Сказки и рассказы про валенки…
Теплые валенки (Владимир Новиков)
Стояли на русской печи теплые валенки. Всю ночь молчали, а перед тем, как хозяину идти на работу, вдруг начали выяснять, кто из них кто:
— Я правый! — сказал первый валенок. — Меня первым хозяин надевает.
— Нет, я правый! А ты — левый! — сказал другой валенок. — Это меня хозяин, когда уходит на работу, всегда первым надевает.
Каждому из них почему-то хотелось быть правым и никто не хотел быть левым. Они считали: правая нога главнее, потому что хозяин всегда с правой ноги начинает обуваться. И продолжали доказывать друг другу:
— Я правый! — сказал первый валенок.
— Нет, я правый! — сказал второй.
— Нет, я! — сказал первый.
— Нет, я! — сказал второй.
И тут первый в гневе толкнул второго, и тот упал с печки прямо под ноги хозяину. Хозяин удивился, поднял валенок, сунул в него правую ногу, а левую в тот, что с печки снял.
О, как возгордился второй валенок, что он сегодня первый, а, значит, главный.
Шагает хозяин на работу и слышит, как поскрипывает снег под валенками, но не слышит, как в это время первый валенок говорит второму:
— Знаешь, брат, прости меня! Но всё же давай договоримся по-честному: сегодня ты — правый, а завтра я буду — правый!
— По-честному, так по-честному! — сказал второй. — Тогда завтра утром я тебя с печки столкну.
С тем и договорились.
Волшебные валенки (Клименкова Евгения)
Жил-был лесник – трудолюбивый, добрый, вежливый человек. Никогда никого не обижал, а наоборот, помогал всем. Его лучшими друзьями были звери лесные. Попадет лисичка в капкан, а он ее освободит и лапку залечит.
Были у лесника валенки, которые спасали его в лютые морозы, берегли от разных болезней. Подарила ему их лесная фея, благодарная за то, что не раз спасал он ее лес от пожаров, жителей лесных – от охотников.
А дело было так. Однажды зимой пошел лесник проведать лесную фею. Налетела на него вьюга – злая колдунья, сбила с ног, заморозить захотела. Но лесная фея не дала ему погибнуть, помогла добраться до дома и подарила леснику валенки, которые спасали от лютых морозов и любых болезней.
Долго прожил лесник, состарился, да и валенки постарели вместе с ним, потеряли волшебную силу. Как-то раз пошел старик-лесник за хворостом. Налетела на него опять неугомонная вьюга – злая колдунья. Упал лесник в снег, не смог устоять против злодейки. Так и вьюжит, так и хочет его заморозить. Вовремя подоспела фея, прогнала колдунью и валенки наполнила новой силой. Стали они как новые. Поблагодарил старик лесную фею и спросил, что может сделать для нее.
Фея попросила лесника, чтобы взял он лопату и пошел к старому дубу, выкопал там яму и посмотрел, что будет. А о том, что увидит, людям рассказал.
Сделал лесник все, о чем она его попросила. Теперь вместо той ямы родник течет, а на ветках старого дуба висят валенки! Всяк, кто лес бережет, зверей любит, обязательно найдет это место и сможет взять валенки с дерева, которые будут оберегать доброго человека от хворей всяких и напастей.
Валя и Кубышка (Комаров Никита)
Жили в лесу два друга «не разлей вода» — мышка Кубышка и валенок Валя. Жили они, не тужили, друг о друге заботились. Летом Кубышка мыла и чистила валенок от грязи, а зимой Валя согревал мышку от мороза и холода. Но вот нежданно-негаданно случилась беда…
Заболел валенок, прохудился, появились в нем дыры. С каждым днем становилось Вале все хуже и хуже. В лесу этом жил мастер Валенковский. Говорят он делал валенки для всех жителей – от мала до велика. Знал свое дело хорошо и не зря слыл мастером. Решила мышка, что пойдет с валенком к нему за помощью. Собрались они ранехонько и отправились в путь. Вот только дороги Кубышка не знала, но понадеялась на добрую помощь жителей леса. Долго ли, коротко ли шли они, а на встречу им Лиса.
— Ну, здравствуй, мышка Кубышка, куда путь держишь?
— Здравствуй Лисичка сестричка. Не могла бы ты нам подсказать дорогу к мастеру Валенковскому?
— Какая мне выгода от этого?
— А я угощу тебя блинками с маслецом, сегодня утром напекла.
— Хорошо, — сказала лиса облизнувшись, — но я знаю только треть дороги. Идите прямо, никуда не сворачивайте до самой реки, а там будет берлога Михаила Потаповича.
— Спасибо тебе лисичка.
Мышка отдала лисе в благодарность за помощь блины, и отправились они с валенком дальше.
Дошли они до реки, а навстречу им Михаил Потапович, за ним его жена Варвара и их сын Мишутка.
— Не видели вы девчонку, — спрашивает медведь. Она наш весь дом разворотила: всю еду съела, стулья поломала, кровати помяла!
— Видели. Вон она на лодке через реку перебирается!
— Спасибо вам, друзья. Чем отплатить вам за добро? Подскажи, как нам добраться к мастеру Валенковскому?
— Идите воль реки, у большой канавы повернете налево. Там увидите нору волка и спросите у него как дальше добраться.
Поблагодарив друг друга, каждый отправился в свою сторону.
Идут они, а валенок совсем исхудал. Кругом глушь, темнота, вдруг услышали они страшный вой. Навстречу им волк бежит, хромает. Остановился он и стал просить помощи.
— Перебинтуйте мне, пожалуйста, лапу, а то я в капкан попал, еле выбрался.
— Конечно же. Мы сейчас тебе поможем. С этими словами Кубышка достала из сумки йод, бинт и обработала рану.
— Спасибо. Чем я могу вам помочь, — сказал благодарный волк.
— Подскажи, как нам добраться до мастера Валенковского?
— Видите, вон там, вдалеке виднеется дом, это его знаменитая мастерская.
— Спасибо тебе, волк за помощь.
С этими словами двинулись Кубышка и Валя дальше. Совсем уже стемнело и похолодало. Валя остановился, идти не может.
— Валя, Валя, не спи! Не спи, замерзнешь! Прошу тебя, поднимайся, пойдем, совсем немного осталось! Но валенок ее не слышал. Мышка взвалила друга на плечо и понесла к мастерской.
Очнулась мышка в ярко освещенной комнате. Справа – камин, слева – комод, напротив – стол с нитками, иголками и прочими вещами мастера. Вдруг открылась дверь, и мышка услышала родной голос Вали, который кого-то спрашивал: «Ну, как она, в порядке?» «Да, в полном! Вот, посмотри, пришла в себя и глаза открыла», — отвечал кто-то. Оказалось, что это был мастер Валенковский, который нашел под утро у своих дверей, обессиливших друзей. Валенок он починил, и Валя сразу почувствовал себя сильным и здоровым. А вот с мышкой Кубышкой пришлось повозиться – очень много сил она потеряла, пока донесла друга. Но и с ней теперь все в порядке. Очень скоро дела ее пошли на поправку. Мышка выздоровела, и отправились они счастливые домой.
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Абдалов Б.Е. 1
1МБОУ «СОШ№ 33 г.Калуги»
Костомарова Т.И. 1
1МБОУ «СОШ№ 33 г.Калуги»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
На уроке литературного чтения мы изучали тему «Устное народное творчество». Я заметил, что про валенки упоминается во многих сказках, создано много пословиц, поговорок, потешек, загадок. Я решил выяснить, почему валенкам издавна придавалось большое значение и есть ли место валенкам в современном мире?
Тема моего исследования: Быть ли валенкам в XXI веке?
Цель моей работы: исследовать, почему русские валенки так ярко показаны в устном народном творчестве, какое значение они имеют в жизни народа, а главное, быть ли валенкам в XXI веке?
Задачиисследовательской работы:
1.Узнать, что знают о валенках мои одноклассники, родители?
2. Узнать о значимости русских валенок в жизни русского народа
3. Изучить процесс изготовления валенок.
4.Узнать какое место занимают валенки в устном народном творчестве.
5.Изготовить макеты современных валенок.
6.Узнать, востребованы ли валенки в современном мире и почему?
Гипотеза: В XXI веке русские валенки возвращают к себе народную любовь.
Объект исследования: устное народное творчество.
Предмет исследования: русские валенки.
2. Основная часть исследования
Что знают о валенках мои одноклассники, родители.
№ |
Вопросы |
Всего опрошено |
Результат |
1 |
Когда и где впервые появились валенки? |
25 |
5 |
2 |
Какое значение валенки имеют в жизни русского народа? |
25 |
11 |
3 |
Какое значение имели валенки во время Великой Отечественной войны? |
25 |
10 |
4 |
Как изготавливают валенки? |
25 |
2 |
5 |
Какое место занимают валенки в устном народном творчестве? |
25 |
15 |
6 |
Какова роль валенок в современном мире? |
25 |
10 |
Вывод: про валенки знает большая часть опрошенных, но четко ответить на поставленные вопросы не смог никто, хотя все заинтересовались.
Я считаю, что моя работа нужна, интересна и поможет моим друзьям больше узнать о русских валенках, об их значении в жизни русского народа и, может быть, они захотят больше узнать о русском быте. Ведь это очень важно знать, чтобы гордиться своим народом, уважать его ценности, традиции.
Я думаю, что, прочитав мою работу, многим детям захочется стать дизайнерами или модельерами, и у них появятся интересные идеи по изготовлению валенок.
В этом и есть актуальность моего исследования.
3. Что же такое валенки?
Я обратился к толковому словарю русского языка Владимира Даля.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твердыми, но бывают и мягкие, под другую обувь. Валенки – традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу.
4. История русских валенок
Валенки – исконно русская обувь, впервые они появились в Сибири. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем.
В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами».
Стоили валенки дорого, их носили зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок – считалось удачей.
5. Процесс изготовления валенок
Процесс изготовления валенок, как и 200 лет назад, так и сегодня, — занятие длительное и очень трудоемкое.
Валенки делают из овечьей шерсти. Шерсть берут, как правило, летнюю. Летняя шерсть придает валенкам мягкости. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину и в результате получается тонкое мягкое полотно (приложение, рис.I).
Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого четырехгранную скалку (приложение, рис.II).
Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась (приложение, рис.III).
Постепенно заготовки валенок становятся меньше. Их растирают на ребристой доске, чтобы они уплотнились. Затем натягивают на колодки, формируя носок и пятку (приложение, рис.IV).
На колодках валенки отбивают деревянной колотушкой со всех сторон до тех пор, пока они не уменьшатся до нужного размера. И ставят на просушку. Высушенные валенки трут пемзой или деревянным бруском для окончательной отделки (приложение, рис.V).
6. Значимость валенок в жизни русского народа
Валенки на Руси носили представители всех слоев населения – начиная с простых крестьян и заканчивая членами царской семьи. Петр I находил в них лечебные свойства, а для Екатерины Великой специально изобрели мягкие полусапожки из тонкой черной шерсти, которые она носила под платьем на своих больных ногах. Именно во времена Петра I производство валенок получило широкое распространение. В них праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. В валенках прошло детство Никиты Хрущева.
Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
7. Валенки во время Великой Отечественной войны
Неоценима заслуга валенок в военное время. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) русские солдаты были экипированы гораздо лучше, их грела не только любовь к отчизне, но и валенки, с любовью произведенные в тылу. Может, и поэтому выиграли войну? Ведь немцам приходилось охотиться за валенками, и они гордились такими трофеями. Русский валенок прошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог!
рис.VI
рис.VII
8. Мои исследования
Исследование №1.
Два снежных комочка положил — один на блюдце, другой, завернув в бумажную салфетку, опустил в валенок. (Приложение, рис.VIII, IX). Через некоторое время я заметил, что на блюдце снежок растаял, а в валенке нет. (Приложение, рис.X,XI). Так что же, может валенок совсем не греет, а холодит? Почему мы надеваем в морозы валенки, и ногам нашим тепло, а не холодно? Все просто, валенок не пропускал к снежку комнатное тепло. И от этого снежку в валенке было холодно.Поэтому он и не таял. Значит, если мы наденем валенки, ногам тепло, валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод в валенки. Вот наши ножки и не мерзнут. Им в валенках тепло.
Исследование №2.
На прогулку я вынес и поставил в снег резиновый сапожек и валенок, спрятал в них игрушки. (Приложение, рис.XII, XIII). В резиновом сапожке игрушка быстро стала холодной. А в валенке игрушка оставалась тепленькой. (Приложение, рис.XIV). Валенки удерживают тепло. Значит, валенки очень подходят для морозных дней.
9.Макеты валенок
Макеты валенок (рис.XV) изготовлены моими одноклассниками- учениками 2 «А» класса МБОУ «Средняя школа № 33» города Калуги.
Рис.XV
10. Роль валенок в современном мире
Валенки – это экологичная обувь, поскольку изготавливается из натуральных материалов – шерсти животных.
Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой, именно такое сухое тепло помогает при простудах. Валенки приносят облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, ускоряют заживление ран и переломов.
Валенки очень помогают людям, которые по роду своей профессии проводят большое количество времени на улице, даже в суровые зимние дни, потому что натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость. Это сотрудники коммунальных служб, полицейские, спасатели, охранники.
Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.
Валенки сейчас в моде, существует огромное количество разнообразных моделей с дизайном на любой вкус (рис.XVI).
Рис.XVI
11.Валенки в потешках, поговорках, пословицах, частушках и загадках |
||||
потешки |
поговорки |
пословицы |
частушки |
загадки |
Баю, баю – баиньки, Скатаем Маше валенки, Валенки по ножкам, Бегать по дорожкам. Как у Даши маленькой Чесаные валенки, А шуба багряная, а личико румяное. |
Прост как сибирский валенок. Сани и валенки – готовь летом. |
С умного по шерстинке – дураку валенки. Кто раньше встал, тот и валенки одел. |
Чтоб прогнать мороз и стужу, Мы в ладони хлопаем, В валенках через сугробы Радостные топаем. Подарила маменька Беленькие валенки С ними я не расстаюсь, Даже спать с ними ложусь! |
Треплют, катают, А зиму таскают. Весь в шерсти, А кожи нет. Ни начала, ни конца, Ни шва, ни рубца. |
Валенкам посвящены даже песни. Самой известной из которых, безусловно, является «Валенки-валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
12.Валенки в сказках
«Все на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные». Это строки из сказки Михаила Пришвина «Дедушкин валенок». Пожалуй, самая известная литературная сказка о валенках.
Рис.XVII
Валенки упоминаются во многих русских народных сказках, их одевают главные герои сказок в любое время года, вот, например, в сказке «По щучьему велению» главный герой Емеля в валенках.
Рис.XVIII
13.Интересные факты о валенках
Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.
На изготовление одной пары валенок уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.
Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, другой еще громаднее. Его высота 178 сантиметров, вес -16,5 килограммов, а размер как раз в пору Гулливеру – 146-й! (рис.XIX)
В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова – клоун запрыгивал в них во время трюка.
Рис. XIX
14. Музеи валенок
Музеи валенок существуют в нескольких городах: Москве, Мышкине и Кинешме.
Музей валенок открылся в небольшом приволжском городке Мышкин в 2000 году (рис.XX, XXI, после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Открыт он в городе неслучайно, уже больше 100 лет в Мышкине работает валяльно-катальный цех. Музей пользуется огромной популярностью. В мышкинском музее не все валенки на один цвет – здесь есть обувь самых разнообразных расцветок и фасонов и даже модельные валенки, над которыми трудилась умелая дизайнерская рука. Мышкинские мастера и мастерицы украшают валенки мехом, вышивкой, вырезают фигурное голенище, а главные «шик» валеночной моды в Мышкине – это коротенькие валеночки – опорки.
Рис.XX
Рис.XXI
В музее «Русские валенки» в Москве (рис.XXII) собрана большая коллекция валенок, представлены экземпляры от вышитых валенок конца XIX века до современных, превращенных дизайнерами в арт-объекты. Музей открыл свои двери в декабре 2001 года.
В музее можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».
«Русские валенки» — это музей, в котором можно и нужно трогать экспонаты. Здесь можно даже купить заготовку и самостоятельно сделать сувенирный валенок.
рис. XXII
15. Заключение
На основе полученных данных я доказал следующее:
-зимой в городе предпочитают носить другую обувь, оставляя валенки для прогулок за город, но в сильные холода предпочтение отдают валенкам;
— валенки — удобная и красивая обувь, более теплая по сравнению с сапогами;
— валенки оказывают положительное влияние на здоровье.
Валенки – как русская матрёшка, как пуховый платок – национальный символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. И хотя еще не так давно валенки считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт.
Валенки снова входят в моду! Но уже не только как удобная и незаменимая обувь, но и как сырье для новых смелых и порой совершенно фантастических идей художников, дизайнеров и модельеров.
В результате моей исследовательской работы я убедился, что моя гипотеза подтвердилась, в современном мире валенки будут востребованы всегда.
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький,
Чтоб зимою не болеть,
Надевают валенки!
Тетеньки и дяденьки!
Все носите валенки!
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
Библиография
1.Толковый словарь русского языка В.И.Даля.
2. Пришвин М.М. Рассказы, ООО «Издательство Астрель», 2012.
3.Т.Скиба. Большая детская энциклопедия в вопросах и ответах,
издательство ВЛАДИС, 2016.
4.Интернет-ресурсы
Приложение
Процесс изготовления валенок.
рис.I
рис.II
рис.III
рис.IV
рис.V
Мои исследования.
Рис.VIII-XI
рис.XII-XIV
Просмотров работы: 947
Краткосрочный творческий проект для детей подготовительной группы
«Эх, валенки!»
Авторы: Бугаева Светлана Николаевна — воспитатель, педагогический стаж 21 год. Галицкая Ирина Александровна – воспитатель, педагогический стаж 8 лет. МАДОУ «Детский сад «Непоседы» ЯНАО, Тюменская обл, г. Новый Уренгой |
Введение:
Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца.
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки — это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. В чём секрет популярности валенок?
Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и промыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.
У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Проблема:
У дошкольников не достаточно сформированы представления о народных промыслах своего народа, в частности (катание валенок) который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов России.
Цель проекта:
Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре
Задачи проекта:
- Формировать интерес к русскому народному творчеству — потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.
Предполагаемые результаты:
- У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.
- У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Вид проекта:
— Творчески–исследовательский.
— Познавательно — игровой
Участники проекта:
Воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, руководитель изо студи, родители воспитанников.
Тип проекта по продолжительности:
Краткосрочный (2 недели)
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная
Основные формы работы над проектом:
— создание альбома детских работ «Валенки, да, валенки»,
— изготовление лэпбука «Чудо-валенки»;
— оформление альбома «Как рождаются валенки»
— Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение в музыкальном зале, украшение макета валенка: рисование, аппликация).
— организация выставки, посвященной истории русского валенок «Эх, Валенки»
— Украшение валенок детьми совместно с родителями
— вставка поделок из валенок.
— Тематические занятия, беседы по ознакомлению с процессом производства валенок.
— Практические занятия – «Знакомство с шерстью» «Валяние шариков из шерсти».
— Разучивание песен, частушек про валенки.
-Спортивные игры-соревнования с использованием валенок.
Работа с родителями:
1.Помощь в создании развивающей среды (альбом с творческими детскими работами «Валенки, да валенки», оформление выставки «Эх, Валенки»)
2. Помощь в сборе информации:
— история возникновения валенок;
-процесс изготовлении валенок.
Формы реализации проекта
Ознакомление с художественной литературой |
Ознакомление с окружающей и социальной действительностью |
Художественно-творческая деятельность театральная |
Физическая развитие |
|||
музыкальная |
изобразительная |
|||||
Чтение произведения о русских валенках. -Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, |
Занятие-путешествие в историю: Презентация «Такие разные валенки» — формировать интерес к истории возникновения исконно-русской обуви- валенка. Практическая работа с лэпбуком «Чудо-валенки» |
Слушание музыкального произведения «Валенки» в исполнении Л. Руслановой |
Дидактические музыкальные игры: «Найди валенку пару», «Разложи валенки по размеру», «Поставь валенки по порядку» |
Роспись валенок под «Гжель» -продолжать знакомить с видами росписи. |
Утренняя гимнастика «Вот, какие валенки!». |
|
Чтение сказки Сергей Гришунин“Дедушкины валенки” |
Рассматривание альбома «Как рождаются валенки» — Продолжать формировать интерес к процессу изготовления валенок. — Рассмотреть схему последовательного изготовления валенка. |
Шуточная музыкальны игра «Валенок» -необходимо попытаться вытолкнуть соперника их круга, стоя на одной ноге, обутой в валенок. |
Инсценировка сказки «Теплые валенки» Побуждать детей выражать чувства героев мимикой и жестами. |
Рисование «Расписные валенки» (использование различных техник). |
||
Заучивание стихов о валенках: Инесса Агеева «Валенки» Знакомство с загадками, потешками, частушками про валенки. |
Оформление выставки «Эх, валенки» Практическое занятие : «Знакомство с шерстью» – основой в изготовлении валенок Беседа «Лечебные свойства шерсти» для здоровья человека. Экспериментальная деятельность: — Узнали, что материал состоит из ворсинок. — валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод. — валенки пропускают воду; -Выяснили, что войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов. |
Подвижные музыкальные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота» — Развивать ритмический слух у детей. |
Мастер – класс для детей: — валяние бусинки из шерсти Лепка: « Мы обуем валенки» |
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, перекликаясь с темой недели.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешеки сказок, спортивные и народные игры способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта.
«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0005338- 0005339
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf