесков был обязан поддержкой
в трудные дни. Но теперь он находит
свою дорогу ,и не может не сказать об
этом прямо. Лесков верит в силу народа.
Его герой «праведник» не потому, что
способен на «чудо», не потому, что
возвышается над людьми, отгородившись
от них, а потому, что вместе с ними в
трудную минуту. Он и гибнет, спасая
ближних во время пожара. Голован- в
повести Лескова- назван молоканом,
принадлежащим к одной из сект
распространенных на юге России. По духу
он- свободный христианин, то есть
еретик. Этот духовный тип русского
мыслителя очень привлекал писателя.
По мысли автора, Голован далек от
церковной обрядности, и его добрая,
народная вера напоминала вредные, с
официальной точки зрения, фантазии.
Действительно Голован готов пройти
через все испытания лишь бы спасти
свою деревню. Он действительно был
праведником, но он был далек от церкви
, он был как бы «народным» праведником.
Сам Лесков очень ценил своих
положительных героев и даже противопоставлял
их обличительным картинам русской
жизни, созданным в это время, едва ли не
приуменьшая значение последних. Создавая
свои произведения «о праведниках»,
относящиеся к недавнему прошлому,
Лесков использует приемы документальной
прозы. Как правило, герои его- реальные
люди, жившие в то время, которое очень
интересовало писателя. Но он не следовал
формулярному списку, когда рассказывал
об их жизни, его интересовали типические
черты эпохи, характерные события и
явления, дающие красочное представление
о ней. Рассказы Лескова о праведниках,
живущих в самую глухую пору, и были
такими «живыми впечатлениями» от
ушедшего времени.
-
Поэтика
Лескова: жанры, стиль; проблема сказа.
(+ см. билет 14)
На
начальном этапе своего тв-ва одновременно
с рассказами из крестьянского быта он
создает произведения, посвященные
родовитому русскому дворянству («Старые
годы в селе Плодомасове», 1869; «Захудалый
род», 1874) и провинциальному духовенству
(«Соборяне», 1872). Отвергая узкое
«направленство», Лесков стремится
убедить современников в высокой ценности
исторического опыта каждого сословия,
каждого рода, каждой семьи, пренебрежение
которым, по его мысли, не может не
отозваться обмелением нравственного
уровня русской жизни, опасной нивелировкой
характеров, утратой богатства человеческих
взаимосвязей.
Полемические по
своей идейной концепции, эти произведения
выделяются на фоне современной им
литературы и оригинальностью своей
жанровой формы. Художественные искания
Лескова в этой области отличались
большой степенью теоретической
осознанности. Будучи писателем ярко
выраженного гражданского темперамента,
принимая близко к сердцу боли и скорби
своего времени, он, подобно Щедрину, с
самого начала своей литературной работы
высказывает крайне скептическое
отношение к жанру семейного романа с
любовной интригой, не отвечающего, по
его убеждению, изменившемуся содержанию
русской жизни, в которой общественные
интересы значительно потеснили интересы
частные, личные. Размышляя об этом жанре,
Лесков нередко насмешливо пародирует
его сюжетную формулу, передавая ее
присловьем: «влюбился да женился, или
влюбился да застрелился». Отталкиваясь
от канонического образца, писатель
разрабатывает оригинальный жанр
романа-хроники, в основе которого
оказываются иные — социально-этические
— коллизии.
Защищая в одном из
писем свою излюбленную жанровую форму,
Лесков замечает, что она «живее, или
лучше сказать, истовее рисовки сценами,
в группировке которых и у таких больших
мастеров, как Вальтер Скотт, бывает
видна натяжка, или то, что люди простые
называют: „случается точно, как в
романе“» (10, 452). Именно жанр хроники
позволяет писателю изображать жизнь
человека так, как она идет, — «лентою»,
«развивающейся хартией», не заботясь
о закругленности фабулы и о сосредоточенности
повествования около главного центра.
Позднее, следуя тому
же стремлению изгнать из своих
произведений, сколь это возможно,
литературную условность, еще более
освободиться от влияния книжности,
максимально приблизить повествование
к естественному течению и говору самой
народной жизни, Лесков создает такие
оригинальные жанровые формы, близкие
хронике, как «пейзаж и жанр»,
«рассказ-полубыль», «рассказ-обозрение»,
«рапсодию», обогатившие современную
ему литературу и в значительной степени
подготовившие расцвет свободных жанров
в русской литературе XX в.
Лескова
характеризует то, что он идет от жизненного
факта. «У меня есть наблюдательность,
но у меня мало фантазии и поэтому я
всегда нуждался в живых лицах», — пишет
Лесков в письме. Он очень гордился тем,
что знает народ изнутри, потому что он
много общался с ним, торговал, ловил
рыбу. У него огромный материал жизни, н
насобирал огромное количество фактов.
Огромный задел, и он берет необработанную
жизнь во всей ее простоте, не прилагая
к ней какой-либо систем и теоретических
обоснований. Он иногда опирается на
мелочь, на деталь, на анекдот. Он
подчеркивает достоверность, истинность
описываемого. Во всех произведениях
фигурируют настоящие исторические
лица. Придает рассказам вид воспоминаний,
мемуаров, документального свидетельствования.
«Левша» вся выдумана.
Вводит
в литературу новые типы героев. Упирает
всегда на что-то неожиданное в людях.
Его герои раскрываются в какие-то
привычках и странностях поведения. Люди
в основном берутся из мещан, простых
мужиков, духовенства, сектантов,
ремесленников городских, чудаков, то
есть тех, которые до него не описывали
подробно. «Глубочайшая суть человека
там, где его лучшие симпатии», — говорит
Лесков. Считает, что в человеке есть
четкие ориентиры, которым они не изменяют,
нет на самом деле внутренней двойственности.
Не изменяет человек натуре. Героям
Лескова всегда чужд самоанализ.
Свойственна стихийная вера, загадочность
поступков, они мечтательны, иногда
одержимы идеей, но, в отличие от героев
Достоевского, кроме мечтаний, обладают
активной жизненной позицией, то есть
действительно пытаются изменить что-то,
а не сидеть сложа руки. У Достоевского
есть этюд о картине «Морской созерцатель»
в «Братьях Карамазовых». Эти
созерцания он копит, а потом возможно,
что-то деятельное сделает. В этом образе
удивительно Достоевский и Лесков
сходятся. Чудаков, очарованных миром,
не мыслящих рационально, очень много у
Лескова. Они даже предстают в виде
символических обобщений (герои мифов,
легенд будто бы). Героям свойственна
романтизация как героям не от мира сего.
Они не перестают удивляться миру, они
в антитезе с миром, хотя их открытость
мирозданию сближают их с ним. Для Лескова
сказка и легенда — это мировоззрение,
средство познания мира. Это действительность
пронизана легендой. То, что происходит
в легенде, принадлежит вечности.
Удивителен
язык Лескова. Языком по тонкости его
разработки встает рядом с Буниным,
Тургеневым. Он одинаково вживается в
язык легенды, в язык Гофмана, в язык
документальной хроники, каждый персонаж
говорит у него своим языком. Это не
значит, чт персонаж его индивидуализирован:
язык — отражение среды у писателя.
Воссоздает язык народного рассказа в
первых произведениях. Они построены
как живой рассказ женщины из народа.
Можно просто заслушаться, а не зачитаться
этими словами. Потом он начал с языком
экспериментировать, и «Левша»
написана языком, которым никто никогда
не говорил. Он стилизует под народные
слова фразы. Сочиняет новые слова,
которые никогда не существовали в
народе. В позднем своем творчестве,
например, в «Полуночниках» язык
необыкновенный.
Эксперименты
Лескова с жанром. Старается не повториться
всякий раз. Он называет их так: авторское
признание, биографический очерк,
фантастический рассказ, общественная
заметка, семейная хроника, легендарный
случай, заметки о родовых прозвищах,
краткая трилогия в просонке, отрывки
из юношеских воспоминаниях, рапсодия,
буколическая повесть. Он старается уйти
от классических принципов в литературе.
«Чертовы куклы» — стилизация под
Гофмана. Кроме того, очень разрабатывает
жанр жития («Житие одной бабы»). Его
часто ставят в один рад с Писемским как
знатока провинциальной жизни. Очень
поздно начал свой писательский путь.
Долго являлся журналистом, зарабатывая
написанием заметками о происшествиях.
Написал статью о петербургских пожарах
и очень оплошал в этом. В пожарах обвиняли
студентов-нигилистов. Лесков написал
заметку, в которой трудно найти какую-либо
крамолу, однако, ее восприняли как
клевету на студентов, ведь так или иначе
он первым этот слух озвучил. Тогда
обвинили, что он политический доносчик.
Тогда н разозлился и написал свой роман
«Некуда». В первой очерковой части
он пишет о теории заговоров, передает
свои впечатления от случившегося.
Главным героем оказывается Розанов.
Роман антинигилистический. Потом
появляется роман «На ножах». Злые
нигилисты молятся ножу. Там распространяются
листовки о топорах. Роман вышел очень
удачным, решил больше не писать романов.
Писал
у Каткова в журнале. С ним были полемики.
Несколько позже после скандала с пожаром
стал писать хроники. «Захудалый род»
послужил разрыву с Катковым. Пишет
очерки «Овцебык», «Воительница»,
«Разбойник», в них обращает особое
внимание на национальный русский
характер. Спорит с теми, кто видит в
народе только пьяниц и дураков. Утверждает,
что русский народ очень талантлив,
самобытен. В каждом есть свой особый
талант.
Рассказ Лескова
«Левша», который обычно воспринимается
как явно патриотический, как воспевающий
труд и умение тульских рабочих, далеко
не прост в своей тенденции. Он патриотичен,
но не только… Лесков по каким-то
соображениям снял авторское предисловие,
где указывается, что автора нельзя
отождествлять с рассказчиком. И вопрос
остается без ответа: почему же все умение
тульских кузнецов привело только к тому
результату, что блоха перестала «дансы
танцевать» и «вариации делать»? Ответ,
очевидно, в том, что все искусство
тульских кузнецов поставлено на службу
капризам господ. Это не воспевание
труда, а изображение трагического
положения русских умельцев.
Обратим внимание
еще на один чрезвычайно характерный
прием художественной прозы Лескова —
его пристрастие к особым словечкам-искажениям
в духе народной этимологии и к созданию
загадочных терминов для разных явлений.
Прием этот известен главным образом по
самой популярной повести Лескова «Левша»
и неоднократно исследовался как явление
языкового стиля. Но прием этот никак не
может быть сведен только к стилю — к
балагурству, желанию рассмешить читателя.
Это и прием литературной интриги,
существенный элемент сюжетного построения
его произведений. «Словечки» и «термины»,
искусственно создаваемые в языке
произведений Лескова самыми различными
способами (здесь не только народная
этимология, но и использование местных
выражений, иногда прозвищ и пр.), также
ставят перед читателем загадки, которые
интригуют читателя на промежуточных
этапах развития сюжета. Лесков сообщает
читателю свои термины и загадочные
определения, странные прозвища и пр.
раньше, чем дает читателю материал,
чтобы понять их значение, и именно этим
он придает дополнительный интерес
главной интриге.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #