Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана»
Марксовского района Саратовской области
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
Тема: «Образ повествователя в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Крайнова Евгения Михайловна
Тельман
2012 г.
Тема урока: «Образ повествователя в повести «Станционный смотритель».
Цели урока: 1)Раскрыть роль образа повествователя;
2)воспитание чуткого отношения к людям, своим близким;
3)расширение читательского кругозора учащихся.
Ход урока:
- Орг.момент (проверка готовности к уроку, приветствие).
- Проверка знаний учащихся. Тест.(см. Приложение)
А теперь поменяйтесь тестами с товарищем по парте и проверьте правильность ответов. За каждый правильный ответ-1 балл.
- А теперь мы с вами побываем в музее «Станционного смотрителя» (сообщение учащегося—см. Приложение).
А вы, ребята, запишите ключевые слова этого сообщения, чтобы запомнить услышанное.
Какие слова вы записали?
(Ребята могут назвать слова Выра, Вырин, станционный смотритель и др.)
- Анализ произведения.
Словарная работа.
Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель», «повествователь»?
Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.
Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?
Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.
Такой приём ещё называли приёмом литературной маскировки.
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос, а кто такой Белкин, как-то ответил:
«Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко, ясно».
«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов.
А вот как оценил это произведение Л.Н.Толстой (зачитывается отрывок).
Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей:
«Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».
(рассмотрение репродукций рисунков Пушкина ).
Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?
(мелкий чиновник)
Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.
Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.
Как автор относится к главному герою?
(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)
А в чём трагедия Самсона Вырина?
Каким он встречается нам в начале повести?
Каков Вырин через 4 года? (стр.103)
За что он корил себя?
(уговорил её сесть в кибитку прокатиться до церкви)
Почему он решил, что Дуня будет несчастной?
(Жизнь без родительского благословения, по мнению отца, не может быть счастливой)
Что за человек Минский?
(Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о Вырине, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом)
Работа с текстом. Зачитать рассказ мальчика о приезде барыни (с.112)
Вопросы к учащимся:
1)Что заставило её приехать?
2)По каким словам вы поняли, что это Дуня?
V.Выводы урока.
1)Кто из героев повести не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? (повествователь)
2)Кому из героев рассказчик симпатизирует? (Самсону Вырину)
3)Какое настроение у вас после прочтения этой повести? (Грустное, печальное)
4)Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
(Заставила задуматься, как мы относимся к близким людям)
д/з
Составить кроссворд или тест по повести «Станционный смотритель».
VI.Выставление оценок
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сообщение:
«Дом-музей станционного смотрителя в Выре»
В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: «До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст». Эти столбы ставились в XVIII — начале XIX вв. на почтовых трактах.
Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.
По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.
«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра — первый в нашей стране музей литературного героя. Музей создан по повести
А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам.
Открылся он в 1972 году в здании почтовой Вырской станции. К 40-м годам XIX века она состояла из двух каменных домов, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, к ней относились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец, пожарная каланча.
В Выре, может быть. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не случайно главный герой повести «Станционный смотритель» — Самсон Вырин.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. В красном углу — стол смотрителя. На нем — бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации проезжающих.
Здесь же копия дорожной А. С. Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову…» Дорожные сундуки, чемоданы, шкатулки, «кровать с пестрою занавеской», на окнах «горшки с бальзаминами», лубочные картинки…
В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван, комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни, смотрителя.
Во второй половине дома-музея — ямщицкая. Экспозиция этой комнаты переносит в прошлое русского
дорожного быта. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. В центре ямщицкой — стол с утварью, на стенах — упряжь для лошадей, одежда ямщиков. Четвертая часть помещения занята
русской печью, служившей для приготовления пищи и обогрева ямщиков.
Проверочный тест по повести «Станционный смотритель»
1.К какому роду литературы относится произведение «Станционный смотритель»?
А) эпос;
Б) лирика;
В) драма.
2.В какой сборник входит «Станционный смотритель»?
А) повести Белкина;
Б) рассказы Стрелкина;
В) романы Пушкина.
3.Как звали главного героя?
А) Александр Минский;
Б) Самсон Вырин;
В) Савелий Лаптев.
4.О ком идёт речь?
«Человек лет 50-ти, свежий и бодрый, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»?
А) рассказчик;
Б) Самсон Вырин;
В) ротмистр Минский.
5)Как звали дочь главного героя?
А) Маша;
Б) Дуня;
В) Татьяна.
Ответы: 1-А; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-Б.
Литература
1. 1.Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс, Москва, ВАКО, 2007.
2.Шадрина С.Б.Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, Волгоград, Учитель, 2010.
3.Литература 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной, Просвещение, 2009.
4.Кормилов Н.И. Современный словарь-справочник по литературе. Москва, АСТ, 2000.
Личность рассказчика в повестях А.С. Пушкина «Выстрел» и «Станционный смотритель».
Автор Бецис Даша
«Повести Белкина» А.С. Пушкин написал в сентябре-октябре 1830 года. Пушкин не хотел показывать себя автором и придумал Ивана Петровича Белкина. Он изображает мнимого автора повестей человеком мягкосердечным, кротким и честным. Но Белкин, по замыслу Пушкина, тоже не сам сочинял эти произведения, а собирал рассказы от разных лиц. Ясно, что за всем этим все равно стоит Пушкин.
В цикл «Повести Белкина» входят пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Две из них – «Выстрел» и «Станционный смотритель» — ведутся от первого лица.
Рассказчик в повести «Выстрел» был молодым армейским офицером. Он обладал такими душевными качествами, которые ценят окружающие, которых часто не хватает нам. Поэтому ему доверились два его друга – соперники между собой. Я думаю , рассказчик – не главный герой, потому что с сюжетом он прямо не связан, но благодаря ему мы узнаем не только все события в интересной форме, но еще и мнение рассказчика, его отношение к окружающим его людям.
Сначала рассказчик познакомился с Сильвио, и тот стал его другом. Он доверил ему свою тайну как единственному, кого считал достойным. Но вот Сильвио уехал, и рассказчик больше никогда его не видел. Зато через пять лет он встретился с графом, в котором узнал соперника Сильвио. И что бы вы думали? Они подружились, и не только подружились: граф тоже открыл ему свою тайну – окончание истории с Сильвио.
«Нет, … я все расскажу; он знает, как я обидел его друга: пусть же узнает, как Сильвио мне отомстил». И граф рассказал, как бы ему ни было неприятно.
Но рассказчик повести не оскорбил графа, не встал против него, а, наоборот, сопереживал ему. Дело в том, что он не твердо принял чью-то сторону, но просто в то время, пока находился рядом, сочувствовал тому или другому.
И не зря Пушкин, то есть настоящий автор, наделил мнимого рассказчика такими душевными качествами, как сопереживание, верность, чистосердечие, простота. Скорее всего, ими обладал и сам Пушкин.
Рассказчик в повести «Станционный смотритель» — чиновник, который «… в течение двадцати лет сряду изъездил… Россию по всем направлениям». И при этом, увидев так много мест и встретившись со столькими людьми, главным героем своей повести он выбрал не какого-то имеющего власть или высокоуважаемого человека, а мелкого чиновника, который не выделялся ни славой, ни подвигами и даже не пользовался обычным человеческим уважением. И рассказчик специально не начинает с сюжета, а сперва говорит о смотрителях.
Поскольку к смотрителям относились как к «извергам человеческого рода», он хочет оправдать их, ведь они не заслуживают такого отношения. Он смотрит на них не как все, не как на врагов, а понимает их положение, их трудности и глубоко им сочувствует. «Сии столько оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». А поскольку он сам их очень жалеет, то хочет создать такое же отношение у читателей и вызвать интерес к этим людям.
При первом случайном посещении станции автора, как и других проезжих, сначала привлекает внешность Дуни. Автор проявляет свою наблюдательность. Он смотрит не только на красоту Дуни, но и на ее поведение. Хоть она делала все ради отца, все равно это было очень опасно. Рассказчик даже назвал ее маленькой кокеткой. Но он не осуждает ее, хотя и насторожился. Еще его внимание привлекают картинки с историей блудного сына. Не зря он их запомнил наряду с Дуней. Из этого можно судить, что то, что с ней случилось, могло случиться в любой момент.
При втором посещении автор выступает в роли слушателя. Он оказывается очень внимательным. Даже когда он еще не подъехал к станции, у него уже появилось печальное предчувствие. Через смотрителя он узнает «… повесть, которая в то время сильно заняла» его «… и тронула». Его чуткость настолько дала ему понять душевное состояние отца Дуни, что, хотя главную часть повести рассказчик пишет от третьего лица, он при этом очень чувствует горе отца. Поэтому он передает его положение так же, как сам смотритель. И когда автор уехал, то не забыл его и Дуню. «С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне…»
Приехав в третий раз посетить смотрителя, автор узнает окончание этой истории от мальчика, вызвавшегося проводить его до могилки Самсона Вырина. Сперва он даже хотел вернуться, потому что был расстроен, что не застал смотрителя в живых. Но он решил довести свою дружбу с ним до самой могилы. По дороге мальчик рассказал ему историю про барыню, что послужило окончанием этой повести, наградой и утешением для рассказчика. Автор пишет об этом в повести как бы в оправдание Дуни. Ведь в повести он никого не судит, даже Минского. Смотрителей он оправдывает, Дуню он оправдывает и поступает по-христиански.
В «Повестях Белкина» рассказчик проявляет христианские качества – неосуждение, сочувствие. Они выражают одну главную заповедь – любить ближних. О неосуждении сказано в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете». А пример сочувствия нам подает апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Пушкину были очень близки эти заповеди, поэтому он лучших героев своих произведений наделяет такими качествами.
Главные герои «Станционный смотритель» характеристика персонажей произведения Пушкина
Рассказ Пушкина, который включен в его сборник «повестей Белкина», Главные герои «Станционного смотрителя» – Вырин Самсон, его дочка Дуня, и сам рассказчик. В основе произведения Пушкина лежит история романтической любви и вечная проблема отцов и детей. Молодая девушка бросила родного отца, фактически, она предала его, погнавшись за призрачной мишурой богатой жизни. Даже женившись на Дуне, вряд ли Минский будет выводить ее в свет, и вся ее жизнь пройдет на правах содержанки. Это сентиментальный рассказ о социальных неравенствах и последствиях необдуманных поступков.
Содержание
- Характеристика героев «Станционный смотритель»
- Главные герои
- Самсон Вырин
- Дуня
- Рассказчик
- Второстепенные персонажи
- Ротмистр Минский
- Жена пивовара
- Ванька
Характеристика героев «Станционный смотритель»
Главные герои
Самсон Вырин |
Описание Самсона Вырина – это образ «маленького человека». Добродушный и спокойный человек, заботливый отец. Всю свою жизнь трудится, работая станционным смотрителем. У него одна гордость и счастье – его дочь Дуня. Отец души не чает в дочери. Узнав, что ее увез проезжий офицер, бросается на поиски. Минский просто вышвыривает его за дверь, сунув деньги. Он понимает, насколько смотритель бесправен и беззащитен. Не пережив разлуки с дочерью, Самсон спился и умер. |
Дуня |
Юная, привлекательная дочка Вырина. Расторопная, хозяйственная, во всем помогает отцу. Ей хочется другой жизни, она кокетлива и несколько распущенна. Умеет пользоваться своей привлекательностью, и когда проезжий офицер собирается увезти ее, она беспрекословно следует за ним, хотя и переживает за оставшегося в одиночестве отца. Покончив с крестьянской жизнью, Дуня приезжает на станцию только тогда, когда отца уже нет в живых, в образе богатой и знатной дамы. |
Рассказчик |
Мелкий чиновник, часто разъезжающий по служебным делам. От его лица идет описание героев повести. Любознательный молодой человек, с уважением относящийся к простым людям. Умеет найти подход к людям, любит слушать различные истории. Внимательный и наблюдательный человек, умеет сопереживать и сочувствовать чужому горю. Узнав о том, что у Дуни все сложилось хорошо, и она была на могиле отца, он прощает ее. |
Второстепенные персонажи
Ротмистр Минский |
Гусар, симпатичный молодой человек. Своей любознательностью и обходительностью сумел завоевать доверие смотрителя. Яркий тип баловня судьбы, который привык, чтоб ему ни в чем не отказывали. Считает, что все продается и покупается. Равнодушный эгоист, чувства других людей ему безразличны. С презрением относится к отцу Дуни, так как тот является простым смотрителем, выходцем из низкого сословия. Бессердечный, холодный и жестокий человек. |
Жена пивовара |
Толстая деревенская женщина, живущая в доме смотрителя. От нее рассказчик узнает, что старый смотритель спился, и похоронен год назад. |
Ванька |
Сын жены пивовара, растрепанный, маленький мальчишка. С уважением относится к Самсону Вырину, который хорошо относился к детям, угощал их, учил вырезать дудочки. Отвел рассказчика на могилу смотрителя, восхищается прекрасной барыней, которая приезжала на эту могилку, и одарила мальчишку деньгами. |
В «Станционном смотрителе» герои живут каждый по своему, даже в семье Вырина, состоящей всего из двух человек, нет взаимопонимания и единства, чувствуется их отдаление друг от друга. Ротмистр Минский, тем более, не ищет общения с новым родственником, он и с Дуней-то стоит на разных социальных уровнях. У всех этих героев свое понимание жизни, и они не могут, или не хотят понять другого человека. Различие во взглядах приводит к трагедии. Краткая характеристика героев поможет лучше понять смысл пушкинского произведения.
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Путешествие из Петербурга в Москву» характеристика персонажей произведения Радищева списком
Следующая
СочиненияГлавные герои «Бедная Лиза» характеристика и описание персонажей повести Карамзина