Образ ваньки жукова из рассказа чехова

Анализ рассказа «Ванька» (А.П. Чехов)

Автор: ·
Опубликовано 30.01.2020
· Обновлено 30.01.2020

Страна. Большая и немытая. Ребенок. Совсем кроха, потому и чист. Подобный тандем, невероятно актуальный для царской России, довольно часто встречается на страницах произведений малой прозы А. П. Чехова. Образ несчастного неприкаянного ребенка был для великого писателя полностью автобиографичным. Хоть Чехов и никогда не артикулировал того, что не испытал наивного и чистого детского счастья. Однако сложно представить, что счастье соседствует с запахом тухлой рыбы и соленым привкусом слез, стекающих по щекам. Однако биография Чехова и истории жизни его героев доказывают нам обратное. Ярким тому примером является рассказ А. П. Чехова “Ванька”, анализ которого представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая провести недетский разговор о детском несчастье. 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть: о чем произведение?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Основная идея 
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика 

История создания

Читатель впервые увидел “Ваньку” на страницах “Петербургской газеты” в канун наступающего 1887 года. Произведение неслучайно оказалось именно в предновогоднем выпуске: главный герой готовит письмо своему Дедушке в Рождественский сочельник, да и все произведение в целом исполнено атмосферой досадной непричастности к светлому празднику, которую могло разделить великое множество людей. Атмосфера эта показывается автором под самым острым, сентиментальным углом — детским. 

В это время Чехов был увлечен детской психологией: по-видимому, первые ласточки страшной болезни отсылали писателя к воспоминаниям о собственном детстве, настолько несчастном, что оно поставило столь ранний крест на его здоровье. В детстве он работал у отца в лавке и от переработки часто болел. Эти обстоятельства стали благоприятной почвой для развития чахотки, от которой и умер писатель. 

Особенно интересовал Чехова “третий период детской психики” — этап жизни, когда ребенок начинает самостоятельно отличать добро ото зла, впервые проливает не слезы каприза, а слезы, вызванные несправедливостью, болью, жалостью. Таковым персонажем становится не только Ванька Жуков, но и Варька (героиня рассказа “Спать хочется”), Володя (из “Мальчиков”), Гриша (герой одноименного рассказа) и прочие — список можно продолжать долго. Но это излишне, потому как в значимости темы детства для Чехова мы уже убедились. 

Отдельных слов заслуживает также вопрос о том, кто стал прототипом Ваньки Жукова. 

  1. Существует теория о том, что в образ несчастного мальчика Чехов вместил собственный опыт и чувства. И Ванька, и Антоша Чехов были одинаково несчастны: разве что один из них был вынужден проводить детство в окружении обувных колодок и господских сапог, другой — наш классик — среди зловонной рыбы и запачканных прилавков. 
  2. Сторонники другой теории настаивают на том, что прототипом многострадального мальчика стал родственник Антона Павловича — Михаил, отданный отцом на обучение ремеслу в дом купца Гаврилова. Очевидно, что детство человека, столь рано отданного “в люди”, не пестрило яркими воспоминаниями. Единственное, что пестрило тогда — отметины от розог и синяки, зарабатываемые всеми, заслуженными и незаслуженными, способами.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр. 

  1. Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс. 
  2. Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку. 

Суть: о чем произведение?

Рождественский сочельник. В доме сапожника Аляхина пусто: семья хозяина ушла на заутреню, оставив на хозяйстве Ваньку Жукова — 9-летнего ученика Аляхина. Убедившись, что все ушли, мальчик садится на колени перед лавкой и начинает писать письмо, которое он адресует своему дедушке — Константину Макарычу. 

В письме Ванька описывает ужасы жизни в доме сапожника. Рассказывает о том, как его избивает то шпандырем, то обувной колодкой, хозяин, как унижает его хозяйка, тыкая в лицо рыбьей головой. Упоминает и о насмешках со стороны подмастерьев, которые гоняли мальчика за водкой и солеными огурцами из хозяйской бочки. 

То и дело переводя взгляд с письма на отражающееся в оконном стекле пламя свечи и обмакивая перо в чернила, Ванька представляет себе родную деревню. Сначала деда с собаками Вьюном и Каштанкой, шагающего вокруг усадьбы по свежему снегу, который серебрится под невероятно чистым небом, в котором видны звезды и млечный путь, будто бы отполированный к Рождеству. Потом в его памяти всплывают картины зимнего леса, в который они ходили когда-то с дедушкой за рождественской елкой для господского дома. Последнее, что видится Ваньке — то, как любимый дедушка сидит, свесив ноги с печи, и читает письмо, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.

В своем письме Ванька рассказывает и о подробностях московской жизни, которые для него, как для деревенского мальчика, кажутся диковинными. Он описывает рыболовные и охотничье магазины, со множеством снастей и ружей, мясные лавки, полные лесной дичи, не таких резвых коней и не таких злых собак.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Ванька» перечислены в таблице:

Ванька, главный герой рассказа.  Девятилетний мальчик, проходящий уже третий месяц обучение ремеслу у сапожника Аляхина. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе. 
Константин Макарыч, дед Ваньки. «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Работает сторожем у господ Живарёвых: дни проводит на печи в окружении табачного дыма, ночью — выполняет свои прямые обязанности, ходит с колотушкой в окрест усадьбы. Все счастье его жизни составляет запах табака, тепло печи, непринужденные разговоры с дворней. Кроме того, что он — единственный родной человек, он еще и самый близкий для мальчика друг и товарищ, с которым у нашего героя связано множество светлых мальчишеских воспоминаний.  
Аляхин, сапожник. Деспотичный мещанин. Содержит домашнюю кожевенную мастерскую, берет на обучение подмастерьев, давая им возможность обучаться ремеслу и получать хоть и скудные, но средства для существования. Этим его благодетель заканчивается. Люди, которые желали оказаться под его надежным наставническим крылом, оказались под его надменным сапогом: паек подмастерьев скудный (из-за этого они заставляют Ваньку воровать огурцы из хозяйской бочки), а по отношению к главному герою применяется незамысловатое, но жестокое насилие: бедному мальчику то обувной колодной в голову прилетит, то достанется шпандырем по мягкому месту за малейшую повинность.
Аляхина, супруга сапожника. Хозяйка дома, подобно мужу, ограниченная и деспотичная мещанка. Из методов обучения Ваньки прибегает к самым непедагогичным. Тыкать в лицо ребенку рыбой за то, что тот начал неправильно ее чистить — метод хоть и действенный, но неоправданно дикарский. Однако Аляхина — глупая женщина, которую мало заботят чувства отданного ей на попечение ребенка. Этим и объясняется ее примитивная беспричинная агрессия.
Ольга Игнатьевна Живарёва, барыня. Добродетельная помещица, хозяйка господского дома, при котором поставлен сторожем дедушка Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна, как пишет Чехов — “Ванькина любимица”, она кормила Ваньку леденцами, пока его мать, работавшая горничной, хлопотала по хозяйству. Именно госпожа Живарёва выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, что было выдающейся способностью для крестьянского мальчика. Доброта этой женщины бесхитростна и естественна, скромна и благодетельна. 
Пелагея, покойная мать Ваньки. “Нету у меня ни отца, ни матери” — пишет деду Ванька. Про мать Ваньки известно мало: работала горничной у господ Живарёвой, была близка к барыне, раз она хотела уделять время Ваньке. Чехов умалчивает о причине смерти Пелагеи, ровно как и о ее человеческих качествах, видимо из желания не превращать свой рассказ в мелодраму.

Темы

Тематика рассказа «Ванька» заняла и так много Вашего времени, но если Вам не хватило какой-либо темы, то Многомудрый Литрекон с удовольствием ее добавит, когда увидит указание на это в комментариях.

  1. Тема надежды. Основная тема рассказа, обосновывающая, кажущиеся максимально наивными, действия главного героя. За 3 месяца пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он отрекся от идеи справедливости и доброты. Так бы и было, не будь он еще ребенком. Потому как основа детского мировоззрения — любовь, которую, как известно, не изжить ничем. Но Ванька свято верит в чуть ли не сакральный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, полную веры душу, перспективы на счастье которой, однако, едва ли прослеживаются.
  2. Тема детства. Как уже говорилось выше, тема детства была обожаема Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный за детство, помог ему стать здравомыслящим, эмпатичным человеком и гениальным писателем гораздо раньше не уступавших ему по таланту современников. В “Ваньке” тема детства раскрыта в контексте “сиротства”, т.е. на примере отсутствия детства у мальчика, Чехов доказывает необходимость педагогических и социальных вложений со стороны общества, обязанного обеспечить детям то, чего они заслуживают. 
  3. Тема мещанства. Раскрывается автором за счет таких персонажей, как Аляхин и его супруга. Аляхины — пример людей, практикующих чуть ли не первобытные подходы ко всему: ведению домашнего хозяйства, воспитанию, обучению. Сложно представить, чему, кроме обувного дела и ненависти, может обучить Ваньку Аляхин. Его мировоззрение ограничено теми опрощенными морально-этическими нормами, которые приняты в ремесленнических кварталах Москвы, в которых, во основном из-за тяжелых условий труда и бедности, образовалась обособленная культура взглядов на остальной мир, полный неблагодарных и высокомерных потребителей.
  4. Тема агрессии. Она раскрыта Чеховым своеобразно: Аляхины ни разу не имели объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее, Ваньке приходилось терпеть побои и унижения, незаслуженно ему адресуемые. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в любом человеке и активно руководят действиями безвольного тела, не имеющего должного эмоционального интеллекта, позволяющего их сдерживать. 

Проблемы

Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.

  1. Проблема “бездествия”. Проблема сиротства и беспризорничества стояла в Российской империи, без преувеличения, остро. Однако нужно брать во внимание, что не только дети, не имевшие никакого попечения, были лишены детства: деспотизм со стороны родителей и опекунов терпело, как ни прискорбно, еще большее количество детей (мы можем лишь догадываться о точных числах). Тому примером является наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы лучше для него: нищенствовать в деревне, терпеть увечья от Аляхина, воспринимая это к себе обращение как нормальное, или жить сиротском доме в окружении несчастных и обездоленных ровесников. 
  2. Проблема жестокости и равнодушия. Чехова, как моралиста, чрезвычайно беспокоит процесс поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Фатальность перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере взаимоотношений безнадежно несчастных и обозленных взрослых с ребенком, чью чистую душу, полную доверия и тепла, их поступки и проявления слабости деформируют и уродуют — делают похожей на свою.
  3. Проблема несправедливости. Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, издавна принадлежит к разряду хрестоматийных. Эта тема поднималась Чеховым ни раз, будучи подкрепляема печальными подробностями его биографии. Подчеркивая, что природа мира априори несправедлива, он писал: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».

Основная идея 

Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».

В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный.  И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать. Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц. 

Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов? 

Чему учит?

Очевидно, что на момент публикации рассказа, он был предназначен для немногочисленного пласта людей, желающих заглянуть на Ту сторону жизни, без лоска и чистых фраков. «Ванька» заставляет задуматься о том, как живут бедные дети, не одаренные судьбой и родительским попечением. Он учит тому, что сироты нуждаются к сочувствии и достойны лучшего обращения.

Какое-то время спустя “Ванька” стал демонстрацией советскому школьнику прелестей его положения в мире социализма, явной противоположностью которого является алчный мир, в котором приходится жить бедному Ваньке. Советские учителя находили в нем идеологические нравственные уроки: жизнь при царе была жестокой и несправедливой, а в советской России каждый ребенок живет в достойных условиях.

Сейчас же, “Ванька” — если не панацея, то рекомендательное письмо к наглеющему поколению потребителей, не осознающих своего благополучия: ребенок, какие бы блага он не получал, должен осознавать их ценность и сопоставлять их со своим поведением, ведь лучшего заслуживает только тот, кто умеет ценить и эффективно применять то, что он уже имеет. Такова современная мораль рассказа «Ванька».

Критика 

Рассказ Чехова был встречен неоднозначными отзывами, среди которых преобладали все же критические высказывания о неудачном раскрытии образа деревни, деревянной заурядности персонажей, заезженности и очевидности их проблем. 

Так, журнальным авторитетом того времени, Константином Медвецким рассказ был расценен как “эскизик” и “пустячок”. Во многом, как Медвецкого, так и его сторонников, не удовлетворяла та заурядная сентиментальность, на которой построено все повествование: Чехов будто бы выжимал из своего чуткого читателя скупую слезу. 

Однако острота социальной повестки, изложенной в рассказе, гарантировала ему одобрение со стороны множества критиков. Особенно это отмечал Ф. Е. Патковский, не раз превозносивший значимость гражданской составляющей прозы, как литературного явления. 

Многими критиками было отмечено и то, как деформировано в “Ваньке” авторское восприятие жизненной справедливости: Александр Богданов (больше известный по псевдонимом А. Волжский) писал о том, как “Ваньке” перманентный Чеховский позитивизм и балагурство сменились вдруг меланхолией. 

Не секрет, что особо высоко о краткости и таланте Антона Павловича высказывался самый многотомный русский писатель — Л.Н. Толстой. Исключением не стал и “Ванька”, внесенный им в список “особенно выдающихся” рассказов Чехова, в многом из-за образа главного героя, чье излитое на бумагу горе безумно умилило Толстого.

Автор: Иван Лейтман

Метки: 4 класс5 классАнтон Чеховразборрассказ Ванька

Читайте также:

Ванька Жуков из рассказа «Ванька» Чехова: характеристика героя

Ванька Жуков из рассказа «Ванька» — деревенский мальчик 9 лет, сирота. Когда еще была жива его мать Пелагея, служившая в горничных у господ Живаревых, барыня, Ольга Игнатьевна Живарева, научила Ваньку писать, считать до ста и танцевать кадриль. После смерти матери мальчика «спровадили в людскую к деду» — Константину Макаровичу, служившему в имении Живаревых ночным сторожем (на нем также лежала обязанность накануне рождественских праздников ходить в лес за елкой для господ, куда вместе с ним всегда отправлялся и Ванька), а «из кухни» — в Москву, в ученье к сапожнику Аляхину.

О том, как несладко ему, оторванному от родного гнезда, жить у сапожника, Ванька подробно рассказывает в письме, которое «в ночь под рождество» он пишет деду в деревню. Перемежая детски-трогательные обороты речи с грубоватыми словечками и выражениями, видимо почерпнутыми у новых хозяев, герой пишет, как его постоянно бьют то хозяин (за то, что, качая «ихнего ребенка в люльке», он «по нечаянности заснул»), то хозяйка (он не так, как надо, стал чистить селедку, «а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»), о том, как «насмехаются» над ним подмастерья, и что он все время недоедает (в обед дают каши, а утром и вечером только хлеб, «а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают»).

Ванька Жуков чувствует себя несчастным и одиноким в «большом городе» Москве, которая хотя и привлекает его своей необычностью, все же остается для него «чужим местом», — и трижды, со слезами, просит деда в письме забрать его «отсюда домой», в деревню. Опуская письмо в почтовый ящик, герой искренне надеется, что оно дойдет до деда, а значит, этот тяжелый период его жизни, возможно, скоро закончится. Но надеждам не суждено сбыться: слезы и жалобы Ваньки Жукова никогда не будут услышаны, потому что на конверте письма, не зная, как надписывать адрес, он написал только: «На деревню дедушке Константину Макаровичу». Очевидно, что одиночество героя много тяжелее и трагичнее, чем он сам может себе это представить. Ванька — типичный чеховский герой, умудряющийся отдаваться иллюзии возможного счастья в холодном и жестоком мире, разбивающем всякие иллюзии.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Сочинение Народный маршал Г. Жуков

Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября по старому, 2 декабря по новому стилю 1896 года в деревне Стрелковка Калужской губернии. В годы детства Жукова деревня ничем не выделялась из тысяч русских деревень. Мужчины — часто на заработках в городе, в поле — женщины и дети. Отец Жукова сапожничал в городах, мать подрабатывала на перевозке грузов. Заработки были такие, что по признанию самого Георгия Константиновича, «нищие зарабатывали больше». Еще он напишет: «Спасибо соседям, они иногда выручали нас то щами, то кашей. Такая взаимопомощь в деревнях не была исключением, а скорее традицией дружбы и солидарности русских людей, живших в тяжелой нужде». В семилетнем возрасте Георгий пошел учиться в церковноприходскую школу к своему первому учителю Сергею Николаевичу Ремизову. В Калужской губернии было заведено отправлять мальчиков-подростков учиться в города какому-либо ремеслу. В июне 1907 года Жуков уезжает в Москву к своему дяде — скорняку М. А. Пилихину и становится учеником. Вместе с сыном хозяина Георгий стал изучать русский язык, математику, географию. Через год он поступает на вечерние общеобразовательные курсы и успешно заканчивает их. В конце 1911 года он кончает учиться у Пилихина и остается у него в подмастерьях, где продолжает работать до досрочного призыва в армию в августе 1915 года.

Жуков в 1914 – 1938 годах: становление Жукова как полководца

Призывался Жуков в Малоярославце 7 августа 1914 года. Он попал в 5-й кавалерийский полк, скоро стал унтер-офицером, сражался на фронте, получил два георгиевских креста за пленение немецкого офицера и тяжелое ранение.

В августе 1918 года он добровольцем приходит в кавалерию и на всю жизнь связывает себя с Красной Армией. 1 марта 1919 года Жукова принимают в члены РКП (б). Очень скоро в боях красноармеец Жуков становится командиром. Он сражается против уральских белоказаков, с войсками Деникина и Колчака, а на исходе гражданской войны, принимает участие в ликвидации банд Антонова. Под Царицыным он был ранен, у станицы Степной — контужен.

Георгий Константинович закончил войну командиром эскадрона.

В 1925 году Жуков учился на годичных курсах усовершенствования командного состава кавалерии, а в 1930 — на академических курсах высшего командного состава.

Жуков успешно рос по службе: в 1923 – 1930 годах — командир кавалерийского полка, затем командир бригады, в 1933 – 1936 годах — командир 4-й донской кавалерийской дивизии, в 1937 году возглавил 3-й конный корпус. С марта 1938 года Жуков командир 6-го казачьего корпуса.

Ему также посчастливилось, что служил он под командованием выдающегося полководца гражданской войны И. П. Уборевича. В своих мемуарах Жуков очень тепло отзывается об этом военачальнике и подчеркивает, что он многому научился у Уборевича в области военного искусства.

Он работал рука об руку с командирами, прославленными маршалами и генералами, которые привели Красную Армию к победе в 1941 – 1945 годах. Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян вспоминал: «Из всех нас он выделялся не только поистине железным упорством в достижении поставленной цели, но и особой оригинальностью мышления. Его решения всегда вызывали наибольшие споры, и он с редкой логичностью умел их отстаивать; В отличие от некоторых военачальников предвоенного времени Жуков обладал не только военным дарованием, без которого в годы военных испытаний не может получиться полководец, но и жестоким характером, беспощадностью к недобросовестным людям».

В 1936 году Г. К. Жуков за успехи в боевой подготовке войск был награжден орденом Ленина, а в июле 1938 года выдвинут на должность заместителя командующего Белорусским фронтом по кавалерии. На высоком посту во всю ширь развернулся его талант военачальника и умного воспитателя войск. Георгий Константинович хорошо изучил территорию Белоруссии, где, в сущности, прошла вся его служба на командных постах в кавалерии. Здесь, через считанные годы, в Великую Отечественную войну, ему довелось вести в бой войска против вермахта.

Уже в середине 30-х годов Жуков выделялся среди старшего командного состава. Он принимал участие в разработке нового Боевого устава. В этой работе и при выполнении других ответственных поручений он мог составить представление о высшем командовании Красной Армии. Говоря о Ворошилове, Жуков о.

Халкин-Гол

1 июня 1939 года — заместитель командующего войсками Белорусского военного округа Жуков проводил в штабе корпуса в Минске разбор очередной полевой командно-штабной игры. Звонок из Москвы прервал Жукова на полуслове — немедленно прибыть к наркому обороны!

К. Е Ворошилов встретил Жукова посреди кабинета, сообщил ему о вторжении Японии на территорию Монголии и предложил принять на себя командование войсками.

Жуков не знал, что накануне у Ворошилова состоялось совещание. Начальник Генштаба Б. М. Шапошников доложил обстановку на Халкин-Голе. Ворошилов заметил, что «для руководства боевыми действиями там больше бы подошел хороший кавалерийский начальник». Тут же всплыла кандидатура Жукова. Ворошилов принял авторитетное предложение Генерального штаба.

5 июня Г. К. Жуков прибыл в штаб советского 57-го отдельного корпуса, находившегося в Монголии. Несколько дней машина комдива колесила по степи, Жуков лично хотел осмотреть все. Опытным глазом командира он оценивал слабые и сильные стороны немногочисленных советско-монгольских войск, вышедших в район Халкин-Гола. Он отправляет в Москву срочное донесение: немедленно усилить советскую авиацию, направить в Монголию не менее трех стрелковых дивизий и танковую бригаду. Цель — готовить контрудар. Предложения Жукова были приняты.

Жуков торопил крепить оборону у Халкин-Гола, особенно на плацдарме за рекой, быстрее подтягивать резервы из Советского Союза.

В соревновании со временем японские железные дороги, работавшие на коротком «плече», опередили советскую, 650-километровую, грунтовую. Японцы успели сосредоточить до 40 тысяч войск, 310 орудий, 135 танков и 225 самолетов. Перед рассветом 3-го июля советский полковник проехал к горе Баин-Цаган, что на северном фланге фронта, по Халкин-Голу проверить оборону монгольской кавалерийской дивизии. Внезапно он натолкнулся на японские войска, уже форсирующие реку. С первыми лучами солнца здесь уже был Жуков. Враг собирался провести хрестоматийную операцию — ударом с севера окружить и уничтожить советско-монгольские войска, державшие фронт по Халкин-Голу. Однако японцы не приняли в расчет мгновенной реакции Жукова.

У Георгия Константиновича не было времени раздумывать над силой врага. Он вызвал авиацию — бомбить переправу, сюда же перенацелил часть огня батарей с центрального участка и приказал ввести в бой 11-ю танковую бригаду комбрига М. П. Яковлева. Жуков пошел на беспримерный риск — отдал Яковлеву приказ с ходу атаковать врага, не дожидаясь пехоты, — вызванный мотострелковый полк, подошел только к середине дня.

Утром пятого июля враг был наголову разбит, тысячи трупов устилали землю, раздавленные и разбитые орудия, пулеметы, машины. Остатки вражеской группировки бросились к переправе, ее командующий генерал Камацубара (в прошлом военный атташе Японии в Москве) среди первых оказался на том берегу, а скоро «переправа, — вспоминал Жуков, — была взорвана их же саперами, опасавшимися прорыва наших танков. Японские офицеры бросались в полном снаряжении прямо в воду и тут же тонули, буквально на глазах наших танкистов». Враг потерял до десяти тысяч человек, почти все танки, большую часть артиллерии, однако квантунская армия не жалела ничего, чтобы сохранить лицо. Днем и ночью к Халкин-Голу подвозились новые войска, из которых развернулась 6-я особая армия генерала Огису. 75 тысяч человек личного состава, 182 танка, более 300 самолетов, 500 орудий, в том числе тяжелые, срочно снятые с фортов в Порт-Артуре и доставленные на Халкин-Гол. 6-я особая армия вцепилась в монгольскую землю — она занимала 74 километра по фронту и 20 километров в глубину. На конец августа штаб генерала Огиси готовил новое наступление.

Промедление с изгнанием агрессора было чревато самыми серьезными последствиями. Поэтому Жуков подготовил план операции по уничтожению противника. Цель ее — истребить 6-ю особую армию, не дав ей уйти за кордон. Причем ни в коем случае не переносить боевые действия за монгольскую границу, чтобы не дать повода Токио прокричать на весь мир о «советской агрессии», с вытекающими отсюда последствиями.

Готовя удар на уничтожение, Жуков усыпил бдительность врага, создав впечатление, что советско-монгольские войска помышляют только об обороне. Строились зимние позиции, бойцам вручались наставления о ведении оборонительных боев, самыми разнообразными средствами все это доводилось до сведения японской разведки. Психологически расчет Жукова был безупречен — это соответствовало представлению самураев о том, что, дескать, русские «взялись за ум» и опасаются новой схватки. Японские войска наглели на глазах, они вновь и вновь затевали частые операции, которые заканчивались очередным их избиением. Продолжались напряженные бои и в воздухе.

Страницы: 1 2

Сочинение 2

Н.П. Чехов – известный русский художник, он состоит в близком родстве с великим русским писателем А.П. Чеховым.

Картина, на которую я сейчас смотрю, называется «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)». Полотно было написано художником по рассказу брата «Ванька».

Главное лицо картины – это простой мальчик из обычной крестьянской семьи, которого отдали учиться к сапожнику.

Как мы знаем из произведения, жизнь мальчика на чужбине очень тяжела, полна невзгод и лишений. Хозяева относятся к мальчику с настоящей жестокостью, мальчик, доведенный до отчаяния, решает написать своему деду, чтобы тот забрал его домой.

Итак, перед нами портрет мальчика. Ему около 10 лет, не больше 12. Волосы у него светло-русые, их скрывает большой картуз, который сильно велик мальчику, вероятно, картуз принадлежал кому-то из взрослых. У мальчика пухлые губы, лопоухие уши, вздернутый нос. Его лицо еще совсем детское. Герой картины одет в простенькую рубаху и пиджак, вероятно, тоже принадлежащий кому-то из взрослых. Смотря на мальчика, нельзя сказать, что выглядит он неопрятно. Одежда его чистая, аккуратная. Только волосы торчат в разные стороны.

Взгляд мальчика открытый и доверчивый. Художник изобразил мальчика в профиль, но даже в этом положении можно заметить какую-то грусть и тоску в его глазах, что совсем не вяжется с обычным образом ребенка. Веки мальчик чуть-чуть опустил, возможно, он задумался о своей доле, о жизни, о страданиях, которые он должен испытывать день за днем. Может быть, он пытается себя приободрить тем, что он получит профессию, которая даст ему возможность заработать себе на жизнь.

А может быть он обдумывает свое письмо к дедушке. Или же размышляет над своим планом, как отправить письмо тайно, чтобы хозяин не узнал об этом.

Но все же на полотне мы не видим убитого горем мальчика, который опустил руки. Мы видим смышленного и сообразительного паренька, который излучает решительность, силу. Он не смирился со своей участью, он будет бороться до конца. Художник изобразил его образ так, чтобы зритель увидел надежду на хорошее будущее мальчика. Он выстоит все невзгоды и трудности, он добьется хорошего места в жизни.

Другие темы: ← Портрет сына Белоковской↑ РазныеПортрет Арсеньевой Боровиковского →

`

Анализ литературного героя, характеристика, образ, портрет, описание.

ВАНЬКА ЖУКОВ — герой рассказа А.П.Чехова «Ванька» (1886), девятилетний мальчик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город «в люди». Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали — научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес у В.Ж. такой: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».

Образ В.Ж. — своеобразное средоточие детской темы у Чехова, выражение авторской концепции детства. Детство у Чехова — особый, утраченный мир, о котором вечно тоскует взрослый человек. Чеховские герои структурно четко поделены на взрослых и детей. Детство и взрослость — два вечно противопоставляемых состояния. В рассказе «Дома» (1887) отец-прокурор пытается отучить семилетнего Сережу от пагубного увлечения — курения. Отец — нечастый пример у Чехова проявления тонкости взрослого существа в отношении ребенка — признает самодостаточность хрупкого мира, в котором живет его сын, сочиняет нравоучительную сказку-импровизацию о бедствиях, постигших несчастного старого короля, сын которого предавался тому же пороку, что и Сережа, — курил. Невинности и теплой доверчивости ребенка противопоставлен взрослый мир с устоявшимися представлениями и невнятной тоской взрослого по логике детства. Но детский мир не только вожделенно-недостигаем, он еще и непрочен: ребенку предстоит перейти во взрослость. Путешествие в город — таков переход во взрослость для девятилетнего Егорушки, сына вдовы и будущего гимназиста из повести «Степь» (1888). «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», — говорит здесь Чехов. В каком-то смысле чеховский «русский человек» обречен переживать драму ребенка, оторванного от прочного мира детства, насильственно помещенного во взрослое настоящее. «Детские герои» позволяют острее обнаружить сущность этой драмы.

В.Ж. существует в двух временных измерениях: в идиллическом прошлом и в настоящем.

В первом все замечательно — дедушка (в реальной жизни совсем не обязательно добрый и ласковый), собаки — старая Каштанка и хитроумный хулиган Вьюн, поездка с дедом в лес за елкой, Рождество и барышня Ольга Игнатьевна — все полно поэзией. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнет («…а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»). В образе В.Ж. сосуществуют различные грани детского миропонимания, тяготеющего к мифологизации окружающего, ориентированного на собственные ценностные представления. Так, В.Ж. знает, что золоченый орех с господской елки — подлинное сокровище. В этом смысле он близок героям «Детворы» (1886) — Грише, Ане, Соне, Алеше и «кухаркину сыну» Андрею, поглощенным объединившей всех пятерых игрой в лото. Они дружно дают отпор соблазнившемуся уютностью их компании старшему брату Васе, ученику 5-го класса. Детская компания решительно не впускает его в оберегаемый от постороннего вмешательства самоценный мир, где ставка в игре — копейка, и рубль вместо нее поставить нельзя. Столь же непостижим для взрослого мальчишеский мир Володи и гордого, самостоятельного «господина Чечевицына» (он же Монтигомо — Ястребиный Коготь) в «Мальчиках» (1887). Но закрытость детского мира не защищает ребенка от взрослой, всегда слишком грубой и травмирующей жизни. Это касается не только детей-сирот. Мир взрослых трудно постигается героем рассказа «Гриша» (1886), «маленьким пухлым мальчиком» двух лет и восьми месяцев, изумленно и трепетно осваивающим полный загадочных смыслов большой мир взрослых. Его шифры разгадывает другой Гриша, из рассказа «Кухарка женится», по-своему глубоко и драматично интерпретирующий ритуальную сторону знаменательного события: ему кажется, что кухарка нуждается в сочувствии, и единственная форма моральной поддержки — большое красное яблоко, похищенное из кладовой, — вкладывается в руку «страдалице». Чехов не смеется над Гришей (как и над наивностью В.Ж.), несмотря на юмористическую интонацию, — он всегда уважает ребенка.

Подобно В.Ж., живущему в прозаическом, жестоком мире реальности, одиноки и заброшены внешне благополучные дети рассказа «Событие» — шестилетний Ваня и четырехлетняя Нина, у которых «кошка ощенилась», одарив их первым сознанием причастности к чуду рождения. Взрослые не способны разделить их восторг так же, как и горе, — котят «сожрал Неро», огромный пес. Грубость, ложь и вероломство взрослых потрясают Алешу — восьмилетнего героя рассказа «Житейская мелочь», который доверчиво, под страшным секретом разбалтывает любовнику матери о тайных встречах с отцом, а потом (когда тот, забыв об обещании молчать, устраивает матери сцену), заикаясь и плача, рассказывает сестре, как страшно его обманули.

Положение В.Ж. ближе всего ситуации героини рассказа «Спать хочется» (1888), тринадцатилетней няньки Варьки. В.Ж. и Варька — дети общей судьбы: оба сироты, оба из деревни и отданы в семьи сапожников, оба нянчат хозяйских детей и выполняют любую другую работу. Даже матерей их зовут одинаково — Пелагея. Только Варька, обезумевшая от хронического недосыпания, уже перешла за грань, отделяющую настоящее от прошлого: для нее все перепутано, все смешалось — подробности смерти отца, путешествие с матерью в город на заработки, бесконечное мельтешение по домашним делам под окрики хозяйки и нескончаемый крик младенца, в котором и воплощается для нее все зло мира. В бреду, в полузабытьи она душит ребенка, чтобы наконец заснуть. Драма В.Ж. не в том, что его может ‘ ожидать подобный финал, и не в том, что его жалобы в прямом смысле слова безадресны, — драма в том, что ему, как и большинству детских персонажей Чехова, «отказано в детстве».

Лит.: Чудаков А. Мир Чехова. М., 1986.

Материал будет полезен тем, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также к итоговому сочинению.

Команда Литеровед.ру подготовила анализ рассказа «Ванька», который написал Антон Павлович Чехов. Весь собранный материал непременно будет вам полезен при изучении данного произведения.

Антон Павлович достаточно часто использовал в своих произведениях образ маленького ребенка, который был несчастным и неприкаянным. Чехов очень подробно и реалистично передавал эмоции этого ребенка, потому что отчасти образ являлся автобиографичным. Моментами, взятыми из собственной биографии, автор сумел показать всю многогранность счастья, и то, каким оно может быть на самом деле.

Содержание

  1. История создания
  2. Жанр, направление
  3. Смысл произведения
  4. Темы
  5. Проблемы
  6. Основная мысль

История создания

Впервые произведение вышло в свет на страницах «Петербургской газеты» 25 декабря 1886 года. Такая дата издания была выбрана не зря: в рассказе речь идет о том, как главный герой пишет письмо своему дедушке в канун Рождества. Так же вся атмосфера произведения пропитано той досадной непричастностью к большому и светлому празднику. Более того, автор все это показывает со стороны ребенка, что придает ещё большей сентиментальности.

В этот период времени Антон Павлович всерьез увлекся изучением детской психологии. По мнению большинства, когда начали проявляться первые признаки заболевания, автор невольно начал возвращаться к своему детству, которое даже с натяжкой невозможно было назвать счастливым. Он подозревал, что именно из-за этого его здоровье было подорвано в столь раннем возрасте.

Все дело в том, что еще, будучи совсем ребенком, Антону Павловичу приходилось работать в лавке у своего отца, где он сильно уставал, и, как следствие, часто болел. Совокупность этих обстоятельств и стала благоприятной почвой для развития страшного заболевания, от которого впоследствии писатель и скончался – чахотки.

Больше всего Антона Павловича интересовал третий этап психического взросления ребенка – третий. В этот период ребенок начинал проявлять настоящие эмоции. Он уже мог отличить добро от зла, плохое от хорошего. Так же у ребенка слезы могли вызвать не только капризы, а еще и обида, чувство несправедливости, жалости.

Подобные персонажи встречаются во многих произведениях автора, не стал исключением и рассказ «Ванька» и его герой Ванька Жуков.

Достаточно часто возникают споры и о том, чей же образ лег в основу того самого Ваньки Жукова? Существует несколько вариантов прототипа главного героя:

  1. Есть мнение, что за основу образа автор взял самого себя, максимально передав свои чувства, эмоции и опыт. Действительно, судьба этих двух мальчишек очень похожа – ни Ваньку, ни маленького Антона нельзя было назвать счастливыми. Единственным отличием мальчишек можно назвать разве что то, что Ванька провел свои детские годы рядом с обувными колодками и господскими сапогами, а Антон Павлович – в рыбной лавке, где стоял отвратительный зловонный запах.
  2. Что же касается другого мнения – то есть теория, что в качестве прототипа Ваньки Антон Павлович использует прототип своего родственника Михаила, которого отец отдал на обучение ремеслу к купцу Гаврилову. Мальчик так же не мог похвастаться приятными воспоминаниями из детства, поскольку регулярно наказывался розгами, независимо от того, заслужил он это или нет.

Жанр, направление

Данное произведение правильнее всего назвать рассказом, поскольку оно имеет достаточно небольшой объем. Автор рассказывает читателю конкретную историю, в которой есть конкретный главный герой. Антон Павлович поднимает очень острую проблему, благодаря которой произведение можно отнести к разряду социально-обличительной беллетристики.

Хоть в произведении мы и не видим прямого осуждения, но благодаря тому, что автор передает историю через искалеченный детский рассудок, можно сделать вывод о мещанстве, которое буквально уничтожало Россию изнутри.

Что же касается направления произведения – то, безусловно, это реализм.

А вот насчет жанровой принадлежности так сразу дать ответ невозможно, поскольку споры на этот счет идут до сих пор. Мнение экспертов разделилось на два пути:

  1. Например, по мнению литературоведа Г.Г. Рамазановой, которая сформулировала основное положение первой теории, в рассказе встречаются жизнеутверждающие рождественские мотивы (которые всегда ассоциируются с волшебством) наряду с безнадежным положением главного героя, буквально обреченного на пытки детской, неокрепшей души. Благодаря этому синтезу противоположностей данное произведение можно отнести к жанру «антирождественских рассказов», которые прежде встречались и у других авторов.
  2. Вторую теорию, которая отличается своей неординарностью, предлагает И.А. Есаулов. По его мнению, рассказ наполнен позитивом от начала и до конца. Даже конец произведения ни в коем случае не хоронят надежду Ваньки на счастье, а наоборот, дают её утверждение и возрождение. Размышления Есаулова основываются на том, что все взгляды, которые Ванька бросает на отражение пламени свечи в оконном стекле, являются преодолением границ между двумя мирами: Москвы и деревни. Достаточно часто воспоминания о городе происходят в прошедшем времени, а картины-воспоминания – в настоящем времени. Даже в финальной сцене произведения, где Константин Макарович читает письмо Ваньки, автор использует глаголы настоящего времени, из чего мы можем сделать вывод, что чудо все же случилось – заветное письмо нашло своего адресата.

Смысл произведения

Действие начинается в Рождественский сочельник. Дома у сапожника Аляхина никого нет, поскольку все его семейство отправилось на заутреннюю. На хозяйстве остался лишь девятилетний Ванька Жуков – ученик сапожника. Когда мальчик убедился, что все жильцы ушли из дома, он уселся перед лавкой и начал писать письмо своему дедушке Константину Макарычу.

В тексте письма мальчонка жалуется деду на весь тот ужас, который происходит у Аляхина. Он подробно рассказывает о том, что сапожник постоянно избивает его шпандырем и обувной колодкой. Его жена тоже относится к мальчику унизительно и постоянно тычет ему в лицо рыбьей головой.

Мальчику достается и от подмастерьев, которые постоянно посылают мальчишку принести им водки и соленых огурцов из хозяйских запасов. Каждый раз, когда мальчонка обмакивает перо в чернила, он невольно смотрит на отражение в оконном стекле пламени свечи, и возвращается в воспоминаниях в родную деревню. Он вспоминает деда и собак – Вьюна и Каштанку, которые вышагивают по чистому снегу вокруг усадьбы. Снег так красиво серебрится и переливается под чистейшим небом, на котором так отчетливо видно каждую звездочку и млечный путь. Вся эта картина напоминает о приближении Рождества.

Окунувшись в воспоминания, перед мальчиком предстает картина, как они с дедушкой отправились в заснеженный лес, чтобы принести елку в господский дом. Заканчиваются воспоминания Ваньки картиной, что дедушка сидит на печи и читает письмо, а Вьюн прохаживается рядом, вертя хвостом.

Мальчик подробно рассказывает обо всех подробностях московской жизни, которые так непривычны и диковинны для мальчика с деревни. Ванька рассказывает дедушке о рыболовных и охотничьих магазинах, в которых находится огромное количество снастей и ружей. Говорит и о мясных лавках, в которых огромное количество разной лесной дичи. Так же он рассказывает о конях, которые не такие резвые и о собаках, которые не такие злые.

Темы

В рассказе «Ванька» Антон Павлович Чехов поднимает темы, которые не потеряли соей актуальности и в наши дни.

Одной из тем произведения является тема надежды. Её можно даже назвать основной темой рассказа, которая обосновывается на таких наивных действиях главного героя. Мальчик находится в доме у сапожника всего три месяца, но за это время на него было оказано огромное эмоциональное давление. Если бы он был взрослым человеком, то вполне мог бы перестать верить в справедливость и доброту. Но Ванька был еще ребенком, поэтому его мировоззрение основывалось на любви, которую в этом возрасте ещё невозможно изжечь.

Мальчик продолжает свято верить в сакральный для него образ дедушки, который является единственным человеком, способным спасти его в данной ситуации.

В образе Ваньки Жукова Чехов постарался отразить чистую душу, которая продолжает верить в чудо, несмотря ни на что.

Тема детства – еще одна тема произведения. Мы уже говорили о том, что тема детства была для Чехова чем-то особенным, поэтому он так трепетно к ней относился. Именно в детстве автор получил тот самый опыт, благодаря которому вырос здравомыслящим и эмпатичным человеком. Ему удалось добиться небывалых высот в творчестве и стать гениальны писателем.

В рассказе «Ванька» Чехов освещает тему детства в контексте сиротства. Тем самым он старается показать, что у мальчонки толком и не было того самого детства, которое обязательно должно быть у каждого ребенка. Этим он хочет донести обществу, что педагогические и социальные вложения необходимы, чтобы обеспечить детям достойную жизнь.

Тема мещанства раскрывается писателем при помощи таких действующих героев, как сапожник Аляхин и его жена. Именно семейство Аляхиных являются идеальным примером людей, которые практикуют практически первобытные подходы во всех сферах: в сфере домашнего хозяйства, воспитания и обучения. Порой кажется, что Аляхин способен научить ребенка только обувному делу и ненависти.

Беда в том, что мировоззрение Аляхина очень ограничено, и заключается лишь в опрощенных морально-этических нормах, которые так часто встречаются в ремесленнических кварталах Москвы. Именно в эти кварталах и сформировалась отдельная культура взглядов на окружающий мир, в котором обитают лишь неблагодарные и высокомерные потребители. Подобное мировоззрение сформировалось из-за тяжелого повседневного труда и бедности.

Еще одна тема произведения – это тема агрессии. Автор подошел к раскрытию данной темы весьма своеобразно. Он показывает агрессивное поведение Аляхиных по отношению к мальчику, хотя у них и не было для этого объективных причин. Но Ванька постоянно получает побои и унижения, которых совершенно е заслуживает. Антон Павлович таким образом пытается показать, что агрессия и склонность к насилию присутствуют в любом человеке, но способны руководить лишь в безвольном теле, лишенного эмоционального интеллекта, который бы позволил их сдержать.

Проблемы

Основная проблема произведения – это проблема бездействия. Проблема сиротства во времена Российской империи стоит очень остро. Но затрагивает она не только детей, которые были лишены попечительства, но и детей, которые были вынуждены столкнуться с деспотизмом со стороны родителей и опекунов. Как не странно, с данной проблемой столкнулось ещё большее количество детей, нежели сироты.

Ярким примером является наш герой Ванька Жуков. Здесь сложно с уверенностью ответить, какой вариант жизни был бы для мальчика лучше: оставаться жить в деревне, обрекая себя на нищенское существование, отправиться на обучение к тирану Аляхину, или же отправиться в сиротский дом, где его бы окружали несчастные и обездоленные дети?

Так же автор затрагивает проблему жестокости и равнодушия. Чехов всегда остро относился к процессу поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Весь ужас совершаемых людьми ошибок он старается показать на примере несчастных и отчаявшихся взрослых по отношению к ребенку. Ведь именно у детей душа чиста, они продолжают верить в любовь, доброту и тепло, и ждут этого же от окружающих. А пагубное влияние взрослых не редко деформируют и калечат еще неокрепшую душу ребенка, делая её похожей на свою.

Проблема справедливости так же занимает немаловажное место в произведении. Данная тема достаточно часто всплывает в трудах литераторов. Это и не удивительно, потому что на протяжении всего времени мы неоднократно замечаем несправедливое распределение счастья между потенциальными обладателями.

Не удивительно, что автор достаточно часто поднимает её в своих произведениях, ведь ему она была знакома не понаслышке. Он уверен в том, что природа мира априори несправедлива.

Основная мысль

Главная мысль произведении, которую так умело выражает Антон Павлович Чехов в рассказе «Ванька», заключается в том, что именно дети вынуждены нести на себе крест страдания за все прегрешения взрослых, которые давно утратили способность любить и сочувствовать, гонясь за призрачными идеалами лучшей жизни. Ведь лучшая жизнь может так и не наступить, а своим поведением мы имеем реальную возможность искалечить душу ребенка.

Мир, в котором погрязли взрослые, рассчитан на взрослое восприятие. В нем присутствует азарт, пафос, блуд. В нем нет места ребенку. Взрослому поколению необходимо приложить максимальные усилия, чтобы заложить ребенку фундамент из правильных идеалов, целей и желаний. Мы должны с уважением относиться к таким шатким и порой смешным желаниям наших детей, потому что только таким образом мы сможем достичь гармоничного развития общества.

В образе Ваньки Жукова автор сочетает два мира, которые противопоставлены друг другу. Мир взрослых – страшный и суровый, где нет места волшебству и исполнению желаний. И мир, где нужно верить в свое счастье, пусть и призрачное, и далекое, но вполне возможное. Главное верить и надеяться. Мир, где есть место чуду. Это детский мир, но он наполнен теплом, честностью, добротой и любовью. Ведь в этом маленьком мире возможно все!

Произведение: Ванька

Ванька Жуков – герой рассказа А. П. Чехова “Ванька” (1886), девятилетний малиик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город “в люди”. Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника.

Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали – научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес у В. Ж. такой: “На деревню дедушке.

Константину Макарычу”.
Образ В. Ж. – своеобразное средоточие детской темы у Чехова, выражение авторской концепции детства. Детство у Чехова – особый, утраченный мир, о котором вечно тоскует взрослый человек. Чеховские герои структурно четко поделены на взрослых и детей.

Детство и взрослость – два вечно противопоставляемых состояния. В рассказе “Дома” (1887) отец-прокурор пытается отучить семилетнего Сережу от пагубного увлечения – курения. Отец – нечастый пример у Чехова проявления тонкости взрослого существа в отношении ребенка – признает самодостаточность хрупкого мира, в котором живет его сын, сочиняет нравоучительную сказку-импровизацию о бедствиях, постигших несчастного старого короля, сын которого предавался тому же пороку, что и Сережа, – курил. Невинности и теплой доверчивости ребенка противопоставлен взрослый мир с устоявшимися представлениями и невнятной тоской взрослого по логике детства.

Но детский мир не только вожделенно-недостигаем, он еще и непрочен: ребенку предстоит перейти во взрослость. Путешествие в город – таков переход во взрослость для девятилетнего Егорушки, сына вдовы и будущего гимназиста из повести “Степь” (1888). “Русский человек любит вспоминать, но не любит жить”, – говорит здесь Чехов. В каком-то смысле чеховский “русский человек” обречен переживать драму ребенка, оторванного от прочного мира детства, насильственно помещенного во взрослое настоящее. “Детские герои” позволяют острее обнаружить сущность этой драмы.
В. Ж. существует в двух временных измерениях: в идиллическом прошлом и в настоящем. В первом все замечательно – дедушка (в реальной жизни совсем не обязательно добрый и ласковый), собаки – старая Каштанка и хитроумный хулиган Вьюн, поездка с дедом в лес за елкой, Рождество и барышня Ольга Игнатьевна – все полно поэзией. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнет (“…а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать”).

В образе В. Ж. сосуществуют различные грани детского миропонимания, тяготеющего к мифологизации окружающего, ориентированного на собственные ценностные представления. Так, В. Ж. знает, что золоченый орех с господской елки – подлинное сокровище. В этом смысле он близок героям “Детворы” (1886) – Грише, Ане, Соне, Алеше и “кухаркину сыну” Андрею, поглощенным объединившей всех пятерых игрой в лото.

Они дружно дают отпор соблазнившемуся уютностью их компании старшему брату Васе, ученику 5-го класса. Детская компания решительно не впускает его в оберегаемый от постороннего вмешательства самоценный мир, где ставка в игре – копейка, и рубль вместо нее поставить нельзя. Столь же непостижим для взрослого мальчишеский мир Володи и гордого, самостоятельного “господина Чечевицына” (он же Монтигомо – Ястребиный Коготь) в “Мальчиках” (1887).

Но закрытость детского мира не защищает ребенка от взрослой, всегда слишком грубой и травмирующей жизни. Это касается не только детей-сирот. Мир взрослых трудно постигается героем рассказа “Гриша” (1886), “маленьким пухлым мальчиком” двух лет и восьми месяцев, изумленно и трепетно осваивающим полный загадочных смыслов большой мир взрослых.

Его шифры разгадывает другой Гриша, из рассказа “Кухарка женится”, по-своему глубоко и драматично интерпретирующий ритуальную сторону знаменательного события: ему кажется, что кухарка нуждается в сочувствии, и единственная форма моральной поддержки – большое красное яблоко, похищенное из кладовой, – вкладывается в руку “страдалице”. Чехов не смеется над Гришей (как и над наивностью В. Ж.), несмотря на юмористическую интонацию, – он всегда уважает ребенка.
Подобно В. Ж., живущему в прозаическом, жестоком мире реальности, одиноки и заброшены внешне благополучные дети рассказа “Событие” – шестилетний Ваня и четырехлетняя Нина, у которых “кошка ощенилась”, одарив их первым сознанием причастности к чуду рождения. Взрослые не способны разделить их восторг так же, как и горе, – котят “сожрал Неро”, огромный пес. Грубость, ложь и вероломство взрослых потрясают Алешу – восьмилетнего героя рассказа “Житейская мелочь”, который доверчиво, под страшным секретом разбалтывает любовнику матери о тайных встречах с отцом, а потом (когда тот, забыв об обещании молчать, устраивает матери сцену), заикаясь и плача, рассказывает сестре, как страшно его обманули.
Положение В. Ж. ближе всего ситуации героини рассказа “Спать хочется” (1888), тринадцатилетней няньки Варьки. В. Ж. и Варька – дети общей судьбы: оба сироты, оба из деревни и отданы в семьи сапожников, оба нянчат хозяйских детей и выполняют любую другую работу. Даже матерей их зовут одинаково – Пелагея.

Только Варька, обезумевшая от хронического недосыпания, уже перешла за грань, отделяющую настоящее от прошлого: для нее все перепутано, все смешалось – подробности смерти отца, путешествие с матерью в город на заработки, бесконечное мельтеше-ние по домашним делам под окрики хозяйки и нескончаемый крик младенца, в котором и воплощается для нее все зло мира. В бреду, в полузабытьи она душит ребенка, чтобы наконец заснуть. Драма В. Ж. не в том, что его может ожидать подобный финал, и не в том, что его жалобы в прямом смысле слова безадресны, – драма в том, что ему, как и большинству детских персонажей Чехова, “отказано в детстве”.

Loading…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Образ анны одинцовой в романе отцы и дети сочинение
  • Образ бориса годунова сочинение 10 класс
  • Образ андрея соколова в рассказе шолохова судьба человека
  • Образ андрея соколова в рассказе судьба человека сочинение
  • Образ андрея дубровского в романе дубровский сочинение 6 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии